Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНЗИТНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНЗИТНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ / ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ / ГРУЗ / ПЕРЕВОЗКА / ТРАНЗИТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Камалов А.С., Дадабоева З., Камалова Е.

В статье изложены проведенных исследования авторов по поиску решении по вопросам поиска решений задач активизации внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, повышения объемов экспорта и импорта, а также привлечения дополнительных объемов транзитных грузов. Анализированы направления основных транспортных коридоров страны и перспективы привлекательных транспортных коридоров «Европа-Кавказ-Азия», «Международный транс афганский коридор», железнодорожных линий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Камалов А.С., Дадабоева З., Камалова Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF TRANSIT CORRIDORS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article describes the research carried out by the authors to find a solution to the problem of finding solutions to the problems of enhancing the foreign economic activity of the Republic of Uzbekistan, increasing the volume of exports and imports, as well as attracting additional volumes of transit cargo. The directions of the main transport corridors of the country and the prospects of attractive transport corridors "Europe-Caucasus-Asia", "International Trans-Afghan Corridor", railway lines are analyzed.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНЗИТНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

UDC 675.25.14

DIRECTIONS FOR INCREASING THE COMPETITIVENESS OF TRANSIT CORRIDORS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

KAMАLOV A.S.*, Deputy Chairman

DADABOEVA Z., early. department

JSC "Uzbekistan Temir Yullari"

7, T. Shevchenko st., 100006, Tashkent, Uzbekistan

*Tel: +998 (97) 404-90-56

*E-mail: nzd@railway.uz

KAMALOVA E., Ph.D., Associate Professor

Tashkent State Economic University

Uzbekistan, Tashkent, st. I.Karimova, 13

E-mail: elvirakamalova@mail.ru

Abstract: The article describes the research carried out by the authors to find a solution to the problem of finding solutions to the problems of enhancing the foreign economic activity of the Republic of Uzbekistan, increasing the volume of exports and imports, as well as attracting additional volumes of transit cargo.

The directions of the main transport corridors of the country and the prospects of attractive transport corridors "Europe-Caucasus-Asia", "International Trans-Afghan Corridor", railway lines are analyzed.

Key words: Transport corridors, export and import, transport and communication, cargo, transportation, transit. UO'K 675.25.14

O'ZBEKISTON RESPUBLIKASI TRANZIT KORIDORLARINING RAQOBATBARDOSHLIGINI OSHIRISH BO'YICHA YO'NALISHLARI

KAMАLOV A.S.*, rais o'rinbosari

DADABOEVA Z., bo'lim boshlig'i

"O'zbekiston temir yo'llari" A.J.

100006, O'zbekiston, Toshkent, T. Shevchenko ko'ch., 7

*Tel: +998974049056

*E-mail: nzd@railway.uz

KAMALOVA E., iqtisodiot fanlari nomzodi, logistika kafedrasi dotsenti Toshkent davlat iqtisodiot universiteti E-mail: elvirakamalova@mail.ru

Annotatsiya: Maqolada muallif tomonidan O'zbekiston Respublikasining tashqi iqtisodiy faoliyatini faollashtirish, eksport va import xajmlarini oshirish qo'shimcha tranzit tashuvlari xajmlarini oshirish vazifalarining yechimlarini izlash masalalari bayon etilgan.

Mamlakatning asosiy transport koridorlarining yo'nalishlari va yevropa-Kavkaz-Osiyo, Transafg'on koridorlarining istiqbollari bayon etilgan.

Kalit so'zlar: Transport koridori, eksport va import, transport-kommunikatsiyasi, yuk, tashish, tranzit УДК 675.25.14

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНЗИТНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

КАМАЛОВ А.С.*, заместитель председателя

ДАДАБОЕВА З., нач. отдела

Правление АО «Узбекистан Темир Йуллари»

100006, Узбекистан, Ташкент, ул. Т.Шевченко, 7

*Тел: +998(97) 404-90-56

*E-mail: nzd@railway.uz

КАМАЛОВА Е., к.э.н., доцент

Ташкентский Государственный Экономический Университет Узбекистан, Ташкент, ул. И.Каримова, 13 E-mail: elvirakamalova@mail.ru

Аннотация: В статье изложены проведенных исследования авторов по поиску решении по вопросам поиска решений задач активизации внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, повышения объемов экспорта и импорта, а также привлечения дополнительных объемов транзитных грузов.

Анализированы направления основных транспортных коридоров страны и перспективы привлекательных транспортных коридоров «Европа-Кавказ-Азия», «Международный транс афганский коридор», железнодорожных линий.

Ключевые слова: Транспортные коридоры, экспорт и импорт, транспортно-коммуникационные, груз, перевозка, транзит.

1.ВВЕДЕНИЕ

В период независимости в Узбекистане уделяется особое внимание решению таких вопросов, как объединение регионов Республики в единую транспортную систему, решение транспортно-коммуникационных проблем, формирование транспортных коридоров, обеспечивающих выход узбекских товаров на южные, западные и восточные морские порты мира.

Несмотря на достигнутые ряд позитивных результатов по созданию и совершенствованию транспортной системы Узбекистана, существует еще ряд проблем, которые влияют на его общую эффективность.

В настоящее время для того, чтобы транспортные коридоры Узбекистана соответствовали уровню мировых транспортных коридоров и смогли наравне конкурировать с ними, требуется не только внедрение современной техники и технологий, но и повышение эффективности логистических и информационных технологий, также развитие внешней экономической деятельности, поиск новых оптимальных коридоров, что является актуальной задачей сегодняшнега дня.

Современная мировая экономика претерпевает большие изменения, связанные с процессами глобализации, усиления конкуренции во внутренном и внешнем рынке. Если учитывать, что транспорт имеет огромное социально-экономическое значение и является необходимым условием глобализации экономики и общества, становится ясным, что развитие транспортных систем и повышение эффективности их использования является одним из актуальных вопросов, стоящих на повестке дня. Исходя из этого Правительством Республики Узбекистан уделяется большле внимание развитию транспортных коридоров, так как они служат для развития внешних экономических связей. Современное географическое и геополитическое расположение Узбекистана ставит задачу создания транспортных коридоров, направленных с Запада на Восток и с Юга на Север, эффективного использования существующих, что и определяет актуальность исследований, проводимых авторами.

Целью направлений исследования является поиск решений нижеследующих важных задач, исходя из вопросов активизации внешней экономической деятельности Республики Узбекистан, повышения объемов экспорта и импорта, также привлечения дополнительных объемов транзитных грузов:

- изучение деятельности транспортной системы Узбекистана с точки зрения развития транзитных перевозок;

- анализировать объем транзитных перевозок, проходящих по транзитным железнодорожным коридорам Центральной Азии;

- изучение проблемы конкурентоспособности транзитных железнодорожных коридоров Республики Узбекистан;

- исследование путей решения проблемы конкурентоспособности транзитных коридоров, проходящих через территорию Республики Узбекистан;

- определение экономической эффективности создания конкурентоспособных коридоров.

Исходя из национальных интересов Узбекистана, вопросы развития транспортных коридоров Центральной Азии приобретают приоритетное значение. В настоящей работе исследованы такие вопросы, как изучение транспортных коридоров и повышение объемов транзитных перевозок, проходящих через территорию Республики Узбекистан, изучение эффективности применения единого железнодорожного тарифа на всей протяженности железнодорожного сообщения из Индии и Пакистана в страны ЕС через Узбекистан и взаимодействия на территории Афганистана с автомобильным транспортом [1].

Теоретическое и практическое значение результатов исследования напрямую связаны с приоритетными направлениями обеспечения безопасности страны, межнациональной солидарности и религиозной толерантности, реализацией балансированной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики на основе Стратегги развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы, повышением транспортного и транзитного потенциала Республики, созданием благоприятных условий для внешней торговли. Результаты исследования могут быть использовани при разработке Стратегии развития АК «Узбекистан темир йуллари», внешнеэкономической концепции экономической безопасности Узбекистана.

В прошлом страны Центральной Азии - Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан не были связаны транспортными коридарами с такими южными и Восточными соседями как Индия, Пакистан и Китай. В настоящее время страны Центральной Азии имеют возможность выхода на мировые рынки. Это способствует опережающему развитию международных транспортных перевозок, в том числе и видов транспорта. Упрощение торговых и транзитных процессов уже служит повышению экономических взаимосвязей региона и привлекательности Трансазиатского коридора.

Изменения в транспортной инфраструктуре стран Центральной Азии происходит одновременно с основными тенденциями геоэкономического развития региона. Страны региона являются привлекательными

своими природными ресурсами, потребительскими товарами, рынками большой вместимости для промышленных товаров и благоприятным транзитным потенциалом.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при развитии транспортных направлений в Центральной Азии могут столкнуться интересы таких соседних и сторонних стран, как Китай, страны ЕС, Россия, Иран, Афганистан, Турция и США, которые не входят в состав региона и которые стараются решать свои проблемы путем взаимного сотрудничества. Кроме этого, Центральная Азия стала площадкой, где сталкиваются интересы проекта Евразийской интеграции, проекта США «Новый шелковый путь», проекта Китая «Один пояс - один путь», Шанхайской Организации Сотрудничества. Как показывает мировой опыт, реализуемые крупные транспортные проекты определяют направление регионализации. При изучении факторов развития региональной инфраструктуры, является важным оценка интересов стран, в первую очередь с точки зрения превращения в полноценное транзитное звено в предлагаемых международных проектах. Кроме этого, мотивация институтов и стран, которые оказывают им финансовую и техническую помощь - тоже является важным. Это - в основном средства АТБ, ЕС, транспортного сегмента программы САЛЕС и кредиты Китая. Некоторые инфраструктурные проекты поддерживает Турция и Иран. В развитии транспортной инфраструктуры региона роль отдельных государств различается. В Таджикистане и Киргизстане вопрос состояния и развития материковых связей является относительно проблемным.

Узбекистан имеет высокие преимущества благодаря расположению в центре Центрально-Азиатского региона, он обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог и до сих пор остается единственной страной для Афганистана для выхода на железнодорожную сеть с широкой колеей. У Казахстана и Туркменистана транзитный потенциал выше, благодаря экономическому потенциалу и географическому расположению, в том числе возможности выхода на Каспийское море.

В условиях модернизации экономики развитие не стоит на одном месте, сильная конкурентная среда, большой поток предложений на перевозку грузов транзитом оказывает сильное влияние и на нашу Республику. В этих условиях является важным анализировать причины уменьшения объемов перевозок транзитных грузов через территорию Республики Узбекистан на основе геоэкономических факторов, которые влияют на этот процесс [2].

2. РАЗВИТИЕ ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Активное развитие внешних экономических связей РУз во многом зависит от решения имеющихся проблем развития внешнеторгового транспорта, с которыми сталкиваются и другие страны всей Центральной Азии. Как отмечает академик В. Бартольд: «Будущее Туркестана зависит от того, какой он будет иметь статус в мировой торговли. Торговля Туркестана зависит от развития железных дорог, которое восстановит значение торговли на суше до уровня торговли по морю».

После распада СССР, количество государств, которые не имеют выход на море, достигло до 29. В этом списке Республика Узбекистан имеет особое место, так как он является одним из двух государств, который для выхода на мировой океан должен преодолеть территорию как минимум двух стран.

До приобретения независимости Узбекистан мог осуществлять свои экономические связи через три морские порты, это - Ильичевск (с выходом на Черное море), Санкт-Петербург (с выходом на Балтийское море), Владивосток (с возможностью заезда в Дальневосточные порты), расстояния до которых соответственно составляли 3000, 4300, 8000 км, что серьезно повлияла на стоимость перевозки грузов. За годы независимости в результате целенаправленной политики, проведенной руководством Республики, ситуация в этом направлении кардинально изменилась.

3.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ

В результате принятых активных мер Правительством Республики Узбекистан и координированной работы соответствующих министерств и ведомств по поиску альтернативных транспортных коридоров для внешнеторговых грузов и их эффективному использованию создан и совершенствуется широкая сеть международных транспортных коридоров.

В настоящее время международные грузоперевозки Узбекистана осуществляются по следующим основным транспортным коридорам (Рис.1.):

1-коридор - в порты Прибалтийских стран (транзитом через Казахстан и Россию) - Клайпеда (Литва), Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия), Таллин (Эстония);

2-коридор - в направлении стран Евросоюза через Беларусь и Украину (транзитом через Казахстан и Россию) - через пограничные пункты Чоп (Украина) и Брест (Беларусь);

3-коридор - в Украинский порт Ильичевск (транзитом через Казахстан и Россию), выход на Черное море;

4-коридор - по направлению Транскавказского коридора (транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан), выход на Черное море, коридор ТРАСЕКА;

5-коридор - в Иранский порт Бендер-Аббас (транзитом через Туркменистан), выход на Персидский

залив;

6-коридор - в восточном направлении через пограничный пропускной пункт Казахстан-Китай (Достик/Алашанкоу) в восточные порты Китая, также в Дальневосточные порты Находка, Владивосток и др;

7-коридор - в порты Китая (транзитом через Киргизстан), выход на Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское море;

8-коридор - в связи с урегулированием афганской проблемы открываются новые перспективы по разработке альтернативных южных транспортных коридоров, выходящие в Иранские порты Бендар-Аббас, Чахбахар, Пакистанские порты Гвадар и Карачи транзитом через Афганистан.

Рис. 1. Международные транспортные коридоры, предназначенные для перевозки международных грузов.

В таблице 1 приведены протяженность и сроки преодоления транспортных коридоров Узбекистана.

Табл. 1.

Транспортные коридоры с участием Узбекистана [3].

Транспортные коридоры Последний пункт Протяжен ность, км Время преодоления, сутки

11 В порты Прибалтийских стран (транзитом через Казахстан и Россию) - Клайпеда (Литва), Рига, Лиепая, Вентспилс (Латвия), Таллин (Эстония) Санкт-Петербург 4263 14

Таллин 4505 15

Рига 4348 14

Клайпеда 4603 16

22 В направлении стран Евросоюза через Беларусь и Украину (транзитом через Казахстан и Россию) - через пограничные пункты Чоп (Украина) и Брест (Беларусь) Брест 4385 14

Чоп 4779 18

33 В Украинский порт Ильичевск (транзитом через Казахстан и Россию), выход на Черное море Ильичевск 4239 15

Новороссийск 3555 11

44 По направлению Транскавказского коридора (транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан), выход на Черное море, коридор ТРАСЕКА Поти 2667 13

55 В Иранский порт Бендер-Аббас (транзитом через Туркменистан), выход на Персидский залив Бендер-Аббас 2812 13

66 В восточном направлении через пограничный пропускной пункт Казахстан-Китай (Достик/Алашанкоу) в восточные порты Китая, также в Дальневосточные порты Находка, Владивосток и др Достык 5932 15

Алтынкол 5607 14

77 В порты Китая (транзитом через Киргизстан), выход на Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское море Находка 8683 22

88 В направлении Афганистана (Мазари-Шариф) через пограничный пропускной пункт Галаба Мазари-Шариф 933 4

Большой успех в развитии транспортных коридоров был достигнут 12 мая 1996 года. Тогда при активном участии Узбекистана выл введен в эксплуатацию железнодорожная магистраль Теджен - Серахс - Мешхед (с изменением на станции Серахс колесных пар с колеи 1520 мм на 1435 мм) протяженностью 320 км. Был открыт новый Трансазиатский коридор, который даёт странам Центральной Азии возможность выхода на мировые рынки через Иран и Турцию [4]. В том же году в Серахсе руководители Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана и Грузии подписали Соглашения «О координации деятельности железнодорожного транспорта» и «О сотрудничестве в области регулирования транзитных перевозок между Государствами-участниками».

Суточное преодоление расстояния поездами на участках Организации Сотрудничества железных дорог (ОСЖД), СМГС установлено не менее 200 км. Если в рамках коридора протяженность участка некоторых государств составляет меньше 200 км, за расчет принята 1 сутка.

В сентябре 1998 года в Баку по инициативе Азербайджана, Грузии и Узбекистана, также при содействии Евросоюза состоялась международная конференция «ТРАСЕКА — возрождение исторического шелкового пути». Важным результатом конференции являлось подписание руководителями 12 государств (в том числе и руководителем Узбекистана) Соглашения «Многостороннее основное соглашение о развитии коридора «Европа - Кавказ - Азия»», также подписание таких технических приложений к данному соглашению, как о международном железнодорожном транспорте, о международном автомобильном транспорте, о международном торговом водном транспорте, о пересмотре таможенной практики и таможенных документов.

Транспортный коридор Европа-Кавказ-АЗИЯ (ТИАСЕКА) - является сухопутной и морской дорогой из Европы в страны Центральной Азии. Через Черное и Каспийское море (Рис.2.) [5].

С точки зрения развития торговых отношений между Европой и Азией, можно сказать, что направление ТРАСЕКА является очень привлекательным, так как, с одной стороны, он присоединяет основных товаропроизводителей Азии с Европейскими потребителями, а с другой стороны создаёт крупные грузопотоки для перевозчиков нескольких стран, занимающихся транзитными перевозками.

Рис. 2. Транспортный коридор ТКЛСЕКА.

Расстояние по основному морскому направлению из Йокохамы до крупных Западно-Европейских портов (Роттердам, Гамбург, Антверпен и др.) почти вдвое больше, чем маршрут ТРАСЕКА.

18 июня 2003 года в Тегеране (Иран) руководители Республики Узбекистан, Исламской Республики Афганистан и Исламской Республики Иран подписали «Соглашение о создании международного трансафганского транспортного коридора», что даёт Узбекистану возможность сокращения расстояния перевозок внешнеторговых грузов более чем на 1500 км.

В марте 2011 года с введением в действие «Соглашения о сотрудничестве в сфере транспорта и транзита между Пакистаном и Узбекистаном» и с улучшением геополитической ситуации. В Афганистане для Узбекистана открываются новые перспективы для транзита своих грузов через территорию Афганистана, что способствует диверсификации маршрутов перевозок внешнеторговых грузов в направлении Иранских и Пакистанских портов (Рис.3.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Трансафганский международный транспортный коридор.

Рис. 4. Железнодорожные участки Узбекистана.

Также для повышения транзитного потенциала Узбекистана Правительство Республики уделяет большое внимание формированию магистральных железнодорожных сообщений (Рис.4.). Доказательством этому служит ввод в эксплуатацию в 2011 году железнодорожной линии «Навои - Учкудук - Султонувайстог» протяженностью 341 км и в 2008 году железнодорожной линии «Тошгузор - Байсун - Кумкургон» протяженностью 220 км. Кроме этого, в 2016 году завершилось строительство железнодорожной линии «Ангрен - Поп» протяженностью 123,1 км и тоннеля «Камчик». В будущем данная линия станет важным звеном международного транзитного железнодорожного коридора Китай - Центральная Азия - Европа [6].

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ибрагимов У.Н. , Хаджимухаметова М.А., Адылходжаев А.А. ОТЧЕТ по научно-исследовательской работе ЕАЗ-ФК-0-14573-ЕАЗ-009 «Исследование путей пропуска транзитных поездов через территорию Узбекистана, обеспечивающее рост использования транзитного потенциала железной дороги республики», Ташкент, 2014.

2. Ибрагимов У.Н. Марказий Осиё мамлакатларига транзит юкларни темир йул орцали утказишни такомиллаштириш, магистрлик диссертацияси, Узбекистон Республикаси Президенти цошидаги Давлат ва жамият цурилиши академияси. - Тошкент, 2010.

3. Данные АО "Узбекистон темир йуллари".

4. Ибрагимов У.Н., Абдуалибеков А.Т., Дадабоева З.С. Пути повышения транзитного потенциала железных дорог Узбекистана», Научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». - Москва, 2017. - №10 [In Russian: Ibragimov, U.N., Abdualibekov, A.T., Dadaboeva, Z.S. Ways to increase the transit potential of the railways of Uzbekistan", Economics and management of innovative technologies. Moscow, 2017].

5. ИМЭК ЦАРЭС Измерение и мониторинг эффективности коридоров годовой отчет, 2018. [In Russian: CPMM CAREC //Measuring and Monitoring Corridor Performance Annual Report, 2018].

6. http://uzsm.uz/ru/investorlar-diqqatiga/transport-corridors. Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан.

7. Дадабоева З.С. Исследование вопросов развития транзитного потенциала транспортных коридоров Республики Узбекистан, Диссертация на соискание академической степени магистра, Ташкент, 2020.

8. Ефимова Е.Г., Пинониеми К. Политические факторы формирования современной международной транспортной инфраструктуры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5, Экономика -2014. - N 2. [In Russian: Efimova, E.G., Pinoniemi, K. Political factors in the formation of modern international transport infrastructure //Bulletin of St. Petersburg University. Series 5, Economics - 2014].

9. Кокушкина И.В. Регион в системе современных инвестиционных процессов. Санкт-Петребург: -Издательство Специальная литература. - 2014. [In Russian: Kokushkina, I.V. Region in the system of modern investment processes. St. Petersburg. 2014].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.