НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А.А. Юрин, магистрант Е.В. Юрина, магистрант Московский университет имени С.Ю. Витте (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-2-182-186
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методические основы мониторинга развития предпринимательских организаций, дается оценка возможным направлениям осуществления мониторинга развития предпринимательских организаций. По результатам проведенного анализа представлен алгоритм организации мониторинга эффективности развития предпринимательской деятельности, уточнены методы и принципы проведения мониторинга.
Ключевые слова: малый и средний бизнес; предпринимательская организация; мониторинг развития предпринимательских организаций; эффективность государственной поддержки предпринимательства.
В настоящее время в Российской Федерации активно развивается малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). На практике достаточно активно используется широкий набор инструментов для стабилизации финансового состояния субъектов малого и среднего бизнеса (далее - МСБ), снижения бюрократических барьеров, административного давления. Именно они оказывают существенное положительное влияние на развитие национальной экономики, позволяют успешно решать социальные проблемы, способствуют увеличению числа занятых работников [1]. В современных условиях наиболее полное удовлетворение массового потребительского спроса и обеспечение высокой степени внедрения достижений научно-технического прогресса в производство во многом определяются эффективностью работы малых и средних предприятий [2].
Важные экономические и социальные функции, реализуемые субъектами МСП, позволяют рассматривать его развитие как одну из приоритетных национальных задач и делают его неотъемлемой частью современных экономических и социальных преобразований. При этом в современных реалиях роль МСБ ощутимо возрастает, поскольку он все более активно начинает способствовать реализации стра-
тегии импортозамещения, а также обеспечению устойчивости и безопасности функционирования национальной хозяйственной системы в целом [3].
Необходимой предпосылкой для эффективной поддержки деятельности субъектов МСБ выступает наличие и использование адекватной системы мониторинга развития предпринимательских организаций, ориентированной на постоянное наблюдение за протекающими в данной сфере хозяйственной деятельности процессами и явлениями, результаты которого могут служить для обоснования управленческих решений, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования хозяйственных систем (на макро-, мезо-, микроуровнях), а также жизнедеятельности общества в целом.
Мониторинг (от англ. monitoring - слежение, контроль) - это специальная форма наблюдения (слежения) за текущим изменением тех или иных процессов, явлений или объектов в пространстве и во времени, осуществляемая на постоянной основе. На базе мониторинга устанавливаются отклонения наблюдаемых эмпирических показателей от их теоретических или нормальных (обычных) значений, а в порядке профилактики принимаются меры по минимизации таких отклонений. Конечная цель любого мониторинга - предвидение (про-
гноз) будущего состояния происходящих процессов, явлений или объектов с целью снижения степени неопределенности, риска при принятии управленческих решений.
В самом общем понимании мониторинг представляет собой непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями. Мониторинг - система сбора и регистрации, хранения и анализа небольшого количества ключевых (явных или косвенных) признаков или параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении и / или состоянии данного объекта в целом. Особое место в системе мониторинга занимают принципы и правила, которыми следует руководствоваться при определении целей мониторинговой деятельности. Важность принципов управления вообще и принципов мониторинга в частности определяется тем, что они отражают наиболее характерные для субъекта управления (объекта мониторинга) законы и закономерности функционирования и развития. Законы и закономерности являются объективными проявлениями реальности, в то время как принципы отражают субъективные представления о требованиях к системе управления (системе мониторинга).
Мониторинг решает следующие основные задачи по управлению: правильное формирование целей; мотивирование объектов мониторинга на достижение целей; формирование типовых процедур; формирование информационной среды. В настоящее время мониторинг можно рассматривать, прежде всего, как технологию управления; как способ контроля над сложившейся ситуацией. Также мониторинг может выступать фактором снижения риска при разработке стратегии или управленческих решений. С практической точки зрения мониторинг - это прикладной инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководителей своевременной и достоверной информацией для принятия эффективных управленческих решений.
На сегодняшний день субъекты МСБ являются наиболее распространенными формами предпринимательской деятель-
ности, что способствует сбалансированному развитию региональных рынков, отраслей и секторов национальной и региональной экономики. Благодаря небольшим организациям создаются импульсы для совершенствования конкурентной политики, повышения устойчивости функционирования и инвестиционной привлекательности экономики. Ключевая задача, которая актуальна в контексте нашего исследования, - это проведение оценки существующей системы мониторинга развития данных форм предпринимательских организаций в экономике Российской Федерации и определение возможных направлений ее совершенствования.
Целью проведения мониторинга является определение текущей эффективности развития предпринимательства и выявление перспективных направлений его функционирования, а к основным задачам его осуществления относятся: всесторонняя, систематическая, межрегиональная оценка и сравнительный анализ эффективности развития предпринимательства; предоставление органам власти всех уровней, населению и предпринимательским структурам информации о состоянии эффективности развития предпринимательства в регионе; обмен информацией, полученной в процессе мониторинга с аналитическими центрами, рейтинговыми агентствами и общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в области оценки развития предпринимательства. Повышенное внимание традиционно уделяется исследованию эффективности государственных мер поддержки организаций сектора МСБ [4].
В рамках нашего научного исследования будут обозначены некоторые мероприятия и направления совершенствования системы мониторинга развития организаций МСБ. При этом необходимо уточнить, что организационными элементами мониторинга должны выступать: субъекты мониторинга - малые и средние предприятия, действующие в стране или на определенной территории; объекты мониторинга - процессы развития малого и среднего предпринимательства; методическое обеспечение, включающее в себя
принципы проведения мониторинга, критерии оценки, методы, информационную и эмпирическую базу.
Важнейшим направлением процесса осуществления мониторинга развития предпринимательских организаций является оценка эффективности применения мероприятий государственной поддержки субъектов предпринимательства. Организация мониторинга развития предпринимательских организаций необходима для проведения оценки реального состояния предпринимательского климата в экономике конкретного региона и/или страны в целом, чтобы определить актуальные проблемы и разработать перспективные направления их решения. Главной же целью функционирования системы мониторинга является обеспечении органов государственного управления полной, своевременной, достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики, и складывающейся социально-экономической ситуации.
Мониторинговый анализ также является информационной основой для качественного управления. Методика мониторинга должна выявлять «слабые места». Полученные результаты, в свою очередь, будут являться основной для разработки дорожной карты развития предпринимательской деятельности, а также для своевременной корректировки стратегических и программных документов в части развития и поддержки малых и средних форм предпринимательства. Система мониторинга развития предпринимательских организаций в экономики Российской Федерации, по нашему мнению, должна состоять из следующих основных элементов: цели мониторинга; объекты мониторинга; границы и уровень расщепления (детализации) объекта мониторинга; показатели, характеризующие объект мониторинга; методика проведения мониторинга; программное обеспечение; сбор фактических данных по показателям объекта; обработка фактических данных; анализ обработанных данных.
В целях совершенствования системы мониторинга развития предпринимательских организаций в экономике определим
алгоритм организации проведения мониторинга, который можно использовать в качестве единого подхода. Данный алгоритм включает восемь этапов.
Первый этап - Управленческий компонент, на котором происходит принятие решения о проведении мониторинга развития предпринимательских организаций, определяются цели мониторинга и объекты данного наблюдения.
Второй этап - Организационный компонент, на котором происходит определение ответственных исполнителей за проведение мониторинга развития предпринимательских организаций, определение границ и уровня расщепления объекта мониторинга, определение показателей, по которым будет характеризоваться объект мониторинга развития предпринимательских организаций.
Третий этап - Программно-методический компонент, на котором происходит определение методов организации и проведения мониторинга развития предпринимательских организаций, а также выбор программного обеспечения, информационных технологий и цифровых систем, используемых в целях решения задач мониторинга.
Четвертый этап - Информационный компонент, на котором происходит сбор и систематизация аналитической информации и статистических данных о развитии предпринимательских организаций, определение индикаторов, отражающих качество данной информации, а также контроль и обработка собранной информации.
Пятый этап - Аналитический компонент, на котором собранная и обработанная статистическая информация о развитии предпринимательских организаций поддается анализу, где применяются выбранные методы мониторинга и программное обеспечение.
Шестой этап - Индикаторный компонент, согласно которому полученные данные о результатах анализа информации по развитию предпринимательских организаций, формируются в виде различных индикаторов, позволяющих упрощенным способом подытожить результаты всего мониторинга и наблюдения.
Седьмой этап - Завершающий компонент, на котором происходит использование результатов мониторинга развития предпринимательских организаций органами государственной власти в целях разработки и принятия управленческих решений, касаемо совершенствования системы государственной поддержки и стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Восьмой этап - Корректирующий компонент, который не обязателен, но в случае необходимости, предполагает проведение корректировки алгоритма, модели, параметров и методов мониторинга развития предпринимательских организаций, чтобы совершенствовать сам механизм мониторинга в дальнейшем использовании.
Также стоит предложить следующие рекомендации трансформации системы мониторинга развития предпринимательских субъектов в российской практике с учетом современных условий цифровиза-ции и санкционных ограничений: включение подсистемы мониторинга и управления в единую цифровую систему управления компанией; переход к интегральному мониторингу развития предпринимательских организаций на трех уровнях: уровень предприятия, уровень микросреды и уровень макросреды; переход к непрерывному мониторингу развития предпринимательских организаций на основе цифровых технологий; интеграция мониторинга развития предпринимательских организаций с функцией прогнозирования; интеграция
ских организаций с функцией предоставления рекомендаций по устранению отклонений параметров от пороговых значений.
Результатами мониторинга развития предпринимательской деятельности будут являться: определение и оценка положительных и негативных тенденций развития предпринимательства; выявление проблемных мест в развитии предпринимательства; распространение информации между заинтересованными субъектами [5]. Размеры, структура МСБ определяются существующей сегодня в Российской Федерации экономической ситуацией. В случае, если государство не будет прикладывать должные усилия для устранения имеющихся ограничений, развитие данного сектора экономики, происходившее на протяжении последнего десятилетия, сменится стагнацией [6].
В завершение отметим, что результаты мониторинга развития предпринимательских организаций следует рассматривать в качестве информационно-аналитического обоснования для принятия управленческих решений органами государственной власти в отношении решения актуальных проблем российских предпринимателей. Поэтому обосновано, что мониторинг развития предпринимательских организаций является инструментом государственного, регионального и муниципального управления, использование которого позволяет учитывать интересы различных предпринимателей посредством выявления конфликта между целями бизнеса и органами власти.
мониторинга развития предприниматель-
Библиографический список
1. Основы предпринимательской деятельности: учебник / Т.А. Шпилькина, Л.С. Артамонова, Л.А. Биткова [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2024. - 416 с.
2. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023.
3. Механизм повышения эффективности управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: теоретические и прикладные аспекты / Н.В. Артемьев, А.Л. Баранников, Л.И. Донскова [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022.
4. Ахметова Г.З., Маковецкий М.Ю., Рудаков Д.В. Анализ мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии СОУГО-19 // Бюллетень транспортной информации. - 2021. - № 6(312). - С. 19-29.
5. Смицких К.В., Воронина Л.В. Механизм организации мониторинга эффективности развития предпринимательства на региональном уровне // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. № 3 (20). - С. 306-310.
6. Беляева А.А., Рибокене Е.В., Маковецкий М.Ю. Среда и проблемы развития малого бизнеса в Российской // Транспортное дело России. - 2023. - № 1. - С. 119-123.
DIRECTIONS FOR IMPROVING THE MONITORING OF THE DEVELOPMENT OF
ENTREPRENEURIAL ORGANIZATIONS
A.A. Yurin, Graduate Student E.V. Yurina, Graduate Student Witte Moscow University (Russia, Moscow)
Abstract. The article discusses the theoretical and methodological foundations of monitoring the development of entrepreneurial organizations, and provides an assessment of possible directions for monitoring the development of entrepreneurial organizations. Based on the results of the analysis, an algorithm for organizing monitoring of the effectiveness of business development was presented, methods and principles of monitoring were clarified.
Keywords: small and medium-sized businesses; entrepreneurial organization; monitoring the development of entrepreneurial organizations; effectiveness of state support for entrepreneur-ship.