Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНЗИТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНЗИТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРИДОР / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗ / ПЕРЕВОЗКА / ТРАНЗИТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камалов А.С., Дадабоева З., Камалова Е.

Рассмотрены региональные проблемы инфраструктуры препятствущие конкурентосбособности транспортных коридоров. Исследованы направления развития новых железных дорог стран центральной Азии и объем транзитных перевозок по направлениям. Выявлено заметное снижение в последние годы объемов транзитных перевозок через Узбекистан из России и Казахстана в Туркменистан, Афганистан и Иран. Основной причиной снижения объемов перевозок в этом направлении является откритие новой железнодорожной линии Ўзен-Беркот-Гўргон, которая является частъю международного коридора “Север-Юг”

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Камалов А.С., Дадабоева З., Камалова Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMPETITIVENESS OF TRANSIT RAILWAY CORRIDORS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Considered are regional infrastructure problems that hinder the competitiveness of transport corridors. The directions of the development of new railways of the countries of Central Asia and the volume of transit traffic in the directions are investigated. A noticeable decrease in recent years in the volume of transit traffic through Uzbekistan from Russia and Kazakhstan to Turkmenistan, Afghanistan and Iran has been revealed. The main reason for the decrease in traffic volumes in this direction is the opening of a new railway line Ozen-Berkot-Gurgon, which is part of the international North-South corridor

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНЗИТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

UDC 625.711.2

PROBLEMS OF COMPETITIVENESS OF TRANSIT RAILWAY CORRIDORS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

KAMАLOV A.S.*, Deputy Chairman

DADABOEVA Z., early. department

JSC "Uzbekistan Temir Yullari"

7, T. Shevchenko st., 100006, Tashkent, Uzbekistan

*Tel: +998 (97) 404-90-56

*E-mail: nzd@railway.uz

KAMALOVA E., Ph.D., Associate Professor

Tashkent State Economic University

Uzbekistan, Tashkent, st. I.Karimova, 13

E -mail: elvirakamalova@mail.ru

Summary: Considered are regional infrastructure problems that hinder the competitiveness of transport corridors. The directions of the development of new railways of the countries of Central Asia and the volume of transit traffic in the directions are investigated. A noticeable decrease in recent years in the volume of transit traffic through Uzbekistan from Russia and Kazakhstan to Turkmenistan, Afghanistan and Iran has been revealed. The main reason for the decrease in traffic volumes in this direction is the opening of a new railway line Ozen-Berkot-Gurgon, which is part of the international North-South corridor.

Key words: corridor, export and import, railway transport, cargo, transportation, transit. UO'K 625.711.2

O'ZBEKISTON REPUBLICASI TRANSIT TEMIR YO'L CORRIDORLARINGING RAQOBATBARDDOSHLIGI MUAMMOLARI

KAMАLOV A.S.*, rais o'rinbosari

DADABOEVA Z., bo'lim boshlig'i

"O'zbekiston temir yo'llari" A.J.

100006, O'zbekiston, Toshkent, T. Shevchenko ko'ch., 7

*Tel: +998974049056

*E-mail: nzd@railway.uz

KAMALOVA E., iqtisodiot fanlari nomzodi, logistika kafedrasi dotsenti Toshkent davlat iqtisodiot universiteti E-mail: elvirakamalova@mail.ru

Annotatsiya: Transport koridorlarining raqobatdoshligiga to'sqinlik qiladigan mintaqaviy infratuzilma muammolari ko'rib chiqilmoqda. Markaziy Osiyo mamlakatlarining yangi temir yo'llarini rivojlantirish yo'nalishlari va yo'nalishlar bo'yicha tranzit tashish hajmi o'rganildi. So'nggi yillarda Rossiya va Qozog'istondan Turkmaniston, Afg'oniston va Eronga O'zbekiston orqali tranzit tashish hajmining sezilarli pasayishi aniqlandi. Ushbu yo'nalishdagi transport hajmining pasayishining asosiy sababi xalqaro shimoliy-janubiy koridorning bir qismi bo'lgan Ozen-Berkot-Gurgon yangi temir yo'l liniyasining ochilishi hisoblanadi.

Kalit so'zlar: koridor, eksport va import, temir yo'l transporti, yuk, tashish, tranzit. УДК 625.711.2

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНЗИТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОРИДОРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

КАМАЛОВ А.С.*, заместитель председателя

ДАДАБОЕВА З., нач. отдела

Правление АО «Узбекистан Темир Йуллари»

100006, Узбекистан, Ташкент, ул. Т.Шевченко, 7

*Тел: +998(97) 404-90-56

*E -mail: nzd@railway.uz

КАМАЛОВА Е., к.э.н., доцент

Ташкентский Государственный Экономический Университет Узбекистан, Ташкент, ул. И.Каримова, 13 E -mail: elvirakamalova@mail. ru

Аннотация: Рассмотрены региональные проблемы инфраструктуры препятствущие конкурентосбособности транспортных коридоров. Исследованы направления развития новых железных дорог стран центральной Азии и объем транзитных перевозок по направлениям. Выявлено заметное снижение в последние годы объемов транзитных перевозок через Узбекистан из России и Казахстана в Туркменистан, Афганистан и Иран. Основной причиной снижения объемов перевозок в этом направлении является откритие новой железнодорожной линии Узен-Беркот-Гургон, которая является частъю международного коридора "Север-Юг".

Ключевые слова: коридор, экспорт и импорт, железнодорожный транспорт, груз, перевозка, транзит.

1. ВВЕДЕНИЕ

Географическое расположение во многом определяет возможности развития стран. В мире существует более 40 стран, которые не имеют возможность осуществления перевозок, пользовавшись напрямую морским транспортом. Их торговые отношения во многом зависит от открытости, уровня развития, транзитных возможностей и главное - политической независимости соседних государств. Узбекистан тоже входит в число таких государств.

Страны, которые не имеют прямого выхода на море, почти во всех сферах по общим макроэкономическим показателям, возможностям поддержки торговлю и инфраструктуру, социальному развитию, экологии уступают прибрежным государствам. Такие государства являются сильно зависимыми от соседних государств в отношении перевозки грузов транзитом через их территории, что сильно повлияет на начальную стоимость экспортируемых и импортируемых товаров, это связывается с появлением дополнительных транспортных затрат. Чтобы конкурировать на внешнем рынке, зачастую страны будуг вынуждены скидывать цены во вред своим интересам и составлять договоры на дорогую импортную продукцию.

Дальность - является основным фактором для расчета времени и стоимости транспортировки, однако это не касается государств, которые имеют возможность выхода на море. Отсутствие региональной инфраструктуры, позволяющей пользоваться транзитными возможностями, друг-друга, приводит к появлению препятствий, которые влияют на время прохождения и оформления грузов при переходе государственных границ. По данным Всемирного Банка, этот показатель в среднем в два раза ниже в прибрежных государствах [1].

Конкурентоспособность железнодорожного транспорта зависит от многих факторов. На этот показатель влияет не только возможность выхода на соседние государства через железнодорожную сеть, но и транзитные тарифы на перевозку грузов в этом направлении, также время перевозки грузов по внутренним железным дорогам. В свою очередь, скорость прохождения транзитных грузов зависит от продолжительности таможенных процедур при переходе пропускнык пунктов межгосударственных границ, организации движения транзитных поездов, количества технических станций в направлении, пропускной способности участка, протяженности линий в сравнении с другими альтернативными направлениями других государств. Вышеуказанные факторы существенно снижают скорость движения поездов в направлениях, в результате чего увеличивается продолжительность движения на участках.

Установлению близких интеграционных отношений Республики с южными и другими государствами Евроазии препятствовало отсутствие современных транспортных коммуникаций в самых коротких направлениях выхода на мировой океан.

Железные дороги Узбекистана является одним из основных звеньев, связывающих Восток и Запад, который имеет важное значение при обеспечении транспортных сообщений между Китаем, Японией, странами СНГ и Ираном, Турцией и странами ЕС.

Однако, в последние годы ухудшается использование транзитного потенциала Республики, что означает снижение конкурентоспособности внутренних коридоров. Причины такого положения дел, связаны со многими факторами.

В настоящее время основная проблема - это расстояние между железнодорожными рельсами. Китай, страны Европы, Турция и Иран всестторонно стараются сохранить ширину колеи 1435 мм, которая принята в этих странах, что способствует не перегружать грузы лишний раз на границе и снижению стоимости их доставки. Вместе с тем, Киргизстан, по инициативе руководителя государства, принимала обязательство перед странаси СНГ сохранить принятую в бывшем союзе ширину колеи 1520 мм [2], на сегодняшний день значительно изменилась и география транзитных грузопотоков. Растет количество направлений перевозки транзитных грузов, кроме этого, развиваются железнодорожные коридоры других стран, в обход наших.

Уменъшение объемов транзитных грузов, проходящих через территорию Узбекистана объясняется строительством и введением в эксплуатацию новых железнодорожных линий в соседних государствах. В настоящее время в направлении Север-Юг Казахстаном при содействии Туркменистана и Ирана открыта новая железнодорожная линия Узен-Берекет-Гурган. Открытие железнодорожной линии Узен-Берекет-Гурган оказалась выгодной для всех стран, расположенных на восточном побережье Каспийского моря и сопредельных к ним государств.

В результате изучения и исследования теоретических вопросов повышения конкурентоспособности железнодорожных коридоров пришли к такому выводу, что в последние годы большинство стран Центральной Азии активно реализуют проекты новых железных дорог, которые предусматривают обход железных дорог Узбекистана.

Анализируем транзитные перевозки через транспортные коридоры Центральной Азии.

Транзитные грузоперевозки через Узбекистан за 2015-2019 годы по направлениям.

Табл. 1

Объем транзитных перевозок по направлениям (тыс.тн).

Участки 2015 2016 2017 2018 2019

Всего 7545,7 7786,1 7190,6 7017,6 6897,7

Из них основные участки

Келес-Бекабад 2714,2 2800,7 2733,4 3202,3 2310,6

Келес-Галаба 1722,9 1777,8 1890,5 1683,9 1414,1

Каракалпакия-Найманкул 384,5 396,8 212,4 133,9 103,4

Галаба-Келес 359,6 371,0 381,4 218,4 110,3

Бекабад-Келес 343,6 354,6 365,1 363,5 300,4

Болдир-Кудукли 318,7 328,9 196,6 178,6 107,2

Келес-Кудукли 313,0 323,0 222,6 513,9 883,8

Болдир-Галаба 305,8 315,5 194,2 205,8 130,4

Келес-Термез порт 255,2 263,3 247,9 254,6 115,5

Келес -Ходжадавлет 203,5 209,9 122,7 100,1 98,4

Каракалпакия-Галаба 111,1 114,7 138,5 106,4 78,9

Кудукли-Болдир 88,0 90,8 22,2 41,4 10,3

По данным таблицы-1, основные участки, по которым в 2019 году были перевезены транзитные грузы следующие: Келес - Бекабад, Келес - Fалаба, Келес - Кудукли. В занимающем до последнего дня первое место направлении Келес-Бекабад объем транзитных грузов заметно сократился. В 2019 году поток транзитных грузов на этой части железных дорог сократился на 14,9% в сравнении с 2015 годом и на 27,8% в сравнении с 2018 годом. В 2019 году самая большая часть общих транзитных грузов прошли через участок Келес-Бекабад, через этот участок прошли 33,5% транзитных грузов от общего объема. Самая большая часть грузов, прошедших через этот участок, то есть 59,6 % были перевезены из Казахстана в Таджикистан, Основную часть грузов составляли нефть и нефтепродукты, зерновые, строительные материалы, черный металл, товары народного потребления, древесина, метизы, химическая продукция. 10,6% перевезенных грузов через этот участок были перевезены из Китая в Таджикистан, основную часть которых составляли нефть и нефтепродукты, машины и оборудования, метизы, сельскохозяйственные машины, автомобили, черный металл, химическая продукция и сода, строительные материалы, промышленные товары народного потребления, бумага.

В 2019 году в направлении Келес-Кудукли поток транзитных грузов увеличился в 2,8 раз. 8,7% перевезенных транзитных грузов по данному направлению были перевезены из России в Таджикистан, основную часть которых составляли нефть и нефтепродукты, лесная продукция, черные металлы, химическая продукция и сода, зерновые. 12,5% перевезенных транзитных грузов в направлении Келес-Кудукли приходится на перевезенные грузы из Казахстана в Таджикистан, основную часть которых составляли черные металлы, нефть и нефтепродукты, метизы, зерновые, химическая продукция и сода, лесная продукция. 3,9% перевезенных транзитных грузов в направлении Келес-Кудукли были перевезены из Китая в Таджикистан, основную часть которых составляли машины и оборудования, черные металлы, древесина, строительные материалы, метизы, химическая продукция и сода.

Табл. 2

Объем транзитных грузов по видам грузов (т).

Виды грузов 2015 2016 2017 2018 2019

Нефть и нефтепродукты 1467882,7 1684827,6 1345490,8 1393760,9 1717751,9

Зерновые 1081573,9 1443723,2 1457331,7 1414405,1 1422908,2

Молотая продукция 887279,1 1480585,6 1538112,3 1310894,? 958279,7

Древесина 958895,7 715755,5 712702,8 740071,7 708224,0

Цветная руда и серное сырьё 477441,3 536065,0 556394,0 458436,5 464034,8

Различные товары народного потребления 386375,4 306444,3 290490,6 257611,5 252108,6

Черные металлы 687008,2 381381,1 260760,9 322698,0 229928,1

Метизы 134851,0 100927,3 110600,1 154000,0 193089,7

Химикаты и сода 136782,6 135269,7 141044,3 159659,2 138097,9

Строительные материалы 174074,5 157112,4 136837,1 112741,9 110377,6

Промышленные товары народного потребления 112585,2 93804,4 85383,8 90837,6 97471,8

Сахар 38109,2 74304,7 94787,8 46259,1 89181,6

Картошка, фрукты и овощи 192398,0 138128,8 107372,7 139680,7 79482,9

Цветные металлы и изделия из них 88186,6 96179,0 72017,8 84098,1 74879,5

Химические и минеральные удобрения 218835,6 137421,9 77046,9 60430,3 65152,2

Жмых 49383,6 49839,8 41767,4 30223,6 46450,8

Хлопок 60582,7 46286,8 36178,0 28441,9 31260,9

Автомобили 25403,4 7974,0 17048,4 22804,5 28921,1

Бумага 19848,5 14379,2 18299,0 24572,1 27677,0

Машины и оборудования 35815,9 12112,7 12256,6 24140,1 24640,1

Другие грузы 312385,4 173594,5 98720,3 142380,0 137747,7

Всего 7545698,6 7786113,5 7190643,2 7017647,3 6897674,9

По данным таблицы-2, в 2019 году самая большая часть транзитных грузов, перевезенных через территорию Узбекистана приходится на нефть и нефтепродукты, что составляет 24,9% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году этот показатель составлял 19,5% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году увеличились на 17,0% в сравнении с 2015 годом и на 23,2% в сравнении с 2018 годом.

В 2019 году зерновые составляли 20,6% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году 14,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году увеличились на 31,6% в сравнении с 2015 годом и на 0,6% в сравнении с 2018 годом.

Молотая продукция составляла 13,9% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляла 11,8% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году увеличились на 8,0% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом сократились на 26,9%.

Лесная продукция составляла 10,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляла 12,7% от общего объема перевезенных транзитных грузов, объемы перевозок в 2019 году сократились на 26,1% в сравнении с 2015 годом и на на 4,3% в сравнении с 2018 годом.

Цветная руда и серное сырье составляли 6,7% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 6,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились 2,8% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом увеличились на 1,2%.

Разные товары народного потребления составляли 3,7% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 5,1% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году уменьшались на 34,8% в сравнении с 2015 годом и на 2,1% в сравнении с 2018 годом.

Черные металлы составляли 3,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 9,1% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились на 66,5% в сравнении с 2015 годом и на 28,7% в сравнении с 2018 годом.

Метизы составляли 2,8% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 1,8% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году увеличились на 43,2% в сравнении с 2015 годом и на 25,4% в сравнении с 2018 годом.

Химикаты и сода составляли 2,0% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 1,8% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году увеличились на 1,0% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом сократились на 13,5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительные материалы составляли 1,6% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 2,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились на 36,6% в сравнении с 2015 годом и на 2,1% в сравнении с 2018 годом.

Промышленные товары народного потребления составляли 1,4% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 1,5% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились на 13,4% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом увеличились на 7,3%.

Сахар составлял 1,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составлял 0,5% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году увеличились на 134,0% в сравнении с 2015 годом и на 92,8% в сравнении с 2018 годом.

Картофель, овощи и фрукты составляли 1,2% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 2,6% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились на 58,7% в сравнении с 2015 годом и на 43,1% в сравнении с 2018 годом.

Цветные металлы и изделия из них составляли 1,1% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 1,2% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились на 15,1% в сравнении с 2015 годом и на 11,0% в сравнении с 2018 годом.

Химические и минеральные удобрения составляли 0,9% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 2,9% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились на 70,2% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом увеличились на 7,8%.

В 2019 и в 2015 году жмых составлял 0,7% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились на 5,9% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом увеличились на 53,7%.

Хлопок составлял 0,5% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2018 году составлял 0,8% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились на 48,4% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом увеличились на 9,9%.

Автомобили составляли 0,4% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 0,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году увеличились на 13,8% в сравнении с 2015 годом и на 29,7% в сравнении с 2018 годом.

Бумага составляла 0,4% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 0,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году увеличились на 39,4% в сравнении с 2015 годом и на 12,6% в сравнении с 2018 годом.

Машины и оборудования составляли 0,4% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году составляли 0,5% от общего объема перевезенных транзитных грузов.

Транзитные грузы, прошедщие через территорию Узбекистана были отправлены 54% - из Казахстана, 25,6% - из России, 5,5% из Таджикистана, 2% - из Киргизстана.

Грузы, перевезенные из Казахстана в 2019 году, увеличились на 26,5% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом сократились на 2,5%. В 2019 году из Казахстана были перевезены:

1) в Афганистан через пропускные пункты Галаба, Ходжидавлет и Термез-порт в основном нефть и нефтепродукты, черные металлы, молотая продукция, зерновые, метизы;

2) в Таджикистан через пропускные пункты Бекабад, Кудукли и Амузанг в основном нефть и нефтепродукты, молотая продукция, зерновые, черные металлы, древесина, химические и минеральные удобрения;

3) в Туркменистан через пропускные пункты Ходжидавлет, Найманкул в основном метизы, молотая продукция, химикаты и сода, картофель, овощи и фрукты;

4) в Киргизстан через пропускные пункты Савай, Ханабад, Кувасай, Учкурган в основном нефть и нефтепродукты, молотая продукция, зерновые, лесная продукция, железная руда и марганец.

В 2019 году грузы, перевезенные из России, сократились на 36,4% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом увеличились на 1,2%. В 2019 году из России были перевезены:

1) в Киргизстан через пропускные пункты Савай, Ханабад, Кувасай, Учкурган в основном нефть и нефтепродукты, лесная продукция, промышленные товары народного потребления, промышленное сырье, черные металлы, строительные материали;

2) в Таджикистан через пропускные пункты Бекабад, Кудукли, Амузанг в основном древесина, нефть и нефтепродукты, метизы, бумага, промышленные товары народного потребления, химикаты и сода, строительные материалы, комбикорм;

3) в Туркменистан через пропускные пункты Найманкул, Ходжидавлет в основном метизы, нефть и нефтепродукты, молотая продукция, сахар, зерновые;

4) в Афганистан через пропускные пункты Галаба, Термез-порт, Ходжидавлет, Найманкул в основном товары народного потребления, древесина, нефть и нефтепродукты, черные металлы, зерно, молотая продукция;

5) в Иран через пропускной пункт Найманкул древесина и метизы.

В 2019 году объем грузов, перевезенных из Турции, существенно увеличился. Если в 2015-2018 были перевезены в среднем 3 тыс. т. за год, в 2019 году этот показатель составлял 46 тыс 640 тонн. Объем перевезенных грузов из Афганистана в последние годы неравномерно колеблится. В 2019 году объемы перевозок сократились на 62,7% в сравнении с 2015 годом и на 43,9% в сравнении с 2018 годом.

Табл. 3

Объем перевезенных транзитных грузов через АК "Узбекистан темир йуллари" по принимающим странам ___ (тонн)._____

Принимающая страна 2015 2016 2017 2018 2019

Таджикистан 3956286 3717654 93,97 3435602 92,41 3554627 103,46 3855837 108,47

Афганистан 1541701 2696438 174,90 2686193 99,62 2295044 85,44 1954448 85,16

Туркменистан 1092375 562718 51,51 308438 54,81 225422 73,09 142856 63,37

Киргизстан 243376 160771 66,06 162874 101,31 348198 213,78 439435 126,20

Казахстан 474476 433237 91,31 433655 100,10 434115 100,11 340887 78,52

Иран 35474,9 49381,9 139,20 29681,2 60,11 4469,84 15,06 10653,3 238,34

Россия 43520 16464,9 37,83 8027,22 48,75 8587,55 106,98 11886,6 138,41

Турция 85756,7 71478,9 83,35 52448 73,38 748,92 142,79 706,26 94,30

Китай 383,64 31428 81,92 28312,3 90,09 32095,4 113,36 34569,8 107,71

Евросоюз 7797,99 7969,43 102,20 7721,45 96,89 5550,21 71,88 2961,93 53,37

Прибалтийские государства 8549,86 12035,9 140,77 14763,3 122,66 6132,47 41,54 1313,27 21,42

Украина

Молдова 11809,8 2889,18 24,46 5720,9 198,01 8872,53 155,09 13080,9 147,43

Беларусь

Кавказские государства 1971,45 605,19 30,70 166,4 27,50 584,2 351,08 156,4 26,77

Великобритания 2876,7 2279,5 79,24 693,03 30,40 1089,87 157,26 4355,3 399,62

Юго-Восточная Азия 0 18523 - 16322,1 88,12 7288,85 44,66 68 0,93

Южная Азия 513,17 2240,96 436,69 0 - 0 - 1345,54 -

Другие государства 860,17 0 - 24,4 - 10678 43762,3 13194,3 123,57

Всего 7545699 7786113 103,19 7190643 92,35 7017647 97,59 6897675 98,29

В 2015 году транзитные грузы, прошедшие через территорию Узбекистана были перевезены 52,4% - в Таджикистан, 20,4% - в Афганистан, 14,5% - в Туркменистан, 6,3% - в Казахстан, 3,2% - в Киргизстан и 1,12% -в Турцию. Самая маленькая часть перевезенных транзитных грузов через Узбекистан принадлежит Пакестану и составляет 52,5 тонн.

В 2019 году самая большая часть перевезенных транзитных грузов через Узбекистан была перевезена в Таджикистан и составляла 55,9% от общего объема перевезенных грузов, Объемы перевозок в 2019 году сократились на 2,6% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом увеличились на 8,5%. 28,3 % от общего объема транзитных грузов были перевезены в Афганистан, 6,4% - в Киргизстан, 4,9% - в Казахстан, 2,1% - в Туркменистан, 1,0% - в Турцию.

Как видно из данных, самая болшая часть транзитных грузов, перевезенных через Узбекистан из России в Киргизстан приходится на нефть и нефтепродукты, в 2015 году 49,9% от общего объема перевезенных

транзитных грузов, а в 2019 году 56,3% от общего объема перевезенных грузов приходится на эту продукцию, В 2019 году объемы перевозок увеличились в 2,7 раз в сравнении с 2015 годом. В 2015 году 27,9% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 26,5% от общего объема перевезенных грузов приходится на древесину, В 2019 году объемы перевозок увеличились в 2,3 раза.

Как видно из данных, в 2019 году 10,7% экспортированных грузов из России в Афганистан через Узбекистан был перевезен железнодорожным транспортом. В динамике общих объемов экспортированных и перевезенных железнодорожным транспортом грузов резкие изменения не наблюдается. Ниже рассмотрим объемы транзитных перевозок из России в Афганистан по видам грузов:

Самый большой объем транзитных грузов, перевезенных через Узбекистан из России в Афганистан приходится на древесину. В 2015 году 43,5% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 23,6% от общего объема перевезенных грузов приходится на эту продукцию, В 2019 году объемы перевозок сократились на 58,2% в сравнении с 2015 годом.

В 2015 году 27,0% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 23,4% от общего объема перевезенных грузов приходится на нефть и нефтепродукты, В 2019 году объемы перевозок сократились а 33,5% в сравнении с 2015 годом.

Молотая продукция составляла 15,0% от общего объема перевезенныхтранзитных грузов, а в 2019 году 34,9% от общего объема перевезенных транзитных грузов, в 2019 году объемы перевозок увеличились на 79,0% в сравнении с 2015 годом. А объемы перевозок зерновых в 2019 году увеличились в 3 раза в сравнении с 2015 годом.

Динамика объемов экспорта между Россией и Таджикистаном, также как объемы транзитных перевозок через Узбекистан, имеет тенденцию снижения с 2016 года и относительного роста в 2019 году. В 2019 году объемы экспорта сократились на 12,8% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом увеличились на 24%.

Как видно из данных, основная часть экспортированных грузов из России в Таджикистан через Узбекистан была перевезена железнодорожным транспортом и в 2019 году составляла 75,4% от общего объема перевезенных грузов, а в 2015 году 98,2% от общего объема перевезенных грузов через Узбекистан был перевезен железнодорожным транспортом. Ниже рассмотрим объемы транзитных перевозок из России в Таджикистан по видам грузов:

Самая болшая часть транзитных грузов, перевезенных через Узбекистан из России в Таджикистан приходится на нефть и нефтепродукты, в 2015 году 34,9% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 35,8% от общего объема перевезенных грузов приходится на эту продукцию, В 2019 году объемы перевозок сократились на 30,8% в сравнении с 2015 годом.

В 2015 году 20,5% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 22,4% от общего объема перевезенных грузов приходится на древесину, В 2019 году объемы перевозок сократились на 26,2% в сравнении с 2015 годом.

Черные металлы составляли 13,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году составляли 6,6% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились в 3 раза сравнении с 2015 годом.

Объемы перевозок зерновых в 2019 году увеличились на 43,4% в сравнении с 2015 годом. Объемы перевозки сахара в 2015 году составляли 132,9 тонну, а в 2019 году 48 тысяч 561 тонну.

Начиная с 2016 года резко сократились объемы перевозок из России в Туркменистан через Узбекистан. В 2019 году объемы перевозок из России в Туркменистан сократились в 6,5 раз в сравнении с 2015 годом и на 27,9% в сравнении с 2018 годом. Основной причиной снижения объемов перевозок в этом направлении является открытие нового железнодорожного направления Север-Юг (железнодорожная линия Узен-Берекет-Гурган) Казахстаном при содействии Туркменистана и Ирана.

Как видно из данных, в 2019 году 20,8%, а в 2015 году 63,2% экспортированных грузов из России в Туркменистан через Узбекистан были перевезены железнодорожным транспортом. Ниже рассмотрим объемы транзитных перевозок из России в Туркменистан по видам грузов:

Самая болшая часть транзитных грузов, перевезенных через Узбекистан из России в Туркменистан приходится на лесную продукцию, в 2015 году 34,6% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 47,0% от общего объема перевезенных грузов приходится на эту продукцию, В 2019 году объемы перевозок сократились в 5 раз в сравнении с 2015 годом.

В 2015 году черные металлы составляли 37,1% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году составляли 6,9% от общего объема перевезенных транзитных грузов. Объемы перевозок в 2019 году сократились в 36 раз сравнении с 2015 годом.

Объем перевозки метизов в 2019 году увеличился в 1,2 раза в сравнении с 2015 годом, объем перевозок промышленных товаров народного потребления сократился в 23 раза, а объем перевозки сахара увеличился в 11 раз.

Объем перевезенных транзитных грузов из Казахстана в Таджикистан показывает тенденцию роста. В 2019 году объем перевозок увеличился на 29,6% в сравнении с 2015 годом и на 6,7% в сравнении с 2018 годом.

Ниже рассмотрим объем экспортированных грузов из Казахстана в Таджикистан.

Объем экспорта из Казахстана в Таджикистан, как и динамика транзитных перевозок через Узбекистан, имеет тенденцию роста. В 2019 году объем экспорта увеличился на 38,0% в сравнении с 2015 годом и на 6,8% в сравнении с 2018 годом.

2. СТАТИСТИКА

Как видно из данных, основная часть экспортированных грузов из Казахстана в Таджикистан через Узбекистан была перевезена железнодорожным транспортом и в 2015 году составляла 98,7% от общего объема перевезенных грузов, а в 2019 году 92,7% от общего объема перевезенных грузов через Узбекистан был перевезен железнодорожным транспортом. Ниже рассмотрим объем транзитных перевозок из Казахстана в Таджикистан по видам грузов:

2015год лесная продукция нефть и нефтепродукты другие пищевые продукты химикаты и сода

промышленные товары народного потребления молотая продукция химические и минеральные удобрения другие

черный металл

зерновые

жмых

железная руда и марганец сельскохозяйственные машины строиттельные материалы мясо и животный жир автомашина

картошка, овощи и фрукты комбикорм

металлические конструкции

метиз

огнестойкие материалы изделия из цветного металла

2019год

лесная продукция нефть и нефтепродукты другие пищевые продукты химикаты и сода

промышленные товары народного потребления

молотая продукция

химические и минеральные удобрения

другие

зерновые

жмых

железная руда и марганец сельскохозяйственные машины строиттельные материалы мясо и животный жир картошка, овощи и фрукты комбикорм

металлические конструкции метиз

огнестойкие материалы цветной металл и серное сырье. сахар хлопок

изделия из цветного металла

Рис. 1. Транзитные грузы, перевезенные железнодорожным транспортом из Казахстана в Таджикистан.

Как видно из рисунка, самая болшая часть транзитных грузов, перевезенных через Узбекистан из Казахстана в Таджикистан приходится на зерновые, В 2015 году 51,5% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 44,8% от общего объема перевезенных грузов приходится на эту продукцию, В 2019 году объемы перевозок увеличились на 22,1% в сравнении с 2015 годом.

Нефть и нефтяная продукция в 2015 году составляла 16,4% от общего объема транзитных перевозок, а в 2019 году составляла 21,2% от общего объема транзитных перевозок, в 2019 году объемы перевозок транзитных грузов увеличились на 82,3% в сравнении с 2015 годом.

Древесина в 2015 году составляла 10,5% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году составляла 7,7% от общего объема перевезенных транзитных грузов. В 2019 году объемы перевозок увеличились на 2,4% в сравнении с 2015 годом.

Молотая продукция в 2015 году составляла 8,7% от общего объема транзитных перевозок, а в 2019 году составляла 4,6% от общего объема транзитных перевозок, при этом объемы перевозок сократились на 25,0%. Строительные материалив 2015 году составляли 1,8% от общего объема транзитных перевозок, а в 2015 году составляли 1,2% от общего объема транзитных перевозок, объем перевозок в 2019 году уменьшались на 3.1% в сравнении с 2015 годом.

Начиная с 2016 года резко сократились объемы перевозок из Казахстана в Туркменистан через Узбекистан. В 2019 году объемы перевозок между Казахстаном и Туркменистаном сократились на 97,6% в сравнении с 2015 годом и на 81,8% в сравнении с 2018 годом. Основной причиной снижения объемов перевозок в этом направлении является открытие нового железнодорожного направления Север-Юг (железнодорожная линия Узен-Берекет-Гурган) Казахстаном при содействии Туркменистана и Ирана.

Объем экспорта между Казахстаном и Туркменистаном в 2016-2017 годы имела тенденцию снижения, а начиная с 2018 года заметно стал увеличиваться. В 2019 году объем экспорта увеличился на 36,9% в сравнении с 2015 годом и на 0,4% в сравнении с 2018 годом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из данных, в 2019 году 1,3%, а в 2015 году 73,6% экспортированных грузов из Казахстана в Туркменистан через Узбекистан были перевезены железнодорожным транспортом.

Объем транзитных грузов, перевезенных через Узбекистан из Казахстана в Киргизстан показывает тенденцию роста. В 2019 году объемы перевозок увеличились на 50,8% в сравнении с 2015 годом и на 1,0% в сравнении с 2018 годом.

В 2015 году 4,0%, а в 2019 году 4,8% экспортированных грузов из Казахстана в Киргизстан через территорию Узбекистана были перевезены железнодорожным транспортом. Ниже рассмотрим объемы транзитных перевозок из Казахстана в Киргизстан по видам грузов:

Самая болшая часть транзитных грузов, перевезенных через Узбекистан из Казахстана в Киргизстан приходится на зерновые, в 2015 году 82,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 26,7% от общего объема перевезенных грузов приходится на эту продукцию, В 2019 году объемы перевозок сократились на 52,3% в сравнении с 2015 годом.

Молотая продукция в 2019 году составляла 24,2% от общего объема транзитных перевозок, а в 2015 году составляла 0,6% от общего объема транзитных перевозок, Объемы перевозок в 2019 году возросли в 60 раз в сравнении с 2015 годом.

Железная руда и марганец в 2019 году составляли 17,3% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2015 году этот продукт не перевозился.

Нефть и нефтепродукты в 2019 году составляли 8,2% от общего объема транзитных перевозок, а в 2015 году составляли 2,1% от общего объема транзитных перевозок, Объемы перевозок в 2019 году возросли в 6 раз в сравнении с 2015 годом.

Химикаты и сода в 2019 году составляли 6,4% от общего объема транзитных перевозок, а в 2015 году составляли 4,4% от общего объема транзитных перевозок, Объемы перевозок в 2019 году возросли в 2 раза в сравнении с 2015 годом.

Древесина в 2019 году составляла 2,7% от общего объема транзитных перевозок, а в 2015 году составляла 1% от общего объема транзитных перевозок, Объемы перевозок в 2019 году возросли в 4 раза в сравнении с 2015 годом.

Как видно из данных, В 2015 году 79,2%, а в 2019 году 82,4% экспортированных грузов из Казахстана в Афганистан через территорию Узбекистана были перевезены железнодорожным транспортом. Соответственно изменилась динамика общего объема экспортированных и перевезенных железнодорожным транспортом грузов. Ниже рассмотрим объемы транзитных перевозок из Казахстана в Киргизстан по видам грузов:

Самая болшая часть транзитных грузов, перевезенных через Узбекистан из Казахстана в Киргизстан приходится на молотую продукцию, в 2015 году 53,6% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 66,2% от общего объема перевезенных грузов приходится на эту продукцию, В 2019 году объемы перевозок увеличились на 10,6% в сравнении с 2015 годом.

В 2015 году 9,9% от общего объема перевезенных транзитных грузов, а в 2019 году 22,7% от общего объема перевезенных грузов приходится на зерновые. В 2019 году объемы перевозок увеличились в 3 раза в сравнении с 2015 годом.

Нефть и нефтепродукты в 2015 году составляли 12,9% от общего объема транзитных перевозок, а в 2019 году составляли 16,5% от общего объема транзитных перевозок, Объемы перевозок в 2019 году возросли в 75,3% в сравнении с 2015 годом.

Химические и минеральные удобрения в 2015 году составляли 2,8% от общего объема транзитных перевозок, а в 2019 году составляли 2,6% от общего объема транзитных перевозок, Объемы перевозок в 2019 году возросли в 23,9% в сравнении с 2015 годом.

Древесина в 2015 году составляла 0,2% от общего объема транзитных перевозок, а в 2019 году составляла 3,1% от общего объема транзитных перевозок, Объемы перевозок в 2019 году возросли в 17 раз в сравнении с 2015 годом.

Промышленное сырье в 2015 году составляла 5,8% от общего объема транзитных перевозок, а в 2019 году составляла 0,04% от общего объема транзитных перевозок, Объемы перевозок в 2019 году сократились на 98,9% в сравнении с 2015 годом.

Начиная с 2016 года резко сократились объемы транзитных перевозок из Казахстана в Иран через территорию Узбекистана. В 2019 году объемы перевозок между Казахстаном и Ираном сократились в 11 раз в сравнении с 2015 годом и на 30,1% в сравнении с 2018 годом. Основной причиной снижения объемов перевозок в этом направлении является открытие нового железнодорожного направления Север-Юг (железнодорожная линия Узен-Берекет-Гурган) Казахстаном при содействии Туркменистана и Ирана.

Ниже рассмотрим объемы экспортированных грузов из Казахстана в Иран.

Динамика объема экспорта между Казахстаном и Ираном изменяется неравномерно. В 2019 году объем экспорта увеличилась на 16,4% в сравнении с 2015 годом, а в сравнении с 2018 годом сократился на 22,4%.

Как видно из вышеуказанных данных, в 2015 году 3,6%, в 2019 году 0,4% экспортированных грузов из Казахстана в Иран через территорию Узбекистана были перевезены железнодорожным транспортом.

В 2015 году 3,8%, в 2019 году 0,8% экспортированных грузов из Казахстана в Пакестан через территорию Узбекистана были перевезены железнодорожным транспортом.

Как показывают исследования, в последние годы в географии грузопотоков Дентальной Азии имеются изменения. Как показывают анализи, в последние годы увеличиваются объемы транзитных перевозок и

экспорта из России и Казахстана в Киргизстан. Причиной этого является присоединение Киргизстана в мае 2015 года в единое экономическое пространство Евроазийского Экономического Союза.

В последние годы объемы транзитных перевозок из Росии и Казахстана в Туркменистан, Афганистан и Иран через Узбекистан заметно снижается. Основной причиной снижения объемов перевозок в этом направлении является открытие новой железнодорожной линии Узен-Берекет-Гурган, которая является частью международного транспортного коридора «Север-Юг».

3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. https ://railway .uz/ru/gazhk/transport/. Транспортные коммуникации Республики Узбекистан.

2. ИМЭК ЦАРЭС Измерение и мониторинг эффективности коридоров годовой отчет, 2016. - Б. 10-14.

3. Ибрагимов У.Н. Марказий Осиё мамлакатларига транзит юкларни темир йул орцали утказишни такомиллаштириш, магистрлик диссертацияси, Узбекистон Республикаси Президенти цошидаги Давлат ва жамият цурилиши академияси. - Тошкент, 2010.

4. Ибрагимов У.Н. , Хаджимухаметова М.А., Адылходжаев А.А. ОТЧЕТ по научно-исследовательской работе ЕАЗ-ФК-0-14573-ЕАЗ-009 «Исследование путей пропуска транзитных поездов через территорию Узбекистана, обеспечивающее рост использования транзитного потенциала железной дороги республики», Ташкент, 2014.

5. Ибрагимов У.Н. "Совершенствование способов пропуска поездов, обеспечмваюуихускорение доставки грузов", диссертация на сосиканиеученой степени кандидата технических наук, 2009 г., Ташкент.

6. Расулов М.Х., Ибрагимов У.Н., Рахимов Р.В. Проблемы повышения конкурентоспособности отечественных железнодорожных коридоров, Научные труды республиканской научно-технической конференции с участием зарубежных учёных «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте», Ташкент - 2013 г.

7. Rasulov M., Ibragimov U., Mirakhmedov M., Rizaev A. Central Asian transport corridors and prospects of Uzbekistan's further integration to the global transport network // 7th International Symposium for Transportation Universities in Europe and Asia // Dalian Jiaotong University. - China, 2014. - Б. 25-30.

8. Rasulov M., Ibragimov U., Rizaev A., Turdiev Kh. The combined transportation as a background for establishment of a new railway corridor China - Kyrgyzstan - Uzbekistan, 8-th International Symposium for Transportation Universities in Europe and Asia, Nanjing Institute of Railway Texnology, China, 2015.

9. Ибрагимов У.Н., Файзиходжаева М.Л., Дадабоева З.С. Привлечение дополнительного объёма транзитныцх грузов путем формирования конкурентоспособных транспортных коридоров, Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте. - Т., 2015.

10. Ибрагимов У.Н., Абдуалибеков А.Т., Дадабоева З.С. Пути повышения транзитного потенциала железных дорог Узбекистана» //Научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». - Москва, 2017. - №10 (73). - Б.92-94.

11. Дадабоева З.С. Исследование вопросов развития транзитного потенциала транспортных коридоров Республики Узбекистан, Диссертация на соискание академической степени магистра, Ташкент, 2020.

12. Кириченко А.В. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем. 2-изд. доп. и перераб /Под ред. -СПБ. Питер, 2004г.506стр [In Russian: A.V. Kirichenko (2004) Transportation of exportimport cargo. Organization of logistics systems. 2nd ed. Additional and revised].

13. Транспортная логистика. Учебник/Под общ. Ред. Л.Б.Миротина-2-е изд., стереотип-Москва: Издательство «Экзамен», 2005-512с [In Russian: Transport logistics. Textbook / Under total. Ed. LB Mirotina-2nd ed (2005)].

14. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности .-Москва: Центр экономики и маркетинга.2000-512с [In Russian: Nazarenko V.M. (2000), Nazarenko K.S. Transport support of foreign economic activity.]

15. Исхоков М. Сугдиёна тарих чоррахасида -Тошкент. "Фан" 1990й [In Uzbek: Isxokov M.(1990) Sogdiana is at the crossroads of history].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.