Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СФЕРЫ ТУРИЗМА'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СФЕРЫ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дашян К. П.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием туристской отрасли России посредством государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) через национальные проекты. В исследовании проведен анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Внедрение национальных проектов в сфере туризма позволит получить положительные мультипликативные результаты, как для развития смежных отраслей, так и для экономики страны в целом, экономики регионов и муниципалитетов. В ходе исследования рассмотрен вопрос развития этнографического туризма в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и его влияния на социально-экономическое развитие общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL PROJECTS AS A TOOL TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD TOURISM

The article deals with issues related to the development of the tourism industry in Russia through state financial support for small and medium-sized businesses (SMEs) through national projects. The study analyzes the support for small and medium-sized businesses in the context of the national project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiatives." The implementation of national projects in the field of tourism will provide positive multiplier results, both for the development of related industries and for the country's economy as a whole, the economy of regions and municipalities. In the course of the study, the issue of the development of ethnographic tourism within the framework of the national project "Tourism and Hospitality Industry" and its impact on the socio-economic development of society was considered

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СФЕРЫ ТУРИЗМА»

реалиям. Стоит указать и то, что против АПК России и ключевых сегментов, зависящих от импорта, не были введены санкции. Организации сельскохозяйственной отрасли по-разному относятся к происходящим изменениям: для кого-то это угроза, а для некоторых - это прекрасная возможность для развития и наращивания оборотов.

От эффективности принимаемых решений в ближайшее время и активности предпринимательских действий будет зависеть не только будущее сельскохозяйственных организации, но и всей российской экономики. Чрезвычайно важным является отслеживание происходящих изменений, поиск и применение возможностей, максимально гибкий подход к логистике и бизнес-процессам.

Источники:

1. Предварительные итоги работы отрасли растениеводства за 2021 год и задачи на 2022 год. - М.: Министерство сельского хозяйства РФ, 2022. - 25 с.

2. Сельское хозяйство в России 2021: стат. сборник. - М.: Росстат, 2021. - 100 с.

3. Влияние санкций на сельское хозяйство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zzr.ru/article/vliyanie-sankciy-na-selskoe-khozyaystvo.

4. Новые санкции против России: влияние на рынок сельскохозяйственной техники в 2022 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/13374.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

EDN: UGJCZY

К.П. Дашян - мл. научн. сотрудник Лаборатории экономических исследований «Института пространственного развития регионов», Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук (ФИЦ СНЦРАН), Сочи, Россия, [email protected],

K.P. Dashyan - junior researcher at the Economic Research Laboratories of the Institute for Spatial Development of Regions of the Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences (FRC SSC RAS), Sochi, Russia.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СФЕРЫ ТУРИЗМА NATIONAL PROJECTS AS A TOOL TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD TOURISM

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием туристской отрасли России посредством государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) через национальные проекты. В исследовании проведен анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Внедрение национальных проектов в сфере туризма позволит получить положительные мультипликативные результаты, как для развития смежных отраслей, так и для экономики страны в целом, экономики регионов и муниципалитетов. В ходе исследования рассмотрен вопрос развития этнографического туризма в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и его влияния на социально-экономическое развитие общества.

Abstract. The article deals with issues related to the development of the tourism industry in Russia through state financial support for small and medium-sized businesses (SMEs) through national projects. The study analyzes the support for small and medium-sized businesses in the context of the national project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiatives." The implementation of national projects in the field of tourism will provide positive multiplier results, both for the development of related industries and for the country's economy as a whole, the economy of regions and municipalities. In the course of the study, the issue of the development of ethnographic tourism within the framework of the national project "Tourism and Hospitality Industry" and its impact on the socio-economic development of society was considered.

Ключевые слова: национальные проекты, этнографический туризм, туристическая отрасль, субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка, субсидии.

Keywords: national projects, ethnographic tourism, tourism, tourism industry, small and medium-sized businesses, government support, subsidies.

Введение

Являясь одним из важнейших секторов экономики, туристская отрасль оказывает непосредственное влияние на смежные отрасли, как в Российской Федерации, так и в мире. Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. планируется комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Его планируется достигнуть путем создания качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках. По данным отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям совокупный вклад туризма в мировой ВВП оценивается на уровне 10,4 % (8,3 трлн долл. США). При этом в мире одно рабочее место из десяти создается в туристском секторе [1].

Туризм можно рассматривать как социальное, культурное и экономическое явление, связанное с перемещением людей за пределы их обычного места жительства. Целью туризма с позиции его социокультурной направленности является духовно-нравственное воспитание и культурно-познавательное просвещение общества через общественное равновесие и реализацию приоритетных государственных задач. В контексте защиты традиционных духовных ценностей, поддержания быта и ремесел отдельных этнических групп, возрождения народного искусства, традиционной кухни и основ хозяйствования этнографический туризм создает условия для сохранения и продвижения национальных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в горных и предгорных территориях, где наблюдается отток населения.

Для укрепления рыночной экономики в России необходимо увеличивать долю предпринимательского сектора, которая в настоящее время сталкивается с многочисленными проблемами, в данной статье рассматривается меры поддержки предпринимателей на разных статях развития.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионах Российской Федерации также сталкиваются с многочисленными проблемами, Национальные проекты направленный на стимулирование граждан к открытию предпринимательской деятельностью, которая даст ощутимый экономический и социальный эффект.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

- отсутствие точечных и целевых финансово-кредитных механизмов развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП);

- несовершенством действующего законодательства;

- недостаточная финансовая поддержка МСП;

- ограниченный доступ МСП к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования.

Целью статьи является изучения влияния Национальных проектов на развития субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) сферы туризма.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: определить особенности инструментов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сферы туризма и оценить степень влияния национальных проектов на их устойчивое развитие.

Национальные проекты направлены на всестороннее улучшение предпринимательского климата в России, а также призваны увеличить занятость в сфере малого и среднего бизнеса до 25,0 млн к 2024 г.

Развития этнографического туризма в Краснодарском крае

Этнографический туризм - это разновидность культурно-познавательного туризма, предполагающая посещение этнографических музеев, выставок, народных ярмарок и праздников. Целью этого вида туризма является духовно-нравственное воспитание, просвещение и сохранение историко-культурного наследия.

Развитие этнографического туризма создает условия для сохранения народных традиций быта и хозяйствования этнических меньшинств, обеспечивая устойчивое развитие территории. В качестве разновидности этнографического туризма можно выделить этнокультурный туризм, основной целью которого является посещение объектов архитектуры, истории и культуры, быта и традиций народов России, когда-либо проживавших на данной территории. В настоящее время в Краснодарском крае активно распространяется этноориентированный туризм на таких туристических объектах, как этнографический музей «АТАМАНЬ», Лазаревский этнографический музей, Этнографический комплекс «Вольница», этнографический музей «Моя Россия», «Экзархо» и других.

На рисунке 1 показаны условия для дальнейшего развития этнографического туризма в Краснодарском

крае.

В последнее время в мире наблюдается повышение интереса туристов к традициям, творчеству, обрядам и культуре малочисленных народов, что связано с возможностью их исчезновения. Этнографический туризм способствует сохранению культур разных народов, оставляя след в мировом культурном наследии.

Целевое субсидирование объектов Финансовая поддержка туристской инфраструктуры создания и продвижения

этнокультурных брендов

Условия развития этнографического туризма

Организация механизмов контроля Развитие информационных ресурсов качества сервиса об объектах этнотуризма

Рисунок 1 - Условия развития этнографического туризма

На рисунке 2 изображены функционально-целевые особенности этнографического туризма и их воздействие на экономику.

Рисунок 2 - Функционально-целевые особенности этнографического туризма

Основными формами этнографического туризма в России являются:

- этнографический музей под открытым небом;

- этнографический музей-заповедник;

- археолого-этнографические комплексы;

- этнографические деревни, этнические туры.

Основными условия для развития этнографического туризма в России является:

- высокая степень этнического разнообразия населения;

- уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов;

- необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности;

- традиционно сравнительно невысокий и резко снизившийся за последние десятилетия вследствие массовых миграций уровень территориальной консолидации этнических групп в соответствующих национальных республиках;

- деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп;

- необходимость более эффективного продвижения регионального туристского продукта на рынках.

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»

В настоящее время, в условиях жестких ограничений политического и эпидемиологического характера, туристская отрасль России находится в состоянии переориентации на внутренний рынок, что стало катализатором внедрения инновационных и технологических изменений. Реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» позволит ускорить развитие туристической инфраструктуры и процесс создания качественных турпродуктов, увеличит их доступность и информированность о них среди потенциальных туристов, а также позволит значительно улучшить управление сферой туризма.

Задачами национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» являются:

- введение электронных виз для иностранных граждан (более 50 стран);

- увеличение объема туристских услуг;

- увеличение числа туристов;

- рост численности работников туристской отрасли;

- создание и развитие доступной туристской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья;

- стимулирования развития новых направлений в туризме;

- увеличение объемов онлайн-форматов туристских услуг;

- разработка индивидуальных туров и развитие услуг для малых групп туристов.

Национальный проект призван поддержать развитие сферы внутреннего туризма, которая переживает с 2014 г. настоящий бум, вызванный не только ослаблением рубля по отношению к другим валютам, но и изменением потребительского поведения, возрождением интереса к своей стране.

По данным Росстата, количество поселившихся в средствах коллективного размещения в России выросло с 44,2 млн человек в 2014 г. до 76,1 млн человек в 2019 г. (или на 72 %). При этом, по данным Центра стратегических разработок (ЦСР), потенциал туризма в России все еще недоиспользован: вклад индустрии путешествий и туризма в ВВП в 2018 г. в среднем в мире составил 10,4 %, а занятость - 10,0 %, тогда как России - соответственно 4,2 и 4,6 % [13].

Национальный проект в сфере туризма призван помочь в достижении практически полного перечня новых национальных целей России, представленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Так, развитие массового историко-культурного туризма фактически означает соприкосновение людей с объектами показа и историко-культурного наследия, что способствует формированию гармонично развитой личности. Санаторно-курортная сфера вносит прямой вклад в укрепление здоровья населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни. Развитие туристического рынка способствует увеличению доли занятых в МСП, создание новых объектов показа, например в воссоздание исторических центров городов, формирование комфортной городской среды, совершенствование электронных сервисов и развитие цифровой трансформации [1].

Эффективные меры государственной поддержки и адресная помощь на разных уровнях управления (федеральном, региональном, межрегиональном и местном) будет стимулировать восстановление отрасли. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», формирует новый вектор в развитии туристической отрасли в условиях новой реальности.

Национальные проекты как инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сферы туризма

В развитии российской туристской отрасли одна из важнейших ролей возложена на субъекты малого и среднего предпринимательства. Сегодня МСП переживают кризис, и нуждаются в мерах поддержки со стороны органов власти, общероссийских некоммерческих организаций и других органов власти.

По данным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети Fin Expertiza, в 2020 г. общее количество МСП сократилось более чем на 240 тыс., или на 4,2 % и составило 5,6 млн.

В течение 2020 г. количество ликвидированных фирм составило более 1,95 млн, но за тот же период в стране появилось 848,5 тыс. новых МСП. Это второе годовое падение подряд - в августе 2019 г. количество

МСП в годовом выражении уменьшилось на 1,4 %. Таким образом, динамика сокращения числа МСП ускорилась в три раза. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3 % (до 5,35 млн), малых - на 3,3 % (до 218,5 тыс.), зато средних стало больше на 5,2 % (17,6 тыс.) [14].

Одной из наиболее пострадавших отраслей экономики среди МСП является туристская сфера, которая при комплексной поддержке государства способна продемонстрировать рост, обеспечить инновационное развитие, увеличение занятости, повышение основных показателей. Для поддержания МСП в России разработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», целью которого является:

- увеличение численности занятых в сфере МСП (включая индивидуальных предпринимателей) до 25 млн. чел. к концу 2024 года;

- увеличение доли МСП в ВВП до 32,5 % к концу 2024 года;

- увеличение экспорта МСП, включая индивидуальных предпринимателей;

- увеличение доли экспорта субъектов МСП в общем объёме несырьевого экспорта до 10,0 % к концу 2024 г.

В рамках реализации проекта разработаны инструменты поддержки предпринимателей, обеспечивающих решение проблем МСП на разных стадиях развития. В составе национального проекта выделяют пять федеральных проектов (рисунок 3) с финансированием в размере 481,5 млрд руб. Из этой суммы средства Федерального бюджета составляют 416,2 млрд руб., бюджетов субъектов РФ - 11,4 млрд руб., из внебюджетных источников - 53,9 млрд руб.

Источники финансирования Федеральных проектов направленных на развитие МСП (млрд. руб.)

Объем средств всего, в т.ч.; Внебюджетные источники Бюджеты субъектов РФ Федеральный бюджет

Объем финансирования пяти федеральных проектов в т.ч.: 1. Проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» 2,5

2. Проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к...

3. Проект «Акселерация субъектов малого и

среднего предпринимательства 4. Проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» 40,8

5. Проект «Популяризация предпринимательства» I 8,5

О 100

шт 53 1 11,4 ,9

Рисунок 3 - Источники финансирования федеральных проектов направленных на развитие МСП

Ниже рассмотрены пять федеральных проектов с распределением финансирования и выделением основных целей и задач проекта:

1. Проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», на 2,5 млрд руб. Цель проекта - распределение избыточного административного давления на МСП, а также создание благоприятных условий осуществления деятельности и увеличение имущественной поддержки субъектов МСП;

2. Проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе по льготному финансированию», на 261,8 млрд. рублей. Цели проекта - обеспечение финансовой поддержки субъектов МСП, создание системы оказания мер финансовой поддержки субъектам МСП, расширяющих доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам разных сфер деятельности, в том числе туризму. Финансовую поддержку МСП в виде предоставления микрозаймов по льготным ставкам и лизинговую поддержку оказывает Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и АО «МСП Банк» при поддержке Российской Федерация в лице Министерства экономического развития Российской Федерации (71,9626 %) и Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (28,0374 %);

3. Проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» с объемом финансирования в 167,9 млрд рублей. Проект направлен на действующих предпринимателей с целью поддержки и обеспечения роста доходов, масштабирования бизнеса и выхода на иностранные рынки при помощи специальных обучающих программ через институты поддержки. Проектом предусмотрено поэтапный отбор малых и средних предприятий, которые получат комплексную государственную поддержку и ускорят свое развитие;

4. Проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» с объемом финансирования в 40,8 млрд руб. Основной его целью является создание и развитие субъектов МСП в АПК, а также привлечение средств проекта в сельское хозяйство с целью увеличения количества личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственные потребительских кооперативов;

5. Проект «Популяризация предпринимательства» с объемом финансирования в 8,5 млрд рублей. Проект направлен на формирование положительного образа предпринимательства среди населения России, а также привлечение и стимулирование отдельных категорий граждан в создание новых субъектов МСП.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что при реализации национального проекта основными приоритетными задачами являются осуществление финансово-имущественной и информационно - консультационной поддержки субъектов МСП:

- выделение субсидии (софинансирование);

- предоставление помещений в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование;

- доведение актуальных сведений нормативно-правового обеспечения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучению персонала, продвижению продукции и другое.

Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП ускорит реализацию вышесказанных проектов.

МСП могу получить государственную поддержку в рамках национального проекта обратившийся в: администрацию субъекта России, торгово-промышленную палату, фонд поддержки предпринимательства региона. Профильные институты развития могут содействовать в разработке инструментов такой поддержки, как система микрозаймов, реализация льготных лизинговых программ, субсидирование процентных ставок по кредитам, меры по созданию объектов туристской инфраструктуры, внедрение сервисов информационно -маркетинговой поддержки и другое.

На рисунке 4 отображены возможные ключевые результаты реализации национальных проектов в туристской сфере, в том числе этнографического туризма.

результаты рсалтапни национальных проектов

■ создание о.кп онрия 1 ны\ адмнннсгратлвные условие для развития туристических компании

■ вывод туристического отнята из тени

• снижение цены оказываемых услуг

■ увеличения предложения услуг

* увеличения доступности услуг

• повышение качества жизни

■ р.ччни [ж: инфраструктуры

■ рост количества МСП

■ обеспечение финансовой поддержкой в период кризиса

■ увеличение роста доходов

* содействие в развитие бизнеса

■ организация условии выход на иностранные рынки

■ сохранение и восстановление новых историко-культурных объектов

■ улучшения экологической ситуации

■ создание новых экологических парков

■ развитие археолого-этнографических комплексов, згнографичеевнх деревень, заповедников н т.д.

Рисунок 4 - Показатели реализации национальных проектов в туристской сфере

Этнографический туризм, представляя перспективное направление туризма, является фактором сохранения историко-культурного наследия и духовно-нравственного просвещения общества. Этот вид туризма обладает высокой социальной и культурной значимостью, экономической эффективностью, которая выражается в увеличении занятости местного населения, росте его доходов и доходов бюджетов, получении мультипликативного эффекта, проявляющегося и как развитие смежных видов деятельности других отраслей экономики.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что национальные проекты развития как инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сферы туризма создают благоприятные условия для развития их деятельности, предоставляя для этого новые возможности в ведении предпринимательства в сфере туризма.

Источники:

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р).

2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 872-р).

3. Войнова Я.А. Текущее состояние курортно-рекреационного комплекса Краснодарского края и оценка перспектив его развития. // Вестник Евразийской науки. - 2019. №1.

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www. krsdstat.ru].

5. Чуваткин П. П., Боджгуа А. Ю. Институциональное обеспечение социально-ориентированного сектора туризма // Современная экономика: проблемы и решения. - 2021. - N° 7(139). - С. 52-62.

6. Чуваткин П.П., Боджгуа А.Ю. Формирование институциональной среды социально-ориентированного туризма // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 37 (5). - С. 317-330. DOI:10.24412/2309-4788-2021-5-317-329.

7. Чуваткин П. П., Боджгуа А. Ю. Перспективы развития этно-гастрономического туризма // Вестник академии знаний. - 2019. - № 5. -С.259-266.

8. Максанова Л. Б., Хандажапова Л. М., Еремко З. С., Ботоева Н. Б., Бадмаева А. С. Развитие этнографического туризма в России: анализ региональных проектов // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - 2020. №1. . - С. 20-28.

9. Пугачев И.Н., Клиценко М.В., Куликов Ю.И., Особенности реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в условиях Дальнего Востока// Сервис в России и за рубежом. - Т15 №4(96) 2021. - С.126-133.

10. В. М. Комаров, Н. А. Москвитина, Л. М. Саргсян национальный проект «Туризм»: перспективное видение // Экономическое развитие России, том 27, № 11. 2020. - С.69-81.

11. Е.Н. Клочко, Л.В. Коваленко, В.Н. Муха Этнический туризм в Краснодарском крае: проблемы и перспективы развития // Вестник Академии знаний № 42(1), 2021. - С. 185-191.

12. Дашян К.П. Мировая туристическая индустрия в период пандемии covid-19 и пути выхода из неё // Вестник Академии знаний. 2021. № 3 (44). С. 86-92.

13. Соболенко В. Е. Этнотуризм в России: современное состояние и ориентиры развития // Актуальные исследования. 2020. .№24 (27). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/1689-etnoturizm-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie.

14. Гурина М.А., Сокольская Т.И., Гончарова О.В., Дехтярь Г.М., Спатарь-Козаченко Т.И. К вопросу о государственном регулировании сферы туризма на региональном уровне: теоре-тические аспекты и результаты практической деятельности // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №4. С. 90-109.

15. Оборин М.С., Сарян А.А. Проблемы развития курортов Краснодарского края в условиях геополитической нестабильности // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.16. №2. С. 144- 159. DOI: 10.24412/1995-042X-2022-2-144-159.

16. Фонд «Центр стратегических разработок». Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса / Центр социально-экономических исследований. - М., 2020. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/6a1/ 6a14b85fb06482c466439edfde3a879d.pdf.

17. Российское государственное информационное агентство - ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/ 9197739.

18. Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://association-cfo.ru/wp-content/uploads/2018/11/predprinimatelstvo-1.jpg.

19. Зелинская М.В. Система государственного управления инновационной деятельностью в Краснодарском крае /М.В. Зелинская, Е.Н. Клочко // Экономика и предпринимательство. - №5(118). - 2020. - С. 71-77.

20. Симонян, Г. А. Теоретические аспекты понимания сущности категории "туристский поток" и некоторые проблемы его количественной оценки / Г. А. Симонян, А. А. Сарян, К. П. Дашян // Современная научная мысль. - 2022. - № 1. - С. 124-129. - DOI 10.24412/2308-264X-2022-1-124-129. - EDN VDALPS.

21. Bodzhgua A.U. Features of the institutional environment for ethno-gastronomic tourism development // Services in Russia and abroad. - 2021. - №1 (93). - p. 5-13. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-5-13.

22. Jean Junying Lor, Shelly Kwa, John A. Donaldson. Making ethnic tourism good for the poor // Annals of Tourism Research. 2019. Vol. 76. Рр. 140-152.

EDN: UGWYVU

Т.В. Ершова - к.э.н., заведующий аспирантурой и докторантурой, доцент кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия, [email protected],

T.V. Ershova - candidate of economic sciences, chief of department of postgraduate and doctoral studies, аsso-ciate professor of the department of economics and management, Vladivostok state university, Vladivostok, Russia.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА A METHODOLOGICAL APPROACH TO ASSESSING THE QUALITY OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES

OF A RAILWAY ENTERPRISE COMPLEX

Аннотация. Статья посвящена разработке теоретико-методических основ и практических рекомендаций по осуществлению оценки качества транспортных услуг предприятий железнодорожного комплекса. Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительного анализа, графический метод, системный подход, абстрагирование и логический анализ, систематизация и классификация, теория моделирования, аналогия и экстраполяция. С целью определения уровня качественных характеристик услуг предприятий железнодорожного транспорта предложен методический подход к оценке качества транспортно-логистических услуг предприятий отрасли, заключающийся в расчете интегрального показателя уровня качества транспортной услуги как среднегеометрической, состоящей из совокупности частичных показателей оценки технологических, логистических, управленческих, организационных, потребительских составляющих качества. Областью практического применения полученного результата является использование научно-методического подхода к оценке качества транспортно-логистических услуг предприятий железнодорожного комплекса в процессе разработки политики обеспечения качества, при выявлении проблемных мест в системе управления качеством транспортных услуг, при разработке и реализации эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятий железнодорожного комплекса в изменяющихся условиях внешней среды, что позволит сформировать устойчивые конкурентные позиции предприятий отрасли в условиях трансформации бизнес-среды.

Abstract. The article is devoted to the development of theoretical and methodological foundations and practical recommendations for the evaluation of the quality of transport services of enterprises of the railway complex. To achieve the goal, the methods of comparative analysis, graphic method, system approach, abstraction and logical analysis, systematization and classification, modeling theory, analogy and extrapolation were used. In order to determine the level of quality characteristics of services of railway transport enterprises, a methodical approach to assessing the quality of transport and logistics services of enterprises of the industry is proposed, which consists in calculating the integral indicator of the level of quality of transport services as a non-geometric mean, consisting of a set of partial indicators of assessment of technological, logistical, managerial , organizational, consumer quality components. The field of practical application of the obtained result is the use of a scientific-methodical approach to assessing the quality of transport and logistics services of the enterprises of the railway complex in the process of developing a quality assurance policy, when identifying problem areas in the quality management system of transport services, when developing and implementing effective management solutions aimed at ensuring the competitiveness of the enterprises of the railway complex in the changing conditions of the external environment, which will allow to form stable competitive positions of the enterprises of the industry in the conditions of the transformation of the business environment.

Ключевые слова: качество, транспортно-логистические услуги, предприятия железнодорожного комплекса, потребитель, конкурентоспособность.

Keywords: quality, transport and logistics services, enterprises of the railway complex, consumer, competitiveness.

Введение

Среди всех видов транспорта в России, как и во многих странах, ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время. Даль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.