УДК 338.24:631.115.1
НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
И.А. БОНДИН, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета E-mail: [email protected]
Н.Н. БОНДИНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета E-mail: [email protected]
Пензенская государственная сельскохозяйственная академия
Авторами предложена методика определения размера потребности в субсидиях с использованием коэффициента окупаемости затрат на основное производство. В статье дана система показателей для оценки степени государственной поддержки сельхозорганизаций и определения нормативного значения. Кроме того, дополнена и уточнена система показателей, которая позволяет определить минимально необходимый размер бюджетной поддержки хозяйствующих субъектов для обеспечения расширенного воспроизводства. Приведена группировка сельхозорганизаций Пензенской области по размеру субсидий на основное производство.
Ключевые слова: государственная поддержка, субсидии, норматив, коэффициент окупаемости затрат, воспроизводство
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей является важным фактором повышения эффективности производства. Эта проблема стала наиболее актуальной в условиях ВТО. Применительно к современному состоянию российской экономики государственное регулирование становится способом мобилизации основных ресурсов для стабилизации экономики и устранения диспропорций во взаимоотношениях между сферами АПК1 [5].
1 Имеются в виду сферы, производящие средства производства для сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства
Целями данного исследования являются уточнение и обоснование методического подхода к определению минимально необходимого уровня государственной поддержки аграрного производства. Данный подход базируется на расчете окупаемости затрат.
В соответствии с поставленными целями были решены следующие задачи:
- определены основные направления развития государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- установлен уровень государственной поддержки и минимально необходимый размер субсидий для сельхозорганизаций Пензенской области в 2003-2012 гг.;
- предложен методический подход для определения размера потребности в субсидиях с использованием коэффициентов окупаемости затрат на основное производство;
- дополнена и уточнена система показателей, которая позволяет определить минимально
и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.) и перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (пищевая сфера; сферы легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти; сферы, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса).
необходимый размер бюджетной поддержки хозяйствующих субъектов. Основными направлениями развития государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей являются:
- организация взаимодействия кредитных организаций федерального, регионального и местного уровней управления экономикой на принципах системного подхода к решению задач развития сельского хозяйства в местах производства;
- мониторинг финансово-кредитных отношений в аграрной сфере экономики, а также обеспечение финансовой безопасности кредитных организаций и защиты экономических интересов и собственности сельских товаропроизводителей;
- методическое и аналитическое обеспечение финансово-кредитных отношений;
- проведение закупок сельскохозяйственной продукции товарно-кредитной корпорацией при государственной поддержке доходов сельских товаропроизводителей;
- финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей [5]. Современный этап развития системы государственной поддержки аграрной сферы характеризуется рядом существенных недостатков. В частности, они связаны с такой оценкой эффективности, при которой одним из основных показателей выступает уровень рентабельности сельскохозяйственного производства с учетом субсидий. Однако показатель «уровень рентабельности» с учетом затрат только на реализованную, а не на валовую продукцию, не отражает результативности всего сельхозпроиз-водства, поскольку лишь часть произведенной продукции является товарной, остальная используется внутри сельхозорганизации.
Для определения результатов хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей и эффективности их поддержки следует использовать систему показателей. По мнению авторов, система показателей, предлагаемая учеными-экономистами, требует доработки. Это связно с тем, что в современных условиях соблюдение и применение нормативов затрат не являются обязательными [7]. Более того, различные сельскохозяйственные предприятия разрабатывают собственные нормативы, в том числе и нормативы затрат, основанные на опыте прошлых лет. Поэтому применение нормативных затрат на уровне федеральных и региональных органов
власти при планировании бюджетных средств для субсидирования сельхозтоваропроизводителей, по мнению авторов, нецелесообразно и экономически необоснованно. Авторы считают, что расчет необходимо вести на основании фактических показателей, отражающих реальное положение дел.
Коэффициент окупаемости затрат на основное производство отражает, насколько выручка от продаж продукции покрывает понесенные сельхозорга-низацией затраты на основное производство. Динамика изменения этого коэффициента за последние 9 лет отрицательная: показатель уменьшился с 1,13 в 2003 г. до 0,93 в 2012 г. Кроме того, в динамике за исследуемый период показатель колебался ежегодно то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. Средний уровень коэффициента окупаемости затрат в 2003-2012 гг. составил 1,01, что свидетельствует о том, что сельхозорганизации выручкой от продажи продукции лишь покрывают затраты на основное производство, не получая при этом дополнительной прибыли (табл. 1) [3].
Для оценки влияния субсидий и дотаций на сельскохозяйственное производство фактический коэффициент окупаемости затрат может быть скорректирован на величину полученной сельхозор-ганизацией государственной поддержки. Данный показатель отражает роль государства в компенсации затрат на производство сельскохозяйственной продукции [4]. Его значение в 2012 г. составило 1,02, что ниже уровня 2003 г., когда окупаемость затрат с учетом субсидий составляла 1,16. Среднее значение показателя за исследуемый период составило 1,09.
Сравнение показателей окупаемости затрат на основное производство с учетом субсидий и без них за 2012 г. позволяет сделать вывод о том, что только благодаря бюджетной поддержке товаропроизводители получили минимальную прибыль. Собственными силами, т.е. за счет выручки от продаж, они не смогли даже в полном объеме покрыть затраты на производство текущего года.
Кроме того, необходимо уточнить градацию показателя окупаемости затрат. Это связано с тем, что в ряде научных исследований встречается термин «суженное воспроизводство». С учетом предлагаемых изменений градация значений коэффициента окупаемости затрат будет выглядеть следующим образом:
- значение коэффициента менее 1,15 обеспечивает суженное воспроизводство;
Источник: составлено авторами по данным сводной годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций Пензенской области за 2003-2012 гг.
Таблица 1
Определение уровня государственной поддержки и минимально необходимого размера субсидий для сельхозорганизаций Пензенской области в 2003-2012 гг.
Среднее
Показатель 2003 2005 2007 2009 2011 2012 значение за 2003-2012 гг.
Выручка от реализации продукции, 3 906,80 5 041,20 8 690,94 11 834,60 11 973,00 19 912,40 -
млн руб.
Субсидии из бюджетов всех уровней, 106,50 205,90 670,50 1 292,90 1 570,90 1 997,20 -
млн руб.
Затраты на основное производство, 3 451,50 5 430,10 7 618,75 11 946,10 12 983,30 21 466,70 -
млн руб.
Совокупные затраты, млн руб. 4 057,40 5 805,60 8 806,69 12 247,80 15 191,20 27 073,70 -
Совокупные доходы, млн руб. 4 250,20 5 983,50 10 059,93 14 292,60 15 556,40 24 024,90 -
Фактический коэффициент
окупаемости затрат: - без учета субсидий 1,13 0,93 1,14 0,99 0,92 0,93 1,01
- с учетом субсидий 1,16 0,97 1,23 1,10 1,04 1,02 1,09
Коэффициент возмещения затрат 1,05 1,03 1,14 1,17 1,02 0,89 1,05
Минимально необходимый размер
субсидий, млн руб.
- на основное производство 580,15 2 017,96 1 213,43 3 695,33 4 905,29 7 994,30 -
- общий 1 130,90 1 769,69 2 059,27 2 922,44 5 763,06 13 168,10 -
Коэффициент государственной
поддержки:
- сельскохозяйственного производства
фактический 0,03 0,04 0,09 0,11 0,12 0,09 0,08
нормативный 0,17 0,37 0,16 0,31 0,38 0,37 0,29
- сельхозорганизаций
фактический 0,03 0,04 0,08 0,11 0,10 0,07 0,07
нормативный 0,28 0,30 0,23 0,24 0,38 0,49 0,32
Уровень государственной
поддержки, %: - сельскохозяйственного 18,36 10,20 55,26 34,99 32,02 24,30 29,20
производства
- сельхозорганизаций 9,42 11,63 32,56 44,24 27,26 14,30 23,20
Дополнительная потребность
в господдержке, млн руб.: - на основное производство 473,65 1 812,06 542,93 2 402,43 3 334,39 5 997,10 -
- общая потребность 1 024,40 1 563,79 1 388,77 1 629,54 4 192,16 11 170,90 -
- значение коэффициента 1,15-1,3 обеспечивает простое воспроизводство;
- значение коэффициента 1,3 и более обеспечивает расширенное воспроизводство, позволяющее сельхозорганизации развиваться.
Для определения размера потребности в субсидиях с использованием коэффициентов окупаемости затрат на основное производство применяется следующая методика. Умножая затраты на основное производство соответственно на 1,15 и 1,3, мы получаем нормативную выручку, а вычитая из нее фактическую, получаем норматив потребности в
субсидиях. Затем из полученной суммы отнимаются фактически выплаченные субсидии, и определяется их дополнительная потребность.
Учет дополнительно полученных доходов и понесенных сельскохозяйственной организацией расходов, не связанных с производством продукции, дает коэффициент возмещения затрат. Его значение в среднем за исследуемый период составило 1,05. На протяжении периода с 2003 по 2009 гг. этот показатель ежегодно возрастал и к началу 2010 г. составлял 1,17. Однако в 2010 г. этот показатель снизился до 1,02, а в 2012 г. составил 0,89.
Сопоставив за исследуемый период коэффициент окупаемости затрат на основное производство и коэффициент возмещения затрат, можно сделать вывод, что ситуация за 9 лет кардинально изменилась. Если в 2003 г. финансовый результат организаций складывался в основном за счет обычной деятельности (производства сельскохозяйственной продукции и ее реализации), то к началу 2013 г. возросла доля прибыли от операционной деятельности (реализация внеоборотных активов, аренда, участие в других организациях, финансовые сделки и пр.) [1].
Оценить степень государственной поддержки сельхозорганизаций и определить нормативное значение можно с помощью следующих показателей: коэффициента государственной поддержки основного производства и коэффициента государственной поддержки сельскохозяйственной организации.
Коэффициент государственной поддержки основного производства характеризует величину субсидий на 1 руб. затрат на основное производство, т.е. отражает участие государства в компенсации затрат.
Кроме того, авторы данной статьи предлагают дополнить и уточнить систему показателей, что позволит определить минимально необходимый размер бюджетной поддержки хозяйствующих субъектов, который обеспечивал бы расширенное воспроизводство (как отмечалось ранее, при значении окупаемости затрат на уровне 130%), включив в нее показатели минимально необходимого размера субсидий на основное производство [5].
Произведенные расчеты показали, что для обеспечения расширенного воспроизводства в сельскохозяйственных организациях Пензенской области при существующем уровне производства и сбыта продукции в 2012 г. была необходима государственная помощь в минимальном размере 7 994,3 млн руб. С учетом того, что в рыночных условиях сельскохозяйственное производство не является единственной сферой деятельности предприятий АПК, минимально необходимый размер субсидий, обеспечивающий расширенное воспроизводство, составил 13 168,1 млн руб. Фактический размер субсидий в 2012 г. составил 1 997,2 млн руб. Очевидно, что сельское хозяйство региона недополучает огромные суммы, необходимые для ведения производственной и прочих видов деятельности на расширенной основе, для которой необходимо дополнительно 11 170,9 млн руб., в том числе на основное производство - 5 997,1 млн руб.
На базе указанных показателей можно определить нормативный коэффициент государственной поддержки основного производства.
В Пензенской области фактический коэффициент государственной поддержки за период 2003-2012 гг. вырос в 3 раза (с 0,03 до 0,09), т.е. на 1 000 руб. затрат на основное производство сельхозтоваропроизводители получали в 2012 г. в среднем 90 руб. бюджетных субсидий, в то время как для обеспечения возмещения затрат на уровне 130%, необходимого для расширенного воспроизводства, требовалось в среднем 370 руб. бюджетных средств.
Коэффициент государственной поддержки сельскохозяйственной организации определяется как отношение полученных субсидий к понесенным совокупным затратам, включающим помимо затрат на основное производство коммерческие расходы, проценты по кредитам и пр.
Данный показатель позволяет оценить роль помощи государства организации. Он показывает, сколько приходится субсидий на 1 руб. всех расходов. На основе этого показателя можно определить нормативный коэффициент государственной поддержки сельскохозяйственной организации на уровне 130% возмещения ее расходов.
Анализ данных табл. 1 показывает, что фактически в 2003-2012 гг. хозяйства Пензенской области получали в среднем 7 коп. бюджетных средств на каждый рубль произведенных расходов, в то время как требовалось 32 коп. В 2012 г. объем субсидий составлял 7 коп. на каждый рубль совокупных затрат при потребности 49 коп. [3].
На основе представленных показателей можно определить уровень существующей государственной поддержки как основного производства, так и сельхозорганизаций.
Нормативное значение данного показателя составляет > 100%.
Фактически в Пензенской области в среднем за 2003-2012 гг. уровень государственной поддержки сельскохозяйственных организаций достиг уровня 23,2%, уровень поддержки основного производства составил 29,2%.
Таким образом, данная система показателей позволяет оценить результативность экономической деятельности аграрных организаций и их бюджетной поддержки. Она может быть использована в качестве индикатора условий, при которых возможно расширенное воспроизводство [6].
Источник: составлено авторами по данным годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций Пензенской области за 2012 г
Таблица 2
Группировка сельхозорганизаций Пензенской области по размеру субсидий на основное производство в 2012 г.
Группировка организаций по объему субсидий, млн руб. Число хозяйств в группе Окупаемость затрат на основное производство, % Коэффициент государственной поддержки основного производства Уровень господдержки основного производства, %
без учета субсидий с учетом субсидий
0 31 127,6 127,6 - -
0-1 212 89,5 100,3 0,09 24,0
1-2 20 78,8 82,0 0,12 12,3
2-3 6 99,2 101,1 0,08 19,3
3-7 3 95,0 101,3 0,24 24,5
>7 4 103,9 109,0 0,20 30,1
Итого 276 92,9 102,1 0,09 24,3
Нормативные значения окупаемости затрат могут быть использованы в качестве оценочных критериев при определении объемов финансирования сельскохозяйственных организаций.
Группировка сельхозорганизаций Пензенской области за 2012 г. показала, что почти все они получали от государства субсидии на поддержку основного производства, что вело к увеличению финансовых результатов. Если без учета субсидий уровень окупаемости затрат на основное производство составлял 92,9%, то выделение субсидий из федерального и регионального бюджетов позволило его поднять до 102,1% (табл. 2). Однако, несмотря на положительный эффект, этот показатель окупаемости затрат остается очень низким, так как часть сельхозорганизаций не смогла в полной мере компенсировать все понесенные затраты и многие из них были неспособны развивать производство.
Высокого уровня окупаемости затрат достигли лишь организации, не получавшие субсидий вообще. Однако в данную группу попали сельскохозяйственные организации, занятые в основном переработкой сельхозпродукции, а не ее производством. Кроме того, это фирмы с относительно небольшим торговым оборотом. Лишь 6 из 31 организаций, вошедших в группу, получили выручку от реализации свыше 11 млн руб.
Большая часть сельхозорганизаций региона (212 организация, или 77%) получала бюджетную поддержку в размере до 1 млн руб., что составило 24% от необходимого объема. В результате в этой группе хозяйств был достигнут лишь 100%-ный порог окупаемости затрат - товаропроизводители за счет выручки и субсидий смогли только пере-
крыть объем произведенных расходов на основное производство. Лишь девяти организациям области это удалось сделать за счет государственной поддержки. Объем государственных «вливаний» в эти организации составил от 2 до 7 млн руб. на каждое хозяйство. И только 4 сельскохозяйственные организации в 2012 г. преодолели порог 100%-ной окупаемости затрат за счет собственной выручки. Это предприятия с большими объемами реализации, крупнейшее из которых - ПТФ «Васильевская» с объемами продажи продукции более 2,5 млрд руб. Бюджетные субсидии, предоставляемые данной группе хозяйств, превысили 7 млн руб. в год, что позволило повысить окупаемость затрат до 109% в среднем по группе.
Предложенная методика планирования государственными органами объемов бюджетной поддержки сельскохозяйственного производства, основанная на использовании коэффициента окупаемости затрат на основное производство, может быть практически применена для каждой сельхо-зорганизации, муниципального района, природно-экономической зоны и региона в целом, обеспечивающих простое, расширенное и инновационное воспроизводство, способствующих выравниванию условий хозяйствования [2].
Расчеты показали, что дефицит в субсидиях в основное производство в 2012 г. для обеспечения простого воспроизводства составил 2 777,1 млн руб., расширенного - 5 997,1 млн руб. (табл. 3). Фактический уровень государственной поддержки составил 41,8 и 24,3% соответственно.
Таким образом, поскольку сельское хозяйство недополучает значительные суммы бюджетных
Таблица 3
Нормативы бюджетной поддержки основного производства сельхозорганизаций Пензенской области в 2012 г.
Показатель Способы воспроизводства
Простое Расширенное
Значение коэффициента окупаемости затрат 1,15 1,3
Норматив потребности в субсидиях, млн руб. 4 774,3 7 994,3
Дополнительная потребность в субсидиях, млн руб. 2 777,1 5 997,1
Фактический уровень государственной поддержки, % 41,8 24,3
Источник: составлено авторами по результатам апробирования на практике разработанной методики определения уровня государственной поддержки.
средств, то одним из основных направлений развития государственной поддержки является необходимость существенного увеличения объемов таких средств. В связи с этим бюджетные средства в первую очередь необходимо направлять в стабильно развивающиеся и платежеспособные организации, которые в дальнейшем самостоятельно могли бы вести производственную деятельность на расширенной основе. Кроме того, необходимо уделять внимание использованию производственного потенциала и эффективному расходованию выделенных целевых средств.
Список литературы
1. Бондина Н.Н., Бондин И.А. Динамика производства и оценка финансово-хозяйственной
деятельности сельскохозяйственных организаций Пензенской области // Вестник Саратовского гос-агроуниверситета имени Н.И. Вавилова. 2009. N° 8. С.45-50.
2. Бондина Н.Н. Эффективность использования производственного потенциала в сельскохозяйственных организациях: монография. Пенза: Пензенская сельскохозяйственная академия. 2012. 206 с.
3. Бондин И.А. Управление издержками производства в сельскохозяйственных организациях: монография. Пенза: Пензенская сельскохозяйственная академия. 2011. 307 с.
4. Бондина Н.Н., Куденко О.С. Государственная поддержка как важнейший элемент финансового механизма в сельском хозяйстве // Бухгалтерский учет, аудит и налоги: основы, теория, практика: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА. 2008. C.200-201.
5. Бондина Н.Н. Повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства на основе совершенствования финансового механизма: монография. Пенза: Пензенская сельскохозяйственная академия. 2013. 171 с.
6. Голубина Ж.И. Анализ количественных и качественных параметров государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 4.
7. Шелковников С.А. Формирование и развитие механизма государственной поддержки сельскохозяйственного производства в регионе: монография. Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет. 2010. 45 с.
Regional economics: theory and practice Development of agricultural sector
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
AREAS OF STATE FARM PROGRAMS
Igor' A. BONDIN, Natal'ya N. BONDINA
Abstract
We suggest the technique for determining the need for subsidies at a rate of cost recovery on the main production . Our paper presents the system of indicators to measure the degree of State support of agricultural organizations and identifying normative values. In addition, we supplement and refine a system of indicators which enables you to
determine the minimum size of budget support to businesses to ensure expanded reproduction. As a case study, we are considering a group of agricultural organizations of the Penza region by size of subsidies on the main production .
Keywords: government support, subsidies, standard, coefficient, cost recovery, reproduction
References
1. Bondina N.N., Bondin I.A. Dinamika proizvod-stva i otsenka finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti sel'skokhozyaistvennykh organizatsii Penzenskoi oblasti [Dynamics of production and the assessment of financial and economic activities of the agricultural organizations of the Penza region]. Vestnik Saratovsko-go gosagrouniversiteta imeni N.I. Vavilova - Bulletin of Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, 2009, no. 8, pp. 45-50.
2. Bondina N.N. Effektivnost ' ispol 'zovaniya proiz-vodstvennogo potentsiala v sel'skokhozyaistvennykh organizatsiyakh: monografiya [Effective utilization of productive capacities in the agricultural organizations: a monograph]. Penza, Penza State Agricultural Academy Publ., 2012, 206 p.
3. Bondin I . A . Upravlenie izderzhkami proiz-vodstva v sel'skokhozyaistvennykh organizatsiyakh: monografiya [Management of production costs in the agricultural organizations: a monograph]. Penza, Penza State Agricultural Academy, 2011, 307 p.
4. Bondina N.N., Kudenko O.S. [Government support as a key element of the financial mechanism in agriculture]. Bukhgalterskii uchet, audit i nalogi: osnovy, teoriya, praktika: sbornik statei V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Accounting, audit and taxes: bases, theory, practice: a collection of articles of the 5th All-Russian Sci. Conf.]. Penza, RIO PSAA Publ., 2008, pp. 200-201.
5. Bondina N.N. Povyshenie ekonomicheskoi ef-fektivnosti sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva na
osnove sovershenstvovaniyafmansovogo mekhanizma: monografiya [Increase of economic efficiency of agricultural production by improving the financial mechanism: a monograph]. Penza, Penza State Agricultural Academy Publ., 2013, 171 p.
6. Golubina Zh.I. Analiz kolichestvennykh i kachestvennykh parametrov gosudarstvennoi pod-derzhki agrarnogo sektora na sovremennom etape [Analysis of quantitative and qualitative parameters of the State support of the agrarian sector at the present stage]. Audit i finansovyi analiz - Audit and financial analysis, 2011, no. 4.
7. Shelkovnikov S.A. Formirovanie i raz-vitie mekhanizma gosudarstvennoi podderzhki sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva v regione: monografiya [The formation and development of the mechanism of State support for agricultural production in the region: a monograph]. Novosibirsk, Novosibirsk State Agrarian University Publ., 2010, 45 p.
Igor' A. BONDIN
Penza State Agricultural Academy, Penza, Russian Federation igor_bondin@mail . ru
Natal'ya N. BONDINA
Penza State Agricultural Academy, Penza, Russian Federation igor_bondin@mail ru