Проскурина Н.С.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
В статье исследована роль государственного регулирования кредитования сельского хозяйства, подробно проанализированы существующие формы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий России и выявлены их недостатки. Предложено распространять субсидии на всех сельхозпроизводителей, а так же упростить механизм и облегчить доступ сельхозпроизводителей к банковским кредитам.
Ключевые слова: государственное регулирование кредитования сельского хозяйства, налоговые преференции, агрострахование, государственные гарантии по кредитам.
Историческая практика позволяет сделать вывод, что вмешательство государства - скорее необходимость, чем временная антикризисная мера[1]. Еще Адам Смит ратовал за участие государства в судьбе низкорентабельных и стратегически важных для благосостояния социума сфер. В условиях конкуренции и рыночных отношений коммерческие банки не желают осуществлять кредитование сельского хозяйства в силу высокорискованности данной отрасли, однако содействие и регулирование государства приводит к корректированию кредитной политики коммерческих банков по отношению к заемщикам - сельскохозяйственным предприятиям, а именно развивает мотивацию, как кредитора, так и заемщика. Государственное участие в процессе кредитования сельского хозяйства играет значительную роль в деле успешного экономического развития страны.
Роль государственного регулирования кредитования сельского хозяйства усиливается, так как большинство фермерских (крестьянских) хозяйств, крупных и средних сельскохозяйственных предприятий имеют убытки и не могут получать кредиты для финансирования инвестиционной и инновационной деятельности. Финансовый, а затем и экономический кризисы в России предопределили необходимость государственного регулирования и поддержки, а также контроля кредитных отношений в сфере аграрной экономики.
Важнейшим направлением государственного регулирования сельскохозяйственного производства является кредитное регулирование. Оно заключается в применении методов кредитного регулирования сельского хозяйства, включает централизованное банковское льготное кредитование, централизованный товарный кредит, предоставление ссуд из фонда
льготного кредитования, инвестиционный бюджетный кредит, налоговый кредит и т.д. каждый из них реализуется посредством использования специфических финансово-кредитных инструментов.
Существующая государственная поддержка субъектов хозяйствования АПК России производится по трем направлениям: прямая (прямые бюджетные выплаты); косвенная (бюджетные средства носят стимулирующий характер); опосредованная (через организационно-экономические мероприятия, зачастую не связанные с сельским хозяйством)[2].
Многообразие ее форм способствовало созданию многоканальной системы государственной поддержки отрасли. Так, на федеральном уровне можно выделить форму прямой бюджетной поддержки, вбирающей в себя предоставление:
- субсидий на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы;
- субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитования предприятий сельского хозяйства;
- предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур;
- субсидии на затраты капитального характера и другие.
Средства на субсидии сельскому хозяйству из федерального бюджета выделяются субъекту Федерации, имеют целевой характер, обусловлены жесткими условиями, а их размер практически полностью зависит от активности и компетентности и сельхозпроизводителей, и руководства субъекта Федерации.
Однако установленный Министерством сельского хозяйства РФ Порядок использова-
ния субсидий имеет недостатки. Так, субсидии могут получать юридические лица любой организационно - правовой формы, а также КФХ[3]. Индивидуальные предприниматели и хозяйства населения, выполняющие те же виды работ и соответственно осуществляющие такие же расходы, право на субсидии не имеют.
Представляется целесообразным и вполне обоснованным распространить субсидии на всех сельхозпроизводителей, включая малых и особенно индивидуальных предпринимателей.
Для более полного использования федеральных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов и более широкого развертывания инвестиционной деятельности целесообразно упростить механизм и облегчить доступ сельхозпроизводителей к банковским кредитам. Особенно важно использовать этот механизм для привлечения кредитов на закупку сельскохозяйственной техники, на закладку плодовых насаждений и виноградников. Необходимо без проволочек выдавать сельхозпроизводителям гарантии возврата кредита от имени создаваемого республиканского гарантийного фонда, местных органов власти, различных юридических лиц и т. д.
Для дальнейшего развития кредитного процесса на селе следует и далее продолжать активно использовать существующий механизм субсидирования из средств федерального и местных бюджетов процентной ставки по банковским кредитам. Это позволит существенно улучшить обеспеченность сельскохозяйственных предприятий оборотными средствами в период их острой нехватки (в весенне-осенний период). Такая практика себя полностью оправдала, поскольку, с одной стороны, государство не несет никаких финансовых рисков (риски по возврату основной суммы кредита возложены на банк), а с другой - предприятия заинтересованы добросовестно выполнять условия кредитного договора, чтобы получить компенсацию.
Таким образом, компенсация процентной ставки должна стать основной формой участия государства в кредитовании аграрного сектора. В этом случае средства будут предоставляться только эффективным сельскохозяйственным предприятиям, и в то же время будет стимулироваться конкуренция между банками.
По итогам 2009 года приняты постановления Правительства о пролонгации кредитов с субсидированием процентной ставки:
- краткосрочных на 6 месяцев;
- инвестиционных на 3 года (т.е. максимальный срок по инвестиционным кредитам продлен с 8-ми до 11-ти лет);
- объем субсидий увеличился с 2/3 ставки рефинансирования (66%) до 80%, а по кредитам на молочное и мясное скотоводство до 100%[4].
В 2010 году на поддержку АПК выделено 107 млрд. 600 млн. руб., при этом на 30% увеличен объем субсидирования процентных ставок по кредитам - до 80 млрд. рублей. Государство в полном объеме выполняет все ранее взятые на себя обязательства по субсидированию кредитов, привлеченных сельскохозяйственными предприятиями.
Форма косвенной поддержки заключается в льготном налогообложении; осуществлении закупок сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд; регулирование производственного рынка посредством проведения закупочных и товарных интервенций с зерном; защите экономических интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности сфере сельского хозяйства и другие.
В 2009 году косвенная государственная поддержка отрасли составила 30 млрд. руб. (единый сельскохозяйственный налог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно - тарифной по-литики)[4]
Одним из важнейших инструментов государственной поддержки предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве является налоговая система. При помощи налоговых преференций, облегчения налоговой нагрузки государство создает более благоприятные условия хозяйствования, улучшает инвестиционный климат, способствует развитию сельского хозяйства. В настоящее время личные подсобные хозяйства освобождены от налогов, КФХ и сельхозпредприятия пользуются значительными налоговыми льготами.
Это совершенно оправдано и именно такая налоговая политика способствует выводу сельского хозяйства из глубокого системного кризиса. Целесообразно проводить систематическую работу по мониторингу предприятий, перешедших на ЕСХН, разъяснению преимуществ новой системы и расширению круга предпринимателей, использующих новый режим налогообложения. Вместе с тем, нам представляется необходимым сохранить льготный на-
логовый режим для КФХ и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве, что создаст благоприятные условия для притока инвестиций, развития предпринимательского сектора и подъема экономики отрасли.
Стабильность самого сельскохозяйственного производства во многом определяется действием объективных факторов, и прежде всего погодными условиями каждого сельскохозяйственного года. Мировая практика показывает, что один из наиболее эффективных инструментов снижения финансовых потерь в результате отрицательного воздействия на растения и сельскохозяйственных животных погодных факторов, стихийных бедствий, болезней, вредителей, пожаров и других неприятностей -страхование.
Страхование - важнейший и необходимый элемент обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, а вместе с ними и всего аграрного сектора экономики. Предоставляя гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов сельскохозяйственным предприятиям в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, страхование оказывает позитивное влияние как на агропромышленный комплекс в целом, так и на укрепление финансов всего государства. Покрывая возникающие у хозяйств финансовые потери, страхование не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и становится одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Этим определяется стратегическая позиция страхования в странах с развитой рыночной экономикой и то внимание, которое уделяет организации страхования государственная власть.
В нашей стране с момента отмены обязательного сельскохозяйственного страхования формирование аграрного страхового рынка осуществлялось бессистемно, в сложных социально-экономических условиях, и пока оно не завершено. Страховая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей, их страховой менталитет остаются на довольно низком уровне. Так, в целом по Российской Федерации сегодня страхуют менее 10% потенциальных рисков против 90-95% в большинстве развитых стран мира; 90% собственности предприятий вообще не обеспечено страховой защитой. При этом размеры страхования в агропромышлен-
ном секторе экономики существенно уступают рынку «городского» страхования.
Анализ практики страхования урожая сельскохозяйственных культур показывает, что, с одной стороны, этот вид страхования не обеспечивает страховщикам получение большой прибыли, а с учетом высокой вероятности кумуляции рисков в границах административного района или области является исключительно рисковым, с другой - страхование весьма дорого для сельскохозяйственных предприятий. Поэтому в нашей стране и за рубежом сельскохозяйственное страхование осуществляется, как правило, с государственной финансовой поддержкой[5].
Правительство РФ пытается оздоровить рынок агрострахования принятием нормативных документов, но, как показывает опыт, это не всегда работает. Так, например, как отмечает в своем интервью Л.Н. Вологдин, «...постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 года №1091, вводящее с 01 января 2009 г. «Правила предоставления в 2009- 2011 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений», не только не устранило причины, сдерживающие развитие страховой аграрной отрасли и ее стагнацию, а привело к развалу системы страхования урожая в Российской Федерации»[6]. В августе ФАС возбудила дело против Минсельхо-за за то, что тот не включил в перечень страховщиков, участвующих в агростраховании с господдержкой, 9 из 37компаний, представленных ФССН. На наш взгляд, принимаемые документы должны учитывать интересы всех участников страхового дела, а не отдельных его субъектов. При построении «здоровой» системы агрострахования необходимо учитывать положительный зарубежный опыт.
В 2009 г. изменены правила, регламентирующие предоставление субсидий, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1199. Данными правилами предусмотрена возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям заключать договора страхования с учетом полной или частичной гибели урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений.
Правительством сделан важный шаг к оздоровлению рынка страхования - одобрена
Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года. Стратегической целью Концепции является достижение к 2020 году эффективной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, обеспечивающей предоставление доступных для подавляющей части сельскохозяйственных предприятий услуг по страхованию и комплексную защиту сельхозпроизводства от основных рисков, включая страхование доходов сельскохозяйственных предприятий.
Также важным направлением государственной поддержки агрострахования является предложение Министерства сельского хозяйства России о создании Государственной аграрной страховой компании (ГАСК). По словам Министра сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрын-ник, ГАСК решит задачи по страхованию сельскохозяйственных рисков, связанных с гибелью или недобором урожая. Работа ГАСК также позволит уменьшить затраты сельскохозяйственных предприятий на страхование и исключит возможность появления теневых схем на этом рынке[7]. Создание такой компании повысит интерес и доверие к системе страхования со стороны сельскохозяйственных предприятий и позволит аккумулировать средства фонда, которые будут использоваться только на страховые выплаты, так как целью деятельности ГАСК не будет извлечение прибыли.
Таким образом, для развития сельскохозяйственного страхования необходимо усилить государственное регулирование деятельности системы агрострахования; увеличить размер субсидий из регионального бюджета до 50%; пересмотреть порядок и сроки предоставления страховых компенсаций сельскохозяйственным предприятиям; период перечисления субсидий на счета аграриев сократить до 1-2 месяцев; учитывая опыт проведения сельскохозяйственного страхования в СССР, создать межрегиональный запасный фонд за счет отчислений в размере 2-3% из страхового фонда каждой компании.
Предоставление государственных гарантий по кредитам (Правительством РФ на государственные гарантии по кредитам предприятий реального сектора экономики в 2009 году выделено 300 млрд. рублей из федерального бюджета, в соответствии с Антикризисной программой РФ), выдаваемым сельскому хозяй-
ству, является вынужденной мерой и необходимо в случаях, когда кредитополучатель не располагает достаточным ликвидным залогом. В странах СНГ это вызвано неразвитостью рынка земли, в странах с развитой рыночной экономикой такая необходимость возникает на первоначальном этапе развития агробизнеса, а также при внедрении новых технологий и инноваций. По мнению Р. Г. Янбых[8], система гарантий меньше искажает рынок сельскохозяйственного кредита, способствует формированию конкурентной среды на нем, расширяет круг банков, участвующих в кредитовании аграрного сектора, обеспечивает справедливое распределение рисков. Вместе с тем, отмечает автор, возникающая при конкурсе на участие в программе государственных гарантий, коррупция может снизить эффективность этой формы государственного участия в системе кредитования сельского хозяйства.
В России упрощена процедура предоставления государственных гарантий. Предусмотрена возможность предоставления Минфином России государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере, до 10 млрд. рублей по каждой гарантии, а так же увеличен максимальный размер предоставления государственных гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции с 50 до 150 млн. долларов США[9].
Форма опосредованной поддержки на федеральном уровне представлена мероприятиями по обеспечению благоприятных организационно - экономических условий функционирования сельскохозяйственных предприятии. Они включают в себя меры по: реструктуризации задолженности сельскохозяйственных предприятий по платежам в бюджет всех уровней, государственные внебюджетные фонды, поставщикам энергических и других материально-технических ресурсов; созданию специального налогового режима; поддержке аграрной науке; пополнению за счет бюджетных средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк»; реализации федеральных программ и общенациональных проектов.
Одной из основных форм государственного регулирования кредитования сельскохозяйственных предприятий является взносы в уставные фонды коммерческих банков, участвующих в кредитовании сельского хозяйства. Такая мера логично вытекает из необходимости участия банков в правительственных програм-
мах по развитию сельского хозяйства, которое осуществляется на отличных общеустановленных условиях. В ходе реализации государственных программ на коммерческие банки возлагается обязанность финансового обеспечения такого рода программ, когда им рекомендуется выдавать кредиты под заранее определенную на уровне Правительства льготную процентную ставку и на определенный срок. При таком подходе к кредитованию банки зачастую не имеют соответствующей ресурсной базы для этого. Именно поэтому предусматриваются дополнительные взносы государства в уставный фонд коммерческих банков на выдачу кредитов по государственным программам развития сельского хозяйства. Как правило, источником таких взносов могут быть средства бюджетных и внебюджетных фондов. В 2009 г. произошло увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанка» на 45 млрд. руб. только в текущем году, а ОАО «Росагролизинга» — на 25 млрд. руб.[10].
На сегодняшний день не в полной мере используются возможности всех трех форм государственной поддержки сельского хозяйства. Например, при прямой форме государственной поддержки необходимо предоставление кредитным кооперативам государственной помощи путем пополнения их уставных фондов, как было сделано Правительством в отношении ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк». Необходима разработка и реализация федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности, в которую должны войти оформление прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а так же на участки по ЛПХ и КФХ за счет федерального бюджета. Требуется совершенствовать и другие элементы организационно - экономического механизма государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий.
Государственное регулирование системы кредитования сельского хозяйства осуществляется преимущественно в форме господдержки. Кроме финансовых выплат из бюджетов всех уровней она предусматривает различные организационно-экономические мероприятия, проводимые в целях развития институтов и инфраструктуры специализированной системы кредитования, создания доступных внешних источников финансирования в отрасли.
Государственное регулирование системы кредитования необходимо совершенствовать в
сфере производственной инфраструктуры. При этом можно использовать опыт кредитования сельских товаропроизводителей зарубежных стран, в которых кредитные отношения в данном секторе экономики постоянно развиваются - от простых форм к более совершенным. В некоторых странах кредитование сельского хозяйства имеет смешанный характер, осуществляется как через банки, так и через кредитные сельскохозяйственные кооперативы.
В современных условиях государство должно стремиться к активной регулирующей деятельности в аграрной сфере, опираясь на механизмы ее рыночной саморегуляции, используя рычаги прямого вмешательства в регулирование сфер процесса воспроизводства. Это позволило бы разработать и представить систему регулирования финансово-кредитных отношений АПК в условиях рынка, включающую основные направления и принципы регулирования, а также формы и методы воздействия. При разработке и реализации государственных программ развития сельского хозяйства не учитываются факторы их эффективности, которые в силу специфики сельскохозяйственного производства должны быть комплексными, то есть охватывать всю систему ведения сельского хозяйства.
Необходимо развивать кредитные отношения ОАО «Росельхозбанка» с сельскохозяйственными предприятиями по следующим направлениям:
- кредитование освоения инновационных технологий в сельхозпроизводстве, пищевой и перерабатывающей сельскохозяйственное сырье промышленности;
- предоставление долгосрочных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства аграрного профиля;
- взаимодействие с сельскими кредитными кооперативами;
- инвестирование социальной сферы (жилищное строительство, газификация сельских поселений);
- ипотечное кредитование;
- кредитование на долевых условиях целевых федеральных и региональных программ развития, ведения сельскохозяйственного производства;
- обслуживание лизинговых компаний, предоставляющих ресурсы для восстановления и обновления основных фондов сельских
товаропроизводителей и предприятий по зование средств, направляемых на финансиро-
переработке сельскохозяйственного сырья. вание государственных целевых программ раз-
Кроме того, необходимо усилить ответ- вития сельского хозяйства и других отраслей
ственность ОАО «Россельхозбанка» за исполь- АПК.
----------------------- 7.12.2010
Список литературы:
1. Кулов А.Р Государственное регулирование инвестиционного развития сельского хозяйства // Достижения науки и техники АПК. - 2006. - №2. - С.14
2. Михайлюк О.Н. Формы государственной поддержки субъектов хозяйствования АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2009. - №7. - С.36-39.
3. Приказ 3 от 3 марта 2009 г. N 82 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/ (дата обращения 01.06.2010 г.).
4. Выступление на расширенном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства РФ, 21.04.2010 г., г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/3889.285.htm (дата обращения 15.06.2010 г.).
5. Воловик Ю. Государственная поддержка-основа развития агрострахования // АПК: экономика, управления - 2010. -№.1 - С.42-47.
6. Вологдин Л.Н. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.insur-info.ru (дата обращения 15.06.2010 г.).
7. Дымшеева С.Д., Шакиров Ф.К., Постникова Л.В. Проблемы и состояние сельскохозяйственного страхования республики Бурятия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий- 2009-№11- С.59-61.
8. Янбых Р. Г. Особенности аграрной кредитно-финансовой политики в странах с переходной экономикой// Деньги и кредит. - 1999. - №9. -С.37-42.
9. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.vmeste.er.ru/about/actions/actions_468.html
10. Зубков В. А. Первоочередная задача - развивать собственное производство // Экономика сельского хозяйства России -2009. - №5. - С. 7-10.
Сведения об авторе: Проскурина Наталья Сергеевна, аспирант кафедры банковского дела и страхования Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, к. 6305, тел. (3532) 372471, [email protected]
UDC 336.581.2:63 (470+571)
Proskurina N.S.
SYSTEM OF AGRICULTURAL LOAN IN RUSSIA: STATE REGULATION
This paper addresses the problem of the role of state regulation of the system of agricultural Loan in Russia, analyses the present forms of state support to agricultural enterprises in Russia, reveals their disadvantages and drawbacks. It is suggested to expand subsidies among all agricultural producers, simplify the Loan mechanism and facilitate the access to the bank loans.
Key words: state regulation of agricultural loan, tax preferences, agricultural insurance, loan state guarantee.
References:
1. Kulov A.P. State regulation of agricultural investment development// Science and technology achievements of AIC.-2006.-№2.-P.14
2. Mihailyuk O.N. State support forms of the subjects of AIC// Economics of agricultural and converting enterprises-2009.- №7.-P.36-39
3. Act 3 dates March 3, 2009 №82 «Implementation of Russian Federation Act dated 04.02.2009» [E-resource]. - Access mode: http://www.mcx.ru/ (date of access01.06.2010).
4. Speech at the expanded meeting of the Ministry board of Agricultural of R.F., 21.04.2010, Moscow [E-resource]. - Access mode: http://www.mcx.ru/news/news/show/3889.285.htm (date of access15.06.2010).
5. Volovik U. State support - development basis of agricultural insurance//AIC: economics, management - 2010.-№1.-P42-27.
6. Vologdin L.N. [E-resource]. - Access mode: www.insur-info.ru (date of access15.06.2010).
7. Dumsheeva S.D., Sharirov F.K., Postnikova L.V. Problems and condition of agricultural insurance in the Republic of Buryatiya//Economics of agricultural and converting enterprises-2009.-№11.-P.59-61.
8. Yanbuh R.G. Reculiarities of agricultural credit-financial policy in the countries with transitional economy/Money and credit.-1999.-№9.-.P.37-42.
9. Crisis Program of the R.F. Government in 2009. [E-resource]. - Access mode: http://www.vmeste.er.ru/about/actions/ actions_468.html
10. Zubkov V.A. First and fore most task-to develop own production// Agricultural economics in Russia-2009.-№5.-P.7-10.