Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / экономика / распределение ресурсов / эффективность / small and medium businesses / economy / resource allocation / efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Евтихов

В представленной статье раскрываются особенности, место и роль малого и среднего бизнеса в современной экономике, обосновывается тезис о том, что для повышения эффективности функционирования субъектов малого и среднего бизнеса должны быть сформированы соответствующие условия и обеспечена поддержка со стороны государства. По итогам проведенного исследования выявлены наиболее острые проблемы, препятствующие дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса и возможные направления его трансформации, нацеленные на повышение его эффективности в экономике Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE MODERN ECONOMY

The presented article reveals the features, place and role of small and medium-sized businesses in the modern economy, substantiates the thesis that in order to increase the efficiency of the functioning of small and medium-sized businesses, appropriate conditions must be created and support from the state must be provided. Based on the results of the study, the most pressing problems that impede the further development of small and medium-sized businesses and possible directions for its transformation, aimed at increasing its efficiency in the economy of the Russian Federation, were identified.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

МЕСТО И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ

ЭКОНОМИКЕ

М.А. Евтихов, магистрант Московский университет им. С.Ю. Витте (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-6-1-136-138

Аннотация. В представленной статье раскрываются особенности, место и роль малого и среднего бизнеса в современной экономике, обосновывается тезис о том, что для повышения эффективности функционирования субъектов малого и среднего бизнеса должны быть сформированы соответствующие условия и обеспечена поддержка со стороны государства. По итогам проведенного исследования выявлены наиболее острые проблемы, препятствующие дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса и возможные направления его трансформации, нацеленные на повышение его эффективности в экономике Российской Федерации.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; экономика; распределение ресурсов; эффективность.

В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность выступает одним из главных факторов обеспечения устойчивого и полноценного развития государства. Функционирование малого или среднего бизнеса (далее - МСБ) способствует развитию общественного производства и созданию новых рабочих мест, стимулирует здоровую конкуренцию, обеспечивает поступление на рынок необходимых потребителям товаров и услуг. МСБ также влияет на объем, структуру и качество валового внутреннего продукта, а также на темпы экономического роста государства в целом. При этом нужно иметь в виду, что для устойчивого и эффективного функционирования субъектов МСБ в стране должны быть созданы соответствующие условия [1].

Развитие предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического и социального здоровья государства и общества. Динамика развития МСБ в Российской Федерации остается недостаточно высокой. Вклад организаций МСБ в ВВП пока еще остается скромным, а сами они играют незначительную роль в экономической системе страны. Вместе с тем потенциал развития предприятий МСБ в нашей стране остается весьма значительным. При создании благоприятных условий для развития МСБ его субъекты смо-

гут стать значимым фактором социально-экономического развития, способствуя становлению экономики, основанной на знаниях, на современных информационных технологиях. Кроме того, субъекты МСБ смогут положительно повлиять на реализацию стратегии импортозамещения, обеспечивая тем самым реализацию стратегии национальной и экономической безопасности и способствуя достижению национальных целей.

МСБ функционально обслуживает рынки, которые либо не привлекательны для крупного бизнеса, либо крупный капитал не видит целесообразности вложений в соответствующие сферы деятельности, отрасли или сектора экономики. При этом МСБ имеет определенные особенности, связанные с принятием экономических и финансовых решений. Прежде всего, следует отметить особый характер регламентации деятельности субъектов МСБ со стороны государства, в частности, по вопросам финансового обеспечения и налогообложения. Государство со своей стороны реализует программы поддержки, в том числе финансовой, которые дают реальный шанс для развития МСБ. Кроме того, предусмотрены льготы в условиях налогообложения, что также является фактором эффективности деятельности субъектов МСБ. Также можно выделить особенности

в управленческих решениях, принимаемых индивидуальным предпринимателем, касающихся производства, накопления, инвестиций, которые определяются личными, социальными и экономическими целями.

Среди других особенностей можно отметить высокую мобильность организаций МСБ, включающую в себя быстрый, практически моментальный, перевод ресурсов из одной рыночной ниши в другую, вплоть до перевода активов в другой регион, в другие отрасли или сектора экономики, либо даже в другие страны. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима высокая эффективность. Нельзя не отметить, что МСБ находится ближе всего к потребителю, поэтому обратная связь между собственниками бизнеса и клиентами непосредственная и наиболее быстрая, что позволяет субъектам МСБ практически мгновенно реагировать на любые изменения во вкусах, предпочтениях, других параметрах спроса на свою продукцию или услуги. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции [2].

Таким образом, создание МСБ является относительно несложным, требует подготовки минимального пакета документов, а также позволяет использовать льготный формат налогообложения и возможности поддержки со стороны государства. МСБ не требует огромных затрат в сфере контроля и планирования деятельности, равно как и в плане организации и мотивации работников. Вместе с тем у МСБ в силу его масштаба и особенностей имеется существенный недостаток, который можно отнести и к особенностям: организациям МСБ в силу высоких рисков предпринимательской деятельности и относительно небольшого размера активов сложно привлекать дополнительное финансирование, особенно на стадии их становления.

Кроме того, руководителям субъектов МСБ необходимо самостоятельно ориентироваться практически во всех вопросах ведения производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, налогообложения и т.д., что требует высокого профессионализма и максимальной отдачи от предпринимателей. Субъекты МСБ не могут в короткие сроки увеличить объемы производства товаров и услуг, например, в случае резкого роста спроса на продукцию. Субъекты МСБ крайне подвержены любым внешним шо-кам, например, влиянию изменений в законодательстве, экономических условиях ведения бизнеса, включая налогообложение, доступность финансовых и иных ресурсов.

Субъекты МСБ не могут привлекать кредитные и инвестиционные ресурсы в экономике на таких же выгодных условиях, как крупные бизнес-структуры. Коммерческие банки больше нацелены на привлечение длинных денег из-за рубежа под небольшой процент и размещение этих средств под кредиты с более высокими процентами для населения с более высокой вероятностью возврата и меньшими рисками. Поэтому малый бизнес просто вынужден использовать альтернативные источники привлечения дополнительного финансирования, в том числе используя современные цифровые технологии, интернет, блокчейн технологии, краудфан-динговые технологии. Кроме того, субъекты МСБ не могут активно участвовать в государственных закупках товаров и услуг, поскольку для этого необходимо соответствовать многим требованиям (лицензирование, внесение залога, наличия другой документации).

В связи с изложенным можно обозначить наиболее острые проблемы развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: постоянное отсутствие достаточного объема финансирования; нехватка высококвалифицированных кадровых ресурсов; отсутствие стремления к инновационным изменениям; ограниченные возможности внедрения современных управленческих технологий, в том числе 1Т-технологий, что становится ключевым

фактором конкурентоспособности в условиях продолжающейся тотальной цифро-визации экономики. Также следует обозначить наиболее существенные проблемы в сфере государственной поддержки субъектов МСБ: сложные процедуры и бюрократические сложности при получении поддержки со стороны государства; недостаток информации; высокая конкуренция; дополнительные условия и требования; ограниченные масштабы финансирования [3].

Таким образом, скорости развития современной экономики и конкуренции диктуют бизнесу необходимость добиться желаемых результатов в минимальные сроки. Для более эффективного применения всех

ются различные инструменты и методы, а также инновационные решения. Они сводятся к более эффективному управлению персоналом, к более совершенному контролю, к ускорению и снижению трудозатрат при реализации различных бизнес-процессов.

Наиболее перспективными методами развития МСБ, способными дать наибольший результат, можно считать следующие: рост эффективности системы мотивации трудовой деятельности; повышение инновационной активности МСБ; цифровизация основных процессов и использование информационных технологий; совершенствование системы управления финансовыми ресурсами.

видов экономических ресурсов применя-

Библиографический список

1. Механизм повышения эффективности управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: теоретические и прикладные аспекты / Н.В. Артемьев, А.Л. Баранников, Л.И. Донскова [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. - 218 с.

2. Основы предпринимательской деятельности: учебник / Т.А. Шпилькина, Л.С. Артамонова, Л.А. Биткова [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2024. - 416 с.

3. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. - 219 с.

THE PLACE AND ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE

MODERN ECONOMY

M.A. Evtichov, Graduate Student Witte Moscow University (Russia, Moscow)

Abstract. The presented article reveals the features, place and role of small and medium-sized businesses in the modern economy, substantiates the thesis that in order to increase the efficiency of the functioning of small and medium-sized businesses, appropriate conditions must be created and support from the state must be provided. Based on the results of the study, the most pressing problems that impede the further development of small and medium-sized businesses and possible directions for its transformation, aimed at increasing its efficiency in the economy of the Russian Federation, were identified.

Keywords: small and medium businesses; economy; resource allocation; efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.