Вестник Челябинского государственного университета.
Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 64—69.
УДК 376
ББК Ч457
Родители и учителя-логопеды в системе инклюзивного взаимодействия
Е. А. Шумилова
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
В статье рассмотрена проблема организации конструктивного взаимодействия между родителями и учителями-логопедами в аспекте оказания коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями. Автором показаны возможности использования организационных форм работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями по направлениям информационного и обучающего просвещения.
Ключевые слова: дети с нарушениями речи, коммуникативные умения, дети с нарушениями речи.
Количество детей, с раннего возраста испытывающих сложности в формировании речи, непрерывно увеличивается, что обусловливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции развития детей данной категории. При этом, как отмечают Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. в программе «Из детства — в отрочество», наблюдается пассивность и неосведомленность родителей в вопросах данной области. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в здоровой, культурной обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие [3]. Речь играет исключительную роль в жизни человека, поскольку именно она является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Исследования Л. С. Выготского и А. Р. Лурия показали, что в самом начале развития ребенка все сложные психические процессы формируются на базе более простых, элементарных функций. Так, например, развитие речи базируется на четырех процессах: внимании, восприятии различной модальности, памяти и мышлении. Именно сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи [11]. Становление речи — процесс очень сложный, а потому требующий внимательного наблюдения за своевременностью формирования всех элементов языковой системы в соответствии с онтогенетическими закономерностями. К сожалению, приходится констатировать, что в логопедической практике нередки случаи, когда закономерности нарушаются, и речевая система ребёнка формируется непоследовательно. В результате, у детей появляются речевые патологии, исправить которые можно только с помощью специалиста и при поддержке родителей.
«Семья, — как отмечает в своей статье Е. Ю. Разумовская, — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества» [9]. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй. Поэтому очень важно, чтобы семья принимала активное и сознательное участие в развитии ребенка, особенно если есть какие-либо сложности или проблемы [1; 6—8]. Родители должны обладать не только стремлением помочь ребенку, но и желанием повысить собственную педагогическую компетентность и осведомленность в вопросах воспитания, развития и коррекции.
В современной педагогике и практике образования взаимодействие педагогов и родителей признается одной из наиболее актуальных и острых проблем [1; 5—8 и др.]. Несмотря на то что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Построить диалог между семьей и учителем-логопедом — одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррек-
ции речевых нарушений у детей [10]. В данной статье будут раскрыты основные формы взаимодействия родителей и специалистов при организации коррекционной работы в условиях семьи и ДОУ.
Попробуем выделить и осмыслить проблемы, которые решают сегодня обычные учителя-логопеды во взаимодействии с родителями «особого» ребенка, которого в рамках инклюзии родители на абсолютно законных правах привели в группу массового детского сада.
1. Совершенно очевидно, что в общеобразовательные организации вслед за детьми, которые требуют особого внимания в силу состояния своего здоровья, должна направиться команда специ-алистов-дефектологов, тьюторов-ассистентов и волонтеров-помощников. Однако далеко не всегда этот вопрос своевременно решается, а следовательно, расширяется круг профессиональных задач уже работающих специалистов, к числу которых в первую очередь относится учитель-логопед.
2. Зачастую родители, щедро наделенные «правами» участников образовательного процесса, совершенно не заботятся, чтобы в комплекте с этими правами ими были получены еще и причитающиеся обязанности. Почему произошло такое несправедливое распределение этих пресловутых прав и обязанностей: права — родителям, обязанности — образовательным организациям? Где та самая золотая середина, позволяющая найти разумный баланс и объединение усилий для общего дела — образования ребенка (любого, без привязки к его статусу)?
3. Каким образом работать педагогам в отдаленных небольших поселениях, где нет специальных коррекционных образовательных организаций, но есть дети с ОВЗ, которых следует обучать и воспитывать? Из числа слушателей последних курсов повышения квалификации для учителей-логопедов, работающих в условиях инклюзивной группы ДОО, подошли два специалиста, которые работают на одной группе детского сада. Вопрос, который был задан, звучал следующим образом: как правильно организовать свою работу в группе из 16 детей, среди которых «два ребенка с ДЦП, один с синдромом Дауна и один ребенок с умственной отсталостью»? А остальные дети — обычные. А правда, КАК?
Можно долго продолжать озвучивать поток вопросов, на которые нет однозначных и исчерпывающих ответов. Понятно, что любое новшество, следуя законам инноватики, приводит к необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Вероятно, должно пройти
какое-то время, чтобы мы смогли разобраться в непростой проблеме и найти правильные выходы из сложных ситуаций. Но самое главное, что мы должны на сегодняшний момент абсолютно точно понимать, что инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся. Сам факт наличия ребенка с ОВЗ в школе не делает её инклюзивной, равно как и инклюзия не сразу станет культурной практикой в школе, даже если в ней есть лифт или пандус. Становится очевидным, что эффективность и результативность коррекционно-образовательного процесса напрямую зависит от сложившегося инклюзивного взаимодействия между участниками образовательной практики. Такими участниками в аспекте оказания помощи детям с речевыми нарушениями становятся учитель-логопед и родители.
Совместная работа логопеда и родителей начинается со знакомства и внимательного изучения особенностей каждой семьи. Следует уточнить, что обследование проводится комплексно, что дает целостное представление о каждой семье и позволяет спланировать работу с учётом опыта, образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания.
В работе с разными семьями используются различные методы, они варьируются в зависимости от состава семьи, культурного и образовательного уровня родителей, стиля семейного воспитания, типа взаимоотношений в семье, наличия заинтересованности и понимания проблем своего ребёнка и т. д. Другими словами, в каждом отдельном случае определяются адекватные пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с логопедом.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными её процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах, поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка [11].
Контингент дошкольников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен прежде всего детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Эффект логопедического воздействия в этих случаях часто становится
возможным только при наличии медикаментозного лечения. Однако необходимо заметить, что применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации, а значит, логопед должен действовать в тесном сотрудничестве с невропатологом. Назначенные невропатологом лекарственные препараты оказывают в одних случаях стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, в других — непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность. Не все родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда, а потому уместной будет индивидуальная консультация у невропатолога. В индивидуальной беседе с родителями логопед имеет возможность объяснить родителям структуру дефекта и показать пути наиболее быстрого его устранения. Следует уточнить, что эффективность коррекционного процесса во многом обеспечивается именно комплексным логопедическим и медицинским воздействием. Логопед не просто сообщает родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказывает об особенностях их ребёнка, объясняет, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом следует учитывать условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности. Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, несомненно, способствует повышению эффективности логопедической работы [13].
Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложностей и противоречий. Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности оттого, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком.
Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время сами не всегда бывают к ней готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции [12]. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками. Так что же нужно сделать, чтобы активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррек-ционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным? Как построить свою работу?
Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями должна строиться по направлениям [5], представленным в таблице.
Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей должна осуществляется комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия. К традиционным формам и методам работы можно отнести:
• анкетирование;
• семинары-практикумы;
• консультации;
Направления взаимодействия учителя-логопеда с родителями обучающихся
Информационное просвещение Обучающее просвещение
• знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования; • знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи; • знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия • привлечение родителей к активному участию в кор-рекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; • обучение родителей приемам коррекционно-развива-ющей работы с ребенком-логопатом; • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе
• родительские собрания;
• открытые занятия;
• домашние задания.
Индивидуальные формы работы имеет преимущество над коллективными, так как позволяют установить более тесный контакт с родителями [4]. Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Некоторые взрослые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. В ходе семинара-практикума или открытого занятия взрослые обучатся практическим приёмам работы с ребёнком. Данный вид работы облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые могут стать интересными для родителей:
• «Артикуляционная гимнастика»;
• «Развитие мелкой моторики»;
• «Выполнение домашнего задания»;
• «Развитие внимания и мышления»;
• «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;
• «Речевые игры дома».
Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотека авторских пособий, которой можно с успехом воспользоваться в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком.
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутри-личностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения [2].
Список литературы
1. Антипова, О. Л. Психология отцовства: тенденции исследования роли отца в родительстве / О. Л. Антипова // Вестник ЧелГУ. Образование и здравоохранение. — 2019. — № 1—2. — С. 27—32.
2. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова.— М. : ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
3. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 — 7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А.Гордова и др. — М. : Просвещение, 2003.
4. Кизимова, Е. А. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи / Е. А. Кизимова // Логопедия. — 2011. — № 1. — С. 83—91.
5. Коротаева, И. А. Формы сотрудничества логопеда и родителей / И. А. Коротаева // Логопедия. — 2010. — № 2. — С. 81—84.
6. Молчанов, С. Г. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи / С. Г. Молчанов, Н. Е. Лунгу // Вестник ЧелГУ. Образование и здравоохранение. — 2020. — № 1. — С. 47—53.
7. Подольская, М. В. Ролевые паттерны родительского отношения отцов в семьях подростков с личностной беспомощностью (на примере семей из Казахстана) / М. В. Подольская // Вестник ЧелГУ. Образование и здравоохранение. — 2020. — № 2—3. — С. 40—45.
8. Понкратова, Е. Е. Исследование взаимосвязи восприятия детско-родительских отношений со школьной тревожностью у подростков / Е. Е. Понкратова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. — 2019. — № 1. — С. 44—52.
9. Разумовская, Е. Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми / Е. Ю. Разумовская //Логопед в детском саду. — 2005.— № 5-6.— С. 28—34.
10. Тверская, О. Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи / О. Н. Тверская // Логопедия. — 2010. — № 4. — С. 37—49.
11. Шумилова, Е. А. Особенности логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития / Е. А. Шумилова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. : в 6 ч. Ч. 4 / Юж.-Урал. гос.ун.-т ; Ин.-т доп. проф.-пед. образ. — Челябинск : Образование, 2004.
12. Шумилова, Е. А. Основы социально-коммуникативной компетентности / под ред. Е. А. Шумиловой. — Челябинск : Образование, 2008 — 125 с.
13. Шумилова, Е. А. Педагогические условия повышения компетентности родителей дошкольников с нарушениями речи в инклюзивном образовательном пространстве / Е. А. Шумилова, А. А. Ковалева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 10. — С. 98—103.
Сведения об авторе
Шумилова Елена Аркадьевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дефектологии и специальной психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. shumilovae2005@yandex. ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2021. № 1 (13). Р. 64—69.
Parents and speech therapists in the system of inclusive interaction
E.A. Shumilova
Kuban State University, Krasnodar, Russia. [email protected]
The article deals with the problem of organizing constructive interaction between parents and speech therapists
in the aspect of providing corrective assistance to children with speech disorders. The authors have shown the
possibilities of using the organizational forms of the speech therapist teacher's work in interacting with parents in
the areas of information and training education.
Keywords: children with speech impairments, communication skills, children with speech impairments.
References
1. Antipova O.L. Psikhologiya ottsovstva: tendentsii issledovaniya roli ottsa v roditel'stve [Psychology of Paternity: Trends in Research of The Role of the Father in the Parent]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and healthcare], 2020, vol. 5—6, no. 1—2, pp. 27—32. (In Russ.).
2. Bachina O.V., Samorodov L.N. Vzaimodeistvie logopeda i sem'i rebenka s nedostatkami rechi [Interaction of the speech therapist and the child's family with speech impairments]. Moscow, TC Sphere, 2009. 64 p. (In Russ.).
3. Doronova T.N., Golubeva L.G., Gordova N.A. et al. Iz detstva — v otrochestvo: Programma dlya roditelei i vospitateleipo formirovaniyu zdorov 'ya i razvitiyu detei 4 — 7 let [From childhood to adolescence: a program for parents and educators on the formation of health and development of children 4—7 years old]. Moscow, Education, 2003. (In Russ.).
4. Kizimova E.A. Vzaimodeistvie uchitelya-logopeda s roditelyami detei, imeyushchikh narusheniya rechi [Interaction of a speech therapist with parents of children with speech disorders]. Logopediya [Logopaedics], 2011, no. 1, pp. 83—91. (In Russ.).
5. Korotaeva I.A. Formy sotrudnichestva logopeda i roditelei [Forms of cooperation between a speech therapist and parents]. Logopediya [Speech therapy], 2010, no. 2, pp. 81—84. (In Russ.).
6. Molchanov S.G., Lungu N.E. Vzaimodeistvie doshkol'noi obrazovatel'noi organizatsii i sem'i [Interaction of Preschool Educational Organization and Family]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and healthcare], 2020, vol. 9, no. 1, pp. 47—53. (In Russ.).
7. Podolskaya M.V. Rolevye patterny roditel'skogo otnosheniya ottsov v sem'yakh podrostkov s lichnostnoi bespomoshchnost'yu (na primere semei iz Kazakhstana) [Role patterns of parental relationship of the fathers in families]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and healthcare], 2020, vol. 10—11, no. 2—3, pp. 40—45. (In Russ.).
8. Ponkratova E.E. Issledovanie vzaimosvyazi vospriyatiya detsko-roditel'skikh otnoshenii so shkol'noi trevozhnost'yu u podrostkov [Research of the Relationship of Perception of Child-Parent Relations with School Anxiety in Teenagers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and healthcare], 2020, vol. 5—6, no. 1—2, pp. 44—52. (In Russ.).
9. Razumovskaya E.Yu. Vzaimodeistvie logopeda i roditelei v protsesse korrektsionnoi raboty s det'mi [Interaction of a speech therapist and parents in the process of correctional work with children]. Logoped v detskom sadu [Speech therapist in kindergarten], 2005, no. 5—6, pp. 28—34. (In Russ.).
10. Tverskaya O.N. Organizatsiya vzaimodeistviya DOU s sem'yami detei, imeyushchikh narusheniya rechi [Organization of interaction of preschool educational institutions with families of children with speech impairments]. Logopediya [Speech therapy], 2010, no. 4, pp. 37—49. (In Russ.).
11. Shumilova E.A. Osobennosti logopedicheskoi raboty s det'mi s zaderzhkoi rechevogo razvitiya [Features of speech therapy work with children with delayed speech development]. Modernizatsiya sistemy professional'nogo obrazovaniya na osnove reguliruemogo evolyutsionirovaniya [Modernization of the vocational education system based on regulated evolution]. Chelyabinsk, Education, 2004. (In Russ.).
12. Shumilova E.A. Osnovy sotsial'no-kommunikativnoi kompetentnosti [Fundamentals of social and communicative competence]. Chelyabinsk, 2008. (In Russ.).
13. Shumilova E.A., Kovaleva A.A. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kompetentnosti roditelei doshkol'nikov s narusheniyami rechi v inklyuzivnom obrazovatel'nom prostranstve [Pedagogical conditions for increasing the competence of parents of preschoolers with speech disorders in an inclusive educational space]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, no. 10, pp. 98—103. (In Russ.).