Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ЛОГОПЕДИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Шумилова Елена Аркадьевна

В статье проанализированы сущность логопедической работы в современной образовательной ситуации, потребность обучающихся в логопедической помощи, проблемы и перспективы подготовки учителей-логопедов в системе высшего образования. Раскрыты подходы к подготовке учителей-логопедов, сложившиеся за рубежом и в России, выявлены ключевые проблемы подготовки специалистов-логопедов, определены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Шумилова Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF TRAINING SPEECH THERAPISTS: ANALYSIS OF THE SITUATION, PRACTICE AND RESULTS

The article analyzes: the essence of speech therapy work in the modern educational situation, the need for speech therapy assistance to students, problems and prospects for the training of teachers-speech therapists in the higher education system. The approaches to the training of speech therapists that have developed abroad and in Russia are revealed, the key problems of training speech therapists are identified, and the ways to solve them are identified.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ: АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ»

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 9—14.

УДК 376

ББК Ч457

Современные аспекты подготовки учителей-логопедов: анализ ситуации, практика и результаты

В. М. Гребенникова, Е. А. Шумилова

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

В статье проанализированы сущность логопедической работы в современной образовательной ситуации, потребность обучающихся в логопедической помощи, проблемы и перспективы подготовки учителей-логопедов в системе высшего образования. Раскрыты подходы к подготовке учителей-логопедов, сложившиеся за рубежом и в России, выявлены ключевые проблемы подготовки специалистов-логопедов, определены пути их решения.

Ключевые слова: нарушения речи, логопедия, специальная педагогика, профессиональная подготовка, межпрофессиональное обучение, учитель-логопед.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем развития у детей является нарушение речи. Дефекты речи затрудняют обучение ребенка, влияют на его психическое и интеллектуальное развитие. Несмотря на то что точный статистический учет, позволяющий объективно оценить количество детей, нуждающихся в коррекции речевых нарушений, отсутствует в силу расплывчатости критериев нарушений речевого развития, бесспорным фактом является увеличение числа обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи [2; 3; 4; 7; 11]. Так, по данным ЮНЕСКО и ВОЗ, в развитых странах нарушения речи и связанные с ними специфические образовательные затруднения диагностируются в среднем у 20—40 % детей.

Эта ситуация характерна и для России. М. А. Поваляева утверждает, что те или иные нарушения речевого развития к середине 2000-х гг. имели свыше 30 % детей в возрасте от 4 до 6 лет [5]. Схожие данные мы видим и при анализе исследований, проводимых специалистами в области логопедии в настоящее время. Например, на сайте «Инфоурок» приводятся данные о росте числа первоклассников, нуждающихся в коррекции речевых нарушений. По данным Л. Н. Петренко, в 2012/2013 учебном году их доля составляла около 30 %, в 2015/2016 учебном году уже более 50 %, а в 2019/2020 учебном году эти данные увеличились до 60 % [3].

Следует понимать, что все эти данные свидетельствуют не только и не столько об ухудшении условий развития и здоровья детей, сколько о более внимательном отношении специалистов к развитию речи, а также о разработке современного диагностического инструментария, позволяющего выявлять те нарушения развития, которые рань-

ше оказывались вне поле зрения специалистов. И это внимание совершенно оправдано. Нарушения речи влияют на различные стороны жизни ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, на физиологических функциях детского организма. В свою очередь, все это отрицательно сказывается на дальнейшем овладении грамотой, успеваемости ребенка в целом, а это значит, что такие дети нуждаются в разработке системы ранней помощи, позволяющей своевременно принимать коррекционные меры. Понимание важности логопедической работы позволяет сделать вывод и о необходимости поиска новых подходов к подготовке специалистов в данной области.

В данной статье представлены результаты исследования, цель которого — анализ подходов к подготовке учителей-логопедов, сложившихся за рубежом и в России, сущности логопедической работы в современной образовательной ситуации, а также описание проблем и перспектив подготовки учителей-логопедов в системе высшего образования.

Для решения поставленной цели на теоретическом этапе были применены методы: анализа, абстрагирования (изучение конкретного свойства явления без учёта его прочих характеристик). В практической части статьи были использованы: метод наблюдения, сравнения и метод измерения (для определения численных параметров объекта).

В России логопедия рассматривается прежде всего как специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. В рамках логопедии изучаются причины, механизмы, симптоматика, течение и структура нарушений речевой деятельности, разрабатываются системы коррекционных воздействий.

До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры, и рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии, а практические коррек-ционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание логопедической работы. Исходя из этих представлений, сформировался доминирующий сегодня в нашей стране подход к подготовке специалистов логопедов. Как правило, она осуществляется на дефектологических факультетах педагогических вузов либо на кафедрах дефектологии педагогических факультетов.

За рубежом подход к содержанию логопедической деятельности носит несколько иной характер. Speech-Language Pathologist (SLP) (специалисты по речевым патологиям) специализируются на оценке, диагностике и лечении расстройств общения, когнитивно-коммуникативных нарушений, нарушений речи и глотания. Логопедия,

таким образом, рассматривается не как сугубо медицинская или сугубо педагогическая специальность, а как особая сфера деятельности на стыке медицины, педагогики, социальной помощи.

Приведем в качестве примера логопедическую деятельность в США. Американская ассоциация логопедов (AmericanSpeech-Language-Hearing Association), определяя широту практики специалистов-логопедов, указывает, что логопедия является динамично развивающейся профессией, предполагающей активное межпрофессиональное взаимодействие в быстро меняющихся средах здравоохранения, образования и др. Главной целью специалистов-логопедов является оптимизация способности людей к общению [12].

Деятельность логопеда предполагает консультативную и профилактическую помощь, реализацию коррекционных программ, скрининг и лечение. Ее содержание базируется на модели, предложенной ВОЗ в рамках «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ, англ. вариант International Classification of Functioning, Disability and Health или ICF) (см. рисунок).

Логопеды в США — чрезвычайно востребованные специалисты. Они работают в различных клинических и образовательных учреждениях: государственных и частных больницах, школах,

Взаимодействие различных компонентов модели МКФ

колледжах, университетах, воспитательных колониях, ведут частную практику [12—14]. Начиная с 2005 г., специалисты американской ассоциации логопедов оказывают услуги путем организации видео-конференций, а также в рамках телемедицины [14].

Содержание логопедической деятельности, необходимость работы в команде специалистов определяет и особенности обучения, которое также носит межпрофессиональный характер, то есть предполагает усвоение знаний и опыта в различных сферах деятельности, приобретение навыков взаимодействия со специалистами иных профилей, что позволяет принимать более обоснованные решения при выборе методов и форм коррекции речевых нарушений [8].

Проблема необходимости совершенствования подходов к подготовке логопедов актуализирована и в нашей стране [7]. Так, по мнению О. Г. При-ходько, в настоящее время назрела потребность в специалистах нового поколения, существенно отличающихся от классического варианта [6; 7]. Это связано с целым рядом факторов: с увеличением числа детей, нуждающихся в помощи логопедов, с налаживанием системы ранней комплексной (в том числе логопедической) помощи детям с отклонениями в развитии и др. Действительно, в настоящее время уровень развития диагностики позволяет выявлять отклонения развития детей на самых ранних этапах, тогда как коррекция нарушений речевой деятельности в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3—5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип речевых расстройств. При этом оказывается упущенным сенситивный период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка. Во многом это связано с недостаточным количеством квалифицированных педагогических кадров для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста [9].

Еще одна проблема — все более широкое распространение комплексных дефектов, когда нарушения речи сочетаются с недостатками двигательного и познавательного развития. А это значит, что специалисты, работающие с такими детьми, должны не только иметь глубокие фундаментальными научно-теоретические и методические знания в области логопедии, но и быть достаточно компетентными в таких сферах как специальная психология, медицина и др. В этой связи необходимо расширение форматов подготовки, введение спецкурсов, курсов повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки и т. д. [10].

Активней надо внедрять новые специализации, отражающие потребности практики обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, например, такие как «Ранняя коррекционно-педа-гогическая помощь», «Абилитация средствами искусства», «Семейное воспитание и консультирование детей»,«Альтернативные подходы в образовании детей с проблемами в развитии» и др.

Наконец, еще одной проблемой является потребность в специалистах-логопедах. В соответствии с действующими требованиями в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях в лучшем случае имеется одна штатная единица. Например, в соответствии с приказом департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и департамента образования и науки Краснодарского края от 16.06.2006 № 125/01.5/2832 «Об утверждении примерных штатных нормативов государственных образовательных учреждений Краснодарского края и муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими основных общеобразовательных программ», должность учителя-логопеда вводится в учреждениях, имеющих коррекционные классы, из расчета: 1 ставка на 150 учащихся. Сложно говорить при таком подходе об эффективности логопедической помощи.

Теперь обратимся к вопросу подготовки специалистов-логопедов. В Краснодарском крае подготовку по направлению «Специальное дефектологическое образование», профиль «Логопедия», осуществляют только два вуза: Армавирский государственный педагогический университет и Кубанский государственный университет. В АГПУ отделение социальной педагогики как структурное подразделение социально-психологического факультета, в рамках которого осуществляется подготовка в том числе и по специальности «Логопедия», было открыто только в 2002 г. В настоящий момент подготовка по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательной программе «Логопедия» ведется в очной и очно-заочной форме, при этом интерес к специальности постепенно возрастает. Так, в 2016 г. было выпущено 17 логопедов, а набор по этой же специальности в 2016/2017 г. составил уже 22 человека.

В Кубанском государственном университете подготовка специалистов логопедов началась еще в 1997 г. До 2015 г. кафедра специального (дефектологического) образования выпускала студентов по специальности «Логопедия» с квалификацией «учитель-логопед», специализация «Ранняя логопедическая диагностика и коррекция». Начиная

с 2015 г. кафедра СДО выпускает бакалавров по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» по следующим профилям «Образование лиц с тяжёлыми нарушениями речи (Логопедия)» и «Образование лиц с интеллектуальными нарушениями (Олигофренопедагогика)». Ведется и подготовка магистров. Первый выпуск состоялся в 2013 году по программе «Обучение и воспитание лиц с нарушениями речи», а начиная с 2016 года осуществляется набор по магистерской программе «Обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья (коррекци-онная педагогика)».

Интерес к специальности логопеда растет. Если за период с 2002 по 2012 гг. кафедра СДО выпускала ежегодно около 50 человек, то в последние годы число выпускников выросло и составляет порядка 60—70 человек.

Несмотря на определенные позитивные тенденции, необходимо отметить и ряд недостатков:

— ограниченное число бюджетных мест логопедического профиля, что не позволяет в полной мере обеспечить реальные потребности региона;

— недостаточное внимание вопросу формирования полноценной и эффективной модели непрерывного образования специалистов-логопедов, программ переподготовки, повышения квалификации. Перспективной

представляется и внедрение так называемой межпрофессиональной подготовки [1].

Обобщая проведенный анализ, на основе сделанных выводов можно заключить следующее.

Во-первых, необходим пересмотр подходов к подготовке специалистов-логопедов. Сегодня специалист по коррекционно-логопедической помощи детям с нарушениями речевого развития должен иметь многогранные знания и обладать опытом межпрофессионального сотрудничества, что требует пересмотра программ подготовки с учетом лучших мировых практик и опыта, накопленного отечественной педагогикой. Актуальным является расширение возможностей для приобретения студентами нескольких специализаций или специализации по выбору из тех, которые предлагаются вузом. Современная система высшего дефектологического образования должна быть ориентирована на то, чтобы подготовить выпускников профессионально мобильными, расширить возможности их трудоустройства и обеспечить широкий диапазон деятельности в условиях работы одного учреждения;

Во-вторых, необходимо увеличить штатную численность логопедов в образовательных учреждениях, что требует увеличения числа бюджетных мест в учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов подобного профиля.

Список литературы

1. Белоусова, С. А. Психологическая готовность педагога к реализации современных образовательных технологий / С. А. Белоусова, Е. А. Шумилова, Н. В. Войниленко // Современна высшая школа: инновационный аспект. — 2017. — Т. 9, № 4. — С. 27—33.

2. Белоусова, С. А. Регуляторные процессы у детей с тяжелыми нарушениями речи: подходы к исследованию / С. А. Белоусова, Н. В. Войниленко, Л. В. Светлакова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. — 2019. — № 3—4 (7—8). — С. 39—45.

3. Варенова, Т. В. Подготовка учителей-дефектологов в контексте европейских тенденций развития специального образования / Т. В. Варенова // Педагогическое образование и наука: история и современность (к 95-летию со дня образования БГПУ) : материалы научно-практ. конф., Минск, 21 октября 2009 г. : в 2 ч. Ч. 1. Минск : БГПУ, 2009. — С. 21—22.

4. Петренко, Л. Н. Результаты мониторинга речевых нарушений первоклассников / Л. Н. Петренко. — URL: https://infourok.ru/vistuplenie-rezultati-monitoringa-rechevih-narusheniy-pervoklassnikov-771188.html.

5. Поваляева, М. А. Настольная книга логопеда / М. А. Поваляемва. — Ростов-на-Дону: Книжкин дом, 2009.

6. Приходько, О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании / О. Г. Приходько. — URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2220/1/lt-2013-2-01.pdf.

7. Шереметьева, Е. В. От задержки речевого развития до отклонений в овладении речью в логопедической практике / Е. В. Шереметьева // Вестник ЧелГУ Образование и здравоохранение. — 2019. — № 1. — С. 32—37.

8. Шумилова, Е. А. Педагогические условия повышения компетентности родителей дошкольников с нарушениями речи в инклюзивном образовательном пространстве / Е. А. Шумилова, А. А. Ковалева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 10. — С. 98—103.

9. Шумилова, Е. А. Организационные и содержательные особенности профессиональной социализации личности / Е. А. Шумилова, Е. В. Андреева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2016. — № 3. — С. 101—106.

10. Шумилова, Е. А. Основы социально-коммуникативной компетентности / Е. А. Шумилова. — Челябинск, ИИУМЦ «Образование», 2008 — 125 с.

11. A guide for ensuring inclusion and equity in education. 2017 // UNESCO. — URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0024/002482/248254e.pdf.

12. American Speech-Language-Hearing Association: Scope of practice in speech-language pathology [Service Delivery Areas]. 2016. — URL: www.asha.org/policy.

13. Interprofessional collaboration: three best practice models of interprofessional education / D.R. Bridges, R.A. Davidson, P.S. Odegard, I.V. Maki, J. Tomkowiak. — URL: https://www.ncbi.nlm. nih.gov/pmc/articles/ PMC3081249.

14. Telepractice for SLPs and Audiologists. 2005. — URL: https://www.asha.org/telepractice.

Сведения об авторах

Гребенникова Вероника Михайловна— доктор педагогических наук, профессор, директор института коммуникавистики, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. Dean@fppk. kubsu. ru

Шумилова Елена Аркадьевна — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дефектологии и специальной психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия. shumilovae2005@yandex. ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2021. № 1 (13). Р. 9—14.

Modern aspects of training speech therapists: analysis of the situation, practice and results

V.M. Grebennikova

Kuban State University, Krasnodar, Russia. Dean@fppk.kubsu.ru

E.A. Shumilova

Kuban State University, Krasnodar, Russia. shumilovae2005@yandex.ru

The article analyzes: the essence of speech therapy work in the modern educational situation, the need for speech therapy assistance to students, problems and prospects for the training of teachers-speech therapists in the higher education system. The approaches to the training of speech therapists that have developed abroad and in Russia are revealed, the key problems of training speech therapists are identified, and the ways to solve them are identified.

Keywords: speech disorders, speech therapy, special pedagogy, professional training, interprofessional education, speech therapist teacher.

References

1. Belousova S.A., Shumilova E.A., Voinilenko N.V. Psikhologicheskaya gotovnost' pedagoga k realizatsii sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Psychological readiness of the teacher for the implementation of modern educational technologies ]. Sovremenna vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt [Modern higher school: an innovative aspect], 2017, vol. 9, no. 4, pp. 27—33. (In Russ.).

2. Belousova S.A., Voynilenko N.V., Svetlakova L.V. Regulyatornye protsessy u detei s tyazhelymi narusheniyami rechi: podkhody k issledovaniyu [Regulatory processes in children with severe speech impairments: approaches to research]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare], 2019, no. 3—4 (7—8), pp. 39—45. (In Russ.).

3. Varenova T.V. Podgotovka uchitelei-defektologov v kontekste evropeiskikh tendentsii razvitiya spetsial'nogo obrazovaniya [Training of teachers-defectologists in the context of European trends in the development of special education]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka: istoriya i sovremennost'

14

В. M. rpe6eHHUKOBa, E. A. ^yMunoBa

(k 95-letiyu so dnya obrazovaniya BGPU) [Pedagogical education and science: history and modernity (to the 95th anniversary of the BSPU foundation)]. Part 1. Minsk, BSPU, 2009. P. 21—22. (In Russ.).

4. Petrenko L.N. Rezul 'taty monitoringa rechevykh narushenii pervoklassnikov [Results of monitoring of speech disorders in first graders (2015—2016 academic year)]. Available at: https://infourok.ru/vistuplenie-rezultati-monitoringa-rechevih-narusheniy-pervoklassnikov-771188.html. (In Russ.).

5. Povalyaeva M.A. Nastol'naya kniga logopeda [Speech therapist handbook]. Rostov-na-Donu, Knizhkin House, 2009. (In Russ.).

6. Prikhodko O.G. Aktual'nye problemy logopedii v rossiiskom spetsial'nom obrazovanii [Actual problems of speech therapy in Russian special education]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/ uspu/2220/1/lt-2013-2-01.pdf. (In Russ.).

7. Sheremetyeva E.V. Ot zaderzhki rechevogo razvitiya do otklonenii v ovladenii rech'yu v logopedicheskoi praktike [From Delay of Speech Development to Deviations in Possession of Speech in Logopedic Practice]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and healthcare], 2020, vol. 5-6, no. 1-2, pp. 32—37. (In Russ.).

8. Shumilova E.A., Kovaleva A.A. Pedagogicheskie usloviya povysheniya kompetentnosti roditelei doshkol'nikov s narusheniyami rechi v inklyuzivnom obrazovatel'nom prostranstve [Pedagogical conditions for increasing the competence of parents of preschoolers with speech disorders in an inclusive educational space]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2015, no. 10, pp. 98—103. (In Russ.).

9. Shumilova E.A., Andreeva E.V. Organizatsionnye i soderzhatel'nye osobennosti professional'noi sotsializatsii lichnosti [Organizational and substantive features of the professional socialization of the individual]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2016, no. 3, pp. 101—106. (In Russ.).

10. Shumilova E.A. Osnovy sotsial'no-kommunikativnoi kompetentnosti [Fundamentals of social and communicative competence]. Chelyabinsk, 2008. (In Russ.).

11. A guide for ensuring inclusion and equity in education. 2017. UNESCO. Available at: http://unesdoc. unesco.org/images/0024/002482/248254e.pdf. (In Russ.).

12. American Speech-Language-Hearing Association: Scope of practice in speech-language pathology [Service Delivery Areas]. 2016. Available at: www.asha.org/policy. (In Russ.).

13. Bridges D.R., Davidson R.A., Odegard P.S., Maki I.V., Tomkowiak J. Interprofessional collaboration: three best practice models of interprofessional education. Available at: https://www.ncbi.nlm. nih.gov/pmc/ articles/PMC3081249. (In Russ.).

14. Telepractice for SLPs andAudiologists. 2005. Available at: https://www.asha.org/telepractice. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.