DOI: 10.24412/2070-1381-2023-98-62-72
Налоговый потенциал малого предпринимательства в Кыргызской Республике: основные направления вывода из теневой экономики
Юсупова Гульшара Ниязовна1
Кандидат педагогических наук, доцент экономики, Международный Университет Кыргызстана, Бишкек, Кыргызская Республика.
E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 5430-1321 ORCID ID: 0000-0002-1159-9528
Югай Нина Аркадьевна
Кандидат экономических наук, доцент, Международный Университет Кыргызстана, Бишкек, Кыргызская Республика. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 8324-2068
Чогулдуров Муктар Дуйшёнович
Кандидат географических наук, директор Института непрерывного и дистанционного образования, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, Бишкек, Кыргызская Республика. E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли налогового потенциала малого предпринимательства в Кыргызской Республике в период пандемии и в современной ситуации активного реформирования налогообложения малого бизнеса. Авторами проведен научный обзор теоретических и правовых основ налогообложения субъектов малого бизнеса по процессу реформирования, рассмотрены основные направления создания благоприятного налогового климата и его влияние на уровень теневой экономики. Цель исследования — определить эффективность налогообложения малого бизнеса как составной части налоговой стратегии государства. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: проанализирована налоговая стратегия малого бизнеса в Кыргызской Республике; оценены основные показатели предпринимательской деятельности в Республике; выявлены пути совершенствования механизма налогообложения для стимулирования деятельности малого бизнеса и повышения эффективности управления при решении стратегической задачи по выводу из теневой экономики. В процессе изучения тематики налогового потенциала малого предпринимательства в Кыргызской Республике были проанализированы научные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей. Рассмотрен также состав потенциальных налогоплательщиков Кыргызской Республики и экономико-правовой режим поддержки субъектов предпринимательства в стране. Статья будет интересна исследователям системы экономико-правового обеспечения субъектов предпринимательства в Кыргызской Республике, а также вопросов, связанных с проблематикой перехода на специальные налоговые режимы в контексте внедрения контрольно-кассовой техники, что на современном этапе налогового регулирования в Кыргызской Республики проходит с конфликтами и массовым отказом сферы малого бизнеса от контрольно-кассовой техники, а предпочтение отдается добровольному патенту.
Ключевые слова
Кыргызская Республика, налоговый потенциал, малое предпринимательство, единый налог, добровольный патент, обязательный патент, специальный налоговый режим, теневая экономика.
Tax Potential of Small Business in the Kyrgyz Republic: The Main Directions of Mitigating
Shadow Economy
Gulshara N. Yusupova2
PhD, Associate Professor, International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyz Republic. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-1159-9528
Nina A. Yugai
PhD, Associate Professor, International University of Kyrgyzstan, Bishkek, Kyrgyz Republic. E-mail: [email protected]
Muktar D. Choguldurov
PhD, Director of the Institute of Continuing and Distance Education, Bishkek Humanitarian University named after K. Karasaeva, Bishkek, Kyrgyz Republic. E-mail: [email protected]
Abstract
The article is devoted to the study of the tax potential role of small business in the Kyrgyz Republic, during the pandemic and in the current situation of active reform of small business taxation. The authors carried out a scientific review of the theoretical and legal foundations of small businesses taxation in the process of reform, where the main directions for creating a favorable tax climate in order to mitigate the shadow economy are considered. The aim of the study is to determine the effectiveness of small
1 Корреспондирующий автор.
2 Corresponding author.
business taxation as an integral part of the state's tax strategy. To achieve the aim of the study the tax strategy of small businesses in the Kyrgyz Republic was analysed; the main indicators of entrepreneurial activity in the Kyrgyz Republic was assessed; ways to improve the taxation mechanism to stimulate the activities of small businesses and improve management efficiency in solving the strategic task of mitigating the shadow economy were identified. In the process of studying the subject of the tax potential of small business in the Kyrgyz Republic, scientific works of both foreign and domestic researchers were analysed. Furthermore, the composition of potential taxpayers of the Kyrgyz Republic and the economic and legal regime for supporting business entities in the country are considered. The article will be of interest to researchers of the system of economic and legal support of business entities in the Kyrgyz Republic, as well as issues related to the transition to special tax regimes in the context of cash registers introduction, which at the present stage of tax regulation in the Kyrgyz Republic goes through conflicts and mass refusal from cash registers, since small business prefers applying a voluntary patent.
Keywords
Kyrgyz Republic, tax potential, small business, single tax, voluntary patent, mandatory patent, special tax regime, shadow economy.
Экономико-правовая система малого предпринимательства в Кыргызской Республике: налоговые аспекты
Современное состояние и уровень развития малого бизнеса позволяют сделать вывод о наличии проблем, в том числе связанных с налогообложением, которые актуализировали исследование для поиска возможных направлений их решения. Экономические и правовые механизмы поддержки эффективного функционирования малого бизнеса включают налогообложение как систему стратегических задач для развития предпринимательства в стране.
Актуальность исследования характеризуется той ролью, которую играет вопрос налогообложения субъектов малого бизнеса, который является составной частью налоговой стратегии государства и во многом определяется необходимостью создания благоприятного налогового климата и экономико-правовой поддержки субъектов предпринимательства в стремлении уменьшить долю теневой экономики в стране.
Цель исследования — определить эффективность налогообложения малого бизнеса как составной части налоговой стратегии государства. Для достижения поставленной цели исследования следует решить следующие задачи: проанализировать налоговые стратегии малого бизнеса в Кыргызской Республике; рассмотреть основные показатели предпринимательской деятельности в Республике; определить пути совершенствования механизма налогообложения для стимулирования деятельности малого бизнеса и повышения эффективности управления по решению стратегической задачи вывода из теневой экономики.
Тематике налогообложения малого предпринимательства посвящены работы, где обосновываются факторы, определяющие налоговый потенциал и основные направленности развития налогового потенциала субъектов малого предпринимательства [Суркова 2016; Филобокова, Коршак 2022]. Другие авторы отмечают, что высокие налоги негативно сказываются на системе налогообложения страны, и выделяют недостатки применяемого коэффициента налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства [Беспалова 2014; Нурмаганбетова 2019; Сидоренко 2021]. Вопросам, связанным с проблематикой перехода на специальные налоговые режимы как способа оптимизации налоговой нагрузки на сектор малого бизнеса в контексте внедрения контрольно-кассовой техники, посвящен ряд исследований [Ильина 2020; Маликова 2015]; отметим, что на современном этапе налогового регулирования в Кыргызской Республике этот процесс проходит с конфликтами сферы малого бизнеса и отказом от контрольно-кассовой техники, при этом предпочтение отдается применению добровольного патента.
Таким образом, прослеживается общая тенденция, определяющая налоговый потенциал малого бизнеса, что позволяет рассчитать и измерить эффективность налоговой политики с целью вывода предпринимательства из теневой экономики; именно это является стратегией
всех стран и подразумевает не увеличение нагрузки на предпринимателей, а увеличение доходов за счет вывода экономики из «тени»3.
Далее рассмотрим вопросы налогообложения субъектов малого предпринимательства в целях определения стратегии Государственной налоговой службы Кыргызской Республики по созданию благоприятного налогового климата и экономико-правовой поддержки субъектов предпринимательства в Республике на основе следующих нормативно-правовых актов:
1) Инструкции Кыргызской Республики «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства», где Законом были определены правовые основы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике4;
2) Указа «О поддержке субъектов малого предпринимательства, создании благоприятного налогового климата»; Указом предусмотрено освобождение от налогов субъектами предпринимательства с годовым оборотом до 8 млн сомов. Особенность Указа — это цель запустить полноценную аналитическую платформу, в которой представлены следующие требования к субъектам предпринимательства:
— обязательное применение контрольно-кассовой онлайн-машины;
— обязательное применение электронных счет-фактур;
— уплата подоходного налога и страховых взносов;
— уплата земельного налога, налога на имущество (если имеется);
— отсутствие импортных-экспортных операций5.
3) Новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики, которая направлена на сокращение количества налогов — с 16 видов до 8, устанавливает 6 общегосударственных налогов и 2 местных налога, а также с целью упрощения налогообложения для субъектов малого предпринимательства вводит специальные налоговые режимы: ставка НДС снижена с 20% до 12%; значительно снижены также ставки налога на прибыль, подоходного налога (с 30% до 10%), максимальная ставка налога на нерезидентов (с 30% до 10 %)6.
4) Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», который направлен на сокращение периодичности предоставления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также изменения сроков уплаты налогов для субъектов малого предпринимательства7.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормативно-правовыми актам Кыргызской Республики по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства прослеживается стратегия государства в стремлении создать благоприятный налоговый климат для поддержки предпринимательства в стране и понижения уровня теневой экономики.
3 Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», от 18 янв. 2022 года № 4 // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112552?cl=ru-ru (дата обращения: 05.02.2023).
4 Инструкция «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/99687 (дата обращения:05.02.2023).
5 Указ «О поддержке субъектов малого предпринимательства, создании благоприятного налогового климата», от 2 дек. 2021 г. № 542 // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/430769?cl=ru-ru (дата обращения:05.02.2023).
6 Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики», от 18 янв. 2022 года № 4 // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112342 (дата обращения:05.02.2023).
7 Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», от 18 янв. 2022 года № 4 // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112552?cl=ru-ru (дата обращения: 05.02.2023).
Следующий этап исследования будет направлен на определение налогового потенциала в Кыргызской Республике, что гипотетически должно улучшить механизм налогообложения для стимулирования деятельности малого бизнеса в Республике.
Анализ налогового потенциала малого предпринимательства в Кыргызской Республике, 2019-2021 годы
В условиях особого дефицита государственного бюджета Кыргызской Республики особое значение имеет определение налогового потенциала субъектов малого предпринимательства в стране и повышение эффективности управления по решению стратегических задач, поскольку, в соответствии со структурой потенциальных налогоплательщиков-предприятий в Кыргызской Республике, в 2021 г. на территории Кыргызской Республики действовало 17,1 тыс. предприятий, из них 16,3 тыс. малых предприятий и 0,8 тыс. средних предприятий. При этом малые предприятия составляют 93,1% в общей структуре предпринимательства, а средние предприятия — 4,9%, крупные — 2,0%.
Для оценки налогового потенциала малого предпринимательства в Кыргызской Республике необходимо также рассмотреть бюджетно-налоговую политику системы налогообложения в стране, потенциал которого «существенно влияет на качество управления государственными финансами и уровень жизни населения» [Юсупова 2021, 519].
За 9 месяцев 2021 года Государственная налоговая служба Кыргызской Республики обеспечила сбор налогов и платежей по специальным налоговым режимам в бюджет республики в размере 2 млрд 247,9 млн сом. Это больше прогнозного плана на 73,1 млн сом. По сравнению с подобным периодом 2020 года собрано больше на 676,7 млн сом, то есть темп роста составил 143,1%. В том числе выданы 745 945 тыс. добровольных патентов на сумму 1 млрд 755,6 млн сом, что больше плана на 7 млн сом, то есть выполнение составило 100,4%. Обязательных патентов выдано 44 788 тыс. на сумму 234,4 млн сом, что больше на 7,7 млн сом, — план реализован на 103,4%.
Поступления от единого налога составили в сумме 257,7 млн сом, что больше на 58,1 млн сом, — прогнозный план выполнен на 129,1%. При этом в сентябре 2021 года Государственная налоговая служба обеспечила сбор налогов и платежей по специальным налоговым режимам в размере 250,9 млн сом, что больше прогнозного плана на 77,7 млн сом, а по сравнению с сентябрем 2020 года больше на 31,2 млн сом; в том числе от добровольного патента в сентябре текущего года поступили 208,5 млн сом, обязательного патента — 29 млн сом, единого налога — 13,4 млн сом.
Соответственно, в совокупной сумме налогов, собранных в 2021 году, доля единого налога показала отличное от нуля значение. Что касается добровольного патента, который также оплачивается малым бизнесом, то его доля более значительна — 3%. В целях определения уровня налогового потенциала малого предпринимательства, рассмотрим в процентном соотношение сборы Государственной налоговой службы Кыргызской Республики (Рисунок 1).
Как видно из рисунка, несмотря на то, что общее количество малых предприятий в последние годы растет, объемы налогов, уплачиваемых данными субъектами экономики, не увеличивается. Об этом говорится в официальных публикациях Национального статистического комитета Кыргызстана «Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике 2019-2021», в которых содержится отчет о состоянии и развитии малого бизнеса в стране за анализируемые годы.
Ш
%
■ НДС на импорт из ЕАЭС ■ Акциз на импорт из ЕАЭС
■ Подоходный налог ■ Нерезиденты КР
■ Налог на прибыль Добровольный патент
■ Налог яа доход "Кумтор" ■ Налог на недвижимое имущество
■ Налог яа движимое имущество ■ Земельный налог
■ НДС Ш Налог с продаж
■ Акцизный налог ■ Недры
• Неналоговые поступления
Рисунок 1. Сборы Государственной налоговой службы Кыргызской Республики
в 2021 году8
Для оценки налогового потенциала малого предпринимательства рассмотрим статистические данные основных показателей деятельности предпринимательства в Кыргызской Республике за период 2019-2021 гг.
Таблица 1. Основные показатели деятельности предпринимательства в Кыргызской Республике, 2019-2021 гг.9
2019 2020 2021
Объем валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, млн сомов 265 440,6 71 998,9 88 226,8
Малые предприятия 44 480,4 12 571,4 16 493,5
Средние предприятия 23 215,5 9 120,1 10 769,0
Крестьянские (фермерские) хозяйства 42 826,2 11 072,4 13 603,4
Индивидуальные предприниматели 154 918,5 39 235,0 47 360,9
Удельный вес валовой добавленной стоимости малого и среднего предпринимательства в ВВП, в процентах 42,8 29,8 32,6
Малые предприятия 7,2 5,2 6,1
Средние предприятия 3,7 3,8 4,0
Крестьянские (фермерские) хозяйства 6,9 4,6 5,0
Индивидуальные предприниматели 25,0 16,2 17,5
Удельный вес валовой добавленной стоимости малого и среднего предпринимательства в ВВП без предприятий по разработке месторождения «Кумтор», в процентах 47,2 34,8 36,4
8 Составлено авторами на основе: Малое и среднее предпринимательство // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo/ (дата обращения: 05.02.2023).
9 Составлено авторами на основе: Малое и среднее предпринимательство // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo/ (дата обращения: 05.02.2023).
По предоставленным статистическим данным в разрезе основных показателей деятельности предпринимательства в Кыргызской Республике за анализируемый период видно, что объем валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого предпринимательства, идет на понижение (2020 году — 5,2 млн сомов, а в 2019 году было 7,2 млн сомов). Это связано с отрицательным влиянием пандемии на все сферы экономики страны в целом, в том числе и на самый уязвимый вид деятельности — малое предпринимательство, при этом незначительные улучшения заметны в 2021 году — 6,1 млн сомов, что может свидетельствовать о постепенном восстановлении предпринимательства после пандемии.
Таким образом, утверждать, что налоговый потенциал малого бизнеса в последующие годы будет повышаться, сложно. При этом результаты официальных статистических данных основных показателей деятельности предпринимательства в Кыргызской Республике за рассматриваемый период, за исключением периода пандемии, дают небольшую надежду на динамику улучшения.
Пути совершенствования механизма налогообложения для стимулирования активности субъектов малого бизнеса
В соответствии с целью исследования следует рассмотреть основные направления совершенствования механизма налогообложения субъектов малого бизнеса для вывода его из «тени» в рамках экономико-правовой поддержки субъектов предпринимательства в Кыргызской Республики.
В научных работах, посвященных оценке налогового потенциала в стране, даны показатели как в абсолютном выражении, так и в виде индексов, характеризующие отношение налогового потенциала данного субъекта Кыргызской Республики к среднему уровню. Отмечается также двойственный характер определения налогового потенциала: с одной стороны, он направлен на определение объема финансовых ресурсов, которые могут быть преобразованы в поток налоговых платежей, а с другой стороны, он включает определение максимально допустимого налогового бремени для субъектов налоговых отношений [Казакбаева 2010; Шакирова 2019].
В статье 157 Налогового кодекса Кыргызской Республики отмечается, что субъект малого предпринимательства, который не зарегистрирован в качестве плательщика НДС и выбрал общий налоговый режим, имеет право исчислять и уплачивать налоги на основе упрощенного метода налогового учета. Согласно «Инструкции по упрощенной системе налогообложения для малого бизнеса», упрощенный метод налогового учета определяет пути совершенствования механизма налогообложения для стимулирования активности субъектов малого бизнеса Кыргызской Республики.
Малые предприятия обязаны рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики:
— налоги, взимаемые у источника выплаты (подоходный налог, удерживаемый с работающих лиц, налог на проценты с физических и юридических лиц, налог на доходы нерезидентов, не связанные с постоянным представительством в Кыргызской Республике);
— земельный налог;
— местные налоги, кроме налога за оказание платных услуг населению и розничные продажи;
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 98 Июнь 2023 г.
— отчисления на воспроизводство и освоение минерально-сырьевой базы;
— налог на добавленную стоимость сверх порога регистрации НДС, установленного Правительством Кыргызской Республики (с объемом валовой выручки до 3 млн сомов в год)10.
Малые предприятия платят единый налог по ставке в следующих размерах:
— предприятия, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции в обрабатывающей промышленности и сфере общественного питания, — 5%;
— субъекты, занятые в сфере торговли и оказания транспортных услуг, — 6%;
— субъекты, предоставляющие другие виды услуг и занятые в других областях, не указанных выше, — 10%.
В связи с тем, что единый налог для малого бизнеса был введен сравнительно недавно, пока еще рано судить о его размере и потенциале малого бизнеса. Однако по имеющимся данным можно сказать, что этот вид налога не занимал значительной доли в государственном бюджете страны. Для сравнения: доля НДС в налоговых сборах Государственной налоговой службы составляет 65,2%.
В соответствии с основными направлениями фискальной политики Кыргызской Республики, а именно системой налогообложения субъектов малого предпринимательства, следует рассмотреть структуру производства и темпы роста реального ВВП за 2019-2024 годы (Таблица 2) как факторы реализации итогов бюджетной политики за 2019-2021 годы и ожидаемой оценки на 2022 год, а также приоритетных направлений Кыргызской Республики на период до 2024 года, определенных Национальной стратегий развития Кыргызской Республики.
Таблица 2. Структура производства и темпы роста реального ВВП в Кыргызской
Республике, 2019-2024 гг.11
2019 2020 2021 2022 ожидание 2023 прогноз 2024 прогноз
ВВП в текущих ценах (млн сомов) 619 102,7 598 344,5 643629,4 713744,7 772622,3 840207,6
ВВП по отраслям (%) 100 100 100,0 100,0 100,0 100,0
сельское хозяйство 11,7 13,5 13,4 12,9 12,6 12,4
промышленность 19,0 21,1 21,0 22,3 21,8 21,5
строительство 9,5 8,3 8,0 7,8 7,7 7,7
услуги 46,5 46,3 46,8 46,2 47,0 47,5
чистые налоги на продукты и импорт 13,3 10,8 10,8 10,9 10,9 10,8
Темпы реального роста ВВП (%) 4,6 -8,6 3,2 6,5 3,9 4,0
ВВП без учета «Кумтора» 4,1 -9,0 5,0 5,1 4,4 4,5
Темпы реального прироста выпуска валовой продукции по отраслям (%)
сельское хозяйство 2,5 1,1 2,1 2,3 2,5 2,5
промышленность 6,6 -7,5 3,1 14,8 2,7 3,2
строительство 10,7 -15,9 4,1 6,7 5,4 7,2
услуги 3,2 -10,0 3,7 4,1 4,8 4,3
10 Инструкция «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике // Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/99687 (дата обращения: 05.02.2023).
11 Составлено авторами на основе: Основные направления фискальной политики Кыргызской Республики на 2022-2024 годы //Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/158734?cl=ru-ru#pr1 (дата обращения: 15.02.2023).
Следует отметить, что фискальная политика Кыргызской Республики преследует цель сохранить положительные тенденции экономического роста после пандемии и обеспечить устойчивое экономическое развитие Республики, также она направлена на стимулирование отраслей экономики и повышение благосостояния народа. В среднесрочной перспективе гипотетически ожидается положительная динамика роста ВВП: в период на 2023-2024 годы прогнозируемые темпы реального роста ВВП составят 6,5%, 3,9% и 4,0% соответственно.
Итак, по официальным данным Государственной налоговой службы Кыргызской Республики, на сегодняшний день основная цель налоговых реформ — это не увеличение нагрузки на предпринимателей, а увеличение доходов за счет вывода экономики из «тени». При этом внедрение контрольно-кассовых машин по стране проходит с конфликтами, массовыми митингами и протестами предпринимателей с требованиями оставить патентную систему налогообложения, в связи с чем заместитель председателя Государственной налоговой службы Кыргызстана И. Кыдыргычев отметил, что акции протеста «против введения контрольно-кассовой техники и электронных накладных проводятся в интересах теневых предпринимателей, которые не хотят работать открыто и прозрачно», так как при использовании электронных накладных им придется указывать место и время покупки товара, что выведет их из тени12. Государственная налоговая служба продолжает проводить масштабную разъяснительную работу, но предприниматели продолжают протестовать, выражая свое недовольство.
Заключение
Подытоживая результаты проведенного исследования, можно сделать выводы, что одной из целей поправок налоговой стратегии является поддержка малого и среднего предпринимательства, которая выражена в следующих поправках Налогового Кодекса:
1. Бессрочное освобождение малого бизнеса. От уплаты налогов освобождены малые предприятия с оборотом не более 8 млн сомов, а также использующие контрольно-кассовые машины. В действующей редакции Налогового кодекса такая льгота была предусмотрена только на 2022 год, с 2023 года такие предприниматели должны будут платить налоги. Таким образом, легальный бизнес не будет платить налоги, и ставка не будет увеличиваться каждый год.
2. Расширение режима на основе единого налога без ограничения размера доходов. В действующей редакции ставки составляют 4% для наличного оборота и 2% для безналичных расчетов. Теперь законопроект предлагает ставку 0,5% от выручки для субъектов с оборотом до 30 млн сомов в год, для субъектов хозяйствования с оборотом от 30 млн до 50 млн сомов — 1%. При этом пониженные ставки единого налога не распространяются на производителей, импортеров, дистрибьюторов и лиц, осуществляющих реализацию горюче-смазочных материалов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
3. Продление на 1 год налога с продаж при безналичном расчете. Нулевая ставка налога с продаж для безналичных расчетов продлена еще на год. В текущей версии эта льгота действовала до 1 января 2023 года.
4. Снижение штрафов. В целях более щадящего перехода на контрольно-кассовую технику уменьшен размер штрафа за нарушение требований по применению контрольно-кассовой техники в части невыдачи кассового чека.
12 Зампред ГНС Кыргызстана: протесты против внедрения ККМ проводятся в интересах теневых предпринимателей // Manas [Электронный ресурс] URL: https://manas.news/obschestvo/zampred-gns-kyrgyzstana-protesty-protiv-vnedremja-kkm-provodjatsja-v-interesah-tenevyh-predprinimatelej/2023 (дата обращения:15.01.2023).
5. Снижение ставок единого налога для налогоплательщиков общественного питания. Текущая ставка налога составляет 8%. Новый проект предлагает снизить ее в городах Бишкек и Ош до 6% в наличной и 4% в безналичной форме. В остальной части Республики она будет установлена в размере 5% в наличной форме и 3% в безналичной форме. В действующем законодательстве по единому налогу могут работать субъекты с оборотом более 30 миллионов сомов в год, теперь порог полностью снят, и бизнес сможет работать без ограничений на сумму выручки от 50 миллионов или больше. Такое решение принято в связи с тем, что если оборот бизнеса превышает 30 миллионов, то они обязаны переходить на общий режим. Работа на общем режиме выгодна для определенной категории предприятий, которые хотят использовать систему зачета НДС или имеют большую долю экспорта.
Следует также отметить и утверждение начальника управления налоговой политики Министерства экономики К. Ысабекова, который, основываясь на официальной информации Нацстаткома, отметил, что доля теневой экономики в 2020 году составляла 23-24% ВВП, а в 2021 году снизилась до 20,5%. При этом он подчеркивает, что, по независимым оценкам, доля теневой экономики превысила 40%13.
Таким образом, текущая налоговая политика и экономическая ситуация в стране по итогам реформирования Государственной налогвой службы привели к снижению экономического потенциала малых предприятий, а также способствовали снижению производственной активности предприятий, а некоторые даже ушли в «тень». Результатом всего этого стало снижение налоговых поступлений от малого бизнеса. Экономика государства в основном представлена малым и средним бизнесом, однако налоговые поступления от применения единого налога в 2021 году достаточно низкие — 0,3%. В основе такой ситуации, как уже отмечалось, лежит высокий уровень теневой деятельности малых предприятий. Бюджет теряет налоговые поступления, и, как следствие, снижается налоговый потенциал страны в целом.
Налоговые зачисления в государственный бюджет зависят не только от законодательного обеспечения, ее состояния и динамики налогооблагаемой базы, но и от согласованных и целенаправленных действий административных, финансовых и регулирующих органов, которые, по нашему мнению, к сожалению, не регулируются согласованно. При этом налоговый потенциал субъектов малого бизнеса в Кыргызской Республике, доля которого составляет 93,1% на 2021 год и который существенно влияет на понижение уровня теневой экономики, не учтен. Как представляется, дальнейшие планы реализации налогово-бюджетной политики на государственном уровне содержат неправильное применение и выбор методов оценки налогового потенциала субъектов малого предпринимательства, а также имеют недостатки в сфере реализации налоговой стратегии в определении нагрузки на малый бизнес. Поэтому эти планы во многом не соответствуют требованиям нынешнего экономического развития страны, особенно к национальным производителям по программе импортозамещения, не учитывают экономическую ситуацию после пандемии и налоговую нагрузку на малый бизнес, находящийся на начальном этапе развития и имеющий обязательства по кредитам.
Однако если удастся внедрить контрольно-кассовую технику и электронные накладные, то «теневые» предприниматели будут вынуждены выйти из «тени», а также процент средних предприятий увеличится, что положительно отразится и на пополняемости бюджета страны.
13 Минэкономкоммерции: О новом Налоговом Кодексе КР // Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: https://mineconom.gov.kg/ru/post/7471 (дата обращения:15.01.2023).
Список литературы:
Беспалова С.В. Влияние налоговой политики государства на налоговую нагрузку субъектов малого бизнеса //Современные проблемы и тенденции инновационного развития Европейского Севера: материалы международной научно-практической конференции (Мурманск, 9-11 апреля 2014г.). Мурманск: Мурманский государственный технический университет, 2014. Т. 1. С. 169-172.
ИльинаД.А. Современные проблемы налогообложения в сфере малого бизнеса // Экономика регионов: источники роста. Сборник научных статей. Курск: Курский государственный университет, 2020. С. 110-115.
Казакбаева Б.М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в Кыргызской Республике // Reforma. 2010. Vol.4. Is.48. URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/574833
Маликова Е.В. Переход на специальные налоговые режимы как один из способов оптимизации налоговой нагрузки на сектор малого бизнеса // Актуальные проблемы развития современной экономики: Сборник тезисов студентов и магистров III межвузовской студенческой научно-теоретической конференции (Ростов-на-Дону, 26 ноября 2014 г.). Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления, 2015. С. 38-44.
Нурмаганбетова М.С. Снижение налоговой нагрузки на бизнес как основная задача оптимизации налогов в Казахстане // Школа Науки. 2019. № 1(12). С. 41-44.
Сидоренко К.А. Оценка изменения налоговой нагрузки на малый бизнес // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 12-3(82). С. 62-65. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-12-3-62-65
СурковаВ.В.Основныепроблемыстратегическогоразвитияналоговогопотенциаласубъектовмалого предпринимательства в регионе // Институциональная модернизация регионов: экономические, социальные и управленческие вызовы. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 5 февраля 2016 г.). Чебоксары: Издательско-полиграфическая компания «Новое время», 2016. С. 363-369.
Филобокова Л.Ю., Коршак А.Н. Налоговые аспекты экономической безопасности субъектов малого предпринимательства // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2022. № 2(38). С. 7-11.
Шакирова К.К. Налоговое администрирование малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике // Вестник Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. 2019. № 3. С. 130-135. DOI: 10.33514/1694-7851-2019-3-130-135
Юсупова Г.Н. Проблемы управления фискальной политикой в условиях кризиса в экономике // Вестник Международного Университета Кыргызстана. 2021. № 2(43). С. 514-520.
References:
Bespalova S.V. (2014) Vliyaniye nalogovoy politiki gosudarstva na nalogovuyu nagruzku sub"yektov malogo biznesa [Influence of the state tax policy on the tax burden of small business entities]. Sovremennyye problemy i tendentsii innovatsionnogo razvitiya Evropeyskogo Severa: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Murmansk, April 9-11, 2014). Murmansk: Murmanskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet. Vol. 1. P. 169-172.
Ilyina D.A. (2020) Modern Problems of Taxation in the Sphere of Small Business. Ekonomika regionov: istochniki rosta. Sbornik nauchnykh statey. Kursk: Kurskiy gosudarstvennyy universitet. P. 110-115.
Filobokova L.Yu., Korshak A.N. (2022) Tax Aspects of the Economic Safety of Small Entrepreneurship Subjects. Innovatsionnaya ekonomika isovremennyy menedzhment. No. 2(38). P. 7-11.
Kazakbaeva B.M. (2010) Nalogooblozheniye sub"yektov malogo predprinimatel'stva v Kyrgyzskoy Respublike [Taxation of small business entities in the Kyrgyz Republic]. Reforma. Vol. 4. Is. 48. Available: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/574833
Malikova E.V. (2015) Perekhod na spetsial'nyye nalogovyye rezhimy kak odin iz sposobov optimizatsii nalogovoy nagruzki na sektor malogo biznesa [Transition to special tax regimes as one of the ways to optimize the tax burden on the small business sector]. Aktual'nyye problemy razvitiya sovremennoy ekonomiki: Sbornik tezisov studentov i magistrov III mezhvuzovskoy studencheskoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii (Rostov-on-Don, November 26, 2014). Rostov-on-Don: Yuzhno-Rossiyskiy institut upravleniya. P. 38-44.
Nurmaganbetova M.S. (2019) Snizheniye nalogovoy nagruzki na biznes kak osnovnaya zadacha optimizatsii nalogov v Kazakhstane [Reducing the tax burden on business as the main task of optimizing taxes in Kazakhstan]. Shkola Nauki. No. 1(12). P. 41-44.
Sidorenko K.A. (2021) Assessment of Changes in the Tax Burden on Small Businesses. Ekonomika i biznes: teoriya ipraktika. No. 12-3(82). P. 62-65. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-12-3-62-65
Shakirova K.K. (2019) Tax Administration of Small and Medium Business in the Kyrgyz Republic. Vestnik Kyrgyzskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I. Arabayeva. No.3. P. 130-135. DOI: 10.33514/1694-7851-2019-3-130-135
Surkova V.V. (2016) Osnovnyye problemy strategicheskogo razvitiya nalogovogo potentsiala sub"yektov malogo predprinimatel'stva v regione [The main problems of the strategic development of the tax potential of small businesses in the region]. Institutsional'naya modernizatsiya regionov: ekonomicheskiye, sotsial'nyye i upravlencheskiye vyzovy. Materialy VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Cheboksary, February 5, 2016). Cheboksary: Izdatel'sko-poligraficheskaya kompaniya "Novoye vremya". P. 363-369.
Yusupova G.N. (2021) Problems of Fiscal Policy Management in the Conditions of a Crisis in the Economy. VestnikMezhdunarodnogo Universiteta Kyrgyzstana. No. 2(43). P. 514-520.
Дата поступления/Received: 25.03.2023