НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А. Юрин, магистрант Е.В. Юрина, магистрант Московский университет имени С.Ю. Витте (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-192-195
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методические основы развития предпринимательских организаций, дается оценка возможным направлениям осуществления мониторинга и повышения эффективности государственной поддержки развития предпринимательских организаций. По результатам проведенного анализа представлены предложения, направленные на повышение эффективности поддержки со стороны государства развития предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: малый и средний бизнес; предпринимательская организация; мониторинг развития предпринимательских организаций; эффективность государственной поддержки предпринимательства.
Рассматривая теоретическую и социально-экономическую сущность малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), необходимо отметить, что его значение для становления прогрессивной экономики Российской Федерации трудно переоценить, поскольку именно предпринимательство считается приоритетным источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами и услугами, а также повышения качества жизни населения.
Малый и средний бизнес (далее - МСБ) обеспечивает ускоренное и гибкое развитие в условиях рынка, формирует глубокую специализацию экономических субъектов и их кооперацию в логике единого рыночного пространства, способствует улучшению конкурентных условий в рамках рыночной среды. Именно они оказывают существенное положительное влияние на развитие национальной экономики, позволяют успешно решать социальные проблемы, способствуют увеличению числа занятых работников [1].
В современных условиях наиболее полное удовлетворение массового потребительского спроса и обеспечение высокой степени внедрения достижений научно-технического прогресса в производство во многом определяются эффективностью работы малых и средних предприятий [2]. Чтобы определить эффективность МСП, необходимо сначала рассмот-
реть само понятие «эффективность». В общем смысле под этим термином понимается соотношение между полученными результатами и затраченными ресурсами.
При оценке конкретного субъекта МСБ эффективность можно выразить через такие показатели, как выручка по различным видам деятельности, объем произведенной продукции, себестоимость товаров и услуг, рентабельность производственного процесса, рентабельность продаж, степень удовлетворенности клиентов, результативность маркетинговых мероприятий и др.
В современных условиях роль МСБ существенно возрастает, так как он все более активно начинает участвовать в реализации стратегии импортозамещения, а также обеспечивает устойчивость и безопасность функционирования национальной хозяйственной системы в целом [3]. Эффективность МСП основывается на ряде характерных преимуществ, особенно заметных по сравнению с крупным бизнесом. Малые и средние предприятия обладают значительной свободой действий, позволяя предпринимателям воплощать собственные идеи и проявлять свои способности. Гибкость и оперативность в принятии решений также играют важную роль, поскольку позволяют быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и местных условий. Узкая специализация поз-
воляет предприятиям сосредоточиться на конкретных продуктах или услугах, что повышает качество и снижает затраты.
Кроме того, малые и средние предприятия имеют относительно низкие административные издержки и возможность нанимать высококвалифицированных специалистов, что позволяет эффективно адаптироваться к научно-техническому прогрессу и изменяющимся потребностям рынка. Таким образом, МСБ не только способствует достижению важных экономических целей, но и выполняет значимые социальные функции, помогая повышать качество жизни населения, поддерживая развитие регионов и создавая новые рабочие места.
Недостаточная эффективность сектора МСБ в Российской Федерации тесно связана с рядом характерных недостатков малых предприятий. Они сталкиваются с более высоким уровнем риска по сравнению с крупными компаниями и часто занимают неустойчивые позиции на рынке, демонстрируя чувствительность к изменениям экономической среды. Малый бизнес также характеризуется осторожностью при заключении сделок и зависимостью от крупных партнеров. Вдобавок ко всему сказывается отсутствие опыта и знаний у владельцев, которое нередко приводит к управленческим проблемам, что также ограничивает возможности развития.
Несмотря на положительное влияние МСБ на экономику, его субъекты сталкиваются с рядом серьезных вызовов. Основные проблемы эффективности развития предприятий малого и среднего бизнеса следующие:
1. Конкуренция со стороны крупных компаний. Наличие крупных компаний на рынке, предлагающих аналогичные услуги, создает давление на малые и средние предприятия.
2. Изменение потребительских предпочтений. Быстрые изменения в потребительских предпочтениях требуют от малого бизнеса гибкости в предложении услуг и продуктов.
3. Риски неопределенности и финансовые угрозы. Многие малые и средние предприятия подвергаются высокому уровню рыночного риска. Экономические колебания, изменения в законодательстве, а также непредсказуемые факторы (например, пандемии или политические кризисы) могут показаться угрозой для стабильности бизнеса.
Принимая во внимание значимость МСП для экономики страны, государство разрабатывает и внедряет программы поддержки, которые призваны способствовать росту этого сектора. Эти программы включают в себя льготные условия кредитования, субсидии и налоговые преференции. Необходимой предпосылкой для эффективной поддержки деятельности субъектов МСБ выступает наличие и использование адекватной системы мониторинга развития предпринимательских организаций, ориентированной на постоянное наблюдение за протекающими в данной сфере хозяйственной деятельности процессами и явлениями, результаты которого могут служить для обоснования управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования хозяйственных систем (на макро-, мезо-, микроуровнях), а также жизнедеятельности общества в целом.
Мониторинг (от англ. monitoring - слежение, контроль) - это специальная форма наблюдения (слежения) за текущим изменением тех или иных процессов, явлений или объектов в пространстве и во времени, осуществляемая на постоянной основе. Целью проведения мониторинга является определение текущей эффективности развития предпринимательства и выявление перспективных направлений его функционирования, а к основным задачам его осуществления относятся: всесторонняя, систематическая, межрегиональная оценка и сравнительный анализ эффективности развития предпринимательства; предоставление органам власти всех уровней, населению и предпринимательским структурам информации о состоянии эффективности развития предпринимательства в регионе; обмен информацией, полученной в процессе мониторинга с аналитическими центрами, рейтинговыми агентствами и общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в области оценки развития предпринимательства [4].
Повышенное внимание традиционно уделяется исследованию эффективности государственных мер поддержки организаций сектора МСБ [5]. Такие меры позволяют предпринимателям справляться с финансовыми трудностями и открывают доступ к ресурсам, необходимым для дальнейшего развития. В ре-
зультате создаются условия, которые помогают малым предприятиям преодолевать барьеры, связанные с нехваткой капитала и низкой устойчивостью, и способствуют формированию стабильной среды для их деятельности.
На основе выявленных проблем деятельности субъектов МСБ можно предложить следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности его функционирования и реализуемых мер государственной поддержки:
- Улучшение доступа к финансированию: важно обратить внимание на развитие программ государственных субсидий и грантов для МСБ. Это позволит малым компаниям снижать свои финансовые риски и увеличивать инвестиции в развитие.
- Создание благоприятной регуляторной среды: необходимы меры по упрощению налогового законодательства и уменьшению бюрократической нагрузки на малые предприятия. Это создаст благоприятные условия для ведения бизнеса и стимулирует его рост.
- Поддержка кадрового потенциала: важно развивать программы обучения и переобучения для сотрудников, чтобы восполнить нехватку квалифицированного персонала. Это станет основой для повышения качества предоставляемых услуг.
- Фокус на инновациях: продолжение вложения инвестиций в новые технологии и инициативы также будет способствовать повышению конкурентоспособности МСБ. Важным аспектом остается постоянное обновление услуг с учетом актуальных трендов рынка.
Одним из наиболее важных факторов ускоренного развития предпринимательства может стать формирование общедоступных информационных платформ коллективного пользования, которые будут обеспечивать информационное сопровождение деятельности российского предпринимательства, что позволит обеспечить эффективное взаимодействие государства и предпринимателя, пред-
принимателя и потребителя (аналог китайской платформы CSMEO) [6].
Государственное регулирование МСП реализуется на всех уровнях управления, включая федеральный, региональный и муниципальный. При этом на региональном и муниципальном уровне оно направлено на создание благоприятных условий для развития этого сектора экономики. Местные органы власти разрабатывают и внедряют разнообразные меры поддержки, которые помогают стимулировать предпринимательскую активность и повышают доступность ресурсов для субъектов МСП.
Для оценки эффективности государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства рекомендуется применить комплексный подход, который мог бы учитывать различные аспекты поддержки, такие как её воздействие на рост новых бизне-сов, повышение квалификации и формирование устойчивой предпринимательской среды. Благодаря комплексному использованию статистических данных и экспертных оценок, данный подход позволяет объективно оценивать результаты мер государственной поддержки и предоставлять актуальные данные о развитии МСБ.
Таким образом, государственная поддержка играет ключевую роль в создании благоприятного климата для развития МСБ, обеспечивая его интеграцию в экономику и укрепляя его позиции на рынке. Государство активно внедряет обучающие программы и проводит тренинги, направленные на поддержку малых предпринимателей, предоставляя им консультации по вопросам бизнеса, улучшению управленческих навыков, маркетинговым стратегиям и применению инновационных технологий. Такие образовательные инициативы позволяют предпринимателям не только развивать свои знания, но и значительно повышать качество своей продукции и услуг, что, в свою очередь, укрепляет их позиции на рынке
Библиографический список
1. Основы предпринимательской деятельности: учебник / Т.А. Шпилькина, Л.С. Артамонова, Л.А. Биткова [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2024. - 416 с.
2. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]. -Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023.
3. Механизм повышения эффективности управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: теоретические и прикладные аспекты / Н.В. Артемьев, А.Л. Баранников, Л.И. Донскова [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022.
4. Юрин, А.А. Направления совершенствования мониторинга развития предпринимательских организаций / А.А. Юрин, Е.В. Юрина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 9-2(115). - С. 182-186.
5. Ахметова, Г.З. Анализ мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии COVID-19 / Г.З. Ахметова, М.Ю. Маковецкий, Д.В. Рудаков // Бюллетень транспортной информации. - 2021. - № 6 (312). - С. 19-29.
6. Маковецкий, М.Ю. Малое и среднее предпринимательство как ключевой элемент экономического развития Российской Федерации / М.Ю. Маковецкий // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2020. - № 4 (35). - С. 66-74.
DIRECTIONS OF STATE SUPPORT IN ORDER TO ENSURE THE EFFECTIVE
DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES OF THE RUSSIAN
FEDERATION
А.А. Yurin, Graduate Student E.V. Yurina, Graduate Student Witte Moscow University (Russia, Moscow)
Abstract. The article examines the theoretical and methodological foundations of the development of entrepreneurial organizations, assesses possible directions for monitoring and improving the effectiveness of government support for the development of entrepreneurial organizations. Based on the results of the analysis, proposals aimed at improving the effectiveness of state support for the development of entrepreneurial activity are presented.
Keywords: small and medium-sized businesses; entrepreneurial organization; monitoring the development of entrepreneurial organizations; effectiveness of state support for entrepreneurship.