DOI: 10.54861/ 27131211_2022_7_30
УДК 336.61
РАЗВИТИЕ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА СЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ
ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ Г. ОСТРОВ В
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бенсон И.З., кандидат экономических наук, Санкт-Петербургский
государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В настоящее время внутренний туризм становится все
более популярным, что требует от федеральных и региональных властей
реализации стратегий развития, направленных на реализацию туристического
потенциала перспективных регионов. Развитие внутреннего туризма способно
оказать мультипликативный эффект на смежные за счет вовлечения
различных предприятий из других секторов: транспортных компаний,
предприятий общественного питания, предприятий гостиничного бизнеса и
т.д. Таким образом, можно наблюдать и прогнозировать рост числа рабочих
мест и оживление экономики региона за счет развития туристического
сектора, что, в свою очередь, ведет к росту доли туризма в ВВП. На примере
г. Остров, расположенного в Псковской области, был проведен SWOT-анализ
и разработаны стратегические мероприятия, направленные на повышение
привлекательности региона для развития туризма. Показано, что, опираясь на
огромный туристический потенциал и богатое культурно-историческое
наследие Пскова и Псковской области, туризм может занять центральное
место в политической и экономической программах. Успешное становление
туристического кластера «Большой Псков» может стать положительным
примером для других регионов России, внося позитивный вклад в устойчивое
30
экологическое, социальное и экономическое развитие, содействуя
достижению национальных целей устойчивого развития.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, внутренний
туризм, туристический сектор, туристический потенциал, Псковская область,
кластер «Большой Псков».
DEVELOPMENT OF THE SECTOR OF SMALL AND MEDIUM
ENTREPRENEURSHIP THROUGH THE REALIZATION OF TOURIST
POTENTIAL (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF OSTROV IN
PSKOV REGION)
Benson I.Z., Candidate of Economic Sciences, St. Petersburg State University,
St. Petersburg, Russia
Abstract. Currently, domestic tourism is becoming increasingly popular, which requires federal and regional authorities to implement development strategies aimed at realizing the tourism potential of promising regions. The development of domestic tourism can have a multiplicative effect on adjacent ones by involving various enterprises from other sectors: transport companies, catering enterprises, hotel businesses, etc. Thus, it is possible to observe and predict the growth of the number of jobs and the revival of the region's economy due to the development of the tourism sector, which, in turn, leads to an increase in the share of tourism in GDP. On the example of the city of Ostrov, located in the Pskov region, a SWOT
analysis was carried out and strategic measures were developed aimed at increasing the attractiveness of the region for tourism development. It is shown that, relying on the huge tourist potential and the rich cultural and historical heritage of Pskov and the Pskov region, tourism can take a central place in political and economic programs. The successful establishment of the tourism cluster "Bolshoy Pskov" can become a positive example for other regions of Russia, making a positive 31
contribution to sustainable environmental, social and economic development, contributing to the achievement of national sustainable development goals.
Keywords: small and medium-sized enterprises, domestic tourism, tourism sector, tourism potential, Pskov region, cluster "Bolshoy Pskov".
JEL classification: L83, Z32, P25.
Для цитирования: Бенсон И.З. Развитие сектора малого и среднего
предпринимательства за счет реализации туристического потенциала (на
примере г. Остров в Псковской области) // Прогрессивная экономика. 2022. №
7. С. 30–45.
Введение
В настоящее время развитие туризма приобретает особую значимость,
что подтверждается материалами Всемирной туристской организации
UNWTO, согласно которой туризм может стать опорой инклюзивного роста
экономик за счет вовлечения инвестиций, инноваций и реализации
экологического подхода. Пандемия 2020 года и политические события 2022
года изменили направление туристических потоков, внутренний туризм
становится более востребованным и может стать дополнительным стимулом
роста экономики России [9].
В настоящее время вклад туристической отрасли в ВВП России невелик
и составляет чуть менее 4%, однако в текущих условиях существует большой
потенциал роста отрасли за счет развития внутреннего туризма. Как
показывает анализ источников, туристические потоки в настоящее время
распределены неравномерно, что обуславливает значимость развития
туристического потенциала отдельных регионов, обладающих культурным
наследием и географическими преимуществами. Также важно заметить, что
сектор туризма в основном представлен малыми и средними предприятиями,
32
что также является значимым фактором, поскольку туризм стимулирует
развитие сектора малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).
Целью работы является содействие справедливому экономическому
развитию туристического кластера «Большой Псков» за счет проведения
анализа перспектив реализации туристического потенциала г. Остров
Псковской области.
Материалы и методы
Материалами, задействованными автором в процессе организации
исследования, выступили открытые данные сайтов в сети Интернет,
публикации
средств
массовой
информации,
научные
статьи
и
диссертационные исследования различных авторов. В статье применены
методы теоретического анализа, сравнения, сопоставления, синтеза,
индуктивный и дедуктивный методы, SWOT-анализ и ряд других.
Результаты и обсуждение
Согласно Стратегии развития туризма России на период до 2035 года,
планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие
внутреннего и въездного туризма за счет формирования и продвижения
качественного и конкурентоспособного туристического продукта на
внутреннем и международном рынках [4; 5].
Некоторые исследователи в своих научных работах указывают на
наличие проблемы неравномерного распределения туристических потоков
внутри Российской Федерации, что приводит к неравномерности социально-
экономического развития и создает дополнительную нагрузку на популярные
объекты туристических направлений [8]. Неравномерность распределения
туристических
потоков
указывает
на
необходимость
реализации
маркетинговых идей и информационного продвижения менее популярных, но
перспективных туристических направлений, таких как Псковская область.
Как указывают Г.А. Карпова и И.М. Богданова, развитие внутреннего
туризма в России во многом определяется возможностью объединения малых
предприятий в единый туристический кластер [2]. В туристической отрасли
33
ведут деятельность достаточно большое количество малых предприятий:
большое количество малых и средних предприятий работают в сфере
транспорта, торговли, аренды жилых и нежилых помещений, сфере
общественного питания и т.д. Все данные отрасли экономики получают
дополнительные экономические ресурсы и стимулы развития в процессе
развития туризма.
Вклад туристической отрасли в ВВП России остается незначительным и
составляет 3,9% в 2019 году. Однако сфера туризма служит интересам как
отдельных людей, так и общества в целом, являясь источником доходов, как
на микро, так и на макроэкономическом уровнях. Туризм становится одним из
основных факторов создания дополнительных рабочих мест в экономике,
развитая отрасль туризма ускоряет развитие дорожного и гостиничного
строительства, стимулирует производство всех видов транспортных средств.
Туризм способствует сохранению народных промыслов и национальной
культуры регионов и стран [3].
Рис. 1. Россия в рейтинге Travel & Tourism Competitiveness Index
Источник: составлено автором на основе [10]
Согласно данным Travel & Tourism Competitiveness Index,
представленным на рис. 1, в России нерешенными являются ключевые задачи
34
по повышению качества и доступности отечественных туристических
продуктов, а также задачи по повышению уровня информированности
потребителей о туристических направлениях [10]. Расширение и
модернизация туристический инфраструктуры, обеспечение комфорта и
доступности отдыха в Российской Федерации, а также обеспечение высокого
уровня туристского сервиса – должны стать приоритетными задачами в
достижении национальной стратегической цели увеличения вклада отрасли
туризма в ВВП страны.
Привлекательность региона для посещения его туристами определяется
наличием
туристических
ресурсов:
природных,
исторических,
социокультурных, включающих объекты туристского показа, а также иные
объекты, способные удовлетворить духовные и эстетические потребности
туристов. До 2020 года туристический поток в данной дестинации показывал
стабильный рост, но с началом пандемии снизился на 40%.
Учитывая тот факт, что Псковская область имеет уникальное
геополитическое положение, гранича с Ленинградской, Новгородской,
Тверской, Смоленской областями и тремя государствами: Эстонией, Латвией
и Белоруссией, ожидается, что следующие 10 лет обеспечат дальнейший рост
туризма, экономический рост, социальный прогресс и экологическую
устойчивость в Псковской области.
Для обеспечения достижения целей социально-экономического
развития региона необходимо, чтобы устойчивый туризм стал приоритетным
направлением развития для органов власти, бизнеса, туристского сектора, учреждений культуры, научного и местного сообществ, а также всех других
заинтересованных стейкхолдеров. В результате эффективного сотрудничества
регион привлечет больше инвесторов и туристов, которые считают
устойчивость туристского направления главным критериев выбора.
Псковская область рассчитывает достичь своих целей не только в ее
пределах, но и масштабировать полученные результаты на всей территории
РФ. Область оперирует определением устойчивого туризма, данным
35
Всемирной туристской организацией ООН (ЮНВТО), что означает
трехсторонний подход, при котором учитываются экологические, социальные
и экономические аспекты устойчивости. Туризм оказывает как
положительное, так и отрицательное влияние на вышеуказанные основные
направления, именно поэтому работа по обеспечению устойчивого развития
должна охватывать каждое из них в равной степени [11].
Опираясь на огромный туристический потенциал и богатое культурно-
историческое наследие Пскова и Псковской области, туризм может занять
центральное место в политической и экономической программах, опираясь на
вклад в экономический рост, социальное благополучие и устойчивое развитие.
Объектом исследования является туристический потенциал г. Остров, а
предметом следующие туристические направления: места размещения, точки
питания, музеи, достопримечательности.
Рис. 2. Места размещения в г. Остров
Источник: составлено автором на основе [8]
Рис. 2 показывает, что в г. Остров расположено 11 мест размещения: 4
находятся в пределах города в центре, 7 на маршруте к югу (мин. 500 м, макс.
36
9 км). Средняя стоимость отеля в сутки в пределах города чуть более 2058
рублей. Самым оптимальным местом для размещения является гостиничный
комплекс Гармония – промежуточный вариант по стоимости размещения
(2000 р/сут), также обладающий наибольшим количеством номеров (18) и мест
размещения (58). При средней стоимости аренды дома целиком в сутки менее
5000 рублей, самым бюджетным вариантом для размещения будет гостевой
дом Mary Inn у оз. гороховое (2750 р/сут).
В табл. 1 представлены данные о соотношении количества мест
размещения с количеством населения и площадью территории. Наибольшей
плотностью населения обладает именно город Остров, количество мест
размещения в расчете на 1 квадратный километр площади территории
составляет 0,26. Аналогичные показатели для Островского района составляет
0,05.
Таблица 1
Соотношение количества мест размещения с количеством населения и
площадью территории
Количество
Количество
Население, Территория,
мест
Плотность
мест
Субъект
человек
кв. км.
размещения, населения
размещения
ед.
на 1 кв. км.
Г. Остров
20531
42,66
11
481,27
0,26
Островской
район
28288
2469
128
11,46
0,05
Источник: составлено автором на основе [5]
В регионе наблюдается неравномерность размещения отелей: в пределах
города, а точнее только в его центральной части, находятся 4 точки
размещения.
Сбалансированное
размещение
позволит
равномерно
распределить туристические потоки, а также увеличит количество времени
пребывания на территории города. В настоящее время необходимо расширить
предложение на рынке гостиничного бизнеса хостелов, тем самым обеспечить
доступность услуг для постояльцев с невысоким уровнем дохода. Также
целесообразно увеличить предложение апартаментов, поскольку такой
37
формат проживания является очень востребованным по причине хорошего
соотношения между удобством, ценой и клиентской удовлетворенностью.
Имеющимся гостиничным комплексам необходимо улучшение
гостиничного сервиса с целью привлечения потока туристов, поскольку
отзывы оцениваются посетителями в 3-4 звезды. Для этого стоит принять ряд
мер (рис. 3):
Обеспечить обучение сотрудников
организаций туристической
Реализовывать действующие
Реализовать комплекс мероприятий
индустрии и проводить регулярное
программы подготовки с
в области повышения
просвещение об основах и
повышения квалификации
профессионального мастерства и
ключевых правилах в области
специалистов индустрии туризма
внедрения стандартов туристско-
устойчивого туризма
рекреационного обслуживания
Выявить неэффективные объекты
Разработать и внедрить программу
гост. бизнеса посредством
Поддерживать и развивать
поощрения отдельных сотрудников
ежегодной оценки туристского
деятельность информационных
и гостиничных комплексов
направления и геозонирования
центров о туризме на территории
индустрии, которые обеспечивают
неэффективных объектов для
города и кластера «Большой Псков»
превосходное обслуживание
мониторинга отчетности отзывов
клиентов
клиентов с помощью отзывов на
онлайн платформах.
Рис. 3. Меры по улучшению гостиничного сервиса в г. Остров
Источник: составлено автором на основе [8]
Для развития внутреннего туризма, нестандартных до недавнего
времени его направлений, таких как охотничье-рыболовного, экологического,
глэмпинга, лечебно-оздоровительного (близ озера находится Спортивно-
оздоровительный центр «Юность»), необходимо расширить строительство
отелей и домов отдыха в лесном районе для проживания и обслуживания.
Также в лесных районах Псковской области (а также г. Острова) реализован
экологический проект «Зеленый Крест», успешно действуют программы по
сохранению лесов, в этом 2021 году начнутся работы на водных объектах.
Все больше инвесторов придерживаются принципов ESG и стремятся
вкладывать средства в недвижимость, которая отвечает требованиям
экологичности. Такие здания обладают большим потенциалом для
привлечения и удержания арендодателей.
38
Можно предложить следующие рекомендации для повышения
экологичности туристического сектора Псковской области:
– использование компостируемой посуды и многоразовых барных
аксессуаров;
– в общественных зонах и технических помещениях установить датчики
движения, позволяющих экономить 15% электроэнергии;
– организовать раздельный сбор ТБО с сортировкой стекла, бумаги,
пластика для последующей переработки;
– гости отеля могут также участвовать в мероприятиях по сбережению
ресурсов путем сортировки полотенец. Например, навигация, если полотенце
необходимо постирать, оставлять на полу, таким образом, экономится объем
для стирки;
– использование современных методов очистки сточных вод, что
позволит снизить практически до нуля загрязнение сбрасываемы вод системы
водоотведения.
Следует отметить важность комплексного развития туристской
инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное
строительство новых средств размещения, но и сопутствующую
инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений,
объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских
комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам
туризма, так и характер туристского предложения – наличие туристских
ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с
экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
Для определения рекомендаций необходимых для развития
туристического потенциала для г. Остров был проведен SWOT-анализ,
представленный в табл. 2. Данный инструмент анализа позволяет сопоставить
угрозы развития с составляющими внутренних факторов. SWOT-анализ
позволяет выявить сильные и слабые стороны, а также разработать
39
рекомендации, опираясь на имеющиеся ресурсы и благоприятные рыночные
возможности [1].
Таблица 2
SWOT анализ туристического потенциала г. Остров
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S)
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W)
•
Наличие комплекса культурно-
•
Отсутствие
досугово-
исторических ценностей;
развлекательных комплексов;
•
Экологически
чистые
•
Отсутствие благоприятных мест
территории;
размещения туристов (цена не равно
РЫО
•
Наличие ресурсов для развития
качество);
Т
таких видов туризма, как: лечебно-
•
Отсутствие
развитой
АК
оздоровительного,
паломнического,
инфраструктуры
общественного
Ф
охотничье-рыболовного,
питания;
ИЕ
экологического,
событийного,
•
«Упадочное» состояние города в
глэмпинга;
целом;
•
Наличие
особо
охраняемых
•
Высокая
стоимость
УТРЕНН
природных территорий (заповедники,
экскурсионного продукта (≈7200р);
ВН
заказники, парки);
•
Отсутствие
информационной
•
Приграничное положение со
базы,
содержащей
субъекты
странами Европы.
туристской деятельности;
•
Недостаточный брендинг города.
ВОЗМОЖНОСТИ (О)
УГРОЗЫ (Т)
•
развитие
международного
•
низкий спрос населения на
Ы
сотрудничества;
услуги въездного и внутреннего
•
туризма;
ОР
пропаганда
инвестиционной
Т
привлекательности области, за счет
•
конкуренция в сфере туризма с
АК
реализации
программы
развития
соседними крупными городами;
Ф
туризма;
•
Е
внешнеполитические
риски,
•
привлечение инвестиций из более
способные существенно влиять на
НИ
развитых регионов, городов области;
транзитно-туристский поток;
ЕШ
•
возможность
получения
•
неблагоприятное
влияние
ВН
финансирования за счет средств
развития туризма на экологическую
федерального бюджета (скорее для
обстановку.
области в целом).
Источник: составлено автором
Заключительным этапом SWOT-анализа является создание стратегий
развития, основывающихся на анализе сводной матрицы и разделенных на
следующие 4 группы:
40
– SO – стратегия лучшего развития за счет работы с возможностями
внешней среды в сочетании с сильными сторонами предприятия;
– ST – стратегия защиты. Представляет собой поиск способов избежать
угроз, опираясь на сильные внутренние факторы работы предприятия;
– WO – стратегия улучшения. Анализ рыночных возможностей и их
влияния на слабые стороны и недостатки предприятия;
– WT – стратегия минимизации негативного влияния внешних угроз на
слабые стороны [7].
Таблица 3
Стратегические опции развития туристического потенциала
SO Стратегические опции
WO Стратегические опции
•
Поддержание
и
развитие
•
Совершенствование
гостиничного
историко-культурного и природно-
сервиса с целью привлечения потока
ресурсного
потенциала
за
счет
туристов; организация программ обучения
привлечения средств инвесторов;
специалистов и переподготовки местного
•
Организация инсентив-туризма,
населения для работы в сфере туризма;
используя наличие на территории
увеличение занятости населения;
большого
количества
историко-
•
Проведение
образовательных
культурных
объектов,
природно-
программ, сфокусированных на изучении
ресурсного
потенциала
и
конкретных инструментов и технологий
благоприятной
экологической
продаж с целью продвижения продуктов
обстановки;
внедрение
историко-
туризма; достижение профессионализма в
культурных объектов и природно-
проведении бизнес-мероприятий малого и
ресурсного потенциала в программу
среднего уровня;
инсентив-туров;
•
Строительство выставочного центра,
•
Разработка
мероприятий
по
конференц-площадей за счет федеральных,
защите, поддержанию целостности и
региональных программ и привлечения
обеспечению
охраны
туристских
инвестиций;
ресурсов;
•
Формирование
положительного
•
Развитие
международного
инвестиционного имиджа города среди
сотрудничества
с
приграничными
региона/ов и за рубежом посредством
странами Европы.
рекламных
и
информационных
мероприятий;
•
Создание информационных ресурсов,
обеспечивающих инвесторов актуальной
информацией
об
инвестиционных
возможностях города;
ST Стратегические опции
WT Стратегические опции
•
Создание
соответствующих
•
Повышение
информированности
кредитных программ и продуктов,
населения страны о туристической локации
рассчитанных
на
строительство
Псковской области;
объектов туристской инфраструктуры;
•
Создание конкурентных преимуществ
•
Создание единой системы заказа
дестинации за счет развития гостиничной
туров, в которой будут представлены
41
коллективные средства размещения,
индустрии и создания положительного
дополнительные
экскурсионные
имидже в информационном пространстве;
программы;
•
Решение экологических проблем за
•
Поддержка
и
продвижение
счет создания системы сбора отходов и
туризма на государственном уровне в
формирования в общественном создании
результате участия в выставочной
осознанного отношения к экологической
деятельности,
проведения
обстановке в области.
информационно-рекламных туров;
•
Софинансирование
отдельных
мероприятий по продвижению.
Источник: составлено автором
В табл. 3 представлены стратегические опции, разработанные на основе
проведенного SWOT-анализа, необходимые для развития туристического
потенциала дестинации г. Остров. Показано, что реализация мероприятий по
указанным четырем стратегическим направлениям позволит реализовать
туристический потенциал региона, нейтрализовать негативное воздействие
внутренних и внешних конкурентных факторов, привлечь необходимые
инвестиции в регионе и обеспечить развитие смежных отраслей экономики.
Заключение
Таким образом, современная отечественная туристическая отрасль в
основном представлена малыми и средними предприятиями, динамичное
развитие которых позволит в краткосрочной и долгосрочной перспективах
повысить социально-экономические показатели региона, обеспечив высокий
уровень жизни и занятость населения.
Проведенный анализ и выработка рекомендаций показывают, что
успешное становление туристического кластера «Большой Псков» послужит
положительным примером для других регионов и городов России, внося
позитивный вклад в устойчивое экологическое, социальное и экономическое
развитие и содействуя достижению национальных целей устойчивого
развития.
Литература
1.
Баранова А.Д., Марченко В.А., Гордеева Т.Н. Количественный
SWOT-анализ при разработке стратегии муниципального образования как
42
важнейший инструмент стратегического планирования // Студенческий
научный форум. М.: Евроазиатская научно-промышленная палата, 2020. С.
21–22.
2.
Карпова Г.А., Богданова И.М. Роль и место предпринимательства
в сфере туристских услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного
экономического университета. 2019. № 3 (117). С. 74–80.
3.
Лаврова Т.А. Понятие «туристская индустрия» в современной
экономике, основные трактовки и характеристики // Современные аспекты
экономики. 2013. № 12 (196). С. 132–137.
4.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до
2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 20.09.2019 г. № 2129-р [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM
.pdf (дата обращения: 12.06.2022).
5.
Территориальный орган федеральной службы государственной
статистики по Псковской области [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pskovstat.gks.ru (дата обращения: 14.06.2022).
6.
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и
вьездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» [Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/(дата
обращения:
10.06.2022).
7.
Филиппова Т.А., Курбатский Д.А. Выявление проблем развития
малых городов с применением SWOT-анализа // Вестник Алтайского
государственного аграрного университета. 2017. № 7(153). С. 186–191.
8.
Чеберко Е.Ф., Малинин А.М., Андреева Д.А. Развитие сферы
туризма как фактор регулирования рынка труда региона // Управленческое
консультирование. 2017. № 10 (106). С. 79–88.
43
9.
International Tourism Down 70% as Travel Restrictions Impact All
Regions. URL: https://www.unwto.org/news/international-tourism-down-70-as-
travel-restrictions-impact-all-regions.
10.
The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. URL:
https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2019.
11.
World Tourism Day 2021: Inclusive Growth at the Centre of Tourism’s
Restart. URL: https://www.unwto.org/news/world-tourism-day-2021-inclusive-
growth-at-the-centre-of-tourism-s-restart.
References
1.
Baranova A.D., Marchenko V.A., Gordeeva T.N. Kolichestvennyj
SWOT-analiz pri razrabotke strategii municipal'nogo obrazovaniya kak vazhnejshij instrument strategicheskogo planirovaniya // Studencheskij nauchnyj forum. M.: Evroaziatskaya nauchno-promyshlennaya palata, 2020. S. 21–22.
2.
Karpova G.A., Bogdanova I.M. Rol' i mesto predprinimatel'stva v sfere
turistskih
uslug
//
Izvestiya
Sankt-Peterburgskogo
gosudarstvennogo
ekonomicheskogo universiteta. 2019. № 3 (117). S. 74–80.
3.
Lavrova T.A. Ponyatie «turistskaya industriya» v sovremennoj
ekonomike, osnovnye traktovki i harakteristiki // Sovremennye aspekty ekonomiki.
2013. № 12 (196). S. 132–137.
4.
Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035
goda. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot
20.09.2019
g.
№
2129-r
[Elektronnyj
resurs].
Rezhim
dostupa:
http://static.government.ru/media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM
.pdf (data obrashcheniya: 12.06.2022).
5.
Territorial'nyj organ federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po
Pskovskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://pskovstat.gks.ru (data obrashcheniya: 14.06.2022).
6.
Federal'naya celevaya programma «Razvitie vnutrennego i v'ezdnogo
turizma v Rossijskoj Federacii (2019 - 2025 gody)» [Elektronnyj resurs]. Rezhim 44
dostupa:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/(data
obrashcheniya: 10.06.2022).
7.
Filippova T.A., Kurbatskij D.A. Vyyavlenie problem razvitiya malyh
gorodov s primeneniem SWOT-analiza // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017. № 7(153). S. 186–191.
8.
CHeberko E.F., Malinin A.M., Andreeva D.A. Razvitie sfery turizma
kak faktor regulirovaniya rynka truda regiona // Upravlencheskoe konsul'tirovanie.
2017. № 10 (106). S. 79–88.
9.
International Tourism Down 70% as Travel Restrictions Impact All
Regions. URL: https://www.unwto.org/news/international-tourism-down-70-as-
travel-restrictions-impact-all-regions.
10.
The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. URL:
https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2019.
11.
World Tourism Day 2021: Inclusive Growth at the Centre of Tourism’s
Restart. URL: https://www.unwto.org/news/world-tourism-day-2021-inclusive-
growth-at-the-centre-of-tourism-s-restart.
45