Научная статья на тему 'Актуальные вопросы современной агропродовольственной политики'

Актуальные вопросы современной агропродовольственной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / устойчивое развитие сельских территорий / производительность труда / занятость / агропромышленный комплекс / цифровая платформа / мониторинг / блокчейн / смарт-контракт / миграция / безусловный базовый доход / проектный офис. / food security / sustainable rural development / labor productivity / employment / agro-industrial complex / digital platform / monitoring / block chain / smart contract / migration / unconditional basic income / project office

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огнивцев Сергей Борисович

В статье обосновывается необходимость смены акцентов агропродовольственной политики с преимущественно государственной поддержки роста агропромышленного производства на поддержку малого бизнеса и устойчивого развития сельских территорий. Показано, что подобная смена курса аграрной политики происходила на определенных этапах развития большинства ныне передовых стран. Анализируются цели и мероприятия действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и обосновывается необходимость ее существенной перестройки. Предлагаются и обосновываются новые меры обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Ведущую роль в новом предлагаемом проекте будут играть цифровая платформа развития сельских населенных пунктов, разработка, внедрение типовых стратегий развития, использование блокчейн технологий и смарт-контрактов для мониторинга выполнения проекта населением и выбора организаций, обустраивающих сельские населенные пункты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN AGRI-FOOD POLICY: UP-TO-DATE ISSUES

The article substantiates the need of changing the emphasis of agricultural policy from the growth of agricultural production state back to small businesses and sustainable development of rural areas support. It is shown that at certain stages the similar course changes took place in the policy of the advanced countries development. The goals and measures of the current State program of agricultural development are analyzed. The necessity of substantial restructuring in this program is proved. New measures of the rural areas sustainable development are proposed and justified. Among these measures there are the digital platform for the development of rural settlements, the implementation of standard development strategies, the use of block chain technologies and smart contracts for monitoring of the project activity by the population and for the selection of organizations that could develop rural settlements.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы современной агропродовольственной политики»

УДК 338.43.02

DOI: 10.24411/2587-6740-2018-14067

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

С.Б. Огнивцев

АНО «Институт системного анализа и интеллектуальной собственности», г. Москва, Россия

В статье обосновывается необходимость смены акцентов агропродовольственной политики с преимущественно государственной поддержки роста агропромышленного производства на поддержку малого бизнеса и устойчивого развития сельских территорий. Показано, что подобная смена курса аграрной политики происходила на определенных этапах развития большинства ныне передовых стран. Анализируются цели и мероприятия действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и обосновывается необходимость ее существенной перестройки. Предлагаются и обосновываются новые меры обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Ведущую роль в новом предлагаемом проекте будут играть цифровая платформа развития сельских населенных пунктов, разработка, внедрение типовых стратегий развития, использование блокчейн технологий и смарт-контрактов для мониторинга выполнения проекта населением и выбора организаций, обустраивающих сельские населенные пункты.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, устойчивое развитие сельских территорий, производительность труда, занятость, агропромышленный комплекс, цифровая платформа, мониторинг, блокчейн, смарт-контракт, миграция, безусловный базовый доход, проектный офис.

Опыт ведущих экономик мира показывает, что агропродовольственная политика в длительной исторической перспективе постоянно эволюционирует [1]. В большинстве стран на начальном этапе становления национальных агропродовольственных рынков преобладают жесткие протекционистские меры государственного регулирования. Для этого периода характерна государственная поддержка производителей отдельных отраслей АПК. По мере того, как в стране развивается крупный, конкурентоспособный аграрный бизнес, меры прямой государственной поддержки и тарифного внешнеторгового регулирования постепенно ослабевают. Государство переключает свою поддержку на малый и средний аграрный бизнес, на обустройство сельских территорий, повышение уровня доходов сельских жителей.

В большинстве стран агропродовольственная политика преследует две конкурирующие между собой цели. С одной стороны, безусловно, необходимо достигнуть продовольственной безопасности страны, наращивать агропромышленное производство, повышать производительность труда работников АПК, внедрять технологические инновации. С другой стороны, нужно обеспечивать занятость и достойные доходы сельских жителей, создавать инженерную и социальную инфраструктуру села, создавать все то, что принято называть устойчивым развитием сельских территорий.

Компромисс между этими двумя группами целей достичь нелегко. Если стремиться только к увеличению производительности труда и внедрению технологических инноваций, неизбежно уменьшение занятости сельского населения, падение доходов и опустынивание сельских территорий. Так, для обработки 10 тыс. га при современных технологиях вполне достаточно 60 работников. С другой стороны, на этой территории обычно расположены десятки населенных пунктов с большим количеством жителей. При концентрации сельско-

хозяйственного производства и внедрении инновационных технологий сразу же встает вопрос о занятости и доходах оставшихся на территории интенсивного производства жителей.

Исчезновение рабочих мест при внедрении инноваций не новая и не только сельскохозяйственная проблема. Достаточно вспомнить движение луддитов, которые ломали новые, поступающие на мануфактуры станки в начале 1800-х годов. В исследовании, проведенном в «Сколково» на основе опроса более 2000 экспертов, есть довольно пугающая глава об исчезающих профессиях [2]. К скорому отмиранию в «Сколково» приговорили целлюлозно-бумажную промышленность, издательское дело, архивно-библиотечное дело и почтовую службу. Уже до 2020 г., по прогнозам экспертов, с рынка труда исчезнут туристический агент, копирайтер, лектор, архивариус, швея, лифтер, машинист и почтальон. А после 2020 г. в число ненужных попадут вахтеры, прорабы, шахтеры, журналисты, логисты, нотариусы, провизоры, юрисконсульты и даже инспекторы ДПС. Немного позже постепенно будут исчезать такие массовые специальности, как водители, трактористы, комбайнеры, каменщики и т.д. В сельской местности эта проблема приобретает гораздо более острый характер из-за территориальной удаленности сельских поселений и дополнительных трудностей при смене профессии.

Освобождение людей от рутинного труда при развитии производительных сил предвидели еще Маркс и Энгельс. При определенном технологическом развитии общество, по их прогнозам, должно будет на 80-90% состоять из людей творческих профессий, ученых, музыкантов, художников и поэтов. Однако в процессе развития оказалось, что далеко не все люди склонны заниматься наукой или искусством. При этом большинство хочет заниматься престижным и уважаемым в обществе трудом. Поэтому стремительно стало расти число чиновников, дилеров, брокеров, пиарщиков,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

блоггеров, финансовых инженеров и т.д. и т.п. Новые технологии позволяют обеспечить всем представителям креативных профессий безбедное существование.

Во многих развитых странах стал актуальным вопрос о введении безусловного базового дохода, то есть выплат определенных сумм денег всем членам общества, вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения работы. Однако доход без какой-либо работы, по мнению многих экспертов, развращает. Поэтому в перспективе лучшим вариантом представляется занять значительную часть населения посильным и полезным сельскохозяйственным трудом на относительно небольших, но хорошо оборудованных приусадебных участках. Возможно, обустройство таких усадеб в сельских поселениях станет важным направлением новой агропродоволь-ственной политики.

Возвращаясь к упомянутой выше естественной эволюции агропродовольственной политики, следует отметить, что к настоящему времени цели агропродовольственной политики России, поставленные в начале 2000-х годов, в основном выполнены. По основным показателям обеспечена продовольственная безопасность страны, созданы мощные агро-холдинги, освоившие передовые технологии, Россия в 2017-2018 гг. экспортировала более 44 млн т зерна и вошла в число лидирующих на мировом рынке зерна стран.

Однако инженерная и социальная инфраструктура сельских территорий, где проживает 25% населения, сильно отстает от производственной сферы. По данным Всемирного банка и оценке российских экспертов [3], оборудовано водопроводом — 57% , канализацией — 45%, горячим водоснабжением — 33% сельского жилого фонда. Газифицировано только 58,7% сельских домов. Сельские населенные пункты обеспечены базовыми санитарными условиям на 75%, а городские — на 95%. Средняя продолжительность жизни сельского населения почти на 2 года меньше,

- 67

ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4 (364) / 2018

чем городского. Почти каждый пятый сельский житель находится за чертой бедности. Уровень безработицы в сельской местности почти в 2 раза выше, чем в городах.

Таким образом, наступил переломный момент в развитии агропродовольственной политики. Как и в других развитых странах, в России постепенно будет происходить смещение акцентов агропродовольственной политики от поддержки производителей к развитию инфраструктуры сельских территорий. Заметим, что на эти цели в развитых странах тратится более 20% всего объема государственной поддержки агропромышленного комплекса.

В своем современном виде Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [4], главным образом, направлена на обеспечение роста производства. Первые две цели — обеспечение продовольственной безопасности и рост добавленной стоимости сельского хозяйства — направлены на наращивание производства. При этом, во-первых, продовольственная безопасность страны по основным продуктам питания, в целом, уже обеспечена, и не вполне ясно, зачем нужно наращивать производство при его избытке на многих агропродовольственных рынках. Во-вторых, показатель роста — примерно 1,5% в год по индексу производства продукции сельского хозяйства — очень скромная и далеко не прорывная цель. Стоит ли ставить ее в качестве первой, по всей вероятности, основной целью Государственной программы. Кстати, вторая цель еще менее амбициозна и, в основном, уже достигнута.

Третья цель программы — рост экспорта продукции агропромышленного комплекса — соответствует Майскому Указу Президента [5]. Однако следует учитывать, что в 2017 г. Россия вывезла около 64 млн т сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 20,3 млрд долл., при этом импортировала продукции почти на 29 млрд долл., но в объеме — только 22 млн т [6]. Это означает, что страна вывозит очень дешевые продукты, но в больших объемах. Что Россия может вывозить, кроме зерна, рыбы и растительного масла — большой вопрос. Экспорт сахара, перепроизводство которого наблюдается второй год подряд, вряд ли возможен по ценовым ограничениям. Экспорт мяса птицы столкнется с сертификационными проблемами и т.д. Думаю, эту цель и, главное, методы ее достижения придется сильно корректировать.

Четвертая и пятая цели — рост инвестиций примерно на 2,2% в год и рост доходов сельского населения на 1,8% в год — также не поражают воображения и, отнюдь, не являются прорывными. Все пять целей программы сформированы по принципу «от достигнутого», за что все дружно ругали советскую систему планирования, и что стало главным основанием перехода к программно-целевому принципу.

Многие программные мероприятия также вызывают вопросы. Так, на субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам и субсидии российским

68 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 (364

кредитным организациям на 2018-2020 гг. направляется 102-111 млрд руб. в год. Это примерно 42-45% всех средств программы. При этом из 365,3 млрд руб. инвестиционных кредитов, выданных АПК, на долю АО «Россель-хозбанк» приходится 234,8 млрд руб. (64,3%). Практически все оставшиеся инвестиционные кредиты выданы также государственными банками ПАО Сбербанк, Банк ГПБ (АО), ГК «Внешэкономбанк». Таким образом, значительная часть средств программы направлена на финансирование государственных банков, которые до 2016 г. дали инвестиционные кредиты предприятиям АПК по высоким ставкам и сейчас получают по ним проценты. В настоящее время инфляция и вслед за ней банковские ставки по кредитам сильно снизились. В этих условиях можно перекредитовать предприятия АПК по более низким ставкам или просто снизить ставки по старым кредитам. Это высвободит средства для более актуальных направлений государственной поддержки АПК, в частности, для устойчивого развития сельских территорий.

В действующей Государственной программе «Устойчивое развитие сельских территорий» стало одним из ее направлений или подпрограммой. Ранее, до 2018 г. эта подпрограмма была отдельной целевой программой. Целевые показатели этой подпрограммы также ориентируют на планирование от достигнутого, что не соответствует принципам программно-целевого подхода. На выполнение программы планируется в 2018-2020 гг. направлять 16,2-16,8 млрд руб. в год, то есть около 6,8% всех средств Государственной программы. Заметим, что в развитых странах на развитие сельских территорий тратится в 4-7раз больше в процентном выражении.

Правда, целевые показатели развития также очень и очень скромны. Так, в 20182020 гг. планируется: сокращать число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельской местности, примерно на 0,6% в год; сокращать число обучающихся в общеобразовательных организациях, находящихся в аварийном состоянии в сельской местности, на 0,1% в год; повышать уровень газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности на 0,2-0,3% в год и уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой на 0,2% в год; вводить в эксплуатацию 640-670 км дорог с твердым покрытием и реализовать 4-6 проектов комплексного обустройства площадок под жилищную застройку на всю страну.

Практическое выполнение мероприятий этой подпрограммы также имеет определенные недостатки:

• удельные издержки на строительство и другие работы в разных регионах часто отличаются в несколько раз. Нормирования затрат нет, и это создает условия для злоупотреблений;

• в первую очередь, многие мероприятия, в частности строительство автодорог, проводятся не там, где они наиболее необходимы, например, в целях оказания неотложной медицинской помощи, а в поселениях, для которых уже подготовлена проектная

2018

документация и имеются лучшие лоббистские возможности. Чаще всего это поселения, в которых работает крупный бизнес. То есть, как и по другим направлениям Государственной программы, поддержку, в первую очередь, получают крупные предприятия, которые нуждаются в поддержке в наименьшей степени. Таким образом, наиболее актуальным вопросом является существенная перестройка Государственной программы развития сельского хозяйства, в целом, и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», прежде всего. При этом указанную подпрограмму целесообразно преобразовать в национальный проект, направленный на выполнение Майского Указа Президента.

Для этого, во-первых, необходимо поставить цели национального проекта в строгом соответствии с национальными целями, определенными в Указе. Так, целями сельского развития могут быть: обеспечение устойчивого естественного роста численности сельского населения; повышение ожидаемой продолжительности жизни сельского населения до 77 лет к 2024 г. и до 80 лет к 2030 г.; снижение уровня бедности на селе до 10%, улучшение жилищных условий не менее 1,2 млн сельских семей ежегодно, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий с обеспечением 100% сельских населенных пунктов с населением более 100 человек высокоскоростным Интернетом, обеспечение 100% сельских населенных пунктов с населением более 200 человек газом, современным водоснабжением и водоотведением.

Выполнение национального проекта целесообразно возложить на специализированный проектный офис.

Для выработки и мониторинга осуществления проектных мероприятий предлагается использовать специализированную информационную цифровую платформу развития сельских территорий в режиме Вики-проекта. В экосистему этой цифровой платформу будут включены все примерно 100 тысяч сельских населенных пунктов. Жители этих населенных пунктов совместно с работниками муниципалитетов по определенной проектным офисом методике, используя программное приложение цифровой платформы, вносят информацию о своем поселении, который можно назвать паспортом населенного пункта. В него заносятся данные о половозрастной структуре населения, структуре и качественных характеристиках занимаемых населенным пунктом земельных угодий, состоянии жилого фонда и производственных помещений, газификации, водохозяйственном обеспечении, автодорогах, других элементах социальной и инженерной инфраструктуры, располагающихся в населенном пункте и вблизи него предприятиях, занятости населения по направлениям, состоянии малого и среднего бизнеса и т.д. Информация проверяется специальной компьютерной программой и, выборочно, экспертами проектного офиса и волонтерами, взявшимися поддерживать работу системы. Заполнение идет по типу Википедии и других Вики-систем.

www.mshj.ru

При разработке национального проекта проектный офис осуществляет типизацию сельских населенных пунктов по их величине, природным характеристикам, географическому положению, развитию социальной и инженерной инфраструктуры, состоянию бизнеса, занятости населения и т.д. На основании введенной в систему информации специальная компьютерная программа, работающая на основе принципов распознавания образов, относит сельские населенные пункты к определенному в проекте типу.

Для каждого типа населенного пункта проектный офис и эксперты разрабатывают типовую стратегию развития населенного пункта. Жители и работники муниципальных образований обсуждают полученную через цифровую платформу типовую стратегию и могут несколько корректировать ее с учетом особенностей своего населенного пункта. После корректировки и обсуждения стратегия развития населенного пункта вводится в систему. Стратегия определяет общее направление развития населенного пункта. В частности, для определенных населенных пунктов может быть рекомендовано переселение из него жителей и прекращение его существования.

После формирования стратегий развития населенных пунктов в муниципальном районе формируется проект устойчивого развития сельского хозяйства района. Из проекта муниципальных районов формируется проект устойчивого развития сельского хозяйства региона.

В экосистему цифровой платформы также входят различные строительные и обслуживающие организации. Цифровая платформа позволяет провести конкурсные процедуры и выбрать для каждого населенного пункта поставщиков соответствующих услуг. При этом используются разработанные для каждого типа населенного пункта нормативы удельных затрат.

Жители населенных пунктов и сотрудники муниципалитетов имеют полную информацию о заключенных через цифровую платформу договорах с обслуживающими организациями, которая будет храниться с использованием технологий блокчейн. Смарт-контракты позволят провести системный конкурсный отбор исполнителей работ по строительству и обустройству населенных пунктов. Жители проводят постоянный мониторинг осуществления выбранной стратегии развития населенного пункта, могут оценивать выполнение мероприятий и по определенным правилам давать предложения по корректировке стратегии.

Разумеется, остается проблема распределения федеральных средств на поддержку региональных проектов развития. Здесь будет учитываться готовность регионального проекта и его вклад в выполнение поставленных перед национальным проектом целей.

Национальный проект устойчивого развития сельских территорий органично дополнит определенную в Указе систему национальных проектов программ. Его осуществление не только обеспечит выполнение националь-

ных целей развития страны для сельских территорий, но и создаст базу для эффективного выполнения других национальных проектов в сферах здравоохранения, образования, жилья, экологии, автомобильных дорог, малого и среднего предпринимательства, повышения производительности труда и поддержки занятости, цифровой экономики, культуры и экспорта.

Для достижения цели прироста сельского населения и недопущения дальнейшего обе-злюдевания и опустынивания сельских территорий необходимо дополнить указанный национальный проект мерами по стимулированию переселения городских жителей и, возможно, иностранных мигрантов в российские села. Это так же может быть отдельная программа переселения.

В начале статьи уже говорилось о том, что в перспективе необходимо будет решать вопрос о предоставлении большим группам населения достойного и полезного для людей и общества занятия. По моему мнению, таким занятием для сотен тысяч людей может стать жизнь и работа в сельской местности.

Уже сейчас имеются группы семей, которые могут быть заинтересованы в устроении собственной усадьбы для жизни и работы. Можно выделить следующие группы потенциальных жителей усадеб:

• жители сельских населенных пунктов и небольших городов, которые в настоящее время работают вахтовым методом в Москве и других крупных городах или занимаются подработками в рамках так называемой самозанятости; число таких жителей очень велико и может составлять десятки тысяч семей для каждого региона;

• жители Москвы и других крупных городов, желающих сменить образ жизни на более здоровый и экологичный, жить на природе, питаться экологически чистой, продукцией собственного производства, воспитывать детей в единстве с природой и т.д. Переезд в сельскую местность с указанными целями довольно широко распространен в развитых странах. Кроме того, к этой группе могут присоединиться жители Москвы и других крупных городов, которые будут сдавать свои квартиры в городах и жить в собственных усадьбах;

• лица свободных профессий, которые могут работать, используя Интернет из любого места (специалисты ИТ, фрилансеры, художники, писатели, ученые и т.д.);

• военные пенсионеры и переселенцы северных территорий, ищущие себе новое место жительства и работы;

• иммигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего, выходцы из русских диаспор.

С развитием инновационных технологий и роботизации целого ряда профессий количество семей, готовых переехать в сельскую местность, в благоустроенный просторный дом будет быстро расти. Кстати, рождаемость в таких домах, по мнению большинства экспертов, будет заметно выше.

В связи с этим целесообразно во многих российских регионах начать кампанию по бес-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

платному предоставлению земельныхучаст-ков от 0,5 до 1 га для строительства домов и обустройства усадеб [7]. Заметим, что, по данным статики, около 40% земель населенных пунктов в Центральном федеральном округе являются сельскохозяйственными угодьями и могут предоставляться для обустройства усадеб. Если семья хочет получить участок для строительства дома, в определенных регионах она сможет получить земельный участок в срочное безвозмездное пользование на 2 года. После строительства дома площадью не менее 150 кв. м участок передается семье в собственность безвозмездно. Если дополнительно семья хочет организовать на участке приусадебное хозяйство определенного типа (садоводство, овощеводство, в том числе закрытого грунта, кролиководство, птицеводство и т.д.), государство предоставит определенную поддержку по сбыту продукции и поставкам необходимых для функционирования усадьбы материалов.

Стоит заметить, что обустройство усадеб на малонаселенных сельских территориях само по себе даже без ведения сельскохозяйственного производства принесет несомненную пользу. Будет создано множество новых рабочих мест для лиц, которые будут строить, обслуживать и обеспечивать жителей усадеб всем необходимым. Этих лиц также нужно будет обслуживать. Разовьется множество сервисных бизнесов. Многие населенные пункты получат второе рождение и развитие.

В настоящее время аграрный бизнес и муниципальные образования не могут в полной мере использовать такой важный ресурс развития, как принадлежащие им земли. В связи с этим актуальным представляется вопрос о предоставлении муниципальным образованиям и региональным органам власти прав залога принадлежащих им земель. В регионах остаются большие площади неразграниченных государственных земель сельскохозяйственного назначения. Для введения их в оборот целесообразно передать все неразграничен-ные земли в собственность регионов. Для вовлечения муниципальных, государственных и частных земель в деловой оборот предлагается ввести механизм обеспечения гарантированного выкупа заложенных земельных участков. Привлекательность и надежность залога сельскохозяйственных земель для банков можно обеспечить, введя государственные гарантии выкупа заложенных участков государством в случае невыполнения условий кредитования. При взятии банком участка в залог с определенным законом государственным агентством согласовывается оценка принимаемого в качестве залога земельного участка. Государство будет гарантировать выкуп земельного участка по залоговой цене, если заемщик нарушает условия кредитования. В дальнейшем государственное агентство может продать выкупленный участок или использовать его в своих целях. Гарантии выкупа земель многократно увеличат залоговую базу сельскохозяйственных товаропроизводителей и существенно расширят доступность кредитов. Аналогичным образом можно гарантировать залог муниципальных земель.

- 69

ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4 (364) / 2018

Весьма актуальным является также вопрос о внедрении на предприятиях малого и среднего бизнеса АПК новых инновационных технологий. Это касается не только традиционного аграрного бизнеса, но и использования новых технологий для хозяйств усадебного типа, а также для обустройства населенных пунктов системами водоснабжения, канализации, малой энергетики, теплообеспечения и т.д. Для этих целей предлагается создать центр трансфера инновационных технологий для малого и среднего бизнеса. В настоящее время агрохолдинги и крупные сельскохозяйственные предприятия широко используют передовые технологии, но они обрабатывают только 15-20% сельскохозяйственных земель. Остальные земли находятся во владении средних и малых предприятий, которые часто вынужденно используют устаревшие и малоэффективные технологии.

Приобретение и освоение зарубежных производств и технологических комплексов для малого и среднего бизнеса затруднено большими транзакционными издержками на поиск нужного комплекса, сбор объективной информации о его производственных характеристиках, заключение контрактов с контрагентами, обучение специалистов. С целью обеспечения масштабного переноса новейших отечественных и зарубежных агропромышленных производственных комплексов и технологических инноваций в малые и средние предприятия предлагается создать новый институт развития, являющийся одно-

временно: выставкой образцов производств и технологических решений; аграрно-инду-стриальным парком; торговой площадкой для заключения контрактов по приобретению демонстрируемых производств и комплексов и инновационным центром. Подробное описание такого инновационного научно-технологического центра приведено в [8].

И, наконец, более чем актуальным представляется создание цифровой платформы агропромышленного комплекса. Цифровая платформа АПК (ЦП АПК) — система институционального, программного и технического обеспечения взаимодействия участников рынка, составляющих экосистему данной платформы. ЦП АПК дает возможность участникам агропродовольственных рынков, особенно средним и малым предприятиям и физическим лицам, освоить новую модель рыночного поведения и получить дополнительную долю рынка и дополнительный доход, в частности, за счет рыночной доли посредников. Кроме того, за счет встроенных в ЦП сквозных технологий и подсоединенных к ней приложений (API) малые и средние предприятия смогут освоить новые технологии, получить консультации ведущих ученых и существенно снизить свои производственные затраты и увеличить производство. Полный прирост ВВП России от внедрения ЦП АПК составит около 155 млрд руб. при общих затратах на создание платформы около 10 млрд руб. [9]. Описанная выше цифровая платформа развития сельских поселений мо-

жет быть как самостоятельным программным продуктом, так и частью ЦП АПК.

Литература

1. Акимова Ю.А., Кочеткова С.А. Европейский опыт регулирования аграрной сферы экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-7. С. 1261-1265.

2. Атлас новых профессий. Фонд «Сколково». М., 2014.

3. Научный отчет «О состоянии сельских территорий Российской Федерации в 2016 году». М.: ВИАПИ, 2017.

4. Постановление Правительства РФ от 13.12.2017 г. № 1544 (ред. от 01.03.2018) «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».

5. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/57425.

6. Кунле М. Перспективы аграрного экспорта. URL: http://www.agroinvestor.ru/markets/article/28453-perspektivy-agrarnogo-eksporta/

7. Огнивцев С.Б. Безвозмездное предоставление государственных и муниципальных земель как метод развития сельских территорий // Вопросы экономики и права. 2017. № 3.

8. Никитин А.В., Огнивцев С.Б. Стратегия развития инновационного научно-технологического центра агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3.

9. Огнивцев С.Б.. Концепция цифровой платформы агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 2.

Об авторе:

Огнивцев Сергей Борисович, доктор экономических наук, профессор, директор института, ognivtsev@gmail.com

THE MODERN AGRI-FOOD POLICY: UP-TO-DATE ISSUES

S.B. Ognivtsev

Institute of system analysis and intellectual property, Moscow, Russia

The article substantiates the need of changing the emphasis of agricultural policy from the growth of agricultural production state back to small businesses and sustainable development of rural areas support. It is shown that at certain stages the similar course changes took place in the policy of the advanced countries development. The goals and measures of the current State program of agricultural development are analyzed. The necessity of substantial restructuring in this program is proved. New measures of the rural areas sustainable development are proposed and justified. Among these measures there are the digital platform for the development of rural settlements, the implementation of standard development strategies, the use of block chain technologies and smart contracts for monitoring of the project activity by the population and for the selection of organizations that could develop rural settlements.

Keywords: food security, sustainable rural development, labor productivity, employment, agro-industrial complex, digital platform, monitoring, block chain, smart contract, migration, unconditional basic income, project office.

References

1. Akimova Yu.A., Kochetkova S.A. European experience of regulation of the agrarian sector of the economy. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanij = International journal of applied and fundamental research. 2015. No. 12-7. Pp. 1261-1265.

2. Atlas of new professions. Fund "SKOLKOVO". Moscow, 2014.

3. Scientific report "The state of rural areas of the Russian Federation in 2016". Moscow: VIAPI, 2017.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation from 13.12.2017 No. 1544 (ed. by 01.03.2018)

About the author:

Sergey B. Ognivtsev, doctor of economic sciences,

ognivtsev@gmail.com

"On introducing amendments into the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 years".

5. Decree of the President of the Russian Federation "The national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024". URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/57425

6. Kunle M. Prospects for agricultural exports. URL: http://www.agroinvestor.ru/markets/article/28453-perspektivy-agrarnogo-eksporta/

professor, director of the institute, ognivtsev@gmail.com

7. Ognivtsev S.B. Granting of state and municipal lands as a method of the development of rural areas. Vo-prosy ekonomiki i prava = Economic and law issues. 2017. No. 3.

8. Nikitin AV., Ognivtsev S.B. Strategy of development of innovative scientific and technological center of agro-industrial complex. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstven-nyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. No. 3.

9. Ognivtsev S.B. The concept of the digital platform of the agriculture. Mezhdunarodnyj selskokhozyajstvennyj zhurnal = International agricultural journal. 2018. No. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 (364) / 2018

www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.