Научная статья на тему 'Современная система государственной поддержки сельскохозяйственных организаций'

Современная система государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СУБСИДИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / STATE SUPPORT / STATE REGULATION / AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / SUBSIDIES / FINANCING / LENDING / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Людмила Ивановна, Федотова Марина Анатольевна

Рассмотрено становление системы государственной поддержки сельскохозяйственных организаций, дана характеристика видов государственной поддержки, обоснованы ее целесообразность и необходимость в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная система государственной поддержки сельскохозяйственных организаций»

УДК 338.43

О

1

Л.И. Иванова, М.А. Федотова

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: государственная

поддержка, государственное регулирование, сельскохозяйственные организации, субсидии, финансирование, кредитование, страхование.

Введение

По мере развития финансово-экономических отношений в АПК усиливается их роль в повышении эффективности сельскохозяйственного производства. Мировой практикой доказано, что в системе рыночных отношений сельскохозяйственные товаропроизводители не могут за счет реализации своей продукции получать доход, достаточный для расширенного воспроизводства. Финансовый механизм без реального наполнения достаточными финансовыми ресурсами не может быть эффективным инструментом регулирования доходов сельскохозяйственных организаций. В связи с этим государственное регулирование финансов сельскохозяйственных организаций путем всесторонней поддержки является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом принимаются во внимание специфические особенности аграрного сектора — сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, поскольку значительная часть сельскохозяйственных угодий находится в зоне рискованного земледелия.

Экспериментальная часть

Активное воздействие на развитие АПК государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, реализацию

государственных программ и пр. Многообразие форм государственной поддержки способствует созданию многоканальной системы государственного регулирования и государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Усиление государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в последние годы способствовало укреплению их финансового состояния. В частности, в России наблюдается положительная динамика количества прибыльных организаций (с 72,0% в 2006 г. до 78,3% в 2008 г.). Однако в 2009 г. количество прибыльных организаций уменьшилось с 78,3 до 72,1%; рентабельность продаж снизилась на 5,6 п.п., составив 9,7 против 15,3% в 2008 г.

В большинстве работ отечественных ученых выделены три основных формы государственной поддержки: прямая, косвенная и опосредованная. Причем в теоретическом плане менее развитой оказалась опосредованная форма, поскольку при данной форме наблюдается продолжительный временной лаг возникновения социально-экономического эффекта.

А.Н. Зайцева, Д.С. Хвалынский, Е.Г. Прозукина, Н.М. Турбина правомерно отмечают, что в настоящее время нет единой системы, определяющей государственную поддержку АПК. Профессор

О.Н. Михайлюк выделяет прямую (субсидирование кредитования, затрат на страхование, затрат капитального характера), косвенную (льготное налогообложение, товарные и закупочные интервенции) и опосредованную (обеспечение благоприятных организационно-экономических условий функционирования сельхозпроизво-

дителей) формы государственной поддержки сельского хозяйства [1, с. 15]. Л.И. Шишкова рассматривает государственное регулирование и государственную поддержку аграрного сектора в следующих направлениях: поддержка цен, внешнеторговое регулирование, снижение затрат, регулирование продовольственного рынка, доходы производителей, субсидирование из федерального бюджета [2]. Указанные направления имеют широкий диапазон применения, т.к. регулирование включает практически все аспекты экономической, правовой и социальной политики.

Большинство авторов рассматривают государственную поддержку совместно с государственным регулированием и выделяют следующие механизмы: налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, ценовая, внешнеэкономическая политика и др. [3, с. 25; 4, с. 10].

Г.А. Тактаров классифицирует государственную поддержку в зависимости от характера воздействия на прямую и косвенную, а по функциональному направлению выделяет организационно-инфраструктурную, налогово-управленческую, имущественную и финансово-кредитную [5, с. 187].

Б.Г. Масловым в основу классификации государственной поддержки сельского хозяйства положен признак бюджетного финансирования и способ воздействия на сельскохозяйственное производство (прямой и косвенный) [6].

Результаты и их обсуждение

Обобщение научных работ отечественных ученых позволило нам представить формы государственной поддержки в следующей схеме (рис.).

Прямая государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей выражается в долевом, целевом финансировании сельскохозяйственных товаропроизводителей путем субсидий и субвенций. Значительную часть в этом направлении занимают государственные компенсационные выплаты по различным направлениям деятельности предприятий. Сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывается государственная поддержка в области кредитования в форме предоставления бюджетных или товарных кредитов, беспроцентных кредитов, либо кредитов с льготным процентом, беззалоговым кредитом, субсидий на возмещение процентных ставок по

привлеченным краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств.

Прямая форма государственной поддержки реализуется через механизмы финансовой политики с помощью различных методов и рычагов воздействия на сельскохозяйственного производителя. Кредитная политика государства в сельском хозяйстве реализуется в основном через специализированные сельскохозяйственные банки с государственным участием. В рамках этой политики организации сельского хозяйства имеют возможность получать льготные и целевые кредиты под процент, субсидированный государством, государственные гарантии. В качестве недостатка данного механизма можно выделить высокие критерии кредитоспособности, предъявляемые банками сельскохозяйственным организациям-

заемщикам.

Согласно Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты сельхозпродукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур. Сельскохозяйственным производителям предоставляются субсидии в размере не менее 50% от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования за счет бюджетных средств, а также на компенсацию части затрат на страхование по договорам страхования бюджетам субъектов Российской Федерации [7].

В отношении налоговой политики государство предлагает налоговые льготы. В 2005 г. правительством был введен новый налоговый режим для сельхозпроизводителей. Однако для многих финансово неустойчивых организаций сельского хозяйства налоговая нагрузка остается достаточно высокой, что является барьером для успешного развития отрасли.

В составе косвенной формы государственной поддержки мощнейшим рычагом стимулирования развития АПК является государственный заказ, который обеспечивает некоторую стабильность сельхозпроизводителям при планировании объемов производства продукции. Государственный заказ в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который постоянно корректируется [8]. Динамика государственных заказов на федеральном

уровне имеет положительную тенденцию: с середины 2009 г. госзаказ возрос с 63 до 168 млрд руб. к середине 2010 г. В регионах максимальная величина государственных заказов в 2010 г. составила 2 млрд руб. Государственный заказ на сельскохозяйственную продукцию дает организациям уверенность в том, что определенный объем произведенной ими продукции будет реализован. В настоящее время функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на продовольственные корпорации, которые создаются на основе соглашений между субъектами РФ.

Опосредованная форма государственной поддержки сельскохозяйственных организаций характеризуется организационно-экономическими мероприятиями, в составе которых реструктуризация кредиторской задолженности перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами. Федеральная программа финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализуемая в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», оказалась довольно успешной для поддержки потенциально эффективных товаропроизводителей [9]. Однако многие другие сельскохозяйственные предприятия, находящиеся в Программе финансового оздоровления, не имели возможность оплатить текущие платежи по налогам. В частности,

по Приволжскому федеральному округу в указанной программе приняли участие 4468 сельскохозяйственных организаций, а утратили право на реструктуризацию долгов 2454 (54,9%). По Ульяновской области 118 хозяйств с задолженностью 604,6 млн руб. исключены из Программы финансового оздоровления как не оплатившие текущие платежи.

На современном этапе развития системы господдержки АПК реализуется Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [10]. Стратегия развития аграрного сектора, направленная на увеличение поголовья скота, производство мяса и молока, стимулирует инвестиции в приобретение сельскохозяйственных земель. Целями данной Программы являются: устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Основной акцент программы делается на достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, которое состоит из 4 пунктов:

Формы государственной поддержки

Прямая

Косвенная

Опосредованная

Методы государственной поддержки

Прямые бюджетные выплаты:

— субсидии на материальнотехнические ресурсы;

— субсидирование процентной ставки по кредитам;

— субсидии на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельхозкультур;

— субсидии на затраты капитального характера и др.;

— возмещение в размере 100% суммы первоначального взноса по договору лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования

Выделение бюджетных

средств стимулирующего характера:

— закупка сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд;

— регулирование продовольственного рынка посредством проведения закупочных и товарных интервенций;

— защита интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности и др.

V

Организационноэкономические мероприятия:

— меры по реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджет;

— специальные налоговые режимы;

— пополнение за счет бюджетных средств уставного капитала ОАО «Росаг-ролизинг» и ОАО «Россельхозбанк» и др.

У

Рис. Структура государственной поддержки сельскохозяйственных организаций

1. Повышение доступности кредитов за счет решения задачи привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными предприятиями др.

2. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе — рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения.

3. Техническая и технологическая модернизации сельского хозяйства, целью которой является техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники.

4. Снижение рисков в сельском хозяйстве.

Объем финансирования Программы в 2008-2012 гг.:

- за счет средств федерального бюджета — 551,3 млрд руб. (2008 г. — 76,3 млрд руб., 2009 г. — 100, 2010 г. — 120, 2011 г. — 125, 2012 г. — 130 млрд руб.);

- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 544,3 млрд руб. (2008 г. — 83 млрд руб., 2009 г. — 99,4, 2010 г. — 108,3, 2011 г. — 121,2, 2012 г. — 132,4 млрд руб.).

Реализация вышеуказанных мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей уже дала положительные результаты. В частности, Правительство РФ, несмотря на мировой кризис, увеличило объем бюджетной поддержки сельского хозяйства в 2009 г. более чем в 1,5 раза — до 182 млрд руб. Для субсидирования процентных ставок по кредитам выделено 17 млрд руб., в том числе 7 млрд руб. со 100%-ным субсидированием на развитие молочного и мясного скотоводства, 10 млрд руб. — на субсидирование кредитов для остальных организаций АПК. По Ульяновской области общий объём субсидирования процентов по всем видам кредитов за 2010 г. составил из федерального бюджета 611,009 млн руб., из областного бюджета — 135,476 млн руб.

В целях дополнительной поддержки отрасли приняты постановления Правительства о пролонгации кредитов с субсидированием процентной ставки:

- краткосрочных на 6 месяцев;

- инвестиционных на 3 года (т.е. максимальный срок по инвестиционным кредитам продлен с 8 до 11 лет).

Увеличены сроки лизинга техники и оборудования до 15 лет, на 12 месяцев продлены сроки оплаты авансов. По Ульяновской области в 2010 г. в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» обеспечено финансирование его мероприятий на сумму около 1254,560 млн руб., из которых 1003,117 млн руб. — федеральные средства, 251,443 млн руб. — средства консолидированного бюджета области.

Заключение и выводы

Обобщение результатов проведенных исследований позволяет сделать вывод, что в России в настоящее время создана законодательно-правовая база финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций на федеральном уровне. Практически во всех регионах страны действуют Программы финансового оздоровления, однако положение остается сложным, поскольку не устранены основные причины неустойчивого финансового состояния сельских товаропроизводителей: диспаритет цен, ограниченная доступность кредитных ресурсов и др. Реализация Национального проекта «Развитие АПК», а также федеральных целевых программ позволили в определенной степени укрепить финансовое состояние отдельных сельскохозяйственных организаций. Однако, несмотря на принимаемые меры, действующая система государственной поддержки не обеспечивает в необходимой степени решения накопившихся проблем в сельском хозяйстве.

В качестве недостатков метода прямой финансовой поддержки можно отметить следующие: прямые меры государственной поддержки требуют больших объемов вложений, что в условиях дефицита бюджета делает их труднореализуемыми; в случае невозврата происходит отток денежных средств из экономики страны. Поэтому государственную поддержку целесообразнее осуществлять преимущественно косвенными методами, что должно усилить ее эффективность. Действующий в настоящее время механизм субсидирования процентной ставки при кредитовании сельскохозяйственных организаций имеет ряд недостатков: стимулирование только успешно работающих хозяйств, несвоевременная компенсация части затрат, вызывающая кассовые разрывы; неполный охват нуждающихся в кредите. В целом экономические инструменты государственной поддержки не обеспечивают полу-

чение прибыли и улучшение финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций на должном уровне.

В целях оптимизации направлений государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и укрепления их финансового состояния, по нашему мнению, необходимо:

^ отойти от прямого финансирования сельскохозяйственных предприятий в сторону распределения ресурсов через кредитную систему, предоставляя государственные гарантии субъектам хозяйствования для получения кредита;

^ расширить сферу страхования в животноводстве;

^ распространить государственную поддержку на инвестиционные проекты не только в животноводстве, но и в растениеводстве в части технического переоснащения и освоения новых технологий;

^ увеличить размеры финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей с одновременным жестким мониторингом эффективности использования бюджетных средств;

^ унифицировать механизм получения субсидий для всех субъектов, повысить качество залоговой базы и планирования лимитов субсидирования.

Библиографический список

1. Михайлюк О.Н. Три формы — три важнейших элемента системы государственной поддержки сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. — 2009. — № 6(60). — С. 14-17.

2. Шишкова Л.И. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного комплекса Амурской области: дис.

... канд. экон. наук: 08.00.05. — Благовещенск, 2004. — 190 с.

3. Ушачев И. Роль и место сельского хозяйства в экономике России / / АПК: экономика, управление. — 2005. — № 5. — С. 24-32.

4. Шихсаидов Д.Х. Государственная поддержка аграрного сектора как фактор повышения эффективности отрасли — опыт, проблемы // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2008. — № 4. — С. 10-11.

5. Тактаров Г.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 256 с.

6. Маслов Б.Г. Теория и методология аналитического обеспечения государственной поддержки аграрного сектора на основе концепции формирования и распределения стоимости: автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.10. — Орел, 2010.

7. Федеральный закон Российская Федерации от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Консультант Плюс.

8. Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Консультант Плюс.

9. Федеральным законом от 09.07.2002г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Консультант Плюс.

10. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 №446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» // Консультант Плюс.

+ + +

УДК 33:316.334.2 В.В. Ерастов,

В.И. Киселев

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Ключевые слова: социальные, экономические, политические интересы; взаимодействие, конфликт, потребно-

сти, стабильность, социальные отноше ния, социальная справедливость; эконо мическая эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.