Научная статья на тему 'Предпринимательство как особый вид социальной деятельности'

Предпринимательство как особый вид социальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3754
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронов Антон Александрович, Дыльнова Зоя Михайловна

Предпринимательская деятельность впервые в социологической литературе рассматривается как особый тип взаимодействия людей в сфере производства, обмена и распределения товаров и услуг. Дается характеристика предпринимательства с точки зрения социологии, экономики, лингвистики и подчеркивается, что специфика этого рода деятельности заключается в инновационном характере хозяйствования, в самостоятельности, рискованности и результативности действия предпринимателя. Этот тип деятельности присущ рыночной системе хозяйствования и все шире входит в практику российской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как особый вид социальной деятельности»

софия компьютерной революции. М., 1991; Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информациолнном обществе / Под ред. А. Колчанова. М., 1998; Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 322 328; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 306.

Источник: http: '/bd.fom.га

Рязанцев И.П. Неоинститунионализм и проблемы экономической социологии /У Ломоносовские чтения 2001 г. //'http://iib.socio.msu.ru

Easton D. A Framework for Political Analysis. N.Y., 1965 (пит. по: Политический процесс: основные аспекты и способы анализа... С. 9).

Шутов А.Ю. Указ. соч. С. 19.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа ... С. 12 13.

Шутов А.Ю. Указ. соч. С. 294-297.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа ... С. 11.

Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. М., 2000. С. 292.

Там же. С. 293.

Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 т. 5-е изд. М 1969 Т. 36. С. 16-17. ’

Бутырин Т.Н., Лузин А.А. Субъекты политической жизни // Ломоносовские чтения 2001 г. // http://lib.socio.msu.ru Рязанцев И.П. Неоинституционализм и проблемы экономической социологии // Ломоносовские чтения 2001 г. //http://lib.soeio.msu.ru Бутырин Г.Н., Лузан А.А. Указ. соч.

Там же.

1) БурдьеП. Социология политики. М., 1993. С.59.

-° Бутырин ГЛ., Лузан А.А. Указ. соч.

-1 Вместе с тем право придать выступлениям социальных групп политический или экономический характер принадлежит, в конечном счете, власти, поли тической элите. Пока между политическими группировками М. Горбачева и Б. Ельцина шла политическая борьба, они были заинтересованы в политической поддержке активных социальных групп, и, прежде всего, шахтеров, поэтому шла политизация шахтерского движения. Но как только победа Ельцина была >азоевана и возглавляемая им политическая группировка оказалась у власти, отношение к шахтерскому движению резко изменилось. Шахтерам было отказано в праве выдвигать политические требования.

— Бутырин Г.Н., Лузан А.А. Указ. соч.

События конца 1980- начала 90-х годов показали, что наиболее политически активной социальной группой были шахтеры, благодаря тому, что создали рабочие комитеты, стачкомы, призванные выступать от их имени и отстаивать их интересы в органах политической власти, оказывать на последнюю постоянное давление.

24 Бутырин Г.Н., Лузан А.А. Указ. соч.

Опрос населения был проведен в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 18-19 сентября 2004 г. Объем выборочной совокупности составил 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6% //http://www.fom.ru

УДК 316.334.2:334.012.23

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОСОБЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. Воронов, З.М. Дыльнова

Саратовский государственный университет, кафедра теории и истории социологии E-mail: DylnovGV@info.sgu.ru

Предпринимательская деятельность впервые в социологической литературе рассматривается как особый тип взаимодействия людей в сфере производства, обмена и распределения товаров и услуг. Дается характеристика предпринимательства с точки зрения социологии, экономики, лингвистики и подчеркивается, что специфика этого рода деятельности заключается в инновационном характере хозяйствования, в самостоятельности, рискованности и результативности действия предпринимателя. Этот тип деятельности присущ рыночной системе хозяйствования и все шире входит в практику российской действительности.

Entrepreneurship as a Special Type of Social Activity

A.A. Voronov, Z.M. Dylnova

Entrepreneurial activity is regarded for the first time in sociological literature as a special type of human interaction in the sphere of

production, exchange and distribution of goods and services. Entreprenuership is characterized from sociological, economic and linguistic perspectives. It is important that this type of activity implies innovations, independence, high risks and results of entrepreneur’s actions. This type of activity is common to market economy and it is becoming more widespread in Russia.

Уяснение сущности предпринимательства выступает необходимым условием изучения предпринимательской деятельности, ее состояния и перспектив развития в современной России. Это актуально и потому, что в науке нет однозначного толкования предпринимательства, его качеств, черт и свойств, что создает определенные трудности для решения задач теоретического и практического характера. Важно при этом показать реально существующие типы

© АА. Воронов, З.М. Дыльнова, 2005

и виды предпринимательства в современной России.

Термин «предпринимательство» впервые вводится б «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимиром Ивановичем Далем, очевидно. ч]'о до выхода этого словаря слово «предпринимательство» пракгически не было известно.

В.И. Даль, перечисляя слова «предпринимать, предприимчивый, предприниматель, предприятие», так разъясняет их: «Предпринимать -<...> затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к свершению чего-либо значительного; <...> предприимчивый торговец, склонный, смелый, решительный, отважный на дела этою рода; <...> предприниматель - предпринявший что-либо», т.е. быть предпринимателем, по В.И. Далю, значит, «решаться исполнить новое дело»; таким образом, принадлежность предпринимательства к творческой деятельности закреплена семантически1. Вдумываясь в значение термина «предприниматель», имеет смысл обратиться к латинскому языку - словам тапсерБ и тапсчршт2.

Первое из них имеет переводы: а) откупщик государственных доходов, б) покупатель государственных имуществ; в) предприниматель, поставщик, подрядчик; г) перен. - владелец, обладатель. Второе переводится как: а) покупка; б) право собственности; в) раб, рабыня. Словообразование дается в латинско-русском словаре: [тапиз + сарю] - [рука; брать - владеть]. Мы видим их смысловое и содержательное сходство: производить и накапливать, трудиться и присваивать. Поэтому тапсергв и переводится как «предприниматель» - человек, зарабатывающий капитал своими руками, своим трудом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что термин «предприниматель» не имеет родственных корней в латинском языке, как и во всех производных от него (романских), и является «чисто» русским.

На наш взгляд, анализ слоговой структуры понятия пред-при-ни-ма-тель-ство позволяет говорить о таких его составных: пред - общеславянская приставка, обозначающая впереди идущего; при - приставка, обозначающая приближение; иметь - корень с беглой согласной - м - принадлежность; - а - и - гпель - собирательные суффиксы; - ст - суффикс, обозначающий множественность или численность; - о- окончание, т.е. речь идет о новаторском собирательстве (изготовлении, приобретении) чего-либо во множественном числе.

Наиболее авторитетный русский «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, изданный в начале XX в., понятий «предприниматель» и «предпринимательства» не дает, но содержание терминов «предлриниматель» и «предпринимательство» «вычисляется» из статьи «Прибыль»: «Прибыль получается лицом, за свой счет везущим предприятие (предпринимателем).

участвующим более или менее лично или непосредственно в распоряжении своим (предпринимательским) капиталом»3. Автор статьи Г. Яроцкий как синонимы употребляет термины «капиталисты-предприниматели», по его мнению «все они вместе взятые составляют совокупность лиц, на свой страх и риск ведущие дело производства и дающие капиталу то направление, которое им приносит наибольшую прибыль, а всему народному хозяйству обеспечивает наибольшие выгоды в экономическом отношении»4.

При этом автор констатирует, что нередко обнаруживается «противоположность интересов предпринимателей-капиталистов и всего народа, не говоря уже об антагонизме интересов хозяев и рабочих»5. Предпринимательский доход может быть следствием вложения капитала в промышленность, земледелие и торговлю, а также в виде процента на капитал. Исследуя материал данной статьи, как и другие статьи данного 82-томного издания можно сделать вывод, что предпринимательство как экономическое явление на рубеже XIX и XX вв. в России уже полностью сложилось, но сама терминология широкого распространения в русском языке, по всей видимости, не получила.

Термин «предприниматель» во французском языке появляется уже в XVIII в. Авторы знаменитой «Энциклопедии» Д. Дидро и д’Аламбер, выходившей в Париже с 1751 по 1772 г., так трактуют его: предприниматель в строительстве - тот, кто организует строительство на свои средства, уверенный в конечной прибыли; во-вторых, предприниматель - тот, кто занят изготовлением торговых судов, с использованием своих частных капиталов, с расчетом дальнейшей прибыли; в-третьих, предпринимателем называют тех, кто занят трудом по организации строительства, мануфактур и пр.5 Термин «предприятие» в «Энциклопедии» можно перевести как:

1) план или намерение выполнить что-либо или исполнения намерения; 2) несколько коллективов, объединенных для работ, с лицом, возглавляющим это объединение.

Французский словарь П. Робера констатирует, что понятие «предприниматель» используется во французском языке с XIII в., как и слово «предприятие». Согласно словарю Робера, предпринимателем в области экономики и права считается «всякая личность, которая управляет предприятием, ведя его за собственный счет, используя различные факторы производства (природные ресурсы, труд, капитал), с целью продажи продукции и услуг». Предпринимателями являются «хозяева, земледельцы, коммерсанты, промышленники, в частности, мелкие ремесленники, собственники торговых точек,, фермеры». Синонимами слова «предприятие» являются: «действие», «дело», «творчество», «операция», «работа», «авантюра». Предприятие - это то, во что предприниматель вкладывает труд, ресурсы для выполнения определенной

работы: предприниматель является основой х о з я й с т в с н н о г о м е х а н и з м а;.

В данном ключе трактуются указанные по-няшя и в словаре Лярусса. Предприниматель: 1; лицо, берущее подряд на выполнение значительного объема работ, важных поставок, 2) лицо зо главе большого предприятия, выполняющей* значительный объем работ и с большим количеством рабочих; 3) лицо, имеющее контракт на предприятие и средства на выполнение неких работ с целью извлечения прибыли или лицо, возглавляющее дело8.

В другом этимологическом французском словаре - А. Доза, Ж. Дюбуа и А. Миттерана - характеризуется эволюция понятий «промышленность» и «промышленник». Эти термины стали впервые применяться в XII в. и первоначально обозначали просто термин «деятельность». В XIV в. ими стали называть определенные способности - ловкость, умение. В XVI в. они использовались для определения профессии. И лишь с XVIII в. эти понятия приобрели современное (во французском языке) значение, выражающиеся такими словами, как «изобретательность», «интеллигентность», «новаторство», «знание того, как делать», «искусство», «профессия», «труд». И в то же время здесь фигурирует «хитрость, ловкость в делах». И тут же авторы словаря отмечают, что нельзя в делах избавляться от честности и требований морали. А «авантюра», свойственная бизнесу, определяется как «совокупность действий, содержащих в себе риск, новизну и пользу для человека»9.

Французский термин «entreprendre» - «предпринимать» в XV в. лег в основу английского термина «enterprise», просуществовав без изменений до настоящего времени. Этимологию слова дает электронная версия словаря Мериам Вебстер. В этом словаре автор дает три значения термина «предпринимательство»50:

1) сложный, рискованный проект или дело (а project or undertaking);

2) готовность к активным действиям; инициативность (readiness to engage in daring action; initiative);

3) совместное хозяйственное предприятие; разновидность бизнеса; постоянная направленная деятельность (unit of economic organization; business organization).

В 1980 г. в английском языке появляется термин «free enterprise» - свободное предпринимательство, который разъясняется как частная хозяйственная деятельность, осуществляемая без вмешательства государства.

Электронный вариант Британики дает следующую терминологию11: Business organization -разновидность коммерческого предпринимательства; Public enterprise - экономическая деятельность, контролируемая государством или общественностью; Public utility - пред-

принимательская деятельность в общественно значимых отраслях, включая транспорт, средства связи и т.д.

Интересные данные из истории значения терминов приводят саратовские исследователи Н.В. Манохина и И.Э. Жадан в своей монографии «Предпринимательство и формирование работни ка нового типа». В средние века вместо понятия «предприниматель» использовали слово «антрепренер», что в переводе с французского языка означает посредник, и значение этого понятия двойственно: во-первых, так называли организаторов парадов и музыкальных представлений, а второе значение этого слова - лицо, отвечающее за выполнения крупномасштабных строительных или производственных проектов12.

К сожалению, исследователи не указывают источник данной трактовки понятия, и если второе значение слова находит подтверждение в Энциклопедии Дидро и д5Аламбера, то первое значение термина придется принять на веру. Косвенно словарем Лярусса подтверждаются и сведения данных авторов о том, что в XVII в. предпринимателем во Франции считалось лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее, при этом вся полнота финансовой ответственности ложилась на данное лицо, но если удавалось уложиться в меньшую сумму, то разница доставалась предпринимателю. Можно с уверенностью сказать, что «предпринимателем» во времена А. Смита называли не только бизнесменов, управляющих, владельцев капитала, но и «организаторов похорон»13.

Признанные исследователи феномена предпринимательства - Дж. С. Милль, А. Маршалл, И. Шумпетер, Ж.Б. Сэй и др. - полагали, что специфика этого явления, в отличие от хозяйственной деятельности как таковой, состоит в осуществлении новых комбинаций факторов производства и обращения. Логически завершенную версию этого подхода отражает позиция фон Хайека. который рассматривал предпринимательство как деятельность своеобразного типа хозяйственника - предпринимателя, для которого главное - анализ и использование различных возможностей для выпуска новых товаров, открытие альтернативных источников сырья, рынков сбыта, новых способов организации производства и т.д. Таким образом, предпринимательское поведение представляется в той или иной мере инновационным поведением социальных субъектов в сфере производства широкого спектра благ и последующего оперирования ими.

Как уже отмечалось, в научной справочной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства. Это вполне объяснимо, так как представители различных отраслей знаний (экономисты, филологи, философы, социологи и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, исходя из поставленной цели исследования и накопленных знаний.

С ОЦПО/ЮГЯЯ

13

С философской точки зрения, предпринимательство может быть охарактеризовано как особый настрой души, как форма деловой роман гики, как средство реализации человеком присущих ему потенций*4. Однако этого определения явно недостаточно для полного понимания данного феномена15.

Современные филологи трактуют его очень просто: «Предпринимательство - деятельность предпр инимателя»16,

Историки определяют его как «индивидуальное или коллективное занятие каким-либо видом экономической деятельности (торговлей, ремесленным и более крупным промышленным производством, строительством, добычей полезных ископаемых, транспортом, товарным земледелием и скотоводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, кредитованием, изобретательством, особенно в период промышленного переворота и т.д.), направленным не ка удовлетворение собственных потребностей, а на рыночный сбыт, извлечение прибыли»17.

«Современный экономический словарь» утверждает, что предпринимательство - это «инициативная, самодеятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя»18.

Близким по значению к данному понятию является и термин, который дает электронная «Большая Российская Энциклопедия»: «Предпринимательская деятельность - по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке», предприниматель, согласно данной энциклопедии, - это тип руководителя, который: стремится изменить динамику развития деятельности и активно ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции19.

В 1983 г. специалист теории бизнеса 1'. Пиншот разделил понятия интрапренер - это предприниматель, работающий в условиях уже действующего предприятия, как правило, крупных фирм, антрепренер это предприниматель, заново создающий предприятие20. В оборот вошло уже понятие «предпринимательское управление», его автор Г. Стивенсон выделяет определенные черты предпр -я н и мател ьского управления, противопоставляя его администрированию. По критерию стратегической ориентации предприниматель движим восприятием возможностей, а не наличием

ресурсов; по отношению к самим возможностям он настроен революционно; учитывая много стадийность процесса, он не задерживается на каждой стадии подолгу; ориентирован на лизинг или эпизодическое использование ресурсов, а не на владения ими; предпочитает неформальные сети связей формализованным иерархиям; в вознаграждении основывается скорее на коллективистских ценностях и стимулах, чем на индивидуальной карьере21.

Используя в повседневном и научном языке русский термин «предпринимательство», нельзя не затронуть проблему его соотношения с английским словом «бизнес» — business, который стал очень распространенным в современном русском языке. Последний, по нашему мнению, значительно шире, чем русское понятие «предпринимательство». «Оксфордский толковый иллюстрированный словарь английского языка» предлагает следующие значения термина «business»: деятельность, приносящая доход в результате продажи товаров или оказания услуг; любой вид деятельности, приносящий заработок; бизнес - как частная деятельность индивидуума; бизнес - как деятельность вообще22.

Таким образом, мы видим, что существует специфическое поле значений понятия «предпринимательство» в англоязычных странах, как и национальные традиции в представлении о предпринимательстве вообще. В Америке предпринимателем считается человек, открывающий свой собственный новый мелкий бизнес. Но не каждый новый бизнес можно назвать предпринимательством. Наличие своей собственности -- это один из компонентов предпринимательства, но не единственный. Настоящая предпринимательская структура всегда пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразовывает существующие ценностные установки.

Проанализировав статьи этимологических, толковых, экономических, энциклопедических русских и иностранных словарей, а также их электронные версии, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, термин «предпринимательство» существует во французском языке с XII в., в английском с XV в. (существовал данный термин и в латинском языке, но родственные связи его с романскими языками не прослеживаются).

Во-вторых, термин «предпринимательство» («предпринимательница») впервые вводится в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, т.е. до выхода этого словаря слова «предпринимательство» практически не было.

В-третьих, предпринимательство уже определялось законодательством как корпоративное.

В-четвертых, значение термина «предпринимательство» менялось в русском языке в течение XX века. В словарях, изданных в со-

ветский период, оно практически отсутствует, что объясняется официальным запрещением предпринимательской частной деятельности. В современном разговорном языке (а иногда и в научном) происходит подмена термина «предпринимав ельство» термином «бизнес», кроме тою. в современном русском языке существуют слова «менеджер», «интрапренер» и «антрепренер». Как будет идти процесс «приживания» этих терминов, покажет время.

В-пятых, в настоящее время термин «предпринимательство» многозначен. На наш взгляд, с содержательной стороны данное явление может включать: метод хозяйствования, тип экономического мышления и поведения, профессию, инструмент социальных преобразований и, наконец, то, что определяется в социологии индустриализма как «предпринимательский дух».

Часть ученых связывают предпринимательство с инновационным типом личности и поведения23, другие - акцентирующие внимание на предпринимательстве как элементе социальной структуры общества, трактуют новаторство более широко, отмечая системообразующий, социальноноваторский характер деятельности24. В самом общем виде можно выделить несколько подходов к определению предпринимательства: первый связан с рассмотрением предпринимательства как специфического типа деятельности, с инновациями и риском; второй базируется на понимании этого явления как экономического и социокультурного феномена. В рамках третьего подхода предприниматель рассматривается как активный субъект. В этом контексте предпринимательство, с одной стороны, представляет собой тип экономической деятельности, с другой - социальный слой, реализующий этот вид деятельности.

Общепринятым в мировой практике является понятие предпринимательства как деятельности, не связанной с какой-либо определенной формой собственности или размерами производства.

В законодательстве большинства стран СНГ в качестве ключевой характеристики предпринимательства принято прежде всего получение прибыли или дохода, и в этом смысле понятие предпринимательства фактически совпадает с понятием коммерческой деятельности. Нельзя не согласиться с суждением Е.Е. Румянцевой, что главной характеристикой предпринимательства является инновация2С этой точки зрения по-разному можно оценивать размах предпринимательской деятельности для конкретного периода или региона. «Коммерческий» подход, обычно используемый в российской статистике, оперирует объемами продукции, показателями прибыли и даже уровнем занятости. «Инновационный» подход предполагает определение иных показателей, не всегда очевидных.

Кроме того, предпринимательство обладает практически всеми необходимыми чертами идеологии как системного мировоззрения. Оно

содержит набор рационализирующих схем, относящихся как к индивидуальному действию, так и к общественному развитию, поведению фирмы и кругообороту национального к-.шитала. Предпринимательство предлагает относительно замкнутую систему ценностных ориентиров, таких как независимость, самореализации, стремление к индивидуальному успеху ь осязаемых материальных формах. Предпринимательская идеология нацеливает на отвоевывание индивидуального жизненного пространства «снизу», при любых правилах и независимо от этих правил. Этим обусловлено повышенное внимание ученых к «предпринимательскому мифу» в странах Европы и США; по оценке ряда авторов, оно связано с попыткой отстоять либеральные, индивидуалистические ценности как оплот западного мировоззрения, перед лицом наступающей корпо ративности, в том числе корпоративности ч>/ждой. восточной, азиатской. Для России возможность использовать ценности предпринимательства а качестве кристаллизующих инициативу важно в двух аспектах: с учетом выявленного С. I {рейсом, П. Джонсоном, А. Дарнеллом кризисного характера предпринимательской активности (доля малого бизнеса в занятости и объемах производства негативно связана с устойчивым экономическим ростом и позитивно коррелирует с уровнем безработицы) и в отношении поиска новой модели идентичности.

Существует множество характеристик предпринимательской деятельности, однако единства по вопросу о том, что составляет сущность предпринимательства, нет. Тем не менее в работах

A. Агеева, В. Верховина, В. Радаева дается достаточно полная и обоснованная его характеристика. Данные авторы полагают, что можно выделять необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К первым можно отнести организационно-хозяйственные инновации и экономическую свободу хозяйствующего субъекта. Кроме них есть и другие признаки (владение ресурсами, принятие решений, несение риска, лидерство и т.д.), которые выступают либо производными от базовых, либо дополняющими и раскрывающими их суть. Наиболее важным ба зовым свойством является экономическая свобода хозяйствующего субъекта, а ее ограничениями должны выступать лишь непосягательство на чужую собственность, соблюдение законов и выполнение договорных обязательств.

Исходя из позиций Й. Шумпетера, один из наиболее авторитетных исследователей проблемы

B.В. Радаев понимает под предпринимательством

«осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода)»26. Этот подход базируется на социальных факторах развитой рыночной экономики. "

Еще одно определение предпринимательства дает А.М. I у зев: предпринимательство есть

С оцшолотя

особый вид человеческой деятельности, отличающейся творческим, инновационным характером, ориентированной на получение прибыли, заключающейся в рискованном создании новых предприятий и управлении ими и обеспечивающей занятость, социальную мобильность и благосостояние общества2 '.

Переходный характер российского общества и экономики, по мнению В.Е. Гимпельсона, обусловливает специфику российского современного предпринимательства, экономическая функция которого «опосредуется и сопровождается социальным действием, направленным на изменение социальных отношений»28. Иными словами, предпринимательство объективно нагружается социальными аспектами.

Еще одну особенность российского предпринимательства исследователи видят в том, что этакратический тип стратификации российского общества обусловливает стремление субъектов предпринимательства к достижению максимальной власти, которая и является решающим условием максимизации прибыли29. Отсюда вытекает необычная для развитых стран важность взаимодействия предпринимательства с властными структурами.

Кроме того, отрицательное отношение большинства населения к предпринимателям также побуждает последних обращаться к власти за поддержкой. Таким образом, взаимодействие с властными структурами приобретает для предпринимательства стратегическое значение.

По мнению Ю.Л. Качанова, попытки опе-рационализировать рабочие понятия предпринимательства несут нередко значительную долю субъективизма конкретных социологов30. Исследователи единодушны в одном: предпринимательство является новым элементом социальной структуры российского общества, обладающим значительной социальной энергией, а также - предприимчивостью. Еще один признак предпринимательства - наличие «идеологии как системного мировоззрения», позволяющей инициировать как действия отдельных индивидов, так и всего общества31.

Наличие идеологии предпринимательства вызвало б обществе мнение о том, что в связи с совпадением вектора развития российской экономики с интересами предпринимателей, для придания реформам необратимого характера и четкой направленности необходимо выполнить два услоьия: не следует конструировать новую идеологию, а следует просто заимствовать и адаптировать к отечественным реалиям идеологию предпринимательства; необходимо включить крупнейших российских предпринимателей в элиту общества*2.

Вместе с тем хорошо известно, что ни в одной из развитых стран мира (за исключением США) идеология предпринимательства так и не стала господствующей в обществе. Более того,

исследователи отмечают маргинальное положение предпринимательского слоя в этих странах. Тем не менее ряд отечественных ученых предлагают, по существу, насильно внедрять ценности предпринимательства в современное российское общество.

Следуя заЙ. Шумпетером, сформулируем общее определение предпринимательства: это - осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другого дополнительного дохода). Предпринимательство, таким образом, конституируют три необходимых элемента:

• организационное действие;

• инициирование изменений;

• денежный доход как цель и критерий успеха33.

Существуют еще полтора-два десятка переменных, которые обозначают многообразные видовые различия предпринимательской деятельности. Так, предпринимательство может быть связано или не связано с собственностью на капитал, сопровождаться или не сопровождаться трудовой (управленческой или исполнительской) активностью. Предпринимательские акции могут проводиться сверху, по существующим административным каналам, или инициироваться снизу неформальными лидерами. В качестве предпринимателей могут выступать как специально обученные профессионалы (выпускники элитарных бизнес-школ), так и «любители», не имеющие никакой профессиональной подготовки. Предпринимательские действия могут основываться на дотошных расчетах и на чистой интуиции. Одни из них направлены на эффективное приспособление, имитацию имеющихся образцов организации в новых условиях; другие - на познание скрытых от большинства людей хозяйственных возможностей; третьи - на активное формирование этих новых условий, в том числе изобретение совершенно новых организационных форм.

В одних случаях предпринимательские действия связаны с явным риском (потерей доходов и имущества, статуса и времени); в других - этот риск просчитан, но остается место для неопределенности; в третьих - риска может не существовать и вовсе (кроме, пожалуй, неизбежной при любом исходе потери времени). Характер организационно-хозяйственных действий зависит от размеров вовлеченных ресурсов и сфер (отраслей) их освоения. Эти действия могут выходить за пределы собственного производства, например, в сферы политики, науки, искусства, если они ориентированы на извлечение прибыли. Наконец, предпринимательство может быть индивидуальным или групповым по исполнении), успешным или неуспешным по результату.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во всех этих случаях сохраняется понимание предпринимательства как функции, которая возникает и исчезает по мере необходимости, может бесконечно дробиться и интегрироваться. Эта функция присуща любой хозяйственной сис-

теме, по крайней мере, с момента ее вступления в стадию индустриализации. Она вполне может реализовываться и в государственном, и в негосударственном секторах, существовать при самых разных политических режимах.

Завершая анализ предпринимательства как социального феномена, отметим, что широкое распространение получили и такие понятия, как «предпринимательское поведение», «предприимчивость». Не вдаваясь в анализ этих категорий, лишь отметим, что они, конечно, не являются синонимами. Из сказанного выше вполне очевидно вытекает, что предпринимательство - это вид деятельности, это сложное социальное явление; предприниматель - это то лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, а термины «предпринимательское поведение» и «предприимчивость» отражают характер и специфику деятельности предпринимателя в конкретных социально-экономических, политических и организационных условиях. Вот почему использование всех этих категорий и дает возможность глубокого и всестороннего анализа предпринимательства как такового.

Реальным фактом ныне стало существование множества предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. В данном случае за основу классификации принято право собственности на осуществление предпринимательских функций. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство - это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий - эго обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.

Частное предпринимательство - форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное, и основная причина заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные личности: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые

Социологии

занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают лица назначаемые, формально исполняющие свои обязанности31.

Вместе С ЭТИМ МОЖНО вести речь V) коллективном. семейном и ином предпринимательстве, которые, в конечном счете, являются производными от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация — в зависимости от предпринимательских функций, принятых на себя при вступлении в предпринимательское пространство.

Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовую торговлю, посылторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерс-тво, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риелторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты. банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство.

Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типов; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).

Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

Каждая из названных классификаций типов предпринимательства имеет свои особенности, но основные принципы их социального взаимодействия совпадают: предпринимательство предполагает деловую активность различной направленности, стремление к максимизации прибыли.

Если за основу классификации бизнеса взять рыночный ресурс, то можно вычленить следующие типы предпринимательства: производственное (промышленное, сельскохозяйственное), оказание услуг, посредническое; торговое, финансовое, информационное и силовое предпринимательство. Так. для производственного бизнеса основным ресурсом выступают факторы производства: для торгового - потребительские товары; для финансового - деньги; для информационного - знание; для силового - организованная сила или физическое насилие как реальное, так и потенциальное.

17

Остановимся на специфике названных выше форм активности в зависимости от рыночного ресурса: качнем с производственного предприни мательства. Роль предпринимателя в этой области многогранна. Предпринимат ельская деятельность здесь может носить инновационный и традиционный характер. В современном предпринимательстве рационализация и нововведения в области технологии начинают терять свое определяющее значение, и на первый план выступает задача мобилизации личностных, духовных ресурсов, связанных со способностью бизнесмена к инновационным процессам.

Склонность к инновациям выдвигается на первое место по отношению к способности рационализации, а приоритеты количества уступают приоритетам качества (товаров, услуг, отношений между взаимодействующими субъектами). Инновационные изменения в области предпринимательства должны базироваться на таких основных принципах, как простота, автономия деятельности и квалифицированное управление.

Инновационный тип предпринимателя появляется тогда, когда он внутренне осознал и очертил пространство своей самореализации; в его эмоциональных ощущениях превалирует чувство самодостаточности, уверенности в себе; это состоявшийся бизнесмен, собственное дело стало для него смыслом жизни; он стремится к изменению окружающей среды в соответствии со своими взглядами и вкусами.

Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается из трех элементов: уникальных личностных качеств и способностей отдельных индивидов; соответствующей рыночной среды; предпринимательской культуры, включающей в себя определенный набор инструментальных и культурных ценностей, стандартов и образцов поведения.

Наличие этих трех составляющих создает необходимые предпосылки для того, чтобы постоянно возобновлялась в различных комбинациях и сочетаниях социально-экономическая матрица массовых человеческих действий, ориентированных на предпринимательский успех.

I тстоянный риск неудачи, являющейся уделом значительного большинства предпринимателей, компенсируется появляющимися примерами уникальных результатов и достижений, которые стимулируют экономическую активность многих, не потерявших надежду, неудачников и банкротов3''.

В этом случае прибыль не цель, а рабочий инструмент, она нужна, чтобы вкладывать средства в освоение новых, перспективных сфер экономики. Предприниматель - своего рода экспериментатор, он берет на себя риск поиска новых возможностей, заражает окружающих азартом и темпом этого поиска, стремлением к успеху. Э го и делает предпринимателя ключевой фигурой рыночной экономики.

Основной вид предпринимательской активности - производство товаров - также невозможен без вспомогательной деятельности (конструкторской, консультационной, инжиниринговой и др.), что ведет к углублению специализации и обогащению форм социального взаимодействия.

Логика предпринимательской деятельности по производству товаров сводится к тому, что вместо обращения к изучению рынка и рыночной ситуации предприниматель может получить экспертную оценку предпринимательской идеи, обратившись к посреднику.

Теперь остановимся на специфике посреднической формы предпринимательской деятельности. Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов социально-экономических отношений - производителя и потребителя или же их представителей. Лица, представляющие интересы производителя или потребителя, называются посредниками. Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения бизнесмена-производителя, повышает степень эффективности его деятельности, поскольку он получает возможность сосредоточить усилия только на самом производстве. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а следовательно, повышает прибыльность производства.

Благодаря включению посредника в цепочку социального взаимодействия (производитель - потребитель) обеспечивается широкая доступность товара для всех потребителей. Предпринимателями, оказывающими посреднические услуги, могут выступать брокеры, джобберы, посылторговцы, торговые представители, комиссионеры, коммивояжеры, дистрибьютеры, дилеры, торговые маклеры и др.

В сегодняшней России развитие получают, в основном, посреднические коммерческие структуры. Предпринимательский капитал формируется во многом благодаря действиям очень близким к понятию «экономическое преступление». Известными становятся не истинные предприниматели, в классическом понимании этого слова, а те, кто умеет делать деньги любыми способами. СМИ пропагандируют в основном имена людей, причастных к сфере бизнеса, но не их деятельность. Разбухшая посредническая структура может привести в будущем к отмиранию некоторых ее составляющих; глядящие вперед предприниматели стремятся концентрировать капиталы в производственной сфере как более стабильной по сравнению с посреднической.

Кроме названных выше форм предпринимательской активности, можно выделить финансовое предпринимательство, которое относится, с одной стороны, к категории посреднической деятельности, а с другой - к оказанию услуг. Поэтому оно является неотъемлемой частью различных типов

предпринимательства. Предпринимательство в финансовой сфере может осуществляться банкирами и финансистами за счет учреждения и организации деятельности банков, инвест ииионных компаний и фондов.

Следует отметить, что эффективность предпринимательской деятельности в финансовой сфере зависит от состояния реального сектора экономики, инвестиционного климата, законодательной базы, политической стабильности в обществе и др. В этом плане ситуация в нашей стране весьма неблагоприятная, что непосредственно сдерживает развитие этой перспективной и интеллектуально емкой формы.

Своеобразной реакцией на кризис и слабость государства, неразвитость рыночной экономики явилось силовое предпринимательство, которое определяется как набор стратегических решений, позволяющих конвертировать организованную силу в денежный доход или иные блага, имеющие рыночную ценность36.

Существует несколько видов силового предпринимательства: государственные, но нелегальные подразделения государственных органов правопорядка и безопасности, выступающие как частный субъект; государственные, но легальные (зарегистрированные частные охранные предприятия); частные и нелегальные (бандитские группировки). Силовые предпринимательские структуры различны по размерам, принципам организации и правовому статусу, но сходны по методам предпринимательской деятельности и функциям, выполняемым ими на российском рынке. Их главный ресурс - организованная сила, а основная функция связана с силовым партнерством.

Как специфический социальный институт, силовое партнерство начало формироваться в 1987-1988 гг. в результате превращения эпизодического вымогательства в регулярный рэкет группировок, начавших извлекать доход из продаж охранных услуг предпринимателям37. Есть ряд факторов, обусловивших рождение силового предпринимательства: нелегальное происхождение части капитала, что не позволяло некоторым предпринимателям рассчитывать на защиту правоохранительных органов; высокий риск предпринимательской деятельности, вызванный невозвратом долгов, несоблюдением контрактов, постоянным мошенничеством; относительная дешевизна защиты интересов предпринимателя частными силовыми предприятиями по сравнению с государственными; неприспособленность государственного арбитража к рынку, слабость судебной системы, неразвитость законодательной базы создавали спрос на охранносиловые услуги и стимулировали частные охранные ведомства и фирмы.

Развитие силового предпринимательства, таким образом, связано с тем, что Российское государство не в состоянии выполнять ряд своих функций и фактически перекладывает их на неподконтрольные государст ву структуры.

Как уже отмечалось, предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Согласно федеральному закону от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся: коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих, предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек; индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Для оценки текущей ситуации в сфере развития малого предпринимательства обычно используются следующие показатели: прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за отчетный период; увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях; рост/спад объема производства продукции (работ, услуг) малыми предприятиями; рост/спад инвестиций в основной капитал, рост/спад поступлений единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и едино о налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (с учетом всех субъектов малого предпринимательства, уплачивающих эти налоги).

Типология предпринимательской деятельности производится по различным основаниям. Наиболее распространена классификация по размеру бизнеса: выделение малого, среднего и крупного предпринимательства по экономическим отраслям: в машиностроении, легкой промышленности, сельском хозяйстве, секторе торговли, услуг и т.д. Выделяют также предпринимательство различных территорий ( регионов)..

В современной России имеет смысл квалифи-

Соцпопогпя

19

дировать этот вид деятельности в зависимости от размеров населенного пункта и его статуса: на селе, в мелких и крупных городах, столичное предпринимательство. Существенное различ ие имеют также индивидуальное и коллективное (корпоративное) предпринимательство.

Возможен и иной подход к структуре пред-принимательств, на основании процессов хозяйственной деятельности: создание фирм (хозяйствующих организаций); изменение маркетинговой политики, освоение новых рынков при неизменных характеристиках товара; освоение новых рынков на основе изменения свойств товара - цены или качества; освоение новых рынков на основе производства новых видов товара; интенсификации трудовых отношений с помощью применения новых технологических схем и оптимизации организационной структуры; оптимизация отношений с контрагентами (деловыми партнерами ) на основе повышения доверия и увеличения количества потенциальных контрагентов. Создание новых фирм (как акт предпринимательства) включает в себя освоение рынка, возникновение трудовых отношений и организационной структуры, отношений с контрагентами.

Рассмотренная выше структура предпринимательства в России находится в динамике, подвергается изменениям в зависимости от многих (не только экономических) факторов, и поэтому возможно появление новых видов и форм предпринимательства, которые могут стать предметом исследования в будущем.

Примечания

1 Дать В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 г. М.. 1955. Т. 3. С.388.

- Дворецкий ИХ. Латинско-русский словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1976. С.615.

Энциклопедический словарь /Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон: В 82 т. СПб.. 1898. Т. (49) XXV. С. 126.

4 Там же. С. 129,

■ Там же. С. 130.

6 Encv :!opedie. ou Dictionnaire raisonne des sciences, des, an-, ei des metiers: En 28 vol. P., sans date. Vol. 5. P. 332 333.

7 Dictionnaire aiphabetique et anaiogique de la langue Franchise par Paul Robert. P., 1968. P. 591.

8 Grande dictionnaire universeie du XIXe siecle.. .par Pierre Larousse: En i 7 vol. P., sans date. Vol. 7. P. 658.

9 Tsiouveau dictionnaire etyrnologique et historique du fran^ais par A. Dauzat, J. Dubois. H. Mitterand. P.. 197]. P.26, 128. 388, 899.

"J http: /7 MemamWebster.Online.coni http: ' Hritanica.com 1 ■ Манохина H. В.. Жадан И. Э. Предпринимательство я формирование работника нового типа. Саратов. 2000. С.5.

: RonsiaJt R. Entrepreneurship. Dover, 1984. Р.7.

,4 См.: Борисова ТВ. Философский анализ предпринима-

тельской деятельности (социально-онтологический аспект): Автореф. дис. .. д-ра филос наук. Саратов, 2005.

15 Там же.

16 Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения ' Под ред. I .H. Скляровского. СПб., 1998. С.498.

17 История предпринимательства в России: В 2 кн. Кн. 1. От средневековья до середины XIX века. М., 2000. С.5.

18 Современный экономический словарь. С. 537 /7 http:/,' books.abia.ru

14 Большая Российская энциклопедия /7 http://www.encycl. accoona.ru

20 Электронные средства информации трактуют его как «интрапредпринимательство» - предпринимательская деятельность, проводимая внутри крупного предприятия //htpp://webadmin@giossary.ru

21 См.: Stevenson Н.А. Paradigm of Entrepreneurship. Harvard, 1989. P.25.

’-2 Рю А. Оксфордский толковый иллюстрированный словарь английского языка. М., 2001. С.64.

Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности /7 Социс.1994. №1; Фетисов Э.Н., Яковлев И.Г. О социальных аспектах предпринимательства /7 Социс. 1993. № 1.

24 Чепуренко А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России /7 Мир России. 1993. № 1. С.78.

25 http: // www.ecfor.ru

26 Радаев В. В. Экономическая социология. М.. 1997. С.96.

71 См.: Гузев А.М. Малое предпринимательство как объект

социологического исследования: региональный аспект: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2002.

28 Гимпегьсон В.Е. Новое предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия

Мировая экономика и международные отношения. 1993..Vo 6. С.37.

29 См.: Дряхлое Н. И., Давыденко В.А. Предпринимательс-

тво как объект и субъект управления: методологические подходы Социс. 1996. 6. С.125.

'° См.: Качанов Ю Л. Социологический casus: «социальная группа предпринимателей» // Социс. 1999. № 9. С.33. См.: Радаев В Предпринимательство как новый российский миф 7 Знание - сила. 1996. № 4. С, 12.

3- См.: Гурова Т.. Фадеев В. Зачем России капитал? // Эксперт. 1996. .Vs 18. С. 20.

33 Организационная инновация может реализовываться как путем создания совершенно новых, так и путем качественного преобразования существующих предприятий - их дробления и слияния; переоформления собственности: коренного изменения организационной структуры. Осуществление подобных инноваций отличает предпринимателя от «чистого» рантье или «чистого» спекулянта-посредника.

См.: Бусыгин А.В. Предпринимательство. М., 2000. С.170 171.

-ъ См.: Верховин В.И. Экономическая социология. М.. 1998. С.385.

См.: Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России /7 Социс. 1999. Хч 1. С.56.

37 См.: Социс. 1995. № 3. С. 115 -121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.