ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 323.285
СОЦИОЛОГИЯ ОПТОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИХ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ*
С. В. ТОКМАНЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда E-mail: [email protected] Уральский социально-экономический институт (филиал) Академии труда и социальных отношений
В статье отмечается, что в современных экономических условиях оптово-посреднические, торговые предприятия и другие субъекты хозяйствования из-за жесткой конкурентной борьбы вынуждены не только повышать технический уровень деятельности, но и улучшать качество продукции и услуг, снижать издержки, совершенствовать систему послепродажного обслуживания и т. п., т. е. стремиться через продукцию и услуги соответствовать потребностям различных слоев населения, домашних хозяйств и социальных групп. В проблемном поле социологии оптово-посреднических организаций разрабатываются концепции управленческого процесса как исключительного типа экономического и социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами отношений с потребителями и производителями. Социологические перспективы исследования деятельности и отношений оптово-посреднических организаций в процессе управления определяются изучением специализации в разделении функций, экономических статусных позиций, а также социальных результатов принимаемых управленческих решений в процессе обслуживания потребителей и оценки эффективности и качества управления обслуживанием производителей.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском социально-экономическом институте (филиале) Академии труда и социальных отношений.
Ключевые слова: оптово-посреднические организации, социология управления, функции управления, потребители, производители, товары, услуги.
«...с закатом Римской империи торговля пришла в упадок, а вместе с ней, по всей вероятности, снизилось и благосостояние общества и отдельных социальных групп. И причина не в том, что выросли транспортные издержки, а в том, что с расширением региона торговли выросли трансакционные издержки, а целостные политические системы, способные эффективно охранять правопорядок и соблюдение законов, исчезли».
Дуглас Норт,
лауреат Нобелевской премии
Социальная природа и деятельность социально-экономической направленности операторов оптово-посреднических услуг объективны и реализуются через оптовую торговлю товарами и услугами для населения, хозяйствующих субъектов и государства. Оптовая торговля - объективная экономическая, функциональная и социальная реальность, официально зарегистрированная и организованная в соответствии с действующим экономическим законодательством в сфере услуг, предпринимательская
деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их в целях опосредованного и эффективного использования в соответствии с планами и задачами, а также перепродажи производителям, розничным торговцам, домашним хозяйствам, другим оптово-посредническим фирмам, а иногда -непосредственно конечным потребителям. Оптово-посреднические организации - юридические лица или отдельные физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые принимают на себя или организовывают условия для передачи другим участникам экономических и социальных отношений права на конкретные, а не абстрактные товарно-материальные ценности (ТМЦ) или услугу в цепи взаимодействия «производитель-потребитель». Использование оптово-посреднических организаций (ОПО) в сфере обращения целесообразно и выгодно прежде всего для производителей, а также для потребителей, снижая количество связей и времени для поиска нужного товара. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом участников при реализации товаров и услуг. Также реализуется непосредственная доступность товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или услуги при движении до места или рынка сбыта. С помощью ОПО можно уменьшить количество прямых контактов производителей с потребителями, что характеризует прямую социальную функцию ОПО, в том числе экономится время потребителей для других профессиональных, общественных, личных задач. ОПО «дарит» время и это дает человеку возможность удовлетворять свои потребности и желания.
Как правило, между производителем и потребителем стоят два вида посредников. На рынке потребительских товаров - это оптово-посредни-ческие организации и розничные торговцы (РТ). Оптово-посреднические организации закупают ТМЦ большими партиями, РТ - по несколько десятков единиц.
При продаже товара напрямую потребителю производитель получает весь доход, но ему необходимо следить за спросом и эффективностью продаж. Он должен продавать свой товар столь же эффективно, как и профессиональный дистрибьютор, и за ту же цену. Часто дистрибьюторы в течение многих лет постепенно вкладывают значительные суммы в организацию складирования и транспортировки. Производителю же для обеспечения столь же эффективного сбыта продукции потребуется затратить солидные средства за короткий срок. Поэтому целесообразно
каждому заниматься профильным делом: производителю - производить, оптово-посредническим организациям - доставлять товары до потребителей, реализуя экономическую и социальную функции управления продажами и сервисом.
Выполняя социальное и экономическое предназначение, в качестве посредников могут выступать оптово-посреднические организации, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование ОПО, можно выделить следующие:
- организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
- создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли, социальных приоритетов потребителей и распределения.
Оптово-посреднические организации благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведения его до целевых рынков.
При передаче части функций ОПО издержки обращения (следовательно, и цены) предприятия-производителя часто ниже. ОПО в этом случае должны взимать плату, чтобы покрыть свои издержки обращения. Проблема в том, какую часть функций будет выполнять производитель, а какую - ОПО. Это проблема рационализации деятельности, результативности, социальной и экономической эффективности. Если появится возможность более результативно выполнять функции управления и функциональные, социальные и экономические требования, будут произведены оптимизационные изменения в системе экономического и социального управления.
Для более полного понимания значения и экономической и социальной роли оптово-посредни-ческих фирм в современных условиях необходимо дифференцировать и описать основные реализуемые ими функции экономического и социального управления.
Несмотря на то, что промышленные предприятия занимают лидирующее положение в финансировании и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оптово-посредническое звено экономики активно занимается научно-исследовательской деятельностью. Это происходит через сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена и распределения материальных ресурсов в сфере обращения. Решают ОПО и соци-
альные задачи (например, снижая оптовые цены и проводя акции доступности прямых продаж).
В целях повышения уровня информационной осведомленности о состоянии рынков и спроса потребителей на товары и услуги, для совершенствования системы продвижения товаров до потребителей оп-тово-посреднические фирмы обязаны осуществлять маркетинговые исследования и стимулирование сбыта продукции. Реализация данной функции возможна через создание, развитие и распространение информации о характеристиках и свойствах товара, его качестве, потребительской, экономической и социальной привлекательности и коммуникативной ценности.
При решении сложных задач в процессе ведения оптово-посреднической деятельности немаловажным фактором, оптимизирующим деятельность оптово-посреднических фирм, является исследование конъюнктуры рынка, религиозной и социальной принадлежности потребителей, в том числе через реализацию функции инновационного развития и налаживание контактов для формирования и поддержания разносторонних связей с потенциальными потребителями и партнерами.
Важными экономическими и социальными функциями управления оптово-посреднической деятельностью являются:
- функция повышения качества товара;
- выполнение стандартов качества;
- формирование свойств и характеристик товара под требования покупателей.
Особенно это касается предприятий, занимающихся следующими видами деятельности:
- производство;
- сортировка;
- монтаж;
- применение тары и упаковка.
Неопределенность конкурентной среды и неоднородность решаемых проблем в ходе оптово-посреднической деятельности требуют адаптации в конкурентной среде, проведения переговоров с конкурентами, партнерами и потребителями в целях, например, осуществления попытки согласования цен для партнеров и социальных групп и прочих условий для функционирования на рынке.
Невозможно исключать необходимость реализации функции по организации и управлению товародвижением, а также транспортировкой и складированием товарно-материальных ценностей. Качество выполнения этой ключевой функции характеризует основные результативные свойства
и компетенции оптово-посреднических фирм, предоставляет данные для сравнения возможностей фирмы с конкурентами, наценки и издержек товарооборота оптово-посреднической организации.
Функциональное экономическое и социальное обеспечение деятельности оптово-посредничес-кого звена экономики (особенно в периоды начала деятельности, конкурентного противостояния и экономического кризиса) невозможно без организации эффективного финансового менеджмента, реализуемого, например, через финансирование, изыскание и использование средств для покрытия издержек обращения по доставке товара до потребителей в логистической цепи взаимодействия и каналах распределения продукции. И чем насыщеннее конкурентная борьба, существеннее бюрократические преграды, глубже экономический кризис и выше издержки обращения, тем более жесткими становятся требования к процессу учета различных негативных факторов и угроз в текущей деятельности оптово-посредничес-ких фирм и прогнозе их деятельности.
В связи с этим выявление, анализ, учет угроз, их уменьшение и исключение являются мерами оперативного и упреждающего воздействия на координацию деятельности организаций через, например, принятие на себя ответственности под влиянием угроз за доведение товаров до конечных потребителей. Планомерное выполнение первых пяти функций способствует заключению и оформлению сделок, а последующих трех - реализации и завершению уже заключенных контрактов и сделок. Важно подчеркнуть, что вопрос состоит не в том, как и зачем эти функции выполнять, а скорее в том, кто должен их выполнять, т. е. практически и эффективно реализовывать. Панораме перечисленных функций присущи три общих свойства:
- они поглощают дефицитные материальные ресурсы;
- нередко могут быть выполнены лучше благодаря специализации деятельности;
- могут выполняться и ОПО, и производителями.
Если часть их берет на себя производитель, его издержки обращения соответственно растут, а цены должны быть выше [1, 2, 3].
Подробно охарактеризуем оптовых посредников с социальной и экономической точек зрения, приведем показатели их деятельности и виды для понимания их роли в экономике и в социальном управлении логистикой.
Используя классификацию оптовых посредников, осуществленную Е. А. Голиковым [5], Н. И. Войткевич [4] и Г. Г. Ивановым [7], дополнив ее, оптово-посреднические организации можно типизировать по 27 критериям и рассмотреть соответствующие их виды в системе экономического, функционального и социального управления.
1. С полным циклом обслуживания:
- регулярные оптовые торговцы;
- дистрибьюторы товаров промышленного назначения.
По циклу обслуживания среди ОПО выделяют посредников с полным и неполным циклами обслуживания. Оптовик с полным циклом обслуживания предоставляет такие услуги, как хранение, переработка товарных запасов, кредитование, организация доставки ТМЦ, управление поставками, складированием и др. По функциям и возможностям - это или организации, торгующие оптовыми партиями ТМЦ, или дистрибьюторы товаров промышленного назначения.
2. С неполным циклом обслуживания:
- консигнаторы;
- консигнанты;
- коммивояжеры;
- посылторговцы.
Оптово-посреднические организации с ограниченным циклом обслуживания существуют в нескольких видах: они предоставляют своим поставщикам и потребителям узкий спектр экономических и социальных услуг. С неполным циклом обслуживания среди оптово-посреднических фирм выделяют консигнаторов, консигнантов, коммивояжеров и посылторговцев. Консигнатор - это оптово-посредническая организация, реализующая продукцию отечественной фирмы-консигнанта, формирующая политику ценообразования, осуществляющая выполнение социальной функций -реализацию и обеспечение стандартов качества товаров и услуг на территории других государств. Эти организации используют собственную разветвленную и концентрированную складскую систему и от своего имени за определенную плату доставляют до складов продукцию от производителя или собственника товарно-материальных ценностей.
То есть консигнант чаще всего сам обеспечивает ценообразование на продукцию, выполняет контрольную и социальную функции, отслеживая свежесть и качество товара, устраивает внутрифирменные презентации, выставки и экспозиции,
реализует практический учет запасов товарно-материальных ценностей. Оптовики-консигнанты выстраивают свою деятельность на основании права собственности на товар. Расчет с потребителями (например, с розничными торговцами) консигнант ведет по счетам купли-продажи товаров непосредственно покупателям. Таким образом, оптовики-консигнанты реализуют следующие услуги:
- транспортировка продукции;
- монтаж, установка торгового инвентаря, оборудования и стеллажей;
- поставки товаров для пополнения запасов и резервов.
Они осуществляют финансирование затрат и покрытие издержек обращения товаров, находящихся у них в собственности. Часто консигнанты не нанимают маркетинговых кампаний, так как продают рекламируемые товары, например, через производителей или крупные оптово-посреднические фирмы. Оптово-посреднические организации-консигнанты обслуживают бакалейно-гастрономические магазины и розничных торговцев лекарствами, реализуя социальную функцию, предлагая в основном товары непищевого ассортимента [5].
Оптовик-коммивояжер (в отличие от консигнаторов) является непосредственно сбытовым посредником, самостоятельно доставляющим разъездным образом товары, образцы продукции, параллельно рекламируя продукцию, распространяя рекламные буклеты, ассортиментные каталоги и реестры товарной продукции. Оптово-посредническая организация-коммивояжер также занимается ограниченным ассортиментом ТМЦ с небольшим сроком хранения (кондитерские изделия, молоко, хлеб, мясо и др.), которые реализует за наличный расчет.
Оптово-посредническая организация-посыл-торговец редко осуществляет продвижение товаров с помощью традиционных средств. В основном она рассылает рекламные буклеты потребителям на дом или в офис. Рекламируемая продукция разнообразна -косметическая и фармацевтическая продукция, продукты питания и др. Она предназначена для потребителей из разнообразных сфер социальной и экономической деятельности. Клиентами таких ОПО часто являются коммерческие организации, расположенные в городских округах и поселках, иногда - в отдаленных населенных пунктах и в сельской местности. Заказы высылаются потребителям по почте, в том числе - с доставкой различными видами транспорта.
3. По характеру посреднических услуг:
- агенты производителей по сбыту и снабжению;
- брокеры;
- дилеры;
- комиссионеры.
Следующую группу оптово-посреднических фирм можно классифицировать по характеру осуществляемых посреднических услуг.
Предприятия-производители нередко создают собственные сбытовые отделения и конторы, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыт и стимулирование продаж клиентам. Также существуют полномочные агенты по сбыту и агенты по закупкам, которые обычно оформляют долгосрочные взаимоотношения со своими потребителями и приобретают для них необходимые ТМЦ, могут определять соответствие товара требованиям к качеству, доставляют товар к месту назначения, управляют складскими операциями. ОПО создают рабочие места, что формирует условия для обеспеченности различными благами населения.
Сбытовые отделения хранят товарные запасы и создаются в таких сферах производства, как лесная промышленность, производство автокомпонентов и деталей. Сбытовые конторы не хранят товарных запасов и наиболее часто встречаются в сферах производства текстильных, галантерейных товаров и товаров для потребления непосредственно домашними хозяйствами. Некоторые торговцы содержат собственные закупочные конторы. Сбытовые и закупочные конторы часто являются структурным подразделением организации покупателя и производителя-продавца [6].
Оптовики-дилеры приобретают право собственности на товар. Оптовые отделения и офисы предприятий-производителей считаются подразделениями производителей, занимающимися оп-тово-посреднической деятельностью. В отличие от брокеров и агентов, оптовики-дилеры однозначно являются независимыми коммерческими фирмами, приобретающими право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В экономических отношениях названия этих посредников различны: оптовые фирмы, оптовые дистрибьюторы, снабженческие фирмы. Оптовиков-дилеров можно разделить на оптовиков с полным и ограниченным циклами обслуживания и обеспечения потребителей.
Оптово-посреднические организации - агенты и брокеры (в отличие от оптово-посреднических
организаций - дилеров) не являются собственниками ТМЦ и выполняют лишь небольшое количество функций (например, посредничество при купле-продаже ТМЦ). В основном они работают на бирже или вне ее. За свое посредничество агенты и брокеры получают комиссионное вознаграждение в процентном содержании от объема или совокупной цены проданных ТМЦ. Как и дилеры, они часто специализируются по виду и типу ТМЦ либо по типу обслуживаемых ими потребителей. На долю брокеров и агентов приходится 10 % общего оптового оборота [5]. Брокер -посредник между покупателем и продавцом: он не держит запасов ТМЦ, своими средствами в сделке не участвует, проявляет профессионализм торговца без риска потерь. Агент же представляет клиента на долгосрочной основе. Оптово-посреднические организации-комиссионеры - это посредники, являющиеся собственниками ТМЦ и самостоятельно заключающие сделки по продаже. Часто они не работают на основе долгосрочных соглашений.
Специфична ситуация с посредническими биржевыми структурами как разновидностью оптово-посреднической деятельности, количество которых в России с 1992 г. неуклонно падает: с 224 в 1992 г. до 21 в 2009 г. Однако биржевой оборот за этот период вырос в сотни раз (см. таблицу).
Статистика и практика свидетельствуют о качественном изменении сегмента оптовой биржевой торговли: произошли ликвидация мелких и укрупнение существующих бирж, значительно изменилась структура оборота товарных бирж, а в период кризиса 2008-2009 гг. товарооборот торговых бирж значительно снизился (см. рисунок) [9].
4. По широте ассортиментно-номенклатурной готовности:
- смешанного ассортимента;
- узкоспециализированные оптовики в укрупненной номенклатуре;
- в специфицированной номенклатуре.
Организации, торгующие оптом, в основном
взаимодействуют с розничными торговцами, обеспечивая целым комплексом и набором услуг, что важно для конечного потребителя, хотя на пути товара находятся РТ. Фактически они различаются ассортиментно-номенклатурной готовностью и обеспеченностью, спецификацией и набором ТМЦ. Оптово-посреднические организации со смешанным ассортиментом работают с разнообразными ассортиментными группами ТМЦ, в том числе - со специфическими товарами (спецодежда и инвентарь для
Основные показатели деятельности товарных бирж в 1992-2013 гг.
Показатель 1992 1995 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2013*
Число бирж и товарных отделов 224 91 45 40 38 35 31 26 23 22 21 19
товарно-фондовых бирж, ед.
Среднесписочная численность 7,8 1,7 0,5 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,15 0,15 0,15
работающих (без совместителей
и работников внесписочного
состава), тыс. чел.
Численность совместителей, 2 287 70 77 79 74 55 47 47 45 45 40
чел. (в 1992 г - тыс. чел.)
Число проведенных торгов, тыс. 19,7 6,6 2,6 2,5 2,0 1,9 1,8 1,7 1,8 1,5 1,4 1,7
Число заключенных сделок, тыс. 147,7 125,2 9,8 17,4 36,8 28,5 22,6 4,9 36,0 33,0 32,0 37,0
Биржевой оборот, млн руб. 335,1 1 675 4 997 11 6 657 6 346 7 404 5 345 46 35 32 39
(до 2000 г. - млрд руб.)** 596 895 431 431 670
В том числе:
- продукция производственно- 227,0 951,2 1 812 4 408 4 822 972 1 155 4 071 43 30 30 35
технического назначения 412 221 101 610
- потребительские товары 107,9 664,3 3015 6 965 1 646 5 092 6 007 989 3 409 5 110 2 100 3 050
- прочие виды товаров 0,2 59,6 170 223 189 282 242 285 74,1 111 230 110
*Прогноз автора.
**В фактически действовавших ценах, без оборота по фьючерсным сделкам и сделкам по продаже квот.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
7 0 0 2
□ Продукция производственного назначения
□ Потребительские товары
□ Прочие виды товаров
Структура оборота товарных бирж в 1992-2010 гг., %
спасательных работ, медицинские и социальные потребности), реализуют товары для обеспечения нужд розничных торговцев с широким смешанным ассортиментом и узкоспециализированным товарным ассортиментом. Оптово-посреднические организации неширокого насыщенного ассортимента имеют дело с малыми ассортиментными группами ТМЦ при значительно большей глубине ассортимента (это функция общественной значимости). В качестве примеров можно ссылаться на оптово-посредничес-кие организации, торгующие электротехническими, коммуникационными товарами, медикаментами, одеждой, обувью и др. Узкоспециализированные
оптово-посреднические организации занимаются лишь малой группой ТМЦ, однако прорабатывают ее до мелочей (например, фирмы, реализующие фармацевтическую продукцию, медицинскую аппаратуру, продающие спортивное питание, лес, морепродукты, запчасти к станкам, автомобилям и др.).
Все они предоставляют своим потребителям удобный интерфейс знакомства с ТМЦ и полную возможность выбора товаров, часто разбираются в тонкой специфике товара, его свойствах и качестве. Дистрибьюторы товаров промышленного назначения продают ТМЦ, как правило, производителям, а не РТ, иногда имеют собственные производственные мощности, свои технологии и складскую систему, могут совмещать функции снабжения потребителей в распределительной цепи между целым рядом посредников и непосредственно сбывать свою продукцию конечным потребителям. При разграничении функций снабжения и сбыта их следует обозначать как закупочные и сбытовые организации, а при совмещении - закупочно-сбытовые организации. Они предоставляют своим покупателям ряд услуг (хранение товарных запасов, иногда креди-
тование и доставка товаров), могут заниматься либо широкой товарной номенклатурой (в этом случае их часто называют снабженческими, сбытовыми домами), либо смешанным, либо специализированным ассортиментом.
Оптово-посреднические организации имеют дело только с ТМЦ для технического обслуживания (автокомпоненты, подшипники, двигатели и др.) или самим оборудованием (станки, подъемники, ручной электроинструмент и др.).
5. По специфике материалообеспечения:
- толлинговые;
- по согласованной политике закупок однородных МР.
По специфике материалообеспечения оптовики могут функционировать по толлинговой схеме и по согласованной политике закупок однородных материальных ресурсов.
Наиболее простая модель отношений ОПО с потребителями готовой продукции основана на использовании компенсационного принципа. В основе модели лежит толлинговая схема [8]. Заказчик продукции поставляет необходимые материальные ресурсы, а предприятие производит из них продукцию и передает ему для реализации, получая оговоренный доход за проделанную работу. Такая модель отношений получила широкое распространение на российских предприятиях цветной и черной металлургии. Однако следует отметить, что она приемлема для достаточно узкого круга предприятий.
Другая модель может использоваться предприятиями, потребляющими в больших объемах однородные материальные ресурсы. По наиболее значимым видам предприятие объединяется с другими крупными потребителями в своеобразный консорциум, основной целью которого будет экономия материальных ресурсов его участников.
6. По виду схемы организационной структуры управления:
- линейные;
- линейно-штабные;
- линейно-штабные-функциональные.
Важным элементом определения характерных
видовых особенностей оптовых организаций может быть разнообразие используемых схем организационной структуры управления в виде линейных, линейно-штабных, линейно-штабных функциональных и смешанных схем. Например, линейно-функциональная схема управления применяется в оптово-посреднических фирмах, реализующих
разноассортиментные товары, на различных уровнях взаимодействия с поставщиками и потребителями по первичным, районным, региональным (окружным), общенациональным и международным признакам и масштабу взаимодействия.
7. По величине:
- крупные;
- средние;
- мелкие.
И в зависимости от величины, масштабов деятельности, уровня развития и размера торгового оборота ОПО могут быть мелкими, средними и крупными. Последние имеют возможность объединять первые два вида оптовиков в систему взаимозависимых организаций - сателлитов, имеющих целью территориальное развитие и совместное покрытие покупательского спроса.
8. По уровням управления:
- централизованного управления;
- децентрализованного управления;
- неформальной организации управления;
- смешанной модели.
В оптовой фирме может изменяться и акцент переноса центра принятия решений по уровням управления: централизованного управления, децентрализованного управления, неформальной организации управления и смешанной модели. Оптимизация управляющей системы по уровню управления диктуется:
- характером и условиями взаимодействий в конкурентной цепи;
- уровнем предельных издержек, связанных с формированием и развитием управляющей системы, в которой возможным воздействующим элементом организации взаимодействия с партнерами, поставщиками и потребителями становится длительность контрактов обслуживания потребителей (например, на разовой, постоянной и временной основах).
9. По виду организационно-правовой структуры:
- товарищества;
- общества;
- кооперативы.
В зависимости от выполнения трудовых функций, характера отношений собственности и распределения обязанностей оптовые фирмы могут подразделяться по виду организационно-правовой структуры на товарищества, общества и кооперативы.
10. По длительности контрактов обслуживания потребителей:
- разовые;
- постоянные;
- временные.
В ряде случаев организация обслуживания потребителей осуществляется по разовым договорам по причине периодичности функционирования проектов, организаций или выполнения специфических работ. Однако в процессе развития развернутого экономического и социального партнерства с потребителями оптовики могут реализовывать срочное (временное) обслуживание клиентов или обслуживание на постоянной основе в связи со спецификой и уникальностью наличных товарно-ассортиментых групп или приобретенных (тендерных) возможностей по обеспечению потребителя материальными ресурсами.
11. По принадлежности к сфере деятельности:
- сельскохозяйственные;
- нефтебазы;
- строительных материалов;
- химических материалов;
- универсальные.
В ряде сфер экономики имеются собственные специализированные и универсальные ОПО, которые торгуют разнообразной продукцией. Оптовики -скупщики сельхозпродуктов забирают продукцию у фермеров и формируют крупные партии для отгрузки предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, детским и школьным комбинатам питания, пекарням и покупателям от своего имени и от имени государственных организаций.
Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим посредникам и потребителям, предприятиям розничной торговли и коммерческим предприятиям. Способствуют развитию этих оптовых структур и оптовики-аукционисты, играющие большую роль в тех сферах деятельности, где потребители хотят до совершения покупки осмотреть товар. Это, например, рынки спиртных напитков и табака [1 2, 3, 5].
12. По типу участия в системах хозяйственной деятельности:
- хозяйственная ассоциация;
- концерн;
- синдикат;
- консорциум.
Определено, что концентрация финансовых ресурсов участников хозяйственной ассоциации, концерна, синдиката или консорциума, согласованная политика закупок помогут преодолеть диктат производителей на высокомонополизированном рынке товаров.
По типу участия в функциональных системах хозяйственной деятельности организации, взаимодействующие с оптовым звеном, помимо консорциума, могут создавать:
- хозяйственные ассоциации в целях обеспечения развития договорных объединений для осуществления совместной хозяйственной деятельности;
- синдикат в виде объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, для организации коллективного сбыта товаров в интересах объединения - через единую торговую сеть.
В развитие холдингового объединения оптовики могут быть участниками концерна, т. е. группы предприятий, объединенных вокруг сильного головного предприятия, материнской компании, владеющей акциями хозяйственного объединения, в составе которого предприятия сохраняют номинальную самостоятельность. Здесь присутствует разнородность уровней и характера взаимодействия структур, входящих в объединение.
13. По территориальному признаку:
- первичные;
- районные;
- региональные (окружные);
- общенациональные;
- международные.
В первичных,районных или вновь образуемых ОПО набор сервисных характеристик ограничивается размером собственного капитала или опытом. Региональные, общенациональные и международные ОПО более адаптированы для осуществления дополнительных услуг. Наращивая возможности и конкурентные преимущества, они поступательно развиваются и могут функционировать на различных площадках, определяемых по территориальному признаку. Такие оптовики называются первичными, районными, региональными, общенациональными и международными.
14. По уровню обособленности компаний, входящих в холдинг:
- управляющая компания;
- управляемая компания.
Если создание функциональной системы хозяйственного объединения с головной компанией организационно или экономически малоэффективно, то ОПО может пойти на создание холдинговой группы, в которую войдут управляющая компания и управляемые компании, т. е. производители, поставщики материальных ресурсов. Более простой и доступный для многих хозяйствующих субъектов вариант состоит в
инвестировании средств ОПО в акции промышленного предприятия - потребителя материальных ресурсов. Став совладельцем последнего, ОПО сможет покупать материальные ресурсы по трансфертным ценам внутри холдинга на выгодных для него условиях - в цепи партнеров производителя.
15. По товарной специализации:
- краткосрочного пользования;
- среднесрочного пользования;
- торговля товарами длительного пользования.
В видовой структуризации оптовиков важен
учет степени специализации их деятельности по жизненному циклу товара краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного пользования, с учетом видовых признаков реализуемой продукции (например, ОПО, реализующие продовольственные, сельскохозяйственные, детские товары, нефтебазы, базы строительных, химических материалов и др.).
16. По сервисным характеристикам:
- информационно-сервисного обслуживания;
- послепродажного обслуживания сбытовой продукции;
- финансово-кредитного сервисного обслуживания;
- снабженческо-сервисные;
- сбытовые сервисные.
По сервисной специализации и заложенным сервисным характеристикам оптовики могут осуществлять информационно-сервисное обслуживание потребителей, послепродажное обслуживание продукции, финансово-кредитное сервисное обслуживание, снабженческо-сервисное и распределительно-сервисное обслуживание клиентов.
17. По времени функционирования:
- вновь создаваемые;
- существующие;
- развивающиеся;
- реформирующиеся.
Во вновь формируемых ОПО набор функциональных возможностей существенно ограничивается размером собственного капитала или имеющимся опытом. Ранее созданные фирмы более адаптированы для развития дополнительных сервисных и непосредственных услуг, тем самым наращивая возможности и конкурентные преимущества. Они поступательно развиваются и реформируются под запросы рынка, религиозных, социальных групп, домашних хозяйств и населения.
18. По территориально-географическому распределению деятельности:
- местные;
- региональные;
- национальные;
- приграничные;
- международные.
По территориально-географическому распределению деятельности оптовики делятся на первичные, районные, региональные, общенациональные и международные. Статус и распределение деятельности зависят от достигнутого уровня развития или приобретенных полномочий. Немаловажную роль в этом процессе играют функциональная обеспеченность деятельности оптовика и имеющиеся материально-технические возможности.
19. По виду собственности:
- частная;
- коллективная;
- государственная;
- с отечественным капиталом;
- с иностранным капиталом;
- со смешанным капиталом.
В зависимости от приоритета собственности на фирму оптовики подразделяются на частные, коллективные, государственные, с отечественным капиталом, с иностранным капиталом и со смешанным капиталом. Правовое регулирование вида и характера собственности определяется существующим законодательством или особенностями закупочно-распределительного процесса.
20. По виду вертикальной маркетинговой системы:
- корпоративные;
- договорные;
- управляемые.
Распространенный канал распределения состоит из предприятия-производителя, одного или нескольких ОПО и одного или нескольких торговцев. Каждый участник канала представляет собой отдельную организацию, стремящуюся обеспечить себя прибылью даже в ущерб максимальному извлечению выгоды всей системой в целом. Ни один из участников этой цепи не имеет возможности реально контролировать остальных участников канала.
Вертикальная маркетинговая система (ВМС) состоит из предприятия-производителя, одного или нескольких ОПО и одного или нескольких РТ, действующих согласованно. В этой схеме есть участник цепи, который, как правило, является владельцем остальных или наделяет их выгодными условиями торговли, обладает финансовым влиянием, обес-
печивающим заинтересованное, подконтрольное сотрудничество. Главной силой в структуре ВМС может быть или предприятие-производитель, или ОПО, или РТ. ВМС возникли как средство контроля за поведением распределительной цепи и предотвращения конкурентных столкновений между его разными участниками, преследующими личные цели. ВМС оптимальны с точки зрения своей структуры, обладают значительным влиянием на рынке и исключают излишние издержки обращения. Они стали преобладающей формой распределения ТМЦ и в какой-то степени включают в себя функции ОПО.
Различают корпоративные, договорные и управляемые ВМС. В корпоративных ВМС функциональные этапы производства и сбыта находятся в единичном владении. Договорные состоят из независимых организаций, связанных договорными связями и узами сотрудничества, согласовывая действия для взаимовыгодного достижения большего размера экономии и прибыли. Они получили развитие относительно недавно и являются примером фактических инновационных изменений в хозяйственной практике.
Договорные ВМС можно классифицировать по трем направлениям и видам:
а) самостоятельно объединенные сети или цепи РТ под эгидой ОПО;
б) кооперативы РТ;
в) организации держателей торговых привилегий.
Управляемая ВМС организует и управляет функционированием ряда последовательных этапов производства: не из-за того, что принадлежит одному собственнику, а благодаря размерам и финансовому потенциалу одного из участников.
21. По виду используемых средств развития:
- экстенсивного развития;
- интенсивного развития;
- смешанные.
В смешанном режиме функционирования ОПО могут использовать средства экстенсивного и интенсивного развития. Средства экстенсивного развития (материальные, финансовые и другие ресурсы) ОПО активно объединяют за счет других участников рынка, а средства интенсивного развития концентрируются и развиваются в самой ОПО (предполагают применение в рамках одной организации ранее созданных возможностей и резервов развития деятельности).
22. По виду формата оптовой торговли:
- торгово-закупочный центр;
- распределительный центр;
- посреднический центр;
- синтетический центр и др.
При движении товара от производителя его концентрация может осуществляться на различных по формату торговли местах складирования в распределительных, торгово-закупочных, посреднических и синтетических центрах.
23. По составу потребителей:
- организации, работающие по заказу конкретного потребителя;
- организации, ориентированные на обслуживание крупных потребителей;
- организации, ориентированные на ограниченное число потребителей.
Некоторые ОПО имеют возможности обслуживать лишь ограниченный круг клиентов. Более развитые обладают достаточной материально-технической базой и производственными мощностями, позволяющими обслуживать крупных потребителей.
Оптовики могут ориентироваться и на конкретную группу потребителей, специализироваться на конкретном товаре и услуге или обслуживать одного крупного клиента (например, ОАО «АвтоВАЗ»).
24. По вариантам организации дилерской функции:
- национальный импортер-дистрибьютор;
- национальный экспортер;
- организатор внутренней торговли.
Эти ОПО нацелены на реализацию центральной дилерской функции по национальным интересам и направлению потока товаров из страны в страну или внутри страны.
25. По конкурентоспособности каналов распределения и составу участников:
- монополист;
- олигополист;
- участник широкой конкуренции.
Рыночные условия хозяйствования предоставляют предприятию, как правило, множество вариантов поиска оптимального поставщика по соотношению «цена-ТМЦ-качество-надежность-своевре-менность поставки». Фирмы могут самостоятельно осуществлять закупочный маркетинг. Если фирма не располагает возможностями производить мониторинг рынка ТМЦ или не считает необходимым налаживать связи с каждым поставщиком, она может прибегнуть к услугам закупочных контор. Между этими вариантами располагаются и другие способы
(когда предприятие является единственным в своем роде по масштабам деятельности, возможностям и претендует на монопольный контроль за рынком). Однако при невозможности полного контроля за рынком, при обеспечении совместного доминирующего присутствия на рынке оптово-посреднических услуг развивается олигополистическая конкуренция между оптовиками. Иногда ОПО оставляет за собой некоторые функции по организации закупок, а другие передает разнообразным ОПО. Иногда оптовики находятся в горизонтальном, широком конкурентном взаимодействии без доминирующего права на регулирование цен, перераспределение сегмента деятельности на рынке. Например, производитель заключает договоры с поставщиками, используя услуги товарных бирж, действующих на организованных рынках.
26. По наличию собственных транспортных возможностей:
- имеющие;
- не имеющие.
Выбирая поставщиков, предприятия:
- могут задействовать посредников, имеющих и не имеющих собственных транспортных возможностей;
- вправе пользоваться услугами консалтинговых и других консультационных фирм, информационных систем, обладающих сведениями о конъюнктуре рынков ТМЦ и составе его участников.
27. По развитию экологических стандартов надежности поставок и сбыта:
- выполняющие;
- не выполняющие.
Значительные преимущества посредники приобретают при выходе на рынки, где приоритетным является соблюдение экологических стандартов при поставках и сбыте продукции (особенно, если в системе функционирования заложены соответствующие требования, а система управления организацией восприимчива к гибкому учету изменяющихся условий и требований к осуществлению деятельности в условиях экологического баланса с окружающей средой).
В настоящее время сформировалась достаточно устойчивая концепция формирования институтов, наблюдающих за динамикой соблюдения экологических стандартов. Она исходит из того, что, будучи «правилами игры», экологические стандарты задают систему стимулов (положительных и отрицательных), направляя деятельность орга-
низаций. Этим они снижают неопределенность и делают экологическую среду более предсказуемой. В составе экологических стандартов выделяют три главные составляющие:
- неформальные ограничения (традиции, обычаи, всякого рода условности);
- формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);
- механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение экологических стандартов, поддерживающих здоровье населения, надежность поставок и сбыта (общественные разбирательства, суды, правоохранительные органы и т. д.).
Таким образом, отечественный рынок опто-во-посреднических услуг представлен широким спектром видов ОПО и функциями, которые они выполняют. Особого внимания требуют оптовики с широким спектром функций, услуг и возможностей: их значимая роль в обеспечении функционирования распределительной системы региона, страны определяет эффективность ценообразования на промежуточные и конечные продукты потребления.
Деятельность ОПО носит ярко выраженную социальную окраску, так как главная их цель -эффективное обслуживание потребителей путем продажи им необходимых товаров или услуг. Они обеспечивают функционирование практически всех видов деятельности - от производства до сферы услуг и домашних хозяйств, а также экономических и социальных сообществ.
Список литературы
1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес. 2005.
2. Лукинский В. В. Теория и методология управления запасами в цепях поставок. СПб: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. 2008.
3. Сток Дж. Р., Ламберт Д. М. Стратегическое управление логистикой: пер. с англ. М.: ИНФРА-М. 2005.
4. Войткевич Н. И. Обеспечение конкурентоспособности каналов распределения с использованием методов логистики (теория и методология). Самара: Самарский государственный экономический университет. 2008.
5. Голиков Е. А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: учебно-методическое пособие. М.: Экзамен. 2004.
6. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика. М. 2006.
7. Иванов Г. Г. Методология трансформации потенциала развития торговых организаций. М.: Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. 2006.
8. Матушкин М. А. Управление материальными ресурсами на промышленных предприятиях. Саратов: Самарская государственная экономическая академия. 1997.
9. Российский статистический ежегодник. М. 2004-2009.
Economy and management
THE SOCIOLOGY AND MANAGEMENT OF W HOLESALE AND INTERMEDIARY
ORGANIZATIONS
Sergei V. TOKMANEV
Abstract
The article notes that in the present economic conditions because of severe competition the whole-sale-and-intermediary, trade and other enterprises are compelled to increment in activities' technological level along with the improvement of production and services quality, reduction of expenses and enhancement of after-sales service. They have to meet the constantly rising demands of various segments of society, e. g. house farms, social groups and the like. The author develops concepts of administrative process as an exclusive type of economic and social interaction co-opting the steady and regular forms of the relations of consumers and producers . The studying of specialization in functions partition, economic status positions and social results of administrative decisions in servicing consumers by producers, specifies the sociological lines of research of the activity and relations of wholesale and intermediary organizations in the management process
Keywords: wholesale and intermediary organizations, sociology of management, management function, consumers, producers, goods, services
References
1. Bauersoks D. Dzh., Kloss D. Dzh. Logistika. Integrirovannaia tsep'postavok [Logistics. The integrated chain of deliveries]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2005.
2. Lukinskii V. V. Teoriia i metodologiia uprav-leniia zapasami v tsepiakh postavok [The theory and inventory-management methodology in chains of deliveries]. St. Petersburg, St. Petersburg State Engineering and Economic University Publ., 2008.
3. Stock J. R., Lambert D. M. Strategicheskoe upravlenie logistikoi [Strategic logistics management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005.
4. Voitkevich N. I. Obespechenie konkurent-osposobnosti kanalov raspredeleniia s ispol 'zovaniem metodov logistiki (teoriia i metodologiia) [Ensuring the competitiveness of distribution channels by applying the logistics methods (theory and methodology)]. Samara, Samara State Economic University Publ., 2008.
5. Golikov E.A. Optovaia torgovlia. Menedzh-ment. Marketing. Logistika. Finansy. Bezopasnost' [Wholesale trade. Management. Marketing. Logistics. Finance. Security]. Moscow, Ekzamen Publ., 2004.
6. Golikov E. A. Marketing i logistika [Marketing and logistics]. Moscow, 2005.
7. Ivanov G. G. Metodologiia transformatsii potentsiala razvitiia torgovykh organizatsii [The methodology of transformation of the development potential of trade organizations]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2006.
8. Matushkin M.A. Upravlenie material'nymi resursami na promyshlennykh predpriiatiiakh [The management of material resources at industrial enterprises]. Saratov, Samara State Economic Academy Publ., 1997.
9 . Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik [Russian statistical year-book]. Moscow, 2004-2009.
Sergei V. TOKMANEV
Ural Social and Economics Institute, Branch of Academy of Labor and Social Relations, Chelyabinsk, Russian Federation tokmanev@mail . ru