Хахонова Н.Н., Плахотя Т.В.
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Внутренний аудит — это независимая оценка эффективности и надежности системы контроля всех аспектов деятельности организации. Он направлен на оценку эффективности работы как организации в целом, так и ее различных подразделений: производства, маркетинга, отделов продаж, финансового сектора, инвестиционной деятельности, персонала.
Система внутреннего контроля (СВК) в той или иной форме существует на каждом предприятии. Наиболее распространенной формой осуществления контроля является создание ревизионных комиссий, члены которых выполняют в основном техническую работу, связанную с фактическим контролем за сохранностью товарно-материальных ценностей. Задачи, выполняемые ревизионной комиссией, в большинстве случаев сводятся к проведению инвентаризаций и ведению необходимой документации. Нельзя не признать, что ревизионная комиссия не в состоянии в полной мере обеспечить действенный и эффективный контроль за всей деятельностью организаций. Не секрет и то, что деятельность многих ревизионных комиссий носит формальный характер.
Практика формирования в России эффективных систем внутреннего контроля в соответствии с современными концепциями СВК только начинает складываться. Чем крупнее компания и чем сложнее ее организационная структура, тем масштабнее задачи и жестче требования к системам внутреннего контроля. К сожалению, во многих компаниях отечественного бизнеса СВК чаще всего носит неформализованный или номинальный характер, в лучшем случае сводится к внедрению системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО (ISO — International Standards Organization). Тогда как СВК, приведенная в соответствие к политике руководства компании, интересам акционеров и участников, позволяет выявить и снизить коммерческие, финансовые и внутрипроизводственные риски в управлении предприятием, обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия, достижение поставленных целей [5].
Таким образом, в настоящее время система внутреннего контроля многих организаций находится на недостаточно высоком уровне и нуждается в повышении ее действенности. Рассредоточение контроли-
рующих функций между различными отделами и службами, а также их передача третьим сторонам — аудиторским фирмам, на наш взгляд, не способствуют повышению эффективности внутреннего контроля. Гораздо более целесообразным является, по нашему мнению, формирование в организациях специального структурного подразделения — службы внутреннего аудита, аккумулирующего большую часть контрольных функций.
В экономической литературе понятие внутреннего аудита по-разному трактуется как отечественными, так и зарубежными авторами.
Так, например, Бычкова С.М. считает, что «внутренний аудит представляет собой элемент системы внутреннего контроля, организованный руководством предприятия в целях анализа учетных и других контрольных данных» [4, с.21].
Профессор Бурцев В.В. понимает под внутренним аудитом «регламентированную внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации...» [2, с.212].
По мнению известных американских ученых Аренса Э.А. и Лоббека Дж.К., внутренний аудит — это внутрихозяйственный аудит, обеспечивающий администрацию «ценной информацией для принятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса» [1, с.14].
Международный Институт внутренних аудиторов дает внутреннему аудиту следующее определение: «Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации» [6].
В действующей системе Российских нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета понятие, порядок формирования системы внутреннего аудита, принципов его функционирования, варианты организации, методы и приемы не определены. Однако эти вопросы косвенно рассмотрены в системе аудиторских стандартов, в которых определены порядок действий аудитора, по изучению эффективности
деятельности внутреннего аудита, оценке ее влияния на объем и процедуры внешнего аудита, использованию результатов его работы определяется федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита», утвержденного постановлением Правительства РФ №523 от 25 августа 2006. До принятия этого стандарта данный вопрос регулировался правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита», утвержденным Комиссией при Президенте РФ от 27 апреля 1999г.
В аудиторских стандартах под внутренним аудитом понимается созданная экономическим субъектом система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, действующая в интересах его руководства и собственников.
С точки зрения стандартов аудита, основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности организации на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников.
Возникает интересная ситуация, когда большая часть предприятий и организаций России не имеет служб внутреннего аудита, а аудиторские стандарты предписывают внешним аудиторам в начале проверки оценить эффективность ее функционирования, тем самым как бы предполагая ее обязательное наличие. Общеизвестно, что национальные стандарты аудита были разработаны на основе международных стандартов аудита (МСА), считающих наличие эффективно функционирующей службы внутреннего аудита обязательным условием эффективного функционирования всего предприятия в целом.
Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности любой деятельности, прежде всего, имеют в виду адекватность достигнутых результатов поставленным целям с одновременным учетом произведенных для этого затрат (времени, труда и др.). Данного понятия придерживаются многие ученые: экономисты, социологи, юристы. Разделяя их точку зрения, можно сказать, что эффективность внутреннего аудита — сложное понятие. Оно характеризуется определенными критериями, выяв-
лением и оценкой ряда показателей, на уровень которых влияют различные внешние и внутренние факторы.
Эффективность системы внутреннего аудита, созданной руководством организации, зависит от его способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации от возможных рисков. Оценка эффективности позволяет рассматривать качественную и количественную определенность отдельных элементов системы внутреннего аудита, устанавливать их различие. По своей сути, оценка эффективности системы внутреннего аудита — это обобщение показателей ее действенности и результативности. При этом мы исходим из того, что цель и задачи внутреннего аудита определены правильно.
Внутренний аудит в организациях может решать следующие задачи:
- проверка соответствия финансово-хозяйственной деятельности организации действующим нормативным актам;
- проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчет-но-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;
- контроль правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;
- экспертиза достоверности учета затрат на производство (выполнение работ, оказание услуг), полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния организации;
- разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;
- консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов
и работников аппарата управления по вопросам организации и управления, права, бухгалтерского учета, налогообложения, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам;
- организация подготовки к проверкам внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля.
По нашему мнению, основной задачей внутреннего аудита коммерческих организаций является защита имущественных интересов предприятия и ее собственников, а также снижение финансовых потерь, возникающих по различным причинам. Чем более развита, структурирована система контроля, тем выше результат ее действия, выражающийся в снижении потерь.
Работники службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации
Следует отметить, что внутренний аудит обладает значительно меньшей степенью независимости от мнения руководства предприятия, но при этом данная служба отличается глубоким знанием специфики производственной деятельности предприятия. Независимость внутренних аудиторов проявляется при сборе информации, т. е. они должны быть свободны от указаний и запретов руководителей организаций. Эта независимость обеспечивается преимущественно формой организации внутреннего аудита на предприятии или в организации.
Служба внутреннего аудита является самостоятельным подразделением аудируемого лица и может функционировать либо в форме постоянно действующей ревизионной комиссии, избираемой на общем собрании акционеров для утверждения годовой отчетности, либо в форме специального отдела внутреннего контроля (аудита), подотчетного непосредственно руководителю организации.
При первом варианте — служба внутреннего аудита получает такой же статус, как и любое другое структурное подразделение предприятия.
При втором — служба внутреннего аудита является обособленной и независимой структурой, находящейся на более вы-
соком уровне, чем остальные структурные звенья.
Достоинством данной структуры является то, что служба внутреннего аудита может выполнять свои контрольные функции (в т. ч. и за деятельностью иных структурных подразделений) более эффективно. Именно данная структура получила наиболее широкое распространение в мировой практике.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и собственниками, в зависимости от:
- содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
- объемов показателей финансово — экономической деятельности экономического субъекта;
- сложившейся системы управления экономического субъекта;
- состояния внутреннего контроля.
Независимо от выбранного организационного варианта службы внутреннего аудита, следует учитывать, что сам факт её создания существенно меняет содержание работы руководителей структурных подразделений и вызывает необходимость внесения изменений в должностные инструкции всех служб управления по оформлению хозяйственных операций, составлению первичных документов и аналитических регистров, обеспечению надлежащего контроля за выполнением технологических процессов и других операций.
Потребность во внутреннем аудите все чаще и чаще возникает в средних и крупных организациях, что связано с усложнением законодательных актов, регулирующих механизмы экономических методов управления и экономические отношения субъектов предпринимательства с их сегментами и государством. Кроме того, внутренний аудит необходим для предотвращения нерационального расхода, потерь и хищений материальных: и денежных ресурсов организации, своевременного предупреждения и своевременной разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей. Другими словами, внутренний аудит — это постоянный контроль за эффективностью осуществления управления деятельностью организации и ее структурными подразделениями.
Руководитель службы внутреннего аудита назначается и освобождается от занимаемой должности только руководителем предприятия. На должность руководителя службы и ведущих специалистов целесообразно назначать высококвалифицированных специалистов с высшим экономическим образованием, опытом бухгалтерской и экономической работы, имеющих аттестат аудитора. Штат и структура службы зависят от особенностей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации, объема, сложности и условий выполняемых работ.
Численность и оплата труда работников службы внутреннего аудита должны быть предусмотрены в штатном расписании. Руководитель и работники службы должны выполнять обязанности, возложенные на них должностными инструкциями. При этом они должны соблюдать этические принципы аудиторской деятельности и осуществлять проверки в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудита.
В практической работе служба внутреннего аудита должна руководствоваться законами РФ, постановлениями Правительства РФ, указаниями и приказами Министерства финансов, учредительными документами, приказами и распоряжениями руководителя организации, должностными инструкциями.
Деятельность службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита, разработанным руководителем службы и утвержденным руководителем организации. Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней аудиторской группой или ауди -тором в соответствии с программой внутреннего аудита. Программы разрабатывают ведущие специалисты аудиторской службы на основании плана внутреннего аудита, они утверждаются руководителем службы (отдела) внутреннего аудита.
При должной организации внутренний аудит способствует повышению ответственности руководителей структурных подразделений и материально-ответственных лиц организации за выполнение ими своих обязанностей, предотвращению негативных явлений при осуществлении хозяйственных операций, связанных с движени-
ем имущества и обязательств экономического субъекта.
Соблюдение принципов функционирования системы внутреннего аудита, описанных выше, является основным критерием эффективности внутреннего аудита. Если эти принципы в организации не соблюдаются, система внутреннего аудита будет либо недейственной, либо действенной, но нерезультативной. Но в любом случае она не будет эффективной. Если в организации все принципы соблюдены, система внутреннего аудита может считаться эффективной при обязательном условии превышения значения показателя ее результативности над ее стоимостью [3].
Подводя итоги, следует сказать, что от эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности — одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль
как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления.
Библиографический список
1. Арене А., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ./ Гл. редактор серии проф. Я.В.Соколов. — М.: Финансы и статистика, 1995.
2. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. — М.: «Экзамен», 2000.
3. Бурцев В.В. Внутренний аудит компании: вопросы организации и управления// Финансовый менеджмент, 2003, №4
4. Бычкова С.М. Аудиторская деятельность. Теория и практика. — СПб.: Издательство «Лань», 2000.
5. Оценка состояния внутреннего аудита: Практ. пособие /Л.В. Сотникова; под ред. проф. В.И. Подольского. — М: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2005 — 143с.
6. Соколов Б. Роль службы внутреннего аудита в компании // Финансовый директор, 2007, №6.