УДК. 324.76
Л.А. Нудненко
доктор юридических наук, профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Российская Федерация, 119606, Москва, пр. Вернадского, дом 84, корп. 1.
E-mail: nudnenko@rambler.ru.
Тенденции правового регулирования особенностей организации местного самоуправления
Аннотация: В статье дан анализ поправок в главу 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», посвящён-ную особенностям организации местного самоуправления в ряде субъектов РФ. В качестве тенденции правовой регламентации особенностей организации местного самоуправления отмечены изменения в структуре и компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований г. Москвы. На территории муниципальных образований Москвы в настоящее время действуют органы местного самоуправления: представительный орган муниципального образования (Совет депутатов), глава муниципального образования и аппарат Совета депутатов. Тенденцией правовой регламентации местного самоуправления является расширение особых полномочий органов местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях и приграничных территориях РФ. В статье отмечается появление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» новых статей под номерами с 82.1 по 82.5, которые ограничили права местного самоуправления на: территории инновационного центра «Сколково», территориях опережающего социально-экономического развития, территориях инновационных научно-технологических центров. Правовой статус этих территорий регулируется рядом федеральных законов. Общим для них является ограничение форм непосредственного народовластия населения муниципальных образований. Так, не проводятся публичные слушания по проекту генерального плана, по проекту правил землепользования и застройки, по проекту планирования территории и проекту межевания территории. Границы территории изменяются без учёта мнения населения территории. При решении перечисленных вопросов не учитывается не только мнение населения, но и
мнение представительного органа муниципального образования.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, особенности организации местного самоуправления, правовая регламентация, тенденции.
Для цитирования: Нудненко Л.А. Тенденции правового регулирования особенностей организации местного самоуправления // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 1 (81). - С. 61-68.
Lydia A. Nudnenko
Dr. Sci. (Jurid.), Professor The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(The Presidential Academy, RANEPA).
84-1, Vernadsky pr., Moscow, 119606, Russian Federation.
E-mail: nudnenko@rambler.ru. ei
Trends in the legal regulation of the peculiarities of the organization of local self-government
Annotation: the article analyzes the amendments to Chapter 11 of the Federal law «on General principles of local self-government organization in the Russian Federation», devoted to the peculiarities of local self-government organization in a number of subjects of the Russian Federation. Changes in the structure and competence of local self-government bodies of Moscow municipalities are noted as a trend in the legal regulation of the features of the organization of local self-government. On the territory of the municipalities of Moscow are currently operating local governments: the representative body of the municipality (Council of deputies), the head of the municipality and bodies in closed administrative-territorial entities and border areas of the Russian Federation. The article notes the emergence of new articles in the Federal law «On General principles of local self-government organization in the Russian Federation» under the numbers 82.1 to 82.5, which limited the rights of local self-government in: the territory of the innovation center «Skolkovo», the territories of advanced socio-economic development, the territories of innovative scientific and technological centers. The legal status of these territories is governed by a number of Federal laws. Common to them is the restriction of forms of direct democracy of the population of municipalities. Thus, there are no public hearings on the draft master plan, on the draft rules of land use and development, on the project of territory planning and the project of land surveying. The boundaries of the territory change without taking into account the opinion of the population of the territory. When dealing with these issues not only ignores the public opinion, but the opinion of a representative body of municipal formation.
Keywords: local self-government bodies, peculiarities of local self-government organization, legal regulation, trends.
For citation: Nudnenko L.A. Trends in the legal regulation of the peculiarities of the organization of local self-government // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2019. - № 1 (81). - P. 61-68.
Период с 2007 по 2018 годы ознаменовался многочисленными поправками в главу 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. № 131, посвящённую особенностям организации местного самоуправления1. Помимо поправок в статьи с 79 по 82, глава 11 Закона была дополнена пятью новыми статьями под номерами с 82.1 по 82.5. Полагаем интересным анализ норм главы 11 Федерального закона № 131 на предмет выявления характера особенностей организации местного самоуправления и их соотношения с конституционными основами местного самоуправления.
1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. 6 февраля 2019 г.) // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения - субъектах Российской Федерации заключается в их организации на внутригородских территориях. В 2012 году в статью 79 Федерального закона 2003 г. № 131 была внесена поправка, согласно которой в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться. Таким образом, было сделано исключение из общего правила, согласно которому обязательными органами для муниципального образования являются представительный орган, глава муниципального образования и местная администрация [1, с. 23].
Данное исключение в настоящее время действует только в Москве, для которой характерно деление на 9 административных округов, в которых органами исполнительной власти являются префектуры, во главе которых находится префект, назначаемый мэром г. Москвы и подчиняющийся Правительству г. Москвы. В муниципальных образованиях действуют управы - территориальные исполнительные органы государственной власти, во главе с главой управы, подчиняющиеся префекту. Таким образом, в г. Москве существует вертикаль исполнительной власти, деятельность которой распространяется и на муниципальные образования.
В связи с необходимостью устранить дублирование в осуществлении исполнительной власти на территории муниципальных образований г. Москвы между управой и местной администрацией последняя ликвидирована. Таким образом, на территории муниципального образования Москвы в настоящее время действуют органы местного самоуправления: представительный орган муниципального образования (Совет депутатов), глава муниципального образования и аппарат Совета депутатов.
Совет депутатов состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Полномочия Председателя Совета депутатов исполняет глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, которое избирается депутатами из своего состава открытым голосованием на срок полномочий Совета депутатов большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов.
Аппарат Совета депутатов является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность. Аппаратом Совета депутатов руководит глава муниципального образования на основе единоначалия. Структура аппарата Совета депутатов утверждается решением Совета депутатов по представлению главы муниципального образования.
Поскольку наряду с органами местного самоуправления на территории муниципального образования действует управа - территориальный исполнительный орган государственной власти, большое зна-
чение приобретает распределение полномочий между аппаратом Совета депутатов и управой.
Согласно статье 15 Устава муниципального округа Царицыно г. Москвы к полномочиям аппарата Совета депутатов относятся: составление проекта местного бюджета, исполнение местного бюджета и осуществление контроля за его исполнением, составление отчёта об исполнении местного бюджета; осуществление полномочий финансового органа муниципального округа в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; обеспечение деятельности главы муниципального округа и Совета депутатов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа; принятие решения о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации; организация и проведение местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов; организация и проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального округа; регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками, а также регистрация факта прекращения трудового договора; информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятники истории и культуры местного значения), находящихся в собственности муниципального округа; рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей; взаимодействие с общественными объединениями и т.д.2
Перечень полномочий аппарата Совета депутатов показывает отсутствие у аппарата полномочий в сфере ежедневного обеспечения потребностей населения. Это является главной задачей управы, которая
2 Устав муниципального округа Царицыно от 28 ноября 2003 г. (в ред. 18 апреля 2018 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. Регион» (дата обращения: 22.02. 2019).
занимается вопросами: содержания сферы жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, праздничного и тематического оформления района, обеспечения благоприятных условий для проживания граждан; организации благоустройства, содержания, уборки дворовых и иных территорий; проведения работ по благоустройству территорий, прилегающих к государственным образовательным организациям города Москвы, которые подведомственны Департаменту образования города Москвы, согласно ежегодно утверждаемому Департаментом образования города Москвы по согласованию с префектурой административного округа перечню указанных территорий; осуществление мониторинга содержания и уборки земельных участков, расположенных на территории района; обеспечения содержания и ремонта контейнерных площадок и вывоза твёрдых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, организации подготовки к сезонной эксплуатации объектов жилищного фонда, находящихся в ведении подведомственных управе района организаций, и т.д.3 Особенности местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании определяются Законом «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. В период с 2014 года органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования в дополнение к имеющимся особым полномочиям получили дополнительные особые полномочия. Они вправе:
- разрабатывать схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на территориях организаций и (или) на объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на территории организации и (или) на объекте глава закрытого административно-территориального образования совместно с руководителями организации и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей,
3 Положение об управе района города Москвы от
24 февраля 2010 г. № 157-ПП // [Электронный ресурс]
// СПС «Консультант плюс. Регион» (дата обращения: 22.02. 2019).
а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;
- вести учёт граждан, претендующих на получение социальной выплаты, и определять размер указанной социальной выплаты;
- осуществлять оплату стоимости проезда граждан и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимости провоза багажа.
В случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счёт средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами.
Тенденцией правовой регламентации особенностей организации местного самоуправления является то, что целый ряд вопросов своей компетенции органы местного самоуправления обязаны согласовывать с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования. Такими органами являются: Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».
К числу вопросов, требующих согласования, относятся: стратегия социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования; генеральный план закрытого административно-территориального образования; проекты планировки территории, подготовленные на основе генерального плана закрытого административно-территориального образования; резервирование земель в границах закрытого
административно-территориального образования для муниципальных нужд4.
Специфика местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях проявляется и в порядке замещения должности главы муниципального образования, который избирается представительным органом закрытого административно-территориального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
При этом одна треть конкурсной комиссии в закрытом административно-территориальном образовании назначается представительным органом закрытого административно-территориального образования, одна треть - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, одна треть - руководителями федеральных органов исполнительной власти («Росатом», «Роскосмос»), в ведении которых находятся организации и объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
Посредством внесения изменений в Закон «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.5 Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. (№ 446-ФЗ) были расширены особые полномочия органов местного самоуправления в приграничных территориях. В частности, на них были возложены полномочия: предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы; оказывать помощь пограничным органам, Вооружённым Силам Российской Федерации, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию; создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной
4 О закрытом административно-территориальном образовании : закон Российской Федерации от 14 июля
1992 г. № 3297-1 (в ред. 30 октября 2017 г. №299-ФЗ) // Российская газета. - 1992. - 26 августа. - № 190.
5 О государственной границе Российской Федерации : закон Российской Федерации от 1 апреля
1993 г. № 4730-1 (в ред. 29 июля 2018 г.) // Российская газета. - 1993. - 4 мая. - № 84.
территории; на земельных участках, предоставленных для нужд защиты Государственной границы, осуществлять муниципальный земельный контроль6.
Муниципальным образованиям, расположенным полностью или частично на приграничной территории, было предоставлено право предусмотреть в Уставе муниципального образования должностное лицо местного самоуправления по пограничным вопросам.
Период с 2010 по 2017 годы ознаменовался появлением в Федеральном законе № 131 статей 82.2. 82.3, 82.4, 82.5, которые ограничили права местного самоуправления и в том числе полномочия органов местного самоуправления на территории инновационного центра «Сколково», территориях опережающего социально-экономического развития, территориях инновационных научно-технологических центров.
Правовой статус этих территорий регулируется рядом федеральных законов7. Общим для них является то, что органы местного самоуправления даже располагаются вне названных территорий. Другой тенденцией является ограничение форм непосредственного народовластия населения муниципальных образований. Так, не проводятся публичные слушания по проекту генерального плана, по проекту правил землепользования и застройки, по проекту планирования территории и проекту межевания территории. Границы территории изменяются без учёта мнения населения территории. При решении перечисленных вопросов не учитывается мнение не только
6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации : Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 446-ФЗ // Российская газета. - 2014. - 24 декабря.
- № 293.
7 Об инновационном центре «Сколково» : Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. - 2010. - № 40.
- Ст. 4970; О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. - 2015. - № 1 (часть 1). - Ст. 26; Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. - 2017. - № 31 (часть 1). - Ст. 4765.
населения, но и мнение представительного органа муниципального образования.
Основным субъектом, решающим перечисленные и иные вопросы, как правило, находящиеся в остальных муниципальных образованиях в компетенции органов местного самоуправления, является управляющая компания.
Управляющая компания - акционерное общество, созданное для осуществления функций по управлению инновационным научно-технологическим центром или территорией опережающего социально-экономического развития. Учредителями управляющей компании выступают Правительство Российской Федерации и (или) инициатор проекта.
Именно управляющая компания решает следующие вопросы:
1) резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд субъекта Российской Федерации, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;
2) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
3) обеспечение малоимущих граждан, проживающих на соответствующей территории и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Медицинская помощь и образовательная деятельность на перечисленных территориях осуществляется частными организациями без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности, если это предусмотрено правилами проекта. Таким образом, на перечисленных территориях приостановлена деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Перечисленные нормы получили критическую оценку в юридической литературе. Так, по мнению В.В. Комаровой, для реализации цели создания инновационного центра «Сколково» фактически произошло нормативное смешение статуса наукограда и особой экономической зоны [2, с. 44-47]. Указанное обстоятельство создаёт возмож-
ность для злоупотреблений со стороны управляющей компании, что, в свою очередь, может привести к дисбалансу интересов как между управляющей компанией и участниками проекта, так и между управляющей компанией и органами государственной власти и местного самоуправления.
И.А. Черешнева констатирует, что государство, имея в своём арсенале наукограды (временем доказавшие свою эффективность) и технико-внедренческие особые экономические зоны, изобретает велосипед в лице ИЦ «Сколково», дополнительно к нему создаёт инновационные научно-технологические центры, тем самым игнорируя уже существующие аналоги [3, с. 53].
Т. Н. Леонова отмечает, что в официальных документах по «Сколково» не упоминается, какому именно ведомству, агентству будет подотчетна сама управляющая компания, её статус размыт - ни государственная структура, ни коммерческое предприятие. Кроме того, отсутствуют конкретные контролирующие структуры, следящие за распределением и освоением бюджетных средств [4, с. 102].
Представляет интерес правовая природа решений, принимаемых управляющей компанией. Поскольку управляющая компания не относится ни к числу органов государственной власти, ни к органам местного самоуправления, то её решения не могут быть отнесены к нормативным правовым актам. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. решения, принятые управляющей компанией, не могут быть обжалованы в суде на основании главы 24 ГПК РФ или главы 23 АПК РФ8. Однако есть мнение, что если учитывать положения ст. 20 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ9, которая предусматривает ограничения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на
8 О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 (в ред. от 9 февраля 2012 г.) // Российская газета. - 2007. - 8 декабря. - № 276.
9 Об инновационном центре «Сколково» : Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. - 2010. - № 40. - Ст. 4970.
территории центра в пользу управляющей компании, то акты управляющей компании следует отнести к квазинормативным правовым актам, которые могут быть обжалованы в суде [5, с. 9].
Более того, на перечисленных территориях не осуществляются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (п. 2 статьи 24 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ)10.
Конституция РФ в статье 133 допускает возможность ограничения прав местного самоуправления в целом, в том числе и полномочий органов местного самоуправления в муниципальных образованиях, федеральным законом. Вместе с тем вводимые федеральным законом ограничения полномочий органов местного самоуправления не могут быть произвольными. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях отмечал, что такие ограничения по своему характеру, содержанию и пределам должны быть соразмерными и адекватными конституционным целям. Федеральный законодатель связан конституционными принципами равенства и соразмерности, а также вытекающими из них требованиями формальной определённости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в тех случаях, когда федеральный законодатель устанавливает ограничения конституционных прав и свобод в соответствии с требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реально-
го содержания. Даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, федеральный законодатель должен использовать не чрезмерные, а только обусловленные необходимостью защиты конституционно значимых ценностей меры11. Эта правовая позиция Конституционного Суда РФ в полной мере распространяется и на ограничения в сфере местного самоуправления, что должно исключать и посягательство на полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований.
А. А. Сергеев полагает, что умаление самостоятельности органов местного самоуправления в муниципальных образованиях прямым образом связано с общей стратегией муниципальной реформы, курсом на объединение управленческих действий региональной и местной власти. Такой курс можно оценить как ответ на вызовы времени, объективные сложности ситуации в стране, связанные, в частности, с набирающей темп мобилизационной экономикой. В результате органы местного самоуправления становятся агентами государственной власти вопреки конституционным установлениям об их самостоятельности. Вместе с тем следует согласиться с мнением учёного в том, что Конституционный Суд РФ, призванный служить Конституции РФ, в подобных решениях приспосабливает Конституцию РФ к нуждам практики, выраженным в федеральном и региональном законодательстве [6, с. 170].
10 Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. - 2017. - № 31 (часть 1). - Ст. 4765.
11 По делу о проверке конституционности статей 3, 4, пункта 1 части первой статьи 134, статьи 220, части первой статьи 259, части второй статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта
10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации», частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобами граждан А.В. Андронова, О.О. Андроновой, О.Б. Белова и других, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Воронежской области : постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. № 8-П // СЗ РФ. - 2013. - № 18. - Ст. 2292.
Список литературы
1. Нудненко Л. А. К вопросу о субъектах непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 2. - С. 23-25.
2. Комарова В. В. Особый правовой статус территорий в России (на примере инновационного центра «Сколково») // Российская юстиция. - 2011. - № 6. - С. 44-47.
3. Черешнева И. А. Система территорий с особым режимом предпринимательской деятельности // Юрист. - 2018. - № 3. - С. 49-55.
4. Леонова Т. Н. Инновационный центр «Сколково»: перспективы развития инновационно-образовательных центров в России // Инновации. - 2011. - № 4 (150). - С.100-108.
5. Семко А. М. Основы правового регулирования венчурного инвестирования в России и за рубежом // Предпринимательское право. - 2011. - № 3. - С. 7-10.
6. Сергеев А. А. Местное самоуправление на современном этапе // Журнал российского права. - 2018. - № 1. - С. 169-171.
7. Киреева Е. Ю., Нудненко Л. А., Овчинников И. И., Шугрина Е. С. Трансформация конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации / Конституция 1993 года: вызов России и образ будущего : аналитический обзор ИГСУ РАНХиГС. - 2018.
- № 12. - С. 44-102.
8. Михеева И. В., Чесноков П. А. Режим «закрытых» территорий: о природе санкций за нарушение // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Юридические науки». - 2016. - № 3 (26). - С. 60-63.
9. Михеева И. В., Черкасов К. В. «Болевые точки» правового регулирования закрытых территорий в современной России // Вестник Пермского университета. Серия «Юридические науки». - 2016. - № 4. - С. 370-390.
10. Федотова Ю. Г. Формы и виды участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, не связанные с включением в состав военной организации государства // Современное право. - 2016. - № 1. - С. 45-58.
References
1. Nudnenko L. A. K voprosu o sub»yektakh neposredstvennoy demokratii v sisteme mestnogo samoupravleniya // Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. - 2003. - № 2. - S. 23-25.
2. Komarova V. V. Osobyy pravovoy status territoriy v Rossii (na primere innovatsionnogo tsentra «Skolkovo») // Rossiyskaya yustitsiya. - 2011. - № 6. - S. 44-47.
3. Chereshneva I. A. Sistema territoriy s osobym rezhimom predprinimatel'skoy deyatel'nosti // Yurist. - 2018. - № 3. - S. 49-55.
4. Leonova T. N. Innovatsionnyy tsentr «Skolkovo»: perspektivy razvitiya innovatsionno-obrazovatel'nykh tsentrov v Rossii // Innovatsii. - 2011. - № 4 (150). - S.100-108.
5. Semko A. M. Osnovy pravovogo regulirovaniya venchurnogo investirovaniya v Rossii i za rubezhom // Predprinimatel'skoye pravo. - 2011. - № 3. - S. 7-10.
6. Sergeyev A. A. Mestnoye samoupravleniye na sovremennom etape // Zhurnal rossiyskogo prava. - 2018. - № 1. - S. 169-171.
7. Kireyeva Ye. Yu., Nudnenko L. A., Ovchinnikov I. I., Shugrina Ye. S. Transformatsiya konstitutsionnykh osnov mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii / Konstitutsiya 1993 goda: vyzov Rossii i obraz budushchego : analiticheskiy obzor IGSU RANKhiGS. - 2018. - № 12.
- S. 44-102.
8. Mikheyeva I. V., Chesnokov P. A. Rezhim «zakrytykh» territoriy: o prirode sanktsiy za narusheniye // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Yuridicheskiye nauki». - 2016. - № 3 (26). - S. 60-63.
9. Mikheyeva I. V., Cherkasov K. V. «Bolevyye tochki» pravovogo regulirovaniya zakrytykh territoriy v sovremennoy Rossii // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya «Yuridicheskiye nauki».
- 2016. - № 4. - S. 370-390.
10. Fedotova Yu. G. Formy i vidy uchastiya grazhdan v obespechenii oborony strany i bezopasnosti gosudarstva, ne svyazannyye s vklyucheniyem v sostav voyennoy organizatsii gosudarstva // Sovremennoye pravo. - 2016. - № 1. - S. 45-58.
© Нудненко Л.А., 2019
Статья поступила в редакцию 25.12.2018 г.