Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / бизнес-среда / регионы / рынок / государственная поддержка / льготы / конкурентная среда / рабочие места / региональный потенциал / фонд развития / стратегическая программа / small and medium business / business environment / regions / market / government support / benefits / competitive environment / jobs / regional potential / development fund / strategic program.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П.К. Алишева

В статье исследованы проблемы, с которыми сталкиваются предприятия в условиях кризиса, меры по оказанию государственной поддержки малому и среднему бизнесу. По результатам проведенного анализа предложены рекомендации по поддержке малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE KYRGYZ REPUBLIC DURING THE CRISIS

The article examines the problems faced by enterprises in crisis conditions, measures to provide state support to small and medium-sized businesses. Based on the results of the analysis, recommendations were proposed to support small and medium-sized businesses in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

П.К. Алишева, канд. экон. наук, доцент Ошский технологический университет КР (Кыргызстан, г. Ош)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1002

Аннотация. В статье исследованы проблемы, с которыми сталкиваются предприятия в условиях кризиса, меры по оказанию государственной поддержки малому и среднему бизнесу. По результатам проведенного анализа предложены рекомендации по поддержке малого и среднего бизнеса в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, бизнес-среда, регионы, рынок, государственная поддержка, льготы, конкурентная среда, рабочие места, региональный потенциал, фонд развития, стратегическая программа.

Расширенное развитие сферы предпринимательства способствуя наполнению рынка товарами и услугами, формированию конкурентной и созданию новых рабочих мест, ослаблению социальной напряженности в стране, ускорению научно-технического прогресса, увеличению доходной части государственного бюджета, обеспечивает политическую и экономическую стабильность в обществе. Преимущество малого и среднего предпринимательства состоит в оперативном и гибком реагировании на спросы и требования рынка. Как опорный сектор рыночной экономики, малое и среднее предпринимательство в настоящее время имеет огромный потенциал по самофинансированию, структурному изменению и самостоятельному развитию. Однако, к сожалению, их потенциал в сфере предпринимательства не применяется в полном объеме.

В настоящее время хоть и мало, но все же идет работа по оказанию поддержки предпринимателям со стороны государства. Однако развитие малого и среднего бизнеса не входит в активное русло из-за дефицита бюджета, недостаточного применения экономического потенциала, имеющегося в стране, неполноценной работы экономических механизмов рынка.

В последние года Правительством Кыргызской Республики реализуется ряд мероприятий по полноценному применению экономического потенциала и развитию экономических механизмов рынка для по-

ложительного регулирования и развития малого и среднего предпринимательства. Основные направления развития малого и среднего малого и среднего предпринимательства нашли отражение в Стратегии страны по развитию регионов, Программе государственной поддержки предпринимателей.

Но, несмотря на это, в настоящее время не решены проблемы развития деятельности предпринимательства на регионах. Для их решения следует улучшить законы, финансовые поддержки с учетом особенностей регионов, повысить эффективность региональных программ по развитию малого и среднего бизнеса в целях развития рыночных отношений в экономике, устранять административные барьеры и коррупцию.

Особенность предпринимательской деятельности состоит в том, что для своего развития предприниматель, как инициатор экономических отношений, не нуждается в дополнительных действиях. В основном стимулирование ведения бизнеса - это создание благоприятных условий для предпринимателей в рыночной среде. Для решения данного вопроса администрации регионов могут применять прямые и косвенные методы стимулирования.

Опыты стран с развитой рыночной экономикой показывают, что развитие малого и среднего предпринимательства способствует решению ряда вопросов социально-экономического развития страны. Это та-

кие вопросы, как ограничение монополии, создание рыночной структуры экономики и конкурентоспособной среды, наполнение рынка товарами и услугами, обеспечение населения рабочими местами, экономического роста страны и ее регионов, а также объема налогов.

Отмеченные данные аргументы свидетельствуют о высоком уровне теоретического и практического значения исследования темы, а также о широком потенциале применения полученных научных результатов. Данное положение показывает актуальность темы диссертационной работы.

Как свидетельствуют данные Нацстат-кома, в 2018 году в регионах Кыргызской Республики функционировали 14,7 тысяч предприятий, из них 13,9 тысяч малых и 0,8 тысяч средних предприятий. Из общего числа функционирующих предприятий более 26% ведут свою деятельность в оптовой и розничной торговле, ремонте автомобилей, 14,7% в промышленности, 11,8% в профессиональной, научной и технической сфере. Количество регистрированных частных предпринимателей составило 389,8 тысяч человек.

Таблица 1. Количество малых и средних п

редприятий [2]

Показатели 2014 2015 2016 2017 2018 В 2018г. к 2014г., в %

По КР, количество субъектов, всего (единиц), в том числе: 725214 74B511 781555 808437 833161 114,9

малые предприятия 11749 12712 13232 13592 13858 118,0

средние предприятия B00 793 795 776 795 99,4

частные предприниматели 329737 3506BB 366734 379150 389778 118,2

крестьянские (фермерские) хозяйства 3B2BB3 3B431B 400794 414919 428730 112,0

По Жалал-Абадской области, количество субъектов, всего (единиц), в том числе: 13B15B 140B2B 143968 147064 151287 109,5

малые предприятия 456 461 493 492 505 110,7

средние предприятия 4B 46 48 42 44 91,7

частные предприниматели 42937 46022 48528 50517 51987 121,1

крестьянские (фермерские) хозяйства 94717 94299 94899 96013 98751 104,3

Доля субъектов области в республике, в % 19,1 18,8 18,4 19,0 18,2 95,3

малые предприятия 3,9 3,6 3,7 3,6 3,6 92,3

средние предприятия 6,0 5,8 6,0 5,4 5,5 91,7

частные предприниматели 13,0 13,1 13,2 13,3 13,3 102,3

крестьянские (фермерские) хозяйства 24,7 24,5 23,7 23,1 23,0 93,1

По данным таблицы 1 наблюдается стабильный рост количества предприятий. Так, в период с 2014 года по 2018 год количество малых и средних предприятий по республике составило 114,9%, а по Жалал-Абадской области 109,5%. В 2018 году доля предприятий Жалал-Абадской области в республике составило 18,2%, в том числе малые предприятия составили 3,6%, средние предприятия 5,5%, а частные предприниматели и крестьянские хозяйства соответственно 13,3% и 23,0%. В то же время данные таблицы также показывают о низком количестве средних предприятий в Жалал-Абадской области. Так, в 2018 году

количество средних предприятий 91,7% от количеств 2014 года.

В соответствии с статистическими данными 2018 году объем добавленной стоимости, произведенной малыми и средними предприятиями достигло 204796,3 млн. сомов, ее доля в ИДП составило 39,3%. В то же время количество работников в них достигло 89,4 тысяч человек и 3,8 % от общего количеств работников в экономике.

В 2018 году объем промышленного производства субъектов малого и среднего предпринимательства достигло 50630,5 млн. сомов, т.е. доля произведенной промышленной продукции в общем объеме

промышленной продукции составило 21,4%.

Субъектами малого и среднего предпринимательства, функционирующие в сельском хозяйстве (включая крестьянско-фермерские хозяйства) в 2018 году произведено продукция на 128773,9 млн. сомов, что по сравнению с 2017 годом больше на 6,3%.

В структуре валового производства продукций, произведенной малыми и средними предприятиями, 97,7% произведенной продукции приходится на долю крестьянско-фермерских хозяйств.

Объем продукции малых и средних предприятий в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей в 2018 году составило 424308,8 млн. сомов, что по сравнению с 2017 годом больше на 5,8%. Торговый оборот малого и среднего предпринимательства в общем объеме по республике составило 82,6%, из них основная доля, или же 48,6%, приходится на частных предпринимателей. Доля малых предприятий по республике в общем объеме торгового оборота составило 23,3%, средних предприятий - 10,7%.

Объем услуг, оказанных гостиницами и ресторанами в 2018 году, составило 21779,2 млн. сомов. Доля услуг, оказанных частными предпринимателями, составило 91,6% от общего объема, малыми предприятиями - 2,6%, средними предприятиями - 2,4%.

Объем перевезенных субъектами малого и среднего предпринимательства грузов

В рамках административного компонента отдельно рассмотрим такие направления государственного стимулирования предпринимательства, как принятие мак-

2017 году достигло 29,6 млн. тонн, что по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 1,4%, а по сравнению с 2014 годом - на 14,3%. Основной объем перевозки грузов, или же 93,0%, приходится на перевозку автомобилями, что по сравнению с 2016 годом больше на 1,4%.

Субъектами малого и среднего предпринимательства в 2018 году были перевезены 640,4 млн. пассажиров, что по сравнению с 2016 годом больше на 3,1%, а с 2014 годом - 16,0%. Доля частных предпринимателей в общем объеме перевозки пассажиров составило 90,0%.

Для развития деятельности по привлечению инвестиций на малые и средние предприятия перерабатывающей отрасли, необходимо реализовать совместную деятельность органов местной власти совместно с представителями сферы бизнеса.

Малый и средний бизнес есть почти во всех сферах народного хозяйства Кыргызстана. Поэтому вопросы государственного регулирования и поддержки данного бизнеса требует систематизированную и согласованную деятельность между всеми государственными и общественными структурами, имеющие хоть какое-нибудь отношение к данному вопросу.

На практике, как правило, рассматриваются три компонента общей государственной политики экономического стимулирования предпринимательской деятельности: административный, инфраструктурный и экономический. Данные компоненты приведены в таблице 2.

роэкономических индикаторов развития предпринимательства и формирование системы защиты их прав собственности.

Таблица 2. Компоненты государственной политики по стимулированию предпринимательской деятельности

Механизм государственного стимулирования предпринимательской деятельности

Административный компонент Принятие макроэкономических индикаторов развития предпринимательства

Формирование системы защиты права собственности

Инфраструктурный компонент Формирование устойчивой рыночной инфраструктуры

Увеличение объема государственной закупки продукции предпринимательства

Подготовка специалистов для ведения предпринимательской деятельности

Экономический компонент Государственные гарантии и субсидии по микрофинансированию

Налоговые кредиты и таможенная политика по оборудованиям

Тарифная политика и плавающие показатели для стимулирования обеспечения работой

В рамках инфраструктурного компонента выделены такие направления государственного стимулирования предпринимательства, как формирование устойчивой рыночной структуры, увеличение объемов государственных закупок продукций предпринимательства, подготовка специалистов для ведения предпринимательской деятельности.

В исследовании отмечено, что в рамках национальной экономики имеются три уровня (государственный, региональный и

местный) экономического стимулирования. В этом случае в зависимости от уровня стимулирования, субъект предпринимательства в совокупности получает возможности, формирующие синергетиче-ский эффект экономического стимулирования. Рассмотрим особенности каждого из этих уровней (табл. 3.). С учетом этих особенностей, автором построена модель, позволяющая определить объем экономического стимулирования.

Таблица 3. Сравнительный анализ уровней экономического стимулирования предпринимательской деятельности

Государственный Региональный Местный

Институциональная среда Государство определяет фундаментальную цель взаимодействия различных институтов, формирует основные правила поведения и систему взаимоотношений Региональная власть производит заполнение реальных институтов субъектами, обеспечивает ресурсную поддержку и контролирует качество взаимодействий Местные власти обеспечивают правовую защиту институтов на местах, безопасность граждан и институциональных субъектов

Налоговое стимулирование Государство утверждает бюджетные принципы и формирует баланс налоговых поступлений Региональная власть перераспределяет имеющие ресурсы между приоритетными видами экономической деятельности Местные власти используют имеющиеся инструменты контроля за пользованием имущества в различных местах

Миграционная политика На государственном уровне определяются макроэкономические приоритеты и формируются кластеры экономического развития На региональном уровне обеспечиваются каналы миграционного движения, будут приняты во внимание социальные гарантии и условия проживания Местный уровень будут нести ответственность по созданию условий для социализации вновь прибывающих на место жительство

Подготовка специалистов Государство формирует программу подготовки специалистов, принимает образовательные стандарты и требования Региональные власти будут распределять государственный заказ на подготовку специалистов соответствующей компетенции между региональными ВУЗами Местные власти формируют потребительский рынок на новых специалистов за счет изучение потребностей предпринимателей на специалистов

Основная тенденция современного развития взаимоотношений предпринимателей и государства - постепенный и сложный переход от государственного управления предпринимательской деятельностью (данная ситуация принадлежала социалистической экономике и ее административно-командной системе) к административно-правовому регулированию, т.е. отказ от вмешательства во внутренние дела субъектов предпринимательства. В то-

же время государство не может совсем отпустить предпринимателей в стихийный рынок. Но в отличие от прямого управления и командования предпринимателями в настоящее время государство ограничивается лишь установлением правил игры, -не всегда удачных и справедливых, порой весьма жестко регламентирующих деятельность предпринимателей, но равных для всех и обязательных для исполнения всеми - и предпринимателями, и государ-

ством. Государство же устанавливает и ответственность обеих сторон за нарушение установленных правил.

Устойчивая и хорошо действующая налоговая система имеет огромное значение в удачном развитии деятельности малых и средних предприятий.

Целесообразно принимать во внимание следующие предложения по налоговой политике, направленной малым и средним предприятиям:

1. Упрощение налоговой системы, сокращение количество налогов, которые должны заплатить фирмы и налоговой бремени, непропорционально нагруженной малым предприятиям;

2. Избегать частные изменения в налоговой системе в целях повышения ее стабильности;

3. Упорядочить распределение между государством и регионами в целях искажение налоговой бремени на предприятия и уменьшения неравномерности;

4. Налоговая политика относительно малым предприятиям должна быть приведена в соответствие и координирована с общей стратегией государства по оказанию поддержки малому бизнесу. Здесь цель - избегать исключения положительных сторон государственной поддержки отрицательными влияниями действия налоговой системы;

5. Предоставление налоговых льгот должна быть закреплена законодательно, а не предоставляться по желанию администрации.

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий государственных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется путем реализации мероприятий Программ государственной поддержки малого предпринимательства в Кыргызской Республике, основные мероприятия которой направлены, на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:

- несовершенство системы налогообложения;

- нестабильность бюджетного финансирования государственных и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Таким образом, использование обозначенных выше инструментов развития малого и среднего бизнеса будет способствовать реализации стратегической цели диверсификации экономики, и будет способствовать достижению следующих целевых показателей к 2020 году: доля малого бизнеса в ВВП - 30%; доля малого бизнеса в занятости - 30%; доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства - 80%.

Несмотря на то, что кризис оказывает влияние на развитие малого и среднего бизнеса, оценить его очень сложно. Мы считаем, что нам необходимо создать условия и стимулы для развития свободной торговли с другими странами, проводить политику импортозамещения и повышения экспортного потенциала отечественной продукции. Необходимо наращивать экспорт, поддерживая малый и средний бизнес. Это способствовало бы росту конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, их продукции, увеличению объемов производства и экспорта в республике. В истории периодически бывали кризисные ситуации, но наша страна всегда выходила из них.

Библиографический список

1. Высоцкая О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2012. -№2 (12). - С. 94-96.

2. Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике 2013-2019. Стат. сборник. Нацстатком КР. - Бишкек, 2020.

3. Малый и средний бизнес КР: Проблемы и пути развития. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://kabar.kg

4. Югай Л. Развитие малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nisi.kg

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg

REGIONAL POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE KYRGYZ REPUBLIC DURING THE CRISIS

P.C. Alisheva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Osh Technological University of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Osh city)

Abstract. The article examines the problems faced by enterprises in crisis conditions, measures to provide state support to small and medium-sized businesses. Based on the results of the analysis, recommendations were proposed to support small and medium-sized businesses in the Kyrgyz Republic.

Keywords: small and medium business, business environment, regions, market, government support, benefits, competitive environment, jobs, regional potential, development fund, strategic program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.