Научная статья на тему 'Стратегия развития инновационного научно-технологического центра агропромышленного комплекса'

Стратегия развития инновационного научно-технологического центра агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательская активность / инновационный Центр / модернизация / индустриальный парк / выставка / технологическое развитие / контрактация / экономическая эффективность. / business activity / innovation Centre / modernization / industrial park / exhibition / technological development / contracting / economic efficiency.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Александр Валерьевич, Огнивцев Сергей Борисович

В статье анализируются проблемы технологического развития российского АПК. С целью обеспечения масштабного переноса новейших отече­ ственных и зарубежных агропромышленных производственных комплексов и технологических инноваций в малые и средние предприятия пред­ лагается создать новый институт развития, являющийся одновременно: выставкой образцов производств и технологических решений; аграрно­ индустриальным парком; торговой площадкой для заключения контрактов по приобретению демонстрируемых производств и комплексов и инновационным центром. Обосновывается концепция такого центра, рассматриваются возможные варианты финансового обеспечения и эконо­ мический эффект его создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитин Александр Валерьевич, Огнивцев Сергей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF INNOVATION SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL CENTER OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article analyzes the problems of technological development of the Russian agribusiness. To ensure large-scale transfer of the latest domestic and foreign agro­ industrial complexes and technological innovation in small and medium enterprises the organization of the new developing institution is proposed. At the same time this organization has to be: an exhibition of samples of production and technology; agro-industrial Park; trading platform for contracts for the acquisition of the dem­ onstrated production systems and the innovation Centre. The concept of this Centre, the options of financial support and its economic effect are under consideration in this article.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития инновационного научно-технологического центра агропромышленного комплекса»

УДК 631.1

DOI: 10.24411/2587-6740-2018-13047

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

А.В. Никитин1, С.Б. Огнивцев2

'Губернатор Тамбовской области, г. Тамбов, Россия

2АНО «Институт системного анализа и интеллектуальной собственности», г. Москва, Россия

В статье анализируются проблемы технологического развития российского АПК. С целью обеспечения масштабного переноса новейших отечественных и зарубежных агропромышленных производственных комплексов и технологических инноваций в малые и средние предприятия предлагается создать новый институт развития, являющийся одновременно: выставкой образцов производств и технологических решений; аграрно-индустриальным парком; торговой площадкой для заключения контрактов по приобретению демонстрируемых производств и комплексов и инновационным центром. Обосновывается концепция такого центра, рассматриваются возможные варианты финансового обеспечения и экономический эффект его создания.

Ключевые слова: предпринимательская активность, инновационный Центр, модернизация, индустриальный парк, выставка, технологическое развитие, контрактация, экономическая эффективность.

1. Современное состояние и проблемы научно-технического и инновационного сектора агропромышленного комплекса России

1.1. Современное состояние научно-технического и инновационного сектора агропромышленного комплекса России.

Доля агропромышленного комплекса в валовом внутреннем продукте (ВВП) РФ составляет около 16,1%. Продовольственные рынки оцениваются в 14 трлн руб.

В агропромышленном комплексе выделяют четыре сферы. Первая сфера АПК — отрасли промышленности, специализирующиеся на обеспечении сельского хозяйства необходимыми материальными ресурсами: сельскохозяйственной техникой, оборудованием, минеральными удобрениями и т.д. Продукция этих отраслей составляет около 25% в себестоимости сельскохозяйственной продукции и около 1,7% ВВП. Вторая сфера АПК — сельское хозяйство. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет 4,2% (3,4 трлн руб.). Третья сфера АПК — пищевая и перерабатывающая промышленности, ее доля в ВВП страны — примерно 2,4%. Четвертая сфера АПК — отрасли экономики, обеспечивающие продвижение продуктов питания и товаров из сельскохозяйственного сырья до потребителя. На долю этой сферы приходится около 7,8% ВВП.

По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, отрасль сельского хозяйства в настоящее время представлена 36,4 тыс. сельскохозяйственных организаций, 174,8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 18,2 млн личных подсобных и других индиви-

дуальных хозяйств граждан, 76,3 тыс. некоммерческих объединений граждан.

По данным прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, в России насчитывается около 430 организаций, выполняющих исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (10,4% всех организаций, занятых исследованиями и разработками). Исследовательскую деятельность в области сельскохозяйственных наук проводят более 11 тыс. ученых, из них более 2700 человек ведут исследования в области генетики и селекции.

В 2013 г. в ведение ФАНО перешли 255 научных организаций в форме государственных научных учреждений и 139 опытных хозяйств в форме федеральных унитарных предприятий. РАСХН вошла в состав РАН. В настоящее время идет процесс реорганизации институтов РАН, главным образом, на основе объединения институтов по территориальному или отраслевому принципам. Это сокращает число бюджетополучателей, но не ведет к повышению эффективности работы институтов.

В настоящее время в инновационный сектор АПК входят, в том числе, 54 учреждения высшего и 22 учреждения дополнительного профессионального образования, 146 малых инновационных предприятий, 30 учебно-опытных хозяйств, 548 центров сельскохозяйственного консультирования.

По итогам проведенного аудита в организациях РАН-ФАНО зарегистрировано 159 центров коллективного пользования (ЦКП) и 116 уникальных научных установок (УНУ). 19 УНУ входят в состав ЦКП. Дополнительно зарегистрировано 19 суперкомпьютерных и вычислительных центров (СКЦ) и 33 кол-

лекции. При проведении экспертами анализа деятельности ЦКП, УНУ и СКЦ отмечено следующее распределение по направлениям исследований: 45% — математические, физические, технические науки и информационные технологии; 15% — науки о Земле; 14% — биологические и физиологические науки; 13% — химия и науки о материалах, в том числе нанотехнологии; 10% — медицинские науки; 3% — сельскохозяйственные науки.

Субсидии подведомственным организациям ФАНО на финансовое обеспечение выполнения работ в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 20132020 гг. на проведение фундаментальных научных исследований в области сельского хозяйства в 2016 г. составили 6881614,06 тыс. руб. Вклад бизнеса в финансирование таких исследований и разработок неуклонно сокращается — с 14,8% в 2002 г. до 9,4% на начало 2016 г. Таким образом, интерес бизнеса к финансированию аграрной науки падает.

Это объясняется низкой результативностью исследований. В 2015 г., в рамках исполнения решения Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России, Минсельхоз РФ запросил у ведущих научных аграрных учреждений страны разработанные ими технологии, которые могли бы быть внедрены агропромышленными отечественными предприятиями. В результате из 389 технологических и технических разработок были рекомендованы к внедрению на предприятиях АПК страны лишь 48, или чуть более 12%, а из 48 предложений отобраны были только 8 проектов. По данным Минсельхоза РФ, в свиноводстве и птицеводстве в настоящее время зависимость от поставок импортных гибридов

пород составляет 80-90%, а почти половина выращиваемых в России овощей и сахарной свеклы засевается импортными семенами.

По данным Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, удельный вес предприятий АПК, осуществлявших технологические инновации, в прошлом году составил лишь 3,4%. Для сравнения, в промышленном производстве аналогичный показатель достигает 9,2%. Максимальное значение уровня инновационной активности в сельском хозяйстве зафиксировано в сфере животноводства (3,9%) и растениеводства (3,7%). Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров и выполненных работ в АПК равнялся 1,4% (в промышленном производстве — 8,4%). Такой показатель намного ниже, чем в европейских странах, где около десятой части продукции сельхозпредприятий относится к категории «инновационная» (Испания — 12,7%; Дания — 11,6%; Нидерланды — 9,2%). Затраты на нововведения технологического характера в АПК в прошлом году оценены в 15 млрд руб., их доля в общем объеме отгруженной продукции оказалась равной 0,9% (Нидерланды — 8,5%, Норвегия — 2,4%, Дания — 1,9%).

Около 60% селекционных достижений, фиксируемых Государственной сортовой комиссией, приходится на российские разработки, остальные 40% на иностранные. За последние несколько лет доля российских сортов все равно падает.

1.2. Проблемы научно-технического

и инновационного сектора агропромышленного комплекса России.

1. За прошедшие годы реформ аграрная наука потеряла значительную часть своего не очень значительного и в советский период потенциала. Постоянное недофинансирование привело к уходу из научных учреждений наиболее энергичных и компетентных ученых. Этим отчасти объясняется отсутствие интереса во взаимодействии с научными организациями аграрного бизнеса. Последние годы органы федеральной и региональной государственной власти также уменьшили свои контакты с аграрной наукой, не получая от нее качественных рекомендаций и консультаций.

2. Технологическое отставание российского АПК остается весьма значительным и в некоторых отраслях продолжает нарастать. Аграрная наука, ранее представленная Россельхозакадемией (в настоящее время отделение РАН), оказалась изолированной. Большая часть институтов бывшей Россельхо-закадемии (теперь ФАНО и РАН, около 200 институтов) и институты биологического профиля РАН не имеют базы для масштабного внедрения своих инноваций. Цепочка наука-инновации-производства разорвана в двух местах. Связей и координации внутри РАН не налажены. Большое число ГУПов, подведомственных научным учреждениям, чаще всего работают как обычные сельскохозяйственные

56 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 (363

организации и не связаны с научной деятельностью институтов. Эффективных механизмов коммерциализации инноваций и передачи их в производство нет.

3. Крупные предприятия чаще всего создают инновационные центры непосредственно в своих компаниях. Они нанимают компетентных специалистов, которые имеют средства и возможность проанализировать деятельность различных зарубежных и отечественных предприятий путем направления на места их работы опытных сотрудников. Они очень редко приобретают результаты интеллектуальной деятельности отечественных научных организаций. В результате агрохолдинги и крупные сельскохозяйственные предприятия используют передовые технологии, но они обрабатывают только 15-20% сельскохозяйственных земель. Остальные земли находятся во владении средних и малых предприятий, которые используют для целей модернизации неполную и недостаточную информацию. Это часто приводит к не вполне оправданным и иногда ошибочным решениям. Эти предприятия часто вынужденно используют устаревшие и малоэффективные технологии. Приобретение и освоение зарубежных производств и технологических комплексов для малого и среднего бизнеса затруднено большими тран-закционными издержками на поиск нужного комплекса, сбора объективной информации о его производственных характеристиках, заключении контрактов с контрагентами, обучении специалистов.

4. Передовые технологические решения имеются у российских и иностранных инновационных компаний, и они, в принципе, готовы их продавать или передавать на различных условиях. Наиболее эффективна передача действующих агропромышленных комплексов или отдельных действующих модулей: молочных и мясных ферм, теплиц, кормопроиз-водящих и перерабатывающих предприятий и т.д. Необходимыми условиями такой передачи являются: проектные работы по привязке готового проекта к конкретному месту производства, пуско-наладочные работы, обучение персонала и т.д. При приобретении комплекса или модуля будущий владелец должен убедиться, что они будут прибыльно работать в российских условиях, при существующем уровне инфраструктуры, налогообложения, государственной поддержки, поставок, сбыта и т.п. Сомнение в возможности эффективной работы комплексов в нынешних условиях представляет собой самое существенное препятствие процесса модернизации путем приобретения инновационного зарубежного и отечественного оборудования.

5. Приобретение и освоение зарубежных производств и технологических комплексов для малого и среднего бизнеса затруднено большими транзакционными издержками на поиск нужного комплекса, сбора объективной информации о его производственных характеристиках, заключении контрактов с иностранными контрагентами, обучении специалистов.

2018

2. Обоснование необходимости создания и развития инновационного научно-технологического центра АПК

Для решения проблем АПК России необходимо:

1. Создать институт трансфера инновационных отечественных и зарубежных технологий, комплексов, оборудования, продуктов от российских научных и инновационных организаций, иностранных и отечественных инновационных корпораций и компаний до российских сельскохозяйственных и агропромышленных товаропроизводителей и, прежде всего, до малого и среднего бизнеса и хозяйств граждан, которые владеют 70-80% земельных ресурсов.

2. Обеспечить возможность потребителей (российских сельскохозяйственных и агропромышленных товаропроизводителей) отечественных и зарубежных технологий, комплексов, оборудования изучения работы указанных комплексов и технологий в реальных российских условиях в течение длительного времени и натурного тестирования их технологической и экономической эффективности.

3. Обеспечить возможность производителей и продавцов инноваций демонстрировать их в наиболее убедительном для потребителей режиме реальной производственной деятельности и получения от их использования средств, компенсирующих значительную часть затрат на демонстрацию образцов.

4. Создать инновационную инфраструктуру, необходимую для эффективного освоения инноваций: цифровую платформу для продажи инноваций; сервисы по обучению покупателей работе на инновационных комплексах по рекомендуемым технологиям; сервисы по заключению сделок, в том числе с иностранными контрагентами; конгрессно-выставоч-ные помещения и оборудование и т.д.

5. Создать условия для развития аграрной науки и ускоренной опытной проверки на практике научных разработок.

Все эти условия можно выполнить путем создания и развития специализированного аграрного инновационного научно-технологического Центра в рамках Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Этот закон может служить удобным инструментом решения всех указанных проблем. Однако следует учитывать, что такое использование указанного закона является не типовым, а скорее уникальным способом его применения.

3. Цели и задачи создания и развития инновационного научно-технологического центра АПК

Целью создания и развития инновационного научно-технологического центра является организация эффективного трансфера инновационных технологий, комплексов,

www.mshj.ru

оборудования научных и инновационных, отечественных и зарубежных производителей путем размещения на территории центра системы действующих инновационных производств, которая в реальных российских условиях позволяет сельскохозяйственным и агропромышленным товаропроизводителям оценить технологическую и экономическую эффективность инноваций и приобрести их с использованием предоставляемых центром сервисов.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

• организовать институт постоянно действующего трансфера технологий в форме инновационного Центра, в соответствии с действующим законодательством предоставляющего своим резидентам-поставщикам инновационных технологий и технических комплексов предусмотренные законом налоговые и таможенные льготы;

• сформировать на территории Центра инновационную инфраструктуру, в которую будут включены центры компетенции по аграрным технологиям, биотехнологиям и информационным технологиям, бизнес-акселераторы по указанным группам технологий, цифровая платформа привлечения инвестиций и продажи продуктов АПК, сервисы, обеспечивающие контрактацию, обучение и др.;

• обеспечить постоянный приток новых резидентов-инвесторов, которые при размещении своего инновационного производства на территории Центра преследуют две цели: получение прибыли от производственной деятельности с учетом преимуществ, обеспеченных собственными инновационными технологиями и предоставляемыми Центром льготами и инфраструктурой; получение прибыли от продажи инновационных технологий и комплексов;

• создать «фабрику инноваций» — организацию постоянного производства инноваций на базе научных исследований организаций РАН; эта организация (может быть создана как дочерняя организация Управляющей компании ИНТЦ) на постоянной основе ищет перспективные для использования в качестве инноваций научные разработки организаций РАН, помогает создать на этой базе старт-ап и впоследствии резидента ИНТЦ в форме действующего инновационного производства.

Таким образом, ИНТЦ будет одновременно являться:

• выставкой образцов производств и технологических решений передовых зарубежных и отечественных корпораций, институтов РАН, инновационных компаний регионов РФ;

• аграрно-индустриальным парком, действующим в режиме особой экономической зоны [2], зарубежных и отечественных производств, демонстрирующих свою экономическую эффективность реальной работой в российских условиях;

• торговой площадкой для заключения контрактов по приобретению демонстрируемых производств и комплексов с обучением специалистов, шеф-монтажом и сервисным обеспечением на местах освоения;

• научно-инновационным центром производства инноваций в аграрном производстве, биотехнологии и зеленой химии, молекулярной диагностике, безопасности и качестве продуктов питания.

Для оценки развития ИНТЦ будут использованы следующие объективно измеряемые показатели:

• совокупная годовая выручка резидентов ИНТЦ;

• годовые продажи инновационных технологий, комплексов и оборудования, включая услуги по обучению и шеф-монтажу оборудования резидентов ИНТЦ;

• число ежегодно запускаемых старт-апов и новых резидентов ИНТЦ.

4. Основные направления развития инновационного научно-технологического центра АПК

4.1. Трансфер инновационных технологий.

Поставщиками инновационных технологий, инновационных комплексов и оборудования в современных условиях являются:

• научные организации РАН, главным образом, отделений сельскохозяйственных наук, биологических и медицинских (сфера здорового питания) наук;

• российские агрохолдинги и крупные компании в сфере АПК, уже освоившие инновационные технологии и желающие получить дополнительную прибыль от их дальнейшего продвижения;

• иностранные компании, поставляющие инновации в качестве основного товара. Потребителями и приобретателями инновационных технологий являются сельскохозяйственные и агропромышленные товаропроизводители всех форм организации, главным образом, малые и средние предприятия.

Предметами трансфера (будем именовать их инновациями) могут быть:

• инновационные предприятия (фермы, теплицы, перерабатывающие заводы, пищевые производства и т.д.), представляющие собой единый имущественный комплекс, работающий по инновационной технологии;

• инновационные комплексы или отдельные виды инновационного оборудования (сельскохозяйственная техника, оборудование, отдельный производственный комплекс и т.д.), функционирующие в ИНТЦ в рамках инновационного предприятия, но представляющие самостоятельную ценность как инновационный продукт;

• инновационные технологии (точного земледелия, защиты растений, тестирования болезней сельскохозяйственных живот-

ных, система датчиков и т.д.), на базе которых работает инновационное предприятие на территории ИНТЦ, но которые могут приобретаться без покупки всего предприятия или комплекса. Основным направлением деятельности ИНТЦ будет обеспечение трансфера инноваций от поставщиков потребителям.

Ведущим способом трансфера является натурная демонстрация работы инновационной технологии, инновационного предприятия, инновационного комплекса или оборудования в реальных условиях. Для реализации этого способа поставщик инновации становится резидентом ИНТЦ и размещает свое инновационное производство или инновационный комплекс на территории ИНТЦ. Его предприятие-резидент производит продукцию, организует сбыт этой продукции на территории РФ или экспортирует часть продукции, сдает бухгалтерскую отчетность в установленном порядке, то есть функционирует как обычное предприятие. Это дает возможность потребителю не только внимательно изучить действующее производство или образец, но и получить аналитические материалы об экономических показателях производства и сбыта продукции за квартал, год и т.д.

Если инновация подходит потребителю, он с использованием инфраструктурной поддержки ИНТЦ начинает переговоры с поставщиком о приобретении всего инновационного предприятия, инновационного комплекса, инновационной технологии. Специализированная сервисная организация ИНТЦ поможет организовать переговоры, при необходимости предоставит услуги переводчика, юриста, консультантов по тематике переговоров.

Для организации работ с потенциальными резидентами ИНТЦ создается Центр компетенций в сфере АПК. В его состав войдут ведущие ученые РАН по основным направлениям АПК, представители агрохолдингов, крупных предприятий в сфере АПК, отраслевых союзов, зарубежных компаний, иностранные эксперты и ученые. Управляющая компания ИНТЦ и Центр компетенции будут вести постоянную работу по отбору потенциальных резидентов и сопровождению их становления в качестве резидентов.

Для каждого потенциального резидента в ходе переговоров будут сформированы привлекательные условия его вхождения в состав резидентов ИНТЦ:

• подходящая по расположению, площади и коммуникациям площадка, включающая земельный участок с необходимыми коммуникациями и/или площади в зданиях Центра;

• условия аренды земельного участка и помещений;

• льготы по налогам и таможенным тарифам;

• комплекс услуг ИНТЦ и цены за оказание услуг.

В услуги могут быть включены поставки необходимого сырья и сбыт готовой продукции.

Трансфер инноваций путем демонстрации действующего производства — главный, но не единственный способ продажи инноваций. Важным способом трансфера технологий является выставочная деятельность. Информация об инновациях, особенно инновациях научных организаций РАН, может быть выставлена в павильонах ИНТЦ. Договор о поставках инноваций может быть заключен с помощью указанных выше сервисов ИНТЦ.

4.2. Развитие инновационных производств.

С трансфером инноваций тесно связано направление развития инновационных производств, имеющее также большую самостоятельную ценность. Эти производства будут работать в ИНТЦ как в индустриальном парке или в технопарке [3].

Как уже было сказано выше, резиденты ИНТЦ получают в аренду от Управляющей компании земельные участки и/или помещения и обустраивают свои инновационные производства.

Основными направлениями деятельности инновационных производств ИНТЦ являются:

• производство семян ключевых сельскохозяйственных культур массового производства (картофель, свекла, зерновые, масличные);

• производство сертифицированного посадочного материала, создание адаптивных конкурентоспособных сортов плодовых и ягодных культур с повышенным потенциалом продуктивности на основе ДНК-технологий и молекулярной биологии;

• точное земледелие, включая картирование территорий для размещения сельскохозяйственных насаждений, применения средств защиты, обеспечения растений важнейшими микроэлементами, мониторинг урожайности, в том числе с применением беспилотной авиации, возможностей космических технологий, нано- и пико-спутников;

• производство с управлением продукционным процессом на всех этапах развития на основе конструирования функционального состояния растений с применением различных видов экзогенного воздействия, управляемых динамических моделей экологической протекции;

• интеллектуально-когнитивные технологии инженерного обеспечения в растениеводстве;

• комплексные постуборочные технологии, обеспечивающие длительное хранение продукции растениеводства и доведение ее до потребителя;

• производство животноводческой продукции на основе пересадки эмбрионов и технологий секс-фиксации;

• полная утилизации и рециклинг отходов сельскохозяйственного производства;

• сервис по защите сельскохозяйственной техники от коррозии и рационального использования нефтепродуктов (моторное топливо, моторные, трансмиссионные,

58 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 (363

гидравлические масла и пластинчатые смазки) в реальных условиях сельскохозяйственного производства;

• сервис по контролю качества сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции на всех этапах производственного цикла;

• производство пищевых продуктов массового потребления, функционального и оздоровительного назначения на основе плодов, ягод и овощей с высокими органо-лептическими и биологически активными показателями;

• биотехнологические производства по переработке и глубокой переработке сельскохозяйственного сырья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сервисные компании ИНТЦ будут обеспечивать поставки сырья, кормов и материалов, а также сбыт продукции инновационных производств на договорной основе.

4.3. Производство инноваций — организация «фабрики инноваций».

Производство инноваций, то есть превращение научной разработки в инновацию как товар, представляет собой весьма сложный процесс и общепризнанное «слабое звено» в российской инновационной системе. В связи с эти в ИНТЦ планируется создание специализированной организации (возможно дочерней организации Управляющей компании ИНТЦ), которая по определенным стандартам и методикам занималась бы производством инноваций (будем именовать эту организацию фабрикой инноваций или сокращенно ФИ). Для этого ФИ при участии Центра компетенций берет под информационный контроль наиболее перспективные отрасли научных исследований, включая:

• моделирование биологических, технико-технологических и организационных процессов в сельском хозяйстве;

• системы сверхинтенсивного выращивания растений в замкнутых искусственных экосистемах, урбанизация сельского хозяйства;

• автоматизация и роботизация производственных процессов на основе искусственного интеллекта, роевого интеллекта, машинного обучения;

• молекулярная генетика, геном сельскохозяйственных растений, ДНК- технологии;

• селекция высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур;

• геоинформационные системы;

• адаптивное агроландшафтное моделирование;

• агробиотехнологии, мультипликация растений;

• функциональная диагностика, управление растением, агрофитоценозом;

• физиология и качество плодов в предуборочный и послеуборочный период;

• функциональные пищевые продукты, безопасность и качество продуктов питания. Выбранные научные коллективы, занимающиеся перспективными, по оценке экспертов Центра компетенции, направлениями исследований получают поддержку ФИ.

2018

Эксперты ФИ помогают им правильно конфигурировать результаты своих разработок для получения различных грантов фонда «Сколко-во», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский фонд информационно-коммуникационных технологий», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. ФИ помогает им правильно оформить документы и найти индустриального партнера.

Другим направление производства инноваций являются центры акселерации. Они создаются ФИ при участии конкретных индустриальных партнеров. Инновационные компании-участники центров акселерации могут определяться на основе проведения конкурса или из числа компаний, уже аккредитованных в «Сколково».

Конечным результатом деятельности по этому направлению является создание старт-ап, являющегося резидентом ИНТЦ.

4.4. Развитие информационной, социальной, туристической и инновационной инфраструктуры ИНФЦ.

В условиях быстрого роста цифровой экономики ИНТЦ должен стать важной частью цифровой платформы АПК. В то же время центры развития этой цифровой платформы станут важной составляющей ИНТЦ.

Необходимыми элементами создания и развития цифровой платформы являются Центр компетенции в сфере ИТ АПК и центры акселерации по ИТ АПК, создаваемые совместно с фондом «Сколково». Они являются аналогами соответствующего Центра компетенции и центров акселерации, создаваемых для развития ИНТЦ. Естественно, они будут дополнять друг друга и тесно взаимодействовать.

Цифровая платформа и входящие в ее состав приложения API будут способствовать продвижению ИНТЦ, привлечению в него резидентов и инвестиций.

Предусматривается также создание определенной социальной и туристической инфраструктуры. ИНТЦ будет функционировать в режиме постоянно действующей аграрной выставки, поэтому он будет привлекать большое количество туристов. Туризм требует строительства гостиничных комплексов, ресторанов, предприятий общественного питания, индустрии развлечений, торговых комплексов. Строительство будет осуществляться за счет частных инвестиций. В то же время за счет государственных и муниципальных ресурсов необходимо будет развивать дорожную сеть и городскую инфраструктуру.

Для размещения специалистов, которые будут работать в компаниях-резидентах ИНТЦ, необходимо будет построить жилье. Оно может строиться частными инвесторами и приобретаться в собственность, на коммерческой основе при поддержке государства по компенсации части процентной ставки по ипотеке. Возможен вариант строительства за счет бюджетных средств и сдачи жилья в

www.mshj.ru

аренду привлекаемым специалистам и приглашенным ученым.

Инновационная инфраструктура должна способствовать привлечению и развитию компаний-резидентов ИНТЦ. Коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, внедрение инновационных технологий обеспечат следующие объекты инновационной инфраструктуры ИНТЦ:

• Центр инжиниринга и проектирования в АПК;

• Центра коллективного пользования высокотехнологичным научным оборудованием;

• Центр сервисной поддержки трансфера технологий.

Деятельность Центра инжиниринга и проектирования в АПК будет проектировать строительство необходимых для компаний-резидентов объектов. Он может выполнять работы по сопровождению продаж инновационных комплексов в плане консультаций по строительству приобретаемых инновационных компаний и комплексов на территории покупателя.

Центр коллективного пользования высокотехнологичным научным оборудованием будет предоставлять дорогостоящее оборудование в сферах: геномных технологий, фитопатологии и вирусологии, физиологии и стрессоустойчивости растений, биохимии и конструирования пищевых продуктов функционального и оздоровительного назначения, диагностики функционального состояния растений и др.

Центр сервисной поддержки трансфера технологий будет осуществлять экспертную оценку коммерческого потенциала результатов интеллектуальной деятельности научных и инновационных организаций, содействие в подготовке заявки в Роспатент, пакета необходимых документов, защиту изобретений, поиск партнеров, заинтересованных в совместной деятельности по внедрению разработанных технологий, консалтинговое, юридическое, патентное, финансовое и маркетинговое содействие деятельности создаваемых в рамках ИНТЦ высокотехнологичных производственных структур.

5. Этапы развития инновационного научно-технологического центра АПК

Развитие ИНТЦ будет проходить следующие этапы:

Первый этап — 2019-2020 гг. Разработка и утверждение основополагающих нормативных документов. Создание управляющей компании и фонда. Проектирование ИНТЦ. Привлечение 20 резидентов. Создание организаций инновационной инфраструктуры. Работы по привлечению первых резидентов ИНТЦ.

Второй этап — 2021-2023 гг. Строительство инженерной инфраструктуры. Строительство конгрессных и офисных зданий и помещений. Заполнение ИНТЦ резидентами примерно на 50%, около 60 резидентов.

Начало строительство туристической инфраструктуры. Выход на объем продаж не менее 10 млрд руб. в год.

Третий этап — 2024-2027 гг. Завершение строительства инженерной, туристической и социальной инфраструктуры, строительство жилья для семей работников инновационного центра. Выход на проектную мощность по продажам собственной продукции произведенной ИНТЦ (20 млрд руб. в год) и инновационных производств и комплексов (10 млрд руб. в год).

6. Финансирование создания и развития инновационного научно-технологического центра АПК

Учредители инновационного научно-технологического центра АПК вносят в Фонд принадлежащие им земельные участки и имущество.

Федеральные органы власти при определенном законодательством софинансиро-вании со стороны региона и муниципальных органов власти обеспечивают строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, зданий для проведения выставочных мероприятий и обучения. Потребность в финансировании — 12,5 млрд руб. на 2019-2023 гг. Основная часть финансирования может быть осуществлена на основе Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы в рамках реализации мероприятия «Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса». Мероприятие предусматривает практическое использование результатов, полученных в процессе передачи научных и (или) научно-технических результатов, и может включать:

• организацию опытного производства;

• переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

• апробацию и оптимизацию новых технологий, средств, методик;

• проведение маркетинговых исследований;

• масштабирование процессов;

• сбыт инновационной продукции. Источником финансирования может быть

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Принадлежащие Фонду земельные участки будут предоставляться резидентам в аренду по утвержденным Правительством РФ ставкам. Часть участков будет передана в аренду коммерческим организациям для строительства торговых объектов, ресторанов, кафе, развлекательных и спортивных сооружений.

Производственные компании-резиденты инвестируют средства в строительство производственных объектов, каждый из которых будет окупаться из прибыли предприятия.

Государства и компании, которые хотят осуществлять на территории инновационного

центра выставочную деятельность, финансируют строительство или перенос своих павильонов и выставочных объектов.

Частные инвестиции производственных компаний-участников проекта (строительство производственных объектов) составят около 100 млрд руб.

7. Эффекты от создания

и развития инновационного научно-технологического центра

Создание и развитие развития инновационного научно-технологического центра принесет следующие эффекты:

• ежегодные продажи новых инновационных производств и технологических комплексов в регионы страны на сумму более 10 млрд руб.;

• повышение инновационной активности в сельском хозяйстве на 1,5%;

• привлечение инвестиций в сельское хозяйство — 100 млрд руб. за 5 лет;

• увеличение числа технологий переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на 3 единицы;

• проведение масштабной модернизации агропромышленного производства и обучение не менее 1000 высококвалифицированных специалистов в год работе на инновационных производствах;

• прирост добавленной стоимости АПК на 60 млрд руб.;

• увеличение числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса, в том числе за рубежом, на 15 в год;

• рост количества лицензионных соглашений предприятий с научными и образовательными, а также иными организациями, осуществляющими и (или) способствующими осуществлению научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства на 10 в год;

• выручку от работы инновационных производств ИНТЦ — около 20 млрд руб.

• создание более 10000 высокопроизводительных рабочих мест;

• приток не менее 50 тыс. туристов в год;

• привлечение инвестиций в создание новой городской инфраструктуры: гостиниц, ресторанов, кинотеатров и т.д.;

• рост налоговых поступлений в городской и областной бюджеты.

8. Обоснование целесообразности размещения инновационного научно-технологического центра

в г. Мичуринск Тамбовской области

В настоящее время Мичуринск является единственным в России наукоградом аграрного направления. Сегодня Мичуринск-наукоград РФ действует как многопрофильный исследовательский центр, специализирующийся на научных разработках в сфере генетики, селекции, биоинженерии, био- и нанотехнологий, системной и структурной биологии, молекулярной диагностики.

В составе научно-производственного комплекса наукограда 13 научных, образовательных, производственных организаций, деятельность которых ориентирована на реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Важнейшими центрами, играющими стратегическую роль в развитии научного, научно-технического, образовательного, инновационного потенциалов в Мичуринске являются ФГБНУ «Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина» (ФНЦ им. И.В. Мичурина) и ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» (Мичуринский ГАУ). Приоритетные направления развития научной сферы наукограда — проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере отрасли растениеводства в целом, включая садоводство (плодовые и ягодные культуры), овощеводство (овощные и бахчевые культуры), полеводство (зерновые, зернобобовые культуры), в сфере разработки технологий хранения и переработки произведенной сельскохозяйственной продукции, в сфере разработки технологий оценки качества продукции. Здесь накоплен большой потенциал инновационных проектов и научных идей.

Мичуринск-наукоград РФ принимает участие в проекте Агентства стратегических инициатив по формированию националь-

ной технологической инициативы — рынка FoodNet. Сущность этой инициативы заключается в создании нового рынка персонального производства и доставки еды и воды, производства полезных и здоровых продуктов питания.

ФНЦ им. И.В. Мичурина является научно-инновационным ядром Евразийской технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания», а Мичуринский ГАУ — ее сокоординатор. Мичуринский ГАУ — единственный из аграрных вузов страны, являющийся участником Технологической платформы «Биоиндустрия и биоресурсы (БиоТех2030)» (по направлению «Биотехнологии»).

Тамбовская область тесно сотрудничает с фондом «Сколково». В 2017 г. между ними подписан договор о всестороннем сотрудничестве. Под эгидой «Сколково» проведен конкурс «ИТ-Черноземье», победу в котором одержало несколько тамбовских ИТ-компаний. Ведутся совместные работы по созданию цифровой ИТ-платформы АПК и Центра компетенции по ИТ-АПК. Совместно со «Сколково» создаются два бизнес-акселератора в сфере информационных технологий и биотехнологий. Все эти элементы инновационной инфраструктуры будут включены в инновационный научно-технологический центр АПК.

Таким образом, Мичуринск является исключительно удобным местом для организации указанного Центра, поскольку:

• Мичуринск является единственным аграрным наукоградом с высокой концентрацией научных, образовательных и инновационных предприятий с уже сложившейся инновационной инфраструктурой;

• город расположен на севере черноземной зоны и по своим условиям является, с одной стороны, весьма благоприятным для внедрения аграрных инноваций, а с другой стороны, его условия близки к большинству территорий Центрального и Приволжского федеральных округов;

• Мичуринск является одним из пяти крупнейших железнодорожных узлов страны, он находится относительно недалеко от Москвы (около 320 км) на федеральной трассе.

Литература

1. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета — Федеральный выпуск № 7338 (172). 4 августа 2017.

2. Кузнецова О.В. Особые экономические зоны: эффективны или нет? // Пространственная Экономика. 2016. № 4. С. 129-152.

3. Технопарки России — 2016. Отраслевой обзор / Ассоциация кластеров и технопарков. М., 2016.

Об авторах:

Никитин Александр Валерьевич, доктор экономических наук, профессор, губернатор Тамбовской области Огнивцев Сергей Борисович, доктор экономических наук, профессор, директор института, [email protected]

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF INNOVATION SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL CENTER OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

A.V. Nikitin1, S.B. Ognivtsev2

'Governor of Tambov region, Tambov, Russia

2Institute of system analysis and intellectual property, Moscow, Russia

The article analyzes the problems of technological development of the Russian agribusiness. To ensure large-scale transfer of the latest domestic and foreign agro-industrial complexes and technological innovation in small and medium enterprises the organization of the new developing institution is proposed. At the same time this organization has to be: an exhibition of samples of production and technology; agro-industrial Park; trading platform for contracts for the acquisition of the demonstrated production systems and the innovation Centre. The concept of this Centre, the options of financial support and its economic effect are under consideration in this article.

Keywords: business activity, innovation Centre, modernization, industrial park, exhibition, technological development, contracting, economic efficiency.

References

1. The Federal law of July 29, 2017 No. 216-FZ "About the innovation scientific and technological centers and modifications of separate legal acts of the Russian Federation". Rossiyskaya gazeta — Federal issue No. 7338 (172). August 4, 2017.

2. Kuznetsova O.V. Special economic zones: effective or not? Prostranstvennaya Ekonomika = Spatial Economics. 2016. No. 4. Pp. 129-152.

3. Technoparks in Russia — 2016. Sector report. Association of clusters and technology parks. Moscow, 2016.

About the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alexander V. Nikitin, doctor of economic sciences, professor, governor of Tambov region

Sergey B. Ognivtsev, doctor of economic sciences, professor, director of the institute, [email protected]

[email protected]

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 3 (363) / 2018 www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.