2. Гражданское судопроизводство в изменяющейся России (по материалам конф. 14-15 сент. 2007 г., г. Саратов). URL: http://forum.yurclub.ru/ index.php?showtopic=42751&st=60 (дата обращения: 31.01.2013).
3. Собрание законодательства Федерации. 1997. № 28, ст. 3306.
4. Собрание законодательства Федерации. 2002. № 46, ст. 4532.
5. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 11 января 2011 г. № 33-90/2011 // Система ГАРАНТ.
6. Осокина Г.Л. Гражданская процессуальная право- и дееспособность // Российская юстиция. 1997. № 5. С. 35.
Российской
Российской
7. Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть: учеб. пособие для вузов. М.: Юристъ, 2003.
8. Федулова С.Н. Субъекты гражданского процесса: понятие и виды // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2007. № 4. С. 43-56.
9. Цепкова Т.М. Проблемы правового регулирования процессуального положения и деятельности лиц, участвующих в судебных семейных делах: автореф. дис. ... канд. д-ра юрид. наук. Саратов, 2000.
10. Цихоцкий А.В. Судебная защита прав и охраняемых законом интересов организаций потребительской кооперации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1985.
РОМАНОВА Алла Александровна - старший преподаватель кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ROMANOVA, Alla Aleksandrovna - Senior Teacher of Chair of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 342.55
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ОБЯЗАННОСТЬ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
М.С. Тимофеев
Рассмотрены вопросы формирования и реализации государственной политики устойчивого развития сельских территорий как важнейшего направления аграрной политики и роль сильного государства в ее осуществлении.
Ключевые слова: государственная политика; аграрная политика; сельская территория; устойчивое развитие сельских территорий; законодательство; правовое регулирование устойчивого развития; сильное государство.
M.S. Timofeev. IMPLEMENTATION OF STATE POLICY SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT AS A DUTY OF A STRONG STATE
The problems of the formation and implementation of public policies for sustainable development of rural areas as an important direction of agrarian policy and a strong state role in its implementation.
Keywords: public policy; agricultural policy; rural area; sustainable rural development; legislation; legal regulation of sustainable development; strong state.
Современные реалии формируют новые цивилизационные цели развития, связанные с гармонией человека и природы, преодолением издержек техногенной цивилизации, экологического кризиса и культа потребления. В условиях глобализации особенно остро проявились кризисные цивилизационные процессы. «Западный мир отдаляется от Природы, - писал академик РАН Н.Н. Моисеев, - в нем про-
исходит деградация человека в самых тяжелых его испытаниях, общество лишается идеи прогресса... И наше русское представление о будущем, и прежде всего о будущем России, не может быть сколько-нибудь правильным, если национальный внутренний кризис мы станем рассматривать лишь как собственный, вне тех общих процессов глобального развития, которые наглядно свидетельствуют об об-
щепланетарном благополучии» [7, с. 164-165].
Важнейшим элементом новой парадигмы мирового и отечественного развития за последние десятилетия становится идея, принцип ко-эволюционного устойчивого развития.
Россия подписала ряд международных документов по устойчивому развитию, взяла на себя серьезные обязательства по их реализации перед международным сообществом, а также внутренние обязательства по формированию и реализации политики устойчивого развития. Это сложная и достаточно трудная проблема, с решением которой может и обязано справиться только сильное государство. «Без эффективного, умело управляющего государства, - отмечал академик РАН Б.Н. Топорнин, - невозможно добиться подъема экономики, преодолеть преступность, сохранить и уберечь единство и целостность страны, обеспечить права человека и достойный уровень жизни общества» [8, с. 22].
В развитие своих международных обязательств в России был издан Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236, направленный на обеспечение экологически безопасного устойчивого развития, оздоровление и охрану среды обитания человека.
Следующим шагом стала оперативно подготовленная Концепция перехода России к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. [1]. В документе отмечалось, что переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.
На это должно быть направлено последовательное решение ряда принципиальных задач: в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации; добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления; ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
В принятом документе отмечалось, что
переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей [3].
В Концепции устойчивого развития вопросы аграрной сферы подробно не рассматривались. На региональном уровне предусматривалось осуществлять развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализацию мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения. Изложенное выше характеризует устойчивое развитие как стратегию социоприродного развития, которая обеспечивает выживание и непрерывный прогресс общества и не разрушает окружающую природную среду.
Вопросы устойчивого развития сельского хозяйства находились на периферии государственного интереса, пока в 2005 г. по инициативе Президента РФ В.В. Путина проект «Развитие АПК» не стал приоритетным национальным проектом, который имел цель стимулировать экономически активных участников АПК доступными кредитами, процентная ставка за которые подлежала субсидированию из федерального и регионального бюджетов.
Основными задачами этого национального проекта были: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК; обеспечение жильем молодых специалистов на селе. Эти меры были очень нужными и своевременными. «В развитии сельского хозяйства, - отмечает В.Е. Афонина, - сохраняются системные проблемы. Происходит отставание темпов развития сельского хозяйства от общих темпов роста экономики страны в целом» [6, с. 27].
Начиная с 2008 г. приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с сохранением идеи устойчивого развития.
Положительным является и то обстоятельство, что этот национальный проект за время своего действия дал стимул развитию аграрного законодательства и был достаточно оперативно на законодательном уровне подкреплен Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ, по-
ложившим начало новому этапу развития аграрного законодательства России [2].
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий. В Законе (ст. 5) в качестве основной цели государственной аграрной политики выделяется «обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве» [2]. Среди основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства Федеральный закон (ст. 7) выделяет наряду с другими также «обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог». Однако, можно констатировать, что в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» не раскрыто содержание устойчивого развития сельских территорий, и эти вопросы получили лишь частичное фрагментарное правовое регулирование. Новый этап в создании организационно-правовых основ устойчивого развития сельских территорий следует связывать с появлением Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [3]. Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий, включая поселения, имеющие рыбохозяйственную специализацию, и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Реализация этих мер позволяет вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности.
В Концепции определено, что «устойчивое развитие сельских территорий» - это стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель. Заметно,
что в содержании категории «устойчивое развитие сельских территорий» слабо выражена роль экологической компоненты и принципа коэволюционного развития.
В Концепции (раздел II) дается оценка современного состояния и тенденций развития сельских территорий. Отмечено, что сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения. Демографические ресурсы сельских территорий России составляют 38 млн чел. (27 % общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн чел., плотность населения низкая - 2,3 чел. на 1 кв. км. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. сельских населенных пунктов имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мел-кодисперсность - 72 % сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 чел., а поселения с численностью свыше 2 тыс. чел. составляют 2 %.
Российское село сегодня продолжает оставаться в сложном кризисном состоянии. В Концепции зафиксировано, что выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития тормозят следующие факторы:
• ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого сельского развития;
• ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
• слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности и прежде всего местного самоуправления;
• недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий [3].
В Концепции достаточно подробно излагаются цели, принципы и задачи государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий. В IV разделе документа «Направления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий» выделены следующие задачи:
• демографическая политика и создание условий для переселения в сельскую местность;
• диверсификация сельской экономики, политика повышения занятости и доходов населения;
• улучшение жилищных условий сельского населения, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
• политика сельского расселения;
• экологическая политика.
В Концепции заложены правовой, организационный, финансовый, научный, кадровый, информационный элементы механизма реализации документа. В таком виде он ближе к потребностям практики обеспечения устойчивого развития сельских территорий [3].
После принятия Концепции следовало бы в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ внести изменения - включить специальную главу, посвященную правовому регулированию устойчивого развития сельских территорий. В ближайшей перспективе, по мере накопления опыта реализации действующего законодательства, необходимо принять федеральный закон по основам федеральной государственной политики устойчивого развития сельских территорий, способный в полном объеме урегулировать все правовые аспекты социальных, экономических, экологических и духовно-культурных проблем устойчивого развития сельских территорий.
Развитие правового регулирования развития сельских территорий требует системного подхода, внесения изменений в лесное, земельное, природоохранное, водное, жилищное и иное законодательство в части регулирования устойчивого сельского развития.
Комплексное правовое обеспечение развития сельской инфраструктуры связано с необходимостью внесений изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в сфере транспорта, связи, энергетики, финансов.
В обеспечении устойчивого развития сельских территорий важным организационно-правовым инструментом являются федеральные программы. В этом отношении существенное значение имеет Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., принятая постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. 717 [4]. В соответствии с общей программой развития сельского хозяйства в России появилась возможность на этой основе конкретизировать проблематику устойчивого
развития, что и было сделано постановлением Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» от 15 июля 2013 г. N° 598 [5], которое выступает мощным организационно-правовым инструментом для устойчивого развития сельских территорий.
Разделы Программы, перечень необходимых для ее реализации мероприятий убедительно свидетельствуют о большом объеме обязательств, которые берет на себя государство.
Принятая Программа - документ долговременного действия, и его реализацию намечено осуществлять поэтапно. В рамках первого этапа (2014-2017) предусматривается преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из федерального бюджета региональных программ устойчивого развития сельских территорий. Должен быть достигнут значительный уровень развития отрасли, определяющий более высокие требования к качеству условий жизнедеятельности в сельской местности.
Конечный результат позволит на втором этапе реализации Программы (2018-2020) достичь наращивания темпов комплексного развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.
Государство выполняет свои обязательства по обеспечению устойчивого развития сельских территорий и на региональном уровне. В ряде субъектов РФ приняты собственные программные документы. Так, в Чувашской Республике была принята Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» как часть Государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 гг.
Чувашская Республика имеет свои особенности. Это самый небольшой по территории и густонаселенный регион Приволжского федерального округа, в котором в 1720 сельских населенных пунктах проживает 40,2 % населения республики. Территория Чувашской Республики составляет 18,3 тыс. кв. км, из которых 1009,9 тыс. га (55,1 %) - земли сельскохозяйственного назначения.
Значительная часть сельского населения (36,0 %) проживает в населенных пунктах с
численностью от 200 до 1000 чел. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность - 59,1 % сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 чел., а населенные пункты с численностью свыше 2 тыс. чел. составляют 1,3 %. Такой процесс, как прогрес-сирование обезлюдения сельских территорий, для Чувашской Республики не характерен, доля сельских населенных пунктов без жителей -лишь 1 %. Средний возраст сельских жителей на начало 2012 г. составил 40,8 года (мужчин -37,9 года, женщин - 43,6 года).
Агропромышленный комплекс в экономике Чувашской Республики занимает особое место. Доля сельского хозяйства в структуре производства валового регионального продукта (далее - ВРП) по годам различна. Если в 2005 г. удельный вес сельского хозяйства составлял 13,7 % общего объема ВРП, то в 2010 г. он снизился до 7,6 %. В 2011 г. доля сельского хозяйства в ВРП - 11,2 %.
В целях реализации Подпрограммы по устойчивому развитию недавно было принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «О мерах по реализации Подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики" Государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 20132020 годы» от 5 февраля 2014 г. № 20, которым были утверждены: Положение о конкурсной комиссии по отбору проектов в сфере устойчивого развития сельских территорий Чувашской Республики; Порядок проведения конкурсного отбора проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности; Порядок проведения конкурсного отбора проектов комплексной компактной застройки сельских поселений; Поря-
док проведения конкурсного отбора проектов с целью предоставления грантовой поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности. В постановлении также предусмотрены меры организационного и финансового характера, направленные на обеспечение реализации республиканской Подпрограммы устойчивого развития.
Таким образом, принятие концептуальных, правовых и программных документов по устойчивому развитию сельских территорий на федеральном и региональном уровнях и их последовательная реализация свидетельствуют, что в государственной аграрной политике наступает новый этап, связанный с пониманием роли устойчивого развития сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в России. Эффективная реализация такой политики требует согласованных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнес-структур, сельских товаропроизводителей, и регулирующая координирующая роль сильного государства здесь очевидна.
Список литературы
1. СЗ РФ. 1996. № 15, ст. 1572.
2. СЗ РФ. 2007. № 1. Ч. 2, ст. 27.
3. СЗ РФ. 2010. № 50, ст. 6748.
4. СЗ РФ. 2012. № 32, ст. 4549.
5. СЗ РФ. 2013. № 30. Ч. 2, ст. 4110.
6. Афонина В.Е. Реализация национального проекта «Развитие АПК» как фактор преодоления кризисного состояния отрасли // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 11. С. 27.
7. Моисеев Н.Н. Россия на перепутье // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4. С. 164-165.
8. Топорнин Б.Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопр. философии. 2001. № 7. С. 22.
ТИМОФЕЕВ Михаил Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TIMOFEEV, Mikhail Sergeevich - Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]