Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИГРАНИЧНОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИГРАНИЧНОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Круг Элеонора Александровна, Дмитриева Юлия Владимировна

В статье предлагаются к осмыслению вопросы состояния и развития инклюзивного детского туризма на территории приграничного субъекта Российской Федерации (на примере Псковской области). В соответствии со стратегией развития внутреннего туризма в РФ продвигается инициатива разработки и внедрения новых туристических направлений для детей с разной степенью инвалидности. В ракурсе Концепции ценностей устойчивого развития предлагается понимание детского инклюзивного туризма как организованного вида путешествия лиц с ограниченными возможностями физиологического, психологического и духовного характера с целью приобщения детей к природе, познания мира и развития личности, а также для обучения, воспитания и оздоровления. Представлены результаты исследования формирования и реализации регионального туристического продукта для граждан с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 18 лет. Проведен анализ базовых статистических показателей, демонстрирующих рост численности детей-инвалидов, рассмотрено развитие детского туризма и внедрение инклюзивных туристских маршрутов для детей-инвалидов. Разработаны рекомендации по реализации региональной политики в сфере инклюзивного детского туризма на территории Псковской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Круг Элеонора Александровна, Дмитриева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INCLUSIVE CHILDREN TOURISM IN THE TERRITORY OF PSKOV OBLAST AS A BORDER SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article proposes to comprehend the issues of the state and development of inclusive children tourism on the territory of the border subject of the Russian Federation (on the example of the Pskov Oblast). According to the strategy of the development of domestic tourism in the Russian Federation, an initiative is being promoted to develop and implement new tourist destinations for children with various disabilities. From the perspective of the Concept of Sustainable Development Values, it is proposed to understand children inclusive tourism as an organized type of travel for persons with physiological, psychological and spiritual disabilities in order to familiarize children with nature, discover the world and develop a personality, as well as for education, upbringing and health improvement. The results of the study on the formation and implementation of a regional tourism product for the category of citizens “with disabilities” aged from 7 to 18 years old are presented. The analysis of basic statistical indicators demonstrating an increase in the number of disabled children, the development of children tourism, the implementation of inclusive tourist routes for children with disabilities is carried out. Recom mendations for the implementation of regional policy in the field of inclusive children tourism in the Pskov Oblast are developed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИГРАНИЧНОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.482.22-053.2

DOI 10.34822/2312-3419-2021 -4-49-58

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПРИГРАНИЧНОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Э. А. Круг Ю. В. Дмитриева

Псковский государственный университет, Псков, Россия м E-mail: eleonora_krug@mail.ru

В статье предлагаются к осмыслению вопросы состояния и развития инклюзивного детского туризма на территории приграничного субъекта Российской Федерации (на примере Псковской области). В соответствии со стратегией развития внутреннего туризма в РФ продвигается инициатива разработки и внедрения новых туристических направлений для детей с разной степенью инвалидности. В ракурсе Концепции ценностей устойчивого развития предлагается понимание детского инклюзивного туризма как организованного вида путешествия лиц с ограниченными возможностями физиологического, психологического и духовного характера с целью приобщения детей к природе, познания мира и развития личности, а также для обучения, воспитания и оздоровления.

Представлены результаты исследования формирования и реализации регионального туристического продукта для граждан с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 18 лет. Проведен анализ базовых статистических показателей, демонстрирующих рост численности детей-инвалидов, рассмотрено развитие детского туризма и внедрение инклюзивных туристских маршрутов для детей-инвалидов. Разработаны рекомендации по реализации региональной политики в сфере инклюзивного детского туризма на территории Псковской области.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивный туризм, дети-инвалиды, доступная среда, барьеры развития.

Для цитирования: Круг Э. А., Дмитриева Ю. В. Развитие инклюзивного детского туризма на территории Псковской области как приграничного субъекта Российской Федерации // Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 4. С. 49-58. DO110.34822/2312-3419-2021-4-49-58.

DEVELOPMENT OF INCLUSIVE CHILDREN TOURISM

IN THE TERRITORY OF PSKOV OBLAST AS A BORDER SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

E. A. Krug Yu. V. Dmitrieva

Pskov State University, Pskov, Russia B E-mail: eleonora_krug@mail.ru

The article proposes to comprehend the issues of the state and development of inclusive children tourism on the territory of the border subject of the Russian Federation (on the example of the Pskov Oblast). According to the strategy of the development of domestic tourism in the Russian Federation, an initiative is being promoted to develop and implement new tourist destinations for children with various disabilities. From the perspective of the Concept of Sustainable Development Values, it is proposed to understand children inclusive tourism as an organized type of travel for persons with physiological, psychological and spiritual disabilities in order to familiarize children with nature, discover the world and develop a personality, as well as for education, upbringing and health improvement.

The results of the study on the formation and implementation of a regional tourism product for the category of citizens "with disabilities" aged from 7 to 18 years old are presented. The analysis of basic statistical indicators demonstrating an increase in the number of disabled children, the development of children tourism, the implementation of inclusive tourist routes for children with disabilities is carried out. Recom-

mendations for the implementation of regional policy in the field of inclusive children tourism in the Pskov Oblast are developed.

Keywords: inclusion, inclusive tourism, disabled children, accessible environment, development barriers.

For citation: Krug E. A., Dmitrieva Yu. V. Development of Inclusive Children Tourism in the Territory of Pskov Oblast as a Border Subject of the Russian Federation // Surgut State University Journal. 2021. No. 4. P. 49-58. DOI 10.34822/2312-3419-2021-4-49-58.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие детского инклюзивного туризма на территории субъекта Российской Федерации связано с видами поддержки, получившими непростое наименование «инклюзивная туристская практика», а также с управлением организацией жизни и деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на возрастающий интерес к развитию инклюзивного туризма (О. А. Аникеева [2], Н. М. Борисенко-Клепач [5], Н. В. Мань-шина [4], Л. А. Межова [3], В. Д. Иванова [8] и др.), в научных исследованиях и стратегических документах регионального развития не определены и юридически не закреплены в полной мере целевые ориентиры в управлении развитием детской туристской отрасли в ракурсе инклюзивной практики.

Цель настоящей статьи - ознакомить с результатами исследования на предмет выявления результативности развития детского инклюзивного туризма на территории Псковской области как приграничного субъекта Российской Федерации.

Степень изученности проблемы связана со спецификой регионального развития приграничных территорий РФ, которая характеризуется рядом проблем:

1) унификацией нормативно-правового регулирования туристской деятельности;

2) недостаточным вниманием органов власти к значимости базовых исторически обусловленных ракурсов регионального развития (практически не учитываются в определении программно-целевых ориентиров при разработке и внедрении туристских проектов).

Научная новизна проводимого исследования обусловлена оценкой результативности развития сферы детского инклюзивного туризма, направленного на повышение уровня коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья и передвижения на

территории субъекта РФ. Фактор пригранич-ности региона оценивается как один из самых значимых для развития детского туризма.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Процесс исследования включал несколько этапов. На первом этапе были обозначены концептуально-правовые ориентиры в области развития детского инклюзивного туризма. На втором этапе проводилось сопоставление численности исследуемой категории детей, проживающих в Псковской области, с аналогичным показателем в разрезе субъектов Северо-Западного федерального округа. Формировались исходные данные, описывающие численность детей-инвалидов на территории Псковской области в динамике 2013-2020 гг. На третьем этапе определялись основные проблемы в области развития инклюзивного туризма, а также были представлены основные формы туризма для детей-инвалидов, рассмотрена организация работы с детьми-инвалидами в регионе.

В качестве исходной информации использовались данные официальной статистической отчетности; результаты опроса руководителей организаций, работающих с детьми-инвалидами и представителей туристических фирм региона.

Методика анализа нацелена на выявление историко-культурной и социально-экономической взаимообусловленности приоритетов развития детского инклюзивного туризма с учетом ресурсного потенциала территорий и ориентирована на:

1) изучение концептуально-правовых ориентиров развития детского инклюзивного туризма;

2) анализ базовых показателей развития детского инклюзивного туризма в разрезе нескольких лет (на примере Псковской области);

3) общую характеристику деятельности в области развития детского инклюзивного туризма (на примере Псковской области).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Концептуально-правовые ориентиры развития детского инклюзивного туризма (на примере Псковской области). Туризм -это сложный комплекс, имеющий в своей структуре множество отраслей. Он обеспечивает решение проблем социально-экономического характера как на территории страны, так и в отдельных территориальных образованиях.

В России согласно Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1].

В соответствии с поручением Президента РФ были обозначены концептуальные аспекты развития российского туризма. Одним из основополагающих направлений Стратегии поддержки внутреннего туризма до 2035 г. является поддержка инклюзивного и детского туризма.

Инклюзия, вне зависимости от вероисповедания человека, изначально понималась не только как физическая немощь, но и как несостоятельность духовного характера, как решимость и невозможность самостоятельно преодолеть определенные барьеры на пути духовного и физического продвижения, а в ряде случаев и как невозможность приобщения к путешествию вообще.

Бытовало понимание инклюзии и как временного ограничения, как способности к преодолению «естественных», природных барьеров, как поиска и обнаружения «доступной среды» (географические открытия, новые тропы, новые маршруты), как самораскрытия, перерождения [2].

Дефиниция «инклюзивный туризм» с позиции разных авторов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Дефиниция «инклюзивный туризм»: позиции разных авторов

Автор Определение

Межова Л. А Летин А. Л. Луговская Л. А. [3] Процесс развития туризма нацелен на доступность объектов туристской деятельности для людей разного возраста. Основным условием данного вида туризма является приспособление созданной инфраструктуры туристских комплексов и объектов туристской деятельности к определенным потребностям граждан с ограниченными возможностями, а также сопровождающих их лиц

Маньшина Н. В. [4] Туризм, основной целью которого является доступность для людей с постоянной или временной ограниченностью физических возможностей (социальная интеграция)

Борисенко-Клепач Н. М. [5] Туризм, основанный на процессе коллаборации различных участников туристской деятельности. Его основополагающей базой является предоставление людям в области мобильных, когнитивных, визуальных, слуховых потребностей свободного функционирования в равных со здоровыми людьми условиях путем предоставления универсальных турпродуктов и услуг

Примечание: составлено авторами.

Одной из основных социальных функций государства является забота о подрастающем поколении. Особенностью инклюзивного детского туризма является то, что он весьма многогранен, имеет высокую социальную значимость, общественную и семейную поддержку.

Представляется возможным понимание детского инклюзивного туризма как органи-

зованного вида путешествия лиц с ограниченными возможностями физиологического, психологического и духовного характера с целью приобщения детей к природе, познания мира, а также для развития личности, обучения, воспитания и оздоровления.

Развитие детского инклюзивного туризма предполагает проведение работы по оптими-

зации нормативных ограничений и совершенствованию регионального законодательства. Государственное регулирование туристской деятельности в зоне Прибалтийского приграничья Российской Федерации реализует Комитет по туризму Псковской области.

Результаты анализа базовых показателей развития детского инклюзивного туризма. Общее число инвалидов в Псковской области составляет 8 % (50 296 чел.) от общего числа населения региона [6].

Анализируя соотношение численности детей-инвалидов в Северо-Западном федеральном округе, можно сделать вывод, что максимальная численность детей-инвалидов отмечается в г. Санкт-Петербурге, что связано с наибольшей численностью населения города федерального значения. Среди других регионов Северо-Западного федерального округа наибольшее количество детей-инвалидов проживает в Вологодской (9,9 %) и Архангельской (9,5 %) областях. Наименьшая численность данной категории детей фиксируется в Новгородской области (4,8 %) и Карелии (5 %). Псковская область занимает шестое место в данном рейтинге по численности детей-инвалидов [7].

С 2010 г. в регионе прослеживается снижение численности граждан с инвалидностью. В то же время, несмотря на данную тенденцию, в исследуемый период отмечается рост числа детей-инвалидов на территории муниципальных образований Псковской области. Общая численность детей с инвалидностью в России также увеличивается. В 2017 г. она увеличилась на 19 тыс. детей (636 тыс. чел.), в 2018 г. - на 15 тыс. чел. относительно предыдущего периода. Общая численность данной категории детей в 2018 г. составила 651 тыс. чел., а к 2019 г. - уже 670 тыс. чел.

В исследуемом периоде наблюдается рост показателя общей численности детей-инвалидов, в том числе лиц от 0,1 года до 18 лет [7].

По мнению ведущих врачей, занимающихся детьми-инвалидами, это связано с недостатком витаминных компонентов, которые необходимы беременным женщинам в каждом триместре. Также рост обозначенного показателя связан с отсутствием в отда-

ленных районах Псковской области необходимого для диагностики оборудования и специалистов, способных определить точные причины осложнений и патологии беременности. Следовательно, на ранних стадиях беременности не всегда и не все пациенты имеют возможность пройти качественное обследование, получить назначение нужных лекарственных препаратов. Также врачи заявляют о зависимости числа детей, рождающихся с теми или иными отклонениями, от состояния экологии. Нельзя не принимать во внимание и процент беременных женщин, имеющих вредные привычки (курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам).

Следует отметить, что для детей с ограниченными возможностями здоровья характерен пониженный жизненный тонус; прослеживаются тенденции самоограничения социальных контактов и замкнутости («псев-доаутизация» личности). Расширение сферы инклюзивного туризма направлено на решение таких проблем [8].

Общая характеристика деятельности в области развития детского инклюзивного туризма (на примере Псковской области). Инклюзивному туризму во всех странах уделяется пристальное внимание. В Европе, США, Израиле функционируют специальные порталы для лиц с ограниченными возможностями, в том числе для семей с детьми-инвалидами, целью которых является облегчение их передвижения и предоставление возможности самостоятельного планирования тура. В большинстве стран существуют собственные сайты, отражающие доступность туристических объектов на внутреннем региональном рынке. По данным, представленным в исследовании аналитического характера (профессор Димитриос Бухалис), более 7 % мирового туристического потока имеет те или иные ограничения по здоровью; в Европе это около 11 % всех путешествующих; в Великобритании - до 37 %, в Германии - 53 %. При этом 1/3 всех путешествующих инвалидов - дети. В современной России отсутствует единая база показателей по инклюзивному детскому туризму; не сформирована единая база объектов инклюзивного туризма для детей-инвалидов [9].

В международной практике туристской деятельности детей-инвалидов часто сопровождают волонтеры, которых оплачивают благотворительные организации. Направления туристских услуг в зарубежных странах в сфере инклюзивного туризма имеют высокий уровень развития.

Формы туризма для детей-инвалидов:

1. Пеший и лыжный туризм - связан с высоким уровнем физической нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, в связи с чем по медико-валеологическим показателям может быть доступен слабослышащим детям, детям с задержкой психомоторного развития и умеренными психоневрологическими нарушениями.

2. Водный туризм - требует нормального развития пояса верхних конечностей и мо-

Таким образом, в современных условиях ключевыми проблемами, требующими решения, являются проблемы, связанные с транспортным обслуживанием детей-инвалидов, организацией проживания и питания данной категории детей и лиц, их сопровождающих, организацией основных направлений взаимодействия между туроператорами, образовательными учреждениями и семьями с детьми-инвалидами.

жет быть показан детям с ДЦП (при определенном физическом развитии), слабовидящим детям, а также детям с психоневрологическими нарушениями.

3. Велосипедный туризм - связан с высокой нагрузкой на опорно-двигательную и дыхательную систему, поэтому может быть показан детям с задержкой психомоторного развития (но с нормальным физическим развитием), слабослышащим детям, детям с определенным уровнем умственной отсталости [2-3].

Существует ряд проблем, которые требуют организации комплексной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, в том числе в области организации инклюзивного туризма.

В табл. 2 представлена характеристика основных проблем в области инклюзивного детского туризма.

Проблемы, связанные с социальной и медицинской реабилитацией детей-инвалидов, родителям помогают решать органы социальной защиты. Органами исполнительной власти разрабатываются программы социальной реабилитации, оказываются социальные услуги детям-инвалидам на уровне региона [8].

В Российской Федерации организовываются специальные социальные проекты

Таблица 2

Проблемы развития инклюзивного туризма

Проблемы Проявление

Инфраструктурные ограничения Физическая среда (дороги, здания, парки и т. д.) зачастую недоступна для пользователей с ограниченными возможностями

Большие финансовые вложения Затраты на обеспечение доступной среды для инвалидов (затраты на строительство) увеличиваются на 10 %

Законодательные ограничения Ограничение законодательных механизмов, которые могли бы стимулировать развитие инклюзивного туризма

Информационные ограничения Недостаточное продвижение туристских продуктов и услуг для детей с инвалидностью

Отношение к людям с инвалидностью В отельных случаях персонал не готов к обслуживанию детей с инвалидностью, что создает самый ощутимый барьер на пути развития инклюзивного туризма

Коммуникативные ограничения (барьер общения) Результат взаимодействия между детьми с ограниченными возможностями и их социальной средой

Кадровые ограничения Отсутствие в турфирмах специалистов по работе с детьми инвалидами

Ограничения в материально-техническом обеспечении турфирм Отсутствие специализированного транспорта, оборудования

Высокая стоимость путевок Цены на путевки на популярные курорты страны остаются весьма высокими для большинства семей с детьми-инвалидами

Примечание: составлено авторами по [2, 4, 8].

(«Парус надежды», «Дети-детям», «Большое солнце», «Я и Ты» и др.), которые поддерживают родителей, чьи дети имеют инвалидность, врожденную или приобретенную.

Состояние внутреннего рынка туризма для детей имеет большое социальное и экономическое значение. На территории Псковской области реализуются различные социальные проекты, благодаря которым родители детей-инвалидов могут получить консультации ведущих врачей, материальную помощь и технические средства реабилитации детей. Данные проекты способствует тому, что у родителей появляется необходимость поставить на учет своих детей, чтобы стать участниками различных программ, которые направлены на получение льгот и материальной помощи [10].

Управлением социальной защиты населения Псковской области организуются конкурсы по реализации социальных проектов «Дети-инвалиды» в рамках государственных программ по поддержке данной категории граждан.

В рамках подпрограммы «Доступная среда» реализуются мероприятия в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, в том числе в области культуры и туризма.

В табл. 3 представлено распределение средств бюджетов различных уровней, предусмотренных для реализации мероприятий по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями.

Таблица 3

Сферы распределения средств федерального и областного бюджета

Сферы Из областного бюджета Из федерального бюджета Всего

ВСЕГО 29 552,97 2 840,3 32 393,27

образование 4 663,7 2 840,3 7 504

доля, % 15,78 100,00 23,17

здравоохранение 22 630,86 0 22 630,86

доля, % 76,58 - 69,86

социальная защита 2 158,21 0 2 158,21

доля, % 7,30 - 6,66

культура и туризм 100,2 0 100,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доля, % 0,34 - 0,31

Примечание: составлено авторами по [11].

Как показала оценка распределения бюджетных средств между разными сферами, больше всего средств выделяется для сферы здравоохранения (76,58 %), а вот для сферы культуры и туризма выделяется менее 1 % средств. Если эта тенденция будет сохраняться, можно прогнозировать отток туристов, в том числе туристов с ограниченными возможностями.

В 2020 г. в связи с распространением ко-ронавирусной инфекции COVID-19 на территории области вводились ограничительные меры, касающиеся проведения спортивных и туристических мероприятий. Поэтому запланированные ранее спортивные мероприятия, в том числе спартакиады для детей-инвалидов, не проводились. Как правило, к участию в спортивных мероприятиях привле-

каются дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата и слуха/зрения.

В сфере культуры и туризма реализуются культурно-образовательные программы для учащихся специальных коррекционных школ областного центра. В Псковской областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих детей и детей с ОВЗ осуществляются такие проекты, как «Кино без границ» (дети имеют возможность просмотреть художественные фильмы и мультфильмы с ти-флокомментариями и субтитрами), «Воинская слава России» и «Навстречу Победе» (детям с ограниченными возможностями представляется возможность совершить виртуальную экскурсию по местам воинских сражений - исторический калейдоскоп). Кроме того, ГБУК «Псково-Изборский музей-

заповедник» в рамках национальной инклюзивной акции «Музей для всех» ежегодно проводит цикл мероприятий, которые могут посетить люди с ограниченными возможностями разного возраста (для детей-инвалидов предусмотрена работа волонтеров).

На территории Псковской области функционирует волонтерский центр «Абилим-пикс Россия» (далее - Волонтерский центр) в сотрудничестве со следующими организациями и общественными объединениями:

1. Студенческое сообщество ПсковГУ.

2. Студенческий добровольческий отряд «СДОбром».

3. Центр лечебной педагогики Псков.

4. ОСО ПсковГУ.

5. Воспитательный отдел Колледжа ПсковГУ.

Можно сделать вывод, что на территории региона данный Волонтерский центр активно сотрудничает со студенческими объединениями и молодежным сообществом в целом, что свидетельствует о внимании организаций и общественности к проблемам инклюзивного детского туризма (преимущественно инклюзивного образовательного туризма).

Оценить стоимость тура для детей-инвалидов сложно, так как сумма затрат зависит от многих факторов: пункта назначения, количества человек, отправляющихся в тур, количества дней в туре, количества лиц, сопровождающих детей-инвалидов и т. д.

Туристических компаний, специально ориентированных на услуги в сфере детского инклюзивного туризма, на территории Псковской области нет, что является серьезной проблемой. Всего в регионе на начало 2020 г. действует около 50 организаций туристской направленности. Однако лишь 3 туроператора предоставляют услуги по разработке и реализации туристического маршрута для лиц с ОВЗ, что составляет 6 % от общего числа.

Многие достопримечательности Пскова (ансамбль Кремля, набережная, парки и др.) оснащены пандусами, тактильно-звуковыми стендами, информационными табличками со шрифтом Брайля, доступными санузлами и т. д. К примеру, в музее-заповеднике «Из-борск» есть специализированная наклонная платформа, лестничные подъемники, ходунки-

роллаторы, видеоувеличители, трости-стулья, инвалидные коляски, усилители звука и аудиогиды, т. е. создана весьма эффективная инфраструктура для обслуживания людей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов.

В то же время на территории Псковской области практически полностью отсутствует среда доступа к святым источникам и купальням в лесопарковых приграничных зонах. Наличие специальных подъемников и безбарьерных спусков не соответствует нормам. Большинство туроператоров не имеют профессиональной базовой подготовки по работе с детьми-инвалидами; не разработаны схемы экологических путешествий для маломобильных детских групп.

Для поддержки детского туризма в области должна быть сформирована соответствующая инфраструктура, в том числе детские лагеря и центры. Региональные власти должны уделять повышенное внимание качеству предлагаемых услуг, что подразумевает:

1) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

2) переподготовку специалистов по работе с детьми-инвалидами для детских лагерей;

3) развитие системы субсидирования перевозок детей-инвалидов и сопровождающих их лиц;

4) расширение спектра межрегионального взаимодействия в области инклюзивного туризма, в том числе для детей-инвалидов;

5) активную пропаганду в СМИ спонсоров (благотворителей), оказывающих поддержку развитию инклюзивного детского туризма;

6) расширение границ социальной активности молодежи (активизация волонтерских бригад);

7) расширение спектра инклюзивной социализации за счет воспитания в подрастающем поколении чувства сострадания к людям с ограниченными возможностями.

Союз организаторов детского туризма отмечает, что, для того чтобы лагеря посещало большее количество детей, необходимо значительно улучшать их инфраструктуру, в том числе для обеспечения проживания и отдыха детей-инвалидов.

В связи с этим органам власти рекомендуется повысить уровень мобильности детей-инвалидов за счет увеличения объема финансирования мероприятий по формированию доступной среды в рамках реализации государственных программ и проектных инициатив до 2025 г.

В рамках взаимодействия бизнеса и власти следует инициировать организацию мероприятий в сфере детского инклюзивного туризма.

Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения доступности туристских направлений большему числу детей, имеющих инвалидность, требуются особые условия, включающие присутствие квалифицированного специалиста, четко спланированный маршрут и присутствие сопровождающих лиц (волонтеров), которые в непредвиденных обстоятельствах смогут своевременно оказать необходимую помощь ребенку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ показал, что Псковская область находится на шестом месте рейтинга в Северо-Западном Федеральном округе по числу лиц с инвалидностью от 0,1 года до 18 лет. В регионе прослеживается устойчивый рост численности данной категории детей. Несмотря на это, только три туроператора предоставляют услуги данной категории туристов. Компаний, специально ориентированных на услуги в сфере детского инклюзивного туризма, на территории Псковской области нет. Несмотря на слаборазвитую инфраструктурную доступную среду, в регионе ведется активная работа по поддержке семей с детьми-инвалидами, в том числе в рамках государственных программ.

Научная новизна результатов предлагаемого исследования заключается в развитии концептуально-правовых ориентиров и методического подхода к оценке состояния и тенденций развития детского инклюзивного туризма Псковской области как базисного приграничного субъекта Северо-Западного федерального округа в системе межотраслевого взаимодействия.

Предлагается понимать детский инклюзивный туризм как понятийную категорию, специальный термин и явление, обусловленное историко-культурным региональным развитием; как фактор, обусловливающий специфику развития территории, и как отраслевой комплекс, что обеспечивает решение проблем социально-экономического характера субъекта и государства в целом в системе внешнего и внутреннего межтерриториального взаимодействия. Оценивается социальная и экономическая роль детского инклюзивного туризма в контексте человеческого ресурсного потенциала приграничного региона.

Туристическое направление, ориентированное на детей-инвалидов, предполагает нацеленность на решение проблем доступности туристского продукта в контексте демографических показателей регионального развития. Решение вышеобозначенных проблем в области развития инклюзивного детского туризма соответствует приоритетам социально-ориентированного государства.

Результаты исследования, предлагаемые в рамках данной статьи, дополняют современный научный контент государственно-административных услуг, нацеленных на реализацию взаимодействия власти и бизнеса, государственную поддержку бизнес-структур на приграничных территориях, исходя из развития туристской индустрии для детей-инвалидов (на примере Псковской области).

Проведенное исследование обладает определенным теоретическим и практическим значением для региональных властей. Представленные результаты анализа развития инклюзивного детского туризма на территории Псковской области как приграничного региона субъекта Российской Федерации делают перспективными дальнейшие научные исследования и формирование новых туристических направлений для детей с разной степенью инвалидности. Представленная информация может быть использована специалистами Комитета по туризму и региональными властями, а также имеет интерес для образовательного процесса в высшей школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 (посл. ред. от 02.07.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Аникеева О. А., Анисимова Ю. А. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 6 (25). С. 14-20.

3. Межова Л. А., Летин А. Л., Луговская Л. А. Теория и практика организации инклюзивного туризма в России и за рубежом // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 849.

4. Маньшина Н. В. Россия без барьеров: туризм, доступный для всех. URL: https://www.slides hare.net/NadezhdaManshina/2010 -russia-without-barriersst-petersburgn-manshina-29060113 (дата обращения: 17.11.2021).

5. Борисенко-Клепач Н. М. Современные подходы к организации инклюзивных туристических мероприятий // Агроэкотуризм - 2020: новые поколения - новые тренды : материалы Междунар. науч.-практич. конф. Минск, 2020. С. 4-10.

6. Об утверждении Государственной программы Псковской области «Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения» : постановление Администрации Псковской области. URL: https://social.pskov.ru/deyatelnost/gosudarstven naya-programma/gosudarstvennaya-programma-dostupnaya-sreda (дата обращения: 17.11.2021).

7. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по субъектам Российской Федерации. URL: https://yandex. ru/clck/j sredir?from=yandex.ru (дата обращения: 19.11.2021).

8. Иванов В. Д., Талызов С. Н., Рафикова В. Д. Инклюзивный туризм: проблемы и перспективы его развития // Colloquium-journal. 2018. № 6-4 (17). С. 16-19.

9. Introduction to Tourism. URL: http://www.utntyh. com/wp-content/uploads/2011/09/INTRODUC CION-AL-TURISMO-OMT.pdf (дата обращения: 19.11.2021).

10. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20192025 годы)» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 872-р (ред. от 11.07.2019). URL: http://static.government.ru/ media/files/FoFftF1dhGs4GZzEBPQtLCFVtBl2hH QD.pdf (дата обращения: 19.11.2021).

11. Информация о ходе реализации мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Псковской области (дорожная карта) за 2020 год. URL: https://social.pskov.ru/deyatelnost/o-realiza cii-plana-meropriyatiy-dorozhnoy-karty-po-povyshe niyu-znacheniy-pokazateley-dostupnosti (дата обращения: 19.11.2021).

REFERENCES

1. On Fundamentals of Tourism Activity in the Russian Federation : Federal Law No. 132-FZ of 24.11.1996 (Revised of 02.07.2021). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

2. Anikeeva O. A., Anisimova Yu. A. Rossiia bez barerov: turizm, dostupnyi dlia vsekh // Services in Russia and Abroad. 2011. No. 6 (25). P. 14-20. (In Russian).

3. Mezhova L. A., Letin A. L., Lugovskaya L. A. Theory and Practice of Inclusive Tourism in Russia and Abroad // Modern Problems of Science and Education. 2015. No. 1-1. P. 849. (In Russian).

4. Manshina N. V. Rossiia bez barerov: turizm, dostypnyi dlia vsekh. URL: https://www.slides hare.net/NadezhdaManshina/2010-russia-without-barriersst-petersburgn-manshina-29060113 (accessed: 17.11.2021). (In Russian).

5. Borisenko-Klepach N. M. Contemporary Approaches to Organizing Inclusive Tourism Events // Agroekoturizm - 2020: novye pokoleniia - novye trendy : Proceedings of the International Research-to-Practice Conference. Minsk, 2020. P. 4-10. (In Russian).

6. On Adoption of the State Program of the Pskov Oblast "Available Environment for Disabled People and Other People with Limited Mobility" : Resolution of the Administration of the Pskov Oblast. URL: https://social.pskov.ru/deyatelnost/gosudar stvennaya-programma/gosudarstvennaya-program ma-dostupnaya-sreda (accessed: 17.11.2021). (In Russian).

7. Chislennost detei-invalidov v vozraste do 18 let, po subektam Rossiiskoi Federatsii. URL: https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru (accessed: 19.11.2021). (In Russian).

8. Ivanov V. D., Talyzov S. N., Rafikova V. D. Inclusive Tourism: Problems and Prospects of Its Development // Colloquium-journal. 2018. No. 6-4 (17). P. 16-19. (In Russian).

9. Introduction to Tourism. URL: http://www.utntyh. com/wp-content/uploads/2011/09/INTRODUCCION-AL-TURISMO-OMT.pdf (accessed: 19.11.2021). (In French).

10. On Adoption of the Concept of Federal Purpose-Oriented Program "Development of Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation (20192025)" : Order of the Government of the Russian Federation No. 872-p of 05.05.2018 (Revised of 11.07.2019). URL: http://static.government.ru/me dia/files/FoFftF1dhGs4GZzEBPQtLCFVtBl2hHQD. pdf (accessed: 19.11.2021). (In Russian).

11. Informatsiia o khode realizatsii meropriiatii po povysheniiu znachenii pokazateley dostupnosti dlia invalidov obektov i uslug na territorii Pskovskoi ob-lasti (dorozhnaia karta) za 2020 god. URL: https://social.pskov.ru/deyatelnost/o-realizacii-plana-meropriyatiy-dorozhnoy-karty-po-povysheniyu-znacheniy-pokazateley-dostupnosti (accessed: 19.11.2021). (In Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Круг Элеонора Александровна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и административного права, Псковский государственный университет, Псков, Россия.

E-mail: eleonora_krug@mail.ru

Дмитриева Юлия Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и административного права, Псковский государственный университет, Псков, Россия.

E-mail: uliadm@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS

Eleonora A. Krug - Candidate of Sciences (Economics), Docent, Associate Professor, Department of Management and Administrative Law, Pskov State University, Pskov, Russia.

E-mail: eleonora_krug@mail.ru

Yuliya V. Dmitrieva - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of Management and Administrative Law, Pskov State University, Pskov, Russia.

E-mail: uliadm@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.