Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3 УДК 336.221.4:336.531.2 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-122-126
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИ БЫЛ И ОРГАНИЗАЦИЙ КАК РЕГУЛЯТОР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Минаева доктор экономических наук, профессор кафедры экономики,
Елена Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,
Вячеславовна г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, 69). E-mail: [email protected] Аношина доктор экономических наук, профессор кафедры экономики,
Юлия Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,
Федоровна г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, 69). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются современные проблемы в области налогообложения прибыли в Российской Федерации, а также направления реформирования налоговой системы, принятые правительством. Учитывая важность налогов для социально-экономического развития современного общества, государству необходимо осуществлять комплекс мероприятий, направленных на развитие экономики страны и улучшение благосостояния населения.
Ключевые слова: налогообложение, налоги, налоговая политика, налоговый потенциал, налоговая система, прибыль, налогоплательщик, экономическая политика, экономическое развитие.
Любое государство на протяжении всей истории своего существования нуждалось, нуждается и будет нуждаться в специальных инструментах, необходимых для выполнения социальных, экономических и политических функций перед обществом.
Одними из основных элементов воздействия государства на экономику в целом являются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая составляющие экономической политики. В научной литературе представители экономических школ чаще склоняются к мнению, что приоритетной может служить только одна из этих политик, поскольку и денежно-кредитная и бюджетно-налоговая имеют свои преимущества и недостатки, разную временную эффективность и инструменты воздействия, согласование которых - сложный и часто экономически не оправданный процесс, который зачастую не достигает поставленных целей. Однако актуальным является вопрос выработки приоритетов экономической политики, которые предполагают высокий уровень взаимодействия бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики для выявления скрытых резервов экономического роста в краткосрочном и долгосрочном периодах [1].
Социально-экономическое развитие Российской Федерации во многом определяется уровнем налоговых поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды, которые в свою очередь зависят от существующей налоговой базы и, соответственно, имеющегося налогового потенциала [2].
Основой налоговой системы являются налоги, позволяющие государству обеспечивать социальную и экономическую стабильность в стране и являющиеся основой для устойчивого его развития. Они определяют обязанности экономических агентов, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Ни одно государство не может существовать без взимания налогов, где существует государство, существуют и налоги. Сущность налогов выражается в их функциях, определяющих признаки и черты каждого их вида, и показывающая процесс реализации их общественного назначения, как части единого процесса воспроизводств.
В настоящее время налоговым законодательством для налогоплательщиков предусмотрена пассивная оптимизация налогообложения. Она выражается в возможности самостоятельного выбора оптимальной системы налогообложения, в зависимости от собственных интересов и видов хозяйственной деятельности [3].
Сформированы предложения по настройке налоговой системы Российской Федерации, которые отражены в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. В частности:
• повышение с 1 января 2019 года базовой ставки НДС с 18% до 20% с сохранением пониженных ставок по НДС на основные социально значимые товары;
• отмена налога на движимое имущество;
• постепенное (начиная с 2019 года и в течение шести лет) завершение налогового манёвра в нефтегазовой отрасли;
• введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД);
• фиксация тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 % с предельной величиной базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины;
• отмена контроля за трансфертным ценообразованием внутри страны, и, как следствие, ликвидация института КГН с 2023 года;
• введение нового режима налогообложения для самозанятых физических лиц, предусматривающего начисление и уплату налогов в режиме онлайн;
• отнесение парфюмерно-косметической продукции к подакцизным товарам и порядок применения налоговых вычетов по этиловому спирту, используемому для ее производства.
Одним из основных налогов, взимаемых с юридических лиц в| соответствии! с| гл.р 25| Налогового кодекса Российской] Федерации является налог на прибыль, который (напрямую воздействует на экономическую деятельность организации. В связи с этим, данный налог можно рассматривать как определенную плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры [4, с. 423].
Прямая взаимосвязь «¡«размера налога на прибыль| с| размером! полученного! налогоплательщиком реального! дохода позволяет государству через процессы льготирования урегулирования! налоговой! ставки (ограничивать илиН стимулировать (¡деятельность различных отраслей экономики, а также регионов.
Действенность существующих различных налоговых инструментов государственного регулирования экономики определяется совокупностью механизмов налогового стимулирования, направленных как на повышение предпринимательской активности, так и на рост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, обеспечивающих стимулирование экономического роста. Таким образом, стратегически важным направлением является использование внутренних резервов страны, а именно повышение внутренней инвестиционной активности, посредством стимулирования предприимчивости отечественного бизнеса. Реализация этих магистральных направлений экономического развития возможна только при осуществлении комплекса мер на государственном и региональном уровнях [5].
В современных условиях рыночного хозяйствования налог на прибыль способствует обеспечению стабильности инвестиционных процессов в различных сферах производства и наращению капитала. Данный налог является федеральным. Это означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным. Он подлежит взиманию на всей территории РФ [6, с. 32].
Налог на прибыль относится к прямым налогам, так как его сумма прямо пропорциональна конечному финансовому результату хозяйственно-экономической деятельности налогоплательщика и отражает фактическую его платежеспособность. Таки образом, объектом налогообложения является прибыль организации, а налоговая база - денежное выражение полученной прибыли.
В настоящее время в сфере налогообложения прибыли существует множество проблем, что во многом обусловлено, прежде всего, нестабильностью налоговой системы в целом. Среди наиболее значимых вопросов, требующих оперативного решения, можно выделить такие как: введение единой ставки налога на прибыль для разных категорий налогоплательщиков; предоставление особых налоговых режимов и льгот для организаций входящих на рынок, особенно в сфере высоких технологий, что будет реально способствовать развитию малого и среднего бизнеса; снижение налогового бремени для науко- и ресурсоемких предприятий и отраслей; совершенствование амортизационной политики; создание адекватной системы распределения бюджетных ресурсов в муниципалитеты и регионы; упрощение системы исчисления налога на прибыль и другие.
Для решения проблем системы налогообложения прибыли в 2018 г. правительством Российской Федерации было объявлено о налоговой реформе, вступающей в действие с 1 января 2019 г. Процессу реформирования подвергнется и налог на прибыль. Необходимо отметить, что существующая общая налоговая ставки на прибыль в размере 20%, а также система ее распределения 17 % -в региональный бюджет и 3 % - в федеральный бюджет не изменилась и будет действовать вплоть до конца 2020 г. В российской налоговой системе налог на прибыль компаний и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из основных источников дохода для федерального бюджета, а также для региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль, как и другие налоги в Российской Федерации, вносит значительный вклад в государственный бюджет. Динамка доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на период 2016-2018 гг. представлена в табл. 1.
Таблица 1
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.
Вид налогов Период
2014 2015 2016 2017 2018
Налог на прибыль 2372,8 2598,8 2770,2 2850,6 4954,4
НДПИ 2904,2 3226,8 2929,4 3295 3512
НДФЛ 2688,7 2806,5 3017,3 2530,5 2976,4
НДС 3711,9 2448,3 2657,4 2607,9 2847,6
Акцизы 664,9 1014,4 1293,9 1259 1262,2
Имущественные налоги 955,1 1068,4 1116,9 1034,6 1181,5
Источник: Федеральная налоговая служба РФ — [Электронный ресурс] / ФНС России [сайт] - Режим доступа: И п а1од. ги.
В части налога на прибыль рост доходов обусловлен воздействием таких факторов, как наращивание экспортной выручки, или положительные курсовые разницы.
В целях оптимизации налога на прибыль у налогоплательщиков появляется возможность уменьшить сумму налога за счет расширения перечня расходов, принимаемых к учету, а также расширение закрытого перечня доходов, которые не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Так, например, у налогоплательщиков появилась возможность ускорить процесс амортизации основных средств за счет введения повышающего коэффициента, равного двум, по технологическому оборудованию, перечень которого расширен с 246 до 583 в соответствии с пп. 5п. 1ст. 259.3 НК РФ. Ст. 269 Налогового кодекса РФ предусмотрено включение процентов по долговым обязательствам любого вида в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль [7].
Не будут включаются в налогооблагаемые доходы налогоплательщика доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, выполненные сторонними организациями в связи с созданием иного объекта капитального строительства, находящегося в государственной или муниципальной собственности и финансируемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пп.11.2 введен Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ]1. Данные изменения, несомненно, будут способствовать ускорению процесса обновления и более эффективному использованию основных средств.
Кроме того, с 1 января 2019 г. при расчете налога на прибыль могут быть учтены расходы на покупку для работников туристических и санаторно-курортных путевок на территории России, но не более 50 тыс. руб. на одного работника, а общая стоимость путевок, не должна превышать 6% от суммы ее расходов на оплату труда, что будет способствовать улучшению социального климата в организациях.
Еще одним изменением в Налоговом кодексе является введение льготных налоговых ставок, которые могут быть введены региональными властями при условии, что снижению подлежит только региональная часть налога, но не ниже 12,5 %. Так например, для участников особых экономических зон (далее ОЭЗ] максимально допустимая ставка - 12,5 % (ранее - 13,5 %] по прибыли от деятельности:
- на территории ОЭЗ (абз. 5, 7 п. 1 ст. 284 НК РФ];
- выполняемой на территории ОЭЗ в Магаданской области (абз. 6-7 п. 1 ст. 284 НК РФ];
- исполняемой по договору об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя (абз. 3 п. 1.7. ст. 284 НК РФ].
Кроме того, сократятся льготы по налогу на прибыль. Региональные власти смогут снижать ставки налога на прибыль по своему усмотрению только в отношении категорий налогоплательщиков, которые указаны в НК.К такой группе налогоплательщиков относятся предприятия и организации, которые ведут свою деятельность на территориях особых экономических зон, а так же Крыма и Севастополя, а также участники региональных инвестиционных проектов. Для них вводится максимальная ставка по налогу на прибыль равная 13,5%. Введение данных поправок будет способствовать более быстрому социально-экономическому развитию этих регионов.
Помимо вышеперечисленных изменений в налоговом законодательстве предусмотрены поправки, касающиеся таких вопросов, как: правила налогообложения доходов и убытков при выходе из компании или при ее ликвидации; освобождение от налога денежных сумм, полученных от дочерней компании; повышение ставки НДФЛ и введение прогрессивной шкалы; повышение ставки НДС с 18 до 20%, данное изменение не затронет малый бизнес, так как такие организации используют упрощенную систему налогообложения или патент и не платят НДС; введение налога на самозанятых граждан и многие другие изменения.
1 Клерк [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.klerk.ru
В первоочередном порядке Правительство Российской Федерации планирует реализовать меры, обеспечивающие реализацию Дорожной карты по налоговому администрированию в части налога на прибыль:
- создание соответствующих условий для сбалансированного бюджета субъектов РФ и сглаживания дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности субъектов РФ с помощью предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в т.ч. за счет пролонгации до 2024 г. решения по централизации в федеральном бюджете доходов от налога на прибыль организаций;
- реализацию мер по стимулированию повышения доходного потенциала субъектов РФ, в том числе путем предоставления субъектам РФ грантов за достижение установленных темпов наращивания экономического (налогового] потенциала и дотаций в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что процесс реформирования современной налоговой системы является объективно необходимым, так как именно налоговый потенциал страны является мощным ресурсом, находящимся в руках государства и являющийся одним из основных инструментов воздействия на экономику.
Количественная оценка налогового потенциала крайне важна для государства при планировании бюджетной политики, а также для налоговых органов для корректировки контрольной функции [8]. В этом случае потенциал необходимо определять абсолютной величиной. При этом, анализ достигнутого уровня потенциала, в том числе налоговая нагрузка на экономику страны или отдельных регионов может быть выражена относительными показателями.
Одной из самых известных оценок налогового потенциала при ресурсном подходе является методика с использованием фактически собранных налогов, где учитывается общая сумма фактических налоговых поступлений, прироста задолженности по налоговым платежам за данный период, величина налоговых льгот, а также размер налогов, доначисленных по результатам камеральных проверок, и величина налоговых потерь, возникших посредством совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений [9].
Исходя их всего вышесказанного, можно сделать выводы, что адекватная налоговая политика способствует обеспечению реализации фискальной, экономической, регулирующей, стимулирующей и социальной функций государства и должна быть направлена не только на пополнение и увеличение государственного бюджета, но и на стимулирование желаний и способностей граждан работать и вкладывать свои сбережения в дальнейшее развитие.
Литература
1. Александрова М.В. Некоторые аспекты взаимодействия денежно-кредитного регулирования и бюджетно-налоговой политики государства в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11 (ч. 1]. С. 108 - 112.
2. Минаева Е.В. Ключевое значение инновационного потенциала для развития организаций в усло-
виях импортной зависимости страны // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11 (ч. 1]. С. 605 - 608.
3. Аношина Ю.Ф., Симонов С.Ю. Оптимизация налогообложения как фактор активизации инвестици-
онного процесса в агроэкономике России // Территория науки. 2008. № 7. С. 60 - 63.
4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ, 2014.
5. Рябова Т.Ф., Маслюкова Е.А., Юткина О.В. Внутренние резервы роста экономики страны // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97]. С. 1310 - 1313.
6. Сидорова Н.И. Сравнительный анализ налога на прибыль в РФ и в индустриально развитых странах // Финансы. 2015. № 10. С. 32 - 38.
7. Аношина Ю.Ф., Лущик И.В. Совершенствование учетно-аналитического обеспечения долгосрочных материальных активов коммерческих организаций. Монография. Издательство: Московский университет им. С.Ю. Витте (Москва], 2015. 150 с.
8. Пономарев А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. М: Финансы и статистика, 2009.
9. Александрова М.В., Минаева Е.В. Инновационное развитие как приоритетное направление повышения конкурентоспособности региона // Экономика и предпринимательство. 2018. №8 (97]. С. 503 - 507.
Minaeva Elena Vyacheslavovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya St., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected] Anoshina Yulia Fedorovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics, Russian State University of Justice (69, Novocheremushkinskaya St., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected]
TAXATION OF PROFITS OF ORGANIZATIONS AS A REGULATOR OF MACROECONOMIC PROCESSES
Abstract
The article discusses the current problems in the field of profit taxation in the Russian Federation, as well as the directions for reforming the tax system adopted by the government. Considering the importance of taxes for the socioeconomic development of modern society, the state needs to implement a set of measures aimed at developing the country's economy and improving the welfare of the population.
Keywords: taxation, taxes, tax policy, tax potential, taxation system, profit, taxpayer, economic policy, economic development.
References
1. Aleksandrova M.V. Nekotorye aspekty vzaimodejstviya denezhno-kreditnogo regulirovaniya i byudzhetno-nalogovoj
politiki gosudarstva v usloviyah krizisa / / Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 11 (ch. 1). P. 108 - 112.
2. Minaeva E.V. Klyuchevoe znachenie innovacionnogo potenciala dlya razvitiya organizacij v usloviyah importnoj zavi-
simosti strany // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 11 (ch. 1). P. 605 - 608.
3. Anoshina YU.F., Simonov S.YU. Optimizaciya nalogooblozheniya kak faktor aktivizacii investicionnogo processa v
agroekonomike Rossii // Territoriya nauki. 2008. № 7. P. 60 - 63.
4. Panskov V.G. Nalogi i nalogooblozhenie v Rossijskoj Federacii. - M.: YUNITI, 2014.
5. Ryabova T.F., Maslyukova E.A., YUtkina O.V. Vnutrennie rezervy rosta ekonomiki strany // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 8 (97). P. 1310 - 1313.
6. Sidorova N.I. Sravnitel'nyj analiz naloga na pribyl' v RF i v industrial'no razvityh stranah // Finansy. 2015. № 10. P. 32-38.
7. Anoshina YU.F., Lushchik I.V. Sovershenstvovanie uchetno-analiticheskogo obespecheniya dolgosrochnyh materi-al'nyh aktivov kommercheskih organizacij. Monografiya. Izdatel'stvo: Moskovskij universitet im. S.YU. Vitte (Moskva), 2015. 150 s.
8. Ponomarev A.I., Ignatova T.V., Bogatyrev M.A. Nalogi i nalogovoe administrirovanie v Rossijskoj Federacii: ucheb. posobie. - 2-e izd., pererab. i dop. M: Finansy i statistika, 2009.
9. Aleksandrova M.V., Minaeva E.V. Innovacionnoe razvitie kak prioritetnoe napravlenie povysheniya konkuren-tosposobnosti regiona // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. №8 (97). P. 503 - 507.
УДК 332 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-126-137
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЮГА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: ТРЁХКОМПОНЕНТНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ*
Михалкина доктор экономических наук, профессор, декан экономического
Елена факультета, Южный федеральный университет (344002, Россия,
Владимировна г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88). E-mail: [email protected] Крячко магистрант, экономический факультет,
Виктория Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,
Игоревна ул. Горького, 88). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлено решение проблемы накопления и эффективности использования человеческого капитала в условиях цифровизации региональной экономики. Раскрыта принципиально новая трёх-компонентная методика анализа человеческого капитала «Источник-Механизм-Результат», позволяющая оценивать баланс между результатами реализации человеческого капитала и процессом его воспроизводства в условиях цифровизации экономики. Апробация теоретико-концептуальной авторской методики осуществлена с использованием инструментария, включающего индексный метод, эконометриче-ский метод регрессионного и кластерного анализа на примере регионов Юга России. Результатом исследования является выявление ключевых катализаторов и ингибиторов процессов эффективного использования человеческого капитала на мезоуровне.
Ключевые слова: человеческий капитал, цифровизация экономики, регионы юга России, региональная экономика, сбалансированность развития, экономические результаты, экономические процессы интеграции, индекс развития человеческого потенциала, актор экономической системы.
Введение
S современный тренд цифровизации экономики, подразумевающий широкомасштабное использование новых интегрированных технологий, рост развивающихся рынков, увеличение числа наукоёмких производств, переход к шестому технологическому укладу или к технологиям «Промышленной революции 4.0» (использование больших данных, нейротехнологий, искусственного интеллекта, промышленного интернета, робототехники и т.д.), требует углубленного понимания
* Исследование проводится при поддержке Российского фонда фундаментальных исследованиях, грант 18-010-00591 «Выбор карьерных стратегий аспирантами».