Научная статья на тему 'Налоговый потенциал региона в системе межбюджетных отношений: оценка и пути оптимизации (на примере Краснодарского края)'

Налоговый потенциал региона в системе межбюджетных отношений: оценка и пути оптимизации (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTER-BUDGET RELATIONS / TAX POTENTIAL / BUDGET INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лемешко Наталья Сергеевна

В статье представлен и апробирован подход к распределению налоговых полномочий на мезоуровне для повышения налогового потенциала региона, а также даны рекомендации по повышению эффективности межбюджетных отношений в условиях российского федерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CAPACITY OF THE REGION IN THE SYSTEM OF INTER-BUDGET RELATIONS: ASSESSMENT AND WAYS OF OPTIMIZATION (ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR KRAI)

Approach to distribution of tax powers at mesolevel for rising the tax capacity of the region is presented and approved, and also references on rising the efficiency of inter-budget relations in the conditions of the Russian federalism are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал региона в системе межбюджетных отношений: оценка и пути оптимизации (на примере Краснодарского края)»

№ 6 - 2013 г. 08.00.00 экономические науки

УДК 338.24(1-2/-3):336.2

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ОЦЕНКА И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Н. С. Лемешко

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар)

В статье представлен и апробирован подход к распределению налоговых полномочий на мезоуровне для повышения налогового потенциала региона, а также даны рекомендации по повышению эффективности межбюджетных отношений в условиях российского федерализма.

Ключевые слова: доходы бюджета, межбюджетные отношения, налоговый потенциал.

Лемешко Наталья Сергеевна — старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар, e-mail: nataltim@rambler.ru

В настоящее время весьма актуальными остаются вопросы финансовой обеспеченности регионов и муниципалитетов, повышения уровня их независимости в условиях сохранения единого государственного устройства. Несмотря на принятие Налогового и Бюджетного кодексов, законов о разделении полномочий органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, в бюджетной системе не обеспечивается равновесие между централизацией финансовых ресурсов и федерализацией бюджетных отношений. Так, региональные и местные налоги служат только «добавкой» в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов.

Существующая в настоящее время система налоговых полномочий не соответствует в полной мере экономическим интересам муниципалитетов и не позволяет реализовать в полной мере экономические интересы субъектов РФ. Кроме того, избыточная централизация порождает коррупционные риски.

Придерживаясь в исследованиях данной точки зрения, было осуществлено распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы, обеспечивающее, на наш взгляд, сбалансированность поступлений в федеральный и территориальный бюджеты (табл. 1).

Предлагаемая модель распределения налоговых доходов позволяет повысить налоговый потенциал региона, увеличить поступления в бюджет и усилить финансовое положение хозяйствующих субъектов.

Таблица 1

Порядок реализации межбюджетных отношений на региональном уровне

Действующая система распределения Предлагаемая система распределения

Налог на прибыль организаций

Федеральный 2 % от общей ставки Региональный 18 % Федеральный региональный местный

Налог на доходы физических лиц

Региональный какой % местный Региональный 50 % местный 50 %

Налог на добавленную стоимость

Федеральный 100 % Федеральный 70 % региональный 10 % местный 20 %

Предлагаемая модель реализации межбюджетных отношений позволит не только повысить налоговый потенциал субъектов Федерации. В первую очередь, подобное разграничение послужит стимулом для региональных и местных властей в борьбе за налогоплательщика и создания привлекательного инвестиционного климата. Этим целям, безусловно, послужит увеличение отчислений по налогу на прибыль организаций в пользу бюджетов субфедерального и муниципального уровней. При этом необходимо сохранить полномочия по регулированию элементов налога за федеральными властями с целью сохранения единого налогового пространства и недопущению создания оффшорных зон внутри страны.

Помимо этого чрезвычайно важным остается и регулирование косвенного налогообложения, налогообложения потребления. Так, например, НДС является одним из наиболее значимых источников дохода бюджета. Согласно действующему бюджетному законодательству поступления по нему полностью зачисляются в федеральный бюджет. На наш взгляд, это не совсем объективно по отношению к территориальным бюджетам, поскольку потребление товаров, работ и услуг происходит на региональном и местном уровнях, так же как и пользование инфраструктурой. Поэтому нами предлагается разграничить поступления от этого налога между всеми уровнями бюджетной системы (табл. 1).

Кроме того, в целях повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований предлагается повысить и законодательно закрепить норматив отчислений от НДФЛ до 50 % в пользу местных бюджетов. Это будет не только экономически выгодно для нижестоящих бюджетов, но и социально справедливо.

Установление подобных единых нормативов отчислений обеспечило дополнительное поступление в местные бюджеты Краснодарского края в 2008 году — 7,6 млрд руб., 2010 году — 8,8 млрд руб., а в 2012 году — уже порядка 15,2 млрд руб. (табл. 2, рис. 1).

Таблица 2

Результаты действующей и предлагаемой модели распределения налоговых

доходов

Уровень бюджета 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Существующая система распределения, млн руб.

Федеральный 38 509,1 36 433,9 34 763,8 37 235,9 49 584,9

Региональный 67 170,7 66 710,6 74 234,6 90 911,7 110 256,2

Местный 25 752,7 29 640,7 32 365,8 35 998,4 37 906,8

Предлагаемая модель, млн руб.

Федеральный 33 963,4 29 620,1 28 577,3 31 339 41 480,3

Региональный 63 870,3 64 711 71 639,3 87 402,4 103 080,2

Местный 33 598,3 38 454,1 41 147,7 45 404,7 53 187,4

Рис. 1. Результаты распределения налоговых доходов по звеньям бюджетной системы, млн руб. Знаком * обозначены налоговые поступления согласно предлагаемой модели

распределения

В пользу предложенной модели реализации межбюджетных отношений можно привести следующие аргументы:

• более бережное и рациональное использование собственных средств, полученных в виде налоговых доходов;

• расширение финансовых возможностей региональных и местных властей;

• наличие собственных источников доходов исключит возможность оправдания бездействия местной администрации по причине нехватки финансирования;

• поскольку суммы налоговых поступлений напрямую связаны с величиной налоговой базы, это не может не послужить стимулом для развития предпринимательства

и прочих бизнес-проектов в регионе.

Выпадающие из федерального бюджета доходы можно компенсировать за счет сокращения межбюджетных трансфертов, что к тому же минимизировало коррупционные риски.

Оценить эффективность предлагаемых мероприятий представляется возможным при количественном определении налогового потенциала региона. Согласно существующей методике произведем расчет налогового потенциала субъекта Российской Федерации

по формуле [1]:

НП = 1(0,25 х Б1/(-3)/Брф/"3) + 0,3 х БЦ(-2)/Бф-2) + 0,45 х Б™/БфЛ)) х Трф, (1)

где НП^ — налоговый потенциал 1-го региона; Бг/'("3), Бг/"2), БЦ{'1] — налогооблагаемая база по налогу j в регионе 1 соответственно за 3 последних отчетных года; ТРФ — сумма поступлений по налогу j в консолидированные бюджеты всех регионов в планируемом году;

БРф/"3), БРф/"2), Бф'1 — налогооблагаемая база по налогу j по РФ соответственно за 3 последних отчетных года.

Результаты расчетов приведены в табл. 3 и на рис. 2.

Показатели налогового потенциала, млн руб.

Таблица 3

Показатель Год Существующая система Предлагаемая система

Общий НП Краснодарского края За 2010 на 2011 гг. 69 150,039 72 293,223

За 2011 на 2012 гг. 83 414,714 93 841,565

За 2012 на 2013 гг. 92 354,732 103 899,074

существующая система ■предлагаемая система

Рис. 2. Расчет налогового потенциала региона (на примере Краснодарского края), млн руб. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. современное состояние межбюджетных отношений на мезоуровне нуждается в дальнейшем реформировании, особенно в части сокращения трансфертов

и пересмотра нормативов отчислений от налогов в пользу регионов;

2. при условии дальнейшего реформирования имеется значительный запас роста налогового потенциала субъектов Федерации и повышения уровня

их самофинансирования;

3. построение эффективной модели фискального федерализма напрямую влияет на финансовые возможности регионов и муниципалитетов.

Список литературы

1. Проект «Разработка статистической базы по межбюджетным отношениям»

тематический отчет № 14 ЗАО Аудиторско-консультационная фирма «Современные бизнес-технологии»

TAX CAPACITY OF THE REGION IN THE SYSTEM OF INTER-BUDGET RELATIONS: ASSESSMENT AND WAYS OF OPTIMIZATION (ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR KRAI)

N. S. Lemeshko

FSBEIHPE «Kuban state agrarian university» (Krasnodar c.)

Approach to distribution of tax powers at mesolevel for rising the tax capacity of the region is presented and approved, and also references on rising the efficiency of inter-budget relations in the conditions of the Russian federalism are presented in the article.

Keywords: budget income, inter-budget relations, tax potential.

About authors:

Lemeshko Natalya Sergeevna — senior teacher of taxes and taxation chair FSBEI HPE «Kuban state agrarian university», e-mail: nataltim@rambler.ru

List of the Literature:

1. «Development of Statistical Base on Inter-budget Relations» project: thematic report № 14 of JSC Auditor consulting Firm Modern business- technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.