Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
logoped o'qituvchining faoliyat yo`nalishlari / inklyuziv ta'lim / logoped o'qituvchining vazifalari.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусниддинова.Б.Х

Ushbu maqolada nutqda nuqsoni bo'lgan bolalarga inklyuziv ta'lim sharoitida logopedning faoliyat yo'nalishlari, inklyuziv ta`limda logopedning roli, rivojlanishda nuqsoni bo`lgan bolalarda nutq nuqsonlarini bartaraf etishning ahamiyati yoritilgan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A

PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" _4 JUNE, 2024_

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Хусниддинова.Б.Х

Преподаватель кафедры «Логопедия» ТГПУ имени Низами https://doi.org/10.5281/zenodo.11532029

Annotatsiya. Ushbu maqolada nutqda nuqsoni bo'lgan bolalarga inklyuziv ta'lim sharoitida logopedning faoliyat yo'nalishlari, inklyuziv ta'limda logopedning roli, rivojlanishda nuqsoni bo lgan bolalarda nutq nuqsonlarini bartaraf etishning ahamiyati yoritilgan.

Kalit so'zlar: logoped - o'qituvchining faoliyat yo 'nalishlari, inklyuziv ta'lim, logoped o'qituvchining vazifalari.

Аннотация. В данной статье раскрываются деятельность логопеда в условиях инклюзивного образования детей с нарушениями речи, роль логопеда в инклюзивном образовании, важность устранения речевых нарушений у детей с отклонениями в развитии.

Ключевые слова: направления деятельности учителя-логопеда, инклюзивное образование, задачи в работе учителя-логопеда.

Abstract. This article reveals the activities of a speech therapist in the context of inclusive education of children with speech disorders, the role of a speech therapist in inclusive education, the importance of eliminating speech disorders in children with developmental disabilities

Keywords: areas of activity of a speech therapist teacher, inclusive education, tasks in the work of a speech therapist teacher.

Глава нашего государства Ш.М.Мирзиёев уделяет особое внимание усовершенствованию дошкольного образования, являющегося основополагающим звеном в системе воспитания подрастающего поколения. И немаловажное значение имеет дошкольное воспитание детей с ограниченными возможностями.

Инклюзия в дошкольном образовании характеризуется обучением дошкольников с нарушениями в развитии совместно с детьми без каких-либо отклонений. Инклюзивное образование исключает дискриминацию любого характера, которая гарантирует равное отношение ко всем детям, но одновременно создает индивидуальные условия для детей с особыми нуждами. В настоящее время проблема увеличения количества детей с нарушениями в развитии является весьма актуальной. Следовательно актуален и вопрос включения этих детей в общество.

В наше время наиболее эффективным вариантом включения в социум является инклюзивное образование. К концу ХХ века во многих зарубежных странах мира (США, Германия, Великобритания, Швеция, Италия) ведущим направлением в образовании детей с нарушениями в развитии стало интеграция, которое предполагает создание коррекционных классов в общеобразовательных школах и групп в дошкольных образовательных учреждениях. Но выделение «специальных» классов и групп часто ведет к ограничению этих детей из социальной жизни школы и детского сада и создает определенные преграды в коммуникации и взаимодействии детей. Поэтому от интеграции перешли к инклюзии - совместному обучению и воспитанию детей с нарушениями в развитии. Мы можем увидеть множество статей и исследований по инклюзивному

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A

PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" _4 JUNE, 2024_

образованию детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы, но малоизученным и недостаточно раскрытым является инклюзивное образование детей с нарушениями речи.

При подготовке детей с нарушениями речи к инклюзивному образованию немаловажную роль играет деятельность логопеда. Так как у выпускников речевых детских садов наблюдаются недостатки внимания, умения высказывать свою точку зрения, выступления на публике и разговора с большим количеством людей. У детей наблюдаются нарушения коммуникативной стороны речи. В игре, вследствие недостатков общения, дети выражают негативные эмоции по отношению к партнёру. Такие чувства как робость, замкнутость, нерешительность ведут к тому что ребёнок очень медленно включается в ситуацию общения, не умеет поддерживать беседу и вслушиваться в речь.

Дети с нарушениями речи при общении со сверстниками хорошо понимают невербальные компоненты речи - жесты, движения, взгляды, что характеризует детей раннего возраста.

В дошкольных образовательных учреждениях ежегодно проводятся следующие мероприятия, направленные на взаимодействие со школой:

-диагностика детей с нарушениями речи;

-индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого общения;

- взаимное посещение логопедом дошкольных образовательных учреждений и школ занятий, семинаров друг друга;

- проведение родительских собраний в дошкольном образовательном учреждении с участием преподавателей начальных классов.

Собрания направлены на решение следующих проблем: задачи дошкольного образовательного учреждения по подготовке детей к школьному обучению; уровни подготовленности ребёнка к обучению; явные проблемы в начальном образовании, советы родителям по тому как подготовить детей к школьному обучению.

Участие логопеда в инклюзивном образовании имеет свою специфику. Мы знаем что логопед - это специалист, занимающийся проблемами диагностики и коррекции нарушений речи и коммуникации детей с нарушениями в развитии. Целью осуществления логопедической деятельности является создание условий, способствующих диагностике и коррекции нарушений речи и дальнейшему формированию устной и письменной форм речи, улучшению процесса коммуникации обучающихся с ограниченными возможностями для полноценного усвоения минимальной составляющей образовательной программы.

Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с нарушениями речи.

Основной целью деятельности учителя-логопеда является создание условий, которые способствуют выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы. В процессе работы специалиста (учителя-логопеда) решаются следующие задачи

- проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения; - разработка плана коррекционно-логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A

PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" 4 JUNE, 2024

- организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ;

- проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи учеников;

- участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ;

- проведение регулярного изучения динамики речевого развития ребенка с

ОВЗ;

- взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей;

- разработка предложений и рекомендаций по повышению эффективности диагностической и коррекционной работы;

- обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;

- консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности родителей;

- консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения

0.Г.Приходько, Н.Ю.Григоренко, Ж.И.Журавлева выделяют следующие направления деятельности учителя-логопеда .

1. Диагностическое. Данное направление предполагает углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление его индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

2. Коррекционно-развивающее. Осуществляется выбор коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка, а также организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, и по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

3. Организационно-методическое. Предусма1ривает разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, оказание помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации.

4. Консультативно-просветительское. Проводится консультирование семьи и педагогов по вопросам речевого развития ребенка с ОВЗ, а также формирование компетентности лиц участвующих в инклюзивном процессе.

5. Профилактическое. Суть данного направления состоит в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ вторичных нарушений речи, помимо этого в создании благоприятных условий для полноценного речевого развития.

Нарушения речи у детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка способствует развитию его познавательной деятельности, лучшему усвоению школьной программы, дальнейшей социальной адаптации.

INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "RAPID DEVELOPMENT OF MULTILATERAL INTERNATIONAL RELATIONS FROM A

PEDAGOGICAL POINT OF VIEW" 4 JUNE, 2024

В заключении отметим, что деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании играет важное значение, так как направлена не только на преодоление имеющихся речевых нарушений у детей с ОВЗ, но и на их успешную адаптацию в образовательном пространстве.

REFERENCES

1. Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации,- М.: Правда, 2000

2. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети - М., 2001 -174c.

3. Бурлова Н.Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2012 № 10

4. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. -2012 № 7

5. Приходько О.Г., Григоренко Н.Ю., Журавлева Ж.И. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.