Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА'

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / туризм / сфера туризма / государственная поддержка малого и среднего бизнеса / внутренний туризм / small and medium-sized businesses / tourism / tourism sector / government support for small and medium-sized businesses / domestic tourism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С Н. Старцев

В статье рассматриваются современные направления поддержки развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма и индустрии гостеприимства в условиях новой экономической реальности. Проанализировано влияние пандемии и санкций недружественных стран на деятельность российских туристических организаций и показаны перспективы поддержки внутреннего туризма в Российской Федерации со стороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD OF TOURISM

The article examines modern directions of support for the development of small and medium-sized businesses in the field of tourism and the hospitality industry in the context of a new economic reality. The impact of the pandemic and sanctions of unfriendly countries on the activities of Russian tourism organizations is analyzed and the prospects of state support for domestic tourism in the Russian Federation are shown.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА»

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ ТУРИЗМА

С.Н. Старцев, магистрант

Московский университет имени С.Ю. Витте

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-90-93

Аннотация. В статье рассматриваются современные направления поддержки развития малого и среднего бизнеса в сфере туризма и индустрии гостеприимства в условиях новой экономической реальности. Проанализировано влияние пандемии и санкций недружественных стран на деятельность российских туристических организаций и показаны перспективы поддержки внутреннего туризма в Российской Федерации со стороны государства.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, туризм, сфера туризма, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, внутренний туризм.

События нашего времени, связанные с пандемией коронавируса и с введением новых санкций «недружественными странами» после начала специальной военной операции, существенно переформатировали многие сферы нашей жизни, в том числе хозяйственной деятельности. Эксперты проанализировали основные направления изменений туристического рынка, чтобы помочь предприятиям малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) в туристической индустрии вновь завоевать утраченные позиции и привлечь внимание потенциальных потребителей услуг. МСБ является крайне важной составной частью рыночной экономической системы. Он гибкий в плане управления, мобильный, восприимчивый к инновациям, способен заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции [1].

Значимые экономические и социальные функции, реализуемые субъектами малого и среднего предпринимательства (далее -МСП), позволяют рассматривать его развитие как одну из приоритетных национальных задач и делают его неотъемлемой частью современных экономических и социальных преобразований. В отрасли туризма МСБ представлен туристическими агентствами, гостиницами, ресторанами, транспортными компаниями и другими предприятиями, которые обеспечивают предоставление туристических услуг. Его развитие в этой сфере способствует привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и увеличению доходов бюджетной системы страны.

В новых условиях роль МСБ, функционирующего в отрасли туризма, усиливается, поскольку он все более активно начинает способствовать реализации стратегии импорто-замещения, а также обеспечению устойчивости и безопасности функционирования национальной хозяйственной системы в целом. При этом необходимо подчеркнуть, что для устойчивого и эффективного функционирования субъектов МСБ в стране должны быть созданы необходимые условия [2]. Благодаря активной поддержке государства субъектам МСП, занятым в туристическом бизнесе, открываются хорошие перспективы создания новых конкурентоспособных туристских продуктов при развитии внутреннего туризма Российской Федерации.

Во времена пандемии СОУГО-19 большинство людей утратило ощущение границ между своей частной жизнью и работой. Пандемия стала мощным внешним негативным шоком, оказавшим существенное воздействие на функционирование экономических систем всех уровней, включая мега-, макро-, мезо-, микроуровни. В результате наиболее сильно пострадал именно сегмент МСБ [3]. Квартиры превратились в офисы, причем рабочий день стал ненормированным в сторону его увеличения вплоть до круглосуточного. Период пандемии и ограничения на международные поездки в условиях санкционных вызовов определили затяжной кризис в индустрии туризма, что подтолкнуло население нашей страны к тому, чтобы путешествовать по территории своего родного края или, по крайней мере, внутри страны. Сегодня варианты тако-

го короткого, но эффективного отдыха можно найти на северных туристских направлениях нашей страны, предлагающих глэмпинг (современная разновидность кемпинга с комфортабельными палатками (иногда вместо них бывают деревянные домики) и всеми условиями для проживания) на Кольском полуострове, уединенный отдых в палатках или комфортабельных коттеджах в районе Мурманска, Кировска или Апатитов.

Не менее заманчиво совершить путешествие на Байкал, с его уникальной природной средой и многочисленными достопримечательностями. Горнолыжные курорты дают хорошую возможность прервать бесконечный информационный поток и отдохнуть в природной среде на оборудованной территории для глэмпинга. При этом пандемия и новые санкции со стороны западных государств заставили людей более внимательно и требовательно относиться к вопросам своей безопасности, социального дистанцирования и комфорта в целом. Особую ценность приобретают комфортные условия отдыха для большой компании. После долгого периода локдауна и вынужденного социального дистанцирования у людей ярко проявляется потребность в совместном времяпровождении. Время, проведенное с близкими, приобретает особую ценность, люди хотят живого общения и непосредственных эмоций. Отсюда возникает запрос на коллективные формы отдыха в компании близких или друзей, о чем свидетельствуют растущие объемы группового бронирования.

Для быстрой обработки большого массива данных современная индустрия туризма находит эффективные решения, позволяющие избежать возникновение очередей в аэропортах. Среди этих решений можно отметить системы заблаговременной обработки данных, а также современные мобильные приложения для быстрого предоставления документов. Современный темп жизни предполагает быстрое изменение обстоятельств и условий, а, следовательно, высокую степень неопределенности в сфере туризма. Для максимизации положительного опыта туристов необходимо создавать конкурентоспособный туристский продукт различных уровней: местного, регионального, национального и международного [4].

Турист должен остаться довольным от своего отдыха или путешествия, чтобы ему захотелось вернуться туда снова и снова. Для повышения конкурентоспособности туристского продукта важно повысить качество и увеличить доступность инфраструктуры транспорта, а также качество обслуживания сервиса за счет создания двухуровневой системы управления (федерального и регионального) качества туристских услуг.

Также улучшению качества туристского продукта могут способствовать: комплексное обеспечение безопасности туристов; формирование комфортной предпринимательской среды; для субъектов малого и среднего биз-несов; мониторинг качества туристского продукта, а также его максимизация; реализация мер по развитию конкуренции на внутреннем рынке; развитие транспортной инфраструктуры; развитие цифровых платформ, обеспечивающих туристов удобным планированием поездки при широком выборе туристских услуг. Наиболее принципиальным фактором, сдерживающим рост объемов кредитования, является высокая стоимость кредитных ресурсов для конечных заемщиков.

Конечно, в указанных мерах, направленных на увеличение туристического потока и повышение объема посещений в определенные локации, самым главным и важным условием является установление доступных цен на авиабилеты или же на условия пребывания в соответствующих местах отдыха, поскольку от доходов, полученных от туристической деятельности, во многом зависит состояние и дальнейшее развитие как предприятий МСБ, функционирующих в сфере туризма и индустрии гостеприимства, так и экономики государства в целом.

Таким образом, популяризация и развитие внутреннего туризма становится ключевым направлением развития гостиничного и туристского бизнеса, уделяя внимание развитию инфраструктуры, улучшения сервиса в отелях и местах общественного питания. Поэтому основной задачей реализации результатов исследования внутреннего рынка, на наш взгляд, должна стать разработка востребованных туристских продуктов и обеспечение их адресности, что будет соответствовать запросам потребителей и реализации на этой основе главного принципа клиентоориентирован-ного маркетинга [5].

Ввиду большой протяженности территории нашей страны, когда приходится добираться до определенного места на нескольких видах транспорта, а также в силу ряда логистических проблем невозможно организовать проезд и пересадку на другой вид транспорта или другой рейс с минимальными разрывами во времени. В результате люди вынуждены находиться в пунктах пересадки более суток. В таких ситуациях необходимо предлагать со стороны туроператоров и транспортных компаний привлекательные варианты пребывания в этом «промежуточном» городе, включая предложения туристических маршрутов, посещение местных достопримечательностей, размещение в гостинице. Знакомство с национальными и местными особенностями региона в рамках «стоповера» расширяют кругозор населения, повышают туристскую репутацию этого региона, а сам транзитный туризм приобретает популярность в этой индустрии.

Для формирования конкурентоспособности туристского продукта нужно повысить качество и увеличить доступность инфраструктуры транспорта, а также качество обслуживания сервиса за счёт создания двухуровневой системы управления (федерального и регионального) качества туристских услуг. Также улучшению качества туристского продукта могут способствовать: комплексное обеспечение безопасности туристов; формирование комфортной предпринимательской среды для субъектов малого и среднего бизнесов; мониторинг качества туристского продукта, а также его максимизация; реализация мер по развитию конкуренции на внутреннем рынке; развитие транспортной инфраструктуры; развитие цифровых платформ и сервисов, обеспечивающих туристов удобными инструментами планирования поездок при широком выборе туристских услуг.

Анализ текущего состояния и функционирования МСБ в экономике Российской Федерации позволяет выделить следующие проблемы: ограниченность видов деятельности, которые могут претендовать на право получения поддержки; низкий уровень экономической и юридической грамотности субъектов МСБ; отсутствие долгосрочных перспектив развития бизнеса и низкий качественный уровень рыночной аналитики, характерный как

для самого бизнеса, так и для продукции, производимой им; ограниченные возможности внедрения передовых управленческих технологий. Как результат, показатели развития МСБ, включая его вклад в ВВП, в нашей стране значительно ниже, чем в других крупнейших или активно развивающихся экономиках мира [6].

В перспективе развитие туристической отрасли будет зависеть от следующих факторов: состояние экономики в стране, платежеспособность населения, социальная безопасность, политика государства. Для того чтобы успешно функционировать и грамотно преодолеть сложные ситуации, важно грамотно подойти к разработке туристской политики. При этом следует актуализировать предпринимательские и общественные инициативы, стимулировать спрос на туристические поездки, особенно для социальных категорий населения [7].

Резюмируя изложенное, можно утверждать, что в ближайшие годы есть все шансы существенно увеличить количество внутренних туристов во все регионы нашей большой страны. Однако реализация этих шансов, с одной стороны, зависит от того, в какой мере государство будет осуществлять меры поддержки для развития данного сектора экономики, а с другой - от качества управления на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, функционирующих в туристической отрасли. Потенциально он может стать одним из драйверов, обеспечивающих эффективную реализацию стратегии устойчивого развития экономики страны, несмотря на возникающие вызовы и угрозы.

Для развития МСБ в сфере туризма необходимо создавать условия для его роста и развития, в том числе предоставлять налоговые льготы, субсидии и гранты, обеспечивать доступ к кредитам и инвестициям, а также создавать инфраструктуру для развития отрасли туризма, поскольку она способствует созданию новых рабочих мест для населения и обеспечивает сохранение внешнеторгового баланса между государствами, т.е. она является стимулом для социального и экономического развития как организаций МСБ, занятых в сфере туризма и индустрии гостеприимства, так и государства в целом.

Библиографический список

1. Основы предпринимательской деятельности: учебник / Т.А. Шпилькина, Л.С. Артамонова, Л.А. Биткова [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2024. - 416 с.

2. Механизм повышения эффективности управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: теоретические и прикладные аспекты / Н.В. Артемьев, А.Л. Баранников, Л.И. Донскова [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022.

3. Ахметова Г.З., Маковецкий М.Ю., Рудаков Д.В. Анализ мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии COVID-19 // Бюллетень транспортной информации. - 2021. - № 6(312). - С. 19-29.

4. Старцев, С.Н. Развитие малого и среднего бизнеса в сфере туризма / С.Н. Старцев, М.Ю. Маковецкий // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 9-2(115). - С. 117-120.

5. Донскова Л.И., Маковецкий М.Ю., Баранников А.Л. Исследование потребителей на рынке внутреннего туризма в период пандемии: предпочтения и тенденции // Сервис в России и за рубежом. - 2023. - Т. 17, № 1 (103). - С. 33-46.

6. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]. -Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023.

7. Донскова Л.И., Баранников А.Л., Маковецкий М.Ю. Состояние внутреннего туризма в России в современный период: количественный и качественный анализ // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 52 (5). - С. 127-136.

DIRECTIONS OF STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD OF TOURISM

S.N. Startsev, Graduate Student Witte Moscow University (Russia, Moscow)

Abstract. The article examines modern directions of support for the development of small and medium-sized businesses in the field of tourism and the hospitality industry in the context of a new economic reality. The impact of the pandemic and sanctions of unfriendly countries on the activities of Russian tourism organizations is analyzed and the prospects of state support for domestic tourism in the Russian Federation are shown.

Keywords: small and medium-sized businesses, tourism, tourism sector, government support for small and medium-sized businesses, domestic tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.