Научная статья на тему 'Роль и значение оценки налогового потенциала страны в современных условиях'

Роль и значение оценки налогового потенциала страны в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / БЮДЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ФИСКАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ / TAX POTENTIAL / BUDGET POTENTIAL / BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / TAX REVENUES / FISCAL APPROACH / RESOURCE APPROACH / TAX POLICY / PUBLIC ADMINISTRATION BY ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Маргарита Валерьевна, Маслюкова Екатерина Александровна

В статье проведен анализ теоретических подходов к сущности налогового потенциала и методов его оценки с учетом различных факторов, с последующим выявлением преимуществ и недостатков их практического использования. Базируясь на выполненном исследовании, в работе представлена авторская формулировка дефиниции «налоговый потенциал», а также показана оценка налогового потенциала России за период 2014-2016 гг., свидетельствующая о низком уровне реализации налоговых возможностей Российской Федерации за рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND IMPORTANCE OF COUNTRY TAX POTENTIAL ASSESSMENT IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the theoretical approaches to the nature of the tax potential and methods for its assessment, taking into account various factors, with the subsequent identification of the advantages and disadvantages of their practical use. Based on the study, the paper presents the author’s formulation of the definition of “tax potential” and also shows an assessment of the tax potential of Russia for the period 2014-2016, indicating a low level of realization of the tax capabilities of the Russian Federation for the period under review.

Текст научной работы на тему «Роль и значение оценки налогового потенциала страны в современных условиях»

Fama E. (1970), "Efficient Capital Markets: A Review of the Theory and Empirical Work", Journal of Finance, 25,383-416.

Fama E. (1991), "Efficient Capital Markets II", Journal of Finance, XLVI, 1575-1617.

LeRoy S. F. (1989) "Efficient Capital Markets and Martingales" Journal of Economic Literature, XXVII, 15831621.

Muth J. F. (1961), "Rational Expectations and the Theory of Price Movements", Econometrica, 29,315-335. Osborne M. F. M. (1959), "Brownian Motion in the Stock Market", Operations Research, 7,145-173. Osborne M. F. M. (1962), "Periodic Structure in the Brownian Motion of Stock Prices", Operations Research, 10, 345-379.

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ МОСКОВСКОЙ БИРЖИ: НЕКОТОРОЕ ЭМПИРИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ СЕКТОРАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Алексакис Христос, PhD, ассоциированный профессор, Школа бизнеса Ренна, Ренн, Франция. Специалист в области финансовой математики, теории фондового рынка и биржевой торговли. Автор более 40 статей, проиндексированных в МБ Scopus. Индекс Хирша в МБ Scopus: 6. E-mail: calexakis13@gmail.com

Игнатова Татьяна Владимировна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru

Аннотация

В данной статье исследуется краткосрочная динамика секторальных рынков ценных бумаг на Московской бирже. Тесты причинности («каузальности») обеспечивают статистические рамки тестирования тесноты возможных связей фондовых индексов. В дополнение изучена степень автокорреляции индексов в целях исследования скорости восприятия новостей. Результаты, полученные авторами, показывают, что степень автокорреляции близка к нулю, и Московская биржа является слабоэффективным рынком. Результаты тестирования причинной связи («каузальности») по Грейнджеру также не выявили совпадений изученных индексов, что подтверждает вывод о слабой эффективности биржевого рынка.

Ключевые слова: Московская биржа, информационная эффективность, «каузальность», модель честной игры, фондовый рынок, секторальные индексы, эконометрический анализ, фондовые индексы, рынок ценных бумаг.

УДК 336.221.262 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-71-75

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Александрова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Маргарита Российский государственный университет правосудия (117418, Россия, Валерьевна г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: 4664290@mail.ru

Маслюкова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,

Екатерина Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,

Александровна г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: katrinamas@mail.ru

Аннотация

В статье проведен анализ теоретических подходов к сущности налогового потенциала и методов его оценки с учетом различных факторов, с последующим выявлением преимуществ и недостатков их практического использования. Базируясь на выполненном исследовании, в работе представлена авторская формулировка дефиниции «налоговый потенциал», а также показана оценка налогового потенциала России за период 2014-2016 гг., свидетельствующая о низком уровне реализации налоговых возможностей Российской Федерации за рассматриваемый период.

Ключевые слова: налоговый потенциал, бюджетный потенциал, бюджетная система РФ, межбюджетные отношения, налоговые поступления, фискальный подход, ресурсный подход, налоговая политика, государственное управление экономикой.

В современных условиях хозяйствования налоговый потенциал является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Верное использование того или иного вида бюджетно-налоговой политики позволяет достичь следующих целей: борьба с инфляцией, ликвидация безработицы, стабилизация или стимулирование экономического роста, антициклическое регулирование экономики, достижение внешнеторгового баланса. Как правило, первичными инструментами государственного управления экономикой выступают мероприятия фискальной политики, причиной этому служит прямое подчинение этих мер правительству [1].

Кроме того, общими факторами экономического роста признаны совершенствование законодательной базы, развитие финансовой, кредитно-денежной системы, таможенной и налоговой политики, снижение уровня безработицы и показателей инфляции, введение государственных стандартов, обеспечивающих выработку идентичной продукции с едиными показателями качества, ограничение теневого бизнеса [2].

В настоящее время, несмотря на действие налоговой системы на всей территории страны и проводимую государством налоговую политику, наблюдается существенная дифференциация в развитии регионов и федеральных округов.

Существующие особенности использования регионального потенциала и механизмы управления им предопределили глубокую дифференциацию инвестиционно-экономического положения регионов страны. Выравнивание социально-экономического положения является актуальной задачей и требует значительных вложений капитала. Как показывает изучение, в последнее время уровень конкуренции между регионами за привлечение инвестиций имеет устойчивую тенденцию к росту, что определяет прерогативу руководства регионов по выбору эффективных направлений развития, предусматривающих новые векторы взаимоотношений бизнеса, власти и рынка [8].

Региональным органам государственной власти должна принадлежать инициатива институционального проектирования в целях формирования и создания инновационной модели развития высокотехнологичного сектора региональной экономики, а также постепенного изменения линии движения предшествующего развития в технологиях, неэффективных в глобальной конкурентной сфере [7].

Поэтому для обоснованности рассчитываемой налоговой нагрузки есть необходимость в разработке методологических аспектов формирования и количественной оценки величины налогового потенциала страны и ее регионов. В этой связи особенно актуален поиск подходов, методов и путей повышения и эффективного использования налогового потенциала.

Расчет налогового потенциала методологически представляет собой крайне сложную задачу. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы данного исследования, основной целью которого является изучение эффективных методов оценки налогового потенциала с учетом различных факторов, с последующим выявлением и обоснованием направлений его полного использования.

В настоящее время изучением сущности налогового потенциала занимаются такие ученые-экономисты, как А.В. Аронов, В.А. Кашин, Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова, Н.Н. Селезнева, Ю.А. Аноши-на, Т.В. Игнатова, А.И. Пономарев, которые отражают возможность его оценки с различной степенью точности и надежности [6]. В частности, Н.Н. Селезнева под налоговым потенциалом подразумевает «максимально возможную сумму поступлений и сборов на душу населения, которая может быть получена за определенный промежуток времени в условиях действующего законодательства» [5]. Вместе с тем, Е.Н. Евстигнеев и Н.Г. Викторова рассматривают его как «потенциально возможную сумму налоговых баз, являющихся основой для исчисления всей совокупности налогов и обязательных платежей на территории данного субъекта Российской Федерации» [4].

Различное содержание исследуемой категории обусловлено разными целями исследования и пониманием сути экономических процессов. Наиболее часто его рассматривают в узком, практическом смысле слова как максимально возможные налоговые платежи, исчисленные в условиях действующего законодательства. В более широком смысле - как потенциальные возможности экономики генерировать налоги с учетом территориальных возможностей.

Выполненное исследование по поводу экономической сущности дефиниции «налоговый потенциал» позволяет расширить рамки в его понимании. Налоговый потенциал характеризует максимально возможные налоговые ресурсы общества, используемые для удовлетворения социальных потребностей населения, сформированные при минимально допустимых изъятиях части доходов, как у юридических, так и у физических лиц.

Нередко дефиницию «налоговый потенциал» соотносят с такими категориями, как налоговая нагрузка и бюджетный потенциал. Бюджетным потенциалом называется способность аккумулировать в руках государства финансовые ресурсы. Как известно, финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетной системе, имеют разные источники возникновения: налоговые поступления, неналоговые поступления в виде административных штрафов, личных доходов государства от государственных корпораций и предприятий и др., а также безвозмездных поступлений в бюджетную систему. Некоторые из указанных источников выходят за рамки источников налогового потенциала. Исходя из этого, можно утверждать о вхождении термина «налоговый потенциал» в термин «бюджетный потенциал».

Отдельно следует остановиться на практическом значении данной категории. Количественная оценка налогового потенциала крайне важна для государства при планировании бюджетной политики, а также для налоговых органов для корректировки контрольной функции. В этом случае потенциал необходимо определять абсолютной величиной. При этом, анализ достигнутого уровня потенциала, в том числе налоговая нагрузка на экономику страны или отдельных регионов может быть выражена относительными показателями.

Установление универсальной методики для оценки налогового потенциала является на сегодняшний день одним из значимых вопросов. Условно можно выделить три аспекта методического характера при оценке налогового потенциала региона: фискальный, ресурсный и межбюджетный (рис. 1).

Суть фискального подхода - это выяснение предельных возможностей сбора налогов. Одно из преимуществ указанного подхода является простота нахождения налогового потенциала.

Рис. 1. Виды походов к оценке налогового потенциала

Одним из методов, относящийся к фискальному подходу, может считаться метод с использованием показателей валового продукта. Подход основан на том, что все налоговые платежи выплачиваются из доходов налогоплательщика. Источником всех собираемых налогов выступает валовый национальный доход (ВНП). Однако существует ряд проблем использования ВНП в качестве базового показателя налогового потенциала, представленных подробно в табл.1.

К основным недостаткам можно отнести сложность получения достоверных статистических данных о ВНП, невозможность учета всех регионов и отраслей, неравномерное распределение по регионам налогоплательщиков, пользующихся федеральными налоговыми льготами, а также определенный разрыв, возникающий между налоговыми ресурсами, доступными в регионе, и валовым региональным продуктом.

Другим методом, применяемым при фискальном подходе, является метод с использованием совокупных налогооблагаемых ресурсов. Преимущество этого показателя в том, что он определяет более точное отражение налогового потенциала регионов и федерации в отдельности. Наряду с этим, существует метод с использованием дохода на душу населения, отражающий реальную зависимость положения бюджетов непосредственно от уровня доходов проживающего населения.

Следующим подходом к определению налогового потенциала является ресурсный подход. Под налоговым потенциалом в данном случае понимаются все ресурсы, которые подлежат изъятию в государственную казну через налоговые поступления. Ресурсный подход к толкованию налогового потенциала реализуется также тогда, когда налоговые доходы как часть добавленной стоимости рассматриваются в качестве составляющей результативного параметра функционирования страны - валового национального продукта (ВНП).

На наш взгляд, более полным и достоверным для оценки налогового потенциала является второй подход, поскольку налоговый потенциал территории в первую очередь обусловлен экономическим потенциалом, включающим в себя материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Отрицательная сторона ресурсного подхода в том, что задолженность перед бюджетом, уплаченная после окончания налогового периода будет учтена в налоговом потенциале в текущем периоде. Это приводит к некоторой неточности определения налогового потенциала.

Одной из самых известных оценок налогового потенциала при ресурсном подходе является методика с использованием фактически собранных налогов, где учитывается общая сумма фактических налоговых поступлений, прироста задолженности по налоговым платежам за данный период, величина налоговых льгот, а также размер налогов, доначисленных по результатам камеральных проверок, и величина налоговых потерь, возникших посредством совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений.

Таблица 1

Обобщение подходов и методов определения налогового потенциала

Подход Метод Преимущества использования метода Недостатки использования метода

Фискальный подход с использованием показателей валового продукта - позволяет охватывать основной объём налогооблагаемых ресурсов; - при расчете используются доходы налоговых резидентов и нерезидентов; - отражает суммы, потраченные на территории страны - не учитывает различие налоговых баз и ставок; - сложность получения -достоверных данных для расчета ВНП и ВРП; - учитывает все доходы, генерируемые на территории, независимо от регистрации работников и организаций

с использованием совокупных налогооблагаемых ресурсов - определяет более точное отражение налогового потенциала регионов и федерации в отдельности - требуется широкий спектр данных

с использованием дохода на душу населения - отражает реальную зависимость положения бюджетов от уровня доходов, проживающего на ней населения; - широкая доступность и прозрачность - проблемы в измерении среднедушевых доходов (неточность и большая погрешность в связи с наличием теневой экономики); - НДФЛ должен иметь наибольший удельный вес

Ресурсный подход с использованием фактически собранных налогов - прост в расчетах; - основывается на статистических данных налоговых органов - в расчет принимаются только фактические данные; - невозможность прогнозирования на будущие периоды

Межбюджетный подход сложение всех доходов бюджета - оценивает потребность бюджета в привлечении налоговых поступлений, в том числе планирует расходы бюджета - суммирует неналоговые доходы, включая государственные дотации и трансферты

В данном случае снижение налоговых выплат (а также их полное избежание) осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или даже преступлений, то есть путем прямого нарушения налогового законодательства. Действия налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов незаконны и противоправны изначально, то есть законного уклонения не бывает. Эти действия могут быть направлены, как на снижение положенного размера подлежащих внесению в бюджет суммы налоговых платежей, так и на полное избежание уплаты налога или налогов [9].

При межбюджетном подходе налоговый потенциал рассматривается как потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен исходя из реализуемых межбюджетных отношений.

Таким образом, опираясь на фискальный и ресурсный подходы к определению налогового потенциала, можно произвести оценку данного параметра. При этом налоговый потенциал имеет качественные и количественные характеристики. Первое определяется характером и составом налоговой компетенции разных уровней власти. Второй связан с показателями фактического поступления налоговых платежей по каждому конкретному звену бюджетной системы.

Используя статистические данные, проведем оценку налогового потенциала России за период 2014-2016 гг. на основе ресурсного подхода. Для этого рассчитаем и систематизируем все необходимые показатели в табл. 2.

Таблица 2

Оценка налогового потенциала Российской Федерации за 2014-2016 гг., млрд руб.

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Фактические налоговые поступления 12 670,2 13 788,3 14482,9

Прирост задолженности 32,4 352,5 246,9

Сумма налоговых льгот 2 190,3 2163,3 2208,8

Доначислено налогов, штрафов, пени 48,4 75,1 99,7

Налоговые потери от теневой экономики 9 504,0 9987,9 10325,2

Налоговый потенциал 24 445,30 26 367,1 27 363,5

Разница между фактическими поступлениями и налоговым потенциалом 11 775,10 12 578,80 12 880,60

Полученная разница между фактическими налоговыми поступлениями в бюджет и налоговым потенциалом страны говорит нам о низком уровне реализации налоговых возможностей Российской Федерации за рассматриваемый период. Причем этот показатель имеет тенденцию к росту, что является негативным явлением.

В целом, можно сделать вывод, что Россия имеет достаточно высокий налоговый потенциал, который реализуется только на 50%. Перед национальными властями встает вопрос, какие меры могут быть предприняты для смягчения ситуации с наполнением консолидированных бюджетов при необходимости выполнения долговых обязательств региональных и муниципальных бюджетов.

В результате проведенного исследования были рассмотрены различные подходы к понятию «налоговый потенциал» и предложена уточненная трактовка данного понятия, определены существенные отличия налогового потенциала, налоговой нагрузки и бюджетного потенциала, а также систематизированы методы и способы оценки налогового потенциала, выделены преимущества и недостатки их практического применения.

Литература

1. Александрова М.В. Некоторые аспекты взаимодействия денежно-кредитного регулирования и бюджетно-налоговой политики государства в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11 (ч. 1). С. 108-112.

2. Минаева Е.В., Чижик А.С. Зависимость экономического роста страны от системы факторов и механизмов различных горизонтов управления / / Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. № 8. С. 78-86.

3. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие / 2-е изд. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 544 с.

4. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 270 с.

5. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 224 с.

6. Пономарев А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Финансы и статистика, 2009.

7. Проскурина З.Б., Макарова Е.Е. Доверительное управление имущественным комплексом как фактор инновационного развития экономики // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 584-589.

8. Рябова Т.Ф., Маслюкова Е.А., Юткина О.В. Внутренние резервы роста экономики страны // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 1310-1313.

9. Шепелева А.И., Аношина Ю.Ф. Особенности налоговой оптимизации как способ снижения налоговой нагрузки предприятия // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2010. № 9 (14). С. 288-292.

10. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России www.nalog.ru

11. Официальный сайт Министерства финансов России www.minfin.ru

Alexandrova Margarita Valeryevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: 4664290@mail.ru

Maslyukova Ekaterina Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: 4664290@mail.ru

ROLE AND IMPORTANCE OF COUNTRY TAX POTENTIAL ASSESSMENT IN MODERN CONDITIONS Abstract

The article analyzes the theoretical approaches to the nature of the tax potential and methods for its assessment, taking into account various factors, with the subsequent identification of the advantages and disadvantages of their practical use. Based on the study, the paper presents the author's formulation of the definition of "tax p o-tential" and also shows an assessment of the tax potential of Russia for the perio d 2014-2016, indicating a low level of realization of the tax capabilities of the Russian Federation for the period under review. Keywords: tax potential, budget potential, budget system of the Russian Federation, intergovernmental relations, tax revenues, fiscal approach, resource approach, tax policy, public administration by economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.