евтушенко и.и.
организационно-экономические инструменты обеспечения конкурентоспособности предпринимательской деятельности в сфере оптовой
торговли
п
л ь о (О
X *
а
г ш
о ь
N □
□
ш
о
о
1— ф
1— ^
о
а ф
0
1
I ф
со 1— о а о
£ о
0
1_
0
1_
о о
со О 1— О О о.
о ф
о ф
т
Как показывает современный опыт, оптовые компании в большинстве случаев осуществляют сбытовые функции лучше производителя, поскольку имеют устоявшиеся связи с розничной торговлей, а также хорошую складскую и транспортную базу. Сегодня оптовые компании предоставляют своим покупателям не только товары, но и широкий спектр сопутствующих услуг.
К началу XXI века оптовая торговля обслуживала реализацию потребительских товаров и средств производства только в обрабатывающей промышленности США на 95% (на сумму 2,5 трлн долларов в год). Занятость в отрасли достигла 4,9 млн. человек, число оптовых фирм - от 300 до 400 тысяч (колебания отражают глубокую реакцию мелких и средних фирм-оптовиков на динамику спроса на услуги оптового звена американской экономики, и в какой-то мере, в необходимых ситуациях - своевременную поддержку данного сектора государственными органами). Основной же объем продаж отрасли оптовой торговли был сосредоточен в крупных и крупнейших торговых корпорациях страны [5, с. 43].
Роль и назначение оптовой торговли наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций. На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции [1, с. 225]:
1) Интегрирующую - обеспечение взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями, нахождение оптимальных каналов сбыта продукции;
2) Оценочную - определение уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
3) Организующую и регулирующую - обеспечение рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.
К середине 1970-х годов в развитых странах окончательно сложилась современная система оптовой торговли. Ее функции подразделяются на две большие группы: услуги клиентам, покупающим товары и услуги клиентам, поставляющим товары (см. табл. 1).
Таблица 1
Функции оптовой торговли в экономически развитых странах [11, с. 57].
ФУНКЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОКУПАТЕЛЯМ ФУНКЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПОСТАВЩИКАМ
Оценка потребностей и спроса Облегчение функций продаж
Перегруппировка и сортировка товаров в зависимости от тары, срока реализации и т.д. Хранение запасов
Хранение запасов Облегчение финансирования производственного процесса
Доставка товаров Уменьшение кредитного риска
Предоставление кредитов Предоставление рыночной информации
Предоставление информации и консультационных услуг
Облегчение функций покупки
Владение и передача прав собственности на товар
0
1
о 0)
Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг
приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом.
В то же время, поскольку деятельность любого посредника увеличивает стоимость товара, то задача оптового торговли состоит в формировании минимальной оптовой наценки (за счет рационализации торгово-логистических операций) или в предании товару дополнительных ценностей для покупателя, который воспримет установленную цену как справедливую.
Важнейшим условием выживания в условиях конкуренции является конкурентоспособность компании и производимых ею услуг. Главными составляющими конкурентоспособности являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны, сроки поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий, цена, условия платежей, своевременность появления данного товара на конкретном рынке, политико-экономи-
П
Ш
ческая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности производится на основе ь сопоставления данных характеристик с аналогичной продукцией других фирм, которая по- щ лучила признание и обладает в данный момент наивысшей конкурентоспособностью.
Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием качества. Различаются эти ^ понятия в следующих аспектах. Если под качеством понимается просто совокупность свойств, И то конкурентоспособность характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность. Параметры о качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности - прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и техничес- ^ кий уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для □ оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребнос- ^ тей. При этом превышение уровня конкурентоспособности над уровнем развития потреб- О ностей по отдельным параметрам может быть не оценено потребителем и не даст никакого 0 экономического эффекта [9, с. 75]. Ей
На уровень конкурентоспособности значительное влияние оказывают такие факторы § рынка, как степень удовлетворения спроса на товар, емкость отдельных сегментов рынка, ^ наличие конкурентов, социально-демографические характеристики товаров, развитие снаб- § женческо-сбытовой сети и послепродажного (сервисного) обслуживания. >
Конкурентоспособность предприятий оптовой торговли как предпринимательских структур можно рассматривать как систему взаимосвязанных конкурентных преимуществ, что позволяет понимать конкурентоспособность как эффективность управления конкурентными преимуществами.
Конкурентное преимущество торгового предприятия определяется совокупностью внут- о рисистемных факторов (производственный потенциал), совокупностью системных факторов (ресурсный потенциал, включая производственный), совокупностью внешнесистемных фак- £5 торов (интеграционный потенциал, включающий производственный и ресурсный). Каждая £5 из указанных совокупностей является значимой для формирования конкурентного преиму- ^ щества предприятия и его конкурентоспособности. В то же время конкурентное преимущес- § тво определяется целевыми факторами, их структурой и пропорциями, организацией эф- о фективного использования факторов и условий развития предприятия, скоростью создания, о-совершенствования и обновления, степенью развитости и специализированности факторов. | Ежегодный прирост оборота оптовой торговли в реальном выражении составляет 14- о 15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн. руб. ®
В структуре отечественной оптовой торговли заметно некоторое доминирование трех основных направлений: 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, 20% - за счет о продажи продовольствия и 17% - за счет непродовольственных товаров. Данные тенденции иллюстрирует рисунок 2.
т
О
В секторе оптовой торговли один из самых высоких среди прочих секторов торговли уро- §
вень концентрации: число крупных предприятий в секторе - чуть более 5%, однако на них
0)
приходится почти 46% всего оборота оптовой торговли. В среднем по отрасли оборот одного крупного предприятия в 8,6 раза выше оборота среднестатистического предприятия [3].
П
л ь о (О
X *
а
г
ш
^
о ь
N □
□
Ш
О о
I—
ф
I—
^
о а ф
Рис. 1. Динамика роста оборота оптовой торговли в РФ.
Рис. 2. Структура выручки в секторе оптовой торговли в РФ.
В целом в секторе оптовой торговли наблюдается медленное увеличение сегмента крупных и средних предприятий. Укрупнение сектора связано с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами - эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения бизнеса, наблюдаемыми в целом в экономике.
Специфической чертой российской оптовой торговли является довольно слабая её развитость в регионах. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов. В среднем за последние 3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27% в год в реальном выражении, тогда как в регионах - на 5-10%.
о
со
О
I—
О О о.
о ф
о ф
т
0
1
о 0)
ЦФО (без Москвы) 13%
ПФО 14%
С.-Петербург
6% " СЗФО(безСПб.)
3%
Москва 37%
Рис. 3. Оборот организаций оптовой торговли в федеральных округах РФ.
Оптовая торговля в рыночных условиях наиболее активно решает задачи организатора товарного рынка, поскольку она непосредственно связана и с производителем, и с потребителем. Именно она располагает реальной информацией о спросе и предложении, тенденциях в их развитии, а значит, имеет возможность реально оценивать конъюнктуру рынка, формировать товарное предложение на потребительском рынке в соответствии с объемом и структурой спроса.
Регулирующая роль, проявляющаяся в построении эффективной распределительной политики с целью максимального удовлетворения конечных потребителей и получения высоких экономических результатов, обусловливает необходимость эффективного управления каналами распределения. Таким образом, повышение эффективности работы товарораспределительной сети и ее оптимизация - один из важнейших критериев обеспечения конкурентоспособности предприятий оптовой торговли.
Выбор оптимальной структуры каналов распределения и управление ею являются первостепенными задачами, стоящими перед стратегическим менеджментом предприятий оптовой торговли. Ниже приведена схема, отражающая процесс построения структуры каналов распределения:
П
л ь о (О
X *
а
г
ш
^
о ь
N □
□
Ш
О о
I—
ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
со I—
О
а о
о
0
1_
0
1_
о о
со
О
I—
О
о о.
о ф
Рис. 4. Процесс формирования системы каналов распределения оптовой компании как части единой логистической сети [12, с. 53]. Положение оптовой компании существенно зависит от выбранной маркетинговой стратегии, маркетинговой политики и характера маркетинговых решений. Задачи (функции) маркетинга оптовой торговли представлены в таблице 2.
0
1
о О
таблица 2
Задачи маркетинга в системе оптовой торговли [6]
ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА СОДЕРЖАНИЕ
Разработка маркетинговых стратегий удержание и увеличение рыночной доли; проектирование сбытовых каналов; разработка конкурентного поведения.
Проведение маркетинговых исследований исследование профессионального рынка сбыта: конкурентов, мелкооптовую и розничную сети; исследование потребителей; исследование рынка поставщиков.
Сегментирование рынка сбыта сегментирование потребителей; выбор целевых сегментов.
Маркетинг закупок определение связи между характером товарного спроса и требованиям к закупкам; маркетинговая оценка поставщиков; разработка политики в сфере закупки.
Маркетинг-логистика определение требований покупателей к логистической структуре системы сбыта оптовика; поиск конкурентных преимуществ в сфере логистики сбыта.
Маркетинговые решения сбыта ценовая политика оптовой компании; товарная и ассортиментная политика; сбытовая политика; сервисная политика; коммуникативная политика.
Организация мерчендайзинга организация мерчендайзинга по инициативе производителя; организация мерчендайзинга по инициативе оптовой компании.
Маркетинг-аудит системы сбыта организация работы с рекламациями розничной торговли; организация работы с претензиями покупателей; разработка программы маркетинга-аудита сбыта.
П
л ь о (О
X *
а
г
ш
^
о ь
N □
□
Ш
О
о 1— ф
1— ^
о а ф
0
1 I
ф
со 1— О
а о
£ О
0
1_
0
1_
о о
со О 1— О
о о.
0
1
о
В процессе маркетингового управления конкурентоспособностью предприятия оптовой торговли происходит взаимодействие между объектом управления и субъектом управления, заключающееся в обмене информационными, энергетическими и финансовыми потоками между собой. Маркетинговое управление состоит в реализации управляющих воздействий на формирование и поддержание факторов конкурентоспособности предприятия, формирование и развитие конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество - это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. Конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически важными для данного бизнеса сферами деятельности, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса.
При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что предприятие считает себя известным на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют информации об этом предприятии. Такая ситуация характерна для многих российских предприятий.
В условиях роста конкуренции среди оптовых фирм все большее внимание уделяется применению концепции взаимодействия маркетинга и логистики в организации оптовой торговли.
Данная концепция должна быть направлена на обмен информацией между всеми участниками в товаропроводящей цепочке. Розничные торговцы передают информацию об объемах продаж оптовым фирмам, последние, в свою очередь, обмениваются информацией с производителями товаров, т.е. происходит циркуляция информационных потоков во всей системе товарообмена [2, с. 15].
В конечном итоге у предприятий, входящих в процесс продвижения, появляется возможность своевременно реагировать на изменения, происходящие на рынках. Это позволяет им
быть более конкурентоспособными и прибыльными. Поэтому очень важно правильно произвести проектирование систематизации товарообмена между всеми участниками в товаропроводящих сетях, сопрягая технологические особенности и экономические возможности предприятий. При этом оптовым фирмам при стимулировании сбыта целесообразнее использовать совокупность маркетинговых инструментов и логистических приемов, объединяя их в общий комплекс распределительных мероприятий.
Основные составляющие общего эффекта от применения логистики в оптовой торговле мы представляем в табл. 3.
таблица 3
Слагаемые экономической эффективности логистической системы в оптовой торговле [10]
Виды потоков Слагаемые процесса эффектообразования в логистической системе
Логистика закупок Логистика снабжения Транспортно-складская логистика Логистика распределения (сбыта)
Материальный поток Экономия за счет оптимальной организации обработки закупок Экономия за счет снижения складских расходов. Экономия за счет сокращения складских площадей Экономия за счет сокращения объема погрузочно-разгрузочных операций и связанных с ними затрат.
Экономия от ускорения движения материальных потоков: • сокращение величины материальных запасов • сокращение текущих расходов по содержанию запасов • снижение потерь материальных ресурсов в зависимости от времени нахождения в логистической системе
Финансовый поток Экономия за счет уменьшения величины капитала, инвестированного в запасы. Сокращение величины оборотного капитала за счет ускорения движения денежного потока. Сокращение издержек, обусловленных нарушением условий поставок.
Информационный поток Сокращение текущих затрат вследствие ритмичной организации процесса поставок
Поток услуг Экономия за счет совершенствования сервисного обслуживания
П
л ь о (О
X *
а
г
ш
^
о ь
N □
□
Ш
О о
I—
ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
со 1— О
а о
о
0
1_
0
1_
о о
со О 1— О
о о.
0
1
о о
Таблица показывает, что логистическое управление оптовой торговлей во взаимодействии подсистем: закупок, снабжения, транспортно-складских операций, сбыта способно принести синергетический эффект в виде сокращения издержек по созданию, содержанию товарных запасов и их поставкам потребителям.
На рис. 5 представлена сопоставительная оценка российских городов, в которых в 2006 году была наиболее развита складская логистическая инфраструктура.
Наиболее активное строительство складских комплексов ведется на территории Московского региона и Санкт-Петербурга. Освоение других регионов страны начинается с городов, которые являются крупными транспортными центрами - Ростов-на-Дону для Юга России, Самара и Нижний Новгород для Поволжья, Екатеринбург для Урала, Новосибирск для Сибири, Хабаровск для Дальнего Востока. Эта тенденция отражает развитие товарных потоков на территории России.
Одним из инструментов повышения конкурентоспособности предприятий оптовой торговли является создание собственного распределительного центра (РЦ). Он представляет собой склад, с помощью которого осуществляются поставки продукции и товаров клиентам, находящимся в зоне его обслуживания. Сам по себе РЦ отличается от обыкновенного склада тем, что не занимается долгосрочным хранением товара, а формирует «оперативный запас», достаточный для бесперебойной работы сети в течение срока, равного интервалу исполнения заказов производителем.
Последние тенденции в сфере организации управления складами направлены на минимизацию присутствия человека. На многих западных РЦ регулированием температуры в камерах, приемом и отгрузкой товара заведует программное обеспечение.
Существенное влияние на эффективность РЦ может оказать его планировка. Количество погрузочных площадок на складе зависит от того, обслуживает ли компания независимых продавцов или ориентирована только на свои собственные нужды. В первом случае их долж-
но быть гораздо больше, чем во втором. Кроме того, если РЦ обслуживает еще и сторонних клиентов, нужно разделять товарные потоки для собственных нужд и для нужд сторонних компаний. Предпродажная подготовка в оптовой торговле отличается от предпродажной подготовки в распределительном центре. Если грамотно применить последние достижения в области организации работы склада, то можно создать РЦ огромной производительности. За рубежом считается нормой, если распределительный центр в 10 тыс. кв. м обслуживает около 80 больших магазинов [8, с. 33].
9000 п-Г 160
П
Л
ь о (О
X *
а
г
ш
^
о ь
N □
□
Ш
О о
I—
ф
I— ^
о а ф
о
со О 1— О О о.
0
1
о
8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
140 120 100 80 § 60 40 20 0
Московский Санкт-Петербург Самара регион
Екатеринбург Новосибирск ] арендные ставки $/кв.м □ Складские площади, всего тыс. кв.м ■ Складские площади, класса А и В тыс. кв.м
Рис. 5. Сопоставительная оценка объема складских площадей и арендных ставок на современные складские площади [13, с. 26].
Выгоды для предприятий при работе через распределительный центр состоят в следующем. Во-первых, клиенты получают уже подготовленную номенклатуру узлов и комплектующих, которую можно тут же запустить в производство. Во-вторых, клиенту доставляется именно то, что ему нужно, именно в тех количествах, которые он заказал, и именно тогда, когда потребитель в них нуждается.
Выгоды для компаний-потребителей, чьи филиалы распределены по регионам, также очевидны. Во-первых, при доставке через РЦ уменьшается размер складов. Во-вторых, отказ от зоны подготовки товара позволяет сократить численность персонала. В-третьих, создание собственного РЦ может позволить экономить на оплате услуги прямой доставки от поставщиков. В-четвертых, фирма получает возможность «выбирать» у производителя большие объемы и благодаря этому получать хорошие скидки.
Таким образом, оптимизация взаимоотношений с поставщиками и предприятиями розницы позволяет создавать цепочки поставок, состоящие из большого числа участников - производителей, дилеров, дистрибьюторов и потребителей товаров. В данном случае важен акцент на сокращении общего времени поставки, возможности контроля движения товаров в цепочке, отслеживании образования добавочной стоимости. Все это ставит проблему автоматизации деятельности оптовых компаний.
Оптовики демонстрируют самые масштабные ИТ-расходы, по сравнению с другими отраслями торговли - более 9,6 млрд. руб. в 2006 году. По этому показателю отрасль занимает устойчивую долю в 3-3,5% в объеме всех ИТ-затрат в экономике. При этом, по показателю доли, которую составляют ИТ-расходы в валовой прибыли (немногим более 0,6%), сектор оптовой торговли, напротив, стоит на одном из самых последних мест как среди прочих секторов торговли, так и в по сравнению с большинством отраслей российской экономики. При этом в течение последних трех лет оптовые компании все большую часть прибыли отчисляют на ИТ.
С точки зрения динамики информатизации, оптовые компании демонстрируют довольно высокие результаты, темпы роста ИТ-расходов держатся на уровне 33-35% в год. Опережаю-
щие темпы роста ИТ-расходов имели место в секторе оптовой торговли и в 2006 году - 35% роста против 22,55 по экономике в целом, что иллюстрирует рис. 6.
50
40
М
о о 20
S3.
а. с 10
jj i= 0
?
Qj 1— -10
-20
-411
\ 350
\ > // -ззд- \ 22J6
\ /
2.7
20 03 20 05 20 06
" - с учётом внуреимсИТ-затрат и т елекомму^ка^юн+ых^слу Годи -Темпы роста кТГ- гзтpar в «г торе -Темпы рост а кТГ-гзтрат в экономнее
Рис. 6. Темпы информатизации сектора оптовой торговли.
Главной целью информатизации оптового предприятия, является управление складским комплексом, в том числе и территориально распределенным. Это включает в себя формирование оптимальных норм запасов, их прогнозирование, организацию контроля за их фактическим состоянием, ведение учета, сбор информации о запасах, проведение экономического анализа товарных запасов и товарооборачиваемости, а также разработку гибкой системы регулирования величины запасов в зависимости от изменяющейся конъюнктуры рынка и условий транспортировки товаров.
В результате автоматизации этих процессов оптовое предприятие получает значительные дополнительные конкурентные преимущества. Крайне эффективной оказывается автоматизация таких, казалось бы, простых процессов, как работа с упаковками и возвратной тарой. В данном случае появляется возможность отслеживания всех движений отдельной упаковки в процессе складской обработки. В рамках систем «складской логистики» поддерживается возможность одновременной работы с несколькими складскими помещениями или отдельными зонами внутри одного помещения. Наряду с простым ведением баз данных обрабатываемой товарной номенклатуры, появляется возможность объединения отдельных единиц товарной номенклатуры в партии хранения, для которых можно задавать набор дополнительных признаков, которые могут использоваться при обработке товаров, входящих в данную партию (срок годности, срок хранения, серийный номер, VIN-номер, данные по сертификации товара и т. д.).
Не меньшее значение имеет автоматизация планирования работы склада. В этом случае ИС позволяет задавать регламент и режим отгрузки товаров определенному клиенту (по дням недели и часам с автоматическим созданием заданий на отгрузку по заявкам клиентов на данный день и час). При этом соответствующим образом актуализируется состояние склада, организуется обработка и хранение товара [4].
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что использование методологии системного анализа позволяет опираться на новые концептуальные подходы к управлению конкурентоспособностью оптовых предприятий как микроэкономических систем. При таком подходе необходимо стремиться к переходу от управления маркетингом как одной из функциональных подсистем предприятия к маркетинговому управлению, обеспечивающему интеграцию, взаимодействие и постоянный процесс воспроизводства устойчивых конкретных преимуществ функциональными подсистемами: маркетинговой, технологической, ресурсной, производственной, финансово-экономической, управляющей. При этом главным в управлении конкурентоспособностью предприятия оптовой торговли является его целевая ориентация, интеграция всех функциональных подсистем.
СП
л ь о (□
J ^
а
z
ш
о ь
N □
□
Ш
О о
I—
ф
о а ф
I
>
0
1 I
ф
со
I—
О
а
о £
о
0
1_
0
1_
о о
са
О
I—
О
о
CL
0
1
о
литература
1. БланкИ.А. Управление торговым предприятием. М.: ЭКМОС, 1998.
2. Возьмёмся за руки, друзья. Интеграция маркетинга и логистики как фактор повышения конкурентоспособности оптово-посреднических фирм // Российское предпринимательство. 2005. № 5.
3. Качаровский В. Оптовая торговля в России - не расставаясь с «московской пропиской» // http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2007/articles/opt.shtml.
4. Качаровский В. Структура расходов на ИТ в секторе оптовой торговли: ось ИТ-консалтинга // http://www.cnews.ru/reviews/free/trade2007/articles/structure.shtm.
5. Лычковская И. Выбор эффективной оптовой фирмы // Риск - Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2004. № 3.
6. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта // www.my-market.ru.
7. Официальный сайт агентства CNews Analytics // http://cna.cnews.ru/
8. Пнин Т. Распределительный центр как эффективное звено // Оборудование. 2006. № 6. ^ 9. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. М.: Маркет ДС Корпо-ь рейшн, 2004.
(□ 10. Саршор Т.Л. Совершенствование стратегии менеджмента в оптовой торговле на основе
инновационных технологий // www.conf.bstu.ru/conf/docs/0033/0786.doc. ^Т 11. Ханин Г.И., Фомин Д.А. Оптовая торговля в современной России // Проблемы прогнози-Z рования. 2007. № 5.
Lf) 12. Хованов А.А. Управление каналами распределения в оптовой торговле // Маркетинг в ;> России и за рубежом. 2004. № 3.
13. Юсипова Д.Р. Логистическое сопровождение регионального развития розничной торговли // Конъюнктура товарных рынков: маркетинг и логистика. 2007. № 1.
□ □
Ш
О
0-
I—
| егорова л.м.
g- научные знания как стратегический ресурс
1 инновационно-инвестиционной модели развития
0 экономических агентов
1_
0
1
I ф
Новая экономическая система характеризуется сменой основных конкурентных преиму-о. ществ, позволяющих хозяйствующим субъектам выживать и развиваться во внешней среде. ^ Это проявляется, прежде всего, в усилении роли нематериальных активов, расширенном ин-о вестировании в интеллектуальный капитал. В современной конкурентной борьбе идет со-о стязание не столько за обладание капитальными ресурсами, материальными ценностями, о сколько за способность к разработке и внедрению инноваций. Обобщим эти и другие основ-
0 ные отличительные характеристики предшествующей и развивающейся в настоящее время £2 экономических систем (табл. 1).
8 Усиление роли научных знаний как стратегического ресурса и возрастающее влияние ^ технологических инноваций как ключевых факторов успеха привели к тому, что в услови-
1 ях глобальной экономики экономический рост корпораций и предприятий определяется той
8 долей продукции и оборудования, которая содержит прогрессивные знания и современные решения.
I В XXI в. положение страны в геополитической конкуренции наряду с образованием и ф здоровьем населения будет определять развитие науки и ключевых производственных сис-| тем новейшего технологического уклада, возможности информационной среды, а также спо-о собность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность эко-
9 номических агентов. В экономической литературе этот процесс характеризуют как переход 00