Роль посредничества в повышении экономической целесообразности и эффективности деятельности современных компаний The role of mediation in enhancing the economic viability and efficiency of modern
companies
А московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15065 Нехаенко Софья Александровна,
магистр 3 курс (заочное отделение), Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Nekhaenko Sofya Aleksandrovna, мaster 3 course (correspondence Department), St. Petersburg state University of industrial technologies and design
Аннотация: В статье рассматривается роль посредничества в повышении экономической целесообразности и эффективности деятельности современных компаний. Автор приходит к выводу, что посредническая деятельность позволяет повысить производительность труда непосредственных производителей товаров на базе углубления специализации, ускоряет темпы оборачиваемости (кругооборота) капитала, позволяет насытить товарные рынки до объективно требуемых размеров и осуществлять функционирование непосредственных товаропроизводителей с учетом интересов конечных потребителей.
Существование посреднической деятельности происходит до тех пор, пока она сохраняет способность к распределению товаров (услуг) с большим эффектом и выгодой, нежели сами производители, по причине чего возникает возможность значительного снижения стоимости, уплачиваемой потребителями за товары и услуги. Summary: The article discusses the role of mediation in improving the economic feasibility and efficiency of modern companies. The author comes to the conclusion that mediation activity allows to increase productivity of direct producers of goods on the basis of deepening of specialization, accelerates rates of turnover (circulation) of the capital, allows to saturate
commodity markets to objectively required sizes and to carry out functioning of direct producers taking into account interests of final consumers.
The existence of brokering takes place as long as it retains the ability to distribute goods (services) with greater effect and benefit than the producers themselves, which makes it possible to significantly reduce the cost paid by consumers for goods and services.
Ключевые слова: посредничество, экономическая целесообразность, эффективность деятельности, коммерческие компании.
Keywords: mediation, economic feasibility, efficiency of activity, commercial companies.
Актуальность исследования посредничества, выступающего экономическим феноменом, имеет связь с исключительной распространенностью указанного явления в практике мировых экономических отношений. Особенно важно изучать посредничество применительно к Российской практике, где построение эффективной коммерческой инфраструктуры рынка продолжается по сей день. С учетом необходимости встроиться в систему глобального рынка, а также по причине отсутствия эффективных менеджеров после распада социалистической системы российским компаниям пришлось обращаться за помощью к специализированным независимым зарубежным фирмам, а также к тем отечественным посредническим компаниям, которые смогли быстро сориентироваться в имеющихся экономических условиях [6].
Сегодня в развитых странах посредническая деятельность имеет тенденцию устойчивого роста, а само значение посреднических компаний в современной международной экономике сложно переоценить. Посредники, в лице оптовых и розничных компаний, - это важнейший механизм сбыта продукции на глобальном рынке. Многолетним опытом зарубежных компаний доказано, что конечный эффект от использования посредников превышает таковой, если производитель создает собственную сбытовую сеть. Особенно значительную роль посредники играют в продаже за рубежом товаров массового спроса, так как в данном случае за счет близости к потребителям и мобильности в приспособлении к изменяющимся потребностям эффект их деятельности значительно возрастает. Примерами могут служить сбытовые структуры крупнейших транснациональных корпораций (General Motors, IBM, Nestlé, Mitsubishi), осуществляющих реализацию своих товаров посредством огромной сети посреднических компаний по всему миру. Крупными компаниями в основном используются посредники на труднодоступных рынках и в процессе реализации второстепенных видов продукции. В свою очередь, малому и среднему бизнесу часто нельзя обойтись без использования посредников во всех направлениях своей деятельности, что связано с недостатком
внутренних материальных, трудовых и информационных ресурсов. При этом в некоторых сферах международного бизнеса посредники уже стали незаменимым элементом: например, в биржевой торговле, а также при участии в международных тендерах компании посреднические структуры необходимы [11].
В современной экономике через участие посредников активизируется рыночный обмен. Они осуществляют конструирование коммуникативных, институциональных, нормативных, информационных, социальных и других механизмов (каналов), упрощающих, расширяющих и ускоряющих связи продавца и покупателя в различных секторах экономики. Посредники несут на себе бремя затрат иных субъектов хозяйствования, изучая параметры конкретной среды и разрабатывая необходимые технологии и механизмы адаптации к ней [7]. Посредник - это специалист, выступающий в качестве доверенного лица субъекта хозяйствования, адаптированный в данной среде, предлагающий схему экономического обмена, учитывающий местные условия и конкретную социально-экономическую ситуацию. Посредник является экономическим агентом, обладающим лояльностью по отношению к потребителям своих услуг, материальной заинтересованностью и необходимой экономической компетентностью, он способен к минимизации трансакционных и социальных издержек своих клиентов. Соответственно, посредник, с одной стороны, - это необходимое дополнительное звено при совершении сделки, он выполняет чисто экономические функции, с другой стороны он - амортизатор и адаптер, оптимизирующий воздействие социальных факторов, в рамках которых происходит функционирование конкретной системы контрактных отношений.
На сегодняшний день в экономической науки нет единого понимания посреднической деятельности как вида экономического поведения. Одними авторами посредническая деятельность определяется как вся торговая деятельность, направленная на продвижение товаров, работ, услуг от производителя к потребителям, они подразумевают только реализацию товара (иногда работ и услуг), но не приобретение его. Соответственно, прослеживается однонаправленность посреднической деятельности на сбыт и реализацию.
По мысли других авторов, экономическая сущность посреднической деятельности более широкая, она должна быть рассмотрена посредством призмы науки права и «институционального подхода», в качестве правового института, призванного регулировать экономические отношения хозяйствующих субъектов, причем, регулирование может осуществляться в формах представительства, договора в пользу третьего лица и проч.), а также оно может существовать в экономических рамках, не имея
соответствующего правового выражения [5], и призвано установить связи двух и более лиц через посредство другого, третьего лица.
Посредническая деятельность обладает многозначностью и может быть:
1) способом разрешения споров (в том числе, имеющих международный характер);
2) видом участия на рынке ценных бумаг (здесь выполняются специальные функции по совершению сделок на фондовых, товарных и валютных биржах маклерскими конторами, фирмами или отдельными лицами (брокерами);
3) видом деятельности в сфере коммерческого оборота, в том числе в сфере внешней торговли.
Большая час авторов считает, что посредническая деятельность осуществляется хозяйствующие субъекты, занимающими срединное положение в акте товарообмена между двумя другими субъектами, сводящими производителя и покупателя или совершающими торговую сделку.
На основании анализа различных подходов к определению посреднической деятельности можно сформировать их основные группы:
- Посредническая деятельность - содействие в сделке, деятельность, которая призвана достичь соглашения различных лиц и ограничивающаяся стадией переговоров между сторонами [6]. Сторонники данной трактовки полагают, что посредник только «сводит» стороны, являясь согласующим звеном между ними [8].
Иллюстрируя данный подход, можно рассмотреть общую трактовку посреднической деятельности, которая представлена в Налоговом кодексе РФ: здесь исследуемая категория рассматривается в качестве «экономической деятельности, осуществляемой одним лицом в интересах другого лица, основой такой деятельности является договор поручения, комиссии или иного аналогичного договора» [5]. Посреднические операции по НК РФ - это операции, которые имеют цель обеспечить интересы каких-либо лиц действиями другого лица [8].
- Посредническую деятельность рассматривают или в качестве коммерческого, или торгового посредничества. Так, по мысли В.В. Щербакова и А.В. Парфенова [3], именно коммерческое посредничество ближе к классическому пониманию посреднической деятельности, обозначенному в первом подходе, а торговое посредничество - это выполнение специализированных функций обращения в оптовой и розничной торговле. В данном значении посредническая деятельность - это осуществление торговой деятельности товарами несобственного производства (товарами, принадлежащими другим лицам) [5]. При этом фирмы, которые осуществляют подобную деятельность, являются
независимыми: они не выступают в качестве производителей и конечных потребителей находящейся в сфере реализации продукции и производят любые операции с товаром на свое усмотрение [9].
- Коммерческое и торговое посредничество является единым видом бизнеса и представляет собой сложную оперативно-организационную систему, призванную обеспечить совершение процессов купли-продажи, учитывая текущие и перспективные рыночные изменения, чтобы полностью удовлетворить спрос и получить прибыль; и деятельность, позволяющая всем участникам коммерческого оборота осуществлять успешное взаимодействие с учетом взаимной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок [8].
В концепцию коммерческо-посреднической деятельности включается трактовка субъекта торгово-посреднического бизнеса, который выступает как физическое или юридическое лицо, которому знакомы основы и этика делового поведения, которое обладает специальными навыками и компетентно в определенной отрасли (виде бизнеса), умеет понять многочисленные и разнообразные вкусы и предпочтения своих клиентов, а также четко и объективно прогнозирует интересы и действия, как собственные, так и своих партнеров.
Таким образом, можно сказать, что имеются множественные точки зрения, касающиеся определения посреднической деятельности в коммерческом обороте. Однако, в определениях исследователей присутствуют общие черты:
- действия посредника всегда осуществляются в чужих интересах;
- посредник может совершать и фактические, и юридические действия;
- вступление посредника в оборот возможно и от собственного имени, и от имени клиента, всегда за его счет;
- количество субъектов, с которыми посредник вступает в отношения, не мене двух;
- основной задачей посредника является оказание содействия заинтересованным лицам в процессе достижения ими желаемого результата, при этом, посредник совершает действия, предусмотренные в соглашении между посредником и его клиентом.
Важная характеристика посреднической деятельности — это её видовое разнообразие. Посредничество может быть финансовым, страховым, информационным, коммерческим, посредничеством в канале продвижения.
Финансовыми посредниками обеспечивается стабильное финансирование важных общественных нужд, экономятся издержки, направляемые на поиск денежного капитала,
обеспечивается рациональное распределение капитала, стимулируется предпринимательская деятельность и платежеспособный спрос.
Страховые посредники работают с предприятием, решившим не принимать на себя значительное количество различных рисков, такие риски передаются страховщику, то есть страховой компании, и если наступает непредвиденное событие, ущерб будет возмещен не только за счет предприятия.
Информационный посредник занимается от имени другого лица отправкой получением или хранением электронных документов или предоставляет другие услуги в отношении данных документов.
Коммерческая посредническая деятельность является продуктом товарного производства, если необходимо посредничество между товаропроизводителем и потребителем. Коммерческим посредническим организациям свойственно выступать поставщиками специфического продукта - услуги, ее потребительская стоимость получает выражение в способности преодолеть организационно, экономически и пространственно разобщенных субъектов рынка.
Коммерческой посреднической деятельностью осуществляются функции
продвижения товара (услуги) на рынок и его передача от производителя товара (услуги) к потребителю.
Коммерческий посредник занимается поиском контрагента, подготовкой и совершением сделки, кредитованием сторон и предоставлением гарантий оплаты товара покупателем, осуществлением транспортно-экспедиционных операций, страхованием товаров при транспортировке и хранении, выполнением таможенных и иных формальностей (например, по сертификации товара), также они исследуют рынок сбыта и осуществляют информационное обслуживание контрагента, проводят рекламные и другие мероприятия, связанные с продвижением товаров (услуг) на рынки, осуществляют предпродажный сервис и техническое обслуживание [10].
Таким образом, посредническая деятельность позволяет повысить
производительность труда непосредственных производителей товаров на базе углубления специализации, ускоряет темпы оборачиваемости (кругооборота) капитала, позволяет насытить товарные рынки до объективно требуемых размеров и осуществлять функционирование непосредственных товаропроизводителей с учетом интересов конечных потребителей.
Существование посреднической деятельности происходит до тех пор, пока она сохраняет способность к распределению товаров (услуг) с большим эффектом и выгодой,
нежели сами производители, по причине чего возникает возможность значительного снижения стоимости, уплачиваемой потребителями за товары и услуги.
Посредническая деятельность является привлекательной как для заказчиков услуг, так и для посредников и сегодня является многогранной и высоко специализированной отраслью коммерческой деятельности.
Сегодня имеет место тенденция усиления роли посреднической деятельности. Укрупняются и объединяются торгово-посреднические фирмы, создаются крупные монополии и транснациональные корпорации с их участием.
Список литературы
1. Арутюнов Ю. Л. Финансовый менеджмент. - М. : КНОРУС, 2007. - 312 с.
2. Гриффитс А., Уолл С. Экономика для бизнеса и менеджмента. М., 2007. С. 345.
3. Гусева Т. А. Коммерческое право. - М. : Инфра-М, 2004. - 290 с.
4. Илюшина М. Н., Челышев М. Ю., Сит-дикова Р. И. Коммерческое право. - М. : КНОРУС, 2002. - 318 с.
5. Карпов Ю., Рычков Д. Посредники в международной торговле. Возможности для российских поставщиков. - ИКЬ: www.rbc.ru/ archive/articlestr.asp?aid=1856.
6. Куценко С. В. Посредничество как явление современного российского общества // Омский научный вестник. - 2007. - № 1. - С. 84-88.
7. Куценко С.В. Экономические аспекты посредничества в современном обществе // Проблемы современной экономики. 2008. 1(25).
8. Ланина И. Б. Оформление документов при посреднических операциях // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 1. - С. 20-33.
9. Лукашенко, Е.А. Роль посредников в повышении эффективности международного бизнеса / Е.А. Лукашенко // Экономические науки. - 2010. - №8(69). - С. 269-272.
10. Масленников В. В. Посредническое предпринимательство. - М. : ИНФРА-М, 2003.272 с.
11. Пыркова Г. Х. Экономическая сущность финансового посредничества // Вестник КГФЭИ. - 2007. - № 1. - С. 14-17. - URL: http:// elibrary.ru/author_items .asp?authorid=5 87517.
12. Трунина, Е.В. Коммерческое право : Учеб. пособие / Е.В. Трунина. - М.: Экономист, 2008. - 425 с.
Literature
1. Arutyunov Yu. l Financial management. - M. : KNORUS, 2007. - 312 p.
2. Griffiths A., wall, S. Economics for business and management. M., 2007. S. 345.
3. Guseva T. Commercial law. - M.: Infra-M, 2004. - 290 p.
4. Ilyushin M. N., Chelyshev, M. I., sit-Dikova, Commercial law. - M. : KNORUS, 2002. -318 p.
5. Karpov, Rychkov, D. Intermediaries in international trade. Opportunities for Russian suppliers. - HICCUP: www.rbc.ru/ archive / articlestr.asp?aid=1856.
6. Kutsenko S. V. Mediation as a phenomenon of modern Russian society // Omsk scientific Bulletin. - 2007. - № 1. - P. 84-88.
7. Kutsenko S. V. economic aspects of mediation in modern society // Problems of modern economy. 2008. 1 (25).
8. Lanin, I. B. documents for brokerage operations // Audit statements. - 2009. - № 1. - P. 2033.
9. The role of intermediaries in increasing the efficiency of international business / E. A. Lukashenko // Economic Sciences. - 2010. - №8 (69). - P. 269-272.
10. Maslennikov V. V. Intermediary business. - M. : INFRA-M, 2003.- 272 p.
11. Pyrkov, G. H. Economic essence of financial intermediation // Vestnik ksfei. - 2007. - № 1. - P. 14-17. - URL: http:// elibrary.ru/author_items ahhh!asp?authorid=5 87517.
12. Trunina, E. V. Commercial law : Textbook. manual / E. V. Trunina. - Moscow: Economist, 2008. - 425 p.