НАМЕРЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ УСТАНОВКА АККОРДОВ КОМПОЗИТОРА И УСТОЙЧИВЫЕ К СТРАТЕГИИ ВЕРОЯТНОСТНЫЕ
ПРАВИЛА АККОРДИКИ
Вазира Нарзиллоевна Атаева
Студент второго курса, Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Статья предназначается для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, о творческой установке аккордов композитором. Цель статьи - расширить представления читателей о методиках по теории и гармонию и повысить знания правил аккорда.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ установка аккордов/ правила/ творчество/ композитор/ теория/ композиция.
INTENTIONAL CREATIVE SETTING OF THE COMPOSER'S CHORD AND STRATEGY-RESISTANT ACCORDIC PROBABILITY RULES
Vazira Narzilloevna Atayeva
Second year student, Bukhara State University
ABSTRACT
The article is intended for a wide range of readers: music teachers, teachers of theory, about the creative installation of chords by the composer. The purpose of the article is to expand the readers' understanding of the methods of theory and harmony and increase the knowledge of the rules of the chord.
Keywords: pedagogy / music / chord setting / rules / creativity / composer / theory / composition.
Композитор (от лат. compositor — составитель) —
сочинитель музыкальных произведений. Термин употребляется преимущественно по отношению к авторам, осознающим композицию как род своей профессиональной деятельности, а во многих случаях и как средство к существованию. Профессия композитора предполагает наличие творческого дарования и требует специального обучения технике композиции, музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам. В стандартном случае композитор записывает свои сочинения в той или иной музыкальной нотации, которую затем интерпретирует музыкант-исполнитель. Музыкальная форма — вид; образ; красота; вид, очертания; внешность; красота — многозначный
музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Термин имеет три значения:
1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.). Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема следования разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.п.) и динамике (реализация схемы в музыке, «развёртывание» схемы во времени);
2) воплощение музыкального содержания, под которым понимается целостная организация музыкального артефакта (пьесы) как
совокупности мелодики (мотивов, фраз, мелодических_формул и
др.), гармонии, метра и ритма, склада и фактуры, вербального
текста (стихотворного, молитва-словного, прозаического), тембров и кластеров и
др.;
3) учебная дисциплина, занятая изучением формы (в первом значении).
Музыкальная форма — дискуссионная тема научных исследований. Учения о
музыкальной форме в России, в Германии, в США, во Франции и других регионах мира сильно отличаются друг от друга как методологией, так и специфической терминологией. Относительное согласие учёных разных школ, принадлежащих европейской традиции (в том числе, российских), отмечается лишь в анализах музыки классико-романтической эпохи (XVIII — XIX века), отчасти также в отношении музыки барокко.
Более сложная ситуация с формами старинной и традиционной музыки, где музыкальная форма практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, мотет, респонсорий, стихира, мугам и др.).
Начальная история гармонии в музыке — развёртывание свойств консонанса— диссонанса и форм лада в монодико-ладовых системах (Древнего Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Древней Греции и Рима и др. культур). Пред-формы гармонии (сонорно окрашенная гетерофония и др.) закрепили в слуховом восприятии человека сам феномен вертикального созвучия, которое, однако, ещё не стало осознанным фактором музыкального мышления.
В ранних формах многоголосия (органум IX—XI вв.) выдвинулся новый элемент музыки — автономное созвучие. Роль сонантных опор в Средневековье (например, в многоголосной музыке школы Нотр-Дам и в период Арс нова) выполняли квинта и квинтоктава.
С XIII века гармония обогатилась терцовыми созвучиями, которые поначалу интерпретировались как несовершенные, требующие разрешения диссонансы; позже, в XV-XVI веках, терцовые созвучия начали употребляться свободно и, наконец, стали доминирующими.
До начала XVII века господствовала модальность (такую гармонию называют старомодальной). Церковная музыка (одноголосная и многоголосная) основана на восьми (с середины XVI века — двенадцати) церковных тонах, с добавлением внутриладового хроматизма. Светскую музыку эпохи Возрождения зачастую также объясняют через церковные тоны, к которым, однако, она полностью не сводима (напр., категориями церковных тонов невозможно объяснить гармонию Вичентино и позднего Джезуальдо).
Гармония Нового времени (XVII—XIX вв.) основана на тональности как системе музыкального мышления особого типа, окончательно оформившейся в русле идей эпохи Просвещения и характеризующейся функциональной централизованностью, строгой рациональной выверенностью и иерархией, разветвлённостью, динамизмом тональных функций, оптимальным единообразием всех структур — от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах. Хотя ещё у И. С. Баха заметны следы старинной модальности (фригийский лад во 2-й части 1-го Бранденбургского концерта), в эпоху барокко уже утверждаются мажор и минор как два господствующих лада. Господствующими они являются и в наше время (особенно в массовой культуре), несмотря на чрезвычайное усложнение гармонии в XX веке и появление атональной музыки.
Жан-Филипп Рамо (1722, 1726) разработал науку о гармонии как системе аккордов (теория аккорда, фундаментального баса, обращений, тональной связи, тональной каденции; образование тонального круга, система «тройной пропорции» S-T-D). Во многом его трактат определил тенденции тональной гармонии, основанной на терцовых созвучиях.
Франсуа-Жозеф Фетис (1844, ред. 1867) ввёл в общемировое употребление понятие тональности (в его учении термин «тональность» охватывал и старинные модальные лады и мажорно-минорную тональность), которую рассмотрел впервые в исторической перспективе — от григорианского хорала до романтиков — Берлиоза и Вагнера. В отличие от пифагорейцев и рационалистов эпохи Просвещения трактовал «тональность» (в широком смысле, т.е. лад) как «чисто метафизический принцип», находя в нём «тяготения», «разрешения», «устои», «притягательный консонанс» тритона и т.п. Гуго Риман (1893), опираясь на идеи Рамо и теорию «гармонического дуализма» (мажор и минор как противоположные полюсы) А. фон Эттингена, обосновал функциональную теорию классической гармонии, дал глубокий анализ модуляции и других специфических явлений тональной гармонии.
Генрих Шенкер (1935) выдвинул теорию структурных уровней гармонической ткани в тональной музыке XVIII-XIX веков. Разработал алгоритм анализа, в основе которого лежит последовательное снятие («редукция») слоёв живой
музыки, вплоть до элементарного мелодико-гармонического остова и, в конечном итоге, ведёт к простейшему мажорному или минорному трезвучию. Гармонический анализ «по Шенкеру» получил широкое распространение в США.
Ю. Н. Холопов (1988) разработал всеобщую (без каких-либо хронологических и стилистических ограничений в музыкальном материале) теорию гармонии, в основу которой положил представление о двух принципах лада, модальности и тональности, некоррелятивных друг другу. Выдвинул теорию модальных функций и существенно развил римановскую теорию тональных функций. Выделил 6 универсальных, наиболее значимых в музыке типовых интервальных структур, обозначив их как «интервальные роды».
REFERENCES
1. Холиков К.Б. Подбор аккордов в композиции и стремлении к более точной и однозначной фиксации в музыке Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 545-549)
2.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10381043)
3.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
4.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
5.Холиков К.Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)
6.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
7.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
8.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
9.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
10.Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.
11. Холиков К.Б. Тяготение основа-основ в музыкальной композиции Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 459-464)
12.НЭ Рахматов МУЗЫКА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ВИД ИСКУССТВА Scientific progress 2 (4), 418-423
13.НЭ Рахматов МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Scientific progress 2 (4), 424-428
14.НЭ Рахматов ГЕТЕРОФОННАЯ ВАРИАЦИЯ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 434-439
15.НЭ Рахматов ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ НЕТОЧНОСТЬЮ ГРЕГОРИАНСКОЙ РИТМИКИ И "РИТМИЧЕСКИМИ НЕВМАМИ" Scientific progress 2 (4), 429-433
16.НЭ Рахматов ТЕХНИКА АЛЕЯ МЕЖДУ ПОРЯДКОМ И ХАОСОМ В МУЗЫКЕ Scientific progress 2 (4), 218-223
17.НЭ Рахматов МОБИЛЬНАЯ, ВАРИАБЕЛЬНАЯ И МОДУЛЬНАЯ ТИП ФОРМЫ МУЗЫКИ Scientific progress 2 (4), 230-235
18.НЭ Рахматов ИМПРОВИЗАЦИЯ И ХЭППЕНИНГ Scientific progress 2 (4), 224229
19.НЭ Рахматов МЕТОД ПЕРИЛЛА, СТАТИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД, ВАРИАБЕЛЬНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКИ Scientific progress 2 (4), 212-217
20.НЭ Рахматов ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ Scientific progress 1 (5) 2021
21.Rakhmatov N. E. Problems Of Creative Approach In The Pedagogical Activity Of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations. - 2020. - Т. 2. - №. 09. - С. 659-664.
22.НЭ Рахматов СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДЕТСКОМ САДУ Наука, техника и образование, 84-87
23. Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1094-1100)
24. Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1080-1086)
25. Холиков К.Б. О соответствующих последовательности трех аккордов - тоники, субдоминанты и доминанты Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1068-1073)
26. Холиков К.Б. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1032-1037)
27.Холиков К.Б. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1025-1031)
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021
ISSN: 2181-1601
28. Холиков К.Б Характер музыки и результат смысловое содержание произведения Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 563-569)
29. Холиков К.Б. Звуко-высотная организация и последовательность частей формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 557-562)
30. Холиков К.Б. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 550-556)