Научная статья на тему 'Инновационная модель развития экономики региона'

Инновационная модель развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / МОДЕЛЬ / MODEL / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / РЕГИОН / REGION / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / БЮДЖЕТ / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асанов Александр Николаевич, Бузина Татьяна Владимировна

Определена сущность понятия «инновационное развитие региона». Изучены отечественные региональные инновационные программы. Выделены задачи оперативного и стратегического планирования с целью стабилизации и подъема экономики региона, достижения условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE MODEL OF DEVELOPMENT REGIONAL ECONOMY

The essence of the concept of «Innovative development of the region». Studied domestic regional innovation programs. Highlighted the problem of operative and strategic planning for the purpose of stabilization and economic recovery of the region to achieve the conditions for efficient execution and management of the budget at the expense of preservation and development of scientific and technological potential and creating favorable conditions for innovation.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель развития экономики региона»

УДК 332.1

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

РЕГИОНА

А.Н. Асанов, Т.В. Бузина

Определена сущность понятия «инновационное развитие региона». Изучены отечественные региональные инновационные программы. Выделены задачи оперативного и стратегического планирования с целью стабилизации и подъема экономики региона, достижения условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновация; модель; экономика; регион; субъект; планирование; бюджет.

A.N. Asanov, T.V. Buzina. INNOVATIVE MODEL OF DEVELOPMENT REGIONAL ECONOMY

The essence of the concept of «Innovative development of the region». Studied domestic regional innovation programs. Highlighted the problem of operative and strategic planning for the purpose of stabilization and economic recovery of the region to achieve the conditions for efficient execution and management of the budget at the expense of preservation and development of scientific and technological potential and creating favorable conditions for innovation.

Keywords: innovation; model; the economy; region; the subject; planning; budget.

Формирование и реализация инновационных программ и стратегий является в современных условиях важным условием успешного развития экономики региона. Проблема выработки действенных инструментов формирования инновационной региональной стратегии приобретает особую актуальность в современных условиях, когда регионы, обладающие достаточным инновационным потенциалом, в действительности не характеризуются каким-либо значительным социально-экономическим ростом [2].

Инновационное развитие региона - это социально-экономический процесс, в основе которого лежит формирование региональной инновационной системы. Она должна быть способна к увеличению инновационного потенциала региона и его реализации путём организации высокотехнологичных производств, основанных на использовании интеллектуального труда и продуктов, создающих высокую добавленную стоимость. Инновационный потенциал региона составляет совокупность факторов и условий, характеризующих способность региона к инновационному развитию. Инновационный потенциал - это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [3].

В настоящее время в регионах России разрабатываются региональные инновационные программы по различным направлениям. Однако при реализации на практике данных про-

грамм возникает ряд проблем, связанных с несовершенством российского законодательства, отсутствием необходимых ресурсов и т.п. Следовательно, в первую очередь органам власти и управления субъектов Федерации, а также федеральным структурам государственной власти необходимо создавать необходимые условия для развития инновационной деятельности, используя при этом прямые и косвенные методы экономического регулирования. Формируемый механизм стимулирования субъектов хозяйствования в активизации инновационной деятельности должен учитывать как особенность отдельных регионов, так и положительный опыт других субъектов Российской Федерации в создании системы поддержки участников инновационного процесса. Именно системный стратегический подход в решении проблем активизации инновационной деятельности регионов будет способствовать эффективному социально-экономическому развитию территории [2].

Целью региональной инновационной политики является стабилизация и подъем экономики региона, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности. Для достижения цели следует определить задачи оперативного и стратегического планирования:

16

вестник Российского университета кооперации. 2014. №2(16)

- активизация инновационной деятельности с целью создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции до показателей мирового уровня и расширение за счет этого внешнего и внутреннего рынка для промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности региона и т.д.;

- максимально возможное использование достижений науки при осуществлении структурной перестройки отраслей экономики региона;

- формирование региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;

- привлечение инвестиций из федеральных и внебюджетных источников для реализации научно-технических и инновационных программ и проектов регионального значения;

- стимулирование изобретательской деятельности, повышение уровня патентной защищенности продукции и технологий, защита патентного рынка области от притока на них зарубежных патентов;

- содействие защите национального приоритета на результаты научных исследований, выполняемых за счет бюджетов всех уровней и защите интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности;

- развитие бизнес-планирования инновационной деятельности [4].

Перспективной организационно-институциональной формой экономического развития региона является кластеризация предприятий и видов деятельности, способная обеспечить конкурентоспособность региона в современных условиях общественного прогресса [1].

Последовательная инновационная политика должна быть направлена на привлечение высококвалифицированных кадров и их целевую подготовку, а также на привлечение, а затем и разработку современных технологий в области транспорта, жилищного и промышленного строительства, в области энергосбережения и малой энергетики. Это возможно сделать путем развития межрегиональных связей с ведущими научными, образовательными и исследовательскими центрами. Нацеленность на эколого-технологическое развитие выдвигает особые требования к образовательной и промышленной политике, а также задачам по формированию кластеров. В частности, необходимо выявить перспективные разработки, существующие на сегодняшний день в виде идей и проектов, для чего необходимо прове-

сти дополнительный анализ рынков инновационной продукции и мониторинг передовых разработок, связанных с эколого-технологиче-ским развитием [4].

Посредством инновационной политики государство организует, определённым образом позиционирует инновационную деятельность, определяет её место и роль в общем экономическом механизме страны, регламентирует приоритетные направления в её развитии, а также обозначает меры, принимаемые для поддержания инновационного процесса. Региональная инновационная политика как подсистема федеральной инновационной политики выполняет в модели инновационного развития региона роль управляющего звена, определяющего в процессе реализации законодательных и исполнительных мероприятий направление и характер модернизации региональной инновационной сферы. Кроме того, модель инновационного развития региона является индикативной по отношению к федеральной. Она характеризуется наличием обратных связей, в ходе которых процесс реализации региональной инновационной политики может быть скорректирован на основе анализа инновационной динамики в регионе, отмеченной при реализации механизма инновационного развития. Данная модель учитывает взаимодействие федерального и регионального уровней организации инновационной деятельностью. При самостоятельности региональных органов власти необходимым условием является согласованность способов реализации инновационной политики с основами инновационной политики федерального уровня.

Устойчивое развитие региона и его конкурентоспособность во многом определяются эффективной интеграцией науки, образования и бизнеса, которая выступает действенным инструментом развития инновационной экономики [4].

Список литературы

1. Ахтариева Л.Г. К вопросу о формировании инновационной модели развития экономики региона // Проблемы инновационно-инвестиционной деятельности в России: сб. материалов рос. науч.-практ. конф. Уфа: БАГСУ, 2007. С. 35-37.

2. Дмитриев А.А. Формирование и реализация стратегии инновационного развития экономики региона: дис. М., 2008. 154 с.

3. Кравченко С.И. Исследование сущности инновационного потенциала // Науч. тр. Донецкого национального технического университета. Сер: Экономическая. Вып. 68. Донецк: ДонНТУ, 2003.

4. Хогоева Т.В. Инновационная модель эконо- http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3724/ мики региона // Проблемы современной эконо- (дата обращения: 15.06.2012). мики: электронный журнал. 2011. № 3(39). URL:

АСАНОВ Александр Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и менеджмента. Филиал Московского психолого-социального университета в г. Муроме Владимирской области. Россия. Муром. E-mail: apex_as@bk.ru

БУЗИНА Татьяна Владимировна - студент. Филиал Московского психолого-социального университета в г. Муроме Владимирской области. Россия. Муром. E-mail: apex_as@bk.ru

ASANOV, Aleksandr Nikolaevich - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management. Moscow branch of psycho-social university in Murom, Vladimir region. Russia. Murom. E-mail: apex_as@bk.ru

BUZINA, Tatyana Vladimirovna - student. Moscow branch of psycho-social university in Murom, Vladimir region. Russia. Murom. E-mail: apex_as@bk. ru

УДК 336.2

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ КАК МЕХАНИЗМ ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Л.А. Большова, С.Ю. Гурова

Изучен процесс установления взаимосвязи бюджетного и социально-экономического планирования, необходимость которого обусловлена причинно-следственной связью прогнозируемых показателей состояния экономики с уровнем возможного поступления налогов и сборов в рамках действующего налогового законодательства.

Ключевые слова: налоговый потенциал регионов; налоговое планирование; налоговая база; налоговая нагрузка; бюджет; доход; прогноз.

L.A. Bolshova, S.Yu. Gurova. TAX POTENTIAL OF THE REGION AS A MECHANISM FOR PLANNING THE STATE BUDGET REVENUES

The process of establishing the relationship of the budget and socio-economic planning necessitated by causality projections for the economy to the level of potential income taxes and fees under the current tax legislation.

Keywords: tax potential of the regions; tax planning; the tax base; the tax burden; the budget; income; forecast.

Налоговое планирование, исходя из задачи полноты исполнения доходной части бюджета, должно учитывать основные направления налоговой и инвестиционной политики государства, результаты анализа данных о ходе исполнения текущих налоговых обязательств, доходы федерального, регионального и местного бюджетов, выпадающие в связи с применением налоговых льгот, и иные факторы. В таком понимании исходной составляющей налогового планирования должно быть определение налоговой базы, которая, согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения и определяется для каждого вида налога [2]. Следовательно, расчет налоговой базы должен проводиться по каждому виду

налогов в региональном разрезе. При этом налоговое планирование должно основываться на результатах анализа текущих налоговых обязательств, а также мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

Таким образом, в формировании налоговой базы определяющее значение имеет региональный аспект, отраженный в практических расчетах через оценку налоговой базы и налогового потенциала регионов.

Анализ динамики поступлений налогов в текущем периоде, тенденций развития налоговой базы и составляющих ее элементов и на этой основе прогнозирование объемов налоговых платежей в бюджет - важнейшая задача экономических ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления. Предметом данно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.