Научная статья на тему 'Интеграция маркетинга и логистики как фактор повышения конкурентоспособности оптово-посреднических фирм'

Интеграция маркетинга и логистики как фактор повышения конкурентоспособности оптово-посреднических фирм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жабина С. Б., Полянская Я. В.

B условиях стремительного развития рыночной экономики и, в частности, роста конкуренции среди оптово-посреднических фирм все большее внимание уделяется применению концепции взаимодействия маркетинга и логистики в организации оптово-посреднической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция маркетинга и логистики как фактор повышения конкурентоспособности оптово-посреднических фирм»

возьмемся за руки,, друзья

интеграция маркетинга и логистики как фактор повышения конкурентоспособности

оптово-посреднических фирм

В условиях стремительного развития рыночной экономики и, в частности, роста конкуренции среди оптово-посреднических фирм все большее внимание уделяется применению концепции взаимодействия маркетинга и логистики в организации оптово-посреднической деятельности.

Концепция «взаимодействия» маркетинга и логистики напрямую связана с быстро развивающимся научно-техническим прогрессом. Внедрение новых технологий ведет к более динамичному выпуску современных товаров и услуг. Потребители быстро реагируют на последние предложения рынка, поэтому главной задачей и для оптово-посреднических фирм, и для производителей становится систематизация процессов товарообращения, а также поддержание текущего потребительского спроса. Взаимосвязь маркетинга и логистики выгодна тем, что логистические модели производства и товаропродвижения формируются на основе точных математических и статистических расчетов. Маркетинговая методология предоставляет исходные данные для этих расчетов. К ним относятся: прогнозирование текущего спроса и товарной номенклатуры; выявление целевых рынков и определение занимаемой доли рынка; формирование цены на основе жизненных циклов товаров (ЖЦТ); расчеты расхода по стимулированию сбыта; разработка методов повышения конкурентоспособности предприятия; выбор поставщиков; оценка уровня сервиса; выявление сильных и слабых сторон компаний и многое другое.

Жабина С.Б.

заместитель директора по научной работе, заведующая кафедрой "Коммерция" канд. техн. наук, доцент

Полянская Я.В.

старший

преподаватель

кафедры "Коммерция"

Волгоградского

филиала Российского

государственного

торгово-

экономического

университета

озь н

Маркетинговый инструментарий позволяет получить более точную первичную информацию о внешних изменениях рынка. Точные маркетинговые исследования становятся основой для логистической деятельности, так как в качестве одного из основных приоритетов логистики выступает точность. Маркетинг является своего рода фильтром, который перерабатывает внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для фирм, причем, если рассмат-ивать предприятия как взаимодействующие венья логистической системы, маркетинг свя-ывает сбытовые функции одного предприятия с закупочными функциями другого, а логистика экономически и технологически системати-рует эти связи. Поэтому очень важно не толь-ддерживать, но и способствовать разви-взаимосвязей маркетинга и логистики,

Особенно актуальна такая взаимная связь в деятельности оптово-посреднических фирм, так как они являются своеобразным буфером между производителями и конечными потребителями. Поэтому от того, насколько точно и быстро будет поступать информация о текущих потребностях конечных пользователей, проходя через оптово-посредническое звено, зависит степень своевременности и гибкости реакции производителей на эти потребности, а также предложение новых товаров и услуг. Деятельность торговых посредников должна быть направлена на согласование производства и потребления, а также на удовлетворение различных требований к ассортименту, возникающих на разных уровнях системы распределения. Это ведет к сокращению разрыва между временем и местом производства, временем и местом потребления или реализации изделий. Процессы снабжения и фильтром, который сбыта, осуществляемые

оптовиками и другими посредниками, являются основными элементами, определяющими их экономическую жиз-необходимую для фирм неспособность. Очень

маркетинг является своего рода

гывает внешнюю

и внутреннюю информацию,

часто объем произве- маркетинг связывает сбытовые

денных товаров не соответствует общему функции одного предприятия

объему спроса, а харак-

теристики продукции с закупочными функциями

не отвечают пожелани-

ям конечных потреби- другого, а логистика

телей. Поэтому оптовые

и розничные предприя- экономически и технологически

тия должны направлять

свою деятельность на систематизирует эти связи

устранение несоответствия между ассортиментом товаров и услуг,

которые необходимы промышленным пред- _

приятиям и индивидуальным потребителям, и ассортиментом, предлагаемым отдельными производителями.

Концепция «взаимодействия маркетинга и ло- _

гистики», главным образом, должна быть направлена на обмен информацией между всеми участниками в товаропроводящей цепочке.

Розничные торговцы передают информацию _

об объемах продаж оптово-посредническим

фирмам, последние, в свою очередь, обменива- _

ются информацией с производителями товаров, т.е. происходит циркуляция информационных потоков во всей системе товарообмена.

Целесообразнее сначала проанализировать _

входные и выходные информационные потоки относительно конечных потребителей с помощью маркетинговой методологии.

Маркетинговая аналитика даст точный про- _

гноз текущих потребительских возможностей и потребностей, что позволит использовать логистический инструментарий, который поможет оптимизировать движение товарных потоков и рационально использовать транспортно-

складские ресурсы. В конечном итоге у пред- _

приятий, входящих в процесс товаропродви-жения, появляется возможность своевременно реагировать на изменения, происходящие как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это позволяет им быть более конкурентоспособными и прибыльными. Поэтому очень важно правильно произвести проектирование систематизации товарообмена между всеми участ-

никами в товаропроводящих сетях, сопрягая технологические особенности и экономические возможности предприятий. При этом оп-тово-посредническим фирмам при стимулиро-_ вании сбыта целесообразнее использовать со_ вокупность маркетинговых инструментов и ло-

_ гистических приемов, объединяя их в общий

комплекс распределительных мероприятий. _ К числу основных функций маркетинга и логистики при организации сбыта можно отнести:

а) для маркетинга в сбытовой деятельности:

_ - поиск потенциальных потребителей;

_ - стимулирование сбыта;

_ - выбор метода распределения продукции потребителям;

_ - сегментирование рынка;

_ - разработку сбытовой стратегии;

_ - изучение спроса;

_ - анализ сбыта.

б) для логистики в сбытовой деятельности: _ - выбор каналов товародвижения готовой про_ дукции;

_ - нормирование запасов готовой продукции и

_ организация их хранения, внутреннее распределение;

_ - разработку планов перевозки продукции и

организация их выполнения;

- выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли;

- разработку сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюдением;

- разработку качественной и количественной гибкости предприятия;

_ - планирование закупаемой продукции.

_ Для осуществления эффективной деятельности

оптово-посреднической фирме необходимо уделять особое внимание выбору поставщиков товаров и стремиться к организации такой системы закупок, которая деятельность торговых позволяла бы бесперебойно поставлять про-

посредников должна быть дукцию. Эффективно

разработанная система

направлена на согласование закупок позволяет

иметь нужное количест-

производства и потребления во товара в требуемом

российское предпринимательство

ассортименте и в нуж- для осуществления ное время, что помогает

привлекать большее эффективной деятельности

число потенциальных

потребителей. оптово-посреднической фирме

При рассмотрении за-

купочной деятельности необходимо уделять особое

в оптово-посредничес-

ких фирмах можно объ- внимание выбору поставщиков

единить маркетинговые и логистические состав- товаров ляющие в единый комплекс задач. _

Маркетинговые составляющие, прежде всего, _

будут направлены на выбор поставщиков продукции, сегментацию рынка и анализ закупаемой продукции. К задачам маркетинга в области организации закупок можно также отнести и анализ рынка, который позволяет выявить те группы товаров, которые пользуются наибольшим спросом. Немаловажное значение здесь _

также будет иметь и определение требований, которые потребители предъявляют к покупаемой продукции. Именно на основе данных, по- _

лученных в процессе проведения маркетинга закупок, происходит формирование основных требований к закупаемой продукции, а также выявляются те поставщики, которые могут обеспечить доставку этой продукции. Таким образом, маркетинговая деятельность оптово-посреднической фирмы в сфере закупок продукции должна быть нацелена на осуществление комплекса мероприятий по осуществлению процесса закупки товаров. При организации закупочной деятельности можно выделить следующие функции маркетинга и логистики:

а) маркетинг в закупочной деятельности включает в себя:

- поиск поставщиков;

- сегментацию рынка;

- анализ закупаемой продукции;

- анализ требований потребителей к закупаемой продукции.

б) логистика в закупочной деятельности включает в себя:

И

^лз^^ ] -контрольза

ных функци

- планирование и организацию закупочной деятельности;

- рациональную организацию складирования и хранения продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- установление рациональных отношений с поставщиками;

- осуществление методов по снижение расходов на хранение и приобретение продукции;

- контроль за выполнением закупок и сметы затрат;

> за выполнением сметы затрат закупок. о отметить, что выбор приоритет-ункций маркетинга и логистики при организации оптово-посреднической деятельности является достаточно сложной задачей. В вязи с этим наибольший эффект от реализа-аркетингово-логистических мероприятий в рамках организации оптово-посредниче-ской деятельности может быть достигнут только в процессе интеграции логистики и маркетинга. Такая интеграция концепций позволит объединить усилия маркетинга и логистики, направленные на достижение общих стратегических и оперативных целей фирмы, в единую структуру управления - маркетинговую логистику. Она обеспечит единство деятельности по планированию, выполнению и контролю физического перемещения материалов и относящейся к ним информации от места их производства до места их потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и получения большей прибыли.

Интеграция логистики и маркетинга будет заключаться в исполнении одного из основных правил эффективной деятельности предприятий: «Маркетинг диктует спрос, логистика его реализует».

Интеграция маркетинговых и логистических посреднической деятельности функций неизбежно

приведет к объединению всех экономически

выбор приоритетных функций

маркетинга и логистики при

организации оптово-

является достаточно сложной

и технологически со-задачей пряженных структур-

ных подразделений как на микро-, так и на макроуровнях. На микроуровне будут происходить внутренние интеграционные процессы на предприятии. На макроуровне будет трансформироваться цепь поставок. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что различные оптово-посредни-ческие фирмы используют схожие каналы распределения продукции. Выбор оптимального канала распределения является очень важным для оптово-посреднической фирмы, так как с увеличением протяженности канала распределения происходит увеличение конечной цены продукции, что, в свою очередь, может повлиять на снижение товарооборота оптово-по-среднической фирмы. На сегодняшний день выгоднее сокращать число участников каналов распределения. Для этого наиболее выгодно объединять транспортные и складские предприятия.

По данному принципу могут объединяться и производители. Основными целями в этом случае будут: взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками сырья; четкое определение объемов производства; распределение товаропо-токов между оптово-посредническими фирмами. При этом происходит более быстрый обмен информацией, участники логистических систем товаропродвижения оперативнее реагируют на нужды потребителей, соответственно более стремительно развиваются новые технологии производства и т.д. Сегодня во многих экономически развитых странах широкое распространение получает процесс создания оптовых предприятий на основе горизонтальной и вертикальной интеграции. Главное и принципиальное их отличие состоит в том, что горизонтальная интеграция охватывает только оптовые предприятия, а вертикальная - оптовые и промышленные фирмы, а также розничных торговцев (дистрибьюторов, дилеров), что приводит к существенной диверсификации торговых функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.