стороны могут выступить самые заурядные ораторские силы» [4: с. 241].
Первый съезд партии эсеров единогласно постановил бойкотировать Думу и выборы в нее. Таким образом, точка зрения московских эсеров по этому вопросу не расходилась с мнением всей партии. Стоит отметить, что среди тех, кто вотировал бойкот, оказалось и несколько будущих депутатов I Думы.
По мнению тех, кто выступал за бойкот, весеннее восстание сметет существующий строй, Дума же будет отвлекать внимание народа. Правовое государство может изменить социальное положение и психологию крестьянства и поставить под вопрос осуществление социализации земли. Дума, по их мнению, совершенно не соответствуют идеалу представительного учреждения, ее роль будет ничтожно мала [5: с. 245, 248].
Призыв против выборов и за Учредительное собрание звучал и в прокламациях московских эсеров в феврале 1906 года: "Товарищи рабочие! С 26 февраля царское правительство приступает к выборам в Государственную думу... Рабочие знают величину "дарованных им прав -они знают, что, например, из 180 выборщиков от города Москвы лишь два десятка будет от рабочих и эти 20 потонут среди недругов рабочего класса: из 4-х депутатов, которых пошлет Москва в Государственную Думу, рабочие не будут иметь в ней ни одного. Рабочий знает, что вся Россия не будет иметь в Думе ни одного рабочего депутата" (РГАСПИ. Ф. 673. Оп. 1. Д. 358. Л. 28.).
Таким образом, эсеры вместе с другими левыми силами бойкотировали I Государственную думу. Однако, когда стало ясно, что идея бойкота не находит широкого отклика в стране, что число крестьянских представителей в Думе, разделяющих идеи, близкие эсеровским, будет значительным, эсеровское руководство изменило отношение к ней. На первом собрании Совета партии (весна 1906 года) было принято постановление, чтобы партия через думскую "Трудовую группу" воздействовала на Думу
в целях предъявления требований о созыве Учредительного собрания и об уничтожении частной собственности на землю [5: с. 247]. При активном содействии эсеров была организована Трудовая группа в Государственной думе, а ряд их идей и программных положений вошли в программу этой группы, а также и ее известный аграрный проект "104-х". Целиком на эсеровских принципах был основан земельный проект "33-х", предложенный рассмотрению Думы.
Многие местные эсеры, увлеченные проводившейся в стране выборной кампанией, нарушили постановление партийного съезда и вмешались в ход избирательной кампании. Сначала как выборщики, а потом и как кандидаты на депутатские места. Ход выборов, участие у них эсеров внесли путаницу в ряды партии. По данным М.И. Леонова, в Думу прошли 16 эсеров. Почти все - крестьяне или тесно связанные с крестьянством [ 2: с. 282].
Царское правительство 8 июля 1906 года распускает Думу под предлогом того, что она не только не "успокаивает народ", а только еще больше "разжигает смуту". Таким образом, одна из попыток создать в России парламентское управление закончилась неудачей. Одна из попыток, но не единственная.
Список литературы
1. Избирательные соглашения в Москве // Известия областного Комитета Центральной области. № 2. Декабрь 1906.
2. Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. М., 1997.
3. Маслов П.П. Народнические партии // Общественное движение в России.
4. Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. Т. 1. 1900-1907. М.: РОСПЭН, 1996.
5. Спиридович А.И. Партия социалистов-революционеров и ее предшественники. 1886-1916. Пг., 1918.
НАПОЛЕОН III -СОЦИАЛИСТ?
Вихрова Елена Александровна
кандидат исторических наук, Российский Государственный Педагогический Университет
им. А.И.Герцена, г. Санкт-Петербург
NAPOLEON III - SOCIALIST?
Vikhrova Elena, Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается социально-политическая позиция Луи-Наполеона Бонапарта, ставшего в 1852 г. императором Франции. На основе анализа его произведений, автор стремится реконструировать, предлагаемые принцем, идеи решения актуальных для Франции XIX века проблем безработицы и нищеты рабочих. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что предложения Луи-Наполеона не были данью моде, а являлись искренним желанием помочь населению Франции. ABSTRACT
This article examines the social and political standpoint of Louis Napoleon Bonaparte, who became the Emperor of France in 1852. Based on the analysis of his works, the author tries to reconstruct the ideas proposed by the prince for solving urgent problems of France of the XIX century - unemployment and poverty of the workers. Based on the research, the author concludes that the proposals of Louis Napoleon was not a tribute to fashion, but a sincere desire to help the people of France. Ключевые слова: Наполеон III, Луи-Наполеон Бонапарт, социализм. Keywords: Napoleon III, Louis-Napoléon Bonaparte, socialism.
Немногие из политических деятелей XIX столетия изучали социальные и экономические проблемы, возникшие из-за быстрого развития промышленности и как следствие формирования рабочего класса. С полной уверенностью к ним можно отнести Наполеона III, до государственного переворота 1851 г. более известного как Луи-Наполеон Бонапарт. Социальные и экономические преобразования, произошедшие во Франции в период Второй империи, были одобрены и порой инициированы самим императором. Еще задолго до прихода к власти принц внимательно изучал работы экономистов, философов, пытаясь найти пути решения проблем формировавшегося класса рабочих.
Лишь во второй половине прошлого столетия зарубежные историки стали изучать систему взглядов последнего императора, анализируя его многочисленные произведения, написанные как до прихода к власти, так и в период нахождения на троне. Стал интересен этот персонаж и отечественным ученым [2].
Обнищание трудового населения приобретало массовый характер. Не случайно в 1840 г. Академия гуманитарных и политических наук предложила конкурсную тему: «В чем заключается нищета, как она проявляется в разных странах, и каковы её причины?». Все это сделалось предметом изучения, породило большую литературу.
Так, известный французский политический деятель и экономист А. де Вильнёв-Баржемон в своем исследовании о причинах пауперизма во Франции и Европе, отмечал губительное влияние на другие страны английской индустриальной системы, основой которой, по его мнению, являлись эгоизм и презрение к человеческой природе. Он определял пауперизм как всеобщее постоянно прогрессирующее обнищание рабочего класса, считал Англию родиной этого губительного и охватившего весь континент явления. Нищета становилась неизбежным следствием самой структуры промышленных обществ, и она, по мнению французского мыслителя, превращалась в глубинный изъян общественного устройства и предвестие грядущих в недалеком будущем страшных и гибельных потрясений. «Борьба с пауперизмом (термин «пауперизм» пришел из Англии и получил в середине XIX века широкое распространение) стала одной из актуальнейших проблем того времени.
Не случайно именно в 30-40-е гг. XIX в. появилось множество планов преобразования общественного строя, бывших по большей части совершенно утопическими, но отличавшихся горячей любовью к человечеству и искренним стремлением искоренить пороки индустриального общества. Идеи А.Сен-Симона и его последователей, Ш.Фурье, Э.Кабе, Л.Блана, К.Пекёра, П.Ж.Прудона оказали заметное влияние как на внутреннюю жизнь страны, так и на развитие западноевропейской общественной мысли.
Главной панацей от недугов индустриального общества на протяжении долгого времени считался отказ от самой идеи индустриализма и по возможности возвращение человечества к сельскому хозяйству. Социальный вопрос представлялся прежде всего вопросом аграрным. Единственное средство борьбы со злом пауперизма видели именно в земледелии, и поэтому большинство социальных проектов, имевших целью исцелить общество от бича нищеты, предусматривали создание колоний, либо ассоциаций сельскохозяйственного характера. Правда, существовали определенные нюансы, так, у Ш.Фурье возврат к земле, предполагающий сельскохозяйственный труд, не предусматривал земледелие в классическом смысле этого слова. Напротив, мыслитель с негодованием отзывался об этом тяжелом труде, предпочитая пахоте,
севу и жатве более привлекательные, по его мнению, занятия - садоводство и огородничество. Основной труд жителей фаланстеры, по мысли Фурье, состоял бы в культивировании их сада.
Следует отметить, что все попытки воплотить в жизнь утопические идеи неизменно терпели крах.
Между тем увлечение Луи-Наполеона социальными теориями объяснялось не столько «вызовом времени», сколько особенностями его личности. Причины наполеоновского социализма следует в первую очередь искать в особенностях характера последнего французского императора. «Доминирующей чертой его характера, как частного человека, была доброта, не ограничивающаяся только банальными проявлениями, которые могут быть оценены как ритуальные жесты носителя верховной власти, нет, это была глубокая, осознанная, значительная доброта, которая, скрываясь под маской безразличия и даже холодной невозмутимости, поддерживалась истинным сочувствием к человеческой беде», - писал французский историк [4, р. 241].
Вообще следует подчеркнуть, что все близкие к императору люди, неизменно отмечали, что доброта была одной из характерных особенностей его натуры. Наличие у Наполеона III привлекательных черт личности признавали и его противники. Так, по утверждению французского историка П. де ла Горса, один из врагов императора, имя, которого, к сожалению, не указано, узнав о смерти монарха, сказал: «Я боролся против него, но я не смог заставить себя его ненавидеть» [5, р.4]. А самый известный противник французского монарха прусский канцлер Отто фон Бисмарк, считал, что ум французского императора чрезмерно превозносят, а сердце - унижают.
В этой связи утверждение тещи А.Тьера мадам Досн о том, что народ был лишь любимой игрушкой императора, является не более чем примером злословия. Причем не единичным. Не принимая всерьез социальные идеи императора, его недруги-современники называли их «наполеоновскими безумиями» и «мечтаниями».
Отчасти Луи-Наполеон сам давал повод для подобных оценок. Проявляемый принцем, а позднее президентом и императором, живой интерес к проблемам социального характера и желание их разрешить сочетались у него с отсутствием необходимой уверенности в себе и настойчивости, столь важной для практической реализации задуманного. Подобный стиль Луи-Наполеона отмечался многими современниками. Так, родоначальник социологии, знаменитый А. де Токвиль, занимавший пост министра иностранных дел французской республики с июня по октябрь 1849 г., в своих «Мемуарах» так описал Бонапарта: «Его ум, лишенный последовательности и ясности, был наполнен нелегко совмещавшимися одна с другой, великими идеями, которые он извлекал частию из мнений Наполеона, частию из социальных теорий, или из воспоминаний об Англии. ... Но если он был вынужден спуститься с этих туманных и широких сфер в сферу более узкой деловой деятельности, то его ум оказывался не лишенным прозорливости, иногда не лишенными остроты и обширности, и даже в некоторой мере глубины, но всегда колеблющимся и готовым поставить какую-нибудь нелепую идею наряду с идей основательной» [3, с. 232, 233, 234]. По мнению Бисмарка главный недостаток Луи-Наполеона «заключается в том, что он постоянно живет в каком-то фантастическом мире, а о настоящем положении дел не имеет понятия» [1, с. 988].
Уже в одной из первых своих работ «Политические мечтания» Луи-Наполеон заявлял, что первая потреб-
ность страны состоит в независимости, в свободе, стабильности, верховенстве достоинства и равном распределении достатка. «Чтобы достаток был уделом всех классов, надо не только снижать налог, нужно, чтобы правительство отличалось стабильностью, которая успокаивает граждан и позволяет смотреть в будущее. Правительство будет стабильным, когда институты не будут исключительными, то есть когда не будут покровительствовать ни одному классу, оно будет терпимым ко всем, и что особенно важно будет находиться в гармонии с нуждами и желаниями всех нации» [6, Т.1, р.380, 381].
Основной заботой государства, как он считал, является положительное и скорейшее решение рабочей проблемы. «Первейший интерес страны состоит не в хорошем товарном обороте промышленных товаров, а в производстве новых рабочих мест. Создать как можно больше возможной активной деятельности, использовать все незанятые рабочие рук - такова должна быть первая забота правительства» [6, Т.11, р. 234].
Из наблюдений за жизнью Великобритании принц вынес убеждение, что участие государства в экономической жизни общества должно быть сведено к минимуму. Он считал, что следует избегать пагубной тенденции, при которой государству приходится исполнять то, что частные лица могут сделать также и даже лучше. Однако по его убеждению, необходимым условием частной активности было существование в стране определенной стабильности и уверенности в будущем. Их обеспечение и должно входить в задачу правительства. Основой экономического процветания страны, по мнению Луи-Наполеона, являлось сельское хозяйство, способствовавшее сохранению в деревнях здорового и сильного населения. Промышленность же, как он полагал, слишком часто основывалась на эфемерном фундаменте, развивая у людей способности, она делала их при этом физически и морально слабыми. Кроме того, промышленные рабочие в любой момент могли оказаться без заработка. Следовательно, приходил принц к выводу, необходимо всячески способствовать развитию промышленного производства, таким образом, чтобы одновременно покровительствовать людям, занятым в сельском хозяйстве. Луи-Наполеон был убежден, что только правительство в состоянии разрешить проблему организации труда. При этом он сравнивал подверженную кризисам городскую промышленность Англии, и размещенную в сельской местности индустрию Швейцарии. Основное различие между ними заключалось в том, что швейцарцы в случае промышленного кризиса могли добывать себе пропитание благодаря сельскому труду.
Развитие крупной промышленности, начавшееся в эпоху Реставрации, в период Июльской монархии наращивало обороты. В результате социальная роль рабочего класса непрерывно возрастала. Промышленность концентрировалась в городах, и процент рабочих в них заметно рос. Одновременно с ростом числа рабочих в крупных промышленных городах ухудшались условия их жизни и труда, в частности увеличивалась продолжительность рабочего дня. До 1848 г. считалось, что короткий рабочий день составляет тринадцать часов, нормальный - четырнадцать, труд в течение пятнадцати часов не считался чрезмерно продолжительным
В полной мере взгляды принца на социально-экономическую проблематику раскрываются в ныне забытом
«Уничтожении пауперизма», написанным им в период заключения в крепости Гам (в 1840-1846 гг.). Проблемы безработицы и появление большого числа нищих, Луи-Наполеон предлагал решить путем создания сельскохозяйственных колоний. Структура колонии, система управления, бюджет - все было продумано принцем и предложено на суд читающей публики.
Принц же видел будущее своего предприятия в идиллическом свете. «Повсюду поднимаются сельскохозяйственные колонии, - писал он, - предлагающие хлеб, образование, веру, работу, всем тем, кому этого не хватает, и Бог знает, как много таких людей во Франции» [6, T.II, p. 125].
Число колоний растет, и вскоре они распространяются повсюду, мечтал Луи-Наполеон. Благодаря этому общество будет основано на совершенно новом основании - труд создаст достаток, а достаток увеличит потребительскую способность населения. Вот истинные условия процветания страны. «Победа христианства сокрушила рабство, победа французской революции отменила крепостную зависимость, а торжество демократических идей уничтожит пауперизм», - заверял он [6, T.II, р.151].
Благодаря интересу к социально-экономической проблематике, изучению трудов, как известных утопистов, так и экономистов своего времени, к моменту прихода к власти в 1848 г. у Луи-Наполеона сформировалась собственная система взглядов и твердое убеждение в необходимости проведения реформ, в которых так нуждалось французское общество.
Луи-Наполеон Бонапарт являлся, без сомнения, одним из первых в своё время лидеров государства обратившим внимание на социальные вопросы и наиболее острый из них - рабочий вопрос. Несмотря на многочисленную литературу, посвященную этой теме, и предпринимаемые отдельными лицами попытки решить эту проблему, правительство со своей стороны не предпринимало никаких решительных шагов. Ситуация изменилась в период правления Наполеона III, когда по инициативе императора были осуществлены меры с целью облегчить положение рабочего класса и в известной мере содействовать разрешению назревших социальных противоречий. Именно в годы Второй империи во Франции были сделаны попытки заложить основы пенсионного и медицинского страхования. Причем государство способствовало организации таких систем социального страхования, которые были рассчитаны не только на французов, имевших высокооплачиваемую работу в сфере частного предпринимательства, но и лиц по различным причинам не способных заработать себе на жизнь.
Литература
1. Бисмарк в своих и чужих воспоминаниях// Исторический вестник - 1899 - №3.
2. Кошелева Е.А. Луи-Наполеон Бонапарт - политический мыслитель и социальный реформатор. - СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2011.
3. Токвиль А. Воспоминания. - М.: В.Рихтен, 1893.
4. Guèriot P. La captivité de Napoléon III en Allemagne (septembre 1870 - mars 1871). - Paris: Perrin, 1926.
5. La Gorce P. de. Histoire du Second Empire. T.I. - Paris: Plon, 1894.
6. Œuvres de Napoléon III. T.I, II - Paris: D'Amyot, 18541855.