Научная статья на тему 'Государственное финансирование сельскохозяйственных предприятий Орловской области'

Государственное финансирование сельскохозяйственных предприятий Орловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвырко Александр Александрович, Иващенко Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятий Орловской области. Приводятся статистические данные, отражающие современное состояние проблемы. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и даны рекомендации по развитию производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное финансирование сельскохозяйственных предприятий Орловской области»

УДК 338.434(470.319)

ЦВЫРКО А.А., Государственное финансирование ИВАЩЕНКО Т.Н. сельскохозяйственных

предприятий Орловской области

В статье рассматриваются актуальные вопросы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятий Орловской области. Приводятся статистические данные, отражающие современное состояние проблемы. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и даны рекомендации по развитию производства.

Ключевые слова: государственное финансирование, федеральный бюджет, региональный бюджет, государственная поддержка, сельскохозяйственные предприятия, эффективность сельскохозяйственного производства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического развития страны.

На сегодняшний день приоритетным направлением социально-экономической политики государства является создание условий, способствующих повышению уровня жизни населения на основе обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста во всех отраслях экономики.

Стратегической задачей аграрной политики государства является формирование эффективного, конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия.

Мировой опыт свидетельствует, что без реального участия государства в финансировании приоритетных направлений развития сельского хозяйства сложно рассчитывать на технико-технологическую модернизацию, выступающую решающим фактором обеспечения конкурентоспособности аграрной экономики1.

В этих условиях ключевым моментом в формировании предпосылок для устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий является расширение объёмов государственной финансовой поддержки отрасли.

Государственная поддержка является составной частью аграрной политики. Рыночные реалии хозяйствования выявили, что аграрный сектор экономики является самым уязвимым в силу своих специфических особенностей, которые при отсутствии государственного регулирующего воздействия приобретают необратимый характер.

В период 2007-2009 годов отмечен рост общего объёма государственного финансирования отраслей сельского хозяйства Орловской области. Наибольший удельный вес выделенных бюджетных средств приходится на федеральное финансирование - более 85% за весь анализируемый период.

Положительной тенденцией является увеличение доли участия бюджета области в поддержке сельского хозяйства с 12,8 до 15,1% (рис. 1).

На практике в целом по России сельскохозяйственные товаропроизводители платят в 2-3 раза больше налогов в федеральный бюджет, чем получают из него государственной помощи.

Аналогично складывается ситуация и по региональным бюджетам. Так, по дан-

№ 1 2011 г.

800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 о

2007 г. 2008 г. 2009 г.

■ получено бюджетных средств, тыс. руб. ■ средства федерального бюджета, тыс. руб.

■ средства регионального бюджета, тыс. руб.

Рис. 1. Объёмы государственного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Орловской области

ным за 2009 г, в региональный бюджет Орловской области было перечислено сельскохозяйственными предприятиями 177 205 тыс. руб., что в 1,5 раза больше, чем получено из него.

С реализацией Закона Орловской области «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»2 доля участия федерального бюджета в поддержке сельскохозяйственного производства имеет тенденцию к увеличению (табл. 1).

Таблица 1

Финансирование сельского хозяйства Орловской области из бюджетов всех уровней

Абсолютный рост объемов государственной поддержки сельского хозяйства позволит существенно улучшить финансовое состояние и стимулировать привлечение частных инвестиций в отрасль, так как эффективность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом субсидий в разы превышает уровень рентабельности без их учёта (табл. 2).

Таблица 2

Рентабельность сельскохозяйственных организаций Орловской области

Показатели 2007 г 2008 г 2009 г: Отклонение (+,-) 2009 г к 2007 г.

Размер субсидий, тыс. руб. 564284 641888 764316 + 200032

Уровень рентабельности с учетом субсидий, % 20,1 16,0 14,3 -5,8

Уровень рентабельности без учета субсидий, % 17,0 12,9 5,2 -11,8

Доля субсидий в выручке от реализации продукции, % 6,8 2,7 8,5 +1,7

Для дальнейшего устойчивого развития сельскохозяйственного производства в целях обеспечения продовольственной безопасности региона и полного удовлетворения населения необходимой продукцией за счетдейственного использования собственных ресурсов система государственного регулирования и финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий должна осуществляться на основе реализации следующих принципов:

- рационального аграрного протекционизма;

- сочетания интересов государства, производителей и потребителей продуктов питания;

- гарантированной поддержки, её мо-тивационной направленности;

- гибкого дифференцированного подхода к финансово-кредитному обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Необходимость государственного регулирования сельского хозяйства вызвана специфическими особенностями сельскохозяйственной деятельности и его народнохозяйственным значением. При воздействии государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы реализуется социально-экономическая и экологическая политика, предусматривающая комплексную поддержку развития всех сфер аграрного производства и сельских территорий3.

Формирование развитого агропродо-вольственного рынка невозможно без при-

Показатели 2007 г 2008 г 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.

Получено бюджетных средств -всего, тыс. руб. 564284 641888 764316 135,4

в т.ч. из федерального бюджета 492087 554914 648886 131,8

из бюджета субъекта Федерации 72197 86974 115430 159,8

менения широкого спектра мер государственного регулирования, адекватных рыночным условиям хозяйствования. Его границы определяются рамками действия объективных экономических законов и конкретными задачами в области надежного обеспечения потребностей региона в продовольствии на конкретный период4.

Экономический механизм регулирования сельскохозяйственного рынка должен представлять собой оптимальное сочетание рыночного и государственного воздействия. Для этого необходимо восстановление контроля государства над ним в целях превращения его в систему, оптимально сочетающую в себе механизмы внутреннего (рыночного) саморегулирования и механизмы внешнего (государственного) регулирования. Эти механизмы взаимосвязаны, переплетаются между собой и на различных этапах регулирования могут меняться.

Анализ современного состояния сельскохозяйственного рынка России и опыт высокоразвитых стран убедительно свидетельствуют о необходимости активного участия государства в его функционировании и регулировании. Для современного национального рынка характерно недостаточное влияние государства как с позиций повышения платежеспособного спроса населения, так и защиты доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от местных и более крупных монополистов, посредников5.

Увеличение объемов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий позволит существенно изменить сложившуюся в отрасли ситуацию. Для решения этой проблемы необходимо разработать реализуемые на практике направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (рис. 2).

Рис. 2. Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных

предприятий

Мы считаем, что приоритетами государственной поддержки и регулирования сельскохозяйственного производства должны стать следующие направления:

№ 1 2011 г.

1. Таможенно-тарифная политика. Должна стать стабилизационным механизмом, обеспечивающим, с одной стороны, выравнивание конкурентных условий на агропро-довольственном рынке для отечественных товаропроизводителей, с другой стороны, источником пополнения федерального бюджета денежными средствами, в дальнейшем используемыми сельскохозяйственными организациями для внедрения инноваций.

2. Создание благоприятных экономических условий для эффективного функционирования отечественного сельскохозяйственного производства предполагает использование жесткой системы ценообразования на продукцию сельскохозяйственных организаций, учитывающей интересы производителей и потребителей, предоставление льгот вновь образованным сельскохозяйственным организациям, льготное налогообложение для низкорентабельных отраслей, использование квот на внутреннее производство сельскохозяйственной продукции, субсидирование 100% ставки процентов по кредитов и жесткий государственный банковский контроль за ценообразованием на рынке банковских кредитов.

3. Выравнивание экономических условий в российских сельскохозяйственных организациях по отношению к зарубежным партнерам. Данное направление предусматривает прямую государственную поддержку сельского хозяйства ценовыми методами по тем позициям, по которым отечественный товаропроизводитель значительно отстает от зарубежных сельскохозяйственных организаций. Это направление предполагает прямое субсидирование, квотирование производимой сельскохозяйственной продукции и приобретаемых материально-технических ресурсов.

4. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения предполагает сохранение и возобновление почвенного плодородия хозяйствующими субъектами за счет мотивации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и значительных штрафных санкций, накладываемых контрольными органами на собственников земель.

5. Активная реализация социальной политики на селе предполагает создание на базе центральных усадеб крупнотоварных сельскохозяйственных организаций полно-

мерной социальной инфраструктуры. Каждое сельское поселение и муниципальный округ на основе плана социально-экономического развития должны сформировать своего рода кластер, т.е. иметь обязательную для нормальной жизни социально-бытовую, коммунальную и культурно-духовную инфраструктуру, обеспечивающую набор и качество услуг не ниже городского.

Следовательно, эффективное государственное регулирование аграрного сектора экономики возможно при активном участии государства во внешнеторговой деятельности и решении задач за счет оптимального использования имеющихся почвенно-климати-ческих, трудовых и финансовых ресурсов и производственных фондов без нарушения социального и экологического равновесия.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики на современном этапе характеризуется как целенаправленное воздействие органов управления на агропромышленное производство, социальную сферу и рыночные отношения с целью обеспечения населения необходимыми и доступными по цене продуктами питания, удовлетворяющими их потребности по объёму, ассортименту и качеству продукции.

Таким образом, приоритетные направления государственной поддержки и регулирования должны предусматривать комплексную финансовую и ресурсную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.

1 Шибайкин А.В. Совершенствование государственной поддержки агропроизводственной сферы региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 4. С. 9-12.

2 Закон Орловской области № 731-03 от 6 декабря 2007 года «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

3 Кошолкина А.А. Развитие системы государственной поддержки АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 10. С. 11-14.

4 Хлусов В.П. Государственное регулирование агропромышленного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 6. С. 14-17.

5 Гордеев А. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства - залог продовольственной стабильности страны // АПК: экономика, управление. 2008. № 7. С. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.