the field of education will contribute to the growth of the regional tax potential due to both the creation of new jobs, growth in wages, and in the future by increasing the intellectual potential of the region's population, which will r e-sult in the introduction of innovations in the regional economy, contributing to the development of the real sector of the economy based on the formation of a new system of knowledge and technology.
Keywords: tax potential, region, budget, income, education, national project, taxes, regional economy, budget policy.
References
1. Goncharenko L.I., Arhipceva L.M. Nalogovyj potencial: faktory formirovaniya i razvitiya / / Nacional'nye interesy:
prioritety i bezopasnost'. 2011. № 6. P. 21 - 28.
2. Lipatova I.V. Sistema regional'nogo nalogooblozheniya: pravovoj i ekonomicheskij analiz // Uchet. Analiz. Audit.
2017. № 1. P. 62 - 71.
3. Malis N.I. Nalogovye postupleniya v regional'nye byudzhety: rezervy rosta // Nauchno-issledovatel'skij finansovyj
institut. Finansovyj zhurnal. 2016. № 2. P. 25 - 32.
4. Malis N.I. Nalogovye dohody regional'nyh byudzhetov: problemy i perspektivy / / Finansy. 2018. № 1. P. 11-15.
5. Panskov V.G., Lukasevich I.YA. Nalogovye mekhanizmy stimulirovaniya modernizacii ekonomiki Rossijskoj Federacii
// Finansy. 2017. № 8. P. 42 - 48.
6. SHemyakina M.S. Ocenka nalogovogo potenciala regiona i municipal'nyh obrazovanij: teoriya i metodika. Joshkar-
Ola: OOO IPF "STRING", 2015. 161 p.
7. Luk'iachikova T., Iamshchikova T. Podkhody k reformirovaniiu i rezul'taty modernizatsii vysshego obrazovaniia //
Problems of Economic Transition (MPET). №59-7/8. 2017. P. 38 - 46.
8. Luk'yanchikova, T.L., YAmshchikova T.N. Podhody k reformirovaniyu i rezul'taty modernizacii vysshego obrazovani-
ya // Ekonomist. 2016. № 7. P. 38 - 46.
УДК 336.221.262 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-125-129
налогОШЫЯИ Ш1Ш ¡СТРАНЫ
КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Минаева доктор экономических наук, профессор кафедры экономики,
Елена Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,
Вячеславовна г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, 69). E-mail: [email protected]
Юткина кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,
Ольга Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,
Владимировна г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: [email protected]
Александрова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Российский
Маргарита государственный университет правосудия (117418, Россия, г. Москва,
Валерьевна ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлен анализ налоговой системы и налогового потенциала в разрезе страны и регионов, а также выполнен мониторинг налоговых доходов в разрезе консолидированного бюджета страны и отдельных федеральных округов РФ. На этой основе были выявлены основные причины, препятствующие увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты, и сформулированы основные направления по повышению и эффективному использованию налогового потенциала, способствующие дальнейшему инновационному развитию регионов.
Ключевые слова: инновационное развитие, налоговый потенциал, налоговая система, налоговые поступления, бюджетно-налоговая политика, регионы, экономический рост, финансовое обеспечение государства, финансовая база.
Одним из направлений экономического роста в современной экономике и хозяйственной практике любого государства является поиск методов и инструментов укрепления финансовой базы развития страны и ее регионов. Кроме того, общими факторами экономического роста признаны: совершенствование законодательной базы, развитие финансовой, кредитно-денежной системы, таможенной и налоговой политики, снижение уровня безработицы и показателей инфляции, введение государственных стандартов, обеспечивающих выработку идентичной продукции с едиными показателями качества, ограничение теневого бизнеса [1].
В системе финансового обеспечения страны (государства) и отдельных ее субъектов ведущее место отведено налогам. Налоги, ставки налогов, действующий механизм их взимания, уровень налоговых поступлений, налоговое администрирование и налоговый потенциал, являющиеся одними из элементов налоговой системы, существенно влияют на возможности и качество экономического роста страны и регионов, формируя основную часть их финансовой базы.
В этой связи, органы власти пристальное внимание уделяют решению проблем налогообложения и совершенствованию действующей налоговой системы. На современном этапе развития любой страны возникает необходимость реализации задач по мобилизации денежных средств
в бюджет страны с целью дальнейшего эффективного их расходования по приоритетным направлениям развития, а достижение данной цели невозможно без построения эффективной налоговой системы.
В ходе изучения налоговой системы Российской Федерации проведен анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации представленный в табл. 1.
Таблица 1
Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации
за 2016 - 2018 гг., млрд. руб.
Налоговые 2016 г. 2017 г. 2018 г. Динамика, %
поступления млрд. уд. вес, % млрд. уд. вес, млрд. уд. вес, 2017 г. к 2018 г. к
руб. руб. % руб. % 2016 г. 2017 г.
федерального бюджета 6 929 47,84 9 162 52,83 11 927 55,92 132,23 130,18
консолидированного бюджета субъекта РФ 7 554 52,16 8 181 47,17 9 402 44,08 108,30 114,92
- в т.ч. в доходы мест- 1 012 6,99 1 088 6,27 1 194 5,60 107,51 109,74
ных бюджетов
Всего 14 483 100 17 343 100 21 328 100 119,75 122,98
Проанализировав динамику и структуру налоговых поступлений в Российской Федерации за период 2016 - 2018гг., был сделан вывод о положительной динамике налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в период с 2016 по 2018 гг. В 2018 г. в структуре поступлений наблюдается незначительное сокращение налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (44,08 %), данное изменение налоговых поступлений вызвано сокращением поступления налога на прибыль организаций и акцизов в бюджет Российской Федерации. В тоже время, наблюдается рост налоговых поступлений по таким налогам, как НДС, НДПИ. В целом, можно констатировать факт, что налоговая система Российской Федерации за период 2016 - 2018 гг. успешно справилась со своей основной функцией - фискальной, обеспечив бюджет страны необходимыми финансовыми ресурсами для развития.
Сравнивая объёмы налоговых поступлений в РФ за период 2016 - 2018 гг., можно сделать вывод, что поступления в доходную часть федерального бюджета растут более высокими темпами, а так как все уровни бюджетной системы взаимосвязаны, то это влияет на объёмы налоговых поступлений в другие уровни бюджетной системы в сторону уменьшения. В целом можно сделать вывод, что в бюджете РФ налоговые поступления в 2018 г. увеличились на 22,98 % по сравнению с прошлым годом.
14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0
I федерального бюджета
консолидированного бюджета субъекта РФ
I в доходы местных бюджетов
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Рис. 1. Динамика поступлений налоговых платежей в бюджет в разрезе уровней бюджета РФ
В ходе исследования установлено, что основной объем налоговых поступлений формируют такие налоги, как НДФЛ, налог на прибыль, НДС (табл. 2). Данные налоги являются федеральными, но определенный установленный процент от сумм поступлений денежных средств по данным налогам распределяется в региональный бюджет.
Таким образом, в результате проведенного анализа налоговой системы Российской Федерации установлено, что налоговая система страны трехуровневая и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги, а также спецрежимы. Тем не менее, установлены незначительные налоговые поступления в региональные и местные бюджеты Российской Федерации, что говорит об их недостаточном налоговом потенциале и зависимости регионов от центра страны.
При положительной динамике налоговых поступлений в целом, в консолидированный бюджет Российской Федерации, налоговый потенциал отдельных регионов и округов страны реализуется не в полной мере, что свидетельствует о слабом налоговом администрировании и контроле в стране, о различной степени экономического развития регионов, о недостаточной эффективности налоговой системы Российской Федерации и существующих в налоговой системе страны проблем и недостатков. Как показало изучение, требуется на постоянной основе осуществлять помощь малым предприятиям и организациям, которые могут стать основой социально-экономического развития регионов.
Таблица 2
Динамика поступлений основных администрируемых доходов консолидированного бюджета субъекта по видам налоговых платежей за 2016 - 2018 гг.
Виды налоговых платежей 2016 г. 2017 г. 2018 г. Динамика, %
млрд. руб. Уд. вес, % млрд. руб. Уд. вес, % млрд. руб. Уд. вес, % 2017 к 2016 2018 к 2017
Налог на прибыль организаций 5787 34,34 6540 33,06 7752 32,19 113,01 118,53
Налог на доходы физических лиц 3017 17,90 3251 16,43 3652 15,17 107,76 112,33
Налоги на товары (работы, услу- 3950 23,44 4 590 23,20 5067 21,04 116,20 110,39
ги), реализуемые на территории Российской Федерации
Налог на имущество физических лиц 36 0,21 52 0,26 61 0,25 144,44 117,31
Налог на имущество организаций 764 4,53 856 4,33 985 4,09 112,04 115,07
Транспортный налог 139 0,82 154 0,78 161 0,67 110,79 104,55
Налог на игорный бизнес 0,81 0,01 0,99 0,01 2,03 0,01 122,22 205,05
Земельный налог 176 1,04 141 0,71 187 0,78 80,11 132,62
Налоги, сборы и регулярные пла- 2 950 17,50 4 162 21,04 6147 25,65 141,08 148,41
тежи за пользование природными
ресурсами
Государственная пошлина 34 0,20 35 0,18 37 0,15 102,94 105,71
Всего 16853,81 100 19781,99 100 24081,03 100 117,37 121,73
Малое предпринимательство играет важнейшую роль в инновационном и социально-экономическом развитии региона, сглаживая кризисные явления в экономике, как отдельного региона, так и страны в целом. В то же время в современных условиях глобализации малым предприятиям и организациям для выживания необходима поддержка государства [2].
В настоящее время, несмотря на действие налоговой системы на всей территории страны и проводимую государством налоговую политику, наблюдается существенная дифференциация в развитии регионов и федеральных округов.
Существующие особенности использования регионального потенциала и механизмы управления им предопределили глубокую дифференциацию инвестиционно-экономического положения регионов страны. Выравнивание социально-экономического положения является актуальной задачей и требует значительных вложений капитала. Как показывает изучение, в последнее время уровень конкуренции между регионами за привлечение инвестиций имеет устойчивую тенденцию к росту, что определяет прерогативу руководства регионов по выбору эффективных направлений развития, предусматривающих новые векторы взаимоотношений бизнеса, власти и рынка [3].
Региональным органам государственной власти должна принадлежать инициатива институционального проектирования в целях формирования и создания инновационной модели развития высокотехнологичного сектора региональной экономики, а также постепенного изменения линии движения предшествующего развития в технологиях, неэффективных в глобальной конкурентной сфере [4].
В этом плане некоторые ученые выделяют такие основные функции государственных структур, как: перераспределение доходов среди различных слоев общества (обеспечение стабильности экономики]; сохранение осуществления оптимального уровня занятости; сокращение безработицы; осуществление региональной социально-экономической и социальной политики, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения ее территорий; выпуск качественных конкурентоспособных отечественных товаров, способствующих укреплению государства [5].
Количественная оценка налогового потенциала крайне важна для государства и отдельных регионов при планировании бюджетной политики. В этом случае потенциал необходимо определять абсолютной величиной. При этом, анализ достигнутого уровня потенциала, в том числе налоговая нагрузка на экономику страны или отдельных регионов может быть выражена относительными показателями. Использование методики фактически собранных налогов является самой востребованной для оценки налогового потенциала.
Эти действия могут быть направлены как на снижение положенного размера подлежащих внесению в бюджет суммы налоговых платежей, так и на полное избежание уплаты налога или налогов [6].
Вместе с тем, как показало проведенное исследование, распределение налоговых поступлений среди федеральных округов Российской Федерации происходит крайне неравномерно. Поступления в Бюджетную систему РФ налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость из Центрального федерального округа составляют 40% от поступлений основных налогов и 25% от всех налоговых поступлений, что объясняется тем, что в Центральном федеральном округе расположены крупные финансово-экономические центры, следовательно, наличие множества юридических лиц с обособленным имуществом. Существование
большого количества организаций увеличивает не только добавленную стоимость и налог с него, но и способствует возникновению прибыли. Также стоит отметить наличие в составе Центрального федерального округа такого города федерального уровня, как Москва. Однако, в связи с тем, что каких-либо крупных предприятий по добыче полезных ископаемых на территории Москвы нет, то налоговые поступления по налогу на добычу природных ископаемых самый маленький из всех федеральных округов - 3,1 млрд. руб. Можно заключить, что этот федеральный округ играет исключительную роль в государственных финансовых отношениях.
Самые высокие показатели собираемости налога на добычу природных ископаемых были зафиксированы в 2015 г. в Уральском федеральном округе в размере 2 031,7 млрд. руб., что составило 63% от общих поступлений от данного налога в федеральный бюджет РФ. К сожалению, этот показатель уже в 2016 году снизился на 10% и составил 1 837,4 млрд. руб. Налог на прибыль и налог на доходы физических лиц в Уральском федеральном округе имеет тенденцию к постепенному росту.
Дальневосточный, Сибирский и Приволжский округа имеют схожие заурядные показатели по основным источникам налоговых доходов. При этом Дальневосточный округ имеет очень низкие показатели собираемости налога на добавленную стоимость.
Среди всех федеральных округов с наименьшими налоговыми поступлениями можно выделить Южный и Северо-Кавказский федеральный округ. Напомним, что указом Президента Российской Федерации Крымский федеральный округ был упразднён и включён в состав Южного федерального округа. Включение в состав такого крупного и стратегически важного региона не могло не отразиться на налоговых поступлениях Южного федерального округа. В результате произошло увеличение налога на прибыль организаций в 5,6 раза.
Северо-Кавказский федеральный округ традиционно занимает самое последнее место среди всех федеральных округов по сбору налоговых отчислений. Удельный вес в налоговых поступлениях в Бюджетную систему Российской Федерации этого округа составляет 1,1%.
Высокая долговая нагрузка заставляет регионы значительную часть ресурсов направлять на погашение и обслуживание долга, а это отвлекает их от решения своих текущих задач. Стоит отдельно отметить наметившиеся положительные тенденции в укреплении доходной базы регионов с 2018 года, которые могут привести к сокращению дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню экономического и социального развития.
В краткосрочной перспективе наибольшего эффекта можно достигнуть за счет регулирования налоговых ставок, усиления контроля над задолженностью по налогам в бюджет, проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками и др. Увеличить собираемость налогов позволит и усиление контроля за предприятиями-экспортерами, предотвращение схем ухода от налогов, необоснованного возмещения НДС по "фиктивным" экспортным операциям. В данном случае более действенный и оперативный контроль возможен при взаимодействии налоговых органов с правоохранительными и таможенными органами.
Необходимо продумать меры по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков. Для этого требуется активизировать работу налоговых органов по вытеснению бартерных расчетов между предприятиями, неуклонно вести борьбу с экономическими преступлениями, уклонением от налогов, теневой деятельностью. В то же время создание благоприятных условий и налоговые льготы для бизнеса будут способствовать привлечению как отечественных, так и зарубежных инвесторов, что является основным фактором для создания новых рабочих мест и в целом для инновационного развития регионов. Кроме того, значительный потенциал заложен в организации информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками, который является залогом достоверного и полного формирования налогов и обеспечения их собираемости.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что повышение эффективности использования имеющегося налогового потенциала будет способствовать росту доходов региональных бюджетов и как результат их инновационному развитию. Таким образом, последовательное проведение указанных мероприятий положительно скажется на социально-экономическом развитии региона и в конечном итоге на повышении уровня его конкурентоспособности.
Литература
1. Минаева Е.В., Чижик А.С. Зависимость экономического роста страны от системы факторов и механиз-
мов различных горизонтов управления / / Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. № 8. С. 78 - 86.
2. Александрова М.В., Минаева Е.В. Инновационное развитие как приоритетное направление повышения
конкурентоспособности региона // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 503 - 507.
3. Рябова Т.Ф., Маслюкова Е.А., Юткина О.В. Внутренние резервы роста экономики страны // Экономика и
предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 1310 - 1313.
4. Проскурина З.Б., Макарова Е.Е. Доверительное управление имущественным комплексом как фактор инновационного развития экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 584 - 589.
5. Проскурина З.Б. Система функций государственного управления экономикой сферы зернопроизвод-ства // Международные научные исследования. 2017. № 2(31). С. 237 - 240.
6. Шепелева А.И., Аношина Ю.Ф. Особенности налоговой оптимизации как способ снижения налоговой нагрузки предприятия // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2010. № 9 (14). С. 288 - 292.
Minaeva Elena Vyacheslavovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected] Yutkina Olga Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Alexandrova Margarita Valeryevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected]
TAX POTENTIAL OF THE COUNTRY AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONS
Abstract
The article presents an analysis of the tax system and tax potential in the context of the country and regions, and also monitors tax revenues in the context of the consolidated budget of the country and individual federal districts of the Russian Federation. On this basis, the main reasons that hinder the increase in tax revenues to regional budgets were identified, and the main directions were formulated to increase and effectively use the tax potential, contributing to the further innovative development of the regions.
Keywords: innovative development, tax potential, tax system, tax revenues, fiscal policy, regions, economic growth, financial support of the state, financial base.
References
1. Minaeva E.V., CHizhik A.S. Zavisimost' ekonomicheskogo rosta strany ot sistemy faktorov i mekhanizmov razlichnyh gori-
zontov upravleniya / / Gornyj informacionno-analiticheskij byulleten' (nauchno-tekhnicheskij zhurnal). 2016. № 8. P. 78-86.
2. Aleksandrova M.V., Minaeva E.V. Innovacionnoe razvitie kak prioritetnoe napravlenie povysheniya konkuren-tosposobnosti regiona / / Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 8 (97). P. 503 - 507.
3. Ryabova T.F., Maslyukova E.A., YUtkina O.V. Vnutrennie rezervy rosta ekonomiki strany // Ekonomika i predprini-
matel'stvo. 2018. № 8 (97). P. 1310 - 1313.
4. Proskurina Z.B., Makarova E.E. Doveritel'noe upravlenie imushchestvennym kompleksom kak faktor innovacionnogo
razvitiya ekonomiki / / Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 8 (97). P. 584 - 589.
5. Proskurina Z.B. Sistema funkcij gosudarstvennogo upravleniya ekonomikoj sfery zernoproizvodstva // Mezhdu-narodnye nauchnye issledovaniya. 2017. № 2(31). P. 237 - 240.
6. SHepeleva A.I., Anoshina YU.F. Osobennosti nalogovoj optimizacii kak sposob snizheniya nalogovoj nagruzki predpriyatiya
/ / Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta. 2010. № 9 (14). P. 288 - 292.
УДК 338.1 D OI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-129-132
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА СИСТЕ МЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ ЮГА РОССИИ
Павлюкова доктор экономических наук, доцент, Донской казачий государственный институт Антонина пищевых технологий и бизнеса - филиал Московского государственного Викторовна университета технологий и управления им. К.О. Разумовского (Первый казачий университет) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Семашко, 55). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье показано, что система финансовой безопасности хозяйствующего субъекта должна опираться на научные методы оценки уровня внутренних и внешних конкурентных преимуществ и рисков организаций. Приведена авторская характеристика системы финансовой безопасности, предложены меры по реализации методов риск-менеджмента в деятельности организаций.
Ключевые слова: региональное управление, риск-менеджмент, организация, региональная экономика, система финансовой безопасности, конкурентоспособность, хозяйственная деятельность, денежные потоки, экономический рост.
Обеспечение финансовой безопасности предприятия является одной из важнейших задач финансового менеджмента. Выполнение основных принципов финансовой безопасности дает внутренние предпосылки для нивелирования резких колебаний внешних факторов бизнес-среды и создания условий для поддержания конкурентных преимуществ, с одновременным сохранением выбранного вектора развития и высокой эффективности.
Следует рассматривать финансовую безопасность как основной компонент экономической безопасности, как способность субъекта хозяйствования обеспечивать высокую эффективность и финансовое равновесие в условиях нестабильной внешней среды и высокого уровня финансовых