DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10377
А.Б. Урусова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, abu-77@list.ru,
A.B. Urusova - associate Professor of Economics, Ph. D., North Caucasus state Academy.
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS FOR IMPROVEMENT OF TAXATION OF SMALL ENTERPRISES
Аннотация. В работе изучаются особенности влияния системы налогообложения на малые предприятия. Подчеркнута актуальная проблема дополнительной нагрузки на финансовую систему малых предприятий из-за реформирования системы сбора информации налоговой службой о проводимых операциях. Определены приблизительные расходы, которые связаны с информационным обслуживанием малыми предприятиями налоговых органов в связи с обновлением контрольно-кассовой техники. Обосновывается необходимость использования альтернативных вариантов усиления контроля за малым бизнесом. Предлагается авторский алгоритм функционирования системы сбора информации о проводимых операциях малых предприятий налоговыми органами. Проведен расчет экономической эффективности предложенного мероприятия, что позволило выявить, что при расходах на улучшение текущей системы в размере 178 млн руб. государство получит прирост налоговых поступлений в размере от 3840 млн руб. до 30 750 млн руб.
Abstract. The paper studies the features of the impact of the tax system on small enterprises. The urgent problem of the additional burden on the financial system of small enterprises due to the reform of the system of collecting information by the tax service about the operations is underlined. The approximate costs associated with the information services of small enterprises of the tax authorities in connection with the update of cash registers are determined. The necessity of using alternative options for strengthening control over small businesses is substantiated. An author's algorithm of the functioning of the system for collecting information on the operations of small enterprises by tax authorities is proposed. The calculation of the economic efficiency of the proposed measure was carried out, which revealed that with the costs of improving the current system in the amount of 178 million rubles the state will receive an increase in tax revenues in the amount of from 3840 million rubles up to 30 750 million rubles.
Ключевые слова: налогообложение малых предприятий, контрольно-кассовая техника, режим налогообложения малого предприятия, стимулирующая функция налогов, контроль налоговыми органами, оптимизация налогообложения, взаимодействие налоговых органов и малого бизнеса
Keywords: taxation of small enterprises, cash registers, mode of taxation of a small enterprise, incentive function of taxes, control by tax authorities, tax optimization, interaction of tax authorities and small businesses
В течение последних месяцев малый бизнес сталкивается с рядом существенных проблем, которые сдерживают развитие и раскрытие экономического потенциала. Наблюдается снижение покупательской способности населения и падение совокупного спроса [1, c.49]. При этом проводимая государством политика налогообложения малых предприятий не стимулирует экономическое развитие. Другие страны активно ищут возможности для снижения финансовой и административной нагрузки на предприятия этой группы, в то время как российские законодатели усиливают непродуктивные потери малых предприятий.
Целью работы является обоснование мероприятия по повышению эффективности налоговой системы в части стимулирования развития малых предприятий, при этом с учетом необходимости обеспечения государства налоговыми поступлениями для выполнения своих социально-экономических функций.
Основным методом исследования является прямой математический расчет.
В целом в России созданы эффективные налоговые системы для малых предприятий, позволяющие обеспечить равные условия по сравнению с большими предприятиями. Для последних характерной особенностью являются проявление эффекта масштаба, то есть существенное уменьшение доли постоянных расходов в каждом рубле продаж за счет значительного объема продаж по сравнению с малым бизнесом. Поэтому малым предприятиям предлагаются более лояльные налоговые режимы:
1) УСН (упрощенная система налогообложения);
2) ЕНВД (единый налог на вмененный доход);
3) ПСН (патентная система налогообложения);
4) ЕСХН (единый сельхозналог) [2, c.75; 3, c.52].
В то же время, важно отметить, что такая политика не является последовательной, так как, с другой стороны, повышается нагрузка на финансовую систему малых предприятий из-за необходимости обеспечения информационного обслуживания налоговых органов. Речь идет об онлайн-кассах, которые приводят к существенной нагрузке на малый бизнес.
Как показано в таблице 1, малые предприятия, а также другие участники хозяйственной системы, сталкиваются с дополнительными расходами на приобретение контрольно-кассовой техники, которая удовлетворяет текущие требования налоговых органов. Очевидно, что такие средства, которые тратятся на информационное обеспечение налоговых органов, изымаются из оборота. Как результат, экономический потенциал малых
бизнесов снижается. Очевидно, что государство заинтересовано в том, чтобы увеличивать оборот малых предприятий, что в конечном итоге приведет к росту налоговых поступлений.
Таблица 1 - Частичные расходы на контрольно-кассовую технику
Статья расходов Расходы, руб.
Контрольно-кассовая техника 15000
Фискальный накопитель 8000
Договор с оператором фискальных данных 3000
Всего 26000
Источник: составлено автором по материалам [4]
Похожие расходы демонстрируют и альтернативные решения, например, облачная аренда кассового аппарата, а не его приобретение. Это обеспечит расходы в размере 34800 рублей в течение года [5].
Важно также отметить, что государство заинтересовано в поддержании продуктивных расходов, то есть тех, которые позволяют создавать основные средства, прочие внеоборотные и оборотные активы, которые обеспечивают дальнейший рост экономики. Однако поддержание работы компаний, которые продают контрольно-кассовую технику, а также обслуживают эту сферу другим образом, не являются продуктивными. Фактически, существенная часть финансовых ресурсов изымается из экономики. Такие действия являются неразумными в условиях, когда зависимость от цен на энергоресурсы является чрезмерной, а заметный рост валового внутреннего продукта отсутствует в течение последних шести лет. Поэтому необходимо искать возможности для более продуманного выстраивания системы.
Как показано на рисунке 1, предлагается алгоритм функционирования системы сбора информации о проводимых операциях малых предприятий налоговыми органами, который минимизирует финансовую нагрузку на малый бизнес. При этом информационная основа для принятия решений налоговыми органами не страдает.
Так предприниматель скачивает мобильное приложение, которое разработано налоговыми службами. Если клиент желает приобрести товар, то такое мобильное приложение или другое устройство направляет данные об операции на сервера налоговой службы. Происходит формирование электронного чека, ссылку на который получает клиент на почтовый адрес. В случае необходимости, если речь идет о пожилом клиенте или о такой ситуации, которая требует предоставления информации в бумажном виде, такой чек, с указанием ссылки, может быть распечатан на любом носителе. Речь может идти даже об обычном принтере. Значение будет иметь именно электронная версия, которая может использоваться в судопроизводстве, при возврате товара, в других ситуациях.
Предприниматель с помощью мобильного приложения передает информацию в налоговую Сервис налоговой службы получает информацию и генерирует электронный чек с неизменной ссылкой Предприниматель передает клиенту ссылку на электронный чек на почту, мессенджер, с помощью другого технического средства. В случае необходимости чек можно распечатать на любом устройстве
Рисунок 1 - Предлагаемый алгоритм функционирования системы сбора информации о проводимых операциях малых предприятий налоговыми органами
Источник: составлено автором
Таким образом, нет необходимости приобретать дорогую технику или ежегодно платить за аренду контрольно-кассовых аппаратов. Как продавцы товаров, так и услуг смогут быстро обслуживать клиентов, при этом предоставляя всю необходимую информацию о сделках в налоговые органы. В случае реализации такого мероприятия государство сможет контролировать большое количество аспектов, которые связаны с информационным обеспечением налоговых органов данными о малых предприятиях.
Количество малых предприятий в РФ составляет 26599431 единиц [6, а9]. Поэтому снижение такой нагрузки на предприятия позволит им высвободить 691,59 млрд руб. Рентабельность активов малых предприятий составляет около 3,7%, а оборачиваемость активов составляет около 0,741 оборотов в год [6, а9].
Это означает, что если предложение будет внедрено, то экономический эффект составит 25,59 млрд руб. дополнительной чистой прибыли малых предприятий,512,5 млрд руб. прирост валового внутреннего про-
дукта и выручки малых предприятий. В таком случае государство получит в виде дополнительных поступлений от 3,84 млрд. руб. до 30,75 млрд руб. дополнительных налоговых поступлений.
Конечно, сложно оценить стоимость разработки и поддержания такого программного решения. Для этого требуется проведение тендера. Но в качестве ориентира можно использовать актуальные программные продукты, которые разрабатывались государством и решают сложные задачи. В таком случае расходы составят около 178 млн руб. [7]. Показатели эффективности предложения представлены на рисунке 2.
35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
30750
3840
178 ^^^^
Расходы
Увеличение налоговых
поступлений (консервативная оценка)
Увеличение налоговых
поступлений (реалистичная оценка)
Рисунок 2 - Экономические показатели мероприятия повышения эффективности системы сбора информации о проводимых операциях малых предприятий налоговыми органами, млн руб. Источник: авторский расчет
Это означает, что практическая реализация такого мероприятия позволит налоговой службе и государству добиться эффекта в размере 21,57-172,75 рублей на каждый рубль, вложенный в такое мероприятие. При этом как регулирующая функция налогов, так и стимулирующая, будут проявляться. Информационная основа для принятия решений сотрудниками налоговых органов будет усилена без причинения вреда малому бизнесу.
Заключение. В процессе обоснования направлений дальнейшего развития системы налогообложения малых предприятий подчеркнута необходимость улучшения системы сбора информации о проводимых операциях малых предприятий налоговыми органами. Основная суть предложения состоит в том, чтобы снизить нагрузку на малые предприятия в связи с необходимостью приобретения контрольно-кассовой техники. Предлагается разработать мобильное приложение силами налоговой службы, которая будет принимать информацию на сервера этого органа от предпринимателей, автоматически формировать электронный чек, который может быть получен по ссылке, а в случае необходимости распечатать на любом принтере или другом устройстве. Указано, что освобождение малых предприятий от необходимости приобретать дорогую технику позволит обеспечить прирост валового внутреннего продукта в размере 512,5 млрд руб., а также приведет к росту чистой прибыли малых предприятий в размере 25,59 млрд руб. Определено, что экономическая эффективность такого мероприятия с точки зрения интересов налоговых органов и государства составит от 21,57 до 172,75. То есть на каждый рубль, который будет сложен в такое мероприятие, государство получит обратно от 21,57 руб. в виде дополнительных налоговых поступлений.
Источники:
1. Фонина Т.Б. Некоторые аспекты поддержки малого и среднего предпринимательства в Московской области // Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития. - 2019. - С.49.
2. Черевань Ю.А., Колпиков Д.Ю., Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в России / Ю.А. Че-ревань, Д.Ю. Колпиков// Актуальные вопросы в науке и практике. — 2018. — С. 73-77.
3. Сигидов Ю. И., Малые и средние предприятия: учет, налогообложение и составление отчетности: учеб. пособие / Ю. И. Сигидов, А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская. - Краснодар : КубГАУ, 2018. - 101 с.
4. Онлайн-кассы как легальный отъем денег у бизнеса [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://habr.com/ru/post/453822/ (дата просмотра: 02.06.2020)
5. АТОЛ Онлайн [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.atol.ru/#cost (дата просмотра: 02.06.2020)
6. Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./ Росстат. - M., 2019.
7. № 2770135608620000033 Исполнение [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2770135608620000033 (дата просмотра: 02.06.2020)
References:
1. Fonina, T.B. Some aspects of the small and medium business support in Moscow region (in Russian) // Entrepreneurship in Russia: problems and prospects of development. - 2019. - С.49.
2. Cherevan, Yu.A.; Kolpikov, D.Yu. Analysis of the small and medium business support in Russia (in Russian) / Yu. — 2018. — С. 73-77.
3. Sigidov, Yu.I.; Small and medium enterprises: accounting, taxation and reporting: an educational manual (in Russian) / Yu.I. Sigidov, A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar : KubAU, 2018. - 101 с.
4. Online cash registers as legal withdrawal of money from business [Electronic resource] -Access mode: https://habr.com/ru/post/453822/ (view date: 02.06.2020).
5. ATOL Online [Electronic resource] - Access mode: https://online.atol.ru/#cost (view date: 02.06.2020).
6. Small and Medium Enterprises in Russia. 2019: Stat.сб./ Rosstat. - M., 2019.
7. № 2770135608620000033 Execution [Electronic resource] - Access mode: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2770135608620000033 (view date: 02.06.2020).
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10378
А. Б. Урусова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, abu-77@list.ru,
A. B. Urusova - associate Professor of Economics, Ph. D., North Caucasus state Academy, abu-77@list.ru.
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДАННЫМ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ SYSTEM OF TAXATION OF SMALL ENTERPRISES ACCORDING TO THE DATA OF MANAGEMENT OF THE FEDERAL TAX SERVICE IN THE KARACHAY-CHERKESSKY REPUBLIC
Аннотация. В работе рассмотрена динамика фактических основных налоговых поступлений от малых предприятий в Карачаево-Черкесской Республике в 2017-2019 гг. Определен уровень выполнения плановых показателей по поступлениям налоговых платежей от малых предприятий. Выделены проблемы, которые приводят к снижению уровня конкурентоспособности региональных малых предприятий на международном уровне. Предложены направления улучшения текущей налоговой системы таким образом, чтобы обеспечить устойчивое рыночное положение малых предприятий в Российской Федерации и в Карачаево-Черкесской Республике. Целесообразно повысить лимиты для малых и средних предприятий, а также освободить малые предприятия в части налогов в тех периодах, в течение которых они не осуществляют активную деятельность. Речь идет как об отсутствии дохода из-за карантинных мер, так и из-за влияния фактора сезонности бизнес-модели.
Abstract. The paper considers the dynamics of the actual main tax revenues from small enterprises in the Ka-rachay-Cherkess Republic in 2017-2019. The level of fulfillment of planned targets for tax payments from small enterprises is determined. The problems that lead to a decrease in the competitiveness of regional small enterprises at the international level are highlighted. The directions of improving the current tax system in such a way as to ensure a stable market position of small enterprises in the Russian Federation and in the Karachay-Cherkess Republic are proposed. It is advisable to increase the limits for small and medium-sized enterprises, as well as to exempt small enterprises in terms of taxes in those periods during which they do not carry out active activities. It is a question of both the lack of income due to quarantine measures and the influence of the seasonality factor of the business model.
Ключевые слова: малые предприятия, налогообложение малых предприятий, налогообложение в Карачаево-Черкесской Республике, система налогообложения, налоговые каникулы, граница дохода малых и средних предприятий, упрощенная система налогообложения, налоги
Keywords: small enterprises, taxation of small enterprises, taxation in the Karachay-Cherkess Republic, tax system, tax holidays, income boundary of small and medium enterprises, simplified tax system, taxes
Актуальность исследования связана с теми сложными эпидемиологическими процессами, которые наблюдаются в течение последних месяцев и могут возобновиться из-за повторного увеличения количества зараженных коронавирусом. Важно предложить мероприятия, которые позволят малым предприятиям быстрее адаптироваться к динамичным условиям рынка, а также оставаться конкурентноспособными на региональном и мировом рынках.
Целью работы является обоснование мероприятий улучшения системы налогообложения малых предприятий в Карачаево-Черкесской Республике и Российской Федерации.
Основным методом исследования является статистический анализ данных.
На текущий момент в Российской Федерации созданы специальные налоговые режимы, которые позволяют малым предприятиям на равных конкурировать с большими участниками хозяйственного рынка. Однако такие системы являются довольно универсальными и не учитывают отдельные аспекты функционирования малых предприятий, в том числе и необходимость адаптации к непредвиденным сложным вызовам. По текущий момент используются такие налоговые системы как:
1) УСН (упрощенная система налогообложения);
2) ЕНВД (единый налог на вмененный доход);