Научная статья на тему 'Бюджетное финансирование и рентабельность производства'

Бюджетное финансирование и рентабельность производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / STATE FI NANCING / THE FEDERAL BUDGET / THE REGIONAL BUDGET / THE STATE SUPPORT / THE AGRICULTURAL ENTERPRISES / EFFI CIENCY OF AN AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвырко А. А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятий Орловской области. Приводятся статистические данные, отражающие современное состояние проблемы. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и даны рекомендации по развитию производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET FUNDING AND PROFITABILITY OF PRODUCTION

In article pressing questions of state fi nancing of the agricultural enterprises of the Oryol region are considered. The statistical data refl ecting a current state of a problem is cited. On the basis of the spent researches the basic directions of the state support agricultural producers are revealed and recommendations about manufacture development are made.

Текст научной работы на тему «Бюджетное финансирование и рентабельность производства»

———ЭКОНОМИКА --------

A.A. ЦВЫРКО

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» Орловского государственного аграрного университета E-mail: ser2508@rambler.ru Тел. (4862) 76 11 28

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассматриваются актуальные вопросы государственного финансирования сельскохозяйственных предприятий Орловской области. Приводятся статистические данные, отражающие современное состояние проблемы. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и даны рекомендации по развитию производства.

Ключевые слова: государственное финансирование, федеральный бюджет, региональный бюджет, государственная поддержка, сельскохозяйственные предприятия, эффективность сельскохозяйственного производства.

На сегодняшний день приоритетными направлениями социально-экономической политики государства являются создание условий, способствующих повышению уровня жизни населения на основе обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста во всех отраслях экономики.

Важнейшую роль в формировании эффективной региональной экономики играет развитие АПК и его центрального звена - сельского хозяйства.

От интенсивности и эффективности работы АПК зависит характер социальных процессов, происходящих в регионах, устойчивость роста экономики, степень самодостаточности их развития.

В период 2005-2010гг. существенно изменились финансовые условия деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей Орловской области. Так, численность сельскохозяйственных организаций сокращается на 50% как за счет прибыльных, так и убыточных хозяйств. Как результат это отразилось на общем количестве среднегодовых работников, занятых в сельскохозяйственном производстве. За анализируемый период наблюдается увеличение выручки от реализации продукции на 56,4%, производительности труда, растет поголовье птицы и свиней.

Однако рост затрат на производство не окупается выручкой от реализации продукции, и как следствие, наблюдается снижение рентабельности деятельности и рост убыточности в 2008, 2009 годах.

Мировой опыт свидетельствует, что без реального участия государства в финансировании приоритетных направлений развития сельского хозяйства сложно рассчитывать на технико-технологическую модернизацию, выступающую решающим фактором обеспечения конкурентоспособности аграрной

© А. А. Цвырко

экономики [1].

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического развития страны.

В этих условиях ключевым моментом в формировании предпосылок для устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий является расширение объёмов государственной финансовой поддержки отрасли [2].

Государственная поддержка является составной частью аграрной политики. Рыночные реалии хозяйствования выявили, что аграрный сектор экономики является самым уязвимым в силу своих специфических особенностей, которые при отсутствии государственного регулирующего воздействия приобретают необратимый характер.

В период 2008-2010 годов отмечен рост общего объёма государственного финансирования отраслей сельского хозяйства Орловской области. Наибольший удельный вес выделенных бюджетных средств приходится на федеральное финансирование - более 85% за весь анализируемый период.

Положительной тенденцией является увеличение доли участия бюджета области в поддержке сельского хозяйства с 12,8 до 15,1%.

На практике в целом по России сельскохозяйственные товаропроизводители платят в 2-3 раза больше налогов в федеральный бюджет, чем получают из него государственной помощи.

Аналогично складывается ситуация и по региональным бюджетам. Так по данным за 2010 г. в региональный бюджет Орловской области было

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

перечислено сельскохозяйственными предприятиями 177205 тыс. руб., что в 1,5 раза больше, чем получено из него.

С реализацией Закона Орловской области «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [3] доля участия федерального бюджета в поддержке сельскохозяйственного производства имеет тенденцию к увеличению (табл. 1).

Таблица 1.

Финансирование сельского хозяйства Орловской области из бюджетов всех уровней

Показатели 2008 г 2009 г 2010 г 2010 г в % к 2008 г.

Получено бюджетных средств -всего, тыс. руб. 564284 641888 764316 135,4

в т.ч. из федерального бюджета 492087 554914 648886 131,8

из бюджета субъекта федерации 72197 86974 115430 159,8

Абсолютный рост объемов государственной поддержки сельского хозяйства позволит существенно улучшить финансовое состояние и стимулировать привлечение частных инвестиций в отрасль. Так как эффективность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом субсидий в разы превышает уровень рентабельности без их учёта (табл. 2).

Таблица 2.

Рентабельность сельскохозяйственных организаций Орловской области

Показатели 2008 г 2009 г 2010 г Отклонение (+,-) 2010 г к 2008 г.

Размер субсидий, тыс. руб. 564284 641888 764316 + 200032

Уровень рентабельности с учетом субсидий, % 20,1 16,0 14,3 -5,8

Уровень рентабельности без учета субсидий, % 17,0 12,9 5,2 -11,8

Доля субсидий в выручке от реализации продукции, % 6,8 2,7 8,5 +1,7

Для дальнейшего устойчивого развития сельскохозяйственного производства в целях обеспечения продовольственной безопасности региона и полного удовлетворения населения необходимой продукцией за счет действенного использования собственных ресурсов система государственного регулирования и финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий должна осуществляться на основе реализации следующих принципов:

- рационального аграрного протекционизма;

- сочетания интересов государства, производителей и потребителей продуктов питания;

- гарантированной поддержки, её мотивационной направленности;

- гибкого дифференцированного подхода к

финансово-кредитному обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Необходимость государственного регулирования сельского хозяйства вызвана специфическими особенностями сельскохозяйственной деятельности и его народнохозяйственным значением. При этом происходит воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется социально-экономическая и экологическая политика государства, предусматривающая комплексную поддержку развития всех сфер аграрного производства и сельских территорий [4].

Формирование развитого агропродоволь-ственного рынка невозможно без применения широкого спектра мер государственного регулирования, адекватных рыночным условиям хозяйствования. Его границы определяются рамками действия объективных экономических законов и конкретными задачами в области надежного обеспечения потребностей региона в продовольствии на конкретный период [5].

Экономический механизм регулирования сельскохозяйственного рынка должен представлять собой оптимальное сочетание рыночного и государственного воздействия. Для этого необходимо восстановление контроля государства над ним в целях превращения его в систему, оптимально сочетающую в себе механизмы внутреннего (рыночного) саморегулирования и механизмы внешнего (государственного) регулирования [6]. Эти механизмы взаимосвязаны и переплетаются между собой и на различных этапах регулирования могут меняться [7].

Анализ современного состояния сельскохозяйственного рынка России и опыт высокоразвитых стран убедительно свидетельствуют о необходимости активного участи государства в его функционировании и регулировании. Для современного национального рынка характерно недостаточное влияние государства как с позиций повышения платежеспособного спроса населения, так и защиты доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от местных и более крупных монополистов, посредников [8].

Увеличение объемов государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий позволит существенно изменить сложившуюся ситуацию в отрасли [9]. Для решения этой проблемы необходимо разработать реализуемые на практике направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Мы считаем, что приоритетами государственной поддержки и регулирования сельскохозяй-

ЭКОНОМИКА

ственного производства должны стать следующие направления:

1. Таможенно-тарифная политика. Должна стать стабилизационным механизмом, обеспечивающим, с одной стороны, выравнивание конкурентных условий на агропродовольственном рынке для отечественных товаропроизводителей, с другой стороны - источником пополнения федерального бюджета денежными средствами, в дальнейшем используемыми сельскохозяйственными организациями для внедрения инноваций.

2. Создание благоприятных экономических условий для эффективного функционирования отечественного сельскохозяйственного производства предполагает использование жесткой системы ценообразования на продукцию сельскохозяйственных организаций, учитывающую интересы производителей и потребителей, предоставление льгот вновь образованным сельскохозяйственным организациям, льготное налогообложение для низкорентабельных отраслей, использование квот на внутреннее производство сельскохозяйственной продукции, субсидирование 100 % ставки процентов по кредитам и жесткий государственный банковский контроль за ценообразованием на рынке банковских кредитов.

3. Выравнивание экономических условий в российских сельскохозяйственных организациях по отношению к зарубежным партнерам. Данное направление предусматривает прямую государственную поддержку сельского хозяйства ценовыми методами по тем позициям, по которым отечественный товаропроизводитель значительно отстает от зарубежных сельскохозяйственных организаций. Это направление предполагает прямое субсидирование, квотирование производимой сельскохозяйственной продукции и приобретаемых материально-технических ресурсов.

4. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения предполагает со-

хранение и возобновление почвенного плодородия хозяйствующими субъектами за счет мотивации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и значительных штрафных санкций, накладываемых контрольными органами на собственников земель.

5. Активная реализация социальной политики на селе предполагает создание на базе центральных усадеб крупнотоварных сельскохозяйственных организаций полномерной социальной инфраструктуры. Каждое сельское поселение и муниципальный округ на основе плана социально-экономического развития должно сформировать, своего рода кластер, т.е. иметь обязательную для нормальной жизни социально-бытовую, коммунальную и культурнодуховную инфраструктуру, обеспечивающую набор и качество услуг не ниже городского.

Следовательно, эффективное государственное регулирование аграрного сектора экономики возможно при активном участии государства во внешнеторговой деятельности и решении задач за счет оптимального использования имеющихся почвенно-климатических, трудовых и финансовых ресурсов и производственных фондов без нарушения социального и экологического равновесия [10].

Государственное регулирование аграрного сектора экономики на современном этапе характеризуется как целенаправленное воздействие органов управления на агропромышленное производство, социальную сферу и рыночные отношения с целью обеспечения населения необходимыми и доступными по цене продуктами питания, удовлетворяющими их потребности по объёму, ассортименту и качеству продукции.

Таким образом, приоритетные направления государственной поддержки и регулирования должны предусматривать комплексную финансовую и ресурсную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Библиографический список

1. Цвырко А А. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства за рубежом. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 2., ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.

2. Ремезков А.А. Государственное регулирование экономики АПК. Политематический сетевой электронный Научный Журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2010. №24. С 120-122.

3. Закон Орловской области №7Э1-ОЗ от 6 декабря 2007 года «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы».

4. Нещадин А. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом. Аграрное обозрение. 2011. №3. С. 42-48.

5. Цвырко А.А Государственное финансирование сельскохозяйственных предприятий Орловской области. Среднерусский вестник общественных наук. Орел, Издательский центр ОРАГС, №1, 2011.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

6. Бадина Н.А. Государственное регулирование АПК на основе оценки уровня использования его потенциала: Автореф. дис. канд. экон. наук. Ижевск, 2009. 24 с.

7. Цвырко А.А. Финансовое обеспечение аграрного сектора экономики. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 1., ч. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.

8. Кошолкина А.А. Развитие системы государственной поддержки АПК. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. №10. С. 11-14.

9. Хлусов В.П. Государственное регулирование агропромышленного рынка. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. №6. С.14-17.

10. Гордеев А.В. Реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства - залог продовольственной стабильности страны. АПК: экономика, управление. 2008. № 7. С. 5-9.

А.А. TSVYRKO

BUDGET FUNDING AND PROFITABILITY OF PRODUCTION

In article pressing questions of statefinancing ofthe agricultural enterprises ofthe Oryol region are considered. The statistical data reflecting a current state of a problem is cited. On the basis of the spent researches the basic directions of the state support agricultural producers are revealed and recommendations about manufacture development are made.

Key words: State financing, the federal budget, the regional budget, the state support, the agricultural enterprises, efficiency of an agricultural production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.