Научная статья на тему 'Направления государственной поддержки аграрного производства региона'

Направления государственной поддержки аграрного производства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвырко А. А., Иващенко Т. Н.

Рассмотрены актуальные вопросы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятий Орловской области. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и даны рекомендации по развитию производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления государственной поддержки аграрного производства региона»

УДК 338.439.5:633.1:336.1

А.А. Цвырко, Т.Н. Иващенко, кандидаты экономических наук ФГБОУ ВПО Орел ГАУ

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНА

Рассмотрены актуальные вопросы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятий Орловской области. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных

товаропроизводителей и даны рекомендации по развитию производства.

Ключевые слова: государственное финансирование,

федеральный бюджет, региональный бюджет,

государственная поддержка, сельскохозяйственные

предприятия, эффективность сельскохозяйственного

производства.

На сегодняшний день приоритетными

направлениями социально-экономической политики государства являются создание условий,

способствующих повышению уровня жизни населения на основе обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста во всех отраслях экономики. Важнейшую роль в

формировании эффективной региональной экономики играет развитие АПК и его центрального звена -сельского хозяйства. От интенсивности и

эффективности работы АПК зависит характер социальных процессов, происходящих в регионах, устойчивость роста экономики, степень

самодостаточности их развития.

В период 2005-2009 гг. существенно изменились финансовые условия деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей Орловской области. Так, численность сельскохозяйственных организаций сокращается на 50% как за счет прибыльных, так и убыточных хозяйств, и как результат это отразилось на общем количестве среднегодовых работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. За анализируемый период наблюдается увеличение выручки от реализации продукции на 56,4%, производительности труда, растет поголовье птицы и свиней. Однако рост затрат на производство не окупается выручкой от реализации продукции и как следствие этого наблюдается снижение рентабельности деятельности и рост убыточности в 2008, 2009 годах.

Мировой опыт свидетельствует, что без реального участия государства в финансировании приоритетных направлений развития сельского хозяйства сложно рассчитывать на технико-технологическую модернизацию, выступающую решающим фактором обеспечения конкурентоспособности аграрной экономики [1].

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического развития страны. В этих условиях ключевым моментом в формировании предпосылок для

In article pressing questions of state financing of the agricultural enterprises of the Oryol region are considered. On the basis of the spent researches the basic directions of the state support agricultural producers are revealed and recommendations about manufacture development are made.

Key words: state financing, the federal budget, the regional budget, the state support, the agricultural enterprises, efficiency of an agricultural production.

устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий является расширение объёмов государственной финансовой поддержки отрасли [2].

Государственная поддержка является составной частью аграрной политики. Рыночные реалии хозяйствования выявили, что аграрный сектор экономики является самым уязвимым в силу своих специфических особенностей, которые при отсутствии государственного регулирующего воздействия приобретают необратимый характер.

В период 2007-2009 годы отмечен рост общего объёма государственного финансирования отраслей сельского хозяйства Орловской области. Наибольший удельный вес выделенных бюджетных средств приходится на федеральное финансирование - более 85% за весь анализируемый период.

Положительной тенденцией является увеличение доли участия бюджета области в поддержке сельского хозяйства с 12,8 до 15,1% (рис. 1).

1000000

800000

600000

400000

200000

I I I

2007 г.

2008 г.

2009 г.

■ получено бюджетных средств, тыс. руо.

□ средства федерального бюджета, тыс. руб.

□ средства регионального бюдмета, тыс. руб

Рисунок 1 - Объёмы государственного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Орловской области

На практике в целом по России сельскохозяйственные товаропроизводители платят в 2-3 раза больше налогов в федеральный бюджет, чем получают из него государственной помощи.

Аналогично складывается ситуация и по региональным бюджетам. Так по данным за 2009 г. в региональный бюджет Орловской области было перечислено сельскохозяйственными предприятиями

177205 тыс. руб., что в 1,5 раза больше, чем получено из него. С реализацией Закона Орловской области «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [3] доля участия федерального бюджета в поддержке сельскохозяйственного производства имеет тенденцию к увеличению (табл. 1).

Таблица 1 - Финансирование сельского хозяйства Орловской области из бюджетов всех уровней

Абсолютный рост объемов государственной поддержки сельского хозяйства позволит существенно улучшить финансовое состояние и стимулировать привлечение частных инвестиций в отрасль. Так как эффективность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом субсидий в разы превышает уровень рентабельности без их учёта (табл. 2).

Таблица 2 - Рентабельность сельскохозяйственных организаций Орловской области

Для дальнейшего устойчивого развития сельскохозяйственного производства в целях обеспечения продовольственной безопасности региона и полного удовлетворения населения необходимой продукцией за счет действенного использования собственных ресурсов система государственного регулирования и финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий должна осуществляться на основе реализации следующих принципов:

- рационального аграрного протекционизма;

- сочетания интересов государства,

производителей и потребителей продуктов питания;

- гарантированной поддержки, её мотивационной направленности;

- гибкого дифференцированного подхода к финансово-кредитному обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Необходимость государственного регулирования сельского хозяйства вызвана специфическими особенностями сельскохозяйственной деятельности и его народнохозяйственным значением. При этом воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которых реализуется социально-экономическая и экологическая политика государства,

предусматривает комплексную поддержку развития всех сфер аграрного производства и сельских территорий [4].

Формирование развитого агропродовольственного рынка не возможно без применения широкого спектра мер государственного регулирования, адекватных рыночным условиям хозяйствования. Его границы определяются рамками действия объективных экономических законов и конкретными задачами в области надежного обеспечения потребностей региона в продовольствии на конкретный период [5].

Экономический механизм регулирования

сельскохозяйственного рынка должен представлять собой оптимальное сочетание рыночного и государственного воздействия. Для этого необходимо восстановление контроля государства над ним в целях превращения его в систему, оптимально сочетающую в себе механизмы внутреннего (рыночного)

саморегулирования и механизмы внешнего

(государственного) регулирования [6]. Эти механизмы взаимосвязаны и переплетаются между собой и на различных этапах регулирования могут меняться [7].

Анализ современного состояния

сельскохозяйственного рынка России и опыт высокоразвитых стран убедительно свидетельствуют о необходимости активного участи государства в его функционировании и регулировании. Для современного национального рынка характерно

недостаточное влияние государства: как с позиций повышения платежеспособного спроса населения, так и защиты доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от местных и более крупных монополистов, посредников [8].

Увеличение объемов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий позволит

существенно изменить сложившуюся ситуацию в

отрасли [9]. Для решения этой проблемы необходимо разработать реализуемые на практике направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Мы считаем, что приоритетами государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства должны стать следующие направления:

1. Таможенно-тарифная политика. Должна стать стабилизационным механизмом, обеспечивающим с одной стороны выравнивание конкурентных условий на агропродовольственном рынке для отечественных

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007г.

Получено бюджетных средств - всего, тыс. руб. 564284 641888 764316 135,4

в т.ч. из федерального бюджета 492087 554914 648886 131,8

из бюджета субъекта федерации 72197 86974 115430 159,8

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение (+,-) 2009 г. к 2007 г.

Размер субсидий, тыс. руб. 564284 641888 764316 + 200032

Уровень рентабельности с учетом субсидий, % 20,1 16,0 14,3 -5,8

Уровень рентабельности без учета субсидий, % 17,0 12,9 5,2 -11,8

Доля субсидий в выручке от реализации продукции,% 6,8 2,7 8,5 +1,7

товаропроизводителей, с другой стороны источником пополнения федерального бюджета денежными средствами, в дальнейшем используемыми сельскохозяйственными организациями для внедрения инноваций.

2. Создание благоприятных экономических

условий для эффективного функционирования отечественного сельскохозяйственного производства предполагает: использование жесткой системы

ценообразования на продукцию

сельскохозяйственных организаций, учитывающую интересы производителей и потребителей, предоставление льгот вновь образованным сельскохозяйственным организациям, льготное налогообложение для низкорентабельных отраслей, использование квот на внутреннее производство сельскохозяйственной продукции, субсидирование 100 % ставки процентов по кредитов и жесткий государственный банковский контроль за ценообразованием на рынке банковских кредитов.

3. Выравнивание экономических условий в

российских сельскохозяйственных организациях по отношению к зарубежным партнерам. Данное направление предусматривает прямую

государственную поддержку сельского хозяйства ценовыми методами, по тем позициям, по которым отечественный товаропроизводитель значительно отстает от зарубежных сельскохозяйственных организаций. Это направление предполагает прямое субсидирование, квотирование производимой

сельскохозяйственной продукции и приобретаемых материально - технических ресурсов.

4. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения предполагает сохранение и возобновление почвенного плодородия хозяйствующими субъектами за счет мотивации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и значительных штрафных санкций, накладываемых контрольными органами на собственников земель.

5. Активная реализация социальной политики

на селе предполагает создание на базе центральных усадеб крупнотоварных сельскохозяйственных организаций полномерной социальной инфраструктуры. Каждое сельское поселение и

муниципальный округ на основе плана социально-

экономического развития должно сформировать, своего рода кластер, т.е. иметь обязательную для нормальной жизни социально-бытовую,

коммунальную и культурно-духовную

инфраструктуру, обеспечивающую набор и качество услуг не ниже городского. Следовательно,

эффективное государственное регулирование

аграрного сектора экономики возможно при активном участии государства во внешнеторговой деятельности и решении задач за счет оптимального использования имеющихся почвенно-климатических, трудовых и финансовых ресурсов и производственных фондов без нарушения социального и экологического равновесия [10].

Государственное регулирование аграрного сектора экономики на современном этапе характеризуется как целенаправленное воздействие органов управления на

агропромышленное производство, социальную сферу и рыночные отношения с целью обеспечения населения необходимыми и доступными по цене продуктами питания, удовлетворяющими их потребности по объёму, ассортименту и качеству продукции.

Таким образом, приоритетные направления государственной поддержки и регулирования должны предусматривать комплексную финансовую и ресурсную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Литература. 1. Шибайкин, А.В.

Совершенствование государственной поддержки агропроизводственной сферы региона / А.В. Шибайкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - №4. - С. 912.

2. Ремезков, А.А. Государственное регулирование экономики АПК / А.А. Ремезков. // Политематический сетевой электронный Научный Журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2010. -№24. - С. 120-122.

3. Закон Орловской области №731-ОЗ от 6 декабря 2007 года «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

4. Кошолкина, А.А. Развитие системы

государственной поддержки АПК / А.А. Кошолкина // Экономика сельскохозяйственных и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

перерабатывающих предприятий. - 2008. - №10. - С. 11-14.

5. Хлусов, В.П. Государственное регулирование

агропромышленного рынка / В.П. Хлусов // Экономика сельскохозяйственных и

перерабатывающих предприятий. - 2008. - №6. - С. 14-17.

6. Бадина Н.А. Государственное регулирование АПК на основе оценки уровня использования его потенциала: Автореф. дис. канд. экон. наук. - Ижевск, 2009. - С. 24.

7. Гордеев, А. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства - залог продовольственной стабильности страны. / А. Гордеев // АПК: экономика, управление. 2008. - № 7. - С. 5-9.

8. Борхунов, Н.А. Обмен и накопление в организациях разной рентабельности / Н.А. Борхунов, О.А. Родионова.// АПК: экономика, управление, 2009.

- № 11. - С. 45-53.

9. Нещадин, А. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом / А. Нещадин/ // Аграрное обозрение, 2011. -№3. - С. 42-48.

10. Никонов, А.А. Спираль многовековой драмы:

аграрная наука и политика России (ХVП-XX вв.) / А.А. Никонов. - М.: Энциклопедия российских

деревень, 1995. - 574 с.

Вестник

ОрелГАУ

№4(31)

август 2011

Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный университет»__________________

Редакционный совет: Содержание номера

Парахин Н.В. (председатель) Научное обеспечение развития растениеводства

Амелин А.В. (зам. председателя) Павловская Н.Е., Сидоренко В.С., Костромичёва Е.В. Характеристика генотипов ячменя

Астахов С.М. по хозяйственно-ценным признакам и электрофоретическим спектрам проламинов семян 2

Белкин Б.Л. Титов В.Н., Смыслов Д.Г., Дмитриева Г.А., Болотова О.И. Регуляторы роста растений как

Блажнов А.А. биологический фактор снижения уровня тяжелых металлов в растении 4

Тутукова Д.А., Малкандуев Х.А., Малкандуева А.Х. Влияние уровня минерального

Буяров В.С. питания на урожайность и качество зерна новых сортов озимой пшеницы в условиях

Гуляева Т.И. вертикальной зональности Кабардино-Балкарии 7

Гурин А.Г. Новиков А.И., Лопачев Н.А., Панова А.Н. Роль сидератов в воспроизводстве плодородия

Дегтярев М.Г. почв Верхневолжья 10

Зотиков В.И. Иващук О.А. Прудников А.Д., Рекашус Э.С. Сравнительная оценка продуктивности новых сортов клевера

лугового в агроэкологических условиях Смоленской области 12

Кузнецова А.С., Куркова И.В., Терехин М.В. Предварительное сортоиспытание новых

Козлов А.С. сортов ячменя дальневосточной селекции 15

Кузнецов Ю.А. Глинушкин А.П. К вопросу о повышении эффективности методики определения качества

Лобков В.Т. семян при производстве яровой мягкой пшеницы 18

Лысенко Н.Н. Хатефов Э.Б., Шорохов В.В., Матвеева Г.В., Сарбашева А.И. Изучение селекционной

Ляшук Р.Н. ценности восковидной кукурузы 21

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА

Мамаев А.В. Боев М.М., Боев М.М., Семенова Е.А. Селекция симментальского скота на долголетие

Масалов В.Н. с учетом генетических маркеров 29

Новикова Н.Е. Балашов В.В., Буяров В.С. Эффективность программ освещения для цыплят-бройлеров с

Павловская Н.Е. различной продолжительностью выращивания 32

Попова О.В. Смагина Т.В., Михеева Е.А. Хотынецкие природные цеолиты и эмульсия прополиса в

Прока Н.И. улучшении физиологических функций и повышении воспроизводительных показателей свиноматок 36

Савкин В.И. Новожеев Ю.А., Полольников М.В., Гамко Л.Н., Минченко В.Н. Влияние минеральной

Степанова Л.П. добавки на продуктивность и микроморфологические показатели тонкого отдела кишечника

Плыгун С.А. (ответств. секретарь) свиней на откорме 39

Золотухина О.А. (редактор) Крапивина Е.В., Иванов Д.В., Лифанова Я.В. Влияние разных доз пробиотика

«тетралактобактерин» на морфобиохимические характеристики гомеостаза телят 41

Адрес редакции: Попов Д.В., Безбородов Н.В. Повышение качества эмбриопродуктивности у коров-доноров

эмбрионов 44

302019, г. Орел, Никанова Л.А., Фомичев Ю.П., Григоренко И.Б., Новиков В.Н. Использование

ул. Генерала Родина, 69. гипергалинной аквакультуры в кормлении свиней 48

Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Лаушкина Н.Н. Влияние антиоксидантов на продуктивность и качество молока при 51

Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: [email protected] изменении условий содержания лактирующих коров

Мамаев А.В., Лещуков К.А., Меркулова С.С. Оценка качества молока по физиологическому показателю коров 53

Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Дуборезов В.М., Суслова И.В., Бойко И.И., Дуборезов И.В., Дуборезова Т.А.

Свидетельство о регистрации Зоотехническая оценка силоса из сорго сахарного 56

ПИ №ФС77-21514 от 11.07.2005 г. Шалимова О.А., Сахно Н.В., Козлова Т.А., Зубарева К.Ю., Радченко М.В. Исследование рынка мясного сырья и продуктов питания из мяса в аспекте доктрины продовольственной

Специалист регионального безопасности 58

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ В АПК

методического центра по УДК: Несмиян А.Ю., Должиков В.В., Яковец А.В. Повышение скорости машинно-тракторного

Служеникина А.М. агрегата на посеве пропашных культур 61

Технический редактор: Баранов Ю.Н., Загородних А.Н., Елисеев Д.В. Анализ видов, последствий и критичности

Мосина А.И. отказов безопасности стыковки «толкач - скрепер» 63

Ламин В.А. Приводная роликовая цепь сельскохозяйственного назначения 66

Сдано в набор 15.07.2011 г. Молчанов В.И. Применение капролона в приводах сельскохозяйственных машин 69

Подписано в печать 30.08.2011 г. Жосан А.А., Рыжов Ю.Н., Курочкин А.А. Сравнение физико-химических свойств

Формат 60x84/8. Бумага офсетная. дизельного топлива и рапсового масла 72

Гарнитура Таймс. Лысак О.Г., Моисеенко А.М. Микроклимат зданий для хранения сочного растительного 74

Объём 12,5 усл. печ. л. сырья

Тираж 300 экз. Пичугин И.Л. Применение ГИС-технологий - эффективный метод мониторинга объектов ЖКХ 76

Издательство Орел ГАУ, 302028, Череповский А.П. К вопросу об инновационном развитии отечественного производства

г. Орел, бульвар Победы, 19. в капитальном строительстве 80

Лицензия ЛР №021325 Экономические аспекты развития аграрного сектора 83

от 23.02.1999 г. Цвырко А.А., Иващенко Т.Н. Направления государственной поддержки аграрного

Журнал рекомендован производства региона 82

Бердник-Бердыченко Е.Е., Шумская Е.Н. Инновационная активность предприятий на

ВАК Минобрнауки России современном этапе 85

для публикаций научных работ, Брыкин И.А. Экономический механизм устойчивого развития продовольственного рынка

отражающих основное научное региона Авдонина И.А. Рост урожайности сахарной свеклы как основной фактор инновационного 89

содержание кандидатских развития свеклосахарного подкомплекса Ульяновской области 92

и докторских диссертаций Федоренкова Н.М. Роль современной системы управления на льнопроизводящих

предприятиях 94

© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.