НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ СРЕДНЕОТРАСЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ
Ханафина Ксения Анисовна
аспирантка кафедры финансов и налогообложения МЭСИ, главный государственный налоговый инспектор ОВП № 2 МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 119501, Москва, ул. Нежинская, д. 7. МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5, 129223, Москва, пр-т Мира, ВВЦ, стр. 164. E-mail: kerushka89@gmail.com
Одним из ключевых направлений работы налоговых органов является проведение налогового мониторинга и предпроверочного анализа организаций на основе среднеотраслевых индикаторов. Основной целью отраслевого анализа является внедрение в практику налоговых органов механизма налогового наблюдения, диагностики и анализа, позволяющего определять области деятельности организации (отрасли) с налоговым риском и оценивать налоговый риск на основе среднеотраслевых индикаторов в целях принятия контрольно-аналитических управленческих решений. В статье проведен анализ существующей методики анализа налоговых рисков налогоплательщиков, а также выделены основные проблемные моменты, связанные с внедрением методики в повседневную работу налоговых органов.
TAX MONITORING OF THE ORGANIZATIONS ON THE BASIS
OF THE AVERAGE INDUSTRY INDICATORS
Khanafina, Kseniya A.
Post-graduate student of the Department
for Finance and Taxation of the MESI,
Chief State Tax Inspector
of the Interregional Inspectorate
of the Federal Tax Service of Russia
for Major Taxpayers № 5.
Address: Moscow State University
of Economics, Statistics and Informatics,
7 Nezhinskaya St., Moscow, 119501,
Russian Federation.
Interregional Inspectorate
of the Federal Tax Service of Russia
for Major Taxpayers, 164 Prospect Mira,
VVC, Moscow, 129223, Russian
Federation.
E-mail: kerushka89@gmail.com
One of the key directions of work of the tax authorities is conducting tax monitoring and pre-audit analysis of organizations based on industry average indicators.The main purpose of industry analysis is the implementation in practice of the tax authorities of tax surveillance mechanism, diagnosis and analysis to identify areas of the organization activity (the industry) with tax risk and to estimate tax risk based on industry average indicators in order to take control and analytical management decisions. The article analyzes the existing methods of analysis of tax risks taxpayers, as well as identified the main problem points related to the implementation of the methodology in the daily work of the tax authorities.
Ключевые слова: налоговый мониторинг, среднеотраслевой индикатор, налоговый риск, предпроверочный анализ.
Keywords: tax monitoring, the industry average indicator, tax risk, pre-audit analysis.
На протяжении последних лет повышается роль аналитической составляющей в проведении контрольных мероприятий налоговых органов. Как следствие, количество выездных налоговых проверок (ВНП) снижается и одновременно повышается их эффективность.
Такие результаты возможны при проведении работы по своевременному выявлению и устранению зон налоговых рисков (проведению анализа адекватности уровня налоговых обязательств результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков).
При этом выявление налоговых рисков целесообразно проводить по отраслевому принципу, поскольку корректная оценка финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного налогоплательщика невозможна без учета влияния отраслевых факторов и тенденций [1]. Поэтому одним из ключевых направлений работы налоговых органов является проведение налогового мониторинга и предпроверочного анализа организаций на основе среднеотраслевых индикаторов.
Системный анализ основывается на системном подходе к управлению, а также на использовании математических дисциплин и современных методов управления. Процесс системного анализа заключается в следующих этапах:
1) постановка целей;
2) поиск путей достижения целей;
3) выбор критериев оценки альтернатив достижения целей.
Правильное определение цели равносильно половине решения
проблемы, так как цель - это зеркальное отражение проблемы. В отношении улучшения налогового администрирования проблема формулируется следующим образом - нарушение налогоплательщиками налогового законодательства, выраженное в занижении налоговой базы, занижении суммы налога, подлежащей уплате. Соответственно цель заключается в определении списка налогоплательщиков, которые предположительно (но с максимальной уверенностью) являются нарушителями налогового законодательства [2].
Частичное решение проблемы обеспечивается путем применения налоговыми органами и налогоплательщиками концепции планирования выездных налоговых проверок, которая утвердила общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, а также на основании информации, поступающей из правоохранительных
органов и других внешних источников, информации, получаемой в ходе проводимых контрольных мероприятий [3].
В основе Методических рекомендаций лежит принцип оценки налоговых рисков организаций с последующим сопоставлением фактических значений расчетных показателей со среднеотраслевыми значениями. В том числе сравнение производится по следующим показателям:
- налоговая нагрузка;
- рентабельность продаж/активов;
- удельный вес налоговых вычетов в начисленной сумме НДС (внутренний рынок);
- возмещение НДС при экспорте продукции;
- расходы, включаемые в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Однако для достижения оптимального решения необходимо максимально автоматизировать процесс оценки организаций, обеспечить полный охват анализом налогоплательщиков, состоящих на учете в субъекте РФ, с целью их ранжирования и сопоставления.
Для достижения этой цели, основываясь на утвержденных критериях самостоятельной оценки, применяются методы отраслевого анализа.
Основной целью отраслевого анализа является внедрение в практику налоговых органов механизма налогового наблюдения, диагностики и анализа, позволяющего определять области деятельности организации (отрасли) с налоговым риском и оценивать налоговый риск на основе среднеотраслевых индикаторов в целях принятия контрольно-аналитических управленческих решений1. Прочие цели представлены на рис. 1.
Выявление налогоплательщиков, Выявление зон налоговых рисков
имеющих налоговые риски в целом по отрасли
J L -1 1
Проведение контрольных Проведение контрольных
мероприятии мероприятии, подготовка
аналитических материалов
в разрезе отраслей
Рис. 1. Цели налогового мониторинга организаций на основе среднеотраслевых индикаторов
1 Приказ ФНС России от 23 июля 2009 г. MM-8-l\24gsn@ «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов». - URL: http://www.nalog.ru/html/docs/prikaz_148.doc
Кроме того, в ходе проведения налогового мониторинга формируется структурированная аналитическая база по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Результаты этой работы используются налоговыми органами в целях подготовки аналитических материалов в разрезе отраслей.
Для выполнения поставленных целей в 2009 г. была разработана методика проведения налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов1.
Методика основана на проведении комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по данным их бухгалтерской и налоговой отчетности.
- определение анализируемой отрасли, формирование списка налогоплательщиков, формирование аналитических выборок;
- расчет среднеотраслевых индикаторов, налоговых рисков, рейтингов надежности налогоплательщиков, анализ финансового состояния предприятий отрасли;
- расчет налогового потенциала и дополнительной налоговой нагрузки
- анализ налогоплательщиков отрасли на основе актуальных данных налоговой и бухгалтерской отчетности;
- подготовка заключений о целесообразности включения в план выездных налоговых проверок
- рассмотрение заключений и включение в план выездных налоговых проверок;
- оценка результатов отраслевого анализа и их влияния на эффективность контрольной работы
Рис. 2. Концептуальная схема отраслевого анализа
Методикой предусмотрена двухуровневая система оценки налоговых рисков, состоящая из порядка 50 взаимоувязанных аналитических показателей, которые характеризуют основные направления деятельности налогоплательщика.
Оценка налогового риска заключается в исследовании адекватности налоговых обязательств организации. Под адекватностью понимается обоснованное соответствие исчисленных организацией налоговых
1 См.: Приказ ФНС России от 23 июля 2009 г. MM-8-l\24gsn@ «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов». - URL: http://www.nalog.ru/html/docs/prikaz_148.doc
1. Отраслевой анализ (УФНС)
2. Предпровероч-ный анализ (ИФНС)
3. Контрольная работа (УФНС)
обязательств ее фактической (реальной) финансово-хозяйственной деятельности.
Рис. 3. Система показателей оценки налоговых рисков
Эти показатели получены путем детализации интегральной налоговой нагрузки, т. е. они выводятся из формулы налоговой нагрузки по отдельным видам налогов и позволяют выявить конкретные зоны налоговых рисков1.
Далее проводится сопоставление рассчитанных показателей с соответствующими среднеотраслевыми значениями и определяются отклонения, т. е. выявляются зоны налоговых рисков. При расчете среднеотраслевых значений исключаются налогоплательщики, имеющие отрицательные, нулевые и нетипичные значения показателей в рассматриваемой отрасли.
Индикаторы риска R
Т, R, ... — среднеотраслевые индикаторы налогового риска
• Tn2
Я
— зоны
налогового
риска
•TN, |
I I Орга
N1 N2
Организации
Рис. 4. Методика анализа налоговых рисков на основе среднеотраслевых индикаторов
т
1 См.: Приказ ФНС России от 23 июля 2009 г. MM-8-l\24gsn@ «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов». - URL: http://www.nalog.ru/html/docs/prikaz_148.doc
Далее по каждому налогоплательщику путем суммирования отклонений аналитических показателей от среднеотраслевых значений рассчитывается агрегированный налоговый риск (табл.).
Таблица
Анализ налоговых рисков организаций по отрасли
Наименование Агреги- В том числе риск-баллы по показателям
организации рованный Удельный Отноше- Удельный вес Среднеме-
налого- вес себе- ние про- налоговых сячная зара-
вый риск стоимости чих дохо- вычетов ботная плата
в выручке дов к в начисленной на 1 работни-
от продаж прочим расходам сумме НДС ка
Организация 10 2 303 208 0 79 95
Организация 9 2 234 394 472 0 233
Организация 3 1 976 104 427 25 208
Организация 1 1 242 200 463 0 86
Организация 14 1 019 0 274 73 27
Организация 13 989 34 0 83 108
Организация 12 896 0 0 253 0
Организация 5 757 0 187 25 123
Организация 2 650 0 183 0 0
Организация 7 574 4 0 170 2
Организация 4 314 0 247 0 0
Организация 6 264 0 0 0 0
Организация 8 228 0 0 22 0
Организация 11 178 0 0 0 0
На основании такого агрегированного риска осуществляется отбор налогоплательщиков для проведения в отношении них предпрове-рочного анализа и дальнейших контрольных мероприятий по принципу наибольшего агрегированного риска.
В табл. в первом столбце представлен агрегированный налоговый риск, в последующих - его составляющие.
Далее по отдельным налогоплательщикам с самыми высокими налоговыми рисками проводится углубленный анализ по всей совокупности налоговых и финансовых показателей. Для этого применяется индивидуальная карточка налогоплательщика.
Индивидуальная карточка налогоплательщика - это отчет по конкретному предприятию, содержащий несколько разделов, характеризующих:
- финансовое состояние налогоплательщика и результаты его деятельности;
- налоговые поступления.
Также в карточке имеется отдельные разделы по характеристике областей налоговых рисков по каждому налогу, а также оценке рисков. В конце карточки предусмотрен раздел, содержащий основные выводы и рекомендации для специалистов контрольного блока, полученные на основе проведенного анализа.
На сегодняшний день разработано и успешно функционирует программное обеспечение, позволяющее «поднимать» данные налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков на федеральный уровень. На основе полученной информации налоговыми органами рассчитаны среднеотраслевые индикаторы в разрезе отдельных отраслей. Это нефтепереработка, автомобилестроение, производство табачной продукции.
Вместе с тем широкое внедрение мониторинга на основе среднеотраслевых индикаторов в практическую деятельность налоговых органов в настоящее время ограничено из-за комплекса проблем.
Во-первых, с момента принятия методики в 2009 г. были внесены значительные изменения в законодательство о налогах и сборах. В частности, отменен единый социальный налог. Неоднократно вносились изменения в формы налоговой и бухгалтерской отчетности. Таким образом, существующая методика нуждается в корректировке в соответствии с указанными изменениями.
Во-вторых, несмотря на то, что основной целью методики является повышение результативности контрольных мероприятий и качества самого предпроверочного анализа, пока не в полной мере реализована обратная связь по итогам контрольных мероприятий с результатами проведенного мониторинга.
Как уже говорилось, на сегодняшний день налоговыми органами рассчитаны среднеотраслевые значения в некоторых отраслях и определены налогоплательщики, осуществляющие деятельность с налоговыми рисками. В отношении наиболее крупных налогоплательщиков составлены индивидуальные карточки, последний раздел которых содержит основные выводы и рекомендации для контрольного блока. В этих карточках описываются выявленные риски и акцентируются те моменты, на которые следует обратить внимание при проведении проверки. Также в карточках предусмотрен раздел, который заполняется по результатам контрольных мероприятий (так называемая «обратная связь»).
Однако в настоящее время фактически отсутствует увязка результатов проведенного мониторинга и выездных налоговых проверок. Это не способствует как повышению контрольных мероприятий, так и пониманию эффективности используемых среднеотраслевых индикаторов риска.
Поэтому в целях совершенствования методики необходимо провести апробацию полученных результатов мониторинга на результатах контрольных мероприятий. Иными словами, необходимо получить информацию о том, какие результаты были достигнуты в ходе контрольных мероприятий по ранее выявленным зонам налоговых рисков, оценить адекватность полученных результатов. Такая увязка результатов предпроверочного анализа и контрольных мероприятий позволит на постоянной основе совершенствовать методику, поддерживать ее актуальность, а значит, и востребованность [4].
В 2012 г. налоговыми органами была проведена практическая апробация рекомендаций, предусмотренных методикой, в Тульской, Рязанской и Смоленской областях.
В частности были отобраны 4 вида деятельности:
- производство мяса и мясопродуктов;
- строительство зданий и сооружений;
- оптовая торговля прочими непродовольственными товарами;
- деятельность автомобильного грузового транспорта.
По этим видам деятельности были выбраны результативные проверки с высоким уровнем и доначислений, и взысканий. Затем были сопоставлены результаты налогового мониторинга и выявленных правонарушений.
В результате было установлено, что наиболее типичными видами риска для этих отраслей являются сокрытие реальных масштабов производства и реализации продукции, что приводит к занижению налогооблагаемой базы и сумм уплачиваемых налогов на прибыль и НДС, а также завышение налоговых вычетов по приобретенным на внутреннем рынке товарам, работам, услугам.
При этом наиболее часто встречающимися правонарушениями, выявленными в ходе результативных выездных налоговых проверок организаций, стали неполное отражение налоговой базы для исчисления налога на прибыль и НДС, а также неправомерное принятие к вычету сумм НДС по приобретенной продукции и частичной оплате в счет будущих поставок товаров, т. е. выявленные зоны риска совпали с правонарушениями.
Таким образом, с помощью налогового мониторинга на основе среднеотраслевых показателей уже сейчас налоговые органы могут получить детальную информацию об особенностях развития экономики региона, выявить уровень налогового потенциала отдельных отраслей и зон налоговых рисков. Кроме того, результаты мониторинга на основе среднеотраслевых индикаторов могут дополнительно использоваться при формировании планов контрольных мероприятий.
Список литературы
1. Климова Н. В. Методические основы анализа налоговых рисков // Финансы. - 2011. - № 3. - С. 31-34.
2. Косое М. Е. Повышение эффективности налогового контроля // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2013. - № 2 (73). - С. 60-68.
3. Косое М. Е. Ресурсная концепция налогообложения и налогового контроля // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2011. - № 1 (50). - С. 59-68.
4. Харакоз Ю. К., Косое М. Е. Приемы и способы управленческого учета, используемые при определении цен для целей налогообложения в контролируемых сделках // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 1. - С. 182-185.
References
1. Klimova N. V. Metodicheskie osnovy analiza nalogovykh riskov [Methodical Bases of the Analysis of Tax Risks], Finansy [Finance], 2011, No. 3, pp. 31-34. (In Russ.).
2. Kosov M. E. Povyshenie effektivnosti nalogovogo kontrolya [Increase of efficiency of tax control], Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of the Russian State University of Trade and Economy], 2013, No. 2 (73), pp. 6068. (In Russ.).
3. Kosov M. E. Resursnaya kontseptsiya nalogooblozheniya i nalogovogo kontrolya [Resource Concept of the Taxation and Tax Control], Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of the Russian State University of Trade and Economy], 2011, No. 1 (50), pp. 59-68. (In Russ.).
4. Kharakoz Yu. K., Kosov M. E. Priemy i sposoby upravlencheskogo ucheta, ispol'zuemye pri opredelenii tsen dlya tseley nalogooblozheniya v kontroliruemykh sdelkakh [The Receptions and Ways of Management Accounting Used at Determination of the Prices for the Taxation in Controlled Transactions], Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Vestnik of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia], 2014, No. 1, pp. 182-185. (In Russ.).