Научная статья на тему 'Значение инновационного обновления в сфере туризма для национальной экономики в свете новых реалий'

Значение инновационного обновления в сфере туризма для национальной экономики в свете новых реалий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
987
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / PSKOV REGION / ТУРИЗМ / TOURISM / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / REGIONAL CLUSTER / INNOVATIVE RENEWAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Валеева С. В.

Предмет/тема. В статье рассмотрены произошедшие в стране в 2014 г. изменения в области политики и экономики, определяющие новые подходы в сфере туризма, внедряемые на территории Российской Федерации в целом и в Псковской области в частности. Уделено внимание инновационному обновлению в сфере туризма как ведущему направлению в развитии российской туристической индустрии, которое предполагает проведение системных мероприятий, приводящих к позитивным сдвигам в развитии отрасли. Цели/задачи. В статье поставлена задача дать оценку кластерному подходу в сфере туризма, диверсификации туристического продукта, развитию новых видов туризма, а также государственно-частному партнерству, которые способствуют минимизации урона, вызванного экономическим спадом. Отмечено, что в России туризм развивается медленно и пока не является ведущим сектором экономики. В то же время сохраняется большой потенциал для развития как въездного, так и внутреннего туризма. Методология. В ходе исследования использованы горизонтальный сравнительный анализ, а также трендовый анализ, для чего изучены статистические данные. Это позволило выработать предложения, направленные на формирование долгосрочных перспектив развития кластеров туристско-рекреационной деятельности на региональном уровне, рекомендации по совершенствованию инструментов стимулирования спроса на развитие услуг туристического комплекса. Изучен и обобщен передовой опыт в Псковской области, Проведен контент-анализ нормативных документов. Результаты. В результате исследования выявлены перспективные направления инновационного развития туристско-рекреационной деятельности на региональном уровне, сформулированы рекомендации по координации действий участников рынка туристических услуг, который для своего успешного развития требует одновременных и взаимосвязанных действий в различных сегментах (экскурсионное обслуживание, транспорт, благоустройство, информация, досуг, сувенирная продукция и пр.). Если этот процесс не налажен, наблюдаются так называемые «провалы рыночной координации», преодолеть которые можно только с помощью внешнего регулятора. Таким регулятором выступает государство, выполняющее функции финансового, организационного, координирующего характера. Выводы/значимость. Сделан вывод, что требуется активизация государственного участия в развитии туристской сферы, чему мешает разобщенность функций по управлению этой сферой между огромным количеством органов исполнительной власти. Туризм следует рассматривать как экономическую сферу, приносящую существенную материальную выгоду в качестве доходной части бюджетов всех уровней. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы при разработке инновационной и инвестиционной политики, оценке эффективности проводимой стратегии развития региона, а также при подготовке региональных программ развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of innovation in tourism for the national economy in the context of new reality

Importance The article overviews political and economic changes that happened in Russia in 2014 and outlined new approaches to tourism. The approaches are being implemented in the Russian Federation and the Pskov region, in particular. The research studies innovative renewal of tourism that implies systemic and consistent activities that would ensure positive shifts in the sector. Objectives The article provides an evaluation of the cluster approach used in the tourism sector, diversifies a tourist product, outlines new tourism types, and public private partnership, which mitigate the damage the economic recession caused. Methods The research relies upon a horizontal comparative analysis and trend analysis based on statistical data. I also formulate proposals to generate long-term prospects for developing tourism and recreation clusters at the regional level, and provide recommendations on the ways to improve tools for stimulating demand for tourism services development. The article summarizes the best practices of the Pskov region and presents the content analysis of regulatory documents. Results Following the research, I identify promising areas for innovative development of tourism and recreation at the regional level, articulate recommendations on how to coordinate the tourism market actors. It requires simultaneous and coherent activities in various segments (excursion services, transport, services and amenities, information, leisure, souvenirs, etc.). When the process fails to operate smoothly, the market experiences coordination failures that the external regulator can eliminate only. The State acts as the regulator assuming financial, organizational and coordinating functions. Conclusions and Relevance I conclude that the State should intervene in the tourism sector, since multiple executive bodies have no common idea and understanding of the way to manage the sector due to their divergent and uncoordinated duties. Tourism should be regarded as an economic sector that generates substantial financial benefit ensuring revenue to budgets at each level. The main provisions and conclusions of the article may be useful to develop the region’s development strategy and prepare regional development programs.

Текст научной работы на тему «Значение инновационного обновления в сфере туризма для национальной экономики в свете новых реалий»

УДК 379.8

ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБНОВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СВЕТЕ НОВЫХ РЕАЛИЙ

Сабира Валиулловна Валеева,

аспирант кафедры управления инновациями,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,

помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания

Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация

[email protected]

Предмет/тема. В статье рассмотрены произошедшие в стране в 2014 г. изменения в области политики и экономики, определяющие новые подходы в сфере туризма, внедряемые на территории Российской Федерации в целом и в Псковской области в частности. Уделено внимание инновационному обновлению в сфере туризма как ведущему направлению в развитии российской туристической индустрии, которое предполагает проведение системных мероприятий, приводящих к позитивным сдвигам в развитии отрасли.

Цели/задачи. В статье поставлена задача -дать оценку кластерному подходу в сфере туризма, диверсификации туристического продукта, развитию новых видов туризма, а также государственно-частному партнерству, которые способствуют минимизации урона, вызванного экономическим спадом. Отмечено, что в России туризм развивается медленно и пока не является ведущим сектором экономики. В то же время сохраняется большой потенциал для развития как въездного, так и внутреннего туризма.

Методология. В ходе исследования использованы горизонтальный сравнительный анализ, а также трендовый анализ, для чего изучены статистические данные. Это позволило выработать предложения, направленные на формирование долгосрочных перспектив развития кластеров туристско-рекре-ационной деятельности на региональном уровне, рекомендации по совершенствованию инструментов стимулирования спроса на развитие услуг туристического комплекса. Изучен и обобщен передовой опыт в Псковской области, Проведен контент-анализ нормативных документов.

Результаты. В результате исследования выявлены перспективные направления инновационного развития туристско-рекреационной деятельности на региональном уровне, сформулированы рекомендации по координации действий участников рынка туристических услуг, который для своего успешного развития требует одновременных и взаимосвязанных действий в различных сегментах (экскурсионное обслуживание, транспорт, благоустройство, информация, досуг, сувенирная продукция и пр.). Если этот процесс не налажен, наблюдаются так называемые «провалы рыночной координации», преодолеть которые можно только с помощью внешнего регулятора. Таким регулятором выступает государство, выполняющее функции финансового, организационного, координирующего характера.

Выводы/значимость. Сделан вывод, что требуется активизация государственного участия в развитии туристской сферы, чему мешает разобщенность функций по управлению этой сферой между огромным количеством органов исполнительной власти. Туризм следует рассматривать как экономическую сферу, приносящую существенную материальную выгоду в качестве доходной части бюджетов всех уровней. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы при разработке инновационной и инвестиционной политики, оценке эффективности проводимой стратегии развития региона, а также при подготовке региональных программ развития.

Ключевые слова: инновационное обновление, государственно-частное партнерство, Псковская область, туризм, инфраструктура, региональный кластер

В специальной литературе представлены проблемы инновационного обновления в сфере туризма [2, 5, 7-9, 16, 17, 19]. В этой связи уделяется внимание туризму как фактору экономического развития региона, ведь он оказывает несомненное мультипликативное воздействие на смежные виды экономической деятельности [1, 3, 6, 12-15, 20]. Отдельные авторы показывают имеющиеся проблемы развития туризма, становления его новых видов, в частности экологического вида [4, 10, 11, 18, 21]. Тем не менее представляется актуальным исследование процесса становления туризма в России на современном этапе, когда в нем намечаются значительные перемены.

Глубоко символично то, что 23 января 2015 г. в Москве, в Центральном доме художника состоялось торжественное открытие фестиваля дикой природы «Первозданная Россия», организованного Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Русским географическим обществом. Фестиваль «Первозданная Россия» обратился к теме патриотизма через фотографию и знакомство с красотой отечественной природы. На главной выставке фестиваля «Первозданная Россия» было представлено более 500 фотографий из всех регионов нашей страны. На открытии фестиваля министр культуры РФ В.Р. Мединский призвал москвичей и гостей столицы приходить на фестиваль семьями, чтобы «показывать детям нашу удивительную страну, а потом ехать путешествовать по России. Такого удивительного собрания невиданных пейзажей, картин и образов нет больше нигде в мире»1.

Интересно, что уникальность природы Южного Урала подчеркнул на форуме фрагмент знаменитого метеорита «Челябинск» весом 7 кг, доставленный в Москву специально к открытию фестиваля из Челябинского краеведческого музея. Причем основной, самый крупный осколок метеорита по-прежнему находится в Челябинском краеведческом музее, а в столицу отправился его «младший брат», один из более мелких осколков, причем тот самый, что был представлен на зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 г. Челябинский метеорит стал своеобразным талисманом удачи для фестиваля «Первозданная Россия»: благодаря ему посещаемость выставки стала рекордной для Москвы. Так, в дни фестиваля, с 24 января по 22 февраля, Центральный дом художника посетили около 150 тыс. чел.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных

1 В Москве открылся фестиваль «Первозданная Россия». URL: http://culture-chel.ru/Publications/News/OnPrint?id=8173.

-21 (306)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Рос-стата2, относятся 2 368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тыс. памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы и туристский транспорт, то их пока не хватает. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, а создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Уместно напомнить, что в 1980-е гг. в Советском Союзе туризм достигал поистине массового уровня. Так, самодеятельным туризмом было охвачено от 20 до 30 млн чел.3. В эпоху стихийной приватизации и экономических реформ материальной базе туризма и практической организационной работе был нанесен значительный ущерб, количество туристов снизилось. В последние годы интенсивность турпоездок стала расти, причем показатели внутреннего туризма не только достигли доперестроечного уровня, но и превзошли его в 2014 г. и составили 41,5 млн чел.

В то же время нельзя не отметить, что статистическая информация по туризму в РФ собирается по методикам, отличным от методик Всемирной туристической организации (ВТО)4. Следовательно,

2 Туризм и туристские ресурсы России. URL: http://gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1139817203844.

3 Соколова М.В. История туризма: учебное пособие. М.: Мастерство, 2002. 352 с.

4 Всемирная туристская организация (World Tourism Organization) - учреждение Организации Объединенных Наций. Ведущая международная организация в сфере туризма создана в 1925 г. как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в Гааге. Генеральная ассамблея ВТО

- 2015-

Таблица 1

Динамика экономических показателей развития туризма в России

за 1995-1999 гг.

Показатель 1995 1996 1997 1998 1999 1999 г. к 1995 г., %

Среднегодовая численность занятых в экономике, 66,4 66,0 64,6 63,6 64,0 96,4

млн чел.

Среднегодовая численность работников сферы 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 100

туризма, млн чел.

Экспорт и импорт услуг по статье «туристские

услуги (поездки)», млрд долл.:

- экспорт 4,3 7,1 7,2 6,5 3,7 86,4

- импорт 11,6 10,0 10,1 8,7 6,9 59,8

- сальдо -7,3 -2,9 -2,9 -2,2 -3,2 43,8

Источник: URL: http://abc.vvsu.ru/Books/u_turizm/page0001.asp.

имеющиеся данные порой несопоставимы, из-за чего складывается неполное представление о вкладе туризма (который по понятным причинам достаточно сложно оценить) в российскую экономику. В России же необходимые методики пока находятся на стадии внедрения. Однако значение туризма в России можно проанализировать, используя данные, представленные в табл. 1.

Из анализа данных табл. 1 видно, что при общем спаде среднегодовой численности занятых в экономике в 1999 г. на 3,6% по сравнению с 1995 г. численность занятых в сфере туризма остается неизменной и составляет приблизительно 200,0 тыс. чел. Следует отметить, что большая часть занятых в сфере туризма приходится на оздоровительные учреждения и учреждения отдыха и составляет в среднем 153,6 тыс. чел., на гостиничное хозяйство приходится 55,7 тыс. чел., собственно на туризм - 28,8 тыс. чел. Однако мнения специалистов о количестве населения, занятого в сфере туризма, далеко не однозначны. Некоторые специалисты считают, что туристская отрасль в России обеспечивает работой более 8 млн чел. (с учетом активизации смежных отраслей), другие же утверждают, что не более 100 тыс. чел.

Для сравнения следует отметить, что в 2000 г. во Франции в сфере туризма было занято 0,6 млн чел., Канаде - 0,5 млн чел., а в США в туризме было создано примерно 7,8 млн рабочих мест. Анализ данных, представленных в табл. 1, свидетельствует, что по статье платежного баланса «туристские услуги

утвердила новое сокращенное название своей организации -ЮНВТО (UNWTO), добавилось сокращение ООН (UN, United Nations). Штаб-квартира в Мадриде (Испания). Всемирная туристская организация занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма. По состоянию на май 2013 г, членами организации ЮНВТО являются 154 государства.

(поездки)» Россия имеет отрицательный баланс. Тем не менее за 1995-1999 гг. дефицит по данной статье уменьшился на 56,2% и составил 3,2 млрд долл.

Необходимо признать, что на протяжении десятилетий международный туризм быстро и стабильно развивается. Данный сектор стал одним из основных лидеров экономики по таким ключевым показателям туристской статистики, как международные туристские доходы, прибытия и расходы, а также по основным макроэкономическим показателям: ВВП, занятость, инвестиции, налоговые поступления. Оценка динамики туристской статистики свидетельствует о том, что лидерами в области международного туризма остаются индустриально развитые страны: США, Франция, Италия, Великобритания, Германия. Они являются ключевыми рынками как для привлечения туристов, так и по туристским расходам (табл. 2).

Таблица 2

Прогноз самых популярных туристских направлений к 2020 г.

Количество Доля Динамика

туристских на мировом роста

прибытий, туристском в 1995-

млн ед. рынке, % 2020 гг., %

США 102,4 6,4 3,5

Франция 93,3 5,8 1,8

Испания 71,0 4,4 2,4

Гонконг 59,3 3,7 7,3

Италия 52,9 3,3 2,2

Великобритания 52,8 3,3 3,0

Мексика 48,9 3,1 3,6

Россия 47,1 2,9 6,7

Чешская 44,0 2,7 4,0

Республика

Итого... 708,8 44,2 3,8

Источник: Всемирная туристская организация (UNWTO). URL: http://unwto.org.

Очевидно, что при наметившихся положительных сдвигах в развитии туризма Россия все еще находится на переломном этапе его развития. На взгляд автора, новым толчком в повышении вклада туризма в национальную экономику мог бы стать небывалый патриотический подъем, вызванный победными итогами зимней Олимпиады 2014 г. Однако, как известно, последовавшие в тот период события привели к кардинальным неоднозначным переменам в мире и стране.

Сложная международная обстановка, снижение цен на нефть на мировом рынке, крайне неблагоприятная динамика курса отечественной валюты накладывают соответствующий отпечаток и на внутреннюю социально-экономическую деятельность в современной России. К тому же для создания инновационной экономики требуются не только образованные кадры, не только огромные финансовые вложения, необходим класс созидательных управленцев с новым мировоззрением, но, что особенно важно, необходим продолжительный период времени. К сожалению, этого времени в запасе практически не остается.

В сложившейся исключительно сложной ситуации, в которой оказалась в настоящее время наша страна, актуальным представляется рассмотреть условия развития туристско-рекреационной деятельности, делая при этом упор на развитие туризма внутри Российской Федерации. Следует отметить многосторонность положительного воздействия туризма на экономику страны. Так, общепризнано, что туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.

Дело в том, что туризм обладает уникальными свойствами, он оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие (выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития). При посещении того или иного региона туристы тратят деньги в ресторанах, отелях и транспорте, тем самым активно воздействуя на экономику страны. Предприятия, в которые поступают денежные средства туристов, организуют соответствующую закупку товаров и услуг в других секторах экономики. Таким образом, туризм оказывает значительное мультипликативное воздействие на смежные отрасли.

Следует отметить, что в 2015 г. из-за нестабильной экономической ситуации и взлетевшего курса доллара и евро россияне предпочли на новогодние праздники путешествовать по стране. В топ-10 вошли такие города, как Санкт-Петербург, Москва, Казань, Сочи, Калининград, Краснодар, Нижний Новгород, Псков, Владимир. Таковы данные российского портала для путешественников Travel. ru5. Эту благоприятную для развития внутреннего туризма и части экономики страны тенденцию необходимо всячески поддерживать.

В настоящее время российская туриндустрия переживает переломный момент. По имеющимся данным, объем внутреннего туризма в РФ в 2014 г. вырос на 30% по отношению к 2013 г. и достиг 41,5 млн чел. Как сообщил на пресс-конференции, посвященной прогнозам в туристической отрасли на 2015 г., глава Федерального агентства по туризму О.П. Сафонов, уже очевидно, что к началу 2015 г. произошло изменение структуры турбизнеса. На 30-50% уменьшился спрос на выездной туризм, несколько уменьшилось количество иностранных туристов, однако при этом до 30% увеличился внутренний поток. Причем в 2014 г. внутренний туристический поток достиг знаковой отметки в 41,5 млн чел., в то время как в 2013 г. этот показатель составлял около 32 млн чел. Также в 2014 г. был зафиксирован рост количества туроператоров, занимающихся именно внутренним туризмом. По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 25%: с 2 957 ед. в 2013 г. до 3 710 ед. в 2014 г. Следует подчеркнуть, что одной из задач федеральной целевой программы по развитию туризма было увеличение в перспективе к 2018 г. внутреннего турпотока до 40 млн чел. Как видно, достичь этого показателя удалось уже к 2015 г.6.

На развитие внутреннего туризма направлено и постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1407 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»7. Указанные изменения внесены в целях

5 Рейтинг городов России для путешествий с детьми в новогодние каникулы // Российский портал для путешественников Travel.ru. URL: http://travel.ru/news/2014/12/23/240187.html.

6 Объем внутреннего туризма в РФ в 2014 году вырос на 30% // РИА Новости, 04.02.2015. URL: http://news.rambler. ru/29013045.

7 О внесении изменений в федеральную целевую програм-

му «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1407.

инновации и инвестиции Innovation and Investment - 48 -

Таблица 3

Классификация инноваций в туризме

Вид инновации Содержание инновации

Инновация продукта Внедрение на туристский рынок нового продукта (тура, услуги товара). Его новизна должна быть очевидна для производителей, поставщиков, потребителей и конкурентов

Инновация процесса Внедрение новых или существенно улучшенных техники и технологии в процесс оказания услуги (комплекса услуг). Могут комбинироваться с продуктовыми инновациями. Например, автоматизированные системы бронирования и продажи авиабилетов, электронные авиабилеты

Инновация в управлении Внедрение более эффективных структур и порядка организации деятельности фирмы, системы сотрудничества, новые профессиональные требования

Инновация бизнес-модели Новые способы ведения бизнеса, повышающие его стоимость и ценность для потребителя. Развитие новых подходов в отношениях между клиентом и фирмой, между фирмами -производителями услуг. Например, создание клиентских баз в отелях, что дает возможность индивидуального подхода в обслуживании

Маркетинговая инновация Развитие новых маркетинговых подходов с усовершенствованием в ценообразовании, предложении, продвижении, оплате турпродукта. Например, льготное ценообразование для постоянных клиентов авиакомпаний

Инновация в логистике Новые решения в системах и цепях снабжения, распределения, доставки, в том числе туристов. Например, хабы (hub systems) аэропортов - новая концепция перемещения через единый связующий авиатранспортный узел; интегрированные информационные системы

Институциональные инновации Формируют новые правила и системы регулирования в туризме, а также отраслях, обслуживающих туристов. Создают новые системы и формы сотрудничества между администрацией, частным сектором и общественностью в туристских местностях. Например, создание зон туристско-рекреационного типа

Ресурсные инновации Использование нового вида ресурсов для организации туризма и разработки новых туров и услуг, создания нового предложения

Концептуальные инновации Создание новых концепций туризма, туристских услуг и реализация их в новых форматах обслуживания, новых архитектурно-инженерных и технологических решениях, удовлетворяющих потребности туристов. Например, строительство отелей и ресторанов изо льда в северных странах, в частности самый знаменитый отель - Ice Hotel в Швеции. Эти инновации удовлетворяют потребности в новом знании, новом опыте, что характерно для современных туристов, стремящихся к саморазвитию через путешествия и туризм

Источник: [5].

более эффективного расходования выделенных средств. Так, в частности, в 2015-2016 гг. проект Свердловской области «Самоцветное кольцо Урала» получит 280 млн руб. из государственного бюджета. В туристический маршрут, который может стать одной из достопримечательностей Екатеринбурга и Свердловской области, входят Екатеринбург, Реж, Алапаевский район, Невьянск, Коптелово и природные парки, где туристы смогут с комфортом остановиться и провести незабываемые дни. Решение о создании «Самоцветного кольца Урала» было принято около 2 лет назад, его основная цель -«оживить» небольшие города и деревни области, привлечь в них туристов8.

Ведущим направлением в развитии российской туриндустрии призвано стать инновационное развитие туризма, которое предполагает проведение системных мероприятий, отличающихся новизной

8 Кайнова И. Медведев постановил создать «Самоцветное кольцо Урала». URL: http://tourprom.ru/news/27537.

и приводящих к позитивным сдвигам в развитии отрасли. Взаимодействие в этом направлении органов власти, туристских организаций, общественных организаций приводит к появлению синергетического эффекта, проявляющегося в росте сферы туризма (табл. 3).

На сегодняшний день инновационному развитию туризма способствуют туристические клас-теры9. Убедительный пример тому - упомянутый выше проект Свердловской области «Самоцветное кольцо Урала». Новые туристические кластеры также планируется создать в Амурской области, Хабаровском крае, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Чечне, Адыгее, Свердловской области и ряде других российских регионах. Изменения, внесенные в фе-

9 Шепелев И.Г., Маркова Ю.А. Туристско-рекреационные кластеры - механизм инновационного совершенствования

системы стратегического управления развитием регионов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3. URL: http://sisp.nkras.ru.

-21 (306) - 2015-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

Таблица 4

Затраты на создание туристско-рекреационного кластера «Псковский» в Псковской области, млн руб.

2011- В том числе

Показатель 2018 гг., I этап II этап

всего 2011 2012 2013 2014** 2015** 2016**

Капитальные вложения, всего* 6 451,3 1 468,9 1 706,1 1 599,7 1 092 319,7 264,9

В том числе:

- федеральный бюджет 1 832 547,3 415,7 400,1 367,2 55 46,7

(межбюджетные субсидии)

- бюджеты субъектов Федерации 323,3 96,6 73,4 70,6 64,8 9,7 8,2

и местные бюджеты

- внебюджетные источники 4 296 825 1 217 1 129 660 255 210

Основные результаты Создан туристско-рекреационный кластер «Псковский»; организовано более 3,8 тыс. дополнительных рабочих мест; увеличен туристский поток более чем в

2 раза (до 700 тыс. чел. в год)

* В ценах соответствующих лет. ** Прогнозные значения показателей.

Источник: О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы): постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644.

деральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», помимо создания туркластеров также предусматривают перераспределение денежных средств на открытие новых зон отдыха.

По мнению заместителя министра культуры РФ А.Ю. Маниловой, высказанном на заседании коллегии Минкультуры России, федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма в России, которая действует с 2011 г., является прекрасной иллюстрацией механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Понимая, что вложение в туризм - это гораздо более «длинные» деньги, чем вложение в жилье или торговые комплексы, государство стимулирует инвесторов путем софинансирования до 25% расходов по созданию инфраструктуры10.

Следует отметить, что туризм занимает особое место в экономике регионов, в частности Псковской области, несмотря на то, что доля туризма в валовом региональном продукте незначительна (1-1,5%). Активный туристский сезон здесь приходится на период с мая по сентябрь. Загруженность имеющегося гостевого фонда составляет в среднем 80%, что связано с сезонной посещаемостью, с деловыми остановками и пр. По имеющимся данным, сезонность посещения проявляется в минимальном потоке туристов в весеннее время года, который

10 Манилова А. Вложение в туризм - это «длинные» деньги, поэтому государство стимулирует инвесторов путем софинансирования // Отдых в России. 2015. № 2.

поднимается до максимума летом, затем плавно опускаясь к осени. Процент посещаемости вновь поднимается к зиме, но не до максимума.

По мнению экспертов, созданный в регионе туристический кластер позволит увеличить туристический поток. Целью создания туристско-рекреационного кластера «Псковский» является рост уровня доходов регионального бюджета от ту-риндустрии, увеличение доли Псковской области в туристском потоке Северо-Западного федерального округа (табл. 4).

По мнению В.Ю. Вишневской, заместителя председателя областного комитета по культуре, к 2016 г. созданный в Псковской области туристско-рекреационный кластер «Псковский» будут ежегодно посещать около 500 тыс. туристов. В реализацию данного проекта было вложено порядка 7 млрд руб. Инвестировали значительные средства в создание туристического кластера и 30 частных компаний, которые в целях привлечения туристов построили развлекательные объекты, а также внесли вклад в развитие гостиничного и ресторанного бизнеса.

9 декабря 2011 г. в Псковской области был принят закон № 1119-ОЗ «Об участии Псковской области в государственно-частном партнерстве»11. Закон направлен на привлечение частного капитала для создания, строительства, реконструкции, ремонта, эксплуатации объектов общественной инфраструк-

11 Об участии Псковской области в государственно-частном партнерстве: закон Псковской области от 09.12.2011 № 1119-ОЗ.

-21 (306) - 2015-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

туры. Участие области в государственно-частном партнерстве основывается на следующих принципах: законности; результативности и эффективности использования бюджетных средств, владения, пользования и распоряжения государственным имуществом; равноправия области с иными участниками государственно-частного партнерства; гласности, прозрачности процедур участия в государственно-частном партнерстве, обеспечения равных условий доступа в хозяйствующих субъектов к участию в государственно-частном партнерстве; добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон государственно-частного партнерства.

Председатель Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике А.С. Михеев принял участие в расширенном заседании рабочей группы Экспертного совета АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад», которое состоялось 18 марта 2015 г. в Москве в рамках II Инфраструктурного конгресса «Российская неделя государственно-частного партнерства». Мероприятие было посвящено вопросам лучших практик реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных отраслях инфраструктуры в целях их дальнейшего тиражирования в субъектах РФ. Организатором Недели ГЧП выступил Центр развития ГЧП при поддержке Министерства экономического развития РФ и Торгово-промышленной палаты РФ. Стратегическими партнерами выступили Агентство стратегических инициатив, Российский фонд прямых инвестиций, Газпромбанк. Среди актуальных вопросов, вынесенных на обсуждение, -поправки в концессионное законодательство, вступающие в силу в 2015 г., механизм частной инициативы, перспективы принятия федерального закона о ГЧП, субсидирование региональных проектов ГЧП из средств федерального бюджета, механизмы предоставления государственных гарантий. Особое внимание было уделено вопросам разработки необходимых подзаконных актов и формирования эффективной системы управления сферой ГЧП как на федеральном, так и на региональном уровнях.

На заседании рабочей группы Экспертного совета АНО А.С. Михеев выступил с докладом на тему «О мерах, направленных на улучшение инвестиционного климата посредством стимулирования развития механизмов государственно-частного партнерства» на территории Псковской области. В рамках выступления представлен опыт Псковской области по выработке эффективной системы управ-

ления сферой ГЧП на региональном уровне путем совершенствования законодательной базы, создания новых инструментов развития ГЧП в регионе. Было отмечено, что в настоящее время активизирована работа по созданию условий для развития ГЧП в различных сферах: здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная инфраструктура.

По традиции в рамках Российской недели ГЧП состоялась презентация рейтинга регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства в 2014-2015 гг. Это уже третье ежегодное исследование, подготовленное для комплексной оценки уровня развития государственно-частного партнерства в регионах России. Псковская область по сравнению с показателями предыдущего года поднялась в рейтинге на три позиции, заняв 29-е место среди 83 субъектов РФ и 4-е место среди регионов Северо-Западного федерального округа (плюс 1 позиция по сравнению с показателями предыдущего года).

В общих чертах государственно-частное партнерство принято определять как возможность вовлечения частного сектора в зону ответственности государства. Региональная власть взяла на себя функцию создания инфраструктуры туризма - аэропорт, дороги, реставрация исторических памятников, улучшение инфраструктуры вокруг гостиниц. Следует отметить роль Псковской области в качестве транспортных ворот для въезда иностранных туристов, что также требует работы региональных властей в сфере создания соответствующей инфраструктуры. Бизнес-структуры занимаются реконструкцией и созданием новых отелей, ресторанов и магазинов.

Губернатор Псковской области А.А. Турчак подчеркнул, что при разработке бюджета на 2015 г. администрация ставила перед собой стратегическую задачу - сохранить динамику экономического развития и инвестиционную активность в регионе. В целях создания благоприятного инвестиционного климата в Псковской области утверждена и реализуется Стратегия социально-экономического развития области до 2020 года. Действует соответствующее сопровождение инвестиционных проектов, признанных стратегическими. Система сопровождения предусматривает оказание содействия инвестору в своевременном получении необходимых согласований и разрешений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, содействия в получении технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и решение других вопросов, возникающих в про-

цессе реализации инвестиционного проекта. Также представляются различные налоговые льготы.

Основными потребителями туристических услуг традиционно являются жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Основными конкурентами на рынках выходного дня являются регионы «Золотого кольца», Новгородская область, Карелия, Вологодская область, Калининградская область, Прибалтика и Финляндия. В условиях кризиса наблюдается обострение конкуренции между территориями, предлагающими недорогие краткосрочные путешествия. Основной поток иностранных граждан представлен туристами из Латвии, Эстонии, Литвы, а также Польши и Чехии. Каждый 34-й иностранный гражданин въезжает в Российскую Федерацию через Псковскую область.

Одной из задач, стоящих перед региональной властью, является увеличение количества дней пребывания туристов на территории Псковской области. Для этого в настоящее время формируются новые туристические продукты и бренды, формируются новые туристические маршруты, улучшается состояние объектов историко-культурного наследия. Средства бюджетов направлены на реконструкцию набережной р. Великой; благоустройство детского парка; реконструкцию набережной р. Псковы; реконструкцию улиц А.С. Пушкина и В.И. Ленина, Октябрьского проспекта; реконструкцию сетей электроснабжения, канализации, водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения и газопровода. Предоставляются субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в области ремесел и народных художественных промыслов. Существует и целый ряд других преференций, в том числе по контрактам с естественными монополистами-энергетиками, газовиками.

В 2015 г. Псковская область получит из федерального бюджета 564 556 руб. в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316. Выделенные из федерального бюджета средства будут направлены на софинан-сирование капитальных вложений в объекты государственной собственности.

Осуществляется маркетинговое продвижение туристического потенциала региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. «Интерфакс-Туризм» составил рейтинг лучших российских порталов для путешественников. В 2014 г. спрос на туры по

России вырос на 40%, а в 2015 г. указанный рост, согласно прогнозам, будет увеличиваться. Собственные туристические порталы имеют практически все 85 регионов России. Отметим, что 1-е место в рейтинге заняла Псковская область.

За счет активного развития новых видов туризма (сельский, экологический, событийный, деловой) повышается диверсификация туристского продукта области. В насыщенный событийный календарь Псковской области входит множество ежегодных культурных мероприятий: Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, Всероссийская Масленица в Пскове, Международный военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище», Международный фестиваль военно-исторической реконструкции и средневековой культуры «Железный град», Медовый фестиваль, Международный этнокультурный фестиваль народности сето «Се-томаа. Семейные встречи», Кузнечный фестиваль «День скобаря», Фестиваль русской музыки, Всероссийский Пушкинский праздник поэзии, межрегиональный фестиваль по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском», музыкальный фестиваль Crescendo.

Следует отметить, в Псковском регионе с учетом имеющихся туристско-рекреационных ресурсов есть возможность развития некоторых видов туризма, указанных далее.

1. Караванинг - путешествия в передвижных «домах на колесах». Рост автомобилизации в стране может способствовать популярности этого направления среди российских туристов, в том числе получит развитие такое перспективное направление туризма, как «туризм выходного дня», наименее подверженный сезонным колебаниям. Для этого необходимо формирование инфраструктуры карава-нинга с учетом географического положения Псковской области. Развитие кемпингов для караванных маршрутов европейского уровня и соответствующей инфраструктуры с оборудованием санитарных и вспомогательных зон, стоянок для гостей, зон отдыха и барбекю (где к услугам гостей был бы организован прокат велосипедов, палаток и мангалов) повлечет увеличение зарубежных туристов.

Организация автотуристского кластера может стать еще одной точкой роста развития Псковской области и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Учитывая пограничное положение Псковской области, пролегание по территории области федеральных трасс, дороговизну внутренних перевозок,

наличие большого количества мест, представляющих туристский интерес, развитие автотуристского кластера представляется перспективным.

Таким образом, в целях развития данного направления туризма приоритетным направлением является поддержание в надлежащем состоянии автодорог, проходящих по основным туристским маршрутам области (через Печоры, Изборск, Пушкинские Горы, Псков), и тех, которые расположены на подходах к пограничным пунктам пропуска.

2. Лесной туризм - сочетание отдыха и занятия любительскими промыслами (сбор грибов, лекарственных растений и ягод, рыбалка). Для этого имеются великолепные условия - леса, многочисленные озера и реки.

3. Спортивный туризм - массовый пешеходный и лыжный туризм, конный спорт, спортивная и лицензионная охота, спортивное ориентирование с учетом климатических условий Псковского региона, живописности природных ландшафтов, малочисленности региона.

4. Литературный туризм. Так, в Пушкинских горах открыт для посетителей литературный отель «Арина Родионовна», архитектура которого сочетает в себе традиции сельской усадьбы XIX в. и современность. На территории Пушкиногорского района планируется реализация инвестиционного проекта по строительству крупного туристического комплекса, центром которого станет тематический музей «Сказки А.С. Пушкина». Соответствующий инвестиционный проект был презентован на заседании Совета по инвестициям в Псковской области. Предполагается, что в проект будет вложен примерно 1 млрд руб. инвестиций. Планируется, что реализация проекта позволит создать 157 рабочих мест. Планируемый туристический поток - 300 тыс. чел. в год, пропускная способность музея - 200 чел./ч, бюджетный эффект - 18 млн руб. в год. На генеральном плане участка планируется создание выставочного центра, вертолетной площадки, гостевого дома повышенной комфортности, сауны, кинотеатра 4Д и парковки. Губернатор Псковской области А.А. Турчак заверил, что администрация сделает все возможное, чтобы указанный проект был реализован в полном объеме.

Туризм стимулирует развитие транспорта, связи, услуг коллективных средств размещения, торговли, производства сувенирной продукции, общественного питания, сельского хозяйства; способствует созданию дополнительных рабочих мест, повышению благосостояния людей.

-21 (306)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Перспективы развития туризма в России во многом зависят от грамотного государственного регулирования на федеральном уровне, современной стратегии продвижения региональных туристских продуктов. Во многих государствах созданы специальные национальные организации для продвижения инноваций в туризме - ОМТН (организации, занимающиеся маркетингом туристских направлений, по терминологии Всемирной туристской организации. Например, Visit Britain, Tourespana). ОМТН финансируется государством, однако работает, как правило, безвозмездно.

Для эффективного развития туризма необходимо наличие развитой системы статистики, базирующейся на 2 основных видах показателей -мониторинге туристского рынка и оценке мультипликативного эффекта туризма. Наличие полноценной статистической информации необходимо для выработки грамотной государственной политики в сфере туризма. В настоящее время в ряде стран ведется разработка сателлитных счетов туризма12. Сателлитные счета представляют собой набор статистических показателей, позволяющий более точно рассчитать долю туристской отрасли в ВВП страны, занятости в туризме, инвестициях, доходах бюджета и пр. Например, в сателлитных счетах учитывается не только стоимость размещения туриста в гостинице, но и произведенные им траты в магазинах, ресторанах, театрах.

В заключение следует отметить, что на основании проведенного анализа можно сделать вывод о необходимости тщательного изучения потенциальных возможностей субъектов Федерации, их культурного, экономического, природного, политического потенциалов, что позволит определить направления туристской политики. В том числе в тех регионах, где туризм пока слабо развивается. Настоятельно требуется разработка инновационных и инвестиционных стратегий развития регионов, а также регулирующей роли государства в сфере инновационного развития туризма. Важная роль государственного регулятора может заключаться, в частности, в следующем: определении политики в области туризма; организации планирования и статистического учета; всемерном поощрении инновационной активности; подготовке кадров для туризма; формировании привлекательного имиджа страны; создании базовой инфраструктуры.

12 Борисов П. Ростуризм перейдет на сателлитные счета. 03.09.2013. URL: http://tourprom.ru/news/22263.

- 2015-

NATIONAL INTERESTS: priorities and security

Список литературы

1. Барзыкин Ю. Турист - это маленький инвестор // Бизнес России. 2013. № 3. С. 34-39.

2. Валеева С.В. Инновационное обновление в сфере туризма: мировые тенденции, российские реалии и псковский кластер // Национальные интересы приоритеты и безопасность. 2014. № 5. С.22-30.

3. Велединский В.Д. Туристический рынок сегодня: тенденции и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. № 4. С. 33-37.

4. Вершинина Л.П. Проблемы и направления развития системы экологического туризма в Ростовской области // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 25. С. 56-60.

5. Гриненко Г.П. Туризм - как инновационная составляющая развития экономики России // Особенности развития социально-экономических систем в условиях глобализации: монография / под ред. проф. С.В. Куприянова. Белгород: Изд-во БГТУ,

2012. С.138-145.

6. Гостева Л. Ф., Середа Н.Д. Туризм как фактор экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 15. С. 88-96.

7. Калинина Л.Е. Планирование туризма как элемент программно-целевого метода государственного управления // Туризм: право и экономика.

2013. № 2. С. 25-26.

8. Калинина Л.Е. Государственное управление туризмом: традиционно вместе со спортом? // Туризм: право и экономика. 2008. № 3. С. 18-20.

9. Киричук С., Силин А. Особенности туризма в северных регионах // Вестник Совета Федерации. 2013. № 6-7. С. 82-87.

10. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование развития туристско-рекреационного комплекса

региона // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 14. С. 13-19.

11. Ливиц Л. Туризм: что говорят в Интернете? // Бизнес России. 2013. № 3. С. 56-59.

12. Линючева М.В. Особенности продвижения услуг на рынок // Туризм и предпринимательство. 2009. № 10. С. 27-29.

13. Морозов М. Анализ рынка российского туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2008. № 4. С. 38-40.

14. Новикова Н.Г., Каурова О.В., Мало-летко А.Н., Юманова О.С. Подходы к размещению предприятий сферы рекреации и туризма // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 19. С. 2-6.

15. Носова О.Н. Особенности современной рекламы в туризме // Библиотека туризма. 2010. № 2. С.16-17.

16. Платонова Н.А. Региональная программа развития туризма: методические подходы к разработке // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 36. С. 44-53.

17. Суворова А.В. Дифференцированный подход к пространственному развитию региона: инновационный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 40. С. 9-14.

18. СавиноваК.Э. Экстремальный туризм! Твой выбор? // Туризм и отдых. 2009. № 21. С. 31-34.

19. Увалов К.И. Туризм в Краснодарском крае // Отдых в России. 2009. № 4. С. 21-23.

20. Юрик Р.А. Маркетинг как необходимый инструмент управления турфирмой // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 2. С. 109-116.

21. Якимович Г.Б. Развитие геокультурного туризма в Ленинградской области // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 2. С. 51-63.

National Interests: Priorities and Security Innovation and Investment

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

SIGNIFICANCE OF INNOVATION IN TOURISM FOR THE NATIONAL ECONOMY

IN THE CONTEXT OF NEW REALITY

Sabira V. VALEEVA

Abstract

Importance The article overviews political and economic changes that happened in Russia in 2014 and outlined new approaches to tourism. The approaches are being implemented in the Russian Federation and the Pskov region, in particular. The research studies innovative renewal of tourism that implies systemic and consistent activities that would ensure positive shifts in the sector.

Objectives The article provides an evaluation of the cluster approach used in the tourism sector, diversifies a tourist product, outlines new tourism types, and public private partnership, which mitigate the damage the economic recession caused. Methods The research relies upon a horizontal comparative analysis and trend analysis based on statistical data. I also formulate proposals to generate long-term prospects for developing tourism and recreation clusters at the regional level, and provide recommendations on the ways to improve tools for stimulating demand for tourism services development. The article summarizes the best practices of the Pskov region and presents the content analysis of regulatory documents. Results Following the research, I identify promising areas for innovative development of tourism and recreation at the regional level, articulate recommendations on how to coordinate the tourism market actors. It requires simultaneous and coherent activities in various segments (excursion services, transport, services and amenities, information, leisure, souvenirs, etc.). When the process fails to operate smoothly, the market experiences coordination failures that the external regulator can eliminate only. The State acts as the regulator assuming financial, organizational and coordinating functions.

Conclusions and Relevance I conclude that the State should intervene in the tourism sector, since multiple executive bodies have no common idea and understanding of the way to manage the sector due to their divergent and uncoordinated duties. Tourism should be regarded as an economic sector that generates substantial financial benefit ensuring revenue to budgets at each level. The

main provisions and conclusions of the article may be useful to develop the region's development strategy and prepare regional development programs.

Keywords: innovative renewal, public-private partnership, Pskov region, tourism, infrastructure, regional cluster

References

1. Barzykin Yu. Turist - eto malen'kii investor [Every tourist is a minor investor]. Biznes Rossii = Business of Russia, 2013, no. 3, pp. 34-39.

2. Valeeva S.V. Innovatsionnoe obnovlenie v sfere turizma: mirovye tendentsii, rossiiskie realii i pskovskii klaster [Innovative renovation in tourism: global trends, Russian realities, and the Pskov cluster]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 5, pp. 22-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Veledinskii V.D. Turisticheskii rynok segodnya: tendentsii i perspektivy [The tourism market today: trends and prospects]. Turizm: praktika, problemy, perspektivy = Tourism: Practice, Problems and Prospects, 2009, no. 4, pp. 33-37.

4. Vershinina L.P. Problemy i napravleniya raz-vitiya sistemy ekologicheskogo turizma v Rostovskoi oblasti [Issues and areas of developing ecotourism in the Rostov-on-Don region]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2012, no. 25, pp. 56-60.

5. Grinenko G.P. Turizm - kak innovatsionnaya sostavlyayushchaya razvitiya ekonomiki Rossii. Vkn.: Osobennosti razvitiya sotsial 'no-ekonomicheskikh sis-tem v usloviyakh globalizatsii [Tourism as an innovative component of the Russian economic growth. In: The specifics of socio-economic systems in the context of globalization]. Belgorod, Belgorod State Technological University Publ., 2012, pp. 138-145.

6. Gosteva L.F., Sereda N.D. Turizm kak faktor ekonomicheskogo razvitiya regiona [Tourism as a factor for the region's economic development]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2008, no. 15, pp. 88-96.

7. Kalinina L.E. Planirovanie turizma kak element programmno-tselevogo metoda gosudarstvennogo upravleniya [Tourism as a component of the State method of management by objectives]. Turizm:pravo i ekonomika = Tourism: Law and Economy, 2013, no. 2, pp. 25-26.

8. Kalinina L.E. Gosudarstvennoe upravlenie turiz-mom: traditsionno vmeste so sportom? [Governmental management of tourism: traditionally coupled with sports?]. Turizm: pravo i ekonomika = Tourism: Law and Economy, 2008, no. 3, pp. 18-20.

9. Kirichuk S., Silin A. Osobennosti turizma v severnykh regionakh [The specifics of tourism in the northern regions]. Vestnik Soveta Federatsii = Bulletin of Council of Federation, 2013, no. 6-7, pp. 82-87.

10. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Modelirovanie razvitiya turistsko-rekreatsionnogo kompleksa regiona [Modeling the development of the region's tourism and recreation sector]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, no. 14, pp. 13-19.

11. Livits L. Turizm: chto govoryat v Internete? [Tourism: what do they say in the Internet?]. Biznes Rossii = Business of Russia, 2013, no. 3, pp. 56-59.

12. Linyucheva M.V. Osobennosti prodvizheniya uslug na rynok [The specifics of promoting services to the market]. Turizm ipredprinimatel 'stvo = Tourism and Entrepreneurship, 2009, no. 10, pp. 27-29.

13. Morozov M. Analiz rynka rossiiskogo turizma [Analyzing the Russian tourism market]. Turizm: praktika, problemy, perspektivy = Tourism: Practice, Problems and Prospects, 2008, no. 4, pp. 38-40.

14. Novikova N.G., Kaurova O.V., Maloletko A.N., Yumanova O.S. Podkhody k razmeshcheniyu predpriy-atii sfery rekreatsii i turizma [Approaches to distributing tourism and recreation companies]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 19, pp. 2-6.

15. Nosova O.N. Osobennosti sovremennoi rek-lamy v turizme [The specifics of modern advertising in tourism]. Biblioteka turizma = Library of Tourism, 2010, no. 2, pp. 16-17.

16. Platonova N.A. Regional'naya programma raz-vitiya turizma: metodicheskie podkhody k razrabotke [The regional tourism development program: methodological approaches to the development]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2011, no. 36, pp. 44-53.

17. Suvorova A.V. Differentsirovannyi podkhod k prostranstvennomu razvitiyu regiona: innovatsionnyi aspekt [A differentiated approach to the region's spatial development: innovative aspects]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 40, pp. 9-14.

18. Savinova K.E. Ekstremal'nyi turizm! Tvoi vy-bor? [Extreme tourism! Your choice?]. Turizm i otdykh = Tourism and Recreation, 2009, no. 21, pp. 31-34.

19. Uvalov K.I. Turizm v Krasnodarskom krae [Tourism in the Krasnodar Krai]. Otdykh v Rossii = Recreation in Russia, 2009, no. 4, pp. 21-23.

20. Yurik R.A. Marketing kak neobkhodimyi instrument upravleniya turfirmoi [Marketing as an essential tool for managing a tourism company]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Journal of Marketing in Russia and Abroad, 2008, no. 2, pp. 109-116.

21. Yakimovich G.B. Razvitie geokul'turnogo turizma v Leningradskoi oblasti [Developing geo-cul-tural tourism in the Leningrad region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 2, pp. 51-63.

Sabira V. VALEEVA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.