Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение аграрного сектора экономики'

Финансовое обеспечение аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / STATE FINANCING / THE FEDERAL BUDGET / THE REGIONAL BUDGET / THE STATE SUPPORT / THE AGRICULTURAL ENTERPRISES / EFFICIENCY OF AN AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвырко А. А.

Рассматриваются актуальные вопросы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятии Орловской области. Приводятся статистические данные, отражающие современное состояние проблемы. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и даны-рекомендации поразвитию производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial maintenance of agrarian economy sector

In article pressing questions of state financing of the agricultural enterprises of the Oryol region are considered. The statistical data reflecting a current state of a problem is cited. On the basis of the spent researches the basic directions of the state support agricultural producers are revealed and recommendations about manufacture development are made.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение аграрного сектора экономики»

УДК 338.439.5:633.1:336.1

A.A. Цвырко, канд. экон. наук, ст. преподаватель, (4862) 761128, ser2508@rambler.ru, (Россия, Орел, ОрелГАУ)

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Рассматриваются актуальные вопросы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятии Орловской области. Приводятся статистические данные, отражающие современное состояние проблемы. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и данырекомендации поразвитию производства.

Ключевые слова: государственное финансирование, федеральный бюджет, региональный бюджет, государственная поддержка, сельскохозяйственные предприятия, эффективность сельскохозяйственного производства.

Сельское хозяйство во всех странах отнесено к стратегическим приоритетным отраслям экономики и поэтому государство в том или ином виде субсидирует сельскохозяйственное производство. От его развития зависит очень многое, и в первую очередь жизненный уровень и благосостояние населения: среднедушевой доход, размер и структура питания, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни. Сельское хозяйство — отрасль, которая выполняет множество функций, одна из которых заключается в воспроизводстве здорового поколения людей, способных обеспечить инновационное развитие экономики страны. Поэтому сельскому хозяйству следует обеспечивать всемерную государственную поддержку.

Для экономически развитых стран существует стандарт — величина субсидий. Он определяется климатическими условиями (среднегодовой температурой), при этом южные страны субсидируют меньше 10 дол./га, в то время как северные страны (Норвегия) — 3500 дол./га. Для максимального использования имеющегося агроклиматического потенциала России по оценкам ученых необходимо затрачивать 500 (±300) дол./га в зависимости от среднегодовой температуры [5]. Основная часть этих средств должна расходоваться на разработку и внедрение новых технологий, мелиоративные работы, совершенствование инфраструктуры.

За 2005-2009 гг. значительно изменились экономические условия развития деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, о чем можно судить по данным годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловской области (табл. 1).

Численность сельскохозяйственных организаций сокращается как за счет убыточных, так и прибыльных хозяйств. Сокращение удельного веса прибыльных и увеличение доли убыточных сельхозорганизаций явно

связано с состоянием экономики страны, вызванное финансовым кризисом. Полученная прибыль и уровень рентабельности продукции сельского хозяйства с учетом дотаций в 2007-2008 гг. давала возможность хозяйствам осуществлять воспроизводственный процесс. В 13 субъектах РФ, куда вошла и Орловская область, сельскохозяйственные организации по зерну в 2009 г. получили убыток до 10 %.

Таблица 1

Состояние иразвитие производства сельскохозяйственных организаций Орловской области

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2005 г.

Число организаций — всего 241 231 192 119 110 45,6

из них: прибыльных 163 157 154 95 61 37,4

убыточных 78 74 38 24 49 62,8

Среднегодовая численность работников, занятых в с.-х. производстве, тыс. чел. 31,5 26,0 20,6 16,3 20,1 63,8

Площадь посевов — всего, тыс. га 1079,9 996,0 957,9 1025,8 1082,5 100,2

Среднегодовое поголовье, тыс. гол.: коров молочного стада 85,3 73,0 65,7 61,3 56,2 65,9

мясного КРС 213,1 191,6 173,5 157,1 151,6 71,1

свиней 236,8 238,1 217,6 263,9 315,1 133,1

птицы 37,7 41,7 41,0 44,7 48,7 129,2

Выручка от реализации всей продукции, работ и услуг, млн руб. 8437,4 9654,2 9873,9 10312,8 13195,4 156,4

Затраты на основное производство, млн руб. 8894,9 12855,7 13075,2 13615,4 15089,7 169,6

Энергетические мощности, млн л. с. 2,2 2,0 1,7 1,3 1,25 56,8

в том числе: продукции растениеводства 14,1 16,3 35,4 27,6 10,3 -3,8 п.п.

продукции животноводства 6,6 7,4 2,4 6,2 5,5 -1,1 п.п.

При уменьшении численности работников растет их вооруженность основными и оборотными фондами. В 2009 г. на каждый вложенный рубль из средств бюджета сельхозтоваропроизводителями получено валовой продукции более чем на 14 руб. С увеличением выручки от реализации продукции повышается производительность труда; растет поголовье птицы и свиней. В то же время сокращается поголовье молочного и мясного крупного рогатого скота. Положительным моментом является то,

что площадь посевов за последние пять лет не изменилась. За период проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» было списано задолженности по пеням и штрафам на сумму 85 млн руб. Сумма реструктуризированной задолженности по организациям, подписавшим соглашения на реструктуризацию долгов, на 01.01.2010 г. составила 195,3 млн руб. Это больше аналогичного показателя предшествующего года более чем на 1 млн руб.

Стратегической задачей аграрной политики государства является формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия. Мировой опыт свидетельствует, что без реального участия государства в финансировании приоритетных направлений развития сельского хозяйства сложно рассчитывать на технико-технологическую модернизацию, выступающую решающим фактором обеспечения конкурентоспособности аграрной экономики [1].

В этих условиях ключевым моментом в формировании предпосылок для устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий является расширение объемов государственной финансовой поддержки отрасли. Г осударственная поддержка является составной частью аграрной политики. Рыночные реалии хозяйствования выявили, что аграрный сектор экономики является самым уязвимым в силу своих специфических особенностей, которые при отсутствии государственного регулирующего воздействия приобретают необратимый характер.

В период 2007-2009 гг. отмечен рост общего объема государственного финансирования отраслей сельского хозяйства Орловской области. Наибольший удельный вес выделенных бюджетных средств приходится на федеральное финансирование — более 85 % за весь анализируемый период. Положительной тенденцией является увеличение доли участия бюджета области в поддержке сельского хозяйства с 12,8 до 15,1 %. На практике в целом по России сельскохозяйственные

товаропроизводители платят в 2-3 раза больше налогов в федеральный бюджет, чем получают из него государственной помощи. Аналогично складывается ситуация и по региональным бюджетам. Так, по данным за 2009 г., в региональный бюджет Орловской области было перечислено сельскохозяйственными предприятиями 177 205 тыс. руб., что в 1,5 раза больше, чем получено из него.

С реализацией Закона Орловской области «Об областной целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы"» доля участия федерального бюджета в поддержке

сельскохозяйственного производства имеет тенденцию к увеличению (табл. 2).

Таблица 2

Финансирование сельского хозяйства Орловской области из бюджетов всехуровней

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.

Получено бюджетных средств — всего, тыс. руб. 564 284 641 888 764 316 135,4

в том числе из федерального бюджета 492 087 554 914 648 886 131,8

из бюджета субъекта федерации 72 197 86 974 115 430 159,8

Абсолютный рост объемов государственной поддержки сельского хозяйства позволит существенно улучшить финансовое состояние и стимулировать привлечение частных инвестиций в отрасль, так как эффективность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом субсидий в разы превышает уровень рентабельности без их учета (табл. 3).

Таблица 3

Рентабельность сельскохозяйственных организаций Орловской области

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение (+,-) 2009 г. к 2007 г.

Размер субсидий, тыс. руб. 564 284 641 888 764 316 +200 032

Уровень рентабельности с учетом субсидий, % 20,1 16,0 14,3 -5,8

Уровень рентабельности без учета субсидий, % 17,0 12,9 5,2 -11,8

Доля субсидий в выручке от реализации продукции, % 6,8 2,7 8,5 + 1,7

Для дальнейшего устойчивого развития сельскохозяйственного производства в целях обеспечения продовольственной безопасности региона и полного удовлетворения населения необходимой продукцией за счет действенного использования собственных ресурсов система государственного регулирования и финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий должна осуществляться на основе реализации следующих принципов:

- рационального аграрного протекционизма;

- сочетания интересов государства, производителей и потребителей продуктов питания;

- гарантированной поддержки, ее мотивационной направленности;

- гибкого дифференцированного подхода к финансово-кредитному обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей [4].

Необходимость государственного регулирования сельского хозяйства вызвана специфическими особенностями сельскохозяйственной деятельности и его народнохозяйственным значением. При этом воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется социальноэкономическая и экологическая политика государства, предусматривает комплексную поддержку развития всех сфер аграрного производства и сельских территорий [3].

Формирование развитого агропродовольственного рынка не возможно без применения широкого спектра мер государственного регулирования, адекватных рыночным условиям хозяйствования. Его границы определяются рамками действия объективных экономических законов и конкретными задачами в области надежного обеспечения потребностей региона в продовольствии на конкретный период.

Экономический механизм регулирования сельскохозяйственного рынка должен представлять собой оптимальное сочетание рыночного и государственного воздействия. Для этого необходимо восстановление контроля государства над ним в целях превращения его в систему, оптимально сочетающую в себе механизмы внутреннего (рыночного) саморегулирования и механизмы внешнего (государственного) регулирования. Эти механизмы взаимосвязаны и переплетаются между собой и на различных этапах регулирования могут меняться [2].

Для современного национального рынка характерно недостаточное влияние государства как с позиций повышения платежеспособного спроса населения, так и защиты доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от местных и более крупных монополистов, посредников.

Увеличение объемов государственной поддержки

сельскохозяйственных предприятий позволит существенно изменить сложившуюся ситуацию в отрасли. Для решения этой проблемы необходимо разработать реализуемые на практике направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Приоритетами государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства должны стать следующие направления:

1. Таможенно-тарифная политика. Должна стать стабилизационным механизмом, обеспечивающим, с одной стороны, выравнивание конкурентных условий на агропродовольственном рынке для отечественных товаропроизводителей, а с другой — источником пополнения федерального бюджета денежными средствами, в дальнейшем

используемыми сельскохозяйственными организациями для внедрения инноваций.

2. Создание благоприятных экономических условий для

эффективного функционирования отечественного сельскохозяйственного производства предполагает использование жесткой системы ценообразования на продукцию сельскохозяйственных организаций, учитывающую интересы производителей и потребителей, предоставление льгот вновь образованным сельскохозяйственным организациям, льготное налогообложение для низкорентабельных отраслей, использование квот на внутреннее производство сельскохозяйственной продукции,

субсидирование 100 % ставки процентов по кредитов и жесткий государственный банковский контроль за ценообразованием на рынке банковских кредитов.

3. Выравнивание экономических условий в российских

сельскохозяйственных организациях по отношению к зарубежным партнерам. Данное направление предусматривает прямую

государственную поддержку сельского хозяйства ценовыми методами по тем позициям, по которым отечественный товаропроизводитель значительно отстает от зарубежных сельскохозяйственных организаций. Это направление предполагает прямое субсидирование, квотирование производимой сельхозпродукции и приобретаемых ресурсов.

4. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения предполагает сохранение и возобновление почвенного плодородия хозяйствующими субъектами за счет мотивации рационального использования земель сельхозназначения и значительных штрафных санкций, накладываемых контрольными органами на собственников земель.

5. Активная реализация социальной политики на селе предполагает создание на базе центральных усадеб крупнотоварных сельскохозяйственных организаций полномерной социальной инфраструктуры. Каждое сельское поселение и муниципальный округ на основе плана социально-экономического развития должно сформировать, своего рода кластер, т. е. иметь обязательную для нормальной жизни социально-бытовую, коммунальную и культурно-духовную инфраструктуру, обеспечивающую набор и качество услуг не ниже городского.

Следовательно, эффективное государственное регулирование аграрного сектора экономики возможно при активном участии государства во внешнеторговой деятельности и решении задач за счет оптимального использования имеющихся почвенно-климатических, трудовых и финансовых ресурсов и производственных фондов без нарушения социального и экологического равновесия.

Таким образом, приоритетные направления государственной поддержки и регулирования должны предусматривать комплексную финансовую и ресурсную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Библиографический список

1. Шибайкин А.В. Совершенствование государственной поддержки агропроизводственной сферы региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 4. С. 9-12.

2. Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и

регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и

продовольствия на 2008-2012 годы»: Закон Орловской области № 731-03 от 06 декабря 2007 г.

3. Кошолкина А. А. Развитие системы государственной поддержки

АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих

предприятий. 2008. № 10. С. 11-14.

4. Хлусов В.П. Государственное регулирование агропромышленного

рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих

предприятий. 2008. № 6. С. 14-17.

5. Гордеев А. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства — залог продовольственной стабильности страны // АПК: экономика, управление. 2008. № 7. С. 5-9.

A.A. Tsvirko

Financial maintenance of agrarian economy sector

In article pressing questions of state financing of the agricultural enterprises of the Oryol region are considered. The statistical data reflecting a current state of a problem is cited. On the basis of the spent researches the basic directions of the state support agricultural producers are revealed and recommendations about manufacture development are made.

Key words: State financing, the federal budget, the regional budget, the state support, the agricultural enterprises, efficiency of an agricultural production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.