Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ / ЭКСПРЕСС-ГРУЗЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худжатов М.Б.

Статья посвящена анализу современного состояния международной интернет-торговли в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). По результатам проведенного анализа выявлены актуальные проблемы таможенного администрирования интернет-торговли в ЕАЭС, а также определены перспективные направления ее развития. Реализация на практике изложенных в статье рекомендаций будет способствовать росту электронной торговли товарами в государствах - членах ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Худжатов М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ADMINISTRATION OF INTERNATIONAL E-COMMERCE IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article is devoted to the analysis of the current state of international Internet commerce in the Eurasian Economic Union (EAEU). Based on the results of the analysis, the actual problems of the customs administration of e-commerce in the EAEU were identified, and promising directions for its development were identified. The implementation of the recommendations outlined in the article will contribute to the growth of electronic commerce in goods in the EAEU member states.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономически и журнал

Направления развития администрирования международной интернет-торговли в Евразийском экономическом союзе / Directions for the development of the administration of international e-commerce in the Eurasian Economic Union М.Б. Худжатов / M.B. Khudzhatov

DOI: 10.17747/2311-7184-2022-6-146-148 УДК 339.5

Том 10, № 6(2022) Business Strategies

стр 146

Направления развития администрирования международной интернет-торговли в Евразийском экономическом союзе

М.Б. Худжатов, к.э.н., доцент кафедры таможенного дела, Российский университет дружбы народов (Москва, Россия) mikailkhudzhatov@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу современного состояния международной интернет-торговли в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). По результатам проведенного анализа выявлены актуальные проблемы таможенного администрирования интернет-торговли в ЕАЭС, а также определены перспективные направления ее развития. Реализация на практике изложенных в статье рекомендаций будет способствовать росту электронной торговли товарами в государствах - членах ЕАЭС.

Ключевые слова: интернет-торговля, внешнеэкономическая деятельность, международные почтовые отправления, экспресс-грузы, Евразийский экономический союз.

Directions for the development of the administration of international e-commerce in the Eurasian Economic Union

M.B. Khudzhatov, cand. sci. (econ.), associate professor, Customs Department, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (Moscow, Russia) mikailkhudzhatov@mail.ru

Absract. The article is devoted to the analysis of the current state of international Internet commerce in the Eurasian Economic Union (EAEU). Based on the results of the analysis, the actual problems of the customs administration of e-commerce in the EAEU were identified, and promising directions for its development were identified. The implementation of the recommendations outlined in the article will contribute to the growth of electronic commerce in goods in the EAEU member states.

Keywords: e-commerce, foreign economic activity, international mail, express cargo, Eurasian Economic Union.

За последние годы интернет-торговля товарами набрала значительные обороты во всем мире и, в частности, в государствах - членах ЕАЭС. Так, в Российской Федерации, являющейся лидером ЕАЭС, объемы интернет-торговли выросли в 9 раз с 2013 по 2018 год. Далее в 2019-2021 годах темпы роста интернет-торговли стали снижаться в связи с повышением ставок таможенных пошлин, а также возникновением пандемии COVID-19, при этом рост объемов экспресс-грузов продолжился даже в этот сложный период (рис. 1).

Рис. 1. Объемы международной интернет-торговли в РФ в 2013-2021 гг., шт.

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 за9мес.

2021 г.

В Экспресс-грузы

В Международные почтовые отправления

Источник: [6].

В рамках настоящего исследования отметим, что в странах ЕАЭС интернет-торговля товарами осуществляется двумя способами:

1) пересылка товаров в международных почтовых отправлениях (МПО);

2) перемещение товаров в составе экспресс-грузов.

Интересная динамика наблюдается с точки зрения физических объемов экспресс-грузов. За 9 месяцев 2021 года количество экспресс-грузов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В то же время объемы пересылки товаров в МПО сократились на 12% [6]. Поскольку пересылка товаров в МПО все еще является основным способом интернет-торговли товарами, ее снижение не может компенсироваться ростом объемов экспресс-грузов. Однако впечатляющие темпы роста объемов экспресс-грузов будут оказывать значи-

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА Т™ 10, № 6(2022)

анализ | прогноз | управление Business Strategies

электронный научно-экономический журнал стр 147

Направления развития администрирования международной интернет-торговли в Евразийском экономическом союзе / Directions for the deveiopment of the administration of international e-commerce in the Eurasian Economic Union М.Б. Худжатов / M.B. Khudzhatov

тельное влияние на динамику развития международной интернет-торговли в ближайшей перспективе. Вышеизложенные обстоятельства обусловили актуальность данной статьи.

Важно отметить, что государства - члены ЕАЭС весьма заинтересованы в развитии международной интернет-торговли. В период с 2018 по 2020 год беспошлинные стоимостные нормы ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС в составе МПО и экспресс-грузов были снижены с 1000 до 200 евро. Весовая норма при этом осталась на прежнем уровне - 31 кг, но без привязки к одному месяцу и адресу одного физического лица. Единая ставка таможенной пошлины в тот же период была снижена в 2 раза: с 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг, до 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто товаров в части превышения стоимостной и (или) весовой норм [3]. Интересно заметить, что снижение ставки таможенной пошлины на ввоз товаров в составе МПО и экспресс-грузов не стало препятствием для роста собираемости таможенных платежей в 2020-2021 годах. Очевидно, что этому способствовало снижение беспошлинных стоимостных норм (рис. 2).

Рис. 2. Влияние снижения беспошлинных стоимостных норм на рост собираемости таможенных платежей в 2020-2021 годах

Источник: [6].

Из рис. 2 видно, что таможенные органы РФ за неполный 2021 год обеспечили пополнение федерального бюджета более чем на 2 млрд руб. за счет международной интернет-торговли. В ближайшие годы ФТС России прогнозирует рост этой части доходов федерального бюджета РФ.

В связи с перспективностью международной интернет-торговли ФТС России в 2020-2021 годах реализовала несколько проектов, направленных на ее развитие:

1. Оформление товаров, пересылаемых в МПО, с подачей документов Всемирного почтового союза в электронной форме с помощью личного кабинета участника ВЭД. В рамках эксперимента по оформлению МПО в электронном виде за 9 месяцев 2021 года было подано более 56,1 млн МПО, из которых 55,5 млн МПО были оформлены в автоматическом режиме без участия инспектора (99%) и только 0,6 млн МПО были предъявлены таможенному органу для проведения таможенного контроля (1%) [5].

2. Проведение эксперимента по уплате платежей за физических лиц логистическим оператором по почтовым отправлениям АО «Почта России». В данном контексте также осуществлена автоматизация расчета, начисления и списания таможенных платежей для выпуска товаров в рамках международной интернет-торговли [1].

3. Внедрение технологии информационного взаимодействия предпринимателей с АО «Почта России» в целях подтверждения нулевой ставки НДС на экспортируемые товары. Данная мера способствует продвижению российских товаров на международные рынки [4].

4. Создание Центральной почтовой таможни (1 октября 2021 года) с поэтапным переподчинением ей всех таможенных постов, расположенных в местах международного почтового обмена [11].

В результате реализации вышеизложенных проектов количество оформленных МПО и уплаченных по ним таможенных платежей выросло в 2021 году на 5 и 74% соответственно (рис. 3).

Рис. 3. Количество оформленных МПО и уплаченных по ним таможенных платежей в РФ в 2020-2021 годах

284,0

Количество платных МПО, тыс. шт. Уплачено таможенных платежей, млн. руб. 2020 ■ 2021

Источник: [6].

Несмотря на положительные тенденции в развитии международной интернет-торговли в странах ЕАЭС, реализованных проектов недостаточно для дальнейшего развития интернет-торговли.

На взгляд автора, можно выделить следующие перспективные направления развития таможенного администрирования международной интернет-торговли товарами:

1. Выделение товаров трансграничной электронной торговли в отдельную категорию товаров. Как уже было отмечено, согласно действующему таможенному законодательству к товарам трансграничной

Том 10, № 6(2022) Business Strategies

Направления развития администрирования международной интернет-торговли в Евразийском экономическом союзе / Directions for the development of the administration of international e-commerce in the Eurasian Economic Union М.Б. Худжатов / M.B. Khudzhatov

электронной торговли относятся экспресс-грузы и товары, пересылаемые в МПО [7]. Проблема в том, что МПО и экспресс-грузы могут использоваться не только физическими лицами (неторговый оборот), но и юридическими в коммерческом обороте. В этой связи представляется целесообразным выделить товары трансграничной электронной торговли в отдельную категорию товаров, которые перемещаются только физическими лицами для личного пользования.

2. Введение декларации электронной торговли (ДЭТ). В настоящее время экспресс-грузы могут декларироваться с помощью декларации на товары для экспресс-грузов (ДТЭГ) и пассажирской таможенной декларации, а товары, пересылаемые в МПО, могут декларироваться с помощью документов Всемирного почтового союза и пассажирской таможенной декларации [10]. Для большинства физических лиц различные методы таможенного декларирования товаров трансграничной электронной торговли представляют серьезную проблему, в этой связи целесообразно ввести новый вид таможенной декларации - декларацию электронной торговли.

3. Введение института оператора электронной торговли. Как правило, на практике товары трансграничной электронной торговли оформляются экспресс-перевозчиками и операторами международного почтового обмена в зависимости от способа их перемещения. В данном контексте видится целесообразным введение института оператора электронной торговли по аналогии с институтом уполномоченного экономического оператора, который успешно функционирует в коммерческом обороте товаров [8]. Наличие у юридического лица статуса оператора электронной торговли должно предоставлять ряд таможенных льгот, направленных на упрощение таможенного оформления товаров трансграничной электронной торговли.

4. Использование таможенной процедуры таможенного склада к товарам электронной торговли (аналог «бондовых» складов). На практике в странах ЕАЭС таможенная процедура таможенного склада применяется преимущественно в целях нанесения средств идентификации на товары, подлежащие обязательной маркировке [9]. Представляется, что в ЕАЭС не раскрыт в полной мере потенциал процедуры таможенного склада, поэтому кажется целесообразным разрешить применение данной процедуры в отношении товаров трансграничной электронной торговли.

5. Проведение эксперимента в области внешней электронной торговли на территориях государств -членов ЕАЭС. Отдельные вопросы проведения в государствах - членах ЕАЭС эксперимента в области внешней электронной торговли товарами изложены в Распоряжении Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 7 [2]. Указанное направление является весьма перспективным, поэтому необходимо закрепить порядок осуществления внешней электронной торговли товарами соответствующим решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

В качестве еще одного направления развития международной интернет-торговли чиновники на уровне Министерства финансов РФ и ФТС России предлагают поэтапное снижение беспошлинной нормы ввоза товаров для личного пользования в МПО и экспресс-грузах. Данная мера может стать эффективной при одновременном снижении единой ставки таможенной пошлины, в противном случае возможен обратный эффект в виде снижения объемов международной интернет-торговли товарами.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что реализация на практике предложенных в статье мероприятий будет способствовать дальнейшему развитию международной интернет-торговли в государствах - членах

1. Курбатова Е.Д. Таможенное регулирование интернет-торговли // Логистика сегодня. 2021. № 4. С. 288-292.

2. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 7 «Об отдельных вопросах проведения в государствах - членах Евразийского экономического союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами» // СПС «Консультант Плюс».

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» // СПС «Консультант Плюс».

4. Рожкова Л.В., Сальникова О.В., Шабаева Е.А. Тенденции развития экспорта российской интернет-торговли // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. № 4(32). С. 35-39.

5. Сакулян С.А. Анализ рынка российской интернет-торговли в 2021 году // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 10-3(78). С. 130-133.

6. Таможенная статистика. URL: https://customs.gov.ru/statistic.

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс».

8. Худжатов М.Б. Оценка эффективности деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2019. № 1. С. 40-48.

9. Худжатов М.Б. Таможенные аспекты маркировки средствами идентификации иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации // Маркетинг и логистика. 2021. № 6(38). С. 89-99.

10. Худжатов М.Б., Вахрушев В.Ю. Оптимизация совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021. № 3. С. 37-43.

11. Центральная почтовая таможня. URL: https://cpt.customs.gov.ru/.

ЕАЭС.

Использованные источники

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.