Научная статья на тему 'Основные функции и виды внутреннего контроля организации'

Основные функции и виды внутреннего контроля организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3955
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / INTERNAL CONTROL / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / INTERNAL AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пархомчук Дарья Валерьевна

В данной статье определены и рассмотрены основные функции внутреннего контроля в организации. Произведена клас-сификация внутреннего контроля и выделены основные его виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article defines and describes the main features of the internal control in the organization. A classification of internal control and the basic types of it.

Текст научной работы на тему «Основные функции и виды внутреннего контроля организации»

по ремонту бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, 244 - фотокинолаборатории, 219-бани и души.

Всё больше распространяется на рынке услуг, такие как аудиторские, посреднические и рекламы. Ниже в таблице 16 представлены отдельные показатели предприятий, специализирующихся на аудиторской, рекламной и посреднической ( в сделках с недвижимостью) деятельности.

Наибольшее распространение в аудиторских услугах по-

лучили услуги по проведению финансовых ревизий в области бухгалтерского учета.

В сделках с недвижимостью операции в основном совершаются с жилым фондом. На его долю приходится 90,2%. Количество сделок с нежилым и с земельными участками примерно одинаковое.

В строительстве малыми и средними предприятиями в 2005 год выполнено подрядных работ на сумму 5877,1 млн. сомов или 89,8% всего объема по республике2.

Таблица 1.

Отдельные показатели деятельности малого и среднего предпринимательства

Аудиторская Посредническая Рекламная

Число учтенных организаций 19 18 22

Объем реализации услуг, тыс. сомов 9298,5 19519,5 61874,6

В расчете на 1 организацию 489,4 1084,4 2812,5

Таким образом, малый и средний бизнес - это реальность нашей экономики. Вместе с тем, анализ текущего её состояния показывает, что далеко не все возможности малого и среднего бизнеса реализуются.

В мировой практике малый бизнес пользуется постоянной поддержкой государства. При этом задача государства сводится не только к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять предпринимателям финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.

В связи с вышесказанным, в Кыргызской Республике в целях развития предпринимательской деятельности целесообразно на государственном уровне предусмотреть не только разработку и реализацию механизма льготного кредитования и налогообложения мелких производителей, но и создать благоприятные условия для развития производств по переработке местного минерального сырья и сельхозпро-

дуктов. Создать систему образования частных предпринимателей и их поддержку в открытии собственного дела. Шире и эффективнее использовать существующие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства. Словом, малое и среднее предпринимательство должно находить помощь со стороны министерств и ведомств, но и в то же время его развитие и поддержка должны стать приоритетной задачей органов управления на местах.

Список использованных источников

1. Абдырашов М. «О состоянии малого предпринимательства в Кыргызской Республике» // Экономика и статистика 4, 1998.

2. Абдылдаев Т.А. , Мусакожоев Ш.М., Проблемы экономического развития Кыргызстана/: Учебное пособие/ Московский институт предпринимательства и права (Караколь-ский филиал), Каракол , 2001- 20с.

3. Статистический сборник Национального статистического комитета Кыргызской Республики. - Бишкек, 2014.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИИ

Пархомчук Дарья Валерьевна

студентка 2 курса Института магистратуры ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» г. Ростов-на-Дону

Работа выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Развитие методики внутреннего контроля в коммерческих организациях», научный руководитель д.э.н., профессор Хахонова Н.Н. АННОТАЦИЯ

В данной статье определены и рассмотрены основные функции внутреннего контроля в организации. Произведена классификация внутреннего контроля и выделены основные его виды.

ABSTRACT

This article defines and describes the main features of the internal control in the organization. A classification of internal control and the basic types of it.

Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит.

Keywords: internal control, internal audit.

2Абдылдаев Т.А. , Мусакожоев Ш.М., Проблемы экономического развития Кыргызстана/: Учебное пособие/ Московский институт предпринимательства и права (Каракольский филиал), Каракол , 2001- 20с.

Каждый экономический субъект должен организовывать и проводить внутренний контроль своей деятельности и хозяйственных операций. Это определено статьей 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». На практике у многих организаций возникают трудности в процессе организации и проведения внутреннего контроля. В настоящее время основным нормативным документом, который дает разъяснения и помогает в построении системы внутреннего контроля в организации является информационный документ Министерства финансов Российской Федерации №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

В соответствии с указанным документом Минфин России дает следующее определение понятию внутренний контроль и определяет его суть в следующем: «внутренний контроль - процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том чи-

сле при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.»[2].

Каждая организация организовывает процесс внутреннего контроля, исходя из особенностей своей организационно-правовой формы, размеров предприятия, сферы деятельности, штатной численности и структуры, функций и целей проведения внутреннего контроля и т.д. Исходя из вышеизложенного можно определить актуальность выбранной темы.

В отечественной и зарубежной литературе существует множество подходов к определению понятий внутреннего контроля, определению его целей, функций и видов. Тема внутреннего контроля, его функций и видов рассмотрена в трудах Р. Адамса, А. Дейли, Б. Штайгмайер, Д. Хан, Ф. Дефлиза, Дж. Лоббека, Дж. Робертсона, В.В. Бурцева, О.Е. Орловой, А.В. Кучеровой, В.П. Суйца, А.Д. Шеремета, Т.В. Плахотя, Н.Н. Хахоновой, и др.

Рассмотрим основные функции внутреннего контроля организации и виды контроля, исходя из имеющихся классификаций.

Внутренний контроль в организации проходит на к аждой стадии управления и тесно взаимосвязан со всеми процессами, проходящими в организации, начиная от стадии планирования и заканчивая анализом полученного результата деятельности. В экономической литературе авторы выделяют различные функции внутреннего контроля (рис. 1).

Рис. 1. Функции внутреннего контроля

Определим основные из них и более подробно рассмотрим каждую.

Оперативная функция внутреннего контроля заключается в дифференцированной оценке исполнения поставленных задач. Операционный контроль, осуществляемый низшим управленческим звеном, информирует о текущей деятельности компании на основании бухгалтерских данных. Оперативная функция контроля проявляется в повседневной работе каждого сотрудника организации, она характеризуется обеспечением надежной информацией ру-

ководства предприятия и принятие наиболее эффективных и своевременных управленческих решений.

Защитная функция внутреннего контроля заключается в обеспечении сохранности активов, документов и регистров предприятия. Материальные активы на предприятии должны быть защищены надежной системой контроля в целях щаедкпреждения их хищения, использования в неподобающих целях или случайного уничтожения.[8, с.330].

Релулятивная функция внутреннего контроля заключается в обеспечении эффективности хозяйственной деятель-

ности в целях избежания непроизвольных затрат во всех областях хозяйственной деятельности, а также для предотвращения неэффективного использования всех прочих ресурсов. Регулятивная функция проявляется на стадии текущего контроля во время реализации направлений по достижению поставленных целей.

Превентивная (предупредительная) функция проявляется на стадии предварительного контроля при постановке проблемы, подлежащей решению и планированию мероприятий по достижению целей. На указанных стадиях контроль пытается предупредить нарушения действующего законодательства, выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые резервы, пресечь попытки нерационального использования средств. Система внутреннего контроля должна обеспечивать необходимую степень уверенности в том, что должностные лица и работники предприятия строго придерживаются требованиям и правилам, которые закреплены внутренними документами предприятия такими, как положение об отделе, службе, иных подразделениях данного предприятия; должностные инструкции руководителей, менеджеров и специалистов предприятия; учетная политика предприятия; приказы и распоряжения генерального директора и иных руководителей, которые были изданы в соответствии с их компетенцией. Обеспечение выполнения требований федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и местных органов власти при осуществлении финансово-хозяйственных операций.

Оценочно-аналитическая функция внутреннего контроля проявляется на стадии последующего контроля при осуществлении анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели. По результатам анализа

деятельности делается вывод об адекватности контроля и разрабатываются рекомендации по его совершенствованию.

Таким образом, выделены основные функции внутреннего контроля, которые важны и приемлемы для каждой организации, независимо от сферы деятельности и организационно-производственной формы. Также, по-нашему мнению, данные функции можно дополнить еще такими, как информативная и коммуникативная.

Рассмотренные функции внутреннего контроля показывают пользу и цель его проведения для организации и ее руководства. Что же касается непосредственно каждого сотрудника и исполнителя в организации, то здесь можно определить такую функцию внутреннего контроля, как развивающую или стимулирующую. Стимулирующая функция контроля направлена на развитие человеческого потенциала, совершенствование знаний, навыков и умений работника, что влияет на качество исполнения поставленных задач, и в итоге должно привести к улучшению выполняемой работы и развитию сотрудников, как высококвалифицированных кадров.

Внутренний контроль неотъемлемо связан с функционированием организации на всех стадиях производства и управления, помогает минимизировать риски и повысить эффективность деятельности предприятия. Рассмотрим основные виды внутреннего контроля и определим основные критерии его классификации.

Чтобы глубже понять сущность контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, необходимо его классифицировать (табл. 1).

Таблица 1

Классификация внутреннего контроля [4,с.37].

Критерии классификации Виды внутреннего контроля

Форма 1. Внутренний аудит 2. Структурно-функциональная форма внутреннего контроля

Уровень автоматизации контроля 1.Неавтоматизированный; 2.Неполностью автоматизированный; 3.Полностью автоматизированный

Иерархичность объекта внутреннего контроля 1.Контроль системы объектов в целом (организации в целом); 2.Контроль подсистем системы объектов; 3.Контроль отдельных объектов

Уровень субъекта внутреннего контроля 1.Контроль 1-го уровня; 2. Контроль 2-го уровня; 3. Контроль 3-го уровня; 4. Контроль 4-го уровня; 5. Контроль 5-го уровня

Функциональная направленность 1.Администраторский; 2.Финансово-экономический; З.Бухгалтерский; 4.Правовой; 5.Технический; 6.Технологический; 7.Кадровый; 8.Контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации

Продолжение таблицы 1

Временная направленность 1.Стратегический; 2.Тактический; З.Оперативный

Характер контрольных мероприятий 1.Плановый; 2.Внеплановый

Стадия проведения контроля 2.Текущий; 3.Последующий

Важнейшим критерием классификации внутреннего контроля является его формальность. В качестве форм внутреннего контроля организации можно выделить внутренний аудит и структурно-функциональную форму внутреннего контроля. Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, у которых достаточно сложная организационная структура; имеются филиалы и дочерние компаний; несколько видов деятельности. К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен в акционерных обществах.

Во многих организациях нет отдела внутреннего аудита и ревизионной комиссии. В этом случае для осуществления внутреннего контроля целесообразно использовать структурно-функциональную форму внутреннего контроля организации. В этом случае функции контроля возлагаются на имеющихся сотрудников организации без выделения их в структурное подразделение. Данная форма присуща для небольших компаний, имеющих простую организационную структуру.

Второй критерий, по которому можно классифицировать внутренний контроль является уровень автоматизации контроля. По этому критерию выделяют три вида контроля: неавтоматизированный; неполностью автоматизированный; полностью автоматизированный.

Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств. Неполностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и др. Полностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля.

Третий критерий классификации внутреннего контроля - это иерархичность объекта внутреннего контроля. Здесь выделяют контроль системы объектов в целом (организации в целом), контроль подсистем системы объектов; контроль отдельных объектов (элементов).

Следующий критерий - это уровень субъекта внутреннего контроля. По данному критерию различают пять видов внутреннего контроля:

- внутренний контроля первого уровня (проводится участниками (собственниками) организации, как непосредственно, так и косвенно, т.е. с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов);

- внутренний контроль второго уровня. В обязанности субъектов данного уровня контроль как таковой не входит, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции;

- внутренний контроль третьего уровня. Контроль на

данном уровне выполняют сотрудники, которые для выполнения своих непосредственных функций и задач обязаны проводить контроль, например, сотрудники отдела кадров и финансово-экономической службы;

- внутренний контроль четвертого уровня. Контроль осуществляют сотрудники, за которыми помимо основных функций закреплены и контрольные, например, сотрудники бухгалтерии;

- внутренний контроль пятого уровня. В функционал субъектов контроля на данном уровне входят лишь контрольные функции - сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии.

В зависимости от функциональной направленности можно выделить администраторский контроль; финансово-экономический; бухгалтерский; правовой; технический; технологический; кадровый; контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации и другие.

Если за основу брать временную направленность, то можно говорить о стратегическом, тактическом и оперативном контроле. По этапам получения информации можно выделить первичный и сводный контроль.

Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления отчетности также можно разделить на плановый и внеплановый.

При плановых проверках составляется график их проведения. В график включаются участки учета, подлежащие проверке, начальные и конечные даты ее проведения, срок написания отчета по проверке, ответственные лица, методы проверки. При внеплановых проверках контролируются участки учета, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях. Такие проверки, как правило, инициируются руководителем организации либо собственником. [6, с.37].

Следующим критерием, по которому можно классифицировать внутренний контроль, является стадия проведения контроля. Можно выделить следующие виды контроля -предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он предполагает анализ предстоящих результатов хозяйственных операций, предварительное согласование договоров или иных документов до их подписания с целью предупреждения нарушений. При осуществлении текущего контроля происходит отслеживание совершаемых хозяйственных операций.

Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Последующий контроль, по сути, является внутренним аудитом и осуществляется путем проверки документов, бухгалтерских регистров и отчетности. Последующий контроль также необходимо проводить по всем направлениям деятельности организации, по всем структурным подразделениям. Внутренний контроль пред-

полагает необходимость дальнейшего отслеживания устранения выявленных несоответствий.

На основании отчетов, подготовленных по результатам проверок, разрабатываются планы-графики мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются контрольные сроки исполнения и ответственные лица. Проверка соблюдения данного графика (исполнения плановых мероприятий) возлагается на службу внутреннего контроля. Результаты внутреннего контроля являются основанием для принятия управленческих решений.

Наряду с рассмотренными существуют и другие виды внутреннего контроля, которые классифицируются в зависимости от методических приемов контроля, пространственных аспектов, способа взаимоотношений работников, периодичности проведения контрольных мероприятий и др.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что внутренний контроль должен проводиться и быть организован в каждой организации. В зависимости от собственных особенностей организация выбирает формы и виды проводимого ею внутреннего контроля. Независимо от выбранной формы проведения внутреннего контроля, контроль во всех организаций должен, по мнению автора, следующие функции: оперативную, защитную, регулятивную, превентивную, оценочно-аналитическую, информативную, коммуникативную и стимулирующую - на системной основе. Каждая из указанных функций подробно рассмотрена в статье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс] / Компания «Кон-сультантПлюс».

2. Письмо Минфина России от 25.12.2013 № 07-0415/57289, №ГО-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

3. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего

контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000. -290 с.

4. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №4. С 35-50.

5. Беспалов М. Модель внутреннего контроля ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности // Налоговый вестник. 2014. №2. С 45-50.

6. Илларионова Н.Ю. Внутренний контроль: пробелы и параллели // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №9. С 34-43.

7. Каковкина Т.В. Организации, подлежащие обязательному аудиту: система внутреннего контроля // Аудиторские ведомости. 2011. № 8. С 3-16.

8. Кучеров А.В. Совершенствование системы внутреннего контроля //Молодой ученый.2013. №5. С 329-332.

9. Мишучкова Ю.Г. Особенности организации системы внутреннего контроля на предприятиях мукомольной промышленности // Аудитор. 2012. № 8. С 48-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Орлова О.Е. Внутренний контроль рисков предприятия // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2012. № 7. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] / Компания «КонсультантПлюс».

11. Ризванова М.В. Система внутреннего контроля в организации // Аудитор. 2014. №7. С 33-38.

12. Хахонова Н.Н., Плахотя Т.В. Принципы построения системы внутреннего контроля в образовательных учреждениях //Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. №2. С 102-109.

13. Хахонова Н.Н., Плахотя Т.В. Проблемы оценки эффективности службы внутреннего аудита // Учет и статистика. 2010. №2. С 71-75.

14. Хахонова Н.Н., Щербакова Е.П. Принципы организации системы внутреннего аудита в холдингах // Учет и статистика. 2010. № 4. С 59-63.

15. Чхутиашвили Л.В. Роль внутреннего контроля организации в эффективном ведении финансово-хозяйственной деятельности // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 26. С 23-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.