Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования межбюджетных отношений на региональном уровне'

Проблемы совершенствования межбюджетных отношений на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTER-BUDGET RELATIONS / REGIONAL BUDGET / TAXES / TAX POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лемешко Наталья Сергеевна

В статье представлены результаты исследования современных межбюджетных отношений, и апробирован подход к совершенствованию налоговых полномочий между их участниками на субфедеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF INTER-BUDGET RELATIONS AT THE REGIONAL LEVEL

Results of research of the modern inter-budget relations are presented in the article, and approach to improvement of tax powers between their participants at the subfederal level is approved.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования межбюджетных отношений на региональном уровне»

№ 6 - 2013 г. 08.00.00 экономические науки

УДК 338.24(1-2/-3)

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Н. С. Лемешко

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар)

В статье представлены результаты исследования современных межбюджетных отношений, и апробирован подход к совершенствованию налоговых полномочий между их участниками на субфедеральном уровне.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, региональный бюджет, налоги, налоговый потенциал.

Лемешко Наталья Сергеевна — старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар, e-mail: nataltim@rambler.ru

Обеспечение целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития любой страны мира, и России в том числе, имеющих многоуровневую систему организации государственной власти, требует четкого разграничения по уровням всех составляющих частей триады «функции — полномочия — ресурсы». Каждый из уровней государственной власти должен обеспечивать реализацию своих функций, поскольку обладает необходимыми для этого полномочиями и ресурсами.

В Российской Федерации доминирует разделение федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования источников крайне незначительна.

Действующая в настоящее время система налоговых полномочий не соответствует в полной мере экономическим интересам муниципалитетов и не позволяет реализовать экономические интересы субъектов РФ. Распределение налоговых доходов между уровнями российской бюджетной системы в сегодняшнем его виде нельзя признать оптимальным, поскольку продолжается концентрация налоговых доходов на федеральном уровне при одновременном снижении доли местных и региональных бюджетов в консолидированном бюджете страны.

Учитывая необходимость перехода от модели дотационности бюджетов субфедерального уровня к их самофинансированию (что не противоречит основам федеративного

устройства), нами систематизированы и сформулированы принципыреализации государственной политики в сфере межбюджетного регулирования, а также выделены критические факторы успеха (КФУ), что продемонстрировано в табл. 1. Последовательное решение уникальных стратегических и тактических задач, которые определяют траекторию развития бюджетно-налоговой системы в целом, ее отдельных институтов и структурных подразделений, в конечном итоге приведет к повышению налогового потенциала региона.

Таблица 1

Принципы, КФУ и показатели результативности реализации бюджетно-налоговой политики в сфере организации системы межбюджетных

отношений

Показатель Содержание

Принципы Доминирующее положение федерального бюджета; принцип равенства федеральных, региональных и местных интересов; разграничение доходных источников и расходных назначений между звеньями бюджетной системы; прозрачность межбюджетных отношений; равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований

КФУ 1. Стимулирование регионального экономического развития. 2. Повышение бюджетного статуса и расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход в долгосрочной перспективе к формированию их в основном за счет собственных налогов. 3. Разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней. 4. Дифференциация доходных источников между уровнями бюджетной системы РФ. 5. Инвестиционная поддержка развития территорий. 6. Снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне

Показатели эффективности межбюджетных отношений на мезоуровне Степень бюджетной самостоятельности регионов, объем финансовой помощи из федерального центра, величина собственных доходов региональных и местных бюджетов, уровень регионального экономического развития, величина налогового потенциала

После изучения современного состояния бюджетно-налоговой системы нами был осуществлен критический анализ действующей модели фискального федерализма и обозначены направления, обеспечивающие повышение финансовой самостоятельности местного самоуправления и снижение финансовой зависимости муниципальных образований за счет налогового потенциала данной территории.

На наш взгляд, наиболее острой и до настоящего времени нерешенной остается на региональном уровне проблема высокой степени зависимости местных бюджетов от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Существующая система бюджетно-налоговых отношений, основанная на преобладании компетенции центра, не предоставляет возможности эффективного использования налогового потенциала субъектам РФ в полной мере.

Оценка фактических объемов регионального налогового регулирования проведена на основе расчета изменений объемов налоговых изъятий под воздействием решений региона в рамках действующей налоговой системы.

Налоговая система России опирается на косвенное налогообложение. НДС и акцизы

в сумме формируют более трети налоговых доходов бюджетной системы. Большое значение этих налогов потребовало единообразия в их взимании и определило исключительную компетенцию федерального центра (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение налоговых доходов между федеральным и консолидированным (территориальным) бюджетами на территории Краснодарского края

Рис. 2. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет на территории

Краснодарского края

На основании проведенного исследования нами предложена модель формирования межбюджетных отношений региона на основе применения нормативов отчислений в консолидированный бюджет налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, а также отчуждения части налога на добавленную стоимость в целях повышения финансовой самостоятельности бюджетов субфедерального уровня.

В целях активизации стимулирующей региональной налоговой политики целесообразно закрепить за субъектами РФ поступления от прямого налогообложения прибыли организаций. При этом необходимо сохранить полномочия по регулированию элементов налога за федеральными властями с целью сохранения единого налогового пространства и недопущения создания оффшорных зон внутри страны. В целях реализации повышения финансовой самостоятельности муниципалитетов целесообразно увеличить долю поступления от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты. Данная мера послужит стимулом для муниципальных властей в борьбе за налогоплательщика, создание благоприятной инвестиционной обстановки. Выступая регулятором спроса,

косвенные налоги могут послужить инструментом для выравнивания доходной базы субфедеральных бюджетов. Кроме того, нами предлагается направлять часть поступлений по НДС в консолидированный бюджет региона, оставив при этом полномочия по регулированию элементов налога за федеральным центром с целью сохранения единого экономического пространства страны. Транспортный налог предлагается передать в ведение органам местного самоуправления, поскольку от степени адресности данного налога зависит реальный общественный контроль за состоянием дорог на муниципальном уровне. Данная мера позволит обеспечить эффективный механизм обложения практически всех объектов при взаимодействии налоговых и регистрирующих органов (табл. 2).

Таблица 2

Подходы к реализации межбюджетных отношений в регионе (фрагмент)

Наименование налога Существующий порядок Предлагаемый порядок

Уровень государственной власти установления налога Уровень формирования бюджета Уровень государственной власти установления налога Уровень формирования бюджета

Налог на прибыль организаций Федеральный Федеральный региональный Федеральный Федеральный региональный местный

Налог на доходы физических лиц Федеральный Региональный местный Федеральный 50 % -региональный 50 % — местный

Налог на добавленную стоимость Федеральный Федеральный Федеральный 70 % — в федеральный бюджет, 10 % — в региональный, 20 % — в местный бюджет

Транспортный налог Региональный Местный Местный Местный

УСН Региональный Региональный Региональный Региональный

ЕНВД Региональный Местный Местный Местный

ЕСХН Региональный Местный Местный Местный

Для повышения налогового потенциала муниципальных образований (районов) края и расширения полномочий органов местного самоуправления, их самостоятельности и независимости в вопросах бюджетного регулирования целесообразно передать в ведение законодательной власти муниципальных образований (районов) принятие решения о введении на подведомственной им территории патентной системы налогообложения с установлением размера потенциально возможного годового дохода (далее — ПВГД) по видам предпринимательской деятельности.

В настоящее время п. 8 ст. 346.43 НК РФ решение о введении патентной системы принимается законами субъектов РФ с установлением единых размеров ПВГД на территории всего субъекта [1]. Однако в данном случае не представляется возможным осуществить корректировку размера ПВГД в зависимости от специфики деятельности, условий работы, уровня доходности территории и т. д.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2012 № 94-ФЗ установлено, что суммы налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, будут зачисляться по нормативу 100 % в бюджеты муниципальных районов и муниципальных округов аналогично порядку зачисления сумм налогов при применении ЕНВД [2]. Напомним, ранее 100 % поступлений при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента по бюджетному законодательству поступали в бюджет субъекта РФ.

Урегулирование данного вопроса явилось бы мощным стимулом для усиления активности органов местного самоуправления по обеспечению условий развития субъектов малого предпринимательства на подведомственной территории муниципального образования.

Предложенные меры по совершенствованию системы межбюджетных отношений могут показаться слишком радикальными, но несомненно и то, что они являются не только вполне своевременными, но и крайне необходимыми для укрепления финансовой самостоятельности субъектов Федерации и повышения их налогового потенциала.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1 и 2). — Режим доступа : (http://base.garant.ru/10900200/)

2. Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF INTER-BUDGET RELATIONS AT THE

REGIONAL LEVEL

N. S. Lemeshko

FSBEIHPE «Kuban state agrarian university» (Krasnodar c.)

Results of research of the modern inter-budget relations are presented in the article, and approach to improvement of tax powers between their participants at the subfederal level is approved.

Keywords: inter-budget relations, regional budget, taxes, tax potential.

About authors:

Lemeshko Natalya Sergeevna — senior teacher of taxes and taxation chair FSBEI HPE «Kuban state agrarian university», e-mail: nataltim@rambler.ru

List of the Literature:

1. Tax code of the Russian Federation (p.1 and 2). — Access mode: (http://base.garant.ru/10900200/)

2. The federal law of 25.06.2012 N 94-FZ (edition of 03.12.2012) «About modification of parts the 1st and the 2nd Tax code of the Russian Federation and separate acts of the Russian Federation»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.