Научная статья на тему 'Налоговый потенциал регионов как механизм планирования доходов государственного бюджета'

Налоговый потенциал регионов как механизм планирования доходов государственного бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ / TAX POTENTIAL OF THE REGIONS / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TAX PLANNING / НАЛОГОВАЯ БАЗА / TAX BASE / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN / БЮДЖЕТ / BUDGET / ДОХОД / INCOME / ПРОГНОЗ / FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большова Лиля Алексеевна, Гурова Славяна Юрьевна

Изучен процесс установления взаимосвязи бюджетного и социально-экономического планирования, необходимость которого обусловлена причинно-следственной связью прогнозируемых показателей состояния экономики с уровнем возможного поступления налогов и сборов в рамках действующего налогового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большова Лиля Алексеевна, Гурова Славяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POTENTIAL OF THE REGION AS A MECHANISM FOR PLANNING THE STATE BUDGET REVENUES

The process of establishing the relationship of the budget and socio-economic planning necessitated by causality projections for the economy to the level of potential income taxes and fees under the current tax legislation.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал регионов как механизм планирования доходов государственного бюджета»

4. Хогоева Т.В. Инновационная модель эконо- http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3724/ мики региона // Проблемы современной эконо- (дата обращения: 15.06.2012). мики: электронный журнал. 2011. № 3(39). URL:

АСАНОВ Александр Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и менеджмента. Филиал Московского психолого-социального университета в г. Муроме Владимирской области. Россия. Муром. E-mail: apex_as@bk.ru

БУЗИНА Татьяна Владимировна - студент. Филиал Московского психолого-социального университета в г. Муроме Владимирской области. Россия. Муром. E-mail: apex_as@bk.ru

ASANOV, Aleksandr Nikolaevich - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management. Moscow branch of psycho-social university in Murom, Vladimir region. Russia. Murom. E-mail: apex_as@bk.ru

BUZINA, Tatyana Vladimirovna - student. Moscow branch of psycho-social university in Murom, Vladimir region. Russia. Murom. E-mail: apex_as@bk. ru

УДК 336.2

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ КАК МЕХАНИЗМ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Л.А. Большова, С.Ю. Гурова

Изучен процесс установления взаимосвязи бюджетного и социально-экономического планирования, необходимость которого обусловлена причинно-следственной связью прогнозируемых показателей состояния экономики с уровнем возможного поступления налогов и сборов в рамках действующего налогового законодательства.

Ключевые слова: налоговый потенциал регионов; налоговое планирование; налоговая база; налоговая нагрузка; бюджет; доход; прогноз.

L.A. Bolshova, S.Yu. Gurova. TAX POTENTIAL OF THE REGION AS A MECHANISM FOR PLANNING THE STATE BUDGET REVENUES

The process of establishing the relationship of the budget and socio-economic planning necessitated by causality projections for the economy to the level of potential income taxes and fees under the current tax legislation.

Keywords: tax potential of the regions; tax planning; the tax base; the tax burden; the budget; income; forecast.

Налоговое планирование, исходя из задачи полноты исполнения доходной части бюджета, должно учитывать основные направления налоговой и инвестиционной политики государства, результаты анализа данных о ходе исполнения текущих налоговых обязательств, доходы федерального, регионального и местного бюджетов, выпадающие в связи с применением налоговых льгот, и иные факторы. В таком понимании исходной составляющей налогового планирования должно быть определение налоговой базы, которая, согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения и определяется для каждого вида налога [2]. Следовательно, расчет налоговой базы должен проводиться по каждому виду

налогов в региональном разрезе. При этом налоговое планирование должно основываться на результатах анализа текущих налоговых обязательств, а также мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

Таким образом, в формировании налоговой базы определяющее значение имеет региональный аспект, отраженный в практических расчетах через оценку налоговой базы и налогового потенциала регионов.

Анализ динамики поступлений налогов в текущем периоде, тенденций развития налоговой базы и составляющих ее элементов и на этой основе прогнозирование объемов налоговых платежей в бюджет - важнейшая задача экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления. Предметом данно-

го анализа является установление взаимосвязи бюджетного и социально-экономического планирования, необходимость которого обусловлена причинно-следственной связью прогнозируемых показателей состояния экономики с уровнем возможного поступления налогов и сборов в рамках действующего налогового законодательства. К основным макроэкономическим показателям развития национальной экономики, определяющим объем налоговых поступлений, относятся: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый внутренний продукт, валовая прибыль, общий размер доходов, начисленных физическим лицам, численность населения, индекс инфляции и другие показатели. Объективный прогноз макроэкономических показателей развития страны является основой процесса планирования экономического развития страны, планирования налоговых поступлений, так как позволяет оценить некоторый условный, но достижимый объем налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, в том числе потенциал доходов региона.

Бюджетный потенциал территории отражает максимально возможную величину доходов бюджета региона при условии достижения им определенных параметров состояния экономики, основанных на данных прогноза социально-экономического развития территории. Из данного определения следует, что налоговый потенциал характеризует способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений, причем понятие налогового потенциала не отождествляется с фактическими суммами налогов, поступающих в бюджет за определенный период времени.

Необходимо различать понятие налогового потенциала региона как абстрактной финансовой категории, выражающей некий оптимальный объем налоговых поступлений (оптимальный размер налогового бремени) в условиях какой-то идеальной для конкретного региона налоговой системы, как элемента методики расчета доходной базы бюджета. В данном случае налоговый потенциал понимается как источник дохода определенных бюджетных звеньев на территории соответствующего региона.

Такая оценка налогового потенциала сможет сыграть значимую роль не только при определении величины доходов бюджета, но и способствовать совершенствованию бюджетного процесса по целому ряду направлений, выделяя региональное законодательство о бюджетном процессе в качестве одного из ве-

дущих источников регулирования бюджетного процесса субъектов Российской Федерации.

Показатель налогового потенциала может отражать будущую ситуацию с доходами при условии, что текущая налоговая политика и политика бюджетных расходов в будущем останутся неизменными. В этом смысле расчет налогового потенциала может служить системой обозначения таких мер или решений на начальных этапах. Использование понятия налогового потенциала может придать бюджетному процессу стабильность и преемственность, поскольку определение реально возможного объема налогов как источника доходов бюджета, который может быть получен с хозяйствующих субъектов, устанавливает предел в процессе расчета величины расходов бюджета [1].

Обоснованная оценка налогового потенциала региона сможет сыграть важную роль в совершенствовании межбюджетных отношений и, в частности, порядка предоставления трансфертов [3]. Если реально будут определены «налоговые возможности» регионов, то тем самым уменьшится вероятность субъективного подхода к оценке действительной потребности в помощи. Повышается самостоятельность регионов в использовании своего налогового потенциала, в какой-то мере снимаются противоречия между центром и субъектами федерации, так как устраняется причина споров - несправедливость в распределении помощи.

До настоящего времени в практике работы большинства регионов методология научно обоснованного расчета налогового и бюджетного потенциалов не применялась, планирование доходной базы бюджетов всех уровней осуществлялось во многом субъективно.

Индекс налогового потенциала (ИНП) для /-го субъекта федерации рассчитаем по формуле:

ИНП1=^*Котр, (1)

где VI - суммарная величина добавленной стоимости отраслей экономики (в основных ценах) на душу населения по данному субъекту федерации, отнесенная аналогичному к показателю по Российской Федерации в среднем;

Котр - поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики данного субъекта федерации.

Величина добавленной стоимости на душу населения по субъектам Российской Федерации и в среднем по Российской Федерации рассчитывается по данным Госкомстата России.

Поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики региона рассчитывается по формуле:

К =Т *Di * Кi +Т *Di +Т *Di +

отр пром пром пром стр стр тр тр

+Т *Di +Т *Di * +Т *Di , (2)

торг торг жкх жкх пр пр ' к '

где Т , Т, Т ,Т . Т , Т - средние по РФ

пром ст тр торг жкх пр

относительные уровни налоговой нагрузки соответственно на промышленность, строительство, транспорт, торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство и прочие отрасли экономики по налогам, поступившим в бюджеты субъектов РФ;

Di , Di , Di , Di Di , И - доли

пром стр тр торг жкх пр

добавленных стоимостей соответственно на промышленность, строительство, транспорт, торговлю, жилищно-коммунальное хозяйство и прочие отрасли экономики по налогам, поступившим в бюджеты субъектов РФ;

К - поправочный коэффициент на от-

пром

раслевую структуру промышленности данного субъекта Федерации.

Относительные уровни налоговой нагрузки на основные отрасли экономики в среднем по Российской Федерации определены из табл. 1.

Поправочный коэффициент на отраслевую структуру промышленности рассчитывается по формуле:

К =Т , (3)

пром. отр отр' 4 ^

где Тотр - средние по Российской Федерации относительные уровни налоговой нагрузки на основные отрасли промышленности по налогам, поступившим в бюджеты субъектов РФ.

Иотр - доли соответствующих отраслей промышленности в общем объеме продукции промышленности данного субъекта РФ (табл. 2).

На величину налогового потенциала регионов оказывают влияние множество факторов, как объективных, так и субъективных. К первым относятся: действующее налоговое и таможенное законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта, политические факторы и др. К субъективным факторам - состояние региональной налоговой политики,

Таблица 1

Уровни налоговой нагрузки по отраслям экономики (без учета сельского хозяйства)

Отрасль Доля отрасли в сум- Доля отрасли в нало- Коэффициенты относи-

марной добавленной говых поступлениях в тельной налоговой нагрузки

стоимости бюджеты субъектов на отрасли экономики

А 1 2 3

Всего: 1 1 1

Промышленность 0,351 0,467 1,329

Строительство 0,084 0,077 0,912

Транспорт 0,110 0,102 0,923

Торговля 0,155 0,084 0,540

ЖКХ 0,051 0,035 0,689

Прочие отрасли 0,249 0,237 0,950

Таблица 2

Налоговая нагрузка на промышленные отрасли в Российской Федерации

Отрасль промышленности Доля отрасли Доля отрасли Коэффициенты

в продукции в налоговых относительной

промышленности поступлениях в бюджеты субъектов налоговой нагрузки на отрасли промышленности

Промышленность, в т. ч.: 1 1 1

электроэнергетика 0,171 0,123 0,724

топливная промышленность 0,154 0,280 1,807

металлургия

химическая и нефтехимическая промышленность 0,074 0,048 0,657

машино строение 0,181 0,163 0,906

лесная, деревообрабатывающая 0,040 0,036 0,939

промышленность стройматериалов 0,039 0,033 0,858

легкая 0,017 0,014 0,902

пищевая 0121 0,118 0902

рыбная, рыбоконсервная 0,010 0,006 0,434

прочие отрасли 0,009 0,043 1,097

количество предоставляемых льгот, отсрочек, вычетов, инвестиционных кредитов и др. [1].

Точечная оценка налогового потенциала должна применяться органами власти при разработке проектов бюджетов различных уровней на предстоящий период и способна сыграть важную роль в совершенствовании процесса планирования бюджетных доходов.

Список литературы

1. О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по

исполнению Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: постановление СФ ФС РФ от 25.12.2013 г. № 583-СФ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. М.: Эксмо. 2013.

3. Сильвестрова Т.Я., Александрова Н.А., Бе-логорская А.Н., Гурова С,Ю., Стороненко М.Г., Улыбина Л.В. Налоговый менеджмент: учебник / под ред. проф. Т.Я. Сильвестровой. Чебоксары: ИП Суворов В.Г., 2013. С. 320.

БОЛЬШОВА Лиля Алексеевна - старший преподаватель кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru

ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru

BOLSHOVA, Lilya Alekseevna - Senior Lecturer of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru

GUROVA, Slavyana Yurievna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru

УДК 657.6

СУЩНОСТЬ РЕВИЗИИ И ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ФОРМ КОНТРОЛЯ

И.В. Мысина

Изучена сущность контроля, рассмотрены основные формы финансового контроля, сущностные особенности ревизии и ее отличие от проверки, экспертизы и аудита. Приведены примеры направлений ревизии в бюджетных учреждениях.

Ключевые слова: контроль; финансовый контроль; формы финансового контроля; проверка; экспертиза; ревизия; направления ревизии.

I.V. Mysina. ESSENCE OF AUDIT AND ITS DIFFERENCE FROM OTHER FORMS OF CONTROL

The essence of control is studied, the main forms of financial control, intrinsic features of audit and its difference from check, examination and audit are considered. Examples of the directions of audit in the budgetary establishments are given.

Keywords: control; financial control; forms of financial control; check; examination; audit; audit directions.

Контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В стране действуют законы, указы, поста-

новления, которыми регулируется контрольная и надзорная деятельность.

Составной частью контроля деятельности хозяйствующих субъектов является финансовый контроль. «Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.