Научная статья на тему 'Влияние образовательной среды на формирование регионального налогового потенциала'

Влияние образовательной среды на формирование регионального налогового потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / НАЛОГИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / TAX POTENTIAL / REGION / BUDGET / INCOME / EDUCATION / NATIONAL PROJECT / TAXES / REGIONAL ECONOMY / BUDGET POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Владимир Владимирович, Мазур Лидия Викторовна, Тарасов Вадим Александрович

Одним их основных условий эффективного функционирования региональной экономики является наличие собственной налоговой базы. В сложившихся условиях нехватка финансовых ресурсов на региональном уровне в первую очередь определяется нестабильностью источников формирования регионального налогового потенциала. Реализация национальных проектов в сфере образования будет способствовать росту регионального налогового потенциала обусловленному как созданием новых рабочих мест, ростом заработной платы, так и в дальнейшем за счет повышения уровня интеллектуального потенциала населения региона, следствием которого станет внедрение инноваций в региональную экономику, способствующих развитию реального сектора экономики на основе формирования новой системы знаний и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON FORMATION OF REGIONAL TAX POTENTIAL

One of the main conditions for the effective functioning of the regional economy is the availability of its own tax base. Under the current conditions, the lack of financial resources at the regional level is primarily determined by the instability of the sources of formation of the regional tax potential. The implementation of national projects in the field of education will contribute to the growth of the regional tax potential due to both the creation of new jobs, growth in wages, and in the future by increasing the intellectual potential of the region’s population, which will result in the introduction of innovations in the regional economy, contributing to the development of the real sector of the economy based on the formation of a new system of knowledge and technology.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательной среды на формирование регионального налогового потенциала»

УДК 336.225 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-121-125

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Матвеев доктор экономических наук, профессор, Орловский филиал Финансового

Владимир университета при Правительстве РФ (302001, Россия, г. Орел, ул. Гостиная, 2).

Владимирович E-mail: vvmatveev@fa.ru

Мазур кандидат экономических наук, Орловский филиал Финансового университета

Лидия при Правительстве РФ (302001, Россия, г. Орел, ул. Гостиная, 2).

Викторовна E-mail: lidi.mazur@ya.ru

Тарасов аспирант, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

Вадим (302026, Россия, г. Орел, ул. Комсомольская, 95).

Александрович E-mail: vadim.tarasov.75@inbox.ru

Аннотация

Одним их основных условий эффективного функционирования региональной экономики является наличие собственной налоговой базы. В сложившихся условиях нехватка финансовых ресурсов на региональном уровне в первую очередь определяется нестабильностью источников формирования регионального налогового потенциала. Реализация национальных проектов в сфере образования будет способствовать росту регионального налогового потенциала обусловленному как созданием новых рабочих мест, ростом заработной платы, так и в дальнейшем за счет повышения уровня интеллектуального потенциала населения региона, следствием которого станет внедрение инноваций в региональную экономику, способствующих развитию реального сектора экономики на основе формирования новой системы знаний и технологий.

Ключевые слова: налоговый потенциал, регион, бюджет, доходы, образование, национальный проект, налоги, региональная экономика, бюджетная политика.

Нехватка финансовых ресурсов на региональном уровне является ключевой проблемой реализации бюджетной политики на уровне субъектов РФ. Данной проблеме посвящены труды значительного количества исследователей [1-6]. Вместе с тем, следует учитывать, что именно собственные налоговые доходы должны составлять основу источников формирования региональных бюджетов. В этой связи необходимо осуществлять как их постоянный поиск, так и способы расширения региональной налоговой базы. Существенное значение в данном поиске следует отводить образовательной среде. Поскольку с одной стороны она будет отвечать за формирование финансовой грамотности населения соответствующей территории, способствовать нормализации налоговой дисциплины, а с другой будет формировать ключевой показатель развития национальной экономики - интеллектуальный потенциал. Именно от него зависит разработка и внедрение инноваций, модернизация производственного и технического комплексов, создание новых технологий, отвечающих современным требованиям цифровой экономики. В свою очередь на интеллектуальный потенциал оказывают основное влияние три фактора: уровень, качество и доступность образования. Именно на развитие интеллектуального потенциала направлен национальный проект «Образование» в 2019-2024 годах.

Реализация данного проекта обусловлена наличием ряда негативных факторов, связанных с образовательным потенциалом населения. Так, по данным Росстата, в последние годы наметилась негативная тенденция снижения удельного веса численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также удельного веса студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (рис. 1). Вместе с тем имеется положительная тенденция роста удельного веса обучающихся общеобразовательных учреждений в общей численности населения, а также несущественного увеличения удельного веса студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, в общей численности населения.

Следует учитывать, что образование является точкой роста в региональной экономике, поскольку оказывает влияние на рынок труда и все его составляющие [7-9]. В этой связи существенное значение отводится формированию образовательной среды в регионах РФ и реализации национальных проектов в данной сфере. Реализация национального проекта «Образование» осуществляется на федеральном и региональном уровнях. При этом, на осуществление национального проекта «Образование», будет выделено 784,5 млрд. руб. и определены следующие приоритетные направления его реализации: современная школа (бюджет проекта составляет 295,1 млрд. руб.); молодые профессионалы (156,2 млрд. руб.); экспорт образования (107,5 млрд. руб.); успех каждого ребенка (80,5 млрд. руб.); цифровая образовательная среда (79,8 млрд. руб.); социальная активность (27,3 млрд. руб.); учитель будущего (15,4 млрд. руб.); поддержка семей, имеющих детей (8,6 млрд. руб.); социальные лифты для каждого (4,7 млрд. руб.). Основным источником финансирования проекта являются средства федерального бюджета - 92,2%, средства бюджетов субъектов РФ составят 5,8%, внебюджетные источники - 2%.

□ Удельный вес обучающихся общеобразовательных учреждений, в общей численности населения

□ Удельный вес студентов, обучающихся по программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в общей численности населения

□ Удельный вес студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, в общ ей численности населения

□ Удельный вес студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общ ей численности населения

Рис. 1. Уровень образования и профессиональной подготовки населения в Российской Федерации, %г

Вместе с тем, реализация данного проекта имеет определенную специфику для каждого субъекта РФ. Так, например, в Орловской области на реализацию национального проекта «Образование» из федерального бюджета будет выделено 397,7 млн. руб., в регионе будут реализованы три проекта: успех каждого ребенка (бюджет проекта составит 316,8 млн. руб.]; современная школа (56,4 млн. руб.]; цифровая образовательная среда (24,5 млн. руб.].

Запланировано, что к концу 2024 г. в Орловской области 70% обучающихся общеобразовательных организаций окажутся вовлеченными в различных формах сопровождения и наставничества. Для учеников 5-11 классов будет предоставлена возможность осваивать основные общеобразовательные программы по индивидуальным учебным планам, с возможностью зачета результатов по освоенным ими дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения. Будет проведено обновление материально-технической базы общеобразовательных учреждений в сельской местности в количестве 441 организации, из них: 2019 год - в 28, 2020 год - в 39, 2021 год - в 61, 2022 год - в 85, 2023 год - в 104, 2024 год - в 124 организациях.

В рамках реализации национального проекта «Образование» в Орловской области будет ежегодно расти количество детей, охваченных деятельностью детских технопарков «Кванториум» и за 2019-2024 годы составит 10400 детей. Кроме того, запланировано, что 1500 детей смогут получить рекомендации для построения индивидуального учебного плана на основе выбранных профессиональных компетенций, что также будет учитывать реализацию проекта «Билет в будущее».

Также в Орловской области будут проводиться открытые онлайн-уроки, реализуемые с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», «Уроки настоящего». Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, составит 80% к концу 2024 года. В рамках реализации национального проекта планируется постоянное повышение квалификации педагогических работников с использованием современных дистанционных форм непрерывного образования. Кроме того, планируется активная работа со школьниками, направленная на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов в Орловской области в рамках использования опыта Образовательного фонда «Талант и успех». Таким образом, акцентируется внимание на выявлении способностей у детей, которые они будут использовать в своей дальнейшей деятельности. Следовательно, в Орловской области появится возможность создавать новые технологии и разработки, направленные на модернизацию региональной экономики, что в конечном итоге позволит расширять источники формирования налогового потенциала.

Запланирована деятельность по проведению оценки качества общего образования с использованием международных практик по исследованию качества подготовки школьников. Планируется внедрение адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в деятельность учреждений профессионального образования.

В образовательных учреждениях будет внедрена современная и безопасная цифровая образовательная среда к 2024 г. Запланировано ежегодное увеличение обучающихся в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки в вузах (с 5,6 тыс. чел. в 2019 г. до 6,6 тыс. чел. в 2024 г.).

1 Составлено авторами по данным Росстата.

12

10

п

г^' г^' г^' г^' г^' г^'

8

6

4

2

0

Таким образом, реализация данного проекта сможет не только обеспечить глобальную конкурентоспособность российской образовательной среды, повысить качество образования; воспитывать гармонично развитых и социально ответственных личностей, но и косвенно воздействовать на увеличение налоговой составляющей региональных бюджетов. Данный факт будет достигаться как за счет создания новых рабочих мер в сфере образования (следовательно, увеличение налоговых доходов в региональных бюджетах по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ]], так и за счет внедрения инноваций, обновления материально-технической базы, создания новых объектов образовательной среды. Более того, следует учитывать, что в рамках реализации данного проекта бюджетное финансирование не будет способствовать формированию неформальной занятости, а, следовательно, будет отсутствовать возможность сокрытия налоговых доходов перед бюджетной системой.

При этом следует учитывать, что в Орловской области к региональным особенностям формирования налогового потенциала относится то, что в нем превалирует удельный вес НДФЛ среди других налоговых доходов (рис. 2).

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ НДФЛ

□ Налог на прибыль организаций

□ Акцизы

□ Налог на имущество организаций

□ УСН

□ Транспортный налог

□ Другие налоговые доходы

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Рис. 2. Динамика налогового потенциала Орловской области1

На протяжении анализируемого периода времени максимальная собираемость НДФЛ наблюдалась в 2014 году, минимальная - в 2017 году. Вместе с тем, удельный вес НДФЛ в налоговых доходах регионального бюджета колеблется на уроне от 34,0% до 42,1%. На втором по значимости месте находится налог на прибыль организаций, его удельный вес в структуре налогового потенциала Орловской области составляет от 23,0% до 28,6%. Далее следуют акцизы с диапазоном колебания 12,7% - 18,0%. Удельный вес налога на имущество организаций в структуре налогового потенциала Орловской области составляет от 8,8% до 12%, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН] на уроне от 5,4% до 6%, транспортного налога порядка 4%. Другие налоговые доходы включают в себя налог на игорный бизнес, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), государственную пошлину, единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и составляют порядка 1% в структуре налогового потенциала Орловской области на протяжении рассматриваемого периода времени.

Таким образом, структура налогового потенциала Орловской области свидетельствует о том, что в регионе реальный сектор экономики не играет существенного значения. Высокий уровень собираемости НДФЛ в основном обеспечивается за счет бюджетных учреждений, особенно в системе образования. Согласно справочно-информационным материалам системы образования Орловской области на территории региона функционирует: 196 дошкольных образовательных организаций, 376 общеобразовательных организаций, 19 учреждений профессионального образования, 123 учреждения профессионального образования, 6 высших учебных заведений (вузов].

Вместе с тем, в настоящее время в целях расширения налоговой базы бюджета Орловской области следует особое внимание уделять развитию реального сектора экономики, что в свою очередь акцентирует роль инвестиционно-инновационной деятельности, которая невозможна без достижения соответствующего уровня образования, отвечающего современным требованиям цифровой экономики.

В этой связи реализация национального проекта «Образование» станет своеобразной точкой роста региональной экономики, следовательно, регионального налогового потенциала (рис. 3].

1 Составлено авторами по данным Департамента финансов Орловской области

Рис. 3. Факторы роста регионального налогового потенциала при модернизации образовательной среды (составлено авторами)

Источниками роста налогового потенциала при реализации национального проекта «Образование» в Орловской области будет не только НДФЛ от фонда оплаты труда сотрудников образовательных учреждений, но увеличение доли налога на прибыль организаций, за счет расширения налоговой базы. Поскольку проводимая модернизация образовательных учреждений будет связана как с обновлением и заменой оборудования, так и с реализацией строительно-монтажных работ на территории региона (строительство новых объектов образовательной среды], развитием инфраструктурной сети между городом и сельской местностью.

Таким образом, производимые затраты из регионального бюджета будут способствовать в краткосрочном периоде их отдачи в виде пополнения налоговых доходов. В долгосрочном периоде на основе полученной новой системы знаний молодежь региона сможет реализовывать венчурные проекта, внедрять инновации, развивать реальный сектор экономики.

Литература

1. Гончаренко Л.И., Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: факторы формирования и развития // Нацио-

нальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 6. С. 21 - 28.

2. Липатова И.В. Система регионального налогообложения: правовой и экономический анализ // Учет.

Анализ. Аудит. 2017. № 1. С. 62 - 71.

3. Малис Н.И. Налоговые поступления в региональные бюджеты: резервы роста // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 2. С. 25 - 32.

4. Малис Н.И. Налоговые доходы региональных бюджетов: проблемы и перспективы // Финансы. 2018.

№ 1. С. 11-15.

5. Пансков В.Г., Лукасевич И.Я. Налоговые механизмы стимулирования модернизации экономики Россий-

ской Федерации // Финансы. 2017. № 8. С. 42 - 48.

6. Шемякина М.С. Оценка налогового потенциала региона и муниципальных образований: теория и мето-

дика. Йошкар-Ола: ООО ИПФ "СТРИНГ", 2015. 161 с.

7. Luk'iachikova T., Iamshchikova T. Podkhody k reformirovaniiu i rezul'taty modernizatsii vysshego obrazovani-

ia // Problems of Economic Transition (MPET). №59-7/8. 2017. P. 38 - 46.

8. Лукьянчикова, Т.Л., Ямщикова Т.Н. Подходы к реформированию и результаты модернизации высшего

образования // Экономист. 2016. № 7. С. 38 - 46.

Matveev Vladimir Vladimirovich, doctor of economic science, Professor, Orel branch of Financial University under the Government of the Russian Federation (2, Gostinaya St., Orel, 302001, Russian Federation). E-mail: vvmatveev@fa.ru

Mazur Lidia Viktorovna, candidate of economic science, Orel branch of Financial University under the Government of the Russian Federation (2, Gostinaya St., Orel, 302001, Russian Federation). E-mail: lidi.mazur@ya.ru Tarasov Vadim Aleksandrovich, postgraduate student, Orel state university of I.S. Turgenev (95, Komsomolskaya St., Orel, 302026, Russian Federation). E-mail: vadim.tarasov.75@inbox.ru

INFLUENCE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON FORMATION OF REGIONAL TAX POTENTIAL

Abstract

One of the main conditions for the effective functioning of the regional economy is the availability of its own tax base. Under the current conditions, the lack of financial resources at the regional level is primarily determined by the instability of the sources of formation of the regional tax potential. The implementation of national projects in

the field of education will contribute to the growth of the regional tax potential due to both the creation of new jobs, growth in wages, and in the future by increasing the intellectual potential of the region's population, which will r e-sult in the introduction of innovations in the regional economy, contributing to the development of the real sector of the economy based on the formation of a new system of knowledge and technology.

Keywords: tax potential, region, budget, income, education, national project, taxes, regional economy, budget policy.

References

1. Goncharenko L.I., Arhipceva L.M. Nalogovyj potencial: faktory formirovaniya i razvitiya / / Nacional'nye interesy:

prioritety i bezopasnost'. 2011. № 6. P. 21 - 28.

2. Lipatova I.V. Sistema regional'nogo nalogooblozheniya: pravovoj i ekonomicheskij analiz // Uchet. Analiz. Audit.

2017. № 1. P. 62 - 71.

3. Malis N.I. Nalogovye postupleniya v regional'nye byudzhety: rezervy rosta // Nauchno-issledovatel'skij finansovyj

institut. Finansovyj zhurnal. 2016. № 2. P. 25 - 32.

4. Malis N.I. Nalogovye dohody regional'nyh byudzhetov: problemy i perspektivy / / Finansy. 2018. № 1. P. 11-15.

5. Panskov V.G., Lukasevich I.YA. Nalogovye mekhanizmy stimulirovaniya modernizacii ekonomiki Rossijskoj Federacii

// Finansy. 2017. № 8. P. 42 - 48.

6. SHemyakina M.S. Ocenka nalogovogo potenciala regiona i municipal'nyh obrazovanij: teoriya i metodika. Joshkar-

Ola: OOO IPF "STRING", 2015. 161 p.

7. Luk'iachikova T., Iamshchikova T. Podkhody k reformirovaniiu i rezul'taty modernizatsii vysshego obrazovaniia //

Problems of Economic Transition (MPET). №59-7/8. 2017. P. 38 - 46.

8. Luk'yanchikova, T.L., YAmshchikova T.N. Podhody k reformirovaniyu i rezul'taty modernizacii vysshego obrazovani-

ya // Ekonomist. 2016. № 7. P. 38 - 46.

УДК 336.221.262 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-4-125-129

налогОВЫЙ НОИШИ СТРАНЫ

КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Минаева доктор экономических наук, профессор кафедры экономики,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елена Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,

Вячеславовна г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, 69). E-mail: 5880972@mail.ru

Юткина кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,

Ольга Российский государственный университет правосудия (117418, Россия,

Владимировна г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: olga_yutkina@mail.ru

Александрова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Российский

Маргарита государственный университет правосудия (117418, Россия, г. Москва,

Валерьевна ул. Новочеремушкинская, 69). E-mail: 4664290@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ налоговой системы и налогового потенциала в разрезе страны и регионов, а также выполнен мониторинг налоговых доходов в разрезе консолидированного бюджета страны и отдельных федеральных округов РФ. На этой основе были выявлены основные причины, препятствующие увеличению налоговых поступлений в региональные бюджеты, и сформулированы основные направления по повышению и эффективному использованию налогового потенциала, способствующие дальнейшему инновационному развитию регионов.

Ключевые слова: инновационное развитие, налоговый потенциал, налоговая система, налоговые поступления, бюджетно-налоговая политика, регионы, экономический рост, финансовое обеспечение государства, финансовая база.

Одним из направлений экономического роста в современной экономике и хозяйственной практике любого государства является поиск методов и инструментов укрепления финансовой базы развития страны и ее регионов. Кроме того, общими факторами экономического роста признаны: совершенствование законодательной базы, развитие финансовой, кредитно-денежной системы, таможенной и налоговой политики, снижение уровня безработицы и показателей инфляции, введение государственных стандартов, обеспечивающих выработку идентичной продукции с едиными показателями качества, ограничение теневого бизнеса [1].

В системе финансового обеспечения страны (государства) и отдельных ее субъектов ведущее место отведено налогам. Налоги, ставки налогов, действующий механизм их взимания, уровень налоговых поступлений, налоговое администрирование и налоговый потенциал, являющиеся одними из элементов налоговой системы, существенно влияют на возможности и качество экономического роста страны и регионов, формируя основную часть их финансовой базы.

В этой связи, органы власти пристальное внимание уделяют решению проблем налогообложения и совершенствованию действующей налоговой системы. На современном этапе развития любой страны возникает необходимость реализации задач по мобилизации денежных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.