Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства за рубежом'

Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1166
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / STATE FINANCING / FEDERAL BUDGET / REGIONAL BUDGET / STATE SUPPORT / AGRICULTURAL ENTERPRISES / EFFICIENCY OF AN AGRICULTURAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвырко А. А.

Рассматриваются актуальные вопросы государственного регулирования сельского хозяйства. Приводятся статистические данные, отражающие современное состояние проблемы. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation and agriculture support abroad

Pressing questions of state financing of the agricultural enterprises of the are considered. The statistical data reflecting a current state of a problem is cited. On the basis of the spent researches the basic directions of the state support agricultural producers are revealed.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства за рубежом»

5. Стандартизация зерновых, зернобобовых и масличных культур: учеб. пособие для высш. с.-х. учеб. заведений по агроном, специальностям. М.: Изд-во МСХА, 2005. 116 с.

I.I. Afanasyeva

Basis of research of the logistics system's structural and dynamic changes Methodical basis of research of the exportoriented grain industry's logistics system including diagnostics of the world and Russian grain market, identification of impending/contributing factors of the development of the exportoriented grain industry's logistics system are revealed in the article.

Key -words: logistics system, exportoriented grain industry, export potential, grain

market.

УДК 338.439.5:633.1

А.А. Цвырко, канд. экон. наук, ст. преподаватель, (4862) 761128, [email protected], (Россия, Орёл, ОрёлГАУ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОД ДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗА РУБЕЖОМ

Рассматриваются актуальные вопросы государственного регулирования сельского хозяйства. Приводятся статистические данные, отражающие современное состояние проблемы. На основании проведенных исследований выявлены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственн ых товаропроизводителей.

Ключевые слова: государственное финансирование, федеральный бюджет, региональный бюджет, государственная поддержка, сельскохозяйственные предприятия, эффективность сельскохозяйственного производства.

Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом — это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения. Цель регулирования — создание стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворение потребностей населения в качественных продуктах питания по социально приемлемым ценам, охрана окружающей среды.

В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его про-

дукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами — США, Канада, страны ЕС.

Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается:

- в прямых государственных компенсационных платежах;

- в платежах при ущербе от стихийных бедствий;

- в платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т. д.).

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

1. Ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия.

2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества.

3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.

4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства — субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также содействие созданию фермерских объединений.

В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование и регулирование цен. Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:

- установление верхних и нижних пределов колебания цен и индикативной, или условной цены, которую стремится поддерживать государство;

- скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.

Политика аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию слежения таких экономических показателей, как: издержки производства по группам специализированных хозяйств (страны ЕС) или по видам производства (США); паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; доходность ферм и отраслей производства [2].

В результате получается проработанная в деталях информационно-статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены и, во-вторых, влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций.

В рамках государственной поддержки сельского хозяйства США существуют два вида цен:

- целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. Реализация фермерской продукции происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической реальностью для фермера, т. е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной;

- залоговые цены (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985 г. фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на рынке, сдать под залог в ТКК. В последнем случае заложенная продукция в течение девяти месяцев может бьггь выкуплена фермером. Если этого не произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получит за нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом издержек за хранение. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение девяти месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка. Тем самым фермер получает чистую прибыль из-за разницы между залоговой ставкой и ценой мирового рынка [4].

В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентирные цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фер-

мерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума.

Во всех странах Западной Европы действует механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в Финляндии действуют три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Ежегодно Министерство сельского и лесного хозяйства определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с Центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В течение года эти цены можно корректировать с учетом темпов инфляции. Базисом целевых цен является ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах южных районов страны, т. е. с лучшими условиями производства. Для районов с худшими условиями предусмотрены дотации. Дотационные цены устанавливают по той же процедуре, что и гарантированные, но на сельскохозяйственную продукцию, идущую на экспорт. При этом, если фермеры производят экспортируемую продукцию с издержками выше дотационных цен, то убытки им не возмещают. Более того, если они превысили квоты производства продукции на экспорт, то излишки не подлежат оплате по дотационным ценам. На сельскохозяйственную продукцию, произведенную сверх установленных государственных квот, предусмотрены дополнительные цены, которые варьируют в зависимости от сложившейся ситуации на внутреннем рынке в отдельно взятом районе страны (они, как правило, ниже целевых цен). К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10 % их среднегодового уровня. Это предусмотрено с целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.

Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах — уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене. Начиная с 80-х годов уровень бюджетной поддержки фермерских цен повысился с 14,7 % до 35,8 %, в том числе на растениеводческую продукцию — с 8,5 % до 47 %, животноводческую — с 20 % до 28,5 %. Общей основой ценообразования в АПК зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на

сельскохозяйственную продукцию общественно необходимым затратам на ее производство и реализацию. При этом стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК. Субсидии в странах ЕС достигли 45-50 % стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии — 70 %, в России — лишь 3,5 %. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30 % больше, чем в другие отрасли [5].

Помимо ценового механизма, общие для ЕС нормы организации и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта. Основным стремлением наднациональных органов ЕС является поиск средств и методов в сфере поддержки производителя, которые обеспечивали бы ему примерно равные позиции в каждой отдельной стране. В ЕС национальные дотации предоставляются в рамках общеевропейской дотационной политики в соответствии с ее принципами. Всякая другая помощь, создающая условия наибольшего благоприятствования в рамках какой-либо отдельной страны, запрещена. К такого рода помощи относятся: ценовые вмешательства (надбавки к ценам), регулирование объемов производства, высокая компенсация за экспортную продукцию. Вместе с тем национальное правительство участвует в финансировании и проведении мероприятий по повышению качества производимой продукции, обеспечению ветеринарного надзора, внедрению достижений научно-технического прогресса, охране окружающей среды, стимулированию производства в так называемых проблемных районах, обеспечению минимального уровня доходов мелким хозяйствам [1].

Кроме того, бюджетная поддержка может предоставляться как государствами-членами ЕС, так и автономными образованиями (автономные районы Италии, департаменты и районы Франции, округа в Германии) или федеральными государствами (земли Германии), которые имеют свои бюджеты (поступления от налогов). Однако определено, что абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема. Таким образом, общеевропейская политика в аграрном секторе направлена на четкую организацию рынков сбыта, поддержание фермерских доходов, помощь в реализации излишков продукции и решение ряда других проблем.

Национальная аграрная политика в странах ЕС является продолжением Единой аграрной политики, однако существуют различия в направлениях и методах финансирования сельского хозяйства. Например, на поддержку производства и рынков в добавление к системе ЕС Дания расходует треть своего сельскохозяйственного бюджета, Великобритания и Ирландия — соответственно 15 % и 20 %. Почти все страны половину национальных сельскохозяйственных бюджетов расходуют на структурную политику (сюда входят модернизация и укрупнение ферм, улучшение земли и других сельскохозяйственных ресурсов, улучшение оперативной деятельности фермеров, сокращение производственных издержек и развитие районов с неблагоприятными условиями). По этим направлениям расходов наблюдаются значительные различия. Например, Великобритания направляет на программы модернизации почти треть своего сельскохозяйственного бюджета, а Нидерланды и Люксембург — менее 10 %. В целом в странах ЕС на поддержку начинающих фермеров направляется в среднем 10 % от аграрных бюджетов, в том числе во Франции — 25 %, в Великобритании и Ирландии эта статья расходов незначительна. На бюджетные программы «Исследования и разработки» в среднем по ЕС направляется около 10 %, а в Нидерландах — почти 30 % бюджета.

Особого внимания заслуживает опыт США по субсидированию сельского хозяйства. Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации — в кризисные годы их значение резко возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается. Так, в связи с кризисом 1980-1985 тт. бюджетные расходы на сельское хозяйство в 1986 г. составили 58,7 млрд дол., или 5,9 % от всего федерального бюджета. Конец 80-х годов был благоприятным для сельского хозяйства, и уровень государственного субсидирования заметно снизился, составив в 1989 г. 52 млрд дол., или 4,6 % федерального бюджета. Бюджетные средства выделяются на финансирование следующих программ:

- сельскохозяйственные исследования;

- организация маркетинга и информации о рынках и ценах;

- кредитование;

- консервация и изъятие земель;

- поддержка цен, закупка, компенсационные платежи;

- поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов, рыночные заказы;

- субсидирование продовольствия;

- экспортные субсидии;

- международная продовольственная помощь.

В структуре расходов федерального бюджета на сельское хозяйство главными являются два направления:

1) программы стабилизации доходов (на них приходится около 60 % бюджетных расходов по статье «Сельское хозяйство»);

2) программы сельскохозяйственных исследований и обслуживания науки.

Необходимо отметить, что наибольшую долю помощи (около 70 % бюджетных средств) получают относительно крупные хозяйства, обеспечивающие высокую эффективность ведения производства, а фактически охвачена бюджетным финансированием одна треть американских ферм.

Однако начиная с конца 80-х годов аграрная политика США предусматривает снижение уровня воздействия на аграрный сектор. Правительство США отказалось от ряда программ и сократило объемы финансирования на их поддержку. Политика США в области сельского хозяйства, рассчитанная на семь лет (1996-2002 гг.), предусматривала сокращение финансовой поддержки на 30 % [3].

Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется много экономических рычагов (платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.

Библиографический список

1. Шибайкин A.B. Совершенствование государственной поддержки агропроизводственной сферы региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 4. С. 9-12.

' 2. Ремезков A.A. Государственное регулирование экономики АПК // Политематический сетевой электронный Научный Журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2010. № 24. С. 120-122.

3. Нещадин А. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом // Аграрное обозрение. 2011. №3. С. 42-48.

4. Никонов A.A. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVII-XX вв.). М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. 574 с.

5. Цвырко A.A., Иващенко Т.Н. Направления государственной поддержки аграрного производства региона // Вестник Орел ГАУ. 2011. №4(31). С. 96-99.

A.A. Tsvirko

State regulation and agriculture support abroad

Pressing questions of state financing of the agricultural enterprises of the are considered The statistical data reflecting a current state of a problem is cited. On the basis of the spent researches the basic directions of the state support agricultural producers are revealed.

Key words: State financing, the federal budget, the regional budget, the state support, the agricultural enterprises, efficiency of an agricultural production.

УДК 334.012.6:338.465.4:332.146

И.С. Пакулина, канд. экон. наук, ассистент, (7910) 302-55-77, inessa pakulina@,mail.ru. (Россия, Орел, ГОУ ВПО «ОРАГС»)

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА

Дается определение социального предпринимательства, проведено исследование факторов его развития и эффективности, обосновывается тезис о том, что социальное предпринимательство является эффективным инструментом решения социально-экономических проблем региона.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная сфера, регион, государственное регулирование, эффективность.

Актуальная идея социального предпринимательства очень подходит нашему времени, соединяя социальную миссию организации со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью. В современных условиях необходимо решать социальные проблемы предпринимательскими средствами. Тем более что, как отмечает теоретик социального предпринимательства Д. Диз, благотворительные организации оказались далеки от предполагаемых стандартов их функционирования, а большая часть институтов социальной сферы все чаще рассматриваются как нерезультативные, неэффективные [1]. Социальные предприниматели, по его мнению, нужны для того, чтобы создать новые модели социально значимой деятельности «для нового века». В своей статье «The meaning of social entrepreneurship» (2001) [1] ученый определяет место социального предпринимательства в современном мире, описывает социальных предпринимателей как таковых, которые играют роль генератора изменений в социальной сфере. Им он приписывает характерные черты и умения. Именно они, по его мнению, действуют следующим образом: определяют миссию, направленную на создание и поддержку социальных, не только материальных ценностей; постоянно ищут и отыскивают новые возможности выполнения миссии; постоянно привлекают учебу к процессу учебы, используют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.