Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / туризм / сфера туризма / государственная поддержка малого и среднего бизнеса / small and medium-sized businesses / tourism / tourism sector / government support for small and medium-sized businesses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С Н. Старцев, М Ю. Маковецкий

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма и индустрии гостеприимства в условиях современных реалий. Проанализировано влияние пандемии и зарубежных санкций на деятельность российских туристических организаций и показаны перспективы развития внутреннего туризма в Российской Федерации. Особое внимание уделено вопросам государственной поддержки туристических организаций из числа субъектов малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD OF TOURISM

The article deals with topical issues of the development of small and medium-sized businesses in the field of tourism and the hospitality industry in the context of modern realities. The impact of the pandemic and foreign sanctions on the activities of Russian tourism organizations is analyzed and the prospects for the development of domestic tourism in the Russian Federation are shown. Special attention is paid to the issues of state support for tourism organizations from among small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

С.Н. Старцев, магистрант М.Ю. Маковецкий, канд. экон. наук, доцент Московский университет имени С.Ю. Витте (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-2-117-120

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма и индустрии гостеприимства в условиях современных реалий. Проанализировано влияние пандемии и зарубежных санкций на деятельность российских туристических организаций и показаны перспективы развития внутреннего туризма в Российской Федерации. Особое внимание уделено вопросам государственной поддержки туристических организаций из числа субъектов малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, туризм, сфера туризма, государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес (далее - МСБ) является крайне важной составной частью рыночной экономической системы. Он довольно гибкий в плане управления, мобильный, восприимчивый к инновациям, вследствие чего он легко может адаптироваться к изменениям рынка. Именно они оказывают существенное положительное влияние на развитие национальной экономики, позволяют успешно решать социальные проблемы, способствуют увеличению числа занятых работников. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции [1]. Важные экономические и социальные функции, реализуемые субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), позволяют рассматривать его развитие как одну из приоритетных национальных задач и делают его неотъемлемой частью современных экономических и социальных преобразований. В новых условиях роль МСБ усиливается, поскольку он все более активно начинает способствовать реализации стратегии импортозамещения, а также обеспечению устойчивости и безопасности функционирования национальной хозяйственной системы в целом.

При этом необходимо подчеркнуть, что для устойчивого и эффективного функционирования субъектов МСБ в стране должны быть созданы необходимые усло-

вия [2]. В современной научной литературе весьма обстоятельно исследованы особенности функционирования субъектов МСБ, их преимущества и ограничения по сравнению с крупным бизнесом. Повышенное внимание традиционно уделяется исследованию эффективности государственных мер поддержки организаций сектора МСБ. Дополнительный импульс к исследованию механизма государственной поддержки и его оптимизации был связан с распространением коронавирусной инфекции - пандемией COVID-19. Она стала мощным внешним негативным шоком, оказавшим существенное воздействие на функционирование экономических систем всех уровней (мега-, макро-, мезо-, микро-). В результате наиболее сильно пострадал именно сегмент МСБ [3].

В Российской Федерации в сфере туризма и индустрии гостеприимства преимущественно работают организации малого и среднего бизнеса. В соответствии с действующими нормативными документами к категории малых предприятий в России относится любая компания с менее чем 100 сотрудниками и с выручкой до 800 млн. рублей. Поэтому в ходе нашего исследования особое внимание было уделено научным трудам из областей экономики и управления, в которых затрагиваются различные аспекты предпринимательской деятельности, включая, прежде всего, туристическую отрасль, с учетом

актуальных приоритетов развития экономики Российской Федерации, в том числе необходимости обеспечения режима экономической безопасности и реализации стратегии импортозамещения. В отрасли туризма малый и средний бизнес представлен туристическими агентствами, гостиницами, ресторанами, транспортными компаниями и другими предприятиями, которые обеспечивают предоставление туристических услуг. Развитие малого и среднего бизнеса в этой сфере способствует привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и увеличению доходов бюджетной системы страны.

Период пандемии и ограничения на международные поездки в условиях санк-ционных вызовов определили затяжной кризис в индустрии туризма, что подтолкнуло население нашей страны к тому, чтобы путешествовать по территории своего родного края или, по крайней мере, внутри страны. Популяризация внутреннего туризма становится ключевым направлением развития гостиничного и туристского бизнеса, уделяя внимание развитию инфраструктуры, улучшения сервиса в отелях и местах общественного питания. Для устойчивого развития индустрии туризма необходимо эффективно использовать объекты и инфраструктуру, оставшуюся после масштабных спортивных событий, например, таких, как Олимпийские игры в Сочи, Чемпионат мира по футболу, Чемпионат мира по хоккею и др. Это позволит обеспечить ощутимый рост туристического потока, что способствует социально-экономическому развитию не только регионов, где расположены спортивные объекты и связанная с ними инфраструктура, но и государства в целом.

Высокий уровень внутреннего туризма восполняет известные ограничения, сдерживающие развитие международного туризма, обеспечивая устойчивое развитие Российской Федерации в меняющемся обществе, имеет разноплановые экономические и социально-культурные эффекты, что определяет уровень и качество жизни, укрепления имиджа нашей страны. В рамках внутреннего туризма стоит отметить санаторно-курортный туризм, причем

большинство лечебно-профилактических учреждений не размещены в курортных береговых зонах. Много санаториев и пансионатов расположены за Уралом, и большинство гостей в этих организациях местные жители.

С целью поддержки туристской отрасли и привлечения потоков населения из других регионов возможно сформировать гибридную форму лечения и отдыха, когда вместе с санаторным пребыванием включена программа по посещению культурных объектов (исторические и архитектурные памятники, музеи, национальные объекты). Этот проект совместного пребывания с целью лечения, оздоровления, профилактики или восстановления в санатории и посещения экскурсионных программ возможен как в рамках социального туризма, так и за счет собственных средств населения.

Из-за большой протяженности территории нашей страны, когда приходится добираться до определенного места на нескольких видах транспорта, а также в силу ряда логистических проблем невозможно организовать проезд и пересадку на другой вид транспорта или другой рейс с минимальными разрывами во времени. В результате люди вынуждены находиться в пунктах пересадки более суток. В таких ситуациях необходимо предлагать со стороны туроператоров и транспортных компаний различные варианты пребывания в этом «промежуточном» городе, включая предложения туристических маршрутов, посещение местных достопримечательностей, размещение в гостинице. Знакомство с национальными и местными особенностями региона в рамках «стоповера» расширяют кругозор населения, повышают туристскую репутацию этого региона, а сам транзитный туризм приобретает популярность в этой индустрии.

Внутренний туризм является неотъемлемой частью жизни людей, которые за счёт отдыха, путешествий на природе, в туристских центрах, посещения культурных объектов способствует восстановлению физического и психологического состояния, повышению культурного, интеллектуального уровня и расширению круго-

зора. Поэтому основной задачей реализации результатов исследования внутреннего рынка, на наш взгляд, должна стать разработка востребованных туристских продуктов и обеспечение их адресности, что будет соответствовать запросам потребителей и реализации на этой основе главного принципа клиентоориентированного маркетинга [4]. Для формирования конкурентоспособности туристского продукта нужно повысить качество и увеличить доступность инфраструктуры транспорта, а также качество обслуживания сервиса за счёт создания двухуровневой системы управления (федерального и регионального) качества туристских услуг. Также улучшению качества туристского продукта могут способствовать: комплексное обеспечение безопасности туристов; формирование комфортной предпринимательской среды для субъектов малого и среднего бизнесов; мониторинг качества туристского продукта, а также его максимизация; реализация мер по развитию конкуренции на внутреннем рынке; развитие транспортной инфраструктуры; развитие цифровых платформ и сервисов, обеспечивающих туристов удобными инструментами планирования поездок при широком выборе туристских услуг.

Малый и средний бизнес Российской Федерации сегодня как никто другой нуждается в поддержке, особенно на ранних этапах своего развития. В настоящее время возникший скачок цен может сильно ударить по доходам малых и средних предприятий. Анализ текущего состояния и функционирования МСБ в экономике Российской Федерации позволяет выделить следующие проблемы: ограниченность видов деятельности, которые могут претендовать на право получения поддержки; низкий уровень экономической и юридической грамотности субъектов МСБ; отсутствие долгосрочных перспектив развития бизнеса и низкий качественный уровень рыночной аналитики, характерный как для самого бизнеса, так и для продукции, производимой им; ограниченные возможности внедрения передовых управленческих технологий. Как результат, показатели развития МСБ, включая его вклад в

ВВП, в нашей стране значительно ниже, чем в других крупнейших или активно развивающихся экономиках мира [5].

В перспективе развитие туристической отрасли будет зависеть от следующих факторов: состояние экономики в стране, платежеспособность населения, социальная безопасность, политика государства. Для того чтобы успешно функционировать и грамотно преодолеть сложные ситуации, важно грамотно подойти к разработке туристской политики. При этом следует актуализировать предпринимательские и общественные инициативы, стимулировать спрос на туристические поездки, особенно для социальных категорий населения [6]. Для развития МСБ в сфере туризма необходимо создавать условия для его роста и развития, в том числе предоставлять налоговые льготы, субсидии и гранты, обеспечивать доступ к кредитам и инвестициям, а также создавать инфраструктуру для развития туризма. Также необходимо проводить обучение и повышение квалификации работников сферы туризма, чтобы они могли предлагать качественные услуги и быть конкурентоспособными на рынке. Индустрия туризма является одним из важных элементов государственного сектора, который оказывает большое влияние на процесс развития экономики и объем полученных доходов государства. Кроме того, туристическая отрасль способствует созданию новых рабочих мест для населения и обеспечивает сохранение внешнеторгового баланса между государствами, т.е. она является стимулом для социального и экономического развития как организаций МСБ, занятых в сфере туризма и индустрии гостеприимства, так и государства в целом.

Резюмируя изложенное, можно утверждать, что на развитие туристической отрасли влияет комплекс разноплановых -внешних и внутренних - факторов. В индустрии туризма значительные изменения происходит в спросе потребителя, на который влияют многие переменные, среди них главными становятся доходы и платежеспособность населения. Вместе с тем дальнейшие его перспективы зависят также от системы мер государственной под-

держки, прежде всего направленных на экономики государства в целом. Впрочем, увеличение туристического потока и по- анализ потенциала МСБ в Российской Фе-вышение объема посещений в определен- дерации позволяет предполагать, что он ные места. Следует понимать, что от дохо- может стать одним из драйверов, обеспе-дов, полученных от туристической дея- чивающих эффективную реализацию стра-тельности, во многом зависит не только тегии устойчивого развития экономики состояние и дальнейшее развитие пред- страны, несмотря на существующие внеш-приятий МСБ, функционирующих в сфере ние вызовы и угрозы. туризма и индустрии гостеприимства, но и

Библиографический список

1. Основы предпринимательской деятельности: учебник / Т.А. Шпилькина, Л.С. Артамонова, Л.А. Биткова [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2024. - 416 с.

2. Механизм повышения эффективности управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: теоретические и прикладные аспекты / Н.В. Артемьев, А.Л. Баранников, Л.И. Донскова [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022.

3. Ахметова Г.З., Маковецкий М.Ю., Рудаков Д.В. Анализ мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии COVID-19 // Бюллетень транспортной информации. - 2021. - № 6(312). - С. 19-29.

4. Донскова Л.И., Маковецкий М.Ю., Баранников А.Л. Исследование потребителей на рынке внутреннего туризма в период пандемии: предпочтения и тенденции // Сервис в России и за рубежом. - 2023. - Т. 17, № 1 (103). - С. 33-46.

5. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023.

6. Донскова Л.И., Баранников А.Л., Маковецкий М.Ю. Состояние внутреннего туризма в России в современный период: количественный и качественный анализ // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 52 (5). - С. 127-136.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD OF

TOURISM

S.N. Startsev, Graduate Student

M.Y. Makovetsky, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Witte Moscow University (Russia, Moscow)

Abstract. The article deals with topical issues of the development of small and medium-sized businesses in the field of tourism and the hospitality industry in the context of modern realities. The impact of the pandemic and foreign sanctions on the activities of Russian tourism organizations is analyzed and the prospects for the development of domestic tourism in the Russian Federation are shown. Special attention is paid to the issues of state support for tourism organizations from among small and medium-sized businesses.

Keywords: small and medium-sized businesses, tourism, tourism sector, government support for small and medium-sized businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.