Научная статья на тему 'Роль посреднической деятельности в системе повышения предпринимательской активности населения'

Роль посреднической деятельности в системе повышения предпринимательской активности населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
916
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ / ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / ENTREPRENEURSHIP / INCREASING BUSINESS ACTIVITY / MEDIATION / MEDIATION STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русановский Виктор Александрович, Санинский Сергей Александрович

В статье рассматриваются результаты мониторинга предпринимательской активности населения в международном и национальном разрезах. Ведется сравнительный анализ индекса общей предпринимательской активности TEA (Total Entrepreneurial Activity), рассматривается структура и динамика предпринимательских инициатив. В контексте современного состояния предпринимательства в России, определены основные причины, сдерживающие его развитие. Их суть определяется отсутствием первоначального капитала у основной части населения, а также сохранением иждивенческих настроений, сформировавшихся в советский период. С учетом данных факторов торможения предложены возможные направления активизации предпринимательской деятельности. Акцентируется внимание на посреднической предпринимательской деятельности как на одном из наиболее доступных ее видов в отечественных реалиях. Посредническая деятельность рассматривается как самостоятельная сфера экономической работы, выполняющая функцию товарного обращения. Описываются концептуальные преимущества организации посреднического предпринимательства. Подробно исследуется и актуализируется экономическая роль посредничества на микрои макроуровнях. Обозначаются условия, выполнение которых способно стимулировать развитие посреднического предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MEDIATION IN FACILITATING BUSINESS ACTIVITY OF POPULATION

The paper considers the results of monitoring of entrepreneurial activity at the national and international levels. The authors present a comparative analysis of the total entrepreneurial activity index, examine the structure and dynamics of business initiatives. The paper identifies the basic obstacles that hinder the development of business activity in the context of the current state of entrepreneurship in Russia. The inhibitory factors: are lack of initial capital and lingering dependent mentality formed in the Soviet period. In view of these inhibitory factors the authors suggest ways to facilitate business activity and initiative, focus attention on mediation business as one of the most successful in the Russian economy. Mediation business is considered as an independent sphere of economy that performs the function of commodity circulation. The paper describes the conceptual advantages of mediation business development, gives a detailed examination of the economic role of mediation at micro and macro levels, identifies conditions for stimulating the development of mediation business in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль посреднической деятельности в системе повышения предпринимательской активности населения»

удк 338.22 Виктор Александрович Русановский,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, (¿^ Rusanovsky@ssea.runnet.ru доктор экономических наук, профессор,

проректор по научной работе,

СГСЭУ

saninskiy@mail.ru Сергей Александрович Санинский,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламного менеджмента,

СГСЭУ

РОЛЬ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье рассматриваются результаты мониторинга предпринимательской активности населения в международном и национальном разрезах. Ведется сравнительный анализ индекса общей предпринимательской активности TEA (Total Entrepreneurial Activity), рассматривается структура и динамика предпринимательских инициатив. В контексте современного состояния предпринимательства в России, определены основные причины, сдерживающие его развитие. Их суть определяется отсутствием первоначального капитала у основной части населения, а также сохранением иждивенческих настроений, сформировавшихся в советский период. С учетом данных факторов торможения предложены возможные направления активизации предпринимательской деятельности. Акцентируется внимание на посреднической предпринимательской деятельности как на одном из наиболее доступных ее видов в отечественных реалиях. Посредническая деятельность рассматривается как самостоятельная сфера экономической работы, выполняющая функцию товарного обращения. Описываются концептуальные преимущества организации посреднического предпринимательства. Подробно исследуется и актуализируется экономическая роль посредничества на микро- и макроуровнях. Обозначаются условия, выполнение которых способно стимулировать развитие посреднического предпринимательства в России.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, повышение предпринимательской активности, посредническая деятельность, посреднические структуры.

V.A. Rusanovskiy, S.A. Saninskiy

THE ROLE OF MEDIATION IN FACILITATING BUSINESS ACTIVITY OF POPULATION

The paper considers the results of monitoring of entrepreneurial activity at the national and international levels. The authors present a comparative analysis of the total entrepreneurial activity index, examine the structure and dynamics of business initiatives. The paper identifies the basic obstacles that hinder the development of business activity in the context of the current state of entrepreneurship in Russia. The inhibitory factors: are lack of initial capital and lingering dependent mentality formed in the Soviet period. In view of these inhibitory factors the authors suggest ways to facilitate business activity and initiative, focus attention on mediation business as one of the most successful in the Russian economy. Mediation business is considered as an independent sphere of economy that performs the function of commodity circulation. The paper describes the conceptual advantages of mediation business development, gives a detailed examination of the economic role of mediation at micro and macro levels, identifies conditions for stimulating the development of mediation business in Russia.

Keywords: entrepreneurship, increasing business activity, mediation, mediation structures.

Для подавляющего большинства стран предпринимательская деятельность является основой государственной экономики и ключевым элементом современной рыночной парадигмы. Как правило, именно уровень развития предпринимательской деятельности, ее структура и масштабы формируют фундамент экономического благополучия государства и общества. Анализ крупнейших экономик мира позволяет сделать вывод о том,

что доля среднего класса в стране (как ключевого показателя их развитости) прямопропорциональна показателям предпринимательской активности населения. Вследствие этого вовлечение населения в предпринимательскую деятельность и создание необходимых благоприятных условий для ее ведения являются базовыми направлениями государственной политики в большинстве стран мира.

В этом отношении наша страна не является исключением, и развитие предпринимательской активности населения становится одной из основополагающих задач российской экономической политики. В последнее время государством были сделаны конкретные шаги в этом направлении, однако результаты оставляют желать лучшего.

На начало 2012 г. общая численность экономически активного населения России составляла 75 752,0 тыс. человек, при этом количество занятых в экономике страны равнялось 70 731,8 тыс. человек (рис. 1) [7].

80 -78 76 74 72 70 68 66 64 62 60

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

■ Занятое население ■ Безработные

Рис. 1. Динамика численности экономически активного населения, млн человек

В настоящее время лишь 14,1% (10 млн человек) экономически активного, или 7% общего, населения России вовлечены в предпринимательскую деятельность. Таковы результаты исследования, проведенного в 2012 г. специалистами СПбГУ в рамках «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global Entrepre-neurship Monitor - GEM) [7]. При этом количество россиян, желающих заняться предпринимательской деятельностью в обозримом будущем, также невелико. В результате этого исследования были получены данные о том, что только 3,8% наших соотечественников планируют открыть собственное дело в ближайшие три года. Следует учитывать, что данный показатель в странах БРИКС намного выше и составляет в среднем 21%, а в странах Восточной Европы он доходит до 24%. При этом половину россиян, имеющих предпринимательские намерения, составляют уже действующие предприниматели, планирующие открыть новый бизнес. Новичков же среди возможных предпринимателей всего 2%. Следует отметить, что сравнение с данными странами является вполне справедливым, так как структура их экономик и

100%

80%

60%

40%

20%

0%

ми кропредприятия

I малые предприятия

I средние предприятия

исторический опыт развития предпринимательства вполне соответствуют российским. Если же брать статистику более развитых стран, то там показатели еще более весомые.

Еще одним ключевым показателем в мониторинге предпринимательской деятельности следует считать индекс общей предпринимательской активности. Он рассчитывается как процент нарождающихся предпринимателей (nascent) и/или владельцев вновь созданного бизнеса в общей структуре населения от 18 до 64 лет. При этом нарождающимися предпринимателями считаются люди, которые только начинают создавать свой бизнес, а владельцами вновь созданного бизнеса называются предприниматели, время существования компаний которых не более 3,5 лет [7].

Для России индекс TEA, по результатам, полученным в рамках того же исследования GEM, равен 4%, что, в свою очередь, является одним из самых низких показателей среди стран - участниц исследования, число которых равнялось 69.

Анализируя показатель общего количества населения России, вовлеченного в предпринимательскую деятельность, следует отметить его неоднозначность. Результатом исследования, проводимого специалистами СПбГУ, следует считать число людей (10 млн человек), которые осуществляют или вовлечены в реализацию каких-либо бизнес-функций. Однако число людей, ведущих реальную предпринимательскую деятельность в настоящее время и с соблюдением процедурных требований, гораздо меньше. Приблизительное значение мы можем получить, проанализировав рис. 2.

Исходя из представленных данных по количеству зарегистрированных и, самое главное, действующих ИП, можно с уверенностью говорить, что практически 2 млн человек ведут предпринимательскую деятельность. Определить же конкретное количество людей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в статусе юридического лица, крайне сложно. Вследствие этого выявить фактическое число предпринимателей в нашей стране не представляется возможным, однако можно уверенно говорить о количестве людей, работающих на

1013455

1872331

227065

2573

Юридические лица

1013455

227065

25734

40995

749

Индивидуальные предприниматели

1872331

40995

749

Рис. 2. Количество предприятий, осуществляющих деятельность (на начало 2011 г.)

предприятиях малого и среднего бизнеса, в рамках которых функционирует и организуется большинство предпринимательских структур. Этот показатель составляет 19 млн человек, что соответствует 13,4% от общей численности населения и 25% от численности экономически активного населения. Подобные значения следует считать крайне низкими даже на фоне двух ключевых для сравнения групп - стран БРИКС и государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Данное обстоятельство в первую очередь связано с тем, что лишь 0,4% россиян расположены организовывать предприятие с более чем 20 вакансиями, а с количеством рабочих мест от 0 до 5 - 1,9%. Данная статистика представляется весьма полезной в свете такой общественно-государственной роли предпринимательства, как создание рабочих мест [7].

Основные причины, сдерживающие рост предпринимательской активности, по-прежнему кроются в исторической ментальности нашего населения, а также недостаточности государственной работы в этой сфере. Большинство людей не поменяли иждивенческих настроений, сформировавшихся в период плановой экономики, и с опасением и неохотой воспринимают возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Основным же фактором, сдерживающим предпринимательскую активность, следует считать отсутствие первичного капитала у российского населения и недостаточный уровень доступности кредитных программ. Необходимо учитывать и крайне низкий уровень просветительской государственной кампании в этой области, которая наравне с общей экономической безграмотностью не позволяет сформировать у населения уверенность в доступности и возможности реализации некоторых видов предпринимательской деятельности

К одному из таких видов предпринимательства можно отнести посредничество, обладающее комплексом ключевых преимуществ, первостепенными из которых следует считать допущение отсутствия начального капитала и глубоких профессиональных компетенций в данной сфере деятельности.

Для экономической системы, в основе которой лежат рыночные принципы хозяйствования, является типичным наличие разветвленной сети посреднических организаций различного вида и типа. Предприятия такого рода представляют собой сложный хозяйственный механизм, исследование функционирования деятельности которого обнаруживает специфические цели, средства, формы, методы воздействия и внутренние возможности самосовершенствования. При этом динамичное развитие посредничества в условиях трансформации рыночных отношений изменяет его структуру и функции [8].

В современной экономике роль того, кто умеет продать товар, так же важна, как роль того, кто его изготавливает. Именно поэтому наличие и степень развития посреднических структур в системе товарного распределения детерминируют общий уровень производственно-коммерческих отношений, а перспективы их роста напрямую зависят от предпринимательской активности населения и методов ее стимулирования.

Посредническая деятельность представляет собой самостоятельную сферу экономической работы, осуществляющую функцию товарного обращения. Данная форма является связующим звеном между производством и обусловленным им распределением, с одной

стороны, и потребителем - с другой. Непосредственными целями посреднических предприятий является доведение готовой продукции до конечного потребителя и получение прибыли. Как самостоятельные структуры, данные предприятия выполняют ряд экономических и социальных функций, при этом в условиях развития и совершенствования рыночных отношений их роль не только возрастает, но и качественно совершенствуется, так как сфера обмена является превалирующей [8].

Посредниками выступают фирмы или независимые физические лица, коммерческая деятельность которых помогает предприятиям-производителям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты [8]. Стремление производителя избегать посреднических структур, с одной стороны, приводит к росту транспортно-складского хозяйства, с другой - укрепляет и координирует связи с потребителями. В то же время увеличение числа посредников, используемых фирмой-производителем, снижает ее затраты на транспортирование и хранение товара, но одновременно лишает ее непосредственного взаимодействия с потребителями, снижает эффективность использования обратной связи с клиентами.

Внедрение и стимулирование развития посреднической сети в системе распределения являются одной из ключевых сфер сбытовой политики производственных предприятий, осуществляющих свою деятельность как в секторе В2В, так и в секторе В2С. Большинство таких предприятий прагматично заинтересованы в эффективной интеграции с посредническими организациями. Это обстоятельство обусловлено нарастающей конвергенцией экономических интересов предприятий-производителей и предприятий-посредников, которая проявляется в двусторонней заинтересованности в конкурентоспособной продукции, рациональной организации логистических процессов, качественном сервисном обслуживании, а также эффективных коммуникациях с потребителями.

Рассмотренная эксплицитная необходимость развития посреднических систем распределения предприятиями-производителями обозначает современную востребованность посреднических бизнес-структур. Однако помимо микроэкономической роли посредничества, необходимо отметить значение данного института на макроуровне.

Современное состояние торгово-посреднической деятельности в нашей стране говорит о возможности ее более динамичного развития. Данная гипотеза может быть обоснована целым рядом доказательств, ключевые из которых сводятся к мультипликационной природе данного вида деятельности по отношению к производственной экономике. В настоящее время экономики большинства государств развиваются в четком векторе глобализации торговых отношений между ними. Общий рост потребительского спроса и конкуренции между производителями в разных сферах деятельности обусловливает необходимость расширения коммерческого пространства, в котором они должны реализовывать свою продукцию. Это не требует глубокого теоретического обоснования, так как возможность рентабельной производственной деятельности напрямую зависит от масштабов сбыта продукции, географии этого сбыта и емкостей рынков. Все это заставляет производителей вести агрессивную экспансию на новых рынках сбыта, тем самым наращивая свои производственные мощно-

сти, увеличивая количество производимых товаров и адаптируя их под специфические особенности конкретных рынков. Подобные предпринимательские принципы развития производства в конечном счете ведут к росту целого комплекса показателей как экономического, так и потребительского характера. С одной стороны, увеличение масштабов производства за счет расширения сбыта продукции позволяет получать гораздо больший предпринимательский доход и нивелировать конкурентные риски. С другой стороны, рост производства в различных секторах экономики первостепенным образом влияет на положительные изменения макроэкономических показателей (в том числе и уровень безработицы). Наконец, насыщенность рынка товарами большего числа производителей неизбежно приводит к их большей доступности для потребителя и росту потребительской удовлетворенности в целом.

Таким образом, решение насущных предпринимательских задач в области расширения объемов сбыта продукции может иметь многофакторное значение, в частности повышение общей предпринимательской активности населения. Однако это возможно только в случае активного участия государственных и общественных институтов в стимулировании предпринимательской

деятельности, а также системном распространении информации о доступности ее отдельных видов.

1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Питер, 2005.

2. Бращей А.А. Развитие государственной политики в области поддержки субъектов малого предпринимательства // Вестник СГСЭУ. 2008. № 4 (23).

3. Войнова С.И., Савельева И.П. Оценка предпринимательской активности: сущность и виды экономической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1.

4. Завьялова Л.В., Китаева Т.Н. К вопросу о роли и значении посреднической деятельности в рыночной экономике // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 2.

5. Зикунова И.В. Политика управления предпринимательской активностью // Российское предпринимательство. 2010. № 11 - 12.

6. Карасёва Л.А. Экономический потенциал предпринимательства как макроэкономического явления // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1.

7. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» / Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб., 2013.

8. Санинский С.А. Формирование и развитие системы взаимодействия производителей и потребителей машиностроительной продукции. М.: Научная книга, 2010.

9. Чеберко Е.Ф. Теоретические основы предпринимательской деятельности: макроэкономический аспект. СПб.: СПГбУП, 2009.

Сергей Андреевич Чудинов,

аспирант кафедры региональной экономики и менеджмента, Воронежский институт экономики и социального управления

УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Обсуждаются актуальные проблемы управления муниципальной собственностью в современных условиях российской экономики. Проводится анализ управленческой практики, в результате которого выявляются недостатки действующей модели управления муниципальным имуществом. Одним из существенных недостатков этой модели признается отсутствие единой системы оценки объектов недвижимости, которая могла бы обеспечить соответствие результатов оценки рыночным ценам. Это приводит к перманентному занижению стоимости объектов недвижимости, а значит и к сокращению поступлений в муниципальный бюджет. Подчеркивается целесообразность рассмотрения системы управления муниципальной собственностью с позиции действия процессов коммерциализации пользования собственностью. Предлагаются основные направления повышения эффективности управления муниципальной собственностью: 1) совершенствование институционального обеспечения деятельности предприятий государственного сектора, применение стратегического и программно-целевого управления; 2) проведение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, постановка на свой баланс бесхозяйных объектов муниципальной собственности; 3) формирование и расширение сферы действия государственно-частного партнерства (государство - муниципалитет - частный бизнес) в экономике и социальной сфере региона. Данные направления предусматривают активное использование механизмов аутсорсинга и маркетинговых технологий, а также проведение PR-кампаний, ориентированных на повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

Ключевые слова: муниципальная собственность, управление муниципальной собственностью, коммерциализация пользования собственностью, маркетинг.

S.A. Chudinov

MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT: CHALLENGES AND WAYS TO IMPROVE

The paper discusses topical issues of municipal property management under the current conditions of the Russian economy, analyzes management practice, identifies deficiencies of the current model of management of municipal prop-

удк 338.24

IBI s_a_h_89@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.