Научная статья на тему 'Современные тенденции развития малогои среднего бизнеса'

Современные тенденции развития малогои среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / ECONOMIC DEVELOPMENT TRENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омуралиева Арина Камчыбековна

В данной статье рассматривается состояние частного предпринимательства в Кыргызской Республике и современные тенденции развития малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the state of private enterprise in the Kyrgyz Republic and the current trends of development of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития малогои среднего бизнеса»

Рекомендации по обеспечению финансовой стабильности компании услуг и сервиса

Для сохранения финансовой стабильности управлению компании необходимо инвестировать во внеоборотные активы для роста компании, только за счет сформировавшейся прибыли или за счет привлеченных долговых обязательств. В случае, когда компания инвестирует во внеоборотные активы за счет оборотных средств, и привлеченных краткосрочных кредитов и займов, как показано на примере выше, у нее сразу ухудшается ее финансовое положение, что в конечном итоге приводит к падению ее стоимости на рынке.

Также компаниям сферы услуг и сервиса необходимо работать над лояльностью клиентской базы, для сокращения необходимости инвестиций в маркетинг и в нематериальные активы в целом.

Менеджменту компаний сферы услуг и сервиса нужно принимать во внимание то, что с ростом компания зарабатывает себе имя рынке, которое помогает ей заключать на более выгодных условиях, а именно с большими отсрочками платежей, договора со своими поставщиками. Данный факт позволяет компании сохранять больше денежных средств на расчетном счете, которые направляются на финансирование маркетинговых затрат и на первый взгляд компания не теряет своей стабильности, но в дальнейшей перспективе из-за больших отсрочек наращивается кредиторская задолженность, которая также в конечном итоге отразиться кассовым разрывом для компании.

Список используемой литературы

Монографии, статьи

1. Никитин С.А., Павленко Д.А. «Финансовые показатели, нематериальные активы и стоимость бизнеса», Научный журнал «Научные записки молодых исследователей», выпуск 2, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва. 2014 г.

2. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. «Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций», М. - 2008 - 222с.

3. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. — М.: Горячая линия - Телеком, 2014. — 500 с.

Электронные ресурсы

4. Интернет-гипермаркет электроники Ютинет.Ру [Электронный ресурс]. - Для инвесторов и акционеров компании - Электр. текстовые дан. - 2014. - Режим доступа, http://investor.utinet.ru, свободный.

5.. Информационный ресурс Forbes.ru [Электронный ресурс]. - 20 крупнейших онлайн-магазинов России. -Электр. текстовые дан. - 2014 - Режим доступа: http://www. forbes.ru/reitingi-photogallery/251169-20-krupneishikh-onlain-magazinov-rossii-reiting-forbes/photo/20, свободный. (дата обращения 06.05.2014)

Литература на английском языке

6. J'son & Partners Consulting , «Рынок электронной коммерции», 2013.

7. Michael C. Jensen (2001) Value maximization, Stakeholder theory.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГОИ СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА

Омуралиева Арина Камчыбековна

соискатель Кыргызский Государственный Технический Университет и И. Раззакова.

г. Бишкек Кыргызской Республики

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается состояние частного предпринимательства в Кыргызской Республике и современные тенденции развития малого и среднего бизнеса.

ABSTRACT

This article discusses the state of private enterprise in the Kyrgyz Republic and the current trends of development of small and medium-sized businesses.

Ключевые слова: слова: малое и среднее предпринимательства, экономическое тенденции развития Keywords: small and medium enterprises, economic development trends.

В переходной экономике все функции государства связаны со становлением и развитием рыночных отношений. Это, прежде всего, функции по созданию условий эффективного функционирования рынка.

Ряд видных экономистов полагают, что уровень эффективности производства определяет, не форма собственности, а тип организации и управления хозяйствующими субъектами. Представители такой экономической школы пытаются доказать, что государственные предприятия могут быть не менее эффективны, чем частные, если они функционируют в условиях рыночной конкурентной среды, а подбор менеджеров осуществляется на конкурсной основе с ориентацией

на профессиональные достоинства.

Как показывает мировая практика, малые и средние предприятия, обладая большей способности адаптироваться к нуждам потребителей, гибкому подходу к рынку и нововведениям, играют исключительно важную роль в социально-экономическом развитии многих стран.

Например, в США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% валового национального дохода. В Германии, соответственно, около 2 млн. мелких и средних предприятий, производящих до 50% национального валового дохода.

В Италии малые и средние компании обеспечивают бо-

лее 40% валового национального дохода и занятости населения. Они образуют основ обновления экономики страны и доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции. В целом же в развитых странах доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте достигает до 70%.

В Кыргызской Республике доля малых и средних предприятий в ВВП пока ещё составляет 39%. Таким образом, ясно что в Кыргызстане существует огромное потенциальное поле доля развития малого и среднего предпринимательства и поэтому его развитие должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики1.

В соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об основной схеме классификатора типов предприятий» от 17 февраля 1998 г. № 78 к малым и средним предприятиям относятся предприятия (юридические лица), в которых средняя численность работников не превышает в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, науке и научном обслуживании, сельском хозяйстве, геологии, геодезии и гидрометеорологии, прочих отраслях материального производства - 50 человек (малые) и 200 человек ( средние). В торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, общей коммерческой деятельности, непроизводственных видах бытового обслуживания, финансах, кредитовании, страховании и других отраслях -15 человек ( малые) и 50 человек ( средние).

Вместе с тем предпринимательская деятельность определена статьей 5 Гражданского кодекса Кыргызской Республики (8 мая 1996 г. № 115) как инициативная, самостоятельная деятельность юридических или физических (граждан) лиц всех форм собственности, направленная на получение прибыли или личного дохода. Исходя из этого, такие субъекты,

как малые, средние предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и физические лица, занятые предпринимательской деятельностью в совокупности входят в определение «малое и среднее предпринимательство».

В Кыргызской Республике в 2009 г. насчитывалось 9852 тыс. малых и средних предприятий, 193.4 тыс. физических лиц, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью и 323,555 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, В сфере малого и среднего предпринимательства занято 284,3 тыс. человек, что составляет 12,8% от общей численности занятого населения. Ими получена прибыль 1817,8 млн. сомов от реализации продукции работ и услуг. На малые предприятия приходится 44,5%, а на средние -55,5%. В целом в 2009 году ими получен убыток в сумме 3113,0 млн. сомов сальдированного финансированного результата.

Объем промышленной продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в 2009 году составил 16,6 млрд. сомов. Удельный вес в объеме республики достиг 27,8%.

Малые и средние предприятия в 2009 году произвели около 63373,6 млрд. сомов валовой добавленной стоимости. Из них малые- 7955,5 млрд. сомов, средние - 5959,5 млрд. сомов, индивидуальные предприниматели-24898,5 млрд. сомов, крестьянские и фермерские хозяйства -24560,1 млрд. сомов. Удельный вес объема валовой добавленной стоимости в ВВП составила 45,4%, в том числе малые - 5.7%, средние - 4,3%, индивидуальные- 17,8% , крестьянские и фермерские хозяйства -17,6%.

В 2009 г. объем торговли и услуги малых и средних предприятий сложился в объеме 75800,5 млн. сомов (85,8% общему объему).

Рисунок 1 - Структура объема торговли и услуг в 2009 г.( в % к итогу)

В малых и средних предприятиях насчитывается 4,6 тыс. магазинов, с торговой площадью 408,2 тыс. м. палаток и киосков 1,9 тыс. ресторанов, баров столовых и других предприятия общественного питания на 53 тыс. посадочных мест. Преобладающее число магазинов находится в г.Бишкек (911 магазинов с торговой площадью 97,3 тыс. м) и в Джалал-Абадской области (984 - с торговой площадью 67,5 тыс.м.). Наибольшее количество палаток и киосков сосредоточено в г.Бишкек (111341), Джалал-Абадской (689) и

1Абдырашов М. «О состоянии малого предпринимательства в

Ошской (770) областях. Значительное количество предприятий общественного питания (ресторанов, баров, столовых и других предприятий общественного питания) расположено в Ошской области (775 с 16,8 тыс. мест), г.Бишкек (433 с 15,7 тыс. посадочных мест).

Сеть бытового обслуживания представлена 4 тыс. предприятий. Из них 808- мастерские по ремонту и пошиву обуви, 649- парикмахерские, 446-мастерские по ремонту и техобслуживанию транспортных средств, 420- мастерские

Кыргызской Республике» // Экономика и статистика 4, 1998.

по ремонту бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, 244 - фотокинолаборатории, 219-бани и души.

Всё больше распространяется на рынке услуг, такие как аудиторские, посреднические и рекламы. Ниже в таблице 16 представлены отдельные показатели предприятий, специализирующихся на аудиторской, рекламной и посреднической ( в сделках с недвижимостью) деятельности.

Наибольшее распространение в аудиторских услугах по-

лучили услуги по проведению финансовых ревизий в области бухгалтерского учета.

В сделках с недвижимостью операции в основном совершаются с жилым фондом. На его долю приходится 90,2%. Количество сделок с нежилым и с земельными участками примерно одинаковое.

В строительстве малыми и средними предприятиями в 2005 год выполнено подрядных работ на сумму 5877,1 млн. сомов или 89,8% всего объема по республике2.

Таблица 1.

Отдельные показатели деятельности малого и среднего предпринимательства

Аудиторская Посредническая Рекламная

Число учтенных организаций 19 18 22

Объем реализации услуг, тыс. сомов 9298,5 19519,5 61874,6

В расчете на 1 организацию 489,4 1084,4 2812,5

Таким образом, малый и средний бизнес - это реальность нашей экономики. Вместе с тем, анализ текущего её состояния показывает, что далеко не все возможности малого и среднего бизнеса реализуются.

В мировой практике малый бизнес пользуется постоянной поддержкой государства. При этом задача государства сводится не только к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять предпринимателям финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

В связи с вышесказанным, в Кыргызской Республике в целях развития предпринимательской деятельности целесообразно на государственном уровне предусмотреть не только разработку и реализацию механизма льготного кредитования и налогообложения мелких производителей, но и создать благоприятные условия для развития производств по переработке местного минерального сырья и сельхозпро-

дуктов. Создать систему образования частных предпринимателей и их поддержку в открытии собственного дела. Шире и эффективнее использовать существующие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства. Словом, малое и среднее предпринимательство должно находить помощь со стороны министерств и ведомств, но и в то же время его развитие и поддержка должны стать приоритетной задачей органов управления на местах.

Список использованных источников

1. Абдырашов М. «О состоянии малого предпринимательства в Кыргызской Республике» // Экономика и статистика 4, 1998.

2. Абдылдаев Т.А. , Мусакожоев Ш.М., Проблемы экономического развития Кыргызстана/: Учебное пособие/ Московский институт предпринимательства и права (Караколь-ский филиал), Каракол , 2001- 20с.

3. Статистический сборник Национального статистического комитета Кыргызской Республики. - Бишкек, 2014.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИИ

Пархомчук Дарья Валерьевна

студентка 2 курса Института магистратуры ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» г. Ростов-на-Дону

Работа выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Развитие методики внутреннего контроля в коммерческих организациях», научный руководитель д.э.н., профессор Хахонова Н.Н. АННОТАЦИЯ

В данной статье определены и рассмотрены основные функции внутреннего контроля в организации. Произведена классификация внутреннего контроля и выделены основные его виды.

ABSTRACT

This article defines and describes the main features of the internal control in the organization. A classification of internal control and the basic types of it.

Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит.

Keywords: internal control, internal audit.

2Абдылдаев Т.А. , Мусакожоев Ш.М., Проблемы экономического развития Кыргызстана/: Учебное пособие/ Московский институт предпринимательства и права (Каракольский филиал), Каракол , 2001- 20с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.